Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
241
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРЫ / ДОБРОВОЛЬЦЫ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / BEHAVIORAL ACTIVITY / FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY / SOCIAL ACTIVITY / TRANSFORMATIVE ACTIVITY / VOLUNTEER ACTIVITY / VOLUNTEERS / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Домашова Е. В., Благовская Е. В., Гонохова Т. А.

Раскрыты понятия «активность», «молодежь», «социальная активность». Отмечено большое внимание к молодежи, особенно к проблемам молодых людей в связи с тем, что молодежь является наиболее активной возрастной группой, способной реализовать себя во всех сферах жизни общества: культурной, социальной, политической и др. Отмечено что, молодежь в большей степени, чем другие социально-демографические группы, ориентирована на повышение своего социального статуса и освоение новых социальных ролей. Проанализированы теоретические подходы к исследованию основ формирования социальной активности молодежи: философский, педагогический, психологический, социологический. Кроме того, отмечено наличие огромного количества авторских трактовок дефиниции «социальная активность». Общим в исследованиях авторов феномена активности является наличие целенаправленного, осознаваемого, мотивированного воздействия личности на социум. Кроме того, социальная активность представляет собой составную часть мотивационной структуры личности. Исходя из авторских трактовок различных ученых подчеркнута общая характеристика дефиниции «социальная активность» - наличие количественно-качественных характеристик социального взаимодействия индивида с окружающим миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF BASES OF FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF YOUTH

The article reveals the concepts of activity, youth, social activity. The paper notes great attention to young people, especially to the problems of young people, because youth is the most active age group, that can realize itself in all spheres of life: cultural, social, political etc. The authors notice that young people, more than other socio-demographic groups, are focused on raising their social status and on mastering new social roles. The article analyses theoretical approaches to the study of the foundations of the formation of social activity of young people: philosophical, pedagogical, psychological, and sociological. In addition, the paper notes availability of a huge number of author’s interpretations of the definition of «social activity». A common feature of the authors’ study of the phenomenon of activity is the presence of a purposeful, conscious, motivated impact of the personality on society. In addition, social activity is an integral part of the motivational structure of the individual. Based on the author’s interpretations of various scientists, the paper emphasizes the General characteristic of the definition of «social activity» - the presence of quantitative and qualitative characteristics of an individual’s social interaction with the surrounding world.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ»

УДК 364

Домашова Елена Викторовна

старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-1402-9272 e-mail: [email protected]

Благовская Евгения Васильевна

канд. филос. наук, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-8239-9358 e-mail: [email protected]

Гонохова Тамара Алексеевна

канд. психол. наук, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г Горно-Алтайск, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-1174-2566 e-mail: [email protected]

Domashova Elena

Senior lecturer, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia ORCID: 0000-0002-1402-9272 e-mail: [email protected]

Blagovskaya Evgeniya

Candidate of Philosophical Sciences, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia ORCID: 0000-0001-8239-9358 e-mail: [email protected]

Gonohova Tamara

Candidate of Psychological Sciences, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia ORCID: 0000-0002-1174-2566 e-mail: [email protected]

DOI 10.26425/1816-4277-2020-10-152-156

теоретико-методологические подходы к исследованию основ формирования социальной активности молодежи

Аннотация. Раскрыты понятия «активность», «молодежь», «социальная активность». Отмечено большое внимание к молодежи, особенно к проблемам молодых людей в связи с тем, что молодежь является наиболее активной возрастной группой, способной реализовать себя во всех сферах жизни общества: культурной, социальной, политической и др. Отмечено что, молодежь в большей степени, чем другие социально-демографические группы, ориентирована на повышение своего социального статуса и освоение новых социальных ролей. Проанализированы теоретические подходы к исследованию основ формирования социальной активности молодежи: философский, педагогический, психологический, социологический. Кроме того, отмечено наличие огромного количества авторских трактовок дефиниции «социальная активность». Общим в исследованиях авторов феномена активности является наличие целенаправленного, осознаваемого, мотивированного воздействия личности на социум. Кроме того, социальная активность представляет собой составную часть мотивационной структуры личности. Исходя из авторских трактовок различных ученых подчеркнута общая характеристика дефиниции «социальная активность» - наличие количественно-качественных характеристик социального взаимодействия индивида с окружающим миром. Ключевые слова: волонтеры, добровольцы, добровольческая деятельность, молодежь, поведенческая активность, преобразующая активность, социальная активность, формирование социальной активности.

