Научная статья на тему 'Муниципальное хозяйство и муниципальное управление'

Муниципальное хозяйство и муниципальное управление Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4758
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ / ИНТЕРЕС / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / LOCAL AUTHORITIES / MUNICIPAL ECONOMY / MUNICIPAL / INTEREST / MUNICIPAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаев Константин Алексеевич, Николаев Владимир Константинович

Развитие теории местного самоуправления и практики муниципального управления побуждают совершенствовать терминологию, посредством которой описываются столь важные социальные явления, каковыми ныне признаются такой вид публичной власти как местное самоуправление и такой вид социального управления как муниципальное управление. Это касается и таких ключевых в данном случае терминов как «муниципальное хозяйство» и «муниципальное управление». На настоящее время существует достаточно широкий спектр толкования этих терминов. Их содержательный анализ позволяет определять муниципальное хозяйство как хозяйственный процесс, порождающий многообразные отношения, напрямую связанные с решением именно вопросов местного значения. Причём, важнейшим фактором, способствующим тому, что муниципальное хозяйство или муниципальное хозяйствование становится таковым, следует считать формирование на территории конкретного муниципального образования муниципального интереса. В свою очередь, признавая важность используемых ныне толкований термина «муниципальное управление», предлагается его определение через функциональную составляющую относительно муниципального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Municipal economy and municipal management

Development of the theory of the local authorities and the practice of the municipal management promotes new definitions of municipal economy and municipal management. There is wide range of definitions of these terms. Their content analysis lets us define municipal economy as the process of economic relations connected with local issues’ solutions. Municipal interest on the territory of the municipality triggers municipal economy and its process. The authors recognize the importance of the term municipal management and define it through functional aspect in connection with local economy.

Текст научной работы на тему «Муниципальное хозяйство и муниципальное управление»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Николаев

Константин Алексеевич

Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры государственного управления и права Балаковского филиала РАНХиГС

KonstantinA. Nikolaev

Candidate of Philosophical Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Legal Foundations of Public Administration of the Balakovo branch of the RANEPA

e-mail: [email protected] Николаев

Владимир Константинович

Кандидат экономических наук, исполняющий обязанности ректора Дальневосточного федерального университета

Vladimir K. Nikolaev

Candidate of Economic Sciences, acting Prorector for Campus Development of the Far-Eastern Federal University

УДК 323.2

Муниципальное хозяйство и муниципальное управление

Municipal economy and municipal managment

Развитие теории местного самоуправления и практики муниципального управления побуждают совершенствовать терминологию, посредством которой описываются столь важные социальные явления, каковыми ныне признаются такой вид публичной власти, как местное самоуправление и такой вид социального управления, как муниципальное управление. Это касается и таких ключевых в данном случае терминов, как «муниципальное хозяйство» и «муниципальное управление». На настоящее время существует достаточно широкий спектр толкования этих терминов. Их содержательный анализ позволяет определять муниципальное хозяйство как хозяйственный процесс, порождающий многообразные отношения, напрямую связанные с решением именно вопросов местного значения. Причём, важнейшим фактором, способствующим тому, что муниципальное хозяйство или муниципальное хозяйствование становится таковым, следует считать формирование на территории конкретного муниципального образования муниципального интереса. В свою очередь, признавая важность используемых ныне толкований термина «муниципальное управление», предлагается его определение через функциональную составляющую относительно муниципального хозяйства.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное хозяйство, муниципальный интерес, муниципальное управление.

Development of the theory of the local authorities and the practice of the municipal management promotes new definitions of municipal economy and municipal management. There is wide range of definitions of these terms. Their content analysis lets us define municipal economy as the process of economic relations connected with local issues' solutions. Municipal interest on the territory of the municipality triggers municipal economy and its process. The authors recognize the importance of the term municipal management and define it through functional aspect in connection with local economy.

Keywords:local authorities, municipal economy, municipal interest, municipal management.

1. Введение

В России более двух десятков лет действует Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в его двух редакциях 1995 и 2003 годов), который конкретизирует конституционную модель местного самоуправления. Вместе с тем, собственно система научных знаний о муниципальном или местном хозяйстве остаётся недостаточно разработанной.

