УДК 37.013
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
THEORETIC-METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF FORMING ORGANIZATIONAL-MANAGERIAL SKILLS OF ТEACHERS OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN
А.Ю. Чёрный, Г.В. Якушкина A.Y. Chernyi, G.V. Yakushkina
Орловский государственный институт культуры, Россия, 302020, г. Орёл, ул. Лескова, 15
Orel State Institute of Culture, 15, Leskov Str., Orel, 302020, Russia
Е-mail: [email protected]
Аннотация
В статье на теоретическом уровне рассматривается педагогическая проблема формирования организационно-управленческих навыков у педагогов дополнительного образования детей. С позиций ряда социально-гуманитарных наук раскрываются понятия "навык", "организация", "управление" и выявляются их взаимосвязи. В результате выполненного теоретического анализа уточняется сущность организационно-управленческих навыков в контексте функций профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей. На основе положений социально-культурного подхода в работе предлагаются критерии и показатели для целостного выявления сформированности организационно-управленческих навыков у педагогов, реализующих общеобразовательные программы художественно-творческой направленности в учреждениях образования и культуры.
Abstract
The article examines the pedagogical problem of the formation of organizational and managerial skills of teachers of additional education for children at the theoretical level. From the standpoint of a number of social and humanitarian sciences, the concepts "skill", "organization", "management" are determined and their interrelations are identified. The theoretical analysis of sources on philosophy, social economics and management makes it possible to see a close functional relationship between organization and management in the content of various activities of the teacher of additional education (socially-oriented, professional-methodical, artistic and creative), and to justify the need for organizational and managerial skills in the process of continuous education and self-education of the specialist in the sphere of additional education. Taking into consideration psychological and pedagogical concepts, it seems possible to determine the organizational and managerial skills of the teacher of additional education for children as specially developed and persistently manifested professionally significant personal qualities necessary for methodically competent, productive and effective implementation of pedagogical activities in educational and cultural institutions. Consideration of the problem of the formation of organizational and managerial skills of teachers of additional education for children from the standpoint of socio-cultural approach determines the development of a system of criteria and indicators aimed at identifying the degree and quality of the formation of these skills in the conditions of socio-cultural interaction of teachers in the context of the work of districts' methodical associations and in the process of professional development.
Ключевые слова: организационно-управленческие навыки; дополнительное образование детей; педагог дополнительного образования, формирование
Keywords: organizational and management skills; additional education for children; teacher of additional education, formation
Введение
Модернизация системы отечественного образования, планомерно реализуемая в нашей стране, кардинально преобразила «портрет» современного педагога дополнительного образования детей. Анализ ряда документов, нормирующих развитие дополнительного образования, позволяет сделать вывод о том, что сегодня в обществе возросла потребность в кадрах для данной сферы, не только хорошо знающих свое дело, но и ориентированных на предприимчивость и творчество, обладающих развитым профессиональным самосознанием, а также организационно-управленческими навыками, определяющими в сложной и противоречивой действительности жизнеспособность личности и результативность ее деятельности.
В Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) сформулирована ключевая социокультурная роль дополнительного образования как одного из организационно-управленческих институтов общества, Она заключается в мотивации внутренней активности детей и подростков к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. Исходя из этого, дополнительное образование в современных условиях осознается не как подготовка к жизни или профориентация, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности [Коджаспирова, 2002].
Исходя из нового документа - профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 г. № 613-н), вступившего в силу с 1 января 2017 г., мы можем увидеть некий «идеальный» портрет современного педагога дополнительного образования. [Профессиональный стандарт, 2015]
В соответствии с данным документом, основными направлениями работы педагога дополнительно образования являются:
• преподавание по дополнительным общеобразовательным программам;
• организационно методическое обеспечение реализации дополнительных обще образовательных программ;
• организационно педагогическое обеспечение реализации дополнительных общ еобразовательных программ.
