Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы историко-педагогического исследования дошкольного образования в Башкирской АССР'

Теоретико-методологические основы историко-педагогического исследования дошкольного образования в Башкирской АССР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

283
6
Поделиться
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ / ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ДЕТСКИЙ САД / БАШКИРСКАЯ АССР / HISTORY OF PEDAGOGY / METHODOLOGY OF PEDAGOGY / PEDAGOGICAL THEORY / EARLY CHILDHOOD EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / KINDERGARTEN / BASHKIRIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева В.В.

В статье рассмотрены теоретические и методологические основы историко-педагогического исследования сферы дошкольного образования Башкирской АССР. Проведен историографический анализ исследуемой проблемы. В историографии выделены три этапа: дореволюционный, советский и современный этапы изучения вопросов истории дошкольной педагогики в стране и в Уральском регионе. Дан обзор методологических подходов. Рассмотрены вопросы терминологии. В частности, проанализированы такие термины, как «дошкольный возраст», «дошкольная педагогика», «дошкольные учреждения».

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF PEDAGOGICAL AND HISTORICAL RESEARCH OF PRESCHOOL EDUCATION IN BASHKIRIA

The article describes the theoretical and methodological foundations of historical and pedagogical research in early childhood education in Bashkiria and the historiographic analysis of the investigated problem. The historiography is divided into three phases: pre-revolutionary, Soviet and modern stages of studying the history of pre-school pedagogy issues in the country and in the Urals region. A review of methodological approaches is given. The questions of terminology are considered. In particular, terms such as “pre-school age”, “Preschool Pedagogy”, “preschool” are analysed.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы историко-педагогического исследования дошкольного образования в Башкирской АССР»

Список литературы

1. Баграмова H.B. Лингводидактические основы обучения второму иностранному языку: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.221 с.

2. Теремова Р М. Учебник по русскому языку как иностранному нового поколения: опыт и перспективы: матер, междунар. интернет-конф. 14—16 окт. 2008 г. Уфа, 2008. С. 153-156.

3. Теремова Р.М. Интерактивно-коммуникативная составляющая учебника по русскому языку как иностранному и ее реализация в учебном процессе // Мир русского слова. 2013. №2. С. 96-100.

Б01: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-21-30

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКИРСКОЙ АССР

Алексеева В.В.

ОЯСГО 0000-0002-3958-6227, ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа, Российская Федерация

В статье рассмотрены теоретические и методологические основы историко-педагогического исследования сферы дошкольного образования Башкирской АССР. Проведен историографический анализ исследуемой проблемы. В историографии выделены три этапа: дореволюционный, советский и современный этапы изучения вопросов истории дошкольной педагогики в стране и в Уральском регионе. Дан обзор методологических подходов. Рассмотрены вопросы терминологии. В частности, проанализированы такие

термины, как «дошкольный возраст», «дошкольная педагогика», «дошкольные учреждения».

Ключевые слова: история педагогики; методология педагогики; теория педагогики; дошкольное образование; педагогический процесс; детский сад; Башкирская АССР.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF PEDAGOGICAL AND HISTORICAL RESEARCH OF PRESCHOOL EDUCATION IN BASHKIRIA

Alekseeva V.V.

ORCID 0000-0002-3958-6227, M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University, Ufa, Russian Federation

The article describes the theoretical and methodological foundations of historical and pedagogical research in early childhood education in Bashkiria and the historiographie analysis of the investigated problem. The historiography is divided into three phases: pre-revolu-tionary, Soviet and modern stages of studying the history ofpre-school pedagogy issues in the country and in the Urals region. A review of methodological approaches is given. The questions of terminology are considered. In particular, terms such as "pre-school age ", "Preschool Pedagogy", "preschool" are analysed.

Keywords: history of pedagogy; methodology of pedagogy; pedagogical theory; early childhood education; educational process; kindergarten; Bashkiria.

