Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы модели социальной защиты несовершеннолетних матерей'

Теоретико-методологические основы модели социальной защиты несовершеннолетних матерей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
503
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
SOCIAL WORK WITH CHILDREN / SOCIAL PROTECTION / UNDER-AGE MOTHERS / THEORETICAL MODEL / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Артёмова Ольга Васильевна

В статье рассматриваются вопросы теоретико-методологического обоснования проблемы социальной защиты несовершеннолетних матерей, её исследования в теории и практике социальной работы. Обосновывается идея формирования модели социальной защиты несовершеннолетних матерей как направления профессиональной деятельности социальных педагогов и социальных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with issues of theoretical and methodological substantiation of the social protection of underage mothers’ problem, its research in the theory and practice of social work. The idea of a model of social protection of underage mothers’ formation as a professional activity of social teachers and social workers’ direction is substantiated.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы модели социальной защиты несовершеннолетних матерей»

УДК 364.01

Социологические науки

Артёмова Ольга Васильевна, магистрант ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

e-mail: fssr@bk.ru

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИ

СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МАТЕРЕЙ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы теоретико-методологического обоснования проблемы социальной защиты несовершеннолетних матерей, её исследования в теории и практике социальной работы. Обосновывается идея формирования модели социальной защиты несовершеннолетних матерей как направления профессиональной деятельности социальных педагогов и социальных работников.

Ключевые слова: социальная работа с детьми, социальная защита, несовершеннолетние матери, теоретическая модель, методология.

Abstract: The article deals with issues of theoretical and methodological substantiation of the social protection of underage mothers' problem, its research in the theory and practice of social work. The idea of a model of social protection of underage mothers' formation as a professional activity of social teachers and social workers' direction is substantiated.

Keywords: social work with children, social protection, underage mothers, theoretical model, methodology.

В настоящее время феномен несовершеннолетнего материнства представляет собой объект постоянного научного исследования, прежде всего, социологического, социально-педагогического и социально-психологического [1, с. 135-136; 3, с. 114-115; 4]. Не меньший интерес у отечественных учёных

вызывает исследование различных аспектов проблемы организации социальной защиты несовершеннолетних матерей.

Данное обстоятельство объясняется тем, что помимо обсуждения перспектив принятия на уровне российского законодательства специфических правовых норм социальной защиты и поддержки несовершеннолетних матерей, открываются широкие возможности рассмотрения вопросов оказания различных видов необходимой им социальной защиты: социально-медицинской, в том числе педиатрической, социально-психологической, социально-бытовой, социально-педагогической и социально-правовой [2, с. 240-241; 5, с. 207-209].

Традиционно теория и практика социальной работы исходят из того, что среди мер социальной защиты, на которые могут рассчитывать несовершеннолетние матери, особое значение обычно отводится социальной поддержке, а именно, её материальной составляющей. В целом государственные и негосударственные программы социальной защиты несовершеннолетних матерей состоят из трёх основных блоков: собственно социального, социально-медицинского и социально-психологического.

Реализация в практике социальной работы с данной категорией населения социального блока программ позволяет оказывать материальную поддержку несовершеннолетних матерей и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществить профилактику социального сиротства.

Социально-медицинский блок программ направлен на регулярное наблюдение несовершеннолетних матерей или беременных девочек-подростков в профильном лечебно-профилактическом учреждении, соблюдение рекомендаций по приему профилактических препаратов с целью рождения здорового ребёнка.

Социально-психологический блок программ предполагает создание благоприятных психологических условий для вынашивания беременности девочками-подростками, рождения и воспитания ребёнка, организации семейной поддержки, формирование «круга заботы».

В отечественной теории социальной работы сложилось конкретное понимание практики социальной защиты несовершеннолетних матерей. Учитывая специфику и большой спектр проблем несовершеннолетних матерей и их детей, социальная работа с ними должна вестись по нескольким направлениям социальными педагогами и социальными работниками.

Первое направление социальной работы с несовершеннолетними матерями включает в себя: привлечение организаций и служб различной направленности деятельности (юридических, социальных,

правоохранительных, здравоохранения, образования), а также общественных организаций, органов муниципальной и региональной власти, которые могут предоставить свою помощь молодой матери. Помощь реализуется в соответствии с нуждами и потребностями её семьи.

Вторым направлением деятельности социального педагога и социального работника с несовершеннолетними матерями является их целенаправленная помощь юной матери. Эта деятельность практического содержания, предполагающая научный анализ, и включает в себя комплекс социально-технологических действий: выявляются, ставятся на учёт беременные девочки-подростки, составляется характеристика семьи в различных аспектах, в которой учитываются межличностные отношения в семье; круг интересов семьи; наличие асоциального поведения у членов семьи и др.

Профилактической работе с несовершеннолетними матерями в профессиональной деятельности социального педагога и социального работника уделяется особое место, поскольку они взаимодействуют с различными психологическими службами, образовательными учреждениями, правоохранительными органами, соседским и ближайшим окружением.

Таким образом, практика социальной защиты семей с несовершеннолетними матерями и детьми основана на признании того обстоятельства, что несовершеннолетние матери в силу специфических социально-демографических и гендерных особенностей в полной мере не способны реализовать семейные функции [6, с. 71-72].

