Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы изучения метода эксперимента на примере педагогических исследований украинских ученых(1943–1991 гг. )'

Теоретико-методологические основы изучения метода эксперимента на примере педагогических исследований украинских ученых(1943–1991 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
652
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ДИССЕРТАЦИЯ / METHODOLOGY / METHODS OF SCIENTIFIC RESEARCH / PEDAGOGIC EXPERIMENT / THESIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панасенко Эллина Анатольевна

Представлена методология комплексного исследования диссертаций, основой которой стали идеи ученых из разных областей знаний: философии, социологии, истории, педагогики, истории педагогики. Это позволило целостно и системно раскрыть методолого-теоретические основы исследования экспериментов, представленных в научно-педагогических работах украинских ученых периода 1943–1991 гг. В контексте методологии уточнялся категориально-понятийный аппарат исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the methodology of complex research of theses grounded by the ideas of scientists in various fields of knowledge: philosophy, sociology, history, pedagogy, pedagogy history. It allowed integral and systemic consideration of the methodological and theoretical foundations of the experiment method study represented in scientific and pedagogic works by the Ukrainian scientists of the 1943-1991. In the context of methodology there is specified the categorial and conceptual apparatus of research

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы изучения метода эксперимента на примере педагогических исследований украинских ученых(1943–1991 гг. )»

- философия и МЕТС

ных неуправляемыми страстями, желаниями и пороками, и определив их влияние на развитие коррупционных отношений, можно выделить следующие ценности, формирование которых повысит эффективность антикоррупционного образования:

- становление собственного мировоззрения и духовных потребностей;

- гуманистическое отношение к себе и обществу;

- контроль внутренних страстей, пороков и желаний;

- персонификация личности как осознанное отношение к своей жизни и принятие ответственности за собственное поведение;

- приоритет общественного благополучия перед личными целями.

Литература

1. Бай Т.В. Социокультурный аспект ценностей образования // Омский научный вестник. 2008. №4 (69).

2. Крестьянкин И., архим. Опыт построения исповеди. М., 2010.

3. Третьякова Е.Н. Российская молодежь в контексте освоения духовных ценностей и социокультурного опыта // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им.

А.С. Пушкина. 2008. № 4 (17).

* * *

1. Baj T.V. Sotsiokurtumyj aspekt tsennostej obrazovaniya // Omskij nauchnyj vestnik. 2008. №4 (69).

2. Krest'yankin I., arkhim. Opyt postroeniya ispovedi. M., 2010.

3. Tret'yakova E.N. Rossijskaya molodezh' v kontekste osvoeniya dukhovnykh tsennostej i sotsiokul'turnogo opyta // Vestn. Leningr. gos. un-ta im. A.S. Pushkina. 2008. № 4 (17).

Human values of formation of corruption relations aversion

There are considered the human values of formation of corruption relations aversion formulated and stated in the Commandments. Unruly inner passions, vices and desires are regarded as the origin of the criminal behavior of a person and the basis of formation of corruption relations system in the modern society.

Key words: human values, passions, vices, desires, corruption relations.

ХЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ -

ЭЛ. ПАНАСЕНко (луганск)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УКРАИНСКИХ УЧЕНЫХ (1943-1991 гг.)

Представлена методология комплексного исследования диссертаций, основой которой стали идеи ученых из разных областей знаний: философии, социологии, истории, педагогики, истории педагогики. Это позволило целостно и системно раскрыть методолого-теоретические основы исследования экспериментов, представленных в научно-педагогических работах украинских ученых периода 1943-1991 гг. В контексте методологии уточнялся категориально-понятийный аппарат исследования.

Ключевые слова: методология, методы научного исследования, педагогический эксперимент, диссертация.

