Научная статья на тему 'Теоретико-методологические подходы к исследованию развития муниципального хозяйства'

Теоретико-методологические подходы к исследованию развития муниципального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / САМООРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин Ф.И.

Развитие муниципального хозяйства исследуется через раскрытие всеобщих связей, общих законов, управляющих его движением, выявление внутренних противоречий, способствующих его качественному преобразованию. Осуществляется этот процесс через дополнение внутреннего регулятора (самоорганизации муниципального хозяйства) внешним регулятором (организацией со стороны государства). Успешное развитие возможно при соблюдении двух условий: во-первых, добровольной кооперации муниципальных предприятий и учреждений, основанной на учете их экономических интересов и, во-вторых, содействии внешнего организующего фактора (государства и его институтов) достижению целей такой кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические подходы к исследованию развития муниципального хозяйства»

54 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1

УДК 332.146.2

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Ф.И. ВОРОНИН

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail:

ollomovceva@yandex.ru

Развитие муниципального хозяйства исследуется через раскрытие всеобщих связей, общих законов, управляющих его движением, выявление внутренних противоречий, способствующих его качественному преобразованию. Осуществляется этот процесс через дополнение внутреннего регулятора (самоорганизации муниципального хозяйства) внешним регулятором (организацией со стороны государства). Успешное развитие возможно при соблюдении двух условий: во-первых, добровольной кооперации муниципальных предприятий и учреждений, основанной на учете их экономических интересов и, во-вторых, содействии внешнего организующего фактора (государства и его институтов) достижению целей такой кооперации.

Ключевые слова: муниципальное хозяйство, развитие муниципального хозяйства, противоречия развития муниципального хозяйства, самоорганизация системы муниципального хозяйства, организация системы муниципального хозяйства.

Система муниципального хозяйства представляет собой исторически сложившуюся в определенных территориальных границах специфическую совокупность взаимодействующих и взаимозависимых предприятий и учреждений, которые осуществляют на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения. Это - динамично развивающаяся сложная система, локальность которой по отношению к экономической среде страны обеспечивается соответствующими государственными институтами. Развитие системы муниципального хозяйства является целенаправленным процессом длительных, накапливающихся количественных и качественных изменений ее параметров и структуры, связанным с обновлением, переходом системы в иное качество. Суть развития во внутреннем структурном и функциональном обновлении системы муниципального хозяйства, возникновении ее качественно нового состояния как результата воздействия элементов внешней среды и кумулятивных эффектов взаимодействия элементов внутренней среды [1].

Исследование развития муниципального хозяйства становится возможным через раскрытие всеобщих связей, общих законов, управляющих его движением, выявление внутренних противоречий, способствующих его качественному преобразованию. Развитие, как известно, проявляется в единстве и взаимосвязи объективного и субъективного. Если объективность развития проявляется через совокупность объективных экономических законов, выступающих формой действия, реализации внутренних взаимосвязей системы, то субъективность развития - в специфических чертах, особенностях, характерных для этого процесса на данном историческом этапе. Из противоборства субъективного и объективного складываются результаты, более или менее удачные в зависимости от глубины проникновения в объективные процессы и методы реализации выявленных тенденций. Определенная двойственность присуща и развитию муниципального хозяйства. С одной стороны, изменение его направленности подчинено общим закономерностям развития сложных систем. Подобно природе, оно протекает по законам самоорганизации. С другой стороны, динамика развития муниципального хозяйства формируется с непосредственным участием интеллекта, способного производить отбор вариантов развития и в определенной степени направлять его. Речь идет об организации развития со стороны управляющей подсистемы муниципального хозяйства.

