Научная статья на тему 'Теоретико-методологические подходы к познанию сущности эстетической культуры личности'

Теоретико-методологические подходы к познанию сущности эстетической культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИКА / ПОНЯТИЕ "ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ" / CULTURE / AESTHETICS / THE CONCEPT OF "AESTHETIC CULTURE OF THE PERSONALITY"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Екатерина Николаевна

В статье анализируются философские, психологические и педагогические взгляды на понятие "эстетическая культура". Уточняется определение эстетической культуры личности, проведен анализ диссертационных исследований по проблеме становления, формирования и развития эстетической культуры личности, выполненный авторами в библиографической базе данных научных публикаций российских ученых РИНЦ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological approaches to the knowledge of the essence of aesthetic culture of the individual

The article analyzes philosophical, psychological and pedagogical views on the concept of "aesthetic culture". The definition of aesthetic culture of the person is specified, the analysis of dissertation researches on a problem of formation, formation and development of aesthetic culture of the person executed by authors in bibliographic database of scientific publications of the Russian scientists of RSCI is carried out.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические подходы к познанию сущности эстетической культуры личности»

professions: national office of overseas skills recognition research article// Australian Government Publishing Service, - 1993.- №8. - 265 c.

2. Parry S.B.The quest for competencies; competency studies can help you make HR decision, but the results are only as good as the siudy // Training. 1996. - № 33. - С. 48-56.

3. Short E.C. Gleanings and possibilities. In E.C. Short (Ed.), Competence: inquiries into its meaning and acquisition in educational settings //University Press of America,- 1984.-C. 161-180.

4. Ellstrom P.E. The many meanings of occupational competence and qualification: In W.J. Nijhof & J.N. Streumer (Eds.), Key qualifications in work and education // Kluwer Academic Publishers, - 1998. -C. 39-50.

5. Eraut M. Developing professional knowledge and competence. - London : Ea Inner Press, 1994, - 272 c.

6. Гнатышина E.A. Теория компетентности« ориентированного управления подготовкой педагогов профессионального обучения : монография. - Челябинск: Изд-во Южно Урал. гос. гуман.-пед, ун-та,2019.- 310с.

7. ЗеерЭ.Ф., Павлова A.M., СыманюкЭ3. Модернизация профессионального образования: компе гентносгный подход : учеб. пособие. М. : Московский психолого-социальный институт, 2005. -216с

8. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как ре зультатив но-целевая основа компетентности ого подхода в образовании: авторская версия. - М.: Исследовательский центр проболеем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с,

9. Молчанов С.Г. Профессиональная компетент ность: четыре ипостаси: сб. науч. трудов // Педагогическая наука на Южном Урале. - 2003. - С 53 81.

Ю.Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы : учебное пособие. - Орел : Ака демия Спецсвязи России, 2016. - 317 с.

И.Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М. : Директт^едиа Паблишинг, 2015,-2Юс,

12.Фокин Ю.Г, Теория и процедурный справоч ник по обучению в высшей школе. - Ростов н/Д. : Феникс, 2015,-445с.

13.Белкин A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004, - 176 с.

14.Селееко Г.К. Компетен тности и их классификация // Народное образование. - 2005. -№11, -С 138-144.

15.Яковлев F.6., Яковлева И.О. Интегративныеметоды обучения в современном вузе // Современ ная высшая школа: инновационный аспект. - 2011. - № 3, - С. 56-62.

16.Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы разви-г ия. - М. : Эгвес, 2002. - 272 С.

17. Военная педагогика: учебное пособие: для слушателей и курсантов военных вузов. - М. : Крас ная звезда, 2008. - 490 с.

18.Фокин Ю.Г. Количественные способы сравнения или оценки изменений качественных объек : тов и освоения компетенций // Машиностроение и компьютерные технологии, - 2014. - №12. -С. 45-75.

19.Пинская М.А. Оценивание в условиях введе ния требований нового Федерального государственного образовательного стандарта, - М. : Педагогический университет "Первое сентября", 2013.-96 с.

20.Лебедева М.Б., Агапонов С,В., Горюнова М.А. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов : учебное пособие. - СПб. : ЬХВ-Петербург, 2010. -

336 с.