В теории социальной работы сложилось мнение, что препятствием для развития в целом системы социальной защиты юных матерей является отсутствие чётких правовых механизмов такой защиты, что обусловлено тем фактором, что юные матери не выделяются в нормативных документах в отдельную категорию социально незащищённых, для них не предусмотрены дополнительные выплаты или социальные пособия.

Вместе с тем, научная интерпретация сложившейся практики социальной работы с несовершеннолетними матерями в учреждениях социальной защиты населения создаёт предпосылки формирования модели социальной защиты несовершеннолетних матерей. В свою очередь анализ содержания такой модели предполагает выявление соответствующих теоретико-методологических основ. К ним могут быть отнесены следующие суждения, утверждения и предположения:

1. идея о том, что социальная работа с клиентом - несовершеннолетней матерью - при выборе конкретной технологии её социальной защиты дифференцируется по содержанию и задачам на репродуктивно-профессиональную, профессионально-адаптивную и профессионально-творческую;

2. наличие классификации теоретических подходов, которые являются предпосылками исследования проблем социальной защиты несовершеннолетних матерей;

3. наличие научных подходов к исследованию проблемы социальной защиты несовершеннолетних матерей в теории и практике социальной работы с детьми и подростками, их компаративный анализ и теоретическое обоснование;

4. научно обоснованное содержание понятия «социальная защита несовершеннолетних матерей» в теории социальной работы;

5. интерпретированное содержание теоретических аспектов исследования практики социальной работы с несовершеннолетними матерями в учреждениях социальной защиты;

6. систематизированное научное знание о теории и практике социальной работы с несовершеннолетними матерями в учреждениях социальной защиты.

Мы исходим из того, что основой содержания рассматриваемой модели должна быть методология исследования проблем социальной работы с несовершеннолетними матерями в учреждениях социальной защиты, поскольку анализ систем научного знания о социальной работе с конкретными категориями клиентов необходимым образом связан с их методологическим анализом. Это обусловлено спецификой изучаемого объекта.

Дело в том, что основные элементы процесса социального познания могут быть поделены на три группы. Первую группу образуют системы объектов; вторую - системы знаний; третью - системы деятельности с этими объектами на основании данной системы знаний. Рассмотрение взаимодействий второго и третьего образует специфическую задачу методологии. Она, таким образом, исследует взаимообусловленность, взаимосвязь и зависимость систем знаний и систем деятельности.

Методологический анализ содержания модели социальной защиты несовершеннолетних матерей включает в себя следующие пункты: социальная защита несовершеннолетних матерей как научное понятие и направление практической социальной работы; социальная работа с несовершеннолетними матерями в учреждениях социальной защиты как проблема теории социальной работы; изучение характеристик профессиональной социальной помощи несовершеннолетним матерям в учреждениях социальной защиты как направление научного исследования.

Помимо этого, методологический анализ распространяется на актуальные проблемы исследования практики социальной защиты несовершеннолетних матерей: сравнительный анализ технологий социальной работы с несовершеннолетними матерями в учреждениях социальной защиты; теоретический анализ методики и методов изучения видов социальной помощи несовершеннолетним матерям; определение особенностей изучения содержания профессиональных компетенций социального педагога и

социального работника, осуществляющих социальную защиту несовершеннолетних матерей.

Таким образом, анализ теоретико-методологических основ исследования проблем социальной защиты несовершеннолетних матерей позволяет предположить, что социальная работа с несовершеннолетними матерями является самостоятельным направлением в профессиональной социальной работе с детьми и подростками в учреждениях социальной защиты, требующей её разграничения с социальной работой с другими категориями детей и подростков, как в области предмета исследования, в содержании технологий оказания социальной помощи, так и в особенностях содержания профессиональных компетенций социального педагога и социального работника, осуществляющих практику социальной защиты несовершеннолетних матерей с детьми [7, с. 129-130].

Библиографический список:

1. Гуревич, М. А. Несовершеннолетние мамы - причины и последствия / М. А. Гуревич, Т. Ю. Радиловская // Челябинский гуманитарий. - 2010. - № 10. -С. 133-139.

2. Кошман, С. Н. Социально-педагогическая поддержка семей группы риска / С. Н. Кошман // Мир образования - образование в мире. - 2008. - № 4. -С. 238-243.

3. Скутнева, С. В. Раннее материнство / С. В. Скутнева // Социологические исследования. - 2009. - № 7. - С.114-118.

4. Сироткина, Е. С. Феномен несовершеннолетнего материнства: мнение специалистов сферы образования и социальной защиты / Е. С. Сироткина // Женщина в российском обществе. - 2010. - № 4. - С. 32-40; Сироткина, Е. С. Проблематизация несовершеннолетнего материнства в системе российской социальной работы: автореф. дис. ... к. соц. н. / Е. С. Сироткина. - Н. Новгород, 2013. - 19 с.

5. Стукалова, А. В. Политика государственной поддержки малолетних матерей: механизмы и социальные технологии её реализации / А. В. Стукалова // Социодинамика. - 2013. - № 1. - С.205-221.

6. Тугаров, А. Б. Гендерный аспект практической социальной работы: теоретико-методологический анализ / А. Б. Тугаров, У. О. Петряшкина. - Пенза: ГУМНИЦ ПГУ, 2016.- 85с.

7. Тугаров, А. Б. Травматические практики внутрисемейного воспитания детей: синтез педагогики и социальной философии / А. Б. Тугаров, А. В. Очкина, Э. А. Шевцова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2016. - № 1(37). - С. 124-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.