Под самоорганизацией системы понимается ее упорядоченность, организованность, достигаемые за счет согласованной работы компонентов системы и в соответст-

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1

55

вии с предыдущей историей, приводящей к изменению ее пространственной, временной или функциональной структуры [2]. Развитие муниципального хозяйства как всякой хозяйственной системы управляется действием общих законов материалистической диалектики, выражающих универсальные формы движения и развития материального мира, а также совокупностью объективных экономических законов. Объективными экономическими законами, управляющими хозяйственной деятельностью муниципальных предприятий и учреждений, являются активные обстоятельства, побуждающие субъектов муниципального хозяйства к определенному характеру их действий. И чем глубже познаны такие обстоятельства, чем действеннее приемы разрешения противоречий, заключенных в реальных хозяйственных процессах, тем больше оснований рассчитывать на достижение заранее намеченного результата.

Важно учитывать и то обстоятельство, что объективные экономические законы не являются обособленными от производственной деятельности человека: абсолютизация независимости экономических законов от сознательной деятельности людей неправомерна в силу невозможности их существования вне человеческого общества и возможности их возникновения лишь в процессе производственной деятельности человека. Явления общественной жизни - результат объективных обстоятельств и воздействия на них воли людей [3]. Хозяйственная деятельность людей обусловлена обстоятельствами, а значит, столь же объективна, как и экономические отношения, в рамках которых эта деятельность совершается. Принципиальная разница лишь в том, что хозяйственная деятельность людей направлена на достижение определенных целей, исходит из задачи достижения этих целей, используя благоприятные внешние по отношению к человеку обстоятельства. Признание объективной обусловленности процесса развития означает не слепое повиновение воле обстоятельств, а наличие особого характера хозяйственной деятельности субъектов системы муниципального хозяйства, учитывающего сложившиеся условия и возможности их изменения исходя из общих тенденций экономического развития. Без таких объективных тенденций, обстоятельств и активной хозяйственной деятельности в системе муниципального хозяйства не могут возникнуть экономические отношения и отражающие их законы. Многообразные формы проявления экономических законов развития по-разному влияют на формирование нового качества муниципального хозяйства и дают ориентир на то, в каком направлении могут происходить дальнейшие изменения.

Развитие муниципального хозяйства осуществляется через взаимодействие муниципальных предприятий и учреждений, суть которого состоит в их совместной хозяйственной деятельности по обеспечению наиболее полного, всестороннего и эффективного использования полученных результатов в интересах достижения поставленной цели - извлечения выгоды при решении совместных задач по удовлетворению потребностей жителей муниципального образования. Эффективность взаимодействия муниципальных предприятий и учреждений зависит, прежде всего, от того, насколько организация такого взаимодействия соответствует законам и закономерностям, объективно действующим в экономике муниципального образования.

Процесс самоорганизации муниципального хозяйства включает элемент волевой организации, что находит выражение в создании условий, при которых действия, деятельность одного хозяйствующего субъекта осуществляется в рамках волевой организации, предложенной другим субъектом. Примером тому является процесс государственного регулирования, при котором государство в лице органов местного самоуправления как один из субъектов муниципального хозяйства задает границы и создает условия жизнедеятельности для других хозяйствующих субъектов - предприятий и домохозяйств. Следовательно, регулирование со стороны органов местного самоуправления является составляющей процесса самоорганизации муниципального хозяйства, определяя его локальность.

Использование объективных экономических законов - задача практическая, решаемая в процессе организации хозяйственной деятельности. Объективные экономические законы являются выражением необходимости, заложенной в самих экономических отношениях. Но экономические отношения, будучи отношениями людей,

56 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1

складывающимися в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг, предполагают и волевое, сознательное начало как реакцию хозяйствующих субъектов на определенные условия хозяйствования. Осознание субъектом отношения себя таковым и исходящая из этого осознания деятельность в строгом значении может быть названа субъективной. В данном аспекте определение роли субъективного фактора в развитии муниципального хозяйства есть выявление воздействия целенаправленной деятельности участников хозяйственной деятельности по преобразованию тех объективно складывающихся экономических отношений, самостоятельными сторонами которых они выступают.