21.Илюшин Л.С. Методология и методика кросс культурного исследования образовательной мотивации современных школьников : дис.... д-ра, пед.н.-СПб.,2004.-368 с.

0 cu

M Q-Ш о; h-

1

о

Ol CT),

со г

ск

s

19

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE KNOWLEDGE OFTHE ESSENCE OF AESTHETIC CULTURE OF THE INDIVIDUAL

Gordeeva Ekaterina Nikolaevna, Postgraduate student, Department of Psychology, Pedagogy and Organization of work with personnel. Academy of Management of Interior Ministry of Russia, Moscow

The article analyzes philosophical, psychological and pedagogical views on the concept of "aesthetic culture", The definition of aesthetic culture of the person is specified, the analysis of dissertation researches on a problem of formation, formation and development of aesthetic culture of the person executed by authors in bibliographic database of scientific publications of the Russian scientists ofRSCI is carried out.

Keywords; culture; aesthetics; the concept of "aesthetic culture of the personality7

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ удк 37.011

К ПОЗНАНИЮ СУЩНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬ ТУРЫ ВАК РФ 13.00.01

ЛИЧНОСТИ

В статье анализируются философские, психологические и педагогические взгля- <S> Гордеева ЕМ, 2019 ды на понятие "эстетическая культура", Уточняется определение эстетической культуры личности, проведен анализ диссертационных исследований по про блеме становления, формирования и развития эстетической культуры личности, выполненный авторами в библиографической базе данных научных публикаций российских ученых РИНЦ.

Ключевые слова: культура;эстетика; понятие "эстетическая культура личности",

UJ S

ü UJ

<

d UJ

ГОРДЕЕВА Екатерина Николаевна, адъюнкт, кафедра Психологии, педагогики и организации работы с кадрами, А кадемия управления МВД России, Москва

Понятие "эстетическая культура" неоднозначно определяется исследователями. Анализ диссертационных исследований по проблеме, становления, формирования и развития эстетической культуры личности, выполненный нами в библиографической базе данных научных публикаций российских ученых РИНЦ, показывает достаточно большое количество работ, в названиях которых представлено понятие эстетической культуры. Так, в системе РИНЦ зафиксировано 109 диссертационных исследований, датированных 1990-2018 гг., обращавшихся к понятию эстетическая культура личности, в которых изучалось понятие "эстетическая культура личности", его особенности, содержание, а также вопросы, становления, формирования и эстетической культуры. Как следует из проведенного анализа, наибольшее число диссертационных исследований проводилось в период с 2000 по 2009 гг. {65), в то время как с 2010 по настоящее время их количество сократилось до 18.

В современном обществе, характеризующемся распространением явлений массовой культуры посредством СМИ и Интернет, снижением общего уровня культуры людей актуальность проблемы культурного развития личности, ее острота непрерывно нарастает, что нашло отражение в Основах государственной культурной политики, утвержденной Указом Президента № 808 от 24,12.2014 года, где эстетическое воспитание обозначено как один из основных видов культурной деятельности [1],

Обзор изученных нами работ показывает, что эстетическая культура личности, процесс ее формирования и развития в отечественной науке является предметом исследований в области социологии (1), культурологии (1), философии (9) и педагогики (98),

Такое распределение выглядит вполне логичным, так как само понятие "эстетическая культура" является комплексным, междисциплинарным и имеет непосредственное отношение к двум отраслям философии - культурологии и эстетики, а процесс ее формирования выступает предметом педагогических исследований,

С целью улучшения сложившейся ситуации по формированию и развитию эстетической культуры личности в педагогической теории и практике в настоящее время активно осуществляются поиски инновационных идей, реализуется проектирование новых форм и методов, педагогических и социально-культурных технологий воспитания.

Определяя сущность понятия "эстетическая культура" обратимся сначала к более общим, родовым понятиям "эстетика" и "культура".

В Большой Российской Энциклопедии понятие культура определяется как "исторически сложившийся образ жизни людей, включающий в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления, технику и технологии, способы мышления, деятельности, взаимодействия и коммуникации" [2,308] Таким образом, культура интерпретируется как образ жизни людей, основывающийся на ценностях и нормах, знаниях и умениях, способах мышления, деятельности, взаимодействия и коммуникации.

