Научная статья на тему 'Теоретические и методологические основы исследования гуманитарного профессионального образования в Башкирской АССР в 1917 - 1941 годы'

Теоретические и методологические основы исследования гуманитарного профессионального образования в Башкирской АССР в 1917 - 1941 годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ГУМАНИТАРНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА / УРОВНИ / ПОДХОДЫ / ФУНКЦИИ / МЕТОДЫ / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH / HUMANITARIAN PROFESSIONAL EDUCATION / SYSTEM / LEVELS / APPROACHES / FUNCTIONS / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерёмина А. И.

Статья посвящена рассмотрению теоретических и методологических основ исследования гуманитарного профессионального образования в Башкирской АССР в 1917 1941 годы. Проанализированы и обобщены различные позиции авторов, рассматривавших отдельные направления (педагогическое, медицинское, экономическое, музыкально-художественное, юридическое, библиотечное, физкультурное) гуманитарного профессионального образования. Нами сформулировано и представлено целостное определение гуманитарного профессионального образования, системы гуманитарного профессионального образования. В целях познания, осмысления и целостного рассмотрения историко-педагогического исследования применены и охарактеризованы уровни (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический, рефлексивный), подходы (цивилизационный, системный, культурологический, аксиологический), функции (научно-теоретическая, конструктивно-техническая, прогностическая) и методы (теоретические, эмпирические, архивно-библиогрфические, терминологические).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR HUMANITARIAN RESEARCH OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE BASHKIR ASSR IN 1917 - 1941

The article focuses on theoretical and methodological foundations for humanitarian research of professional education in the Bashkir ASSR in 1917 1941. Various positions of the authors considering particular directions (pedagogical, medical, economic, musical and artistic, juridical, library, physical culture) of humanitarian professional education were analyzed and generalized. An integral definition of humanitarian professional education and the system of humanitarian professional education was formulated and presented. For the purpose of cognition, comprehension and integral consideration of historical and pedagogical research philosophical, general and concrete scientific, technological, reflexive levels, civilizational, system, cultural, axiological approaches, scientific-theoretical, constructive-technical, prognostic functions and theoretical, empirical, archival bibliographic, terminological methods were applied and characterized.

Текст научной работы на тему «Теоретические и методологические основы исследования гуманитарного профессионального образования в Башкирской АССР в 1917 - 1941 годы»

УДК 377 (470.57)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКИРСКОЙ АССР В 1917 - 1941 ГОДЫ

А.И. Ерёмина

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению теоретических и методологических основ исследования гуманитарного профессионального образования в Башкирской АССР в 1917 - 1941 годы. Проанализированы и обобщены различные позиции авторов, рассматривавших отдельные направления (педагогическое, медицинское, экономическое, музыкально-художественное, юридическое, библиотечное, физкультурное) гуманитарного профессионального образования. Нами сформулировано и представлено целостное определение гуманитарного профессионального образования, системы гуманитарного профессионального образования. В целях познания, осмысления и целостного рассмотрения историко-педагогического исследования применены и охарактеризованы уровни (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический, рефлексивный), подходы (цивилизационный, системный, культурологический, аксиологический), функции (научно -теоретическая, конструктивно-техническая, прогностическая) и методы (теоретические, эмпирические, архивно-библиогрфические, терминологические).

Ключевые слова: историко-педагогическое исследование, гуманитарное профессиональное образование, система, уровни, подходы, функции, методы.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS

FOR HUMANITARIAN RESEARCH OF PROFESSIONAL

EDUCATION IN THE BASHKIR ASSR IN 1917 - 1941

A. Eryomina

Abstract. The article focuses on theoretical and methodological foundations for humanitarian research of professional education in the Bashkir ASSR in 1917 - 1941. Various positions of the authors considering particular directions (pedagogical, medical, economic, musical and artistic, juridical, library, physical culture) of humanitarian professional education were analyzed and generalized. An integral definition of humanitarian professional education and the system of humanitarian professional education was formulated and presented. For the purpose of cognition, comprehension and integral consideration of historical and pedagogical research philosophical, general and concrete scientific, technological, reflexive levels, civilizational, system, cultural, axiological approaches, scientific-theoretical, constructive-technical, prognostic functions and theoretical, empirical, archival bibliographic, terminological methods were applied and characterized.

Keywords: historical and pedagogical research, humanitarian professional education, system, levels, approaches, functions, methods.

Сегодня, в связи с быстро меняющимися социально-экономическими, политическими процессами в системе профессионального образования, большое внимание стало уделяться рассмотрению целей и задач содержания образования, образовательных программ, стандартов. Эти преобразования, в свою очередь, обусловили появление новых требований к подготовке специалистов, которые были бы наделены не только определёнными компетенциями, но и были «гибкими», умеющими осваивать новые программы и технологии. В связи с этим, возникает необходимость в теоретико-методологическом изучении процесса развития гуманитарного профессионального образования, применяя новые подходы, методы, принципы, функции для того, чтобы понять и переосмыслить явления, процессы, тенденции, а также определить

дальнейшие перспективы развития

профессиональной школы.

Теоретические и методологические основы гуманитарного профессионального образования в историко-педагогической науке разрабатывались многими учеными как в общероссийском, так и региональном масштабе. Данные проблемы освещены в работах Т.М. Аминова, И.Г. Беляевой, М.Ц. Гончиковой, Ю.С. Ташловой, ХШ. Тенчуриной, Р.А. Хужина, М.Б. Чернецова и др. [ 1 ;2;7; 10;21 -24].

Так, например, М.Ц. Гончикова и Х.Ш. Тенчурина рассматривают музыкальное и педагогическое образование с точки зрения системного подхода. По мнению М.Ц. Гончиковой, «профессиональное музыкальное образование - является составной частью системы художественного образования, включающее эстетическое воспитание и художественное образование» [10, с.25]. Исходя

из определения, профессиональное музыкальное образование является частью художественного образования.

Такие исследователи, как Ю.С. Ташлова, Р.А. Хужин, М.Б. Чернецов, рассматривают гуманитарное профессиональное образование с точки зрения личностно-ориентированного подхода. Так, М.Б. Чернецов определяет экономическое образование как «процесс воспитания и обучения, протекающий в высших учебных заведениях, по подготовке специалистов по разным направлениям экономической работы в народном хозяйстве на базе среднего полного общего, среднего профессионального образования» [24, с.20]. Он рассматривает экономическое образование как процесс воспитания и обучения, направленный на подготовку специалистов в обозначенной сфере деятельности.

Также разные направления гуманитарного профессионального образования (педагогическое, медицинское, экономическое, музыкально-художественное, юридическое, библиотечное, физкультурное) рассматриваются во многих словарях и энциклопедиях. Например, в «Педагогическом энциклопедическом словаре»

[18], «Словаре по образованию и педагогике»

[19], «Башкирской энциклопедии» [6]. Характеризуя данные определения, можно сказать, что все они направлены на подготовку специалистов в определённой области деятельности.

Несмотря на вышесказанное, в работах нет целостного определения «гуманитарное профессиональное образование». Опираясь на исследования вышеназванных авторов, мы сформулировали авторское определение. На наш взгляд, гуманитарное профессиональное образование как одно из направлений системы профессионального образования, представляет процесс трудовой социализации личности начального, среднего, высшего уровня, направленный на овладение конкретной специальностью, а также развитие и совершенствование профессионально-личностных качеств специалистов в гуманитарной области деятельности.

В педагогической науке часто используется понятие «система образования», «система учебных заведений», «система

профессионального образования». По мнению И.Г. Беляевой «система художественного образования - исторически сложившаяся сеть различных по замыслу, типