УДК 316
Щеткина Ирина Анатольевна Irina Shchetkina
ИСТОРИОГРАФИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
RESEARCH HISTORIOGRAPHY OF THE QUALITY OF LIFE PROBLEMS
Статья посвящена анализу эволюции представлений о качестве жизни в отдельных отраслях со-цио-гуманитарного знания. Автор выделяет основные направления исследования проблем качества жизни, характерные для современной науки; делает вывод о необходимости разработки концепции качества жизни в рамках неклассической социологии
Ключевые слова: концепция качества жизни, модели качества жизни, методики оценки качества жизни
This article analyzes the evolution of life quality in selected branches of social-humanitarian knowledge. The author marks the main areas in the study of the quality of life problems that are specific to modern science. The author concludes on the need for the developing the quality of life concept in the non-classical sociology
Key words: quality of life concept, models of life quality, methods of the quality of life population
Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3634.2011
В конце XX — начале XXI вв. человечество, развиваясь по пути перехода от качества товаров к качеству человека, вступило в новую цивилизацию — цивилизацию качества жизни. Качество жизни стало, с одной стороны, целью, результатом социально-экономического развития, с другой — основой формирования различных социальных, политических, экономических программ и проектов.
Исследование проблем качества жизни в научной мысли имеет давние традиции. Различные аспекты качества жизни изучались философами, социологами и экономистами. Проблемы качества жизни обсуждались в работах Сократа, Платона, Аристотеля, Мора, Т. Кампанеллы, Д. Локка, Ж. Ламетри, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбаха, И. Канта, К. Маркса, А. Смита, Д. Рикардо, Ф. Эрисмана, И. Бента-
ма, В.С. Соловьева, П.И. Новгородцева, Л.П. Карсавина, И.А. Ильина, А. Пигу и др.). Сама тематика работ данных авторов показывает, что исследователи сконцентрировали свое внимание на решение вопросов, касающихся экономических, духовно-нравственных сторон качества жизни, значения данной категории в жизнедеятельности общества и отдельной личности.
В начале ХХ в. английский экономист, представитель кембриджской школы, А. Пигу в своей работе «Экономическая теория благосостояния» впервые вводит термин «качество жизни». Исследование качества жизни у него осуществляется в связи с анализом понятия «благосостояние». В своей концепции А. Пигу рассматривает механизмы обеспечения общего благосостояния, мерой которого выступает национальный доход, определяемый как множество материальных благ и услуг, получаемых за деньги. Общее благосостояние (неэкономическое) понимается в данной концепции как совокупность материальных благ,
определяющих степень удовлетворенности желаний человека. Общее благосостояние зависит от экономического благосостояния, которое А. Пигу трактует как общую полезность (богатство). В концепции, выдвинутой ученым, общее благосостояние характеризовалось тремя признаками:
1) ростом среднего реального душевного дохода;
2) уменьшением неравенства в распределении доходов;
3) возрастанием стабильности дохода в реальном выражении.
Наряду с понятием «общее благосостояние» А. Пигу вводит понятие «индивидуальное благосостояние». По его мнению, индивидуальное благосостояние — это не только экономические аспекты жизнедеятельности личности. Отношение человека к условиям жизнедеятельности выражается в форме удовлетворенности, степень которой может быть различной.
Все стороны жизни человека, кроме экономического положения, измерить невозможно. Основным же критерием измерения экономического положения индивида является мера полезности от потребления. Элементы индивидуального благосостояния, не имеющие денежной оценки, образуют качество жизни. С точки зрения А. Пигу, качество жизни включает характер работы, условия окружающей среды, взаимоотношения с другими людьми, положение в обществе, жилищные условия и безопасность. Он полностью исключает из содержания качества жизни экономические индикаторы, однако связывает качество жизни с условиями труда личности. Так, он отмечает: «... неэкономическое благосостояние измеряется в способах получения дохода. Происходит это потому, что условия труда сказываются на качестве жизни» [6; С. 78]. Таким образом, А. Пигу считает, что качество жизни — это степень удовлетворенности человеком социальными, политическими и духовными аспектами своей жизни, которые зависят от того или иного вида деятельности и сферы приложения труда, в соответствии с чем индивидуальное благосостояние включает экономическое
положение человека и качество его жизни.
