Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
178
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ / PERSONALITY / PERFECTIONISM / ACTIVITY / SOCIAL ACTIVITY / FORMS OF SOCIAL ACTIVITY / DIFFERENT AGE GROUPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бочарова Елена Евгеньевна

Цель исследования заключается в установлении взаимосвязи перфекционизма и форм социальной активности личности учащейся молодежи. В исследовании приняли участие представители разновозрастных групп учащейся молодежи (N = 236) - старшеклассники общеобразовательных школ (n = 118) и студенты вузов г. Саратова и Саратовского региона в возрасте 17-19 лет. В качестве методического инструментария применены анкета, направленная на регистрацию различных форм социальной активности и степени их выраженности (Р. М. Шамионов, И. В. Арендачук, Е. Е. Бочарова и др.,) и «Многомерная шкала перфекционизма» (Multidimensional Perfectionism Scale, P. L. Hewitt, G. L. Flett; адаптация И. И. Грачевой) для исследования соотношения выраженности параметров перфекционизма. Предположено наличие разнонаправленной взаимосвязи меры выраженности параметров перфекционизма и самооценки разных форм социальной активности личности в зависимости от ее социально-возрастного статуса. Установлено, что представители школьной и студенческой молодежи отличаются в большей мере интернальным локусом перфекционизма на фоне отсутствия чрезмерного следования чужим эталонам, стандартам. Зафиксирована как тенденция отрицательная динамика в частоте проявления взаимосвязей перфекционизма и форм социальной активности - максимальное их количество у представителей школьной молодежи и снижение среди студенческой молодежи. Обнаружена амбивалентность функционального проявления интернального перфекционизма - развертывание диапазона форм социальной активности у представителей школьной молодежи на фоне свертывания активности в субкультурной форме деятельности, а у представителей студенческой молодежи актуализация деятельности в форме духовной активности на фоне дезактуализации деятельности в формах протестной и радикально-протестной активности. В случае фиксации экстернального локуса перфекционизма наблюдается актуализация деятельности школьной молодежи в формах социально-политической и социально-экономической активности и интернет-сетевой активности среди студенческой молодежи. Прикладной аспект разрабатываемой проблемы может быть реализован в практике консультативных служб образовательных учреждений и организации социально полезной деятельности молодежи с учетом ее перфекционистской направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN PERFECTIONISM AND FORMS OF SOCIAL ACTIVITY AMONG YOUTH OF DIFFERENT AGE GROUPS

The purpose of the study is to establish the interconnection between perfectionism and forms of social activity in students. The study involved representatives of different age groups, all of whom were students (N = 236): high school students (n = 118) and university students (n = 118) from Saratov and Saratov region aged 17 to 19. The methodological tools, that we used, involved a questionnaire aimed at recording various forms of social activity and the degree of their manifestation (R. M. Shamionov, I. V. Arendachuk, E. E. Bocharova et al.) and the "Multidimensional scale of perfectionism" (P. L. Hewitt, G. L. Flett; adapted by I. I. Gracheva). We used the above-listed tools to study the ratio of the correlation of manifestation of perfectionism parameters. Presumably, we can observe the presence of multidirectional relationships between the degree of manifestation of the parameters of perfectionism and self-assessment of various forms of social activity of an individual depending on their social status and age. The study found that representatives of school and student youth differ to a greater extent in the internal locus of perfectionism accompanied by absence of excessive adherence to other people's standards and norms. We recorded a tendency of negative dynamics in the frequency of manifestation of interrelationships between perfectionism and forms of social activity: the maximum number was observed in representatives of school youth, while its decrease was recorded among students. The ambivalence of functional manifestation of internal perfectionism was revealed: the development of a range of forms of social activity in schoolchildren against the background of the decrease of activity in the subcultural form of activity; in representatives of the student youth we observed actualization of activity in the form of spiritual activity against the background of deactualization of activity in the forms of protest and radical protest activity. In case of retention of the external locus of perfectionism, there is actualization of activity in the forms of socio-political and socio-economic activity in schoolchildren and in the form of Internet network activity in students. The applied aspect of the problem under study can be implemented in the practice of advisory services of educational institutions and organization of socially useful activities of young people, taking into account its perfectionist orientation.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП»

УДК 316.62

Взаимосвязь перфекционизма и форм социальной активности молодежи разных возрастных групп

Е. Е. Бочарова

Бочарова Елена Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]

