Социология
УДК 101.9
Лига Марина Борисовна Marina Liga
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ИНДИКАТОРОВ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF LIFE QUALITY INDICATORS’ REVEALING
Приоритетным направлением социально-экономического развития общества в конце XX — начале XXI вв. стало обеспечение достойного качества жизни. Качество жизни является главным критерием развития научно-технического и человеческого потенциала стран, целью социально-экономического развития. В связи с чем актуальным становится формирование индикаторов качества жизни. В статье рассматриваются различные классификации индикаторов качества жизни, дается определение понятию «социальные индикаторы качества жизни»
Ключевые слова: качества жизни, индикаторы, социальные индикаторы, индикаторы качества жизни
Maintenance of worthy quality of life became a priority direction of social and economic development of a society at the end of XX and beginning of XXI century. Quality of life became the main criterion of scientific, technical and human potential of the countries development, the purpose of social and economic development. That’s why it is actual to form indicators of quality of life. In the article various classifications of indicators of quality of life are considered, definition to concept «social indicators of quality of life» is made
Key words: qualities oflife, indicators, social indicators, indicators ofquality oflife
Статья подготовлена в рамках реализации АВЦП «Развитие потенциала высшей школы» по теме научно-исследовательской работы <<Социальные стандарты качества жизни: индексы и индикаторы в условиях кризиса»
Проблемы оценки качества жизни, развития человека и общества на рубеже ХХ-ХХ1 вв. приобрели стратегическое значение, вызвали интерес во всех частях мирового интеллектуального и социальнополитического пространства.
В истории развития социального измерения исследователи выделяют несколько периодов.
Первый период охватывает конец
1940-х — начало 1960-х гг. В эти годы господствующей была идея о том, что прогресс общества зависит от экономического роста. В связи с чем в качестве социальных индикаторов использовались такие, как стоимостные показатели, показатели систем социальных счетов и др. Изменение целей развития общества поставило вопрос о необходимости замены стоимостных индикаторов новой системой, ориентированной на оценку реализации духовных потребностей.
Второй период — начало 1960-х гг. В это время пришло осознание того, что одни только экономические показатели не могут отражать и фиксировать все процессы и явления общественной жизни. Начинает
складываться оформившееся в рамках ООН движение за социальные индикаторы, создаются комплексные системы социальных индикаторов, разрабатываются индексы удовлетворенности личности различными сферами жизнедеятельности. Социальные индикаторы получают практическое применение при определении целей, направлений, задач, результатов социальной политики, при оценке различных социальных программ помощи развивающимся странам в сфере удовлетворения естественных потребностей (пища, жилье, вода).
В 1966 г. за рубежом была опубликована работа «Социальные индикаторы» иод редакцией Р. Бауэра, в которой выделено 12 индикаторов регионально-социального свойства [11].
В этом же году в СССР принимается первый перспективный план социального развития производственного коллектива (ленинградское производственное объединение электронного приборостроения «Светлана»).
Третий период охватывает 1970— 1990-е гг. В 1970-е гг. изменяется главная цель развития общества, основное внимание переносится на оценку государственного социального прогнозирования, ставится задача разработки комплекса социальных показателей [2]. Начинается процесс формирования социальных индикаторов качества жизни. Происходит расширение сферы государственного социального программирования, создаются системы социальных индикаторов, которые используются в качестве ориентиров социальной политики.
На протяжении 60-80-х гг. XX столетия американские социологи изучают факторы, оказывающие влияние на субъективную оценку качества жизни. По их мнению, к этим факторам можно отнести доход, занятость, возраст, гендер, брачный статус, этничность, национальность, место проживания, здоровье и даже внешность [6]. В результате проведенных исследований раскрыта взаимосвязь между субъективной оценкой качества жизни и выделенными факторами. Доказано, что существенное влияние на оценку личностью
качества жизни оказывает доход, возраст. Так, молодые люди имеют меньшую удовлетворенность качеством жизни, чем люди в возрасте. Люди, состоящие в браке, имеют более высокий уровень удовлетворенности качеством своей жизни. Гендерный фактор, по мнению исследователей, также оказывает влияние на качество жизни. Женщины, состоящие в браке, в меньшей степени удовлетворены качеством жизни, чем мужчины.
В отношении этничности выяснено, что американцы азиатского происхождения более довольны жизнью, чем другие этнические группы. На международном уровне национальность имеет слабую связь с качеством жизни. Жители города в среднем более довольны жизнью, чем жители села. Здоровье оказывает влияние на оценку качества жизни только у пожилых людей. Интересный вывод был сделан относительно внешности. Люди, имеющие привлекательную внешность, более довольны качеством своей жизни [6]. Думается, что приведенные результаты носят субъективный характер и не всегда дают истинную оценку качества жизни.