Данные направления профессиональной деятельности включают множество функций, направленных на всестороннюю работу педагога не только с обучающимися и их родителями, но и с общественностью. В своей работе педагог дополнительного образования должен проводить учебные занятия и родительские собрания, а также организовывать процесс набора и обучения в соответствии со своей дополнительной общеобразовательной программой; вести регулярную работу с родителями как групповую, так и индивидуальную; создавать материально-технические и методические условия для реализации своей программы; вести постоянный мониторинг и текущий контроль за обучающимися; поддерживать и улучшать психологический климат в коллективе со стороны детей и их родителей; уметь разрабатывать, организовывать и проводить совместную культурно-досуговую деятельность своего объединения; готовить обучающихся к участию в различных выставках и конкурсах с целью оценки и демонстрации результатов творческой деятельности.
Как можно заметить, в разделах профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» постоянно делается акцент на такие понятия как: разработка, организация, обеспечение, развитие, контроль и мониторинг, кратко обозначающие ряд организационно-управленческих функций педагогической деятельности. Другими словами, современный педагог дополнительного образования детей должен обладать не только профессиональными качествами, знаниями и умениями по профилю преподаваемой им дисциплины или вида деятельности, но и для более успешной
работы и дальнейшего профессионального и личностного роста, несомненно, владеть организационно-управленческими навыками.
В своём исследовании мы обратились к анализу деятельности педагогов дополнительного образования, организующих коллективную художественно-творческую деятельность детей (хореографическую, театральную, музыкально-инструментальную, вокально-хоровую). Часто на практике данные педагоги фактически выступают в качестве руководителя любительского (самодеятельного) художественно-творческого коллектива. Помимо специальных и творческих задач ему приходится решать все вопросы, связанные с жизнью руководимого им коллектива: набором участников и проведением регулярной репетиционной работы, пошивом костюмов и изготовлением декораций, подготовкой концертных выступлений и организацией концертной и фестивально-конкурсной деятельности и др. Таким образом, педагог дополнительного образования (руководитель художественно-творческого коллектива) - это человек-управленец, от организационно-управленческих навыков которого зависит продолжительность творческого пути коллектива и его успех, востребованность у зрителей и творческая активность участников.
В то же время результаты социологического опроса, проведённого нами среди педагогов дополнительного образования художественно-творческого профиля (в исследовании приняли участие более двухсот педагогов, работающих в городских и сельских учреждениях дополнительного образования детей), свидетельствуют, что сами педагоги оценивают уровень сформированности своих организационно-управленческих навыков как средний (56% опрошенных) и низкий (19 % опрошенных). Данные реалии актуализируют рассмотрение проблемы формирования организационно-управленческих навыков у педагогов дополнительного образования детей на теоретическом и практическом уровнях, чем и обусловлено предпринятое нами исследование.
Основная часть
Для раскрытия сущности понятия «организационно-управленческие навыки» в контексте профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, прежде всего, необходимо изучить термины, являющиеся для него основополагающими: «навык», «организация», «управление», а также понять их функциональную взаимосвязь.
Этимологическое происхождение понятия «навык» трактуется как: «общеславянское образование от глагола «навыкати» в значении «привыкать». Древний корень в словах навык, привыкать, отвыкнуть и т.п. - -ык- (в возникло как дополнительный звук, поскольку славянское слово не может начинаться со звука ы), чередующийся с -ук- (чередованиеу-ы как в студить - стынуть), представленный в словах учить, наука» [Фасмер, 1987:35].
В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля слово «навык» поясняется как действие «навыкать - навыкнуть, привыкать, обыкать, приучаться опытом, получать навык к чему-либо, набивать руку, наостриться, навыреть» Поговорки о навыке: «Навык мастера ставит»; «Навычка - выучка»; «Навычный, навыклый, навыкший -искусный по опытности, по навыку» [Даль, 1956:389].
Обратившись к Толковому словарю С.И. Ожегова, видим, что навык определяется достаточно лаконично, как «...умение, выработанное упражнениями и привычкой». [Ожегов, 1999:377]
В различных источниках и областях знаний навык трактуется по-разному, но в целом у него есть общее базовое определение, которое подразумевает под собой некое автоматизированное действие или операцию, доведённые до совершенства путем многочисленного повторения, обучения или же выработанные привычкой. Навыки имеют огромное значение в любой (профессиональной, учебной и бытовой) деятельности, во многом определяя уровень мастерства при ее выполнении.