Цель исследования заключается в установлении взаимосвязи перфекционизма и форм социальной активности личности учащейся молодежи. В исследовании приняли участие представители разновозрастных групп учащейся молодежи (N = 236) - старшеклассники общеобразовательных школ (n = 118) и студенты вузов г. Саратова и Саратовского региона в возрасте 17-19 лет. В качестве методического инструментария применены анкета, направленная на регистрацию различных форм социальной активности и степени их выраженности (Р. М. Шамионов, И. В. Арендачук, Е. Е. Бочарова и др.,) и «Многомерная шкала перфекционизма» (Multidimensional Perfectionism Scale, P. L. Hewitt, G. L. Flett; адаптация И. И. Грачевой) для исследования соотношения выраженности параметров перфекционизма. Предположено наличие разнонаправленной взаимосвязи меры выраженности параметров перфекционизма и самооценки разных форм социальной активности личности в зависимости от ее социально-возрастного статуса. Установлено, что представители школьной и студенческой молодежи отличаются в большей мере интернальным локусом пер-фекционизма на фоне отсутствия чрезмерного следования чужим эталонам, стандартам. Зафиксирована как тенденция отрицательная динамика в частоте проявления взаимосвязей перфекциониз-ма и форм социальной активности - максимальное их количество у представителей школьной молодежи и снижение среди студенческой молодежи. Обнаружена амбивалентность функционального проявления интернального перфекционизма - развертывание диапазона форм социальной активности у представителей школьной молодежи на фоне свертывания активности в субкультурной форме деятельности, а у представителей студенческой молодежи актуализация деятельности в форме духовной активности на фоне дезактуализации деятельности в формах протестной и радикаль-но-протестной активности. В случае фиксации экстернального локуса перфекционизма наблюдается актуализация деятельности школьной молодежи в формах социально-политической и социально-экономической активности и интернет-сетевой активности среди студенческой молодежи. Прикладной аспект разрабатываемой проблемы может быть реализован в практике консультативных служб образовательных учреждений и организации социально полезной деятельности молодежи с учетом ее перфекционистской направленности.

Ключевые слова: личность, перфекционизм, деятельность, социальная активность, формы социальной активности, разновозрастные группы.

Поступила в редакцию: 28.04.2020 / Принята: 25.06. 2020 / Опубликована: 30.09.2020

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-263-271

Введение

В условиях динамично меняющейся социальной реальности, обусловливающей возрастание темпов интеграции человека в систему социальных отношений, особую значимость приобретает изучение специфики самоопределения и самореализации молодежи в разных сферах социальных практик как субъекта жизнедеятельности. Молодежь, как отмечают исследователи, не только являет собой социально-демографическую группу, но и прежде всего понимается как субъект социальной активности, реализующий себя в условиях конкурентной и изменяющейся среды [1, 2], как инновационный потенциал общественного развития и его качественного своеобразия [3, 4].

В ряде работ отечественных исследователей приведены данные, свидетельствующие о том, что социальная активность молодежи является производной от процессов социализации и индивидуализации, обусловлена социокультурными и социально-экономическими условиями [5-7]. С одной стороны, это предполагает «вписывание» молодых людей в уже существующие социальные связи, подчинение сложившимся нормам и правилам социального взаимодействия, с другой - конструирование собственного пространства самореализации [8], связанной с актуализацией деятельности в различных формах ее проявления, с опорой на существующие нормативно-ценностные системы.

Реализация социальной активности предполагает «вхождение» индивида в разные социальные группы. При этом, как отмечают исследователи, индивид подвержен различному институциональному влиянию [9], которое обнаруживается на протяжении достаточно долгого времени и создает условия для противоречивости не только самих усваиваемых норм [10], но и критериев оценки соответствия им. Не исключено, что в качестве такого критерия выступает перфекционизм, определяемый в научной литературе как стремление личности к совершенствованию результатов своей деятельности, к самосовершенствованию, безупречности во всем [11, 12]. В качестве компонентного состава перфекционизма исследователи предлагают рассматривать L. Hewitt, G. L. Flett [13] - перфекционизм, ориентированный на себя, перфекционизм, ориентированный на других, и социально предписанный перфекционизм.

История развития проблемы перфекциониз-ма в русле научного знания свидетельствуют о поливариантности его концептуализации: пер-фекционизм определяется как деструктивное, патогенное (невротическое) явление [14, 15], как собственный потенциал саморазвития субъекта [11, 16, 17], самодетерминация [18], как результат завышенных стандартов деятельности, предъявляемых себе личностью, аномально стремящейся к совершенству [19] и др.

Весьма привлекательны попытки оперци-онализации конструктивного перфекционизма, связанные с выявлением критериев, среди которых имеют место такие как стремление к успеху, способность учитывать собственные ресурсы и ограничения, постановка перед собой реалистичных целей и готовность изменять личные стандарты в соответствии с жизненной ситуацией [11], готовность идти на риск в отсутствие гарантий на успех, вовлеченность в личностное развитие [18], потребность в преодолении несоответствия между реальным и желаемым представлением о себе [17], совокупность устойчивых мотивов, убеждений и установок, связанных с необходимостью быть совершенным в отношении себя и Других [20]. Обратим внимание на то, что в своих представлениях о критериях конструктивного перфекционизма исследователи обращаются к оценке выраженности характеристик позитивного функционирования личности.

В целом данные многочисленных исследований перфекционизма позволяют прийти к его пониманию как интегративного личностного образования, включающего конфигурацию позитивных и негативных проявлений устремленности человека к совершенству в своей деятельности в соответствии с самыми высокими стандартами. При этом конфигурация позитивных и негативных проявлений стремления к совершенству может отличаться функциональной вариативностью в разных временных и социальных пространствах жизнедеятельности человека.