Сегодня педагогическая наука ведет поиск новых моделей организации экспериментов, нацеленных на гуманизацию учебно-воспитательного процесса, активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, обеспечение комплекса знаний, умений и навыков, гармоническое развитие личности и т.д. Образовательные реалии выдвигают все более высокие требования к эксперименту. Учитывая это, эксперимент в современной педагогической науке и практике требует углубления теоретических основ, совершенствования программ и этапов его планирования, технологий проведения, разработки критериев результативности. Эти и другие проблемы современного педагогического экспериментирования не разрешатся, если не будут изучены теоретические разработки и практический опыт организации и проведения педагогических экспериментов в разные исторические периоды. Глубокое изучение и научно-теоретический анализ работ выдающихся ученых-педагогов советского периода показали, что значительный пласт фундаментальных идей и подходов к организации и проведению педагогического эксперимента остается недостаточно изученным и малоизвестным широкому кругу современных исследовате-

© Панасенко Э.А., 2013

ИЗВЕСТИЯ вгпу

лей. Поэтому он еще не получил статус «актуального прошлого» (понятие введено французским мыслителем ХХ в. Г. Башляром), что обусловливает актуальность исследуемой проблемы на современном этапе развития педагогической науки в Украине и России.

Эффективность и рациональность научного поиска напрямую зависят от методологического аппарата исследования, сущность которого определяется современным пониманием методологии как: 1) науки о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в различных сферах теории и практики; 2) совокупности принципов, средств, методов и форм научного познания. Методологический аппарат историко-педагогического исследования основывается на способах определения его стратегии (подходах к постановке и исследованию проблемы) и методическом инструментарии. Определение оптимальных и необходимых методологических подходов и методов историко-педагогического поиска происходит с учетом предмета и задач научного исследования.

В «Новейшем философском словаре» категория «подход» раскрыта как комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и (или) практике, характеризующих конкурирующие между собой стратегии (программы) в науке или в организации жизни и деятельности людей [4, с. 526]. Именно с этих позиций мы рассматриваем методологические подходы к изучению и анализу педагогических экспериментов советской эпохи. Мы поддерживаем мнение современного российского ученого С. Бобрышова, который трактует методологический подход в историко-педагогическом поиске как гносеологическую целостность, включающую исследовательские установки и средства изучения объектов в структуре историко-педагогической действительности [2].

основываясь на концептуальных положениях методологии истории педагогики, разработанных современными украинскими и российскими учеными (Е. Адаменко, С. Бобры-шовым, Л. Ваховским, Н. Гупаном, И. Исаевым, Г. Корнетовым, В. Курило, В. Лутаем, З. Равкиным, М. Розовым, В. Сластениным, О. Сухомлинской, Е. Хрыковым, Е. Шияновым и др.), представим и охарактеризуем методологические подходы к изучению и анализу педагогических экспериментов в научных исследованиях (диссертациях) 1943- 1991 гг.

В своей работе мы придерживались системного подхода, основой которого являет-

ся изучение историко-педагогического объекта как целостного единства элементов в совокупности их взаимосвязей, т.е. анализ исследуемых педагогических явлений и процессов как системы. Мы согласны со сторонниками системного подхода (И. Блаубергом, А. Новиковым, В. Садовским, В. Швыревым, Е. Юдиным и др.) в том, что понятие «система» представляет собой сложную теоретико-исследовательскую конструкцию, которая предусматривает необходимость изучения: истории науки; теории деятельности; логики и методологии науки; специальных системных концепций, теоретических основ, закономерностей, принципов, способов и средств, обусловливающих технологическое обеспечение исследуемой системы [1; 5; 6].

Использование системного подхода позволяет изучить исторические предпосылки становления метода эксперимента в отечественной педагогике исследуемого периода; выявить структуру педагогического эксперимента, разработанную отечественными учеными; раскрыть ее сущность и связь с другими системами; структурировать, классифицировать, найти общие и отличительные черты педагогических экспериментов различных типов (воспитательные эксперименты, дидактические эксперименты, эксперименты в области школоведения и др.), особенности их функционирования и взаимодействия в процессе развития. В рамках этого подхода относительно самостоятельные компоненты педагогического эксперимента рассматриваются не изолированно, а в системе, во взаимосвязи и развитии.