Муниципальным предприятиям и учреждениям свойственен динамизм, причем качественные изменения они претерпевают в условиях трансформации самого муниципального хозяйства и изменения его внешней среды. В результате изменяются сами хозяйствующие субъекты, модифицируется механизм их взаимодействия, трансформируется структура муниципального хозяйства. Специфика развития системы муниципального хозяйства (степень огосударствления собственности, уровень обобществления и динамика развития), изменение ее элементов во многом обусловлены воздействием со стороны государственного регулирования. Как показывает практика, экономическая роль государства в процессе развития муниципального хозяйства усиливается. Это определяется повышением уровня обобществления производства и действием законов экономии времени и пропорционального развития. Государство поддерживает локальность муниципального хозяйства через создание и обеспечение правовых основ его функционирования, денежно-кредитное воздействие и административное регулирование. Воздействие государства на хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру муниципального хозяйства обеспечивает нормальные условия его функционирования, способствует достижению рациональности. При этом степень воздействия государственного регулирования затрагивает не только процессы, происходящие внутри системы муниципального хозяйства, но и процессы, протекающие при взаимодействии муниципального хозяйства с внешней средой.

Объективные закономерности реализуются через целенаправленную хозяйственную деятельность, а субъективный фактор способен по-разному реагировать на изменяющиеся условия экономического развития, хозяйственного функционирования. На изменение соотношения объективных и субъективных факторов оказывает воздействие модификация и диверсификация параметров внутренней и внешней среды муниципального хозяйства. Это усложняет выбор наиболее эффективного, оптимального варианта экономического развития в силу линейной зависимости от качественных характеристик человеческого фактора, возможности которого ограничены, особенно в современных условиях при усилении неопределенности внешней среды. Следовательно, каким бы хаотичным ни казался ход событий, их движение все равно подчиняется действию объективных экономических законов.

Система муниципального хозяйства, как всякая сложная система, состоит из подсистем и элементов. В общей теории систем элемент неразложим и является единицей анализа. Применительно к системе муниципального хозяйства элемент должен рассматриваться на уровне его раздвоения, распада на две стороны, находящиеся в состоянии противостояния, противоречия друг к другу. Противоречие между элементами системы развертывается в противоречие всей системы в целом. Наилучшие условия для существования и развития системы как целостного образования обеспечивают взаимосвязь, взаимодействие между различными ее компонентами. Успех познания процесса развития возможен лишь при условии, что развивающиеся части целого и само целое изучаются не в противопоставлении, а во взаимодействии друг с другом. Именно это взаимодействие обусловливает развитие системы, а источником, основой и конечной причиной ее возникновения, самодвижения и развития выступает взаимодействие противоположностей. Изменение системы в наиболее общем виде и есть развитие - переход из одного качественного состояния в другое в результате взаимодействия ее элементов, частей. Сущностью взаимодействия является единство и борьба

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1

57

противоположностей, в связи с чем, взаимодействие предстает как противоречие, отношение сторон в виде их единства и борьбы.

Философско-сущностное объяснение процесса развития муниципального хозяйства предполагает наряду со многими иными методами рассмотрение противоречия как источника его самодвижения и развития. Материалистическая диалектика, выдвигая в качестве источника развития соответствующие противоречия, сводит его движущую силу к взаимодействию, сопровождающемуся развитию и изменению в ходе обменного процесса, имеющего противоположное (встречное) направление. При этом происходит изменение обеих сторон как противоположностей. По сути, всякое взаимодействие есть активное, деятельное взаимоотношение. Объективной стороной взаимодействия являются связи, независящие от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия, субъективной стороной взаимодействия -сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения (это - складывающиеся в конкретных условиях, месте и времени социально-психологические отношения, непосредственные связи между субъектами). Механизм взаимодействия включает субъектов, совершающих те или иные действия, изменения во внешнем мире, вызываемые этими действиями, влияние этих изменений на других субъектов, их обратную реакцию.