Нам представляется, что сегодня есть все основания говорить о четвертом периоде в развитии системы социального измерения.
Четвертый период — с начала 1990-х гг. и до наших дней, обусловлен радикальными преобразованиями в мире, усиленным вниманием к вопросам организации социально-экономического планирования, повышением благосостояния, улучшением условий и качества жизни. Качество жизни становится интегральным индикатором оценки социальных программ, проектов, определителей условий жизнедеятельности.
В настоящее время в контексте императива качества жизни, ее сохранения и защиты в стратегиях управления социоп-риродной эволюцией постиндустриального информационного общества, дифференцированного по регионам, уровням и типам развития, формируется квалиметрия человека и жизни. Эталоном социального качества считается система базовых значений
мер качества определенного социального объекта или процесса, принятая за базу сравнения социального качества и свойств различных объектов, их элементов, процессов изменения. Эти базовые значения мер качества называются по-разному. Так, используются такие понятия, как «социальные показатели», «социальные параметры», «социальные индикаторы», «признаки». В одних случаях эти понятия понимаются как синонимы, а в других случаях в них вкладывается разный смысл.
В последние годы проблема социальных индикаторов, характеризующих состояние и динамику современного социума в отечественной науке, стала предметом специального научного анализа ученых, практиков.
Так, Г.И. Осадчая под показателями понимает качественные и количественные характеристики состояния, тенденций и направлений функционирования и развития социальной сферы. Социальная сфера определяется ею как целостная, постоянно изменяющаяся подсистема общества, порожденная объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса [7; С. 63]. Показатели, с точки зрения Г.И. Осадчей, представляют собой обобщение признаков, являющихся единичным проявлением каждого из свойств социальной сферы. Она отмечает, что, с одной стороны, показатель есть субъективный образ измеряемого признака социальной сферы. Субъективность показателя выражается в том, что он есть результат мыслительной деятельности социолога. С другой стороны, показатель содержит в себе ценностные представления, установки, нормы [7; С. 104-105]. В то же время Г.И. Осадчая трактует социальные показатели как индикаторы социальной сферы. Привлекательность этого подхода, как нам представляется, заключается в том, что он позволяет выделить субъективные и объективные моменты в содержании самих показателей. Однако необходимо отметить, что субъективность показателей обусловлена не только обозначенными здесь факторами. Прежде всего, субъективность
полученных показателей будет зависеть от состояния самого социального объекта, меры его развитости, зрелости фиксируемых объективных отношений, охватываемых познающим субъектом. Социальная сфера аккумулирует все виды отношений личности с природой, обществом, другими людьми, отражает ее участие в различных социальных структурах, фиксирует выполняемые человеком многообразные функции, роли. Однако жизнедеятельность человека не ограничивается социальной сферой, она осуществляется в экономической, политической, духовной сферах. Формы поведения людей, потребности, знания, умения воплощаются в условиях, средствах человеческой деятельности, социальных общностях и реализуются в социальном пространстве во взаимодействии людей друг с другом. В связи с этим нам представляется, что при оценке состояния и развития социальной сферы нельзя ограничиваться только показателями, фиксирующими свойства и признаки социальной сферы. Необходимо выделять и показатели, характеризующие процессы, происходящие в других областях жизни. Особенно это важно при оценке качества жизни.
Г.В. Осипов проводит разграничение таких понятий, как социальные индикаторы и социальные показатели. Под социальными индикаторами он понимает экономические количественные показатели. Социальные индикаторы, по его мнению, позволяют получить информацию на уровне «среднестастического индивида». Социальные показатели определяются им как качественные характеристики конкретных условий жизнедеятельности человека, как «информация о механизмах действия и формах проявления социальных законо-мерностейвдеятельностилюдей» [8; 9].
Он отмечает, что экономические показатели не в состоянии вскрыть реальные социальные противоречия, дать дифференцированную характеристику сложных социальных (позитивных и негативных) изменений, происходящих в обществе, и предлагает дополнить экономические показатели социальными показателями, что,
по его мнению, позволит построить систему показателейсоциальногоразвития [8; 9].