В процессе исследования педагогических экспериментов, представленных в научно-педагогических исследованиях украинских авторов 1943-1991 гг., целесообразно использование целостного подхода как развития системного. Целостный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности педагогических экспериментов и механизмов их осуществления в образовательной практике,на выявление типов связей исследуемого объекта, их интеграции в единое целое.

Исходя из того, что целостность явлений, процессов выступает как определенное совершенство, высокий уровень развития, мы рассматриваем целостность как качественную полноту, внутреннее единство педагогического эксперимента. Целостность определяется нами как скоординированность всех элементов структуры и основных этапов педагогического эксперимента, их завершенность и результативность; как совершенство всех ком-

- ФИЛОСОФИЯ И МЕТС

понентов педагогического эксперимента в целом, их качественная определенность, взаимообусловленность всех свойств, как особый тип взаимодействия этапов педагогического эксперимента.

Применение исторического подхода позволяет воссоздать исследуемый объект в его историческом развитии. Познание моделей, содержания программ, технологий проведения педагогических экспериментов, проводимых в учебных заведениях исследуемого периода и представленных в научно-педагогических исследованиях украинских авторов, можно было осуществить только с исторических позиций. В контексте данного подхода педагогический эксперимент может быть рассмотрен как феномен, обусловленный политическими, социокультурными и образовательными процессами исследуемого периода.

В ходе исследования нами учитывался территориальный подход, позволивший сузить масштабы историко-педагогического поиска и более глубоко проникнуть в социально-экономическую, культурную и историко-педагогическую действительность через научно-диалектическое абстрагирование от многообразия фактов, явлений, процессов историко-педагогического материала (в нашем исследовании - педагогических экспериментов) и сконцентрировать исследовательское внимание на государственно-республиканском субъекте, которым выступила УССР. Изучая значительный пласт советского периода развития педагогической науки и образовательной практики, мы территориально сузили круг историко-педагогического исследования до пределов Украины с целью более глубокого изучения развития теории и практики педагогических экспериментов, выявления и раскрытия их моделей, специфических и типологических характеристик и др.

Методологическую функцию в нашем исследовании выполнял и количественно-качественный подход, направленный на выявление совокупности признаков исследуемых педагогических экспериментов, их своеобразия и различных характеристик по степени развития интенсивности их свойств, выражавшийся в величинах и числах. Данный подход позволил выделить основные сущностные характеристики, проанализировать наиболее типичные и уникальные модели педагогических экспериментов.

В ходе исследования мы опирались на парадигмальный подход, ориентированный на выделение в массиве историко-

»ЛСГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ -

педагогических процессов, фактов и феноменов системы устойчивых внутренних связей и свойств, что позволяло группировать, сравнивать, типологизировать и классифицировать исследуемые педагогические эксперименты. Исходя из научных позиций парадиг-мального подхода осуществляется типологи-зация педагогических экспериментов на следующих основаниях: условия проведения (лабораторный, естественный и комплексный эксперименты); цель исследования (констатирующий, зондирующий, формирующий, контрольный, проверочный эксперименты); логическая структура (классический и многофакторный (аналитико-синтетический) эксперименты); отрасль педагогической науки (дидактический, воспитательный, эксперимент по проблемам школоведения); характер взаимодействия средства экспериментального исследования с объектом исследования (обычный и моделированный эксперименты); способ организации (сравнительный (прямой и параллельный), перекрестный); типы моделей, исследуемые в эксперименте (мыслительный и материальный эксперименты); контролируемые величины (пассивный и активный эксперименты); число варьируемых факторов (од-нофакторный и многофакторный эксперименты); количество исследуемых переменных (одномерный и многомерный эксперименты); классификация выдвигавшихся экспериментальных гипотез (индуктивные, дедуктивные и индуктивно-дедуктивные (комплексные) гипотезы; описательные, структурные и объяснительные гипотезы; общие, частные и конкурирующие гипотезы; рабочие гипотезы; линейные и разветвленные гипотезы; гипотезы-предположения, гипотезы-концепции, гипотезы-прогнозы; революционные и модифицированные гипотезы; нулевые и альтернативные гипотезы) и др.