Знание исторнко-педагогической дисциплины и дошкольной педагогики в настоящее время является очень необходимым педагогу, который хотел бы добиться профессионализма в своем деле. Опыт воспитателей прошлого столетия помогает глубже понимать процессы, происходящие сегодня в системе образования. Проблемы, с которыми в первой четверти XXI века сталкиваются молодые вос-

питатели дошкольных образовательных учреждений, уже были разработаны в теоретических размышлениях и практических работах педагогов XIX-XX веков. На основе вышесказанного приходит понимание необходимости в проведении исследования в сфере исто-рико-педагогического предмета.

В первую очередь необходимо определиться с теоретическими и методологическими основами, выявить логику анализа работы. Как отмечает Т.М. Аминов, в настоящее время в историко-педаго-гических исследованиях отмечается ряд проблем. Среди них можно выделить две основные проблемы: недостаточное количество таких исследований и качество проведенных исследований [3]. Он отмечает, что «среди проблем этого ряда хотелось бы обратить внимание на отсутствие системности в интерпретации педагогических явлений, исторические факты преподносятся эклектично, без должной аналитики, наслаиваются, иногда противоречат друг другу. Такая работа больше схожа с работой архивариуса, чем с исследованием историка педагогики» [3, с. 42-43].

На основе вышесказанного рассмотрим историографию исследования. Согласно изменениям в социокультурной, политической, экономической сферах жизни социума, историографию дошкольной педагогики возможно разделить на три периода: дореволюционный (до 1917 г.), советский (с 1917 г. по 1992 г.) и современный (с 1992 по настоящее время) периоды.

Дореволюционные исследователи, занимавшиеся вопросами истории, теории и практики образования и дошкольного воспитания былиП.Ф. Каптерев [15], E.H. Водовозова [10], A.C. Симонович [23] и др. К ученым, рассматривающим вопросы дошкольного образования на Урале относится Р. Фахретдинов [1] и другие.

Вопросами становления и развития истории образования в целом, и дошкольного в частности, в общероссийском масштабе занимались многие исследователи советского и современного периодов. Среди них были Л.И. Красногорская [18], И.В. Чувашев [27] и другие. К региональным исследователям советского периода, освещающим вопросы истории образования в Башкирии, относятся: Ф.Х. Му-

стафина [19], М.Н. Фахретдинова [26] и другие авторы. Их работы освещали отдельные проблемы школы и дошкольных учреждений республики.

Исследователями, разрабатывающие историко-педагогиче-ские проблемы, стали Б.М. Бим-Бад [8], М.В. Богуславский [14], Э.Д. Джуринский [11], С.Ф. Егоров [9], Г.Б. Корнетов [17], Л.Н. Литвин [13] и других исследователей. Достаточно продуктивным в формировании научного знания об истории образования дореволюционной и советской Башкирии является современный период. К региональным исследованиям этой группы ученых относятся работы Т.М. Аминова [4—5], Л.Я. Аминовой [6], В.В. Алексеевой [1], К.К. Тагирова [24] и других. В частности, Т.М. Аминовым исследована история становления и развития системы профессионального и мусульманского образования дореволюционного и современного Башкортостана. Им проведен историко-педагогический анализ деятельности учебных заведений всех типов [2]. В области истории образования Уральского региона большое внимание вызывают особенности становления и развития женского общего и профессионального образования рассматриваемые Л.Я. Аминовой. В её диссертационном исследовании «Генезис женского образования в Башкирии (вторая половина XIX - начало XX века) на основе большого массива архивных документов представлена развернутая характеристика процесса развития женского общего и профессионального образования в Башкирии [6].

Методологическую основу историко-педагогического исследования дошкольного образования составляют философские, общенаучные концепции в сфере образования. В данной работе применялся комплекс различных подходов, что позволило проанализировать наиболее важные компоненты дошкольного образования в регионе. Это системный, цивилизационный, культурологический, антропологический, личностно-ориентированный подход.