Проблемы качества жизни стали объектом специального научного анализа во второй половине XX в. Основные направления исследования качества жизни в науке явились отражением новых процессов и явлений, происходящих в жизни общества. В 1963 г. президент США Дж. Кеннеди в обращении к конгрессу говорил о качестве жизни в своей стране. Он выдвинул тезис о том, что «качество американской жизни должно идти в ногу с количеством американских товаров» [7]. Качество жизни в новогоднем послании Конгрессу Президента США понималось как достаточный для каждого уровень материальных ресурсов, занятости, жилищных условий, транспортных средств, приятная окружающая среда. С именем этого президента связано введение в политический лексикон данного термина и формирование социального заказа на его научную разработку. Затем, в 1964 г. этот термин использовал президент Л. Джонсон, который заявил о том, что американцы уже достигли такого материального благосостояния, что на повестку дня ставится вопрос об удовлетворении потребностей более высокого порядка: в области образования, здравоохранения, в других социальных услугах. В настоящее время цели американского общества «не могут быть измерены размером наших банковских депозитов. Они могут быть измерены качеством жизни наших людей» [7].
Целенаправленное, систематическое исследование качества жизни началось за рубежом в 60-е гг. XX в. В этот период проблемы качества жизни были в центре внимания таких зарубежных ученых, как Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Э. Тоффлер, У. Рос-тоу, Э. Фромм, Дж. Форрестер, А. Кэм-белл, П. Конверс, С. Макколл, К. Терюн и др.
Можно выделить следующие направления, в которых рассматриваются различные проблемы, аспекты качества жизни.
Первое направление объединяет работы, предметом анализа которых является взаимосвязь качества жизни и объективных условий жизнедеятельности общества.
Все многообразие работ этого направления можно сгруппировать в несколько типологических групп.
Первую группу образуют концепции, объект изучения которых — экономические основы развития общества, экономический рост, научно-технический прогресс, технологические инновации и их влияние на качество жизни (Р. Арон, Э. Асп, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, П. Дракер, Э. Ласло, П. Са-муэльсон, Э. Тоффлер, У. Ростоу, Ж. Фу-растье, Дж. Хикс). Данные концепции рассматривают качество жизни как отражение материального уровня благосостояния субъекта. Внимание уделяется экономическим факторам, игнорируется субъективная составляющая. Причем в рамках этого направления можно выделить две прямо противоположные позиции: оптимистическую и пессимистическую. Представители оптимистической точки зрения абсолютизируют роль экономических факторов, считают их основным условием улучшения качества жизни, утверждают, что переход к обществу нового качества жизни возможен только на основе научно-технического прогресса, что существует связь между уровнем экономического развития и качеством жизни. Представители второй группы доказывают, что экономический рост, ухудшая состояние окружающей среды, оказывает отрицательное воздействие на жизнь человека. Вследствие этого человечество должно либо замедлить, либо остановить экономический рост, сократить потребление материальных благ.
Вторая группа объединяет работы, описывающие экологические условия жизнедеятельности общества, состояние окружающей экологической среды (Е.Ю. Захарова, У. Бек, Э. Гидденс, Дж. Гэлбрейт, В.М. Лейбин, Д. Маркович, Р. Супек, члены Римского клуба, Дж. Форрестер, В.И. Данилов-Данильян, Г.Г. Дилигенс-кий, Д. Маркович, Н.Н. Моисеев, А.И. Су-бетто и др.). Качество жизни понимается как создание таких условий, при которых не только не нарушается состояние окружающей среды, но и сохраняются природные ресурсы, необходимые для существования
будущих поколений. Экологические концепции связывают качество жизни с качеством окружающей среды, качеством ее природного компонента. Качество окружающей среды включает природные и созданные людьми ресурсы, деятельность самого человека, объективные процессы, а также средства и методы реализации экологической политики. По мнению сторонников экологического подхода, продолжающийся экономический рост, не согласованный с законами природы, приведет к исчерпанию ресурсной базы, разрушению природной среды и гибели человечества [3]. Выход они видят в том, чтобы восстановить нарушенное равновесие между природой и человеком, создать возможности для удовлетворения потребностей людей, улучшить их благосостояние, снизить нагрузки на окружающую среду, сохранить ее для будущих поколений.
Третью группу составляют концепции, акцентирующие внимание на здоровье человека, его влиянии на качество жизни. Социальные характеристики здоровья могут быть определены в достаточной степени при его изучении в рамках концепции качества жизни. Анализ качества жизни, связанного со здоровьем, дает возможность изучить взаимосвязь здоровья и показателей уровня жизни, их взаимодействие; выявить механизмы влияния социальных условий на формирование самоохранительного поведения, на отношение человека к своему здоровью; рассмотреть влияние окружающей среды на здоровье человека. Качество жизни понимается как сохранение и воспроизводство жизни и здоровья человека, воспроизводство человеческого рода, здорового образа жизни. Представители этой концепции отмечают необходимость формирования физических, экономических, социальных и культурных условий, благоприятствующих здоровью и повышающих качество жизни. К основным механизмам, способствующим этому, они относят пропаганду здорового образа жизни; формирование нормативно-правовой базы развития современного здравоохранения; реформирование системы первичной меди-
цинской помощи; широкое создание клинико-диагностических центров; реорганизацию стационарной медицинской помощи; разработку и внедрение в практику различных целевых социально-медицинских программ; развитие материально-технической базы здравоохранения; повышение качества медицинской помощи и эффективности использования ресурсов; расширение самостоятельности учреждений здравоохранения; формирование системы управления качеством медицинской помощи.