В Большой Энциклопедии культура определяется как "специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе" [3,468]. Здесь культура также выступает в качестве спосо-

ба организации жизнедеятельности (образа жизни), выраженного в материальных и духовных ценностях, в совокупности отношения личности к себе и своему окружению.

В психологическом словаре встречаем определение культуры как "совокупности общих устойчивых смыслов, ценностей, верований, характеризующих национальные, этнические и другие группы и определяющие поведение их членов" [4,231]. Исходя из определения поведения человека, данного в этом же источнике, которое выражается во взаимодействии со средой, опосредованное внешней (двигательной) и внутренней (психической)активностью, культуру можно определить как совокупность исторически сложившихся ценностей, определяющих взаимодействие личности со средой.

По определению Ю,И. Романова, культура представляет собой особый уклад жизни людей, который воплощает в себе качество сложившихся и используемых форм отношений между людьми; качество традиционных навыков деятельности; качество продуктов такой деятельности {материальных либо духовных) [5, 7]. Т.е. культура является качественной характеристикой взаимоотношений между людьми, а также результатов деятельности человека.

В рамках культурологического подхода ИТ. Багдасарьян определяет культуру как совокупность характеристик: 1)содержательное наполнение совместной жизни людей; 2} не-наследуемая биологическая информация (искусственно созданные людьми явления);

3) предметный мир {материальная культура); 4} технологии {социального взаимодействия, порождение и трансляции символов); 5} образцы человеческих отношений (способы поведения, мышления, восприятия, которые выражаются в символах) [6, 46]. В этой трактовке культура предстает как осознанная деятельность по созданию и передаче содержательных символов.

По мнению Н,Б, Крыловой, с позиций синкретического подхода культура - это: 1) сумма духовных достижений и память человечества; 2) творческое самовыражение людей (результат и процесс творчества}; 3) совокупность общезначимых смыслов, знаков и символов;

4) система норм и образцов поведения, бытующих в обществе; 5) основа социального поведения, унаследованная от предыдущих поколений (язык, теоретические идеи, повседневно культурно организованные виды деятельности); 6) способ жизни или жизнедеятельности, а также их контекст, совокупность материаль-

ных и духовных ценностей; 7) достижения личности, приобщаемые ею и приобщающие ее к сумме общечеловеческих достижений (7, 35]. При таком подходе культура понимается как творческая деятельность, результатами которой являются ценности, смыслы и символы, способы жизнедеятельности и система поведенческих норм.

Академик Б.М. Бим-Бад под культурой понимает деятельность по индивидуальному восприятию и достижению общечеловеческих целей и ценностей, составляющих ее "ядро" [8, 130]. При этом восприятие, освоение и воспроизведение культуры происходит индивидуально для каждой личности в ходеее становления.

По мнению Ю.М. Лотмана, культура по своей сути является процессом социальной коммуникации (9, 5].

Д.С. Лихачев под культурой понимает не» только материальную и духовную среду, создаваемую человеком, но и "процессы создания и трансляции гуманистических ценностей" [10].

Интерпретируя культуру как сложноорга-низованную систему "надбиологических программ человеческой жизнедеятельности" B.C. Степин подчеркивает, что такие программы заключают в себе накапливаемый социальный опыт и передаются в форме смысловых значений,зафиксированных в знаковых системах [11,90].

Таким образом, обобщая все вышесказанное, определим культуру как способ жизнедеятельности человека и качественную характеристику его взаимоотношений с социальной средой, проявляющиеся в ценностно-смысловых ориентациях, мышлении, коммуникации и результатах творчесгва.

Культурология рассматривает культуру в ее различных формах. Одной из важнейших составляющих культуры является эстетическая. Понятие "эстетическое" происходит от древне-греческого сис0т|т - "чувство, чувственное восприятие" и является одним из основных категорий эстетики.

По определению Ю.Б.Борева, эстетика - это "наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении,восприятии, оценке и освоении, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека" [12,22]. Эстетика формирует в человеке созидательное начало и способность воспринимать красоту. Таким образом, эстетическая культура - это процесс формирования и развития в человеке эстетических ценностных отношений {сообразных с

о

CXJ

-0 Q-Ш

щ

I-X

о

си

со

со г

s

21

понятием красоты}, способности эстетически и творчески преобразовывать окружающий мир.