Понятие «навык» достаточно подробно рассмотрен с позиций различных гуманитарно-научных подходов. С точки зрения философской науки, навык рассматривается
взаимосвязано с действием человека в структуре его деятельности. Действие при этом есть «...структурная единица человеческой деятельности, её относительно завершенный отдельный акт, для которого характерны направленность на достижение определенной осознаваемой цели, произвольность и преднамеренность индивидуальной активности» (Б.Г. Юдин) [Новая философская энциклопедия,2010]. Следовательно, под навыком можно понимать активную автоматизированную деятельность, которая характеризуется как активное (преобразовательное) отношение человека к действительности с целью реализации имеющихся в ней возможностей, что обусловливает способ утверждения себя в наличном бытии. При этом только осмысленные, осознанно расчлененные и объединенные в системы навыки, как высшая их форма, дают возможность человеку сохранять сознательный контроль за своими действиями и сравнительно легко их перестраивать. [Философский энциклопедический словарь].
В психологическом знании понятие «навык» дифференцируется. Так, ученые-психологи различают следующие основные виды навыков: перцептивный, интеллектуальный, двигательный, коммуникативный, а также рассматривают влияние на них различных эмпирических факторов.
Процесс формирования навыков включает определение его компонентов и такое овладение операцией, которое позволяет достичь наивысших показателей на основе совершенствования и закрепления связей между компонентами, их автоматизации и высокого уровня действия к воспроизведению.
На формирование навыка влияют следующие эмпирические факторы: мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление, формирование в целом или по частям. При этом для уяснения содержания операции имеет значение уровень развития субъекта, наличие у него знаний и умений, а также способ объяснения субъекту содержания операции (прямое сообщение, косвенное наведение, и др.) и обратная связь с ним. На овладение операцией влияет полнота уяснения ее содержания и постепенность перехода (величина скачков) от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризированность, скорость и др.) и т.п. В реальной практике выработки навыков те или иные сочетания отмеченных факторов создают различные картины процесса формирования навыков. В результате возможен быстрый прогресс в начале и замедленный в конце или наоборот, возможны и смешанные варианты. [Психология, 1990:227] Следовательно, для формирования организационно-управленческих навыков у педагогов дополнительного образования необходимо выявить механизмы, факторы и условия, без которых оно не может происходить и благодаря чему данный процесс протекает более эффективно.
В педагогической науке навык ассоциируется в первую очередь с учебной и воспитательной деятельностью и входит в состав классической «триады» знания, умения и навыки, выражающей и целеполагание, и содержательную сущность процесса обучения. [Коджаспирова, 2000:90] В сфере социального воспитания навык также рассматривается как способ выполнения социально направленных действий и операций, ставший в результате многократных упражнений автоматизированным [Мардахаев, 2002:161].
Алгоритм формирования навыка строится следующим образом. Для того чтобы выполнить какое-либо действие - трудовое, учебное, игровое, необходимо прежде всего знать, как это делать, то есть обладать соответствующими знаниями, представлениями, понятиями и суждениями о предметах и явлениях реальной действительности, законах природы и общества, способах деятельности и др. Источники формирования знаний -целенаправленный педагогический процесс, жизненный и производственный опыт, самообразование. На их основе у человека формируются умения путем применения на практике знаний и способов деятельности. Различаются практические и интеллектуальные умения и соответствующие им способы деятельности. Особенностью умения является то, что оно может быть освоено в разной степени и выполняться на разном уровне, но всегда под контролем сознания. Однако всех элементов своей деятельности, её исполнения,
регуляции и контроля, человек никогда не осознает. То есть отдельные приемы, способы, операции деятельности в результате многократных повторений начинают выполняться автоматически, без непосредственного контроля сознания и таким образом превращаются в навык. В этой связи умения и навыки, как показатели степени овладения деятельностью, необходимо рассматривать как целое и часть.[Остапенко, 2010]. При этом выработка навыка складывается из нескольких этапов. Сначала выделенные частные приемы и операции объединяются в единое действие, потом устраняются ошибки, далее следует улучшение качества навыка и, наконец, автоматизация и включение его в деятельность.