Необходимость исследования развития муниципального хозяйства с точки зрения противоречия обусловлена необходимостью рассмотрения муниципального хозяйства в качестве самодвижущейся системы, а, по Гегелю, движение есть «...само существующее противоречие»^]. Самодвижение муниципального хозяйства - это его собственное, внутренне необходимое изменение, порождаемое внутренними противоречиями, опосредующими воздействие внешних факторов. По мере перехода муниципального хозяйства от одного качества к другому, более высокому, его самодвижение детерминируется все более сложным единством противоречий, их усложняющейся системой. Противоречия системы наиболее высокого качества подчиняют себе формы движения противоречий предшествующей системы, направляют их развитие в единую целостность.

Взаимодействие объективного и субъективного в развитии муниципального хозяйства, проходящее через соединение и взаимодействие противоположностей, реализуется в единстве взаимодействия хозяйствующих субъектов, через согласование их противоположно направленных экономических интересов в соответствии с объективными экономическими законами. Методологическое обоснование принципа согласования базируется на положении о том, что согласование есть преодоление различения не через его уничтожение, а путем нахождения возможных вариантов реализации таких различий. В этом смысле согласованность выступает способом разрешения противоречий между различными хозяйствующими субъектами в целях максимального удовлетворения потребностей. Принцип согласования реализуется как достижение соглашения между хозяйствующими субъектами об условиях участия в получении желаемого в ходе воспроизводственного процесса. Разрешение противоречий - условие развития системы муниципального хозяйства. Оно имеет непосредственное отношение как к ее самоорганизации, так и к качественным преобразованиям, вплоть до возникновения новой системы.

Диалектика характеризует механизм рождения нового как результат взаимодействия противоречий. Отношения между составляющими системы муниципального хозяйства или ее внешним окружением категорируются по степени различия, амбивалентности: тождество, различие, противоположность или собственно противоречие. Любое из несовпадений на качественном уровне может вылиться в зародыш нового, еще не присущего данному качеству муниципального хозяйства. В процессе развития несовпадения углубляются, превращаясь в итоге в несовместимость, вначале распространяющуюся на определенную область системы, а затем, в случае успешных трансформаций, приобретающую законченность формы (структурную, организационную, элементную). Источником нового могут быть как внутренние противоречия между

58 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1

муниципальными предприятиями и учреждениями или на более низком структурном уровне, так и внешние, между муниципальным хозяйством и внешней средой.

Противоречие проявляется как знак наличия двух или более противоречивых тенденций развития, и оно же составляет результат их столкновения. Сложность описания противоречия состоит в его зависимости от многообразия влияющих факторов. Думается, что выход может быть найден в описании тенденций как потоков, несущих информацию не об отдельном факторе, а об их совокупности. Противоречие, возникающее в системе, можно трактовать как локальное обострение противоположностей. Процесс развития предполагает соединение и взаимодействие противоположностей. Противоречие при этом выступает механизмом не только формирования, но и развития системы. Важнейшее значение для функционирования и развития системы имеет разрешение противоречий, но если противоречие разрешается за пределами данной системы, то это уже является условием ее деградации и гибели, перехода к качественно новой системе. Следовательно, разрешение противоречий имеет прямое отношение как к самоорганизации системы, так и к изменению ее качества, а также ее переходу в качественно иное состояние.

В самом общем виде противоречия развития муниципального хозяйства представлены на рис. 1.

Рис. 1. Структура противоречий развития муниципального хозяйства [5]

Применительно к развитию муниципального хозяйства, предполагающему изменение его качества, важно учитывать общий закон о волнообразном характере соотношения рыночных и государственных методов регулирования хозяйственной деятельности [6]. В соответствии с этим законом государственное регулирование, его масштабы и значение претерпевают существенную эволюцию по мере поступательного движения муниципального хозяйства к более развитому состоянию. Действие ры-