В 1928 году Л.А. Велихов опубликовал работу «Основы городского хозяйства», которая стала первым российским опытом концептуального изложения соответствующего материала. Однако следует иметь в виду, что в работах таких российских исследователей конца XIX - начала XX веков, как И.Х. Озеров, П.В. Сытин, Л.А. Велихов и другие, муниципальное хозяйство прежде всего связывалось с развитием городов. Так, ещё в начале XX века на своей публичной лекции И.Х. Озеров говорил: «рост городов - характерное явление нашего времени, что и создало широкий расцвет коммунальной политики и, в частности, муниципального социализма» [13, с. 10]. В свою очередь, П.В. Сытин писал: «Концентрация в городах больших масс населения на сравнительно небольших пространствах земли, подвижность населения, присутствие фабрик, заводов, административных и научных учреждения, - всё это выдвигает в городах ряд задач, решение которых недоступно отдельным домашним хозяйствам и не соответствует природе частнокапиталистического хозяйства, но решить которые необходимо в интересах всего городского населения». По мнению Л.А. Велихова, в этом и есть «оправдание коммунального (муниципального, городского) хозяйства» [3, с. 106].

Л.А. Велихов подчёркивал, что «городское хозяйство как хозяйственная деятельность города играет решающую роль в развитии и благоустройстве города, а также в благосостоянии его населения, материальном и духовном. Поэтому и в виду объясненной многозначности термина «городское хозяйство» следовало бы применять специальный термин... Таким термином, уже издавна существующим в литературе и законодательстве, является муниципальное хозяйство» [Там же, с. 102]. Более того, Л.А. Велихов утверждал, что из государственного хозяйства с его центральными и централизованными органами управления (в качестве субъектов хозяйствования), с государственными финансами (в качестве материальных средств) и с удовлетворением общих государственных потребностей (в качестве цели хозяйства) выделяется местное хозяйство. Местное хозяйство имеет особый субъект (местное или коммунальное самоуправление), свои особые средства (местные или коммунальные финансы) и свою специальную цель (местное или коммунальное благоустройство в узком и широком смысле этого слова). И для Л.А. Велихова местное или коммунальное хозяйство совпадают. А вот местное или коммунальное хозяйство в городах принимает форму муниципального хозяйства и таковым его делает то, что субъектом такого хозяйства выступает орган самоуправления -муниципалитет [Там же, с. 104]. По большому счёту в тот период времени полагалось, что только города имеют развитое муниципальное хозяйство со своим специфическим субъектом - органом самоуправления, требующее научного познания и специальной организации.

Впоследствии, уже в советской теории и практике сами термины «район», «город», «село» и т.п. рассматривались лишь с точки зрения административно-территориального деления страны. При этом, функции местных советов воспринимались как результат разграничения полномочий между уровнями власти; экономическая проблематика связывалась с национальными масштабами, оставляя для местного хозяйства лишь вопросы жилищно-коммунального хозяйства [21, с. 13]. Да и после принятия Конституции России в 1993 году, после принятия Федерального закона о местном самоуправлении в августе 1995 года основное внимание уделялось вопросам правового и организационного обеспечения местного самоуправления. Проблемы экономического обеспечения местного самоуправления сводились, как правило, к финансовой и имущественной стороне. Причём традиция начала XX века, согласно которой главное внимание следует уделять именно городскому хозяйству, отчасти сохраняется до сих пор, проявляясь в наличии целого комплекса научных знаний о городах, которые рассматриваются как «полюса экономической жизни, структурирующие всё окружающее пространство» [6, с. 41]. Вместе с тем, согласно и Конституции России и Федеральному закону о местном самоуправлении, городские территории не исчерпывают собой виды муниципальных образований, и следует рассматривать вопросы муниципального хозяйства не только в сельских поселениях, но и в муниципальных районах.

Таким образом, всё очевиднее необходимость серьёзного и комплексного анализа муниципального хозяйства как важного условия непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения любого муниципального образования, к чему, собственно, и призвано местное самоуправление как форма народовластия. Причём, формирование целостной системы научных знаний о муниципальном хозяйстве имеет

как теоретическое, так и сугубо практическое значение. Последние годы становления местного самоуправления в России показали, что эффективное решение вопросов местного значения, эффективная организация муниципального управления невозможны без знаний того, что собой представляет муниципальное хозяйство, какие факторы влияют на него, как оно функционирует и при каких условиях развивается.