Согласно взглядам A.B. Луначарского, эстетика - это "наука об оценке и отчасти о вытекающей из оценки творческой деятельности" [13, 23]. Все процессы и явления человек оценивает с позиций истины, добра и красоты. Т.е. эстетическую культуру мы можем определить как свойство личности, проявляющееся в эмоциональной оценке, побуждающей личность к творческой деятельности.

Чувственное восприятие, согласно взглядам М.К. Мамардашвили, непременно включено в эстетическое, эстетика "неотделима от сенсуального, чувственного начала" [14,11].

Как считает Д.Н.Узнадзе, эстетическая культура личности, являясь частью общей культуры, включает эмоциональные переживания и эстетические потребности человека, которые реализуются им через гуманистическую призму идей в творческой деятельности. Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей, причем витальные потребности неразрывно связаны с эстетическими, которые наравне с моральными и интеллектуальными отнесены автором к высшим потребностям.

Обратимся к понятиям эстетической культуры, встречающимся в современной научной литературе.

Согласно определению, данному в Кратком словаре по эстетике,эстетическая культура, являясь составной частью культуры, представляет собой "совокупность эстетических ценностей, способов их создания и потребления" [15, 82], Исходя из того, что в эстетической культуре выделяются несколько аспектов - эстетическое сознание личности, эстетические компоненты разнообразных видов деятельности человека и эстетическое воспитание, эстетическую культуру личности можно определить как единство сознания личности и ее деятельности по созданию и потреблению эстетических ценностей.

Рассмотрим, как определяют эстетическую культуру личности философы, специалисты в области эстетики и культурологии.

Основатель школы педагогической культурологии М.А. Ариарский, рассматривая личность как субъект культуры и полагая эстетическую культуру личности ее исключительной характеристикой, понимает под эстетической культурой личности "потребность и способность строить труд, быт, досуг, деловые и межличностные отношения по законам красоты" [16, 214]. По его мнению, главная характерис-

тика эстетической культуры личности заключается в выражении избирательного отношения, способности критической оценки и осмысленного восприятия различных предметов, событий и явлений.

Т.е. это качественная характеристика личности, побуждающая ее к развитию и дающая ей возможность взаимодействовать с окружающей средой по законам гармонии.

Культуролог В,И. Самохвалова утверждает, что эстетическая культура может быть истолкована как способность и умение прочувствовать свою связанность с миром, содержательно пережить, человечески ценностно выразить полноту, глубину и многообразие этих отношений [17,201]. Здесь исследователем выделяется эмоционально-ценностный компонент эстетической культуры личности.

Специалист в области эстетики Н.И. Киящен-ко определяет эстетическую культуру личности как "совокупность ее способностей", включающую умение эмоционально пережить и преобразовывать окружающий мир и личность "по законам красоты". Это свойство человека определяет его гармоничную жизнедеятельность [18, 18], Основу развития эстетической культуры составляют "принципы гуманизма, красоты, гармонии и совершенства". Наиболее полным воплощением этих принципов являются творческая деятельность и искусство как результат творчества. Отсюда следует, что эстетическая культура личности включает в себя наравне с эмоционально-ценностным компонентом способность человека к социальной коммуникации по законам гармонии.

Специалист в области эстетического воспитания В,Н. Липский понимает эстетическую культуру личности как "единство чувств, вкусов, идеалов, которые материализуются в процессе преобразования мира по законам красоты" [19, 41], Т.е. эстетическая культура личности представляет собой совокупность взаимосвязанных эмоционально-ценностных характеристикличности, проявляющихся в его взаимодействии со средой и творческой деятельности.

Исследователь-культуролог В.П. Большаков подчеркивает, что в результате эстетического развития личности в человеке пробуждается стремление сделать жизнь прекрасной, воплотить в ней высокие идеалы [20,46]. Эстетическая культура личности служит основой ее мотивации к саморазвитию и творческой деятельности.

В основном приведенные определения отражают эмоционально-ценностные и деятель-

постные характеристики эстетической культуры личности, проявляющиеся во взаимодействии ее с окружающей действительностью в соответствии с категориями эстетики.