Данные ранее предпринятого нами цикла исследований [3, 21], посвященного изучению социальной активности и форм ее проявления, позволяют констатировать, что социальная активность выступает как полидеятельностное образование, наделенное характеристиками полинаправленности, разноуровневости и избирательности функционального проявления в развертывании социальной деятельности. Так, к примеру, при обращении к изучению типично динамических сфер проявления социальной активности старшеклассников и студентов нами зафиксирована тенденция отрицательной динамики среди студентов, отличающейся, кроме того, и содержательной разнонаправленностью. Наблюдается сужение диапазона сфер проявления социальной активности среди студенческой

молодежи. Разнонаправленная динамика выявлена и в уровневых характеристиках мотивов инициирования социальной активности студенческой молодежи, что проявляется в усилении выраженности одних мотивов (собственный престиж, материальное благополучие, достижение, духовное удовлетворение) и снижении других (расширение социальных контактов, сохранение индивидуальности), отличающихся достаточно устойчивой выраженностью в выборке старшеклассников [3].

Небезынтересны данные исследования субъ-ектно-деятельных детерминант видов социальной активности, выполненного на выборке учащейся молодежи [2]. Автором исследования показано, что в детерминации видов социальной активности молодежи, различающихся по направленности «на себя» (достижение личных целей), «на Других» (социально значимых целей), существенная роль отведена субъектным характеристикам деятельности. Детерминация субъектными характеристиками личности социальной активности, направленной «на себя», выше в сравнении с активностью, направленной «на Других».

Отметим, что на сегодня вопрос о соотношении устремленности личности к совершенству своей деятельности в разных формах ее проявления остается вне поля активного внимания ученых. В этой связи весьма примечательны работы Р. Фро-ста [12], в которых показано, что за стремлением к совершенству могут скрываться две разнонаправленные тенденции - стремление к достижению через развитие и озабоченность оценкой Других.

Цель эмпирического исследования заключается в установлении взаимосвязи перфекционизма и форм социальной активности личности у учащейся молодежи. Предположено наличие разнонаправленных взаимосвязей меры выраженности параметров перфекционизма и самооценки различных форм социальной активности личности в зависимости от ее социально-возрастного статуса.

Материалы и методы

Описание выборки. В исследовании приняли участие старшеклассники общеобразовательных школ (п = 118) в возрасте 16-17 лет и студенты вузов (п = 118) в возрасте 17-19 лет г. Саратова и Саратовской области. Выборки примерно вы-равнены по полу - девушек 56%, юношей - 44%.

Напомним, что хронологические границы молодежи соответствуют достаточно широкому возрастному диапазону людей в возрасте 15-25 (30) лет, включающему возрастные периоды, отличающиеся разнокачественными характеристиками самоопределения и самореализации:

16-17 лет - ранняя юность (по И. С. Кону и др.),

17-21 год - собственно (в узком смысле) юность, 22-23 года - поздняя юность, 23-25 лет - ранняя взрослость.

Методики. Для изучения различных форм социальной активности и степени их выраженности применена анкета (Р. М. Шамионов, И. В. Арендачук, Е. Е. Бочарова, М. В. Григорьева, А. И. Заграничный, М. А. Кленова, Н. В. Усова, О. А. Черекаева, А. А. Шаров), включающая 12 утверждений. Ранее опубликовано подробное описание анкеты [21]. Испытуемым предлагалось оценить меру своей активности (альтруистической, досуговой, социально-политической, интернет-сетевой, гражданской, социально-экономической, образовательно-развивающей, духовной, религиозной, протестной, радикально-протест-ной, субкультурной) с помощью приведенных в анкете утверждений, используя пятибалльную шкалу Ликерта (от min - 1 «совершенно неверно» до max - 5 «совершенно верно»).

Для фиксации перфекционных тенденций личности применена «Многомерная шкала пер-фекционизма» (Multidimensional Perfectionism Scale, P. L. Hewitt, G. L. Flett; адаптация И. И. Грачевой) [22], позволяющая измерить уровень пер-

фекционизма и определить характер соотношения трех его составляющих - перфекционизма, ориентированного на себя, перфекционизма, ориентированного на Других, социально предписанного перфекционизма. Каждое утверждение опросника оценивается испытуемым по 7-балльной шкале соответственно степени согласия или несогласия с данным утверждением (от min - 1 «совершенно не согласен» до max - 7 «совершенно согласен»).

Методы. Первичные данные исследования обрабатывались посредством методов статистической обработки: дескриптивного, сравнительного (i-критерий Стьюдента); корреляционного (по Пирсону) анализа с применением программного пакета «Statistica for Windows».

Результаты исследования и их обсуждение

Данные, отражающие степень выраженности параметров перфекционизма старшеклассников и студентов, наличие межгрупповых значимых различий представлены в табл. 1.