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1

59

ночных и нерыночных методов хозяйствования во многом носит взаимодополняющий характер, а в развитой экономике рыночные (преимущественно стихийные) и государственные (преимущественно планово-прогнозно-регулирующие) методы сочетаются и переходят друг в друга, составляя близкие к оптимальному сочетания. Но путь к такому оптимальному сочетанию лежит через диспропорции и противоречия, чем и определяется первопричина волнообразности. Необходимо подчеркнуть, что волнообразный характер соотношения рыночных и государственных методов регулирования хозяйственной деятельности проявляется как закономерность лишь в форме тенденции, причем в реальности на объективные социально-экономические процессы существенное влияние оказывает и субъективный фактор, например, ошибки, просчеты экономической политики, реализуемой государством. Смена экономической политики, смена курса - не произвольный шаг, а выражение действия объективных сил и тенденций предыдущего периода. Необходимость смены курса экономической политики обусловлена проявлением закона перехода количества в качество, когда количественные изменения, возникавшие в хозяйстве на предыдущем этапе, накапливаются и, в конечном счете, приводят к скачкообразному изменению курса экономической политики государства.

Адекватное функционирование рыночного механизма и муниципального хозяйства в целом требует дополнения самоорганизации как внутреннего регулятора внешним регулятором - государством, а действия органов местного самоуправления должны контролироваться обществом и народом. Процесс самоорганизации муниципального хозяйства предполагает внешние организационные воздействия организованных субъектов, то есть предполагает проведение местными органами власти соответствующей экономической политики. А в экономической политике имеются стереотипы, инерционные предпочтения, инерционные организационные ходы и т.п. Самоорганизация в системе муниципального хозяйства является следствием развязывания инициативы людей, поиска новых идей и методов, средств и способов деятельности. Но самоорганизация отдельных групп, индивидов может иметь и негативные последствия, а потому требует корреляции и внешнего воздействия. В процессе самоорганизации могут набирать инерцию нежелательные процессы в подсистемах муниципального хозяйства, что не соответствует позитивной направленности его развития.

Нельзя судить о самоорганизации системы муниципального хозяйства без учета коллективного поведения муниципальных предприятий и учреждений в результате их когерентного, согласованного взаимодействия между собой. Но система муниципального хозяйства испытывает воздействие внешних факторов, способное ускорить или замедлить ее развитие, либо даже разрушить ее. Исходя из этого, система муниципального хозяйства станет функционировать и развиваться успешно только тогда, когда, с одной стороны, кооперация муниципальных предприятий и учреждений будет добровольной, основанной на учете их экономических интересов, а с другой, - когда воздействие внешнего организующего фактора (государства и его институтов) будет содействовать достижению целей такой кооперации.

Формирование рыночных отношений на муниципальном уровне хозяйствования и их налаженная работа требуют взаимодополнения самоорганизации и организации. Проблема заключается в соответствии государственного вторжения в муниципальное хозяйство объективным потребностям и возможностям муниципального хозяйства, положению дел в национальном хозяйстве. Всякая система муниципального хозяйства содержит адекватную себе совокупность противоречий, избавиться от которых невозможно. Специфика взаимодействия системы муниципального хозяйства с системой национального хозяйства в целом, особенности внутреннего устройства и жизнедеятельности системы муниципального хозяйства предполагают наличие внеш-

60 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1

них и внутренних противоречий ее развития. Они в равной степени способствуют ее трансформации, переходу в новое качество.

К внешним противоречиям развития системы муниципального хозяйства можно отнести противоречие между условиями, направленностью, целями процессов, исходящих из внешней среды, внедряющихся в жизнедеятельность муниципального хозяйства, и сложившимися в его рамках процессами адаптации, институциональной определенности. Следующее противоречие, определяемое неравномерностью, асинхронностью динамики развития взаимодействующих систем муниципального хозяйства, - противоречие между объективной обусловленностью взаимодействия систем муниципального хозяйства и необходимостью обеспечения реализации общенациональных и государственных экономических интересов, экономической безопасности, что предопределяется различиями в исходных уровнях взаимодействия систем муниципального хозяйства. Соотношение целого и части, то есть отношения системы муниципального хозяйства как составляющей внешней среды, регионального и национального экономического пространства, проявляется в противоречии направленности денежно-кредитных потоков, стоимостной оценки результатов хозяйственной деятельности в региональном и национальном экономическом пространствах и аналогичных составляющих системы муниципального хозяйства.