Таким образом, по своей сущности и наполненности понятие «навык» в разных гуманитарных науках трактуется единообразно, что дает нам возможность в рамках нашего исследования рассматривать процесс формирования навыка в контексте деятельности педагога дополнительного образования как приобретение определенных знаний, умений и личностных качеств путем обучения, многократного повторения, использования на практике и доведения в итоге до автоматизма требуемых параметров личности.
В отличие от понятия «навык», «организация» и «управление» имеют множество значений в различных областях знаний. Общий смысл этих понятий указывается в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «Организация взаимосвязана с организованностью, планомерным продуманным устройством и внутренней дисциплиной» [Ожегов, 1999:458]. Данное понятие применимо как к объектам, так и субъектам деятельности. «Управление - это руководство и направление деятельности или действий кого-нибудь либо чего-нибудь» [Ожегов, 1999:836].
В отрасли социальной науки «Экономика и управление» их функции дифференцируются наиболее четко. Б.А. Райзберг и Л.Ш. Лозовский трактуют эти два понятия так: организация - составная часть управления, заключающаяся в координации действий отдельных элементов системы, достижением взаимного соответствия функционирования ее частей. [Райзберг, Лозовский, 2005:269] Управление - сознательное, заранее продуманное со стороны одних людей (управляющих) воздействие на других людей (управляемых) - субъектов, а также на экономические объекты. Такое воздействие необходимо, чтобы получить задуманный, желаемый результат. Тот, кто управляет, организует совместные действия многих людей и упорядочивает их деятельность, подчиняя её единому замыслу [Райзберг, Лозовский, 2005:388].
Исходя из этого, видно, что управление более широкое по семантике понятие, чем организация. Если в экономических науках эти два понятия имеют разный смысл и направленность действий, но при этом взаимодополняют друг друга, то в социальной психологии зачастую рассматривается только одно понятие «организация», в которое включены также функции управления. С психологической точки зрения организация представляет собой взаимоупорядоченное, дифференцированное социальное объединение индивидов или групп для достижения общих целей, программ и интересов. При этом степень расхождения или совпадения интересов индивидов с их должностными функциями, с программой и структурой организации влияет на эффективность ее (организации) деятельности. Поэтому для всех организационных отношений между людьми характерно взаимодействие общего и индивидуального [Большая психологическая энциклопедия , 2007:301]. Таким образом, в психологии термин «организация» рассматривается как некое объединение группы людей и как выстроенный процесс взаимодействий и взаимоотношений между ними.
В современном педагогическом знании, в теории управления педагогическими системами, под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
В педагогической литературе нет единого понимания понятия «педагогическая система», её структуры и функциях. Данный термин (от греч. 8уБ1еша - целое, составленное из компонентов, частей, соединение элементов) используется в разных контекстах и с
различным смыслом. В определении понятия «педагогическая система» в научно-педагогическом знании выделяются две группы. В первой в качестве существенного признака педагогической системы рассматривается её целостность, во второй -совокупность элементов системы вместе с отношениями между ними.
С позиций гуманистической педагогики, педагогическая система - относительно устойчивая совокупность элементов, организованное соединение людей, сфер их действия, порядка выполнения функций, пространственно-временных связей, отношений, способов взаимодействия и структуры деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей и результатов, решения запланированных культурно-развивающих задач воспитания и обучения человека [Маслова, 1994:30].
Коллективный и/или индивидуальный субъект управления (руководитель, менеджер, педагог и др.) выполняет важнейшую роль в любой педагогической системе. В своей деятельности он должен опираться на принципы управления - основные исходные положения, определяющие требования и содержание, структуру, организацию этого процесса. В них выражены осознанные конкретные потребности функционирования и развития педагогического процесса и отражаются требования его объективных закономерностей.