Обратимся теперь к рассмотрению понятия эстетической культуры личности, приведенных педагогами в научных изданиях и проведенных научных исследованиях, посвященных эстетическому воспитанию и формированию и развитию эстетической культуры личности.

И.П. Лодласый, В.А. Сластенин, Б.Т. Лихачев и И.Ф. Харламов понимают под эстетической культурой сформированное в процессе эстетического воспитания свойство личности, предполагающее эмоционально-ценностное восприятие предметов и явлений согласно категориям эстетики, а также творческую деятельность человека. Формированию эстетической культуры способствует эстетизация среды с помощью средств искусства, Результат эстетического воспитания проявляется в широком кругозоре, развитом эстетическом вкусе, творческом мышлении, воображении, зрительной памяти.

Как считает Н.Б. Крылова, эстетическая культура личности является единством "эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков, норм деятельности и поведения" [21,5]. Автором выделено четыре функции, реализующихся в эстетической культуре личности: информационно-познавательная - связана с реализацией знаний личности; ценностно-ориентационная - связана с реализацией эстетических убеждений; деятельно-волевая -связываетсяавторомсреализациейэстетичес-ких способностей, определяющих социально-творческую направленность эстетической культуры и коммун и кат и в но-регулятивная -выступает как модель эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности. Здесь для нас важным является когнитивная и коммуникативные составляющие эстетической культуры личности, а также ее функциональная структура.

Принимая модель структуры эстетической культуры личности, предложенную Н.Б. Крыловой, выделим ее четыре компонента: когнитивный - реализация личностью эстетических знаний, ценностно-смысловой - реализация личностью эстетических ценностей, смыслов и убеждений; деятельно-творческий - реализация эстетических потребностей и способностей личности и коммуникационно-регулятив-ный - реализация эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности.

Во многих современных педагогических исследованиях (Е.И. Левит, Л.В. Лоселягина, B.C. Ежов, Т.И. Лысенко, Э.А. Верб, Т.8. Широко-град, Л.З. Абрамова, O.K. Ольхова, О.В. Суходол ьская-Кулешова и др.) эстетическая культура личности определяется как интегративное качество и рассматривается как способность воспринимать, оценивать предметы и явления, а также эстетически преобразовывать окружающую действительность. В структуре эстетической культуры личности авторами выделяются эмоционально-ценностный, когнитивный и деятельно-творческий компоненты.

Л,В, Кошеленко вводит в структуру эстетической культуры новый и важный компонент - проявление ее во внешнем виде, имидже, включающий в себя эстетику внешнего вида, производства, трудового процесса и продуктов труда, а также эстетику производственного и домашнего быта и отдыха [22,12]. ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полагая, что эстетическая культура формирует человека как творческую личность и является способом ее самореализации, М.В. Галкина выделяет важный аспект проявления индивидуальности личности через ее эстетическую культуру [23],

По мнению B.C. Ежова, эстетическая культура личности связана личностными и социальными ценностями, отраженными в эстетических взглядах, оценках и эстетическом вкусе человека [24].

О.В, Суходол ьская-Кулешова отмечает, что, эстетическая культура личности проявляется в ценностном отношении личности к окружающей действительности, эстетизации жизнедеятельности и среды, эстетическом воспитании [25].

Л,8. Поселягина в структуру эстетической культуры личности к уже обсуждавшимся ранее компонентам включает потребностно-мо-тивационный элемент.

По мнению Л.А. Грицай, являясь частью структуры общей культуры личности, эстетическая культура состоит из содержательного компонента: эстетических знаний, представлений, взглядов, убеждений, умений, навыков, переживаний, суждений, ценностей, творческих способностей и сущностного компонента: творческой эстетической деятельности по созданию прекрасного [26, 7]. Здесь важным является то, что эстетическая культура личности включает в себя творческие способности {творческие свойства личности).

Как полагает Л.З. Абрамова, эстетическая культура личности проявляется в передаче эстетически ценной информации [27].

о

CXJ

-О Q-Ш

щ

I-X

о

си

со

со г

s

23

По мнению В.Н. Клепикова, эстетическая культура личности представляет собой систему эстетических ценностей, воспринимаемых в процессе обучения; эстетических установок и потребностей, необходимых человеку для освоения ценностей (автор включает сюда идеалы, оценки, переживания и способности); творческой деятельности и среды, способствующей вхождению личности в эстетический мир [28,41 ].