Таблица 1 / Table 1

Значения критерия Стьюдента, полученные при межгрупповом сравнении выраженности параметров перфекционизма в выборках старшеклассников (n = 118) и студентов (n = 118) Values of the Student's criterion obtained by intergroup comparing the expression of parameters of perfectionism in the samples of high school students (n = 118) and university students (n = 118)

Параметр Старшеклассники Студенты t Стьюдента />-level

M SD M SD

Перфекционизм, ориентированный на себя 61.37 9.57 70.38 12.95 5.96 < .001

Перфекционизм, ориентированный на Других 55.41 7.81 55.24 9.54 -0.14 0.88

Социально предписанный перфекционизм 55.99 7.97 60.41 10.28 3.82 < .001

Интегральная шкала перфекционизма 173.0 17.52 186.0 25.13 4.48 < .001

Примечание. Полужирным шрифтом выделены статистически значимые различия.

Согласно описательной статистике, по всем изучаемым параметрам перфекционизма имела место выраженная межгрупповая вариативность: различия по параметрам перфекционизма, ориентированного на себя, социально предписанного перфекционизма и интегрального индекса перфекционизма являются статистически значимыми в пользу представителей студенческой выборки. Полагаем, что подобное соотношение выраженности параметров перфекционизма является свидетельством того, что, в отличие от школьников, студенты в большей мере (р < .001) склонны проявлять стремление к самоизменению, самосовершенствованию, реализации своего личностного потенциала, ориентируясь не только на субъективно завышенные цели и критерии, оценки (стандарты) их достижения, но и социально предписанные «эталоны».

Данные внутригруппового сравнения выраженности параметров перфекционизма в выборках старшеклассников и студентов представлены в табл. 2.

В выборке старшеклассников, согласно данным табл. 2, в наибольшей степени выражен перфекционизм, ориентированный на себя. Подтверждением тому являются данные попарного сравнительного анализа параметров перфекци-

онизма (¿стьюдента от 5 36 д° 6 39 Р < 0 001).

В выборке студентов также наблюдается наибольшая выраженность Я-ориентированного перфекционизма. Данный факт подтвержден на достоверно значимом уровне (?Стьюдента от 8.11 до 13.73; 0.01 >р < 0.001).

Примечательно, что в структуре перфекци-онизма как в выборке школьников, так и в выборке студентов в наименьшей мере представлен показатель перфекционизма, ориентированного на Других.

Резюмируя изложенное, отметим, что представители студенческой и школьной молодежи отличаются в большей мере интернальным локусом перфекционизма, проявляющегося в установлении высоких, но находящихся в пределах досягаемости стандартов на фоне от-

Таблица 2 / Table 2

Значения критерия Стьюдента, полученные при внутригрупповом сравнении выраженности параметров перфекционизма в выборках старшеклассников (n = 118) и студентов (n = 118) Values of the Student's criterion obtained by intragroup comparing the expression of parameters of perfectionism in the samples of high school students (n = 118) and university students (n = 118)

№ Параметр Старшеклассники Студенты

2 3 2 3

1 Перфекционизм, ориентированный на себя 6.39 *** 5.36 *** 13.73 *** 8.11**

2 Перфекционизм, ориентированный на Других -0.53 * _ -4 74***

3 Социально предписанный перфекционизм -0.53 * -4 74*** _

Примечание. * -p < 0.05; ** -p < 0.01; *** -p < 0.001.

сутствия чрезмерного следования чужим эталонам, стандартам. Кстати, в научной литературе интернальный локус перфекционизма зачастую определяется как «здоровый» [12], нормальный перфекционизм [18, 19] и др.

Предпринятый ранее межгрупповой сравнительный анализ выраженности разных форм

социальной активности [21] позволил зафиксировать предпочтения старшеклассников в реализации своей интернет-сетевой, гражданской, образовательно-развивающей активности, отличные от предпочтений студентов, которые связаны с проявлением активности в социально-экономической деятельности (табл. 3).

Таблица 3 / Table 3

Средние значения выраженности разных форм социальной активности старшеклассников

(n = 118) и студентов (n = 118)

Average values of different forms of social activity manifestation in high school students (n = 118)

and students (n = 118)

Форма социальной активности Старшеклассники Студенты f-value p-level

M M

Альтруистическая 2.48 2.40 0.44 0.66

Досуговая 3.87 4.13 -1.54 0.13

Социально-политическая 1.45 1.53 -0.71 0.48

Интернет-сетевая 3.69 2.83 4.49 .001

Гражданская 2.33 1.70 5,10 < .001

Социально-экономическая 1.88 2.39 -2,08 < .05

Образовательно-развивающая 3.73 2.56 6.50 < .001

Духовная 2.77 2.88 0.53 0.60

Религиозная 1.42 1.45 -0.09 0.93

Протестная 1.28 1,21 0,48 0.63

Радикально-протестная 1.39 1.24 1,14 0.26

Субкультурная 1.43 1.48 -0.81 0.42

Примечание. Полужирным шрифтом выделены статистически значимые различия.

Возможно, это связано со стремлением студентов к большей финансовой самостоятельности, независимости от родителей.