Методологическое значение для нашего исследования имеет антропологический подход. Антропология как концепция рассматривает человека как совершенное и высшее творение природы. Человек выступает основной мировоззренческой категорией. Именно с этих позиций должно конструироваться историко-педагогическое исследование. Антропологический подход позволяет выделить наиболее эффективные модели и программы экспериментов, направленных на совершенствование методов, средств, форм, содержания учебно-воспитательного процесса, решения различных проблем в области школоведения и др.

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

В своем исследовании мы придерживались культурологического подхода, предусматривающего развертывание историко-педагогического исследования в контексте общефилософского понимания культуры. Этот подход предполагает использование феномена культуры как стержневого в понимании и объяснении историко-педагогических явлений и процессов. В контексте этого подхода историко-педагогическое знание рассматривается как часть культуры. Изучение и анализ историко-педагогических проблем осуществляются с позиций социокультурной системы. Итак, культурологический подход как совокупность методологических приемов обеспечивает анализ педагогических экспериментов через призму культурологических понятий, позволяет выявлять и обосновывать проблемно-смысловые сферы педагогической науки и образовательной практики исследуемого периода.

В нашем исследовании мы руководствовались аксиологическим подходом, определяющим систему историко-педагогических идей, взглядов, теорий, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования. Применение аксиологического подхода в изучении и анализе педагогических экспериментов позволяет: выделять наиболее значимые проблемы педагогического экспериментирования, определять стратегические векторы и основные способы решения проблем, поднимаемых в педагогических экспериментах; анализировать выборочную совокупность педагогических экспериментов исследуемого периода, выявлять их ценность и возможность актуализации в контексте современного педагогического знания.

Изучение экспериментов в научно-педагогических работах (диссертациях) мы осуществляли с позиций герменевтического подхода, направленного на установление личностных смыслов, ценностных аспектов человеческой деятельности. В истории педагогики этот метод научного исследования нацеливает ученых на более основательное и осмысленное понимание текстов прошлого. Понимание рассматривается как процесс осмысления - выявления и реконструкции сущности историко-педагогических процессов, явлений [3].

Исследование научных работ (диссертаций), в которых были представлены педагогические эксперименты, требовало определенных интеллектуальных, эмоционально-волевых усилий, четкого разделения в текстах

научных трудов того, «что дано», и того, «что нужно понять». Мы ставили перед собой задачи как осмысления текстов диссертаций в целом, так и более глубокого и всестороннего проникновения в сущность описанных в этих работах педагогических экспериментов.

Важным для нашей научной работы стал учет феноменологического подхода. он предполагал анализ элементов педагогического знания не просто как исторически фиксируемой данности, а как производного от субъективного мировоззрения педагога. В рамках этого подхода педагогические эксперименты следует изучать, с одной стороны, как продукт индивидуального сознания ученого-исследователя, а с другой- как результат общественного сознания и практического опыта. В контексте феноменологического подхода выявляются различные аспекты педагогических экспериментов как составляющих субъектного понимания, определения индивидуально-исторических векторов их становления и развития.

Итак, представленные методологические подходы обусловлены особенностями объекта и предмета историко-педагогическо-го исследования, спецификой поставленных задач и путями их решения, а также способностью методологических подходов замещать и дополнять друг друга. Теоретико-методологический характер исто-рико-педагогического исследования обусловливает и тот факт, что приоритет в нем предоставляется теоретическим методам научного поиска, выступающим инструментами проникновения ученого в сущность изучаемых явлений и процессов. Задача историко-педагогического исследования состоит в выявлении сущностных характеристик образовательных феноменов, педагогических теорий и концепций прошлого, установлении закономерных связей, истоков, тенденций и динамики развития определенной педагогической проблемы, в разработке научных подходов к изучению педагогических явлений и процессов различных исторических эпох. Главным требованием к системе методов научного исследования, в том числе и историко-педагогического, является ее оптимальность, т.е. необходимость и достаточность методов для решения поставленных задач. В проводимом научном исследовании мы разработали систему методов историко-педагогического поиска, представленную двумя группами методов: 1) традиционные теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, интерпретация); 2) альтернатив-

- философия и метс

ные теоретические методы (моделирование, выборочный метод, контент-анализ).