П.С. Мстиславский использует понятие «социальные параметры». Социальные параметры, с его точки зрения, — это показатели, характеризующие социальную сферу, ее структуру, отношения между людьми, их потребности и интересы, формы и методы удовлетворения, показатели, измеряющие и оценивающие уровень и динамику доходов, потребления населения, их дифференциацию, определяющие их факторы [5]. С точки зрения П.С. Мстиславского, отличие термина «параметр» от термина «показатель» заключается в следующем: социальные параметры имеют не только измеряющее, но и оценивающее значение; социальные параметры — это существенные показатели, выступающие измерителями степени достижения целей общественного развития, т.е. достойного уровня и качества жизни.
П.С. Мстиславский выделяет следующие типы параметров:
- демографические процессы (рождаемость, смертность, структура населения, его динамика, расселение по городам и селам, образовательный уровень, уровень здоровья, долгожительство, миграция);
- трудовая сфера (занятость, безработица, продолжительность рабочего дня, оплата труда, его безопасность);
- сфера распределения (уровень и структура доходов, их дифференциация, направления использования, налоговая система);
- бытовая сфера (личное потребление: питание, обеспеченность жильем и домашним имуществом, здравоохранение, образование, культура, другие социальные услуги).
Однако, как нам представляется, выделенные автором социальные параметры не отражают содержания социальной сферы, куда включены все составляющие человеческой деятельности, виды социальных отношений. К социальной сфере автор относит и трудовую сферу в части, характеризующей положения трудящихся в ней, отношения между ними, условия труда,
трудовые доходы, использование человеческого потенциала и эффективность труда.
В настоящее время в отечественной научной литературе наряду с понятиями «показатели», «параметры» все чаще используется понятие «индикаторы». В зарубежной литературе это различие отсутствует, так как в английском языке слова «показатели» и «индикаторы» обозначены одним общим термином «indicators». Отсюда научная позиция переводчика и редактора публикации трудов зарубежных ученых на русском языке определяет использование либо термина «показатель», либо термина «индикатор».
В настоящее время в отечественной литературе существуют различные классификации социальных индикаторов, показателей. Так, в классификации, предложенной Г.И. Осадчей, выделены социальные показатели по функциям ведущих элементов социальной сферы (показатели социальной инфраструктуры; показатели, характеризующие социальные процессы; показатели социальной структуры); по уровням организации социальной сферы (макроуровень, мезоуровень, микроуровень); по видам потребностей (трудовая деятельность, социально-политическая деятельность; социально-потребительская деятельность, культурно-духовная деятельность) [7].
В основе классификации, предложенной Г.В. Осиповым, лежат два вида деятельности: производственная и внепро-изводственная. По мнению автора, классификация социальных показателей по видам деятельности позволяет получить унифицированную, стандартизованную социальную информацию [9].
Не возражая против выдвинутых классификационных критериев социальных показателей и индикаторов, отдавая должное верно указанным особенностям, мы не можем согласиться с авторами в главном: данные классификации не учитывают всего многообразия социальной действительности.
Сообразно специфике фиксируемых в социальных показателях и индикаторах социальных явлений и их характеристике можно и нужно, прежде всего, классифици-
ровать социальные показатели и индикаторы по сферам деятельности и соответственно этому по разным срезам общественной жизни. Здесь выделяются следующие типы социальных индикаторов: экономические, политические, юридические, индикаторы духовной жизни ит.д.
Существует и другое основание классификации социальных индикаторов - по их содержанию, которое включает объективные условия социального бытия, особенности самой деятельности, ее результаты, социальные взаимодействия, реальное поведение и отношение к социальным целям общества.
По способам получения можно выделять социальные индикаторы, полученные путем наблюдения или эксперимента; социологическими методами (анализ документов, анкетирование, интервью, опрос); методами статистической обработки данных.
На основе анализа различных подходов к выделению оснований для классификации индикаторов нам представляется, что могут быть выделены следующие виды социальных индикаторов: объективные
и субъективные, индикаторы социальной сферы и индикаторы природной сферы, внешние и внутренние, количественные и качественные.
Объективные индикаторы представлены как индикаторы уровня жизни, они характеризуют количественную меру социальных явлений, осуществляемую специально подготовленными людьми, это оценка объективных условий социального благосостояния и благополучия, а также их объективных последствий.
Субъективные индикаторы - это оценка условий жизнедеятельности общества самим человеком, которая зависит от мировоззрения, индивидуально-психологических особенностей личности, духовной атмосферы. Субъективные индикаторы отражают самооценку индивидом своего самочувствия и благосостояния.
Объективные индикаторы, в свою очередь, подразделяются на индикаторы социальной сферы и индикаторы природной сферы. К индикаторам природной сферы
относятся географические условия проживания (широта и долгота, высота над уровнем моря, среднегодовая температура, количество солнечных дней в году, запасы пресной воды, уровень сейсмичности и т.д.); биологические условия проживания (объем и разнообразие флоры и фауны, ее пригодность для питания); экологические условия проживания (концентрация вредных веществ в атмосфере, воде и недрах, интенсивность электромагнитных излучений, радиации идр.).