Современными учёными В.А. Сластёниным, И.Ф. Исаевым и Е.Н. Шияновым обоснованы такие принципы управления педагогической системой, как демократизация и гуманизация, системность и целостность, рациональное сочетание централизации и децентрализации, единство единоначалия и коллегиальности в управлении, объективность и полнота информации. [Сластёнин и др., 2002:248] Следовательно, понимание системной природы педагогического процесса и педагогической деятельности создает реальные предпосылки для эффективного управления ими.
Рассмотрим далее местоположение организационно-управленческих навыков в структуре профессиональной компетентности педагога, в том числе - педагога дополнительного образования детей. В педагогической литературе, посвящённой проблеме профессиональной компетентности педагога, как отмечает М.В. Корепанова, особо отмечается, что психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания -необходимое, но недостаточное условие профессиональной компетентности. Они являются предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков и играют ведущую роль в формировании практической готовности педагога к выполнению профессиональной деятельности.
Основу данной готовности, по мнению исследователей, составляют:
- организаторские умения и навыки педагога, предполагающие включение учащихся в различные виды деятельности;
- мобилизационные умения и навыки;
- информационные умения и навыки;
- развивающие умения и навыки (создание условий для развития индивидуальных особенностей учащихся);
- ориентационные умения и навыки (формирование морально-ценностных установок);
- коммуникативные умения и навыки, объединяющие перцептивные умения и навыки, умения и навыки педагогического общения и педагогической техники, прикладные умения и навыки (художественные, музыкальные и др.) [Корепанова, 2012:83].
Нам близка точка зрения А.И. Максакова и В.И. Максаковой [2015], которые рассматривают организационно-управленческие навыки во взаимосвязи с качествами личности педагога и антропологической направленностью его мировоззрения. Данный синтез обуславливает стремление и способность педагога к целостному самосовершенствованию в контексте профессиональной деятельности.
Для нашего исследования имеет большое значение представленный в работе Холод В.Л. [2010] опыт организационно-управленческой деятельности, реализуемой на
региональном уровне посредством социального партнёрства и взаимодействия между педагогами учреждений образования, специалистами (психологами, социологами и др.) и жителями городских и сельских поселений. Цель данного взаимодействия - создание воспитательного пространства на территории района в интересах социально-педагогической защиты подрастающего поколения.
Таким образом, проведённый теоретический анализ позволяет определить организационно-управленческие навыки педагога дополнительного образования детей как специально выработанные и устойчиво проявляемые профессионально значимые качества личности, необходимые для грамотного, продуктивного и эффективного осуществления педагогической деятельности в условиях детского художественно-творческого коллектива в учреждении дополнительного образования. Для их формирование педагогу дополнительного образования требуются:
- теоретические знания в области управления и организации процессами с точки зрения менеджмента, социальной психологии и педагогики;
- умения применять имеющиеся знания в планировании, организации и грамотном управлении процессом деятельности, общения и взаимодействия;
- готовность к управленческой деятельности (чёткое формулирование цели и задач, быстрое принятие решений, реагирование на внештатные ситуации, персональная ответственность за весь организуемый процесс);
- развитые коммуникативные и организаторские способности, готовность к взаимодействию и творческому сотрудничеству на разных уровнях (с коллегами по месту работы, детьми и их родителями, с представителями учреждений образования и культуры, общественностью и др.);
- умения самоорганизации и волевой регуляции своей деятельности в сфере дополнительного образования детей.
Исходя из этих базовых оснований, представляется возможным осуществлять педагогическое проектирование критериев формирования организационно-управленческих навыков у педагогов дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации и деятельности методических объединений на местах.
Проектирование критериев формирования организационно-управленческих
навыков
Рассмотрение проблемы формирования организационно-управленческих навыков у педагогов дополнительного образования детей на основе взаимосвязи функций профессионально-педагогической деятельности, художественно-творческой деятельности детских любительских коллективов и социально-культурной деятельности учреждений дополнительного образования обусловило наш выбор социально-культурного подхода в качестве методологической основы педагогического проектирования. Основные положения и принципы этого подхода раскрыты в исследованиях ряда современных учёных (Исаев И.Ф., Ильинская И.П., Лапин Н.И., Мацукевич О.Ю., Ярошенко Н.Н. и др.).