Важно понимать, что закономерности развития системы муниципального хозяйства не сводятся к ее движению от простого к сложному, от «низшей» стадии к «высшей». В их основе лежат более глубокие и сложные процессы, обусловленные существованием субъектов, принадлежащих к качественно различным подсистемам муниципального хозяйства. Каждый элемент системы муниципального хозяйства развивается, совершенствуется, достигает более высоких качественных характеристик, но может и деградировать. Результатом в любом случае становится рождение нового качества, что не означает простую смену форм и методов хозяйствования и взаимодействия, а предполагает возникновение новых хозяйствующих субъектов, рождающих необходимость взаимодействия; рождение сферы взаимодействия, предполагающей возникновение новых составляющих вертикальных и горизонтальных связей.

За внешними противоположностями с неизбежностью обнаруживается их внутреннее единство, поскольку мир диалектичен и развитие его движется конкретноисторическими противоречиями. Система муниципального хозяйства, как любая другая самоорганизующаяся система, зарождается, достигает зрелости, стареет и умирает. В течение всего жизненного цикла она, развиваясь, претерпевает преобразования, достигая иного качества. При этом в развитии системы муниципального хозяйства прослеживаются две противоположные тенденции: к устойчивости - сохранению элементов и связей между ними, и к изменчивости - появлению новых элементов в сфере хозяйствования. В результате соответствие (равновесие) элементов системы муниципального хозяйства устанавливается лишь временно в определенные исторические периоды и нарушается под воздействием различных факторов. И это должно стать объектом дальнейшего теоретико-методологического исследования развития муниципального хозяйства.

Литература

1. Орехова Е.А. Экономическое развитие национального хозяйства в современных условиях. - Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2007. С. 26 - 27.

2. Хакен Г. Информация и самоорганизация: макроскопический подход к сложным системам: пер. с англ. - М.: Мир, 1991. С. 28 - 29.

3. Здесь речь идет о людях как выразителях субъективной воли. Однако, как известно, в определенных социально-экономических условиях производственная деятельность людей носит объективный характер.

4. Гегель Г. Сочинения. - М., Л.: Соцэкгиз, 1937. Т. 5. С. 524.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1

61

5. Сост. автором по: Залозная Г.М. Противоречия развития национально-

государственных экономических систем // Вестник Оренбургского государственного университета, 2004. № 9. С. 83 - 89.

6. Суть этого закона и формы его проявления достаточно подробно раскрыты в работах Г.П.Лузина и К.Павлова. См., например: Лузин Г.П., Павлов К.В. Соотношение рыночных и государственных методов экономического регулирования в условиях переходного периода. -Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 1993; Лузин Г.П., Павлов К.В. Патоэкономика или общая теория переходных, кризисных экономических процессов и состояний. - Мурманск: Областное книжное изд-во, 1999; Павлов К. Общий закон о волнообразном характере соотношения рыночных и государственных методов регулирования экономики // Общество и экономика. 2000. № 7. С. 49 - 60.

THEORETICAL-METHODOLOGICAL APPROACHES TO RESEARCH OF MUNICIPAL ECONOMY DEVELOPMENTS

Belgorod National Research University

e-mail:

ollomovceva@yandex.ru

F.I. VORONIN

In article results of theoretical research of municipal economy development are discussed. The system of a municipal economy is offered to be investigated through opening of communications and the general laws which operate its development. The great value has also search of the internal contradictions promoting qualitative transformation of a municipal economy. According to the author of article, process of self-organizing of a municipal economy is supplemented with external regulating influence from the government. Successful development of a municipal economy is possible at observance of two conditions: first, voluntary cooperation of the municipal enterprises and the establishments, based on the account of their economic interests, and, secondly, active assistance of the government to achievement of the purposes of such cooperation.

Key words: a municipal economy, development of a municipal economy, the contradiction of municipal economy development, organization of municipal economy system, self-organizing of municipal economy system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.