Обратимся к данным, отражающим взаимосвязь параметров перфекционизма и форм социальной активности в выборке старшеклассников (табл. 4).

В выборке старшеклассников, согласно данным корреляционного анализа (см. табл. 4), обнаружено 10 достоверно значимых взаимосвязей перфекционизма и форм социальной активности, что соответствует 20.8% общего

количества взаимосвязей исследуемых параметров. Наибольшее количество взаимосвязей форм социальной активности «выпадает» на параметр «Я-ориентированный перфекционизм» (5 связей), в числе которых обнаружены такие формы активности, как альтруистическая, социально-политическая, гражданская, социально-экономическая, субкультурная (связь отрицательная). Вполне очевидно, что стремление к совершенству, самоизменению в соответствии с собственными заданными эталонами реализуется в таких формах деятельности, как волонтерство,

Таблица 4 / Table 4

Взаимосвязь параметров перфекционизма и форм социальной активности в выборке старшеклассников (N = 118) The relationship of the perfectionism parameters and forms of social activity in the samples of high school students (N = 118)

Параметр перфекционизма Форма социальной активности

Перфекционизм, ориентированный на себя Альтруистическая активность (г = .256**) Социально-политическая активность (г = .188*) Гражданская активность (г = .213*) Социально-экономическая активность (г = .214*) Субкультурная активность (г = -.192*)

Социально предписанный перфекционизм Социально-политическая активность (г = .226*) Социально-экономическая активность (г = .192*)

Интегральный индекс перфекционизма Альтруистическая активность (г = .201*) Социально-политическая активность (г = .222*) Социально-экономическая активность (г = .257**)

Примечание. * -р < .05; ** -р < .01.

безвозмездная поддержка нуждающимся людям и забота об окружающем мире, участие в деятельности политических партий или объединений, открытое выражение своей и коллективной гражданской позиции по вопросам общественной жизни, поиск источников своей финансовой самостоятельности, совмещение работы и учебы (разные формы заработка через Интернет, сетевой маркетинг и др.). При этом наблюдается «свертывание» активности старшеклассников в субкультурной форме деятельности (открытое выражение позиции любой из субкультур, участие в деятельности организаций или объединений субкультурной направленности).

Социально предписанный перфекционизм обнаруживает взаимосвязь с социально-политической и социально-экономической формами активности. Можно полагать, что самореализация школьников в деятельности политических партий или объединений, участие в политических митингах, шествиях, акциях и других подобных формах политической активности, а также деятельности, связанной с поиском источников своей финансовой самостоятельности, предполагает принятие завышенных стандартов, ожиданий

значимых Других, вероятно, в надежде на получение признания, одобрения и подтверждения.

Интегральный индекс перфекционизма взаимосвязан (3 связи) с альтруистической, социально-политической и социально-экономической формами активности. В целом это является подтверждением наличия перфекционистской направленности старшеклассников в реализации своей деятельности в формах социально-политической и социально-экономической активности.

Иная картина наблюдается в выборке студентов по результатам корреляционного анализа, согласно которому выявлено 5 взаимосвязей параметров перфекционизма и форм социальной активности (табл. 5), что соответствует 10.4% общего количества взаимосвязей исследуемых параметров.

Наибольшее количество взаимосвязей форм социальной активности «выпадает» на параметр «Я-ориентированный перфекционизм» (3 связи), в числе которых обнаружены такие формы активности, как духовная, протестная (связь отрицательная) и радикально-протестная (связь отрицательная). Можно полагать, что стремление

Таблица 5 / Table 5

Взаимосвязь параметров перфекционизма и форм социальной активности

в выборке студентов (N = 118) Interrelation between parameters of perfectionism and forms of social activity in the sample of students (N = 118)

Параметр перфекционизма Форма социальной активности

Перфекционизм, ориентированный на себя Духовная активность (г = .195*) Протестная активность (г = -.193*) Радикально-протестная активность (г = -.197*)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перфекционизм, ориентированный на Других Интернет-сетевая активность (г = .198*)

Социально предписанный перфекционизм Субкультурная активность (г = .220*)

Примечание. * -p < .05.

к совершенству, самоизменению в соответствии с собственно заданными эталонами приводит к актуализации деятельности в форме духовной активности (приобщение к мировому культурному наследию) и дезактуализации деятельности в формах протестной (участие в митингах, шествиях, акциях протестной направленности, открытое выражение протестной позиции) и ра-дикально-протестной (кардинальное отрицание и бескомпромиссное отстаивание каких-либо идей, взглядов, направленное на ограничение прав и свобод других людей) активности.

Обнаружена взаимосвязь перфекционизма, ориентированного на Других, и интернет-сетевой активности (положительная связь). Вероятно, реализация коммуникативной деятельности в условиях виртуального информационного пространства предполагает соответствие ожиданиям студентов - ее участников «стандартам совершенства», выраженность которого подвергается критической оценке.

Социально предписанный перфекционизм коррелирует с деятельностью, проявляющейся в форме субкультурной активности (положительная связь). Не исключено, что в данном случае наблюдается готовность к самосовершенствованию студенческой молодежи в соответствии с ожиданиями и высокими стандартами значимых Других в реализации деятельности организаций или объединений субкультурной направленности.