Для цитирования: Домашова Е.В., Благовская Е.В., Гонохова Т.А. Теоретико-методологические подходы к исследованию основ формирования социальной активности молодежи//Вестник университета. 2020. № 10. С. 152-156.

theoretical and methodological approaches to the study of bases of formation of social activity of youth

Abstract. The article reveals the concepts of activity, youth, social activity. The paper notes great attention to young people, especially to the problems of young people, because youth is the most active age group, that can realize itself in all spheres of life: cultural, social, political etc. The authors notice that young people, more than other socio-demographic groups, are focused on raising their social status and on mastering new social roles. The article analyses theoretical approaches to the study of the foundations of the formation of social activity of young people: philosophical, pedagogical, psychological, and sociological. In addition, the paper notes availability of a huge number of author's interpretations of the definition of «social activity». A common feature of the authors' study of the phenomenon of activity is the presence of a purposeful, conscious, motivated impact of the personality on society. In addition, social activity is an integral part of the motivational structure of the individual. Based on the author's interpretations of various scientists, the paper emphasizes the General characteristic of the definition of «social activity» - the presence of quantitative and qualitative characteristics of an individual's social interaction with the surrounding world. Keywords: behavioral activity, formation of social activity, social activity, transformative activity, volunteer activity, volunteers, volunteers, youth.

For citation: Domashova E.V., Blagovskaya E.V., Gonohova T.A. (2020) Theoretical and methodological approaches to the study of bases of formation of social activity of youth. Vestnik universiteta. I. 10, pp. 152-156. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-10-152-156

© Домашова Е.В., Благовская Е.В., Гонохова Т.А., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Сегодня огромное внимание уделяется молодежи, особенно проблемам молодых людей в связи с тем, что молодежь является наиболее активной возрастной группой, способной реализовать себя во всех сферах жизни общества: культурной, социальной, политической и др. Кроме того, молодежь в большей степени, чем другие социально-демографические группы, ориентирована на повышение своего социального статуса и на освоение новых социальных ролей. Рассматривая молодежь как, с одной стороны, наиболее инновационную и инициативную часть социума, а с другой - наиболее адаптирующуюся, следует отметить что, молодежь - самая социально активная часть населения, способная обеспечить реализацию ключевых направлений развития общества [1].

Во все периоды существования нашего государства психологами, педагогами, социологами и др. рассматривались проблемы формирования социальной активности молодежи. Сформированные в разные временные промежутки представления об активности молодежи существенно различаются. С одной стороны, исследуются мотивы направленные на реализацию активности молодежи в деятельности, с другой - исследуется непосредственно понятие социальной активности молодежи.

Современное общество характеризуется большим количеством возможностей для реализации индивидом своих возможностей, развития социальной активности.

В. В. Павловский считает, что «молодежь - это особая биосоциальная возрастная группа людей от 13-14 до 29-30 лет, которая занимает переходное положение между общностями людей подросткового и взрослого зрелого возраста; детерминируется природной средой, конкретно-историческим обществом с его общественной формацией, цивилизацией, государственным строем и другими особенностями социального развития; является результатом социализации в основных сферах жизни общества; осуществляет переход от подготовительной к продуктивной деятельности, эволюцию от общественной и гражданской несамостоятельности -к статусу взрослых самодеятельных членов общества и сформировавшихся личностей» [4].

Понятие «социальная активность» состоящие из двух составляющих, и оно наиболее уже, чем понятие «активность». Понятие «активность» в науку введено Эпикуром и в дальнейшее возвращается в философских работах Лейбница, Гельвеция, Дидро, Толанда, Гегеля и др. С точки зрения философского подхода, в частности Л. Н. Ляхова, рассматривают «активность» как всеобщее свойство материи.

С точки зрения философского подхода принято рассматривать социальную активность в двух направлениях. В первом направлении научные школы рассматривают «социальную активность» как качестве социального субъекта, внутренние состояние личности. Ученые В. Г. Мордкович, Л. П. Буева, Л. М. Архангельский подразумевают под «социальной активностью» - основные качества личности, проявляющиеся и существующие на потребностях личности и его интересах [3].

С точки зрения социологического подхода под «социальной активностью» подразумевается многообразие форм проявления человеческой деятельности, направленную на личность, на малую социальную группу или в более крупных масштабах, например, цели государства и социума. В рамках разработанного Г. Е. Зборовским и С. С. Фроловым деятельностного подхода, «социальная активность» представляет собой целенаправленную деятельность индивида, направленную на качественное изменение социальной реальности, а также формирование качественно новых социальных качеств. Следовательно, вышеназванные теоретико-методологические подходы взаимодополняют друг друга и выступающую основой формирования его социальной активности.

Психологический подход к «социальной активности» представляет собой совокупность социальных условий, образующих основу для дальнего формирования таких качеств, как исполнительность, инициативность и др. Основными параметрами данного феномена в контексте указанного подхода являются: социальное взаимодействие и саморазвитие [3].