Основополагающие методологические принципы социокультурного подхода, обоснованы в работе философа и социолога Н.И. Лапина [2000]:
- принцип человека активного (homo activus), что акцентирует внимание на многомерности человека как био-социо-культурного существа и на элементах структуры личности как субъекта действий;
- принцип человеческого взаимодействия как простейшего, или родового социокультурного явления, при этом само действие субъекта понимается как компонент взаимодействия с другими субъектами, как имеющее значение для них и выполняющее определенные функции по отношению ко всем субъектам взаимодействий;
- принцип взаимопроникновения культуры и социальности в любой человеческой общности, постоянную их взаимосвязь и взаимовлияние, но при этом ни одно из них не сводится к другому и не выводится из него;
- принцип соответствия личностно-поведенческих характеристик и социетальных характеристик двух основных типов общества - традиционалистского и либерального (современного);
- принцип социокультурного баланса, то есть динамического равновесия между культурными и социальными компонентами, между обществом и входящими в него субъектами, что является условием его устойчивости;
- принцип симметрии и взаимообратимости социетальных процессов, что обеспечивает их воспроизводство и изменение в конкретном обществе;
- принцип необратимости эволюции социокультурной системы как целого.
Вслед за учёными-педагогами О.Ю. Мацукевич, Н.Н. Ярошенко мы рассматриваем социально-культурный подход как конкретное проявление общенаучной социокультурной методологии применительно к конкретным задачам воспитания и развития личности как субъекта социально-культурных процессов [Мацукевич, 2012].
Исходя из выше названных методологических ориентиров, в нашем исследовании были обоснованы критерии формирования организационно-управленческих навыков у педагогов дополнительного образования, реализующих для детей общеобразовательные программы художественно-творческой направленности: информационно-методический, мотивационно-ценностный, самоорганизационный, социально-ориентированный и творческо-деятельностный.
Рассмотрим содержание данных критериев через систему критериальных характеристик (показателей), которые как раз и позволяют произвести оценку степени сформированности организационно-управленческих навыков у педагогов в профессиональном и личностном измерении. Представим предлагаемые нами критерии и показатели в виде таблицы.
Таблица
Критерии и показатели формирования организационно-управленческих навыков у педагогов дополнительного образования детей Criteria and indicators of the formation of organizational and managerial skills In teachers of additional éducation of children
Название критерия Показатели в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования художественно-творческой направленности
Информационно- методический критерий Наличие организационно-управленческих знаний применительно к сфере художественно-творческой деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. Знание социальных и профессиональных требований к педагогу дополнительного образования на основе современных нормативно-правовых документов. Расширение своих профессиональных организационно-методических знаний.
Окончание табл.
Мотивационно- ценностный критерий Стремление к формированию и совершенствованию своих организационно-управленческих навыков. Навыки целеполагания и планирования своей профессиональной деятельности. Навыки прогнозирования результата деятельности как социально-культурного продукта.
Самоорганизационный критерий Навыки самоорганизации своей деятельности, направленной на формирование организационно-управленческой компетентности. Навыки самоорганизации своей деятельности, направленной на профессиональное развитие и рост в сфере художественного творчества. Навыки контроля, анализа и оценки своей деятельности.
Социально- ориентированный критерий Навыки взаимодействия и сотрудничества с коллегами, социальными партнерами, родителями участников детских художественно-творческих объединений. Навыки организации социально значимых акций и творческих проектов с их последующей реализацией. Регулярное участие с детским художественно-творческим коллективом в концертной, фестивальной и конкурсной деятельности.
Творческо- деятельностный критерий Навыки творческого сотрудничества с участниками детских художественно художественно-творческих коллективов. Развитие своего педагогического и художественно-творческого мастерства. Навыки совершенствования своей организационно-управленческой деятельности.