Резюмируя изложенное, отметим специфику взаимосвязей перфекционизма и форм социальной активности молодежи разновозрастных групп.

Зафиксировано проявление возрастной динамики в качественных и количественных характеристиках взаимосвязи перфекционизма и форм социальной активности. Наибольшее количество взаимосвязей перфекционизма и форм социальной активности наблюдается в период ранней юности. По мере взросления зафиксирована тенденция снижения количества взаимосвязей перфекционизма и форм социальной активности.

У представителей школьной молодежи локализация интернального локуса перфекционизма (стремление к совершенству, самоизменению в соответствии с собственно заданными эталонами) наблюдается в деятельности альтруистической, социально-политической, гражданской, социально-экономической направленности. При этом «Я-ориентированный перфекционизм» дезак-туализирует деятельность школьников в форме субкультурной активности.

В случае фиксации экстернального локуса перфекционизма (социально предписанный перфекционизм) наблюдается инициирование школьной молодежью социально-политической и социально-экономической форм активности.

У представителей студенческой молодежи локализация интернального локуса перфекцио-низма наблюдается в деятельности в духовной, протестной и радикально-протестной формах ее проявления. При этом стремление к совершенству, самоизменению в соответствии с собственно заданными эталонами приводит к актуализации деятельности в форме духовной активности на фоне дезактуализации деятельности в формах протестной и радикально-протестной активности.

В случае фиксации экстернального локуса перфекционизма наблюдается инициирование студенческой молодежью деятельности в форме субкультурной активности.

Примечательно, что в реализации коммуникативной деятельности в условиях виртуального информационного пространства студенческая молодежь придает весомое значение соответствию Других своим «стандартам совершенства».

Выводы

Изучение взаимосвязи перфекционизма и форм социальной активности разных возрастных групп молодежи позволило выявить определенные тенденции и закономерности.

Представители школьной и студенческой молодежи отличаются в большей мере интер-нальным локусом перфекционизма, проявляющегося в установлении высоких, но находящихся в пределах досягаемости стандартов на фоне отсутствия чрезмерного следования чужим эталонам, стандартам.

Наблюдается тенденция отрицательной динамики в частоте проявления взаимосвязей перфекционизма и форм социальной активности - максимальное их количество у представителей школьной молодежи и снижение среди студентов.

Обнаружена амбивалентность функционального проявления интернального перфекционизма: развертывание диапазона форм социальной активности у представителей школьной молодежи на фоне свертывания активности в субкультурной форме деятельности; актуализация у представителей студенческой молодежи деятельности в форме духовной активности на фоне дезактуа-лизации деятельности в формах протестной и радикально-протестной активности.

В случае фиксации экстернального локуса перфекционизма наблюдается актуализация деятельности школьной молодежи в формах социально-политической и социально-экономической активности и интернет-сетевой активности среди студенческой молодежи.

Полагаем, что прикладной аспект разрабатываемой проблемы может быть реализован в практике консультативных служб образовательных

учреждений и организации социально полезной деятельности молодежи с учетом ее перфекцио-нистской направленности.

Благодарности и финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 18-1800298 «Психологические механизмы и факторы социальной активности молодежи»).

Библиографический список

1. Шамионов Р. М., Григорьева М. В. Психология социальной активности молодежи : проблемы и риски. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2012. 384 с.

2. Арендачук И. В. Субъектно-деятельностные детерминанты образовательно-развивающей активности учащейся молодежи // Образование и саморазвитие. 2020. Т. 15, № 2. С. 103-119. DOI: 10.26907/esd15.2.09

3. БочароваЕ. Е. Типичные сферы проявления социальной активности современной молодежи // Вестн. РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2019. Т. 16, № 3. С. 359-376. DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-3-359-376

4. БалогА. И. Социальная активность студенческой молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7, № 6-2. С. 143-146.

5. Бочарова Е. Е. Представление личности о культурно-исторических фактах и их роли в детерминации социальной активности // Вестн. РУДН. Серия: Психологические науки. 2020. № 1. С. 22-35. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-1-22-35

6. Дробышева Т. В., Сарычев С. В., Мурзина Ю. С., Хох-лова Н. И. Экономическая социализация учащейся молодежи с разным уровнем экономической мобильности : факторы и механизмы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 4 (32). С. 341-347. DOI: https:// doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-4-341-347

7. ЛабунскаяВ. И., Волгина С. В. Социальная активность молодежи как детерминанта социально-экономического развития среднего города (на примере города Волгодонска) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2016. № 3 (20). С. 147-155.

8. Бочарова Е. Е. Современные тренды содержательных методов анализа процесса социализации личности // Современные исследования социальных проблем : науч. электрон. журн. 2013. № 9. С. 58. DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9-59

9. Шамионов Р. М. Социализация личности : системно-диахронический подход // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. С. 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.04.2020).