Ученые Д. Б. Богоявленская, Л. И. Божович, А. Ф. Лазурский, Н. С. Лейтес, С. Л. Рубинштейн, А. М. Ма-тюшкин и др., исследуют социальную активность с психолого-педагогический позиции, где активность представляет собой характеристику личности, обладающей определенным стилем социально полезной деятельности. При этом наличие инициативы к совершению определенных действий и обусловлено воздействием на него личных внутренних противоречий.

Отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает феномен активности индивидуального сознания воздействием побудительных реакций социального поведения. Для побуждения активности сознания

индивида необходимо наличие волевых усилий для совершения конкретного поведенческого акта. С. Л. Рубинштейн был уверен, что начало и конец волевого акта индивида сопровождается определенными эмоциональными впечатлениями, при этом начало волевого акта сопровождается приложением определенных усилий, поиском мотивов, а в конце индивид испытывает чувство удовлетворения. Чаще всего в повседневной деятельности инициаторами активности личности выступают окружающие его индивиды и совокупность их требований и ожиданий, предъявляемых к субъекту активности [5].

Отечественный психолог В. Н. Дружинин под поведенческой активностью понимал проявление активности психики, направленное на внешний мир, его взаимосвязи с субъектом деятельности. При этом данная направленность может быть преобразующей либо созерцательной (приспособленческой) [5].

Преобразующая активность, согласно В. Н. Дружинину, подразделяется на дезадаптивное (разрушающее поведение), ориентированная на разрушение существующего, и творческое поведение, ориентированное на преображение окружающей среды.

В исследованиях Г. И. Щукиной и Т. И. Шамовой кроме указанных выше типов активности индивидов выделяются промежуточные уровни проявления активности. Г. И. Щукина дифференцировала следующие уровни активности индивидов: творческая активность, поисково-исполнительская, репродуктивно-подража-тельная. Характерными чертами указанных уровней являются: актуальный объем и уровень знаний и умений, специфическое отношение к деятельности, а также наличие у индивида определенных нравственно-волевых усилий, необходимых для концентрации на достижении поставленной цели.

Исходя из выше указанного, отметим наличие огромного количества авторских трактовок дефиниции «социальная активности». Общим в исследованиях авторов в исследовании феномена активности является наличие целенаправленного, осознаваемого, мотивированного воздействия личности на социум. Кроме того, социальная активность представляет собой составную часть мотивационной структуры личности.

С. А. Потапова трактует указанное понятие как социально-психологическую, ценностную, профессиональную установку субъекта, реализуемую в его деятельности [2].

Исходя из авторских трактовок различных ученых можно отметить общую характеристику дефиниции «социальная активности» - наличие количественно-качественных характеристик социального взаимодействия индивида с окружающим миром.

С точки зрения социологического подхода «социальная деятельность» ориентирована на выполнение социальных функций во всем многообразии социальных связей индивида. Согласно исследованиям И. А. Филиппова, Э. С. Соколова, И. В. Андреенкова, во время выполнения социальной деятельности проявляются различные виды активности личности.

В контексте психологии трактовка «социальная активность личности» определяется с позиции понятия о природе качества личности как системы действий, мотивов и потребностей поведения. Л. С. Славин, Л. И. Божович, В. С. Мерлин, А. Н. Леонтьев и др. придерживаются научной позиции относительно исследования «социальной активности», определяя ее своеобразное новообразование личности, основопологаю-щий показатель проявления жизненной позиции личности. С другой стороны, авторы убеждены, что в процессе проявления активности индивид обладает способностью к адаптации в условиях социума, а также, что немаловажно, способностью изменять и подстраивать окружение исходя из собственного понимания сложившийся системы морально-нравственных представлений.

А. В. Зосимовский, Т. Н. Мальковская, Т. Е. Конникова, Е. С. Малах, Н. Г. Огурцов, Н. П. Аникеев и другие характеризуют «социальную активность» с точки зрения педагогического подхода, как меру проявления социальной дееспособности человека. С. М. Дудина, Ю. П. Азаров, Л. Ю. Гордин, Л. М. Архангельский и другие характеризуют «социальную активность» как заинтересованное и ответственное отношение человека к обществу, труду, общественной и духовной жизни [5].

Существенным проявлением деятельности индивида является достаточно большая доля самостоятельности и инициативности в ее выполнении, то есть индивид должен быть сам инициатором определенных действий и ни в коем случае не исходить от требований, предъявляемых извне. При этом потребности индивида представляют собой основу формирования и проявления социальной активности. В контексте социальной активности именно социально-ориентированные потребности способствуют удовлетворению социальных потребностей социума. Исходя из данного понимания феномена социальной активности, можно

отметить, что данная деятельность ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей личности и как следствие решения социально значимых задач.