2. Методика

2.1. Толкование термина «хозяйство»

Прежде всего, следует провести сравнительный анализ используемых толкований термина «хозяйство». В словарях он толкуется как:

- производство или вид производства; общественная форма производства, совокупность производственных отношений того или иного общественного уклада; способ производства, основной экономический уклад в обществе;

- все экономические отрасли государства, региона, города;

- совокупность всего, что служит для производства, составляет производство; оборудование какого-нибудь предприятия или производства; инвентарь, постройки и прочие принадлежности какого-нибудь производства; совокупность предметов, всего того, что необходимо в быту; вещи, предметы, которые принадлежат кому-либо, используются кем-либо для чего-либо;

- производственная ячейка или единица, организация; сельскохозяйственное частное производственное землевладение совместно с орудиями и средствам производства, домашним скотом, постройками и т.д.;

- хозяйственная деятельность; работы по дому, по устройства быта; распоряжение домашними делами;

- совокупность природных и сделанных руками человека средств, которые используются людьми для создания, поддержания, улучшения условий и средств существования, обеспечения жизни [17], [18], [19] .

При выявлении сущности термина «муниципальное хозяйство» интересным представляется трактовка родового термина «хозяйство», данная в своё время в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Хозяйство в данном словаре понимается как совокупность хозяйственных действий, объединённых в одно целое. И авторы особо подчёркивали, что хозяйство не могут создать сами по себе ни люди, ни материальные предметы, сколько бы ни было собрано тех и других. Хозяйство возникает только тогда, когда и люди, и предметы объединены в своих хозяйственных действиях, а единство, представляющее хозяйство, основывается на психических узах, которые создаются волей человека, проявлениями хозяйственного мотива [23]. Ключевыми в данном случае становятся два момента: во-первых, то, что хозяйство - это всё-таки хозяйственные действия; во-вторых, то, что хозяйство предполагает наличие объединяющей человеческой воли, конкретного хозяйственного мотива.

2.2. Подходы к толкованию терминов «муниципальное хозяйство», «городское хозяйство», «местное хозяйство»

В своё время Л.А. Велихов полагал, что муниципальное (городское) хозяйство есть деятельность организованного представительства людей, живущих на соответствующей территории, местных публичных органов, направленная на выгодное использование материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния живущего на ней коллектива [3, с. 103]. Тем не менее, с конца 90-х годов прошлого столетия толкование термина «муниципальное хозяйство» стало связываться с различной совокупностью хозяйствующих субъектов. Это и привело к формированию трёх основных подходов к определению рассматриваемого термина [4, с. 14-15], [5, с. 31-32], [9, с. 24-25], [14, с. 106-107], [22, с. 54-55], [11, с. 130].

Первый подход: муниципальное хозяйство есть совокупность расположенных и осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования муниципальных предприятий, организаций и учреждений. «Муниципальное хозяйство - это совокупность объектов и субъектов хозяйственной деятельности (объектов имущества и организаций), находящихся в собственности муниципальных образований (в муниципальной собственности)» [22, с. 55].

Второй подход: муниципальное хозяйство есть совокупность расположенных и осуществляющих деятельность на территории муниципального образования предприятий, организаций и учреждений вне зависимости от формы собственности.

Третий подход: муниципальное хозяйство есть совокупность расположенных на территории муниципального образования предприятий, организаций и учреждений и осуществляющих деятельность вне зависимости от формы собственности по удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования [4, с. 15].

Вместе с тем, встречаются и иные взгляды на содержание термина «муниципальное хозяйство». Так, например, С.А. Девятов предлагает подходить к данному термину как к экономической категории. Тогда «муниципальное хозяйство - это экономическая категория, выражающая экономические отношения между органами местного самоуправления, являющимися органом власти и субъектом хозяйственных отношений и вследствие этого имеющими двойственную природу, и субъектами хозяйственной и иной общественно значимой деятельности по поводу использования местных ресурсов в коллективных интересах территориальной общности» [5, с. 34]. Аналогичное определение термину «муниципальное хозяйство дают А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев и В В. Рудой [9, с. 27-28].

В свою очередь, Э. Маркварт, с одной стороны, отрицает оправданность связывать смысл данного термина с совокупностью хозяйствующих субъектов, а с другой, настаивает на том, чтобы в содержание определения данного термина обязательно включалось указание на предоставление муниципальных услуг. В соответствии с этим, муниципальное хозяйство есть «система отношений, возникающих по поводу предоставления муниципальных услуг, между муниципальным образованием в лице органов местного самоуправления, хозяйствующими субъектами - производителями и поставщиками услуг, а также населением и организациями - потребителями услуг» [11, с. 131-132].