Большинство исследователей отмечает, что эстетическая культура является таким свойством личности, которое возможно и необходимо развивать в течение всей человеческой жизни.

Анализируя определения, встречающиеся в педагогических исследованиях, посвященных изучению эстетической культуры личности, отметим, что авторами отмечаются ин-тегративные качества эстетической культуры личности, проявляющиеся в потребностно-мотивационной, ценностно-смысловой, деятельно-творческой и когнитивной формах. Однако большинство авторов не отражают проявление эстетической культуры личности в процессе коммуникации.

Таким образом, эстетическая культура личности может быть охарактеризована как приобретенное в результате эстетического воспитания интегративное свойство личности, состоя щее в социально значимом способе жиз-недеятельности и включающее следующие компоненты: потребностно-мотивационный; ценностно-смысловой; когнитивный; комму-никативно-регулятивный; деятельно-творчес-кий.

Примечания:

1. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики". [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70828330/. {Дата обращения 05.082019).

2. большая Российская Энциклопедия: в 35 т. Т.16.

М.: Научное издательство "Большая Российская

энциклопедия", 2010.

3. Большая энциклопедия: в 62 т. - М. :Терра, 2006.

4. Новейший психологический словарь / под общ. ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

5. Романов Ю.И. Культурология. - СПб. : Питер, 2009.

6. Багдасарьян Н.Г. Культурология : учебник для бакалавров.-М. :ЮРАЙТ,2012.

/. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М. s Народное образование, 2000.

8. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим~Вада. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002.

9. Лотман Ю. М,. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. (XVIП-начало XIX века).-СПб.: Искусств о-СП б, 1994. Ю.Лихачев Д.С. Декларация прав культуры. Электронный ресурс http://www.li hachev.ru/lihachev/ с1ек1агаг51уа/123/. (Дата обращения05.08.2019).

11.Культурология как наука: за и против: круглый стол. - СПб.: Изд во СПбГУП, 2009,

12. Борее Ю,Б, Эстетика: в 2-х т. Т.1. - Смоленск : Русич, 1997.

13.Луначарский А.В. Основы позитивной эстетики. // Очерки реалистического мировоззрения : сборник статей по философии, общественной науке и жизни. - М-Л. : ГИЗ, 1923. Т4.Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. - М.: Московская школа политических исследований, 2000.

15. Краткий словарь по эстетике / под ред. М.Ф. Овсянникова. - М.: Просвещение, 1983.

16.Ариарский М.А. Прикладная культурология: монография. - СПб., 2001.

17.Эстетическая культура / под ред. И.А, Конико-ва. - М.: ИФРАН, 1996.

18.Эстетическая культура и эстетическое воспитание : Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983.

19.ЛипскийВ,Н. Эстетическая культура и личность. - М.: Знание, 1987.-С.41.

20.Большаков В.П. Философские основания воспитания эстетической культуры :автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Новгород, 1993.

21.Крылова Н.Б., ПечкоЛ.П. Формирование эстетической культуры личности: школа, трудовой коллектив, вуз, - М.: Знание, 1986.

22.Кошел:ёнко Л.8. Формирование эстетической культуры студентов аграрных университетов (на примере дисциплины "Культурология"): автореф. дис.... канд. пед наук. - Мичуринск, 2016.

23.Галкина М,В. Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов пед вузов средствами дизайна народного костюма : дис____канд. пед. наук. - М.,1999.

24. Ежов В.С. Эстетическая культура человека: учеб. пособие. - Новосибирск ? Сиб. гос. ун-т телекоммуникаций и информатики, 2003.

25.Суходольская-Кулешова О.В. Развитие эстетической культуры будущего учителя: автореф. дис. ...д.п.н.-М,, 2006.

26. Грицай Л. А. Формирование эстетической культуры учащихся в современных условиях: автореф. дис.... к.п.н.- Рязань, 2008.

27.Абрамова Л.З. Воспитаний эстетической культуры студента в образовательном процессе: автореф. дис. ... к. п.н. - Оренбург, 2006.

28.Клепиков В.Н. Формирование эстетической культуры современного школьника // Педагогика. - 2014. - №9, - С.41-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.