10. Шамионов Р. М. Социальная активность личности и группы : определение, структура и механизмы // Вестн. РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15, № 4. С. 379-394. DOI: 10.22363/2313-1683-201815-4-379-394

11. HamachekD. E. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism // Psychology. 1978. № 15. P. 27-33.

12. Frost R. O, Heimberg R. G, Holt C. S, Mattia J. I., Neubauer A. L. A comparison of two measures of perfectionism // Personality and Individual Differences. 1993. Vol. 14, № 1. P. 119-126. DOI: 10.1016/0191-8869(93)90181-2

13. Hewitt P., Flett G. Perfectionism in the Self and Social Context : Conceptualisation, Assessment and Association with Psychopatology // J. of Personality and Social Psychology. 1991. Vol. 60, № 3. Р. 456-470.

14. Shafran R., Mansell W. Perfectionism and psychopa-thology : a review of research and treatment // Clinical Psychology Review. Aug 2001. 21 (6). Р. 879-906. DOI: 10.1016/S0272-7358(00)000072-6

15. Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б., Юдеева Т. Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Консультативная психология и психотерапия. 2001. T. 9, № 4. С. 18-48.

16. HeslerK. Perfectionism, Social Support, and Social Anxiety in College Students // Proceedings of GREAT Day. Vol. 2015, Article 9. Available at: https://knightscholar. geneseo.edu/proceedings-of-great-day/vol2015/iss1/9 (дата обращения: 16.02.2020).

17. Подбуцкая Н. В., Кныш А. Е., Богдан Ж. Б. Использование профессиональных фотографий для самопрезентации в социальных медиа как показатель личностного перфекционизма // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 4. С. 112-130. DOI: 10.17759/ sps.2019100408

18. Золотарёва А. А. Перфекционизм в структуре саморегуляции личности // Психология и психотехника. 2012. № 3 (42). С. 58-68.

19. Талаш Е. Ф. Отражение феномена перфекционизма в российских научных публикациях // Вестн. Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 11. С. 79-87.

20. Ильин Г. С. Социально-психологическая интерпретация феномена «appearance» перфекционизм // Северо-Кавказский психологический вестн. 2011. Т. 9, вып. 2. С. 43-46.

21. Бочарова Е. Е. Структурная организация регулятивных факторов различных форм социальной активности молодежи // Вестн. Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 28, № 4. С. 383-389.

22. Грачева И. И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 6. C. 73-81.

Образец для цитирования:

Бочарова Е. Е. Взаимосвязь перфекционизма и форм социальной активности молодежи разных возрастных групп // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 3 (35). С. 263-271. Б01: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-263-271

Relationship between Perfectionism and Forms of Social Activity among Youth of Different Age Groups

Elena E. Bocharova

Elena E. Bocharova, https://orcid.org/0000-0001-7814-1581, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, [email protected]

The purpose of the study is to establish the interconnection between perfectionism and forms of social activity in students. The study involved representatives of different age groups, all of whom were students (N = 236): high school students (n = 118) and university students (n = 118) from Saratov and Saratov region aged 17 to 19. The methodological tools, that we used, involved a questionnaire aimed at recording various forms of social activity and the degree of their manifestation (R. M. Shamionov, I. V. Arendachuk, E. E. Bocharova et al.) and the "Multidimensional scale of perfectionism" (P. L. Hewitt, G. L. Flett; adapted by I. I. Gracheva). We used the above-listed tools to study the ratio of the correlation of manifestation of perfectionism parameters. Presumably, we can observe the presence of multidirectional relationships between the degree of manifestation of the parameters of perfectionism and self-assessment of various forms of social activity of an individual depending on their social status and age. The study found that representatives of school and student youth differ to a greater extent in the internal locus of perfectionism accompanied by absence of excessive adherence to other people's standards and norms. We recorded a tendency of negative dynamics in the frequency of manifestation of interrelationships between perfectionism and forms of social activity: the maximum number was observed in representatives of school youth, while its decrease was recorded among students. The ambivalence of functional manifestation of internal perfectionism was revealed: the development of a range of forms of social activity in schoolchildren against the background of the decrease of activity in the subcultural form of activity; in representatives of the student youth we observed actualization of activity in the form of spiritual activity against the background of deactualization of activity in the forms of protest and radical protest activity. In case of retention of the external locus of perfectionism, there is actualization of activity in the forms of socio-political and socio-economic activity in schoolchildren and in the form of Internet network activity in students. The applied aspect of the problem under study can be implemented in the practice of advisory services of educational institutions and organization of socially useful activities of young people, taking into account its perfectionist orientation. Keywords: personality, perfectionism, activity, social activity, forms of social activity, different age groups.

Received: 28.04. 2020 / Accepted: 25.06. 2020 / Published: 30.09.2020

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Acknowledgments: This work was supported by the Russian Science Foundation (project No. 1818-00298 "Psychological mechanisms and factors of social activity of youth").

References

1. Shamionov R. M., Grigorieva M. V. Psikhologiya sotsial'noy aktivnosti molodezhi: problemy i riski [Psychology of youth social activity: problems and risks]. Saratov, Izd-vo Sarat. un-ta, 2012. 384 p. (in Russian).