Следует обратить внимание и на то, что в специальной урбанистической литературе используется термин «городское хозяйство». Так, И.Н. Ильина определяет городское хозяйство как «комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, призванных удовлетворять повседневные коммунальные, бытовые и социально-культурные нужды жителей городов и посёлков городского типа» [7, с. 16]. Иногда термин «городское хозяйство» связывают с комплексом отраслей градообеспечивающей или градообслуживающей сферы, к которой относят отрасли нематериального производства, выполняющих функции удовлетворения жизненно необходимых потребностей как населения, так и предприятий города. В этом случае городское хозяйство есть «комплекс производственных, административных и жилых зданий, систем жизнеобеспечения, транспортных развязок, инженерных коммуникаций и других объектов городской инфраструктуры». Причём, утверждается, что такое городское хозяйство присуще любому муниципальному образованию и формируется на протяжении его исторического развития [20, с.. 11-12].

В свою очередь, Ю.В. Филиппов и Т.Т. Авдеева, будучи сторонниками концепции развития местных сообществ, в рамках которой исходным термином признаётся не «муниципальное образование», а «местное сообщество», предлагают использовать термин «местное хозяйство». Данный термин обозначает «взаимодействие предприятий различных форм собственности, домохозяйств, местного правительства на основе общности социальных и экономических интересов, исторически сложившегося единого экономического, культурного и информационного пространства со специфической комбинацией факторов производства, достаточных для осуществления хозяйственной деятельности, обеспечивающей нормальные для данной общности занятость и доходы и соответствующий им уровень удовлетворения потребностей населения в индивидуальных и общественных жизненных благах» [21, с. 58].

3. Результаты

Анализ приведённых определений терминов «муниципальное хозяйство», «городское хозяйство», «местное хозяйство» позволяет заключить следующее.

Во-первых, в рамках общей теории местного самоуправления и с учётом терминологии, используемой в Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», применение термина «муниципальное хозяйство» предпочтительнее.

Городское хозяйство можно представлять как частный случай хозяйства муниципального, применительно к городам, с целью изучения особенностей хозяйствования на их территории, в отличие от сельских поселений и муниципальных районов. В свою очередь, согласно букве закона, содержание термина «местное хозяйство» должно совпадать со значением термина «муниципальное хозяйство» [1]. Однако, первый из этих терминов всё-таки акцентирует внимание на территориальную привязанность хозяйственной деятельности. При этом остаётся в тени собственно реализация местного самоуправления как определённой формы власти народа, обеспечивающей самостоятельное и под свою ответственность решение населением, как самостоятельно, так и через органы местного самоуправления вопросов местного значения [1]. По смыслу местное хозяйство шире муниципального, так как может включать в себя все хозяйственные отношения на территории муниципального образования, а не только отношения, связанные с решением вопросов местного значения.

Во-вторых, можно полагать, что к настоящему времени сложилось два основных подхода в понимании сущности термина «муниципальное хозяйство».

Первый подход - институциональный, который основывается на толковании муниципального хозяйства как некоей совокупности хозяйствующих субъектов, ограниченной: видом собственности; территорией, на которой осуществляется эта деятельность; определенным характером деятельности.

В соответствии с этими ограничениями выделяют три направления в подобном толковании термина:

1. Муниципальное хозяйство есть совокупность хозяйствующих субъектов - предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности.

Как справедливо отмечают многие исследователи, такое толкование излишне узко, так как не ориентирует муниципальное сообщество, органы местного самоуправления на создание условий, обеспечивающих развитие, на инвестиционную привлекательность территории муниципального образования [4, с. 14], [9, с. 24-25], [14, с. 106].

2. Муниципальное хозяйство есть совокупность всех хозяйствующих субъектов - предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования вне зависимости от форм собственности.

Такое толкование, в отличие от первого, предельно широко, и, как полагают исследователи, способствует созданию особого, монопольного права для органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности на территории муниципального образования, а также отождествляют муниципальное хозяйство с муниципальной экономикой. Кроме этого, в таком случае возникает возможность отвлечения органов местного самоуправления от прямой обязанности по реализации общественных интересов в пользу решения частных, групповых и клановых вопросов [4, с. 14], [9, с. 25], [14, с. 106].