Второе направление объединяет концепции, акцентирующие внимание на восприятие, оценку качества жизни самой личностью, т.е. исследования, раскрывающие взаимосвязь качества жизни с субъективными оценками (А. Кэмбелл, П. Кон-верс, А. Маслоу, Г. Маркузе, Ф. Роджерс, Э. Фромм и др.). Качество жизни рассматривается как субъективная удовлетворенность человека своей жизнью, что выражается в его оценке уровня и степени реализации своих потребностей. Авторы психологических концепций считают, что качество жизни характеризует состояние общества с точки зрения социально-психологического климата. Но в то же время они не отрицают и значимости объективных оценок качества жизни, считая, что в исследованиях качества жизни необходимо учитывать сложный характер взаимосвязи объективных условий и их субъективную оценку, т.к. условия жизнедеятельности людей проявляются в их поведении, отражаются в сознании человека, что, в конечном счете, оказывает влияние на их оценку качества своей жизни. «Психологическая версия» качества жизни нашла свое отражение в концепции «ощущаемого качества жизни». Изучение качества жизни в рамках «психологической» парадигмы предполагает поиск теоретических основ концепции качества жизни, изучение социально-психологических форм, выражающих субъективные оценки качества жизни и т.д. [5].
Третье направление связано с исследованием концептуальных моделей качества жизни (Д.М. Гвишиани, Е.В. Давыдова, А.А. Давыдов, М.Б. Лига, А. Печчеи,
А. И. Субетто и др.). Наряду с изучением отдельных характеристик качества жизни ряд ученых занимается созданием концептуальных моделей качества жизни. При этом необходимо разделять собственно концептуальные модели качества жизни и концептуальные подходы в рамках тех или иных парадигм к анализу природы качества жизни. Так, в первом случае можно выделить методологическую основу, позволяющую исследовать сущность и природу качества жизни. Во втором случае можно говорить о системе знания, в парадигмаль-ном контексте которого раскрываются основные подходы к описанию природы и сущности качества жизни.
В основе объективистской модели качества жизни лежат статистические данные, характеризующие существование и развитие всех сфер общества. Причем эти статистические данные могут отражать процессы, происходящие в обществе с позиций прошлого, настоящего и будущего, а также негативные и позитивные события, факты, явления, процессы. Объективистская модель основывается только на объективных статистических данных, не учитывает в жизни человека роли духовных ценностей.
Субъективистская (психологическая) модель предполагает оценку самим индивидом объективных условий существования, что раскрывается через степень удовлетворенности ( неудовлетворенности) субъекта условиями жизнедеятельности. Однако она, как нам представляется, не учитывает в жизни человека роли материальных ценностей. Поэтому естественно, что нельзя противопоставлять друг другу объективистскую и субъективистскую модели.
На наш взгляд, необходимо выделить и третий тип модели качества жизни — комбинированную модель, которая совмещала бы два названных подхода. К этому типу моделей, по нашему мнению, можно отнести модель, разработанную Е.В. Давыдовой и А.А. Давыдовым, которая учитывает объективные и субъективные факторы, а также целостную характеристику качества жизни [2].
С точки зрения А.И. Субетто, при создании моделей качества жизни нужно исходить из «модели общества» и «модели человека». Опираясь на эти принципы, А.И. Субетто создает следующие типы моделей качества жизни:
— модель качества жизни потребительского общества, ориентированного на «рыночного человека-потребителя». Качество жизни такого человека определяется уровнем потребляемых материальных благ и наслаждений, критерий наживы, прибыли поставлен на первое место. Здоровье, любовь и другие ценности вторичны, они зависят от того, сколько у человека денег;
— христианская, православная модель качества жизни. К ее основным чертам относят «любовь к ближнему», альтруизм, терпение, соборность, труд и творчество, равенство, примат духовности над материальным;
— социалистическая, планово-экономическая модель качества жизни;
— модель качества жизни «золотого миллиарда», согласно которой высокие стандарты качества жизни, благополучная жизнь на Земле возможны только для 1 млрд человек.