К индикаторам социальной сферы принадлежат демографические, экономические, правовые индикаторы; индикаторы культуры, здравоохранения; образования; индикаторы других социальных сфер жизнедеятельности общества.
Внешние индикаторы: экономико-географическое положение; природно-климатические условия; природно-ресурсный потенциал; демографический потенциал и структура населения; структура и специализация хозяйства; финансовая обеспеченность; тип социально-экономического развития региона.
Внутренние индикаторы - это доходы населения; его потребление и расходы; денежные сбережения, накопленное имущество и жилище; соотношение уровня доходов и стоимости жизни; социальная дифференциация населения; малообеспеченные слон населения; состояние отраслей социальной сферы.
К количественным индикаторам относятся ВНП, уровень дохода и его распределение в обществе, уровень потребления различных материальных благ и услуг по классам товаров, уровень занятости.
К качественным индикаторам — показатели условий труда, условий быта и досуга, материального благосостояния, состояние жилищных условий, показатели уровня образования и культуры, здравоохранения.
В настоящее время в научной литературе активно обсуждаются вопросы, связанные с формированием индикаторов качества жизни.
В зарубежной литературе существуют различные подходы к классификации
и описанию индикаторов качества жизни. Так, Д. Смит при оценке качества жизни предложил семь групп индикаторов. Среди них: доход и занятость; жизненная среда; здоровье; образование; социальный порядок; социальная принадлежность; рекреация [3]. М. Бунге предлагает широкий спектр социальных индикаторов качества жизни: качество воздуха, которым люди дышат, и воды, которую они пьют, а также и качество пищи, которую они едят; размер и качество их жилья; удовлетворение, которое они получают от семейной жизни и работы; степень участия их в делах сообщества; степень безопасности на работе, на улице; количество книг, которые они читают; театральные представления, которые они посещают [Ю].
Э. Эпплер выделяет субъективные индикаторы качества жизни, относя к ним социальную уверенность в будущем; соучастие в принятии решений; обеспеченность медицинским обслуживанием; охрану окружающей среды; оздоровление городов [10].
О. Хелмер выделяет экономические и социально-психологические индикаторы качества жизни. С его точки зрения, экономические индикаторы — это материальное благосостояние, качество и ассортимент потребляемых благ. Социально-психологические — физическая безопасность, справедливость в рамках закона, равенство возможностей в отношении образования, занятость, культура технологической и физической среды, национальная безопасность, социальноеобеспечение [10].
В отечественной литературе (A.B. Аваков, С.А. Айвазян, А.Л. Васильев,
Н.В. Жукова, П.С. Мстиславский, Г.И. Осадчая, А.И. Субетто, A.A. Удоденко и др.) также достаточно работ, касающихся описания индикаторов качества жизни. К числу таких индикаторов исследователи относят оценку удовлетворенности уровнем потребления материальных благ; использование свободного времени; финансовое положение; характеристики природной и социальной среды; сферу межличностных отношений.
Отечественные исследователи подчер-
кивают, что при проведении оценки качества жизни необходимо, чтобы объективные и субъективные индикаторы отражали с разных сторон различные аспекты качества жизни. Но такой подход не всегда возможен. Он возможен, в частности, при оценке медицинских, образовательных, культурных аспектов качества жизни, где статистический анализ происходящих явлений и процессов может быть дополнен субъективной оценкой. Напротив, при исследовании же нравственно-психологических, социальнопсихологических качеств личности сфера применения объективных количественных индикаторов крайне ограничена. Отдельные исследователи обращают внимание на то, что субъективные индикаторы качества жизни можно использовать только при следующих условиях:
- основные материальные нужды потребителя удовлетворены; на первый план выходят духовные и эстетические потребности;
- в стране сложился достаточный по масштабам средний класс, сосредоточивающий в себе значительную часть интеллекта нации, благополучие которого не вызывает сомнений;
- человек, оценивая качество жизни, имеет определенную практику использования альтернативных вариантов;
- стабильная общественно-политическая ситуации в стране, устойчивый экономический рост [11-
Появление многообразия социальных индикаторов можно объяснить, на наш взгляд, следующими причинами. Во-первых, отсутствием единого, общепринятого определения понятия «качество жизни»; во-вторых, многообразием структурных компонентов качества жизни; в-третьих, различием целей, стоящих перед исследователями. Так, отправными моментами выбора социальных индикаторов могут быть определенная сфера жизнедеятельности, тот или иной регион, пространственно-временной интервал, ВНП на душу населения, число и доля лиц, живущих ниже черты бедности, уровни детской и материнской смертности, продолжительность предсто-
ящей жизни, доля социальных расходов в ВВП, состояние образования, здравоохранения и др.