На философском уровне был рассмотрен системный подход и цивилизационный подход. Представителями системного подхода были такие ученые, как В.Г. Афанасьев, Ю.А. Конаржевский, Л.И. Нови-

кова, B.H. Садовский, Л.Ф. Спирин, Ю.П. Сокольников, Э.Г. Юдин и др. Основывая свое исследование на понимании современного педагогического процесса и его компонентов в их целостности, мы применяли системный подход. Данный подход позволил вычленить из массы фактологического материала необходимые данные для анализа и выводов исследования.

Представителями цивилизационного подхода стали Г.Б. Корнетов, М.А. Барг, Ю.Г. Волков и др. Образовательная система и его начальная ступень - дошкольная педагогика, являются важной частью общечеловеческой культуры и цивилизации. Благодаря просвещению в обществе стала возможна передача опыта, накопленного предыдущими поколениями. Через образование граждане страны с ранних лет жизни получают систему духовно-нравственных ценностей своего народа. Отметим, что Башкирская АССР, как крупный регион страны представляющий собой полиэтническую общность является своего рода локальной цивилизацией

На общенаучном уровне применен культурологический подход (З.И. Равкин, М.С. Каган, М.В. Богуславский, Г.И. Гайсина и др.). В рамках этого подхода образование в целом понимается как процесс овладения культурой. На дошкольном уровне детей с ранних лет начинают знакомить с различными видами культуры: культурой поведения, культурой речи, физической культурой, художественной культурой и др.

Представители антропологического подхода в педагогики (Б.М. Бим-Бад, P.M. Ассадуллин, Е.И. Исаев, B.C. Леднев, П.Ф. Кап-терев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.) считают, что этот подход позволяет учесть особенности человека начиная с раннего детства. Как пишет P.M. Асадуллин, в основании антропологического подхода «лежит особое видение природы человека, её структуры, законов внутреннего развития, принципов и способов восприятия и репрезентация действительности» [7, с. 11].

Представителями личностно-ориентированного подходя являются Е.В. Бондаревская, И.А. Цатурова, В.В. Сериков, В.И. Даниль-чук, A.B. Зеленцова, И.С. Якиманская и др. В рамках этого подхода

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ребенка понимают и воспринимают как личность. Данный подход развивался с 90-х годов XX века.

Концептуальным основанием данной работы послужили труды вышеупомянутого исследователя [3] о логике и структуре историко-педагогического исследования, построенного на основе современного понимания педагогического процесса. Согласно ему «педагогический процесс есть взаимодействие воспитателя с воспитанниками, каждый из которых «строит» взаимоотношения исходя из собственных потребностей и мотивов. Названный процесс основывается на закономерностях, действующих объективно...» [2, с. 33]. В концепции выделены компоненты, которые необходимо подвергать анализу в историко-педагогических исследованиях. Среди них, автор выделяет цели, задачи, содержание, методы, организационные формы, средства, результат и оценка целостного педагогического процесса.

Перейдем к рассмотрению методов историко-педагогического исследования, которые были применены в нашем исследовании на основе классификации методов, выделенных в труде вышеуказанного автора [2]. В работе применяли комплекс теоретических методов (анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация, классификация, экстраполяция, индуктивные и дедуктивные методы); Систему архивно-библиографических методов (археография, библиографирование, аннотирование, конспектирование, рецензирование, цитирование, тезирование, реферирование, составление плана); Комплекс терминологических методов (классификаторы, рубрикаторы и другие).