2. Arendachuk I. V. Subject and activity-related determinants of the student youth's educational and developmental activity. Education and Self Development, 2020, vol. 15, no. 2, pp. 103-119 (in Russian). DOI: 10.26907/esd15.2.09

3. Bocharova E. E. Typical Spheres of Social Activity Manifestation in Modern Youth. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2019, vol. 16, no. 3, pp. 359-376 (in Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-3-359-376

4. Balog A. I. Social activity of student youth. Historical and Social-Educational Idea, 2015, vol. 7, no. 6-2, pp. 143-146 (in Russian).

5. Bocharova E. E. Representations of personality about cultural and historical facts and their role in social activity determination. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology, 2020, no. 1, pp. 22-35 (in Russian). DOI: 10.18384/2310-7235-2020-1-22-35

6. Drobysheva T. V., Sarychev S. V., Murzina J. S., Khokhlo-va N. I. Economic Socialization of Students with Different Level of Economic Mobility: Factors and Mechanisms. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. EducationalA^eology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, iss. 4 (32), pp. 341-347 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-4-341-347

7. Labunskaya V. I., Volgina S. V. Youth Social Activity as a Determinant of Socio-Economic Development of the Middle City (on Example of city Volgodonsk). Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics, Sociology and Management, 2016, no. 3, pp. 147-155 (in Russian).

8. Bocharova E. E. Contemporary trends of meaningful methods of the person's socialization process' analysis. Modern Research on Social Problems: Scientific e-Journal, 2013, no. 9, pp. 58. DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9-59

9. Shamionov R. M. Socialization of personality: systematic-diachronic approach. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2013, vol. 6, no. 27, p. 8. Available at: http://psystudy.ru/ index.php/num/2013v6n27/782-shamionov27.html (accessed 21 April 2020) (in Russian).

10. Shamionov R. M. Social Activity of Personality and Groups: Definition, Structure and Mechanisms. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2018, vol. 15, no. 4, pp. 379-394 (in Russian). DOI: 10.22363/23131683-2018-15-4-379-394

11. Hamachek D. E. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism. Psychology, 1978, no. 15, pp. 27-33.

12. Frost R. O., Heimberg R. G., Holt C. S., Mattia J. I., Neubauer A. L. A comparison of two measures of perfectionism. Personality and Individual Differences, 1993, vol. 14, no. 1, pp. 119-126. DOI: 10.1016/0191-8869(93)90181-2

13. Hewitt P., Flett G. Perfectionism in the Self and Social Context: Conceptualisation, Assessment and Association with Psychopatology. J. ofPersonality and Social Psychology, 1991, vol. 60, no. 3, pp. 456-470.

14. Shafran R., Mansell W. Perfectionism and psycho-pathology^ review of research and treatment. Clinical Psychology Review, Aug 2001, 21 (6), pp. 879-906. DOI: 10.1016/S0272-7358(00)000072-6

15. Garanyan N. G., Kholmogorova A. B., Yudeeva T. Yu. Perfectionism, Depression and Anxiety. Counseling Psychology and Psychotherapy, 2001, vol. 9, no. 4, pp. 18-48 (in Russian).

16. Hesler K. Perfectionism, Social Support, and Social Anxiety in College Students. Proceedings of GREAT Day, vol. 2015, article 9. Available at: https://knightscholar. geneseo.edu/proceedings-of-great-day/vol2015/iss1/9 (accessed 16 February 2020).

17. Pidbutska N. V., Knysh A. Ye., Bogdan Zh. B. Usage of professional photos for self-presentation in social media as an indicator of personal perfectionism. Social Psychology and Society. 2019, vol. 10, no. 4,

pp. 112-130 (in Russian). DOI: 10.17759/sps.2019100408

18. Zolotareva A. A. Perfectionism in the structure of self-identity. Psychology andPsychotechnics, 2012, no. 3 (42), pp. 58-68 (in Russian).

19. Talash E. F. The reflection phenomenon of perfectionism in Russian scientific publications. Jmmanuel Kant Baltic Federal University, 2012, iss. 11, pp. 79-87 (in Russian).

20. Ilyin G. S. Social-psychological interpretation of the phenomenon of "appearance perfectionism". North-Caucasian Psychological Bulletin, 2011, vol. 9, iss. 2, pp. 43-46 (in Russian).

21. Bocharova E. E. Structural organization of regulatory factors of various forms of social activity of young people. Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2018, vol. 28, no. 4, pp. 383-389 (in Russian).

22. Gracheva I. I. Adaptation of the "Multidimensional Perfectionism Scale" methodology by P. Hewitt and G. Flett. PsikhologicheskiiZhurnal, 2006, vol. 27, no. 6, pp. 73-81 (in Russian).

Cite this article as:

Elena E. Bocharova. Relationship between Perfectionism and Forms of Social Activity among Youth of Different Age Groups. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2020, vol. 9, iss. 3 (35), pp. 263-271 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-263-271

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.