Таким образом, предлагаемая система критериев и показателей может в дальнейшем исследовании выступить основой для описания актуальной цели, содержания и результата предпринимаемой педагогической деятельности, направленной на формирование организационно-управленческих навыков у педагогов дополнительного образования, реализующих для детей общеобразовательные программы художественно-творческой направленности. Неотъемлемыми условиями этого выступают педагогическое моделирование и апробирование разработанной модели в практике социально-культурного и творческого взаимодействия педагогов, работающих в учреждениях дополнительного образования и учреждениях культуры на муниципальном уровне.
Заключение
Проведённый теоретический анализ источников по философии, социальной экономике и управлению позволяет увидеть тесную функциональную взаимосвязь организации и управления в содержании разных направлений деятельности педагога дополнительного образования - социально-ориентированной, профессионально-методической, художественно-творческой, и обосновать необходимость формирования организационно-управленческих навыков в процессе непрерывного образования и самообразования специалиста в сфере дополнительного образования.
Исходя из положений психолого-педагогических концепций, представляется возможным определить организационно-управленческие навыки педагога дополнительного образования детей как специально выработанные и устойчиво проявляемые профессионально значимые качества личности, необходимые для методически-грамотного, продуктивного и эффективного осуществления педагогической деятельности в учреждениях образования и культуры
Рассмотрение проблемы формирования организационно-управленческих навыков у педагогов дополнительного образования, реализующих для детей общеобразовательные программы художественно-творческой направленности, с позиций социально-культурного подхода обусловливает разработку системы критериев и показателей, направленных на выявление степени и качества сформированности данных навыков в условиях социально-культурного взаимодействия педагогов, организуемого в рамках работы районных методических объединений и в ходе повышения квалификации.
Список литературы References
1. Большая психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. - С. 301.
Bol'shaya psihologicheskaya ehnciklopediya. - M.: EHksmo, 2007. - S. 301.
2. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2 (И - О). - Москва: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1956. - С. 389.
Dal', V. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka. T. 2 (I - O). - Moskva: Gosudarstvennoe izdatel'stvo inostrannyh i nacional'nyh slovarej, i956. - S. 3S9.
3. Исаев, И.Ф., Ильинская, И.П. Проблема методологических оснований формирования личности школьника в поликультурной образовательной среде // Научные ведомости БелГУ, 2009.
- № 14 (69). - С. 43-50.
Isaev, I.F., Il'inskaya, I.P. Problema metodologicheskih osnovanij formirovaniya lichnosti shkol'nika v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede // Nauchnye vedomosti BelGU, 2009. - № 14 (69). - S. 43-50.
4. ^джаспирова, T.M., ^джаспиров A.^^ Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - M.: Издательский центр «Aкадемия», 2000. - С. 90.
Kodzhaspirova, G.M., Kodzhaspirov A.YU. Pedagogicheskij slovar': dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000. - S. 90.
5. ^нцепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://rg.ru/20i4/09/0S/obrazovanie-site-dok.html
Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej (utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 4 sentyabrya 20i4 g. № 1726-r) [EHlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://rg.ru/20i4/09/0S/obrazovanie-site-dok.html
6. ^репанова, Mí., Гончарова О.В., Лавринец ИА. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. учрежд. высш. проф. образования. - 2-е изд. переработ. и дополн. - M.: Издательский центр «Академия», 2012. - 240 с.
Korepanova, M.V., Goncharova O.V., Lavrinec I.A. Osnovy pedagogicheskogo masterstva: uchebnik dlya stud. uchrezhd. vyssh. prof. obrazovaniya. - 2-e izd. pererabot. i dopoln. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 20i2. - 240 s.
7. Лапин, Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры // Социологические исследования, 2000. - № 7. - С. 3-i2.
Lapin, N.I. Sociokul'turnyj podhod i societal'no-funkcional'nye struktury // Sociologicheskie issledovaniya, 2000. - № 7. - S. 3-i2.
S. Mаксаков, A.^, Mаксакова, В.И. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - M.: Издательство Юрайт, 2015. - 293 с.