В процессе работы над вопросами теории дошкольного образования необходимо уточнить основные педагогические понятия, используемые в работе. Как сегодня современная педагогическая наука понимает термины дошкольный возраст», «дошкольная педагогика», «дошкольные учреждения» и как исторически развивался подход к данному определению в России на протяжении конца XIX, XX и начала XXI века? Г.Б. Корнетов отметил, что «В российской науке устоявшейся терминологии нет, и когда мы употребляем понятия «воспитание», «обучение», «формирование», каждый из нас вкла-

дывает в них свой смысл и свое понимание процесса, который им описывается...» [25, с. 47]. Далее он отмечает, что «Сложность не в содержательном определении понятия как такового, сложность во введении его в систему имеющихся научных понятий, определении его соотношения с другими научными категориями» [25, с. 47]. «... Если мы изучаем развитие образовательных институций, мы должны понимать, как осмысливались процессы образования, воспитания, обучения в конкретных образовательных системах» [25, с. 48].

В нашей статьей проанализирована научная литература и ряд источников: словари по педагогике, учебные пособия, монографии, диссертационные исследования. В период инициативы частных организации и отдельных лиц по организации детских учреждений, охватывающий период с XIX до первой четверти XX вв. в работах дореволюционных авторов было указано, что детские сады посещали дети от трех до семи - восьми лет. Так, например, в XIX в. коллектив авторов Симонович Я.М. и Симонович A.C. понимали дошкольное учреждение, как место, которое посещают дети от трех до семи лет [23, с. 10]. JI.K. Шлегер в указанный хронологический период писала, что её детские сад посещали дети от четырех до семи лет. М.Х. Свентицкая писала о детях, которые посещали детские сад с трех до семи лет включительно.

В период становления и развития государственной системы общественного воспитания, начиная с 1917 года, возраст детей, посещающих дошкольные учреждения в течение десятилетий, претерпевал изменения. В эти годы исследователь Н.Д. Виноградов разделил понятие «дошкольное детство» на два периода: раннее развитие ребенка (от рождения до трех лет) и, собственно, дошкольный возраст (с трех лет до момента посещения школы).

В настоящее время в педагогической науке отмечаются разные точки зрения в понятии «дошкольный возраст». У одних авторов (М.Х. Свентицкая, Л.К. Шлегер, А.Б. Залкинд, А.П. Усова, Е.С. Ра-паневич и другие), под дошкольным возрастом понимается период от трех до семи лет. У других авторов классификация более подробная (Б.М. Бим-Бад, в российской педагогической энциклопедии под

ред. В.В. Давыдова) выделяется преддошкольный возраст (3-5 лет) и дошкольный возраст (от 5 лет до поступления в школу).

Считаем необходимым отметить, что если в проблеме определения дошкольного возраста у исследователей отмечено разделение на ранний детский возраст и дошкольный возраст, то понятие «дошкольная педагогика» рассматривается шире. Одни авторы (Е.С. Рапацевич [20], Б.М. Бим-Бад [21], в российской педагогической энциклопедии под ред. В.В. Давыдова [22]) понимают под ней отрасль педагогики, разрабатывающая проблему обучения и воспитания детей до поступления их в школу. Другие (коллектив авторов В.И. Логинова, П.Г. Саморукова [12], коллектив авторов С.А. Козловой, Т.А. Куликовой [16]) под этим термином понимают педагогику, охватывающую задачи воспитания детей от рождения до поступления в школу. Третьи исследователи (С.Ф. Егоров [9]) отмечают, что в Российской империи под дошкольной педагогикой понимался большой период взросления детей до момента поступления в гимназию, то есть до 10-11 лет.

Термин «дошкольное учреждения» различными авторами (Е.С. Рапацевич [20], Б.М. Бим-Бад [21], в российской педагогической энциклопедии под ред. В.В. Давыдова [22]) понимается как учреждения для общественного воспитания детей с раннего до дошкольного возраста включительно. В нашей стране были представлены и функционируют в настоящее время различные типы дошкольных учреждений. Они были организованы в соответствии с различными требованиями общества и родителей к общественному воспитанию детей. Среди дошкольных учреждений, которые были организованы в России, выделяем государственные (детский сад, детский очаг, детские ясли, сезонная детская дошкольная площадка, ясли-сад, санаторный детский сад и другие) и частные (семейный детский сад, центры раннего развития ребенка, учреждения, работающие по различным отечественным и зарубежным системам: Вальдофский детский сад, система М. Мон-тессори, система раннего развития М. Ибука и множество других).