Итак, представленные методологические подходы и методы научного исследования составили базис историко-педагогического поиска, основу его концептуального аппарата. Они позволили всесторонне изучить и проанализировать исследуемую историко-педагогическую проблему становления и развития педагогических экспериментов в отечественной педагогической науке (1943-1991 гг.), исходя из изучения сущности и взаимодействия бытия и сознания, рассмотреть явления в развитии и взаимосвязи. описанный комплекс методологических подходов и система методов ориентировали нас на научно обоснованный подход к изучению педагогических экспериментов в свете ретроспективного анализа, оценку современного состояния исследуемой проблемы и определения перспектив ее развития.

Литература

1. Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного похода. М. : Наука, 1973.

2. Бобрышов С.В. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория. Ставрополь : Изд-во СКСИ, 2006.

3. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М. : Лабиринт, 2005 .

4. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. Минск : Изд. В.М. Скакун, 1998.

5. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М. : Наука, 1974.

6. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М. : Политиздат, 1989.

* * *

1. Blauberg I.V., Yudin E.G. Stanovlenie i suschnost sistemnogo pohoda. M. : Nauka, 1973.

2. Bobryishov S.V. Istoriko-pedagogicheskoe issledovanie razvitiya pedagogicheskogo znaniya: metodologiya i teoriya. Stavropol : Izd-vo SKSI, 2006.

3. Brudnyiy A.A. Psihologicheskaya germenevtika. M. : Labirint, 2005 .

4. Noveyshiy filosofskiy slovar / sost. A.A. Gri-tsanov. Minsk : Izd. V.M. Skakun, 1998.

5. Sadovskiy V.N. Osnovaniya obschey teorii sistem. Logiko-metodologicheskiy analiz. M. : Nauka, 1974.

6. Shvyirev V.S. Nauchnoe poznanie kak deya-telnost. M. : Politizdat, 1989.

хлогия ОБРАЗОВАНИЯ -

Theoretical and methodological foundations of the experiment method study by the examples of pedagogic research works by Ukrainian scientists (1943—1991)

There is considered the methodology of complex research of theses grounded by the ideas of scientists in various fields of knowledge: philosophy, sociology, history, pedagogy, pedagogy history. It allowed integral and systemic consideration of the methodological and theoretical foundations of the experiment method study represented in scientific and pedagogic works by the Ukrainian scientists of the 1943-1991. In the context of methodology there is specified the categorial and conceptual apparatus of research.

Key words: methodology, methods of scientific research, pedagogic experiment, thesis.

м.Ю. БИРЮКОВ

(луганск)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА

В художественном вкусе отражены критерии эстетической оценки всех сфер жизнедеятельности человека, он выступает инвариантной основой для создания уникальных индивидуально-личностных форм поведения, мышления и художественно-творческой деятельности человека. В статье представлена классификация разновидностей художественного вкуса, основанная на взглядах ученых относительно данного вопроса и культурно-исторических условиях его возникновения и развития.

Ключевые слова: эстетический и художественный вкус, искусство, личность, критерии, художественная образованность, художественно-творческая деятельность.

Формирование художественного вкуса человека - важный момент развития духовной культуры общества и одна из наиболее сложных задач современной педагогики и эстетики, от решения которой зависит художественно-эстетическое воспитание личности. Воплощение принципов демократии, гуманистических приоритетов в развитии художественной культуры России и Украины определяет глу-

© Бирюков М.Ю., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.