Все население земли делится на основное ( обеспеченное сырьем, 1 млрд) , полуосновное (около 1 млрд) и вспомогательное народонаселение, нерентабельное в условиях индустриализации, оно не окупает вложенных в него средств [8];
— модель качества жизни в системе ноосферизма. По мнению А.И. Субетто, только эта модель способна обеспечить гармоническое развитие человека в условиях технологического, научного, образовательного, культурного прогресса, сохранить жизнь на Земле [8].
Среди моделей качества жизни наиболее полной можно признать модель, разработанную Всероссийским научно-исследовательским институтом технической эстетики (ВНИИТЭ) [1; С. 57-58]. Согласно данной концепции, качество жизни понимается как совокупность жизненных ценностей, характеризующих виды деятельности, структуру потребностей и усло-
вия существования человека (групп населения, общества), удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой.
В настоящее время необходимо продолжить исследования, направленные на теоретико-методологическое обоснование моделей качества жизни; выделение оснований и параметров, которые позволят систематизировать и типологизировать как уже существующие, так и разрабатываемые модели качества жизни. В частности, в этом случае можно говорить о моделях качества жизни в рамках отдельных сфер жизнедеятельности общества ( например, экологическая модель качества жизни) ; региональных моделях качества жизни; моделях качества жизни, относящихся к разным этапам взаимодействия природы и общества и т.д. [9].
Четвертое направление — формирование методологии и методики оценки качества жизни, объективных и субъективных индикаторов качества жизни, построение интегральных индексов (А.В. Аваков, С.А. Айвазян, А.Л. Васильев, С.И. Григорьев, Н.В. Жукова, М.Б. Лига, П.С. Мстиславский, Г. И. Осадчая, А.И. Субетто, И.А. Щеткина и др.).
Пятое направление — исследование влияния социокультурных факторов на жизнедеятельность общества, личности, условия развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом) , самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию социальной среды (В.С. Библер, У. Бек, Э. Гидденс, Л.Г. Гус-лякова, Г.И. Григорьев, Л.Г. Ионин, Р. Ин-гельгарт, В.Н. Кузнецов, В. Г. Немировс-кий, А.И. Субетто, Э. Тоффлер, А. Турен, П. Штомпка, О. Яницкий и др.).
Однако, несмотря на существование многочисленных концепций качества жизни, в настоящее время в философских,
психологических, медицинских, экологических исследованиях качества жизни получили освещение и разработку лишь отдельные аспекты, стороны данного понятия. Что же касается постановки вопроса о качестве жизни как качественной интегральной характеристике, раскрывающей критерии, условия жизнедеятельности и жизнеобеспечения общества, отражающей качественное состояние природной среды обитания, состояние здоровья, образования, наличие свободного времени, духовно ориентированную жизнь, то такая постановка отсутствует. Между тем исследование качества жизни как целостного ком-
плексного понятия невозможно в рамках существующих подходов, необходимым становится формирование новых теоретико-методологических оснований, открывающих перспективу выработки целостной концепции. Противоречие между потребностью социологической теории в концепции качества жизни и невозможностью ее разработки в рамках классической методологии определяет актуальность проблемы социологического анализа качества жизни, а также необходимость разработки концепции качества жизни в рамках неклассической методологии [4].
Литература
1. Васильев А.Л. Россия в XXI веке. Качество жизни и стандартизация. М., 2003. 440 с.
2. Давыдова Е.В. Измерение качества жизни. М., 1993. 52 с.
3. Захарова Е. Ю. Оптимизация взаимодействия природы и общества: технологические аспекты // Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 8 (75).
4. Лига М.Б., Щеткина И.А. Качество жизни: организационно-управленческий аспект: монография. Новосибирск, 2011. 295 с.
5. Лига М.Б., Щеткина И.А. Качество жизни: социально-психологический подход // Новейшие достижения в европейской науке — 2011: материалы международной научно-практической конференции. София, 2011. С. 61-68.
6. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. В 2 т. М., 1985. Т.1. 512 с.
7. Попов С.И. Проблема качества жизни в современной идеологической борьбе. М., 1977. 280 с.
8. Субетто А.И. Качество жизни: грани проблемы. Кострома, 2004. 170 с.
9. Романова И.В. Образ жизни одиноких женщин посттрудового периода в условиях современного российского общества. Чита: ЧитГУ, 2011. 308 с.
Коротко об авторе_
Щеткина И.А., канд. социол. наук, доцент, каф. «Социология и социальная работа», Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского [email protected]
_Briefly about the author
I. Shchetkina, Candidate of Sociological Sciences, associate professor, Sociology and Social Work department, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N.G. Chernyshevsky
Научные интересы: качество жизни населения, методики оценки качества жизни населения
Scientific interests: quality of life population, methods of quality of life population