Таким образом, в статье обозначены теоретические основы и методологические подходы, концепции историко-педагогического

исследования. Обозначенные подходы позволили более детально изучить систему дошкольного образования региона. Были выявлены методы, которые позволили систематизировать, научно обосновать и провести историко-педагогического исследование дошкольного образования в крупном регионе страны - Республике Башкортостан.

Список литературы

1. Алексеева В.В. Взгляды Ризаитдина Фахретдинова на дошкольное образование: философско-педагогический аспект / Библиотека в контексте российской социокультурной истории: краеведческий аспект мат-лы всеросс. науч. конф. Уфа, 2016. С. 231-235.

2. Аминов Т.М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века - 1917 год. 2 изд., доп. и перераб. Уфа, 2012. 296 с.

3. Аминов Т.М. Теоретические и методологические основы историко-педагогического исследования // Педагогический журнал Башкортостана. 2007. № 2. С. 42-62.

4. Аминов Т.М. Организация педагогического процесса государственных педагогических учебных заведений Башкирии в конце XIX - начале XX века// Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2004. № 2. С. 57-75.

5. Аминов Т.М. Признаки профессионального образования II Искусство и образование. 2008. № 9. С. 44-48.

6. Аминова Л.Я. Становление и развитие женского образования в Башкирии. Вт. пол. XIX - нач. XX в. Уфа, 2011. 160 с.

7. Асадуллин P.M. Человек в зеркале образования. М.: Наука, 2013. 247 с.

8. Бим-Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. М.: УРАО, 2003. 271 с.

9. Введение в дошкольную педагогику / Под ред. С.Ф. Егорова. М.: Академия, 2001. С. 320 с.

10. Водовозова E.H. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста. 4-е изд. СПб, 1891.

11. Джуринский А.Н. Теория и методология истории педагогики и сравнительной педагогики. М.: Прометей, 2014. 130 с.

12. Дошкольная педагогика. Ч. 1. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Само-руковой. М.: Просвещение, 1988. 256 с.

13. История дошкольной педагогики / Под ред. Л.Н. Литвина. М.: Просвещение, 1989. 352 с.

14.История педагогики /Под ред. М.В. Богуславского. М.: Гардарики, 2007. 395 с.

15.Каптерев П.Ф. История русской педагогики изд. 2-е, Петроград, 1915. 746 с.

16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. 2-е изд. М.: ИЦ Академия, 2000. 416 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17.Корнетов Г. Б. История педагогики. М.: АСОУ, 2013. 460 с.

18. Красногорская Л.И. Очерки развития дошкольного воспитания. М.: Учпедгиз, 1938. 111 с.

19.Мустафина Ф.Х. Развитие всеобщего среднего образования в Башкирской АССР (1917-1978 гг.). Уфа, 1979. 192 с.

20.Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост.: Е.С. Ра-пацевич. Минск: Современное слово, 2005. 720 с.

21. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.

22. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: БРЭ, 1993. 608 с.

23.Симонович Я.М., Симонович A.C. Детский сад: Прошлое в настоящем. М.: ТЦ Сфера, 2014. 128 с.

24. Тагиров К.К. Образование в Башкортостане: историко-педагогиче-ский анализ. Уфа: Гилем, 2007. 312 с.

25.Уткин A.B. Стенограмма четвертого национального форума российских историков педагогики // Историко-педагогический журнал. 2016. №2. С. 41-53.

26. Фахретдинова М.Н. Очерки по истории развития детского дошкольного образования в БАССР (1917-1947).: дис. ... канд. пед. наук. Ленинград, 1952. 364 с.

27.Чувашев И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. М.: Учпедгиз, 1955. 370 с.