3. Муниципальное хозяйство есть совокупность хозяйствующих субъектов - предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

В рамках институционального подхода это толкование можно считать наиболее приемлемым. Однако, как полагают отдельные исследователи, здесь необоснованно выключаются из поля зрения те хозяйствующие субъекты, которые напрямую не участвуют в удовлетворении коллективных потребностей населения муниципального образования. Вместе с тем, они, например, предоставляют рабочие места, берут на себя решение ряда социальных проблем своих работников, что также можно считать решением общественных проблем функционирования и развития соответствующей территории и его населения [21, с. 54].

Общей особенностью и главным недостатком данного подхода, как представляется, становится ориентация на статичный момент - на совокупность предприятий, организаций и учреждений.

Второй подход - деятельностный, который основывается на толковании муниципального хозяйства как конкретной деятельности и порождаемых ею определённых отношений, будь то экономических или связанных с предоставлением муниципальных и прочих услуг населению муниципального образования. В этом случае муниципальное хозяйство - это, прежде всего, хозяйственный процесс, связанный с преобразованием материальной среды обитания в целях обеспечения благоустройства, социального благосостояния муниципального сообщества. Субъектами, осуществляющими такой процесс, будут все те, кто производит товары, работы и услуги, призванные обеспечить непосредственную жизнедеятельность населения муниципального образования, а также создаёт для этого необходимые условия. Наконец, в рамках данного подхода не игнорируются и субъекты хозяйственной деятельности - предприятия, учреждения и организации, просто акцент делается на самом хозяйственном процессе, на его содержательной стороне, а не на тех, кто его осуществляет.

4. Обсуждение

Представляется, что при попытке определения термина «муниципальное хозяйство» будет важным исходить из следующих посылок:

1. Муниципальное хозяйство есть определённый процесс, в ходе которого между его участниками складываются многообразные отношения, напрямую связанные с решением вопросов местного значения, т.е. обеспечением непосредственной жизнедеятельности населения муниципального образования. В этом смысле, а также в целях снятия сложившегося предубеждения, что муниципальное хозяйство есть некая совокупность хозяйствующих субъектов, оправданно говорить не о муниципальном хозяйстве, а о муниципальном хозяйствовании.

2. Хозяйство, хозяйствование становится муниципальным лишь тогда, когда люди и предметы, участвующие в этом процессе, объединяются единой волей, ориентированной на создании нормальных условий жизнедеятельности для населения муниципального образования. Поэтому важным фактором, преобразующим

разнонаправленную деятельность многочисленных предприятий, учреждений и организаций в рамках данного процесса, что, собственно говоря, и порождает муниципальное хозяйствование, следует считать муниципальный интерес.

Вообще, муниципальный интерес толкуют как обеспечение благоприятных условий совместного проживания людей на территории муниципального образования [16, с. 16]; или как «особый вид социальных интересов, аккумулирующий единство «объективного» и «субъективного» начал и характеризующий активное отношение местного сообщества к условиям непосредственной жизнедеятельности, социально-экономическому развитию и благоустройству локальной территории проживания» [10]. Если обратить внимание на замечание Брокгауза и Ефрона по поводу того, что в точном смысле слова интерес - это выгода или польза отдельного лица или совокупности лиц, противополагаемые выгоде и пользе других лиц [23], а также исходя из того, что слово «муниципальный» - от лат. «munis» - тягота, бремя и «cepio», «recipio» - беру, принимаю, означает принятие на себя беремени общественных дел, можно подойти к следующему определению термина «муниципальный интерес»: это осознание объективной необходимости удовлетворения сложившихся и развивающихся муниципальных потребностей, которые обусловлены совместным проживанием людей на территории муниципального образования и обеспечением непосредственной жизнедеятельности его населения.

С учётом этого, муниципальное хозяйство или муниципальное хозяйствование есть совокупность действий муниципального сообщества, органов местного самоуправления, домохозяйств, предпринимателей, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования и порождаемых ими отношений, обусловленных муниципальными интересами, единством социально-экономического, культурно-информационного пространства при конкретной комбинации муниципальных ресурсов и выступающих как единое целое ради решения вопросов местного значения, способствующих рациональному использованию материальной среды обитания на пользу всех жителей муниципального образования.