По мнению ряда авторов (A.B. Аваков, С.А. Айвазян, Н.В. Жукова, П.С. Мстиславский, Г.И. Осадчая, Г.В. Осипов и др.), введение системы социальных индикаторов должно быть нацелено на решение ряда задач в оценке качества жизни. Первая группа задач должна быть связана с проведением межстрановых и межрегиональных сопоставлений, что позволит определить рейтинговые места стран и регионов по качеству жизни. Вторая — нацелена на временной аспект анализа — изучение тенденций в изменении качества жизни за определенный интервал времени. Третья связана с организацией системы социального обеспечения — реализацией социальных гарантий и обязательств государств по отношению к своим гражданам. Четвертая предполагает использование социальных индикаторов для анализа и управления качеством жизни общества. Пятая связана с исследованием особенностей национальной (региональной) ментальности и системы ценностей. Шестая связана с интегральной оценкой управления социально-экономическими процессами региона на основе научно разработанной программы качества. Седьмая связана с оценкой уровня социальной напряженности, коррупции, социальной патологии. Восьмая — с оценкой и выявлением противоречия, которое возникает между ростом человеческого капитала и его низкой востребованностью на практи-
Литература
ке, между ростом человеческого капитала и благосостоянием личности.
Итак, в настоящее время в научной литературе выделяются различные индикаторы качества жизни. Социальные индикаторы понимаются как качественные социальные переменные, раскрывающие содержание категории «социальное качество»; в свою очередь, социальный индикатор - это показатель для оценки качества жизни той или иной социальной группы пли отдельной личности. Социальные индикаторы выступают как исходная основа создания социальных программ, как результаты эффективности их реализации. В то же время качество жизни становится интегральным индикатором оценки социальных программ, проектов, определителей условий жизнедеятельности человека, социальных групп, общества. Индикаторы качества жизни — это оценка комфортности социальным субъектом его жизненного пространства, а также средство фиксации субъективных реакций человека на экономические и социальные условия его жизне-существования [4]. В контексте императива качества жизни, ее сохранения и защиты в стратегиях управления социоприродной эволюцией постиндустриального информационного общества, дифференцированного по регионам, уровням и типам развития, формируется квалиметрия человека и жизни. Все это повышает значимость и актуальность теоретических исследований индикаторов качества жизни.
1. Анимица Е.Г., Елохов А. М., Сухих В. А. Качество жизни населения крупнейшего города.
— Ч.1. — Екатеринбург, 2000. — 408 с.
2. Жукова Н.В. Индикаторы социального развития как инструмент социального программирования: зарубежный опыт// Социология. -№3-4. — 1994. -С.110-153.
3. Лавров С. Б., Сдасюк Г. В. Этот контрастный мир: географические аспекты некоторых глобальныхпроблем. — М., 1985. — С. 136.
4. Лига М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности. — М., 2006. — 170 с.
5. Мстиславский П.С. Социальные параметры в сопоставлении с Европейскими странами // Уровень жизни населения регионов России. — 2003. — №2.
6. Нугаев P.M., Нугаев М. А. Качество жизни в трудах социологов США // Социологические исследования. — 2003. — №6, — С. 100-104.
7. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: учеб. пособие: — М., 1999. — 279 с.
8. Осипов Г.В. Социальное мифотворчество и социальная практика. — М., 2000. — 543 с.
9. Осипов Г.В. Социология и социальное мифотворчество. — М., 2002. — 656 с.
10. Попов С.И. Проблема качества жизни в современной идеологической борьбе. — М., 1977.
- 280 с.
11. Bauer R. Social Indicators. - London, 1969. — P. 357.
Коротко об авторе___________________________________________________Briefly about the author
Лига М.Б., д-р социол. наук, профессор кафедры М. Liga, Doctor of Sociological sciences, professor of
социологии и социальной работы, декан социального факультета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ) [email protected]
sociology and sociological work department, dean of the sociological faculty, Zabaikalsky state university of humanities and pedagogics after N.G. Chernyshevsky
Научные интересы: социология качества жизни, социология образования, социальное познание, социальная безопасность
Scientific interests: sociology of quality of life, sociology of education, sociological cognition, sociological safety