Maksakov, A.I., Maksakova, V.I. Pedagogicheskaya antropologiya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - M.: Izdatel'stvo YUrajt, 20i5. - 293 s.
9. Mаслова, Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Часть 1: Гуманистическая педагогика: пособие для самообразования специалиста по социальной работе. - Орел: Изд-во ОГУ, i994. - 138 с.
Maslova, N.F. Rabochaya kniga social'nogo pedagoga. CHast' i: Gumanisticheskaya pedagogika: posobie dlya samoobrazovaniya specialista po social'noj rabote. - Orel: Izd-vo OGU, i994. - i3S s.
10. Mацукевич, О.Ю. Социально-культурный подход в контексте педагогического исследования ресоциализации личности // Вестник MFYKM, 2012. - № 4. - С. 105 -i09.
Macukevich, O.YU. Social'no-kul'turnyj podhod v kontekste pedagogicheskogo issledovaniya resocializacii lichnosti // Vestnik MGUKI, 20i2. - № 4. - S. i05-i09.
11. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии РAН; Национальный общественно-научный фонд; Представитель научно-редакционного совета В.С. Степин. - 2-е изд., испр. и допол. - M.: Mbira^ 2010. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/page/about
Novaya filosofskaya ehnciklopediya: v 4 t. / Institut filosofii RAN; Nacional'nyj obshchestvenno-nauchnyj fond;
12. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. РAН. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополн.
- M.: Aзбуковик, 1999. - С. 458; С. 836.
Ozhegov, S.I., SHvedova, N.YU. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: S0 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. RAN. In-t russkogo yazyka im. V.V. Vinogradova. - 4-e izd., dopoln. - M.: Azbukovik, i999. - S. 45S; S. S36.
13. Остапенко, A.A. И ещё раз о знаниях, умениях и навыках, или поможет ли этимология разрешить извечную дидактическую путаницу? // Школьные технологии. - 20i0. - №1. - С. iS3-iS4.
Ostapenko, A.A. I eshchyo raz o znaniyah, umeniyah i navykah, ili pomozhet li ehtimologiya razreshit' izvechnuyu didakticheskuyu putanicu? // SHkol'nye tekhnologii. - 20i0. - №1. - S. iS3-iS4.
14. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 8 сентября 2015 г. № 613-н) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rusedu.center/27-dop-edu/454-kak-stat-pedagogom-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html
Professional'nyj standart «Pedagog dopolnitel'nogo obrazovaniya detej i vzroslyh» (utverzhdyon prikazom Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii 8 sentyabrya 2015 g. № 613-n) [EHlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://rusedu.center/27-dop-edu/454-kak-stat-pedagogom-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html
15. Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш. Экономика и управление. Словарь. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 488 с.
Rajzberg, B.A., Lozovskij, L.SH. EHkonomika i upravlenie. Slovar'. - M.: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2005. - 488 s.
16. Сластёнин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластёнина: в 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 576 с.
Slastyonin, V.A., Isaev, I.F., SHiyanov, E.N. Obshchaya pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij / pod red. V.A. Slastyonina: v 2 ch. - M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2002. -576 s.
17. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 161.
Slovar' po social'noj pedagogike: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij / Avt.-sost. L.V. Mardahaev. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002. - S. 161.
18. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://refdb.ru/look/2616990.html
Filosofskij ehnciklopedicheskij slovar' [EHlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://refdb.ru/look/2616990.html
19. Холод, В.Л. Социальное партнёрство как необходимое условие создания воспитательного пространства региона // Научные ведомости БелГУ, 2010. - № 6 (77). - С. 154-160.
Holod, V.L. Social'noe partnyorstvo kak neobhodimoe uslovie sozdaniya vospitatel'nogo prostranstva regiona // Nauchnye vedomosti BelGU, 2010. - № 6 (77). - S. 154-160.
20. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.
Yaroshenko, N.N. Istoriya i metodologiya teorii social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: uchebnik. - M.: MGUKI, 2007. - 360 s.