Термин «муниципальное хозяйство» или «муниципальное хозяйствование» непосредственно связан с термином «муниципальное управление». В самом широком смысле слова муниципальное управление можно представить как вид социального управленческого воздействия субъекта управления на объект управления. Тогда муниципальное управление есть целенаправленное организующее воздействие органов местного самоуправления как субъектов управления на коллективы предприятий, учреждений, организаций, граждан и отношения между ними как объекты управления, находящиеся на соответствующей территории в целях непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, достойных уровня и качества его жизни. [12, с. 152-153]. В свою очередь, проанализировав многообразные определения рассматриваемого термина, А.А. Васильев, например, утверждает, что муниципальное управление есть деятельность органов местного самоуправления, связанная с управлением муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированием и исполнением местного бюджета, а также иная их деятельность в различных сферах муниципальной жизни, связанная с решением вопросов местного значения, включая вопросы организации работы самих органов местного самоуправления, а также муниципальной службы [2, с. 29-30].

Представляется целесообразным попытаться связать термины «муниципальное хозяйство» как определённый хозяйственный процесс, направленный на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, и «муниципальное управление» как определённый вид социального управления. Тогда муниципальное управление есть процесс регулирования, прогнозирования, планирования и организации муниципального хозяйства или муниципального хозяйствования, а также мотивирования деятельности его участников и контроля их деятельности при решении вопросов местного значения.

5. Заключение

Рассмотренные в статье вопросы терминологии, как представляется, могут способствовать и более полному теоретическому осмыслению сущностной направленности такого вида публичной власти, как местное самоуправление, и эффективной организации практической деятельности по обеспечению жизнедеятельности населения каждого конкретного муниципального образования. Вместе с тем, для достижения этих результатов предстоит проанализировать структуру и возможные модели муниципального хозяйства или муниципального хозяйствования с изложенных в статье позиций, что требует дополнительного исследования.

Библиографический список

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 // Режим доступа: Справ.-правовая система «Гарант».

2. Васильев А.А.Система муниципального управления: учебник / А.А. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. М.: КНОРУС, 2015.

3. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Обнинск: Институт муниципального управления. 1995.

4. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Издание второе, дополненное. Серия «Учебная литература», № 1. М.: Московский общественный научный фонд, 1997.

5. Девятов С.А. Управление муниципальным хозяйством. Учебное пособие. Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2009.

6. Занадворов В.С., Занадворова А.В. Экономика города: Учебное пособие. М.: ИЧП «Издательство Магистр». 1998.

7. Ильина И.Н. Экономика городского хозяйства: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2013.

8. Интерес [Электронный ресурс] // http://tolkslovar.ru/i2978.html; http://dic.academic.ru

9. Кобилев А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве: учебное пособие / А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. - Изд. 2-е, переб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2013.

10. Колесников В.А. Муниципальные интересы в современной России: социально-политические особенности и факторы обеспечения. Диссертация на соискание учёной степени доктора политических наук: 23.00.02 Волгоград, 2006. - 552 с. // http://dissland.com/catalog/munitsipalnie_interesi_v_sovremennoy_r n.html.

11. Маркварт Э. и др. Управление хозяйственной деятельностью муниципальных образований: Учебное пособие / Э. Маркварт, Е.В. Агапова, С.В. Вобленко; под ред. Э. Маркварта. М.: Изд-во «Проспект», 2015.

12. Николаев В.К., Николаев К.А. К вопросу о концепции местного самоуправления как социально-политического феномена //12th International Scientific Conference "European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches"; Papers ofthe 12th International Scientific Conference. October 15,2014; Stuttgart, Germany, 2014.

13. Озеров И.Х. Большие города, их задачи и средства управления (публичная лекция). Типография Т-ва И.Д. Сытина. 2-е издание, значительное дополненное. М., 1906.

14. Парахина В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие /В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. - 3-е изд., перераб. М.: КНОРУС, 2013.

15. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999 [Электронный ресурс] // http://dic.academic.ru.

16. Система муниципального управления: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. В.Б. Зотова. СПб.: Питер, 2008.

17. Толковый словарь Ожегова. С.И Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 [Электронный ресурс] // http:// dic.academic.ru.

18. Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д.В. Дмитриев. 2003 [Электронный ресурс] // http:// dic.academic.ru.

19. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940 [Электронный ресурс] // http://dic.academic.ru.

20. Управление в городском хозяйстве: учебное пособие / коллектив авторов, под ред. Р.Ж. Сираждинова. - 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2014.

21. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства: Учеб. М.: Дело, 2000.

22. Широков А.Н. Муниципальное управление: учебник / А.Н. Широков, С. Н. Юркова. М.: КНОРУС, 2013. ISBN 978-5-406-00233-9

23. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907 [Электронный ресурс] // http://dic.academic.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.