В исследованиях С. П. Иваненкова и А. В. Кострикина социальная активность молодежи трактуется с двух позиций. Во-первых, социальная активность молодежи в социально-политической сфере отражает попытку отстаивания своей идентичности путем преодоления дискриминации, то есть желание и способность обосновать правомерность собственных прав на выражение поведения, соразмерность и целесообразность существования собственных взглядов, при этом важным аспектом проявления социальной активности молодежи является социальное функционирование индивида в соответствии с требованиями актуального административного и уголовного законодательства. В рамках второй позиции можно отметить наличие у молодежи адаптационной стратегии, ориентированной на достижение личного успеха молодежи. Основным механизмом действия социального лифта в молодежной среде выступает молодежный активизм, проявляющийся в функционировании молодежных политических и социальных институтов [2].

В научных исследованиях по проблематике проявления и формирования социальной активности молодежи дифференцируются следующие виды социальной активности: общественно-политическая, трудовая и познавательная.

Исходя из анализа представленных авторских трактовок различных ученых, можно отметитьобщую характеристику дефиниции «социальная активность» - наличие количественно-качественных характеристик социального взаимодействия индивида с окружающим миром. Существенным проявлением деятельности индивида является достаточно большая доля самостоятельности и инициативности в ее выполнении, то есть индивид должен быть сам инициатором определенных действий и ни в коем случае, не исходя от требований, предъявляемых извне. При этом потребности индивида представляют собой основу формирования и проявления социальной активности. В контексте социальной активности именно социально-ориентированные потребности способствуют удовлетворению социальных потребностей социума. Исходя из данного понимания феномена социальной активности, можно отметить, что данная деятельность ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей личности и, как следствие, решение социально значимых задач.

Библиографический список

1. Домашова, Е. В., Гонохова, Т. А. Основные виды и формы активности молодежи в условиях вуза // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. 12 февраля 2020 г. / под ред. Г. Ю. Лизуновой. - Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2020. - С. 249-253.

2. Иваненков, С. П. Кострикин, А. В. Проблемы исследования социальной активности молодежи // Credo new. - 2009. -№ 3 (59). - С. 82-100.

3. Луц, Ю. А. Общественные объединения как ресурс социальной активности молодежи России: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / ФГАОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова. - Архангельск, 2016. - 218 с.

4. Микишева, А. О. Нормативно-правовое обеспечение деятельности молодежных объединений // Социальная активность молодежи как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица, 2-3 февраля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. -в 2-х ч.: Ч. 2. - С. 159-160.

5. Рюмина, Ю. Н. Формирование социальной активности студентов вуза в процессе волонтерской деятельности // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2018. - № 2. - С. 46-52.

References

1. Domashova E. V. Gonokhova T. A. Osnovnye vidy i formy aktivnosti molodezhi v usloviyakh vuza [Main types andforms of youth activity in the University environment]. Tsennostnye orientatsii molodezhi v usloviyakh modernizatsii sovremennogo obshchestva: materialy Vserossiiskoi s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoi konferentsii. 12 fevralya 2020 g.

[Value orientations of young people in the conditions of modernization of modern society: proceedings of the All-Russian Scientific andPractical Conference with International Participation. February 12, 2020], Pod redaktsiei G.Yu. Lizunovoi. Gorno-Altaisk, BITs GAGU, 2020, pp. 249-253.

BecmuuK yuueepcumema № 10, 2020

2. Ivanenkov S. P. Kostrikin A. V. Problemy issledovaniya sotsial'noi aktivnosti molodezhi [Problems of research of social activity of youth]. Credo new, 2009, no. 3 (59), pp. 82-100.

3. Luts Yu. A. Obshchestvennye ob"edineniya kak resurs sotsial'noi aktivnosti molodezhi Rossii [Public associations as a resource of social activity of youth in Russia]: dis. ... kand. sotsiol. nauk: 22.00.04. FGAOU VO Severnyi (Arkticheskii) federal'nyi universitet imeni M. V Lomonosova Archangelsk, 2016. 218 p.

4. Mikisheva A. O. Normativno-pravovoe obespechenie deyatel'nosti molodezhnykh ob"edinenii [Normative and legal support for the activities of youth associations]. SotsiaFnaya aktivnost molodezhi kak uslovie razvitiya sovremennogo obshchestva: sbornik nauchnykh trudov po itogam Vserossiiskikh sotsial'no-pedagogicheskikh chtenii im. B.I. Livshitsa, 2-3 fevralya 2010 g. [Social activity of youth as a condition for the development of modern society: collection of scientific papers by the results of the All-Russian Socio-PedagogicalReadings named after B. I. Livshits, February 2-3, 2010]. Ural. gos. ped. un-t, Ekaterinburg, v 2-kh ch., Ch. 2, pp.159-160.

5. Ryumina Yu. N. Formirovanie sotsial'noi aktivnosti studentov vuza v protsesse volonterskoi deyatel'nosti [Formation of social activity of University students in the process of volunteer activity]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal Kontsept [Scientific and methodological electronic journal Koncept], 2018, no. 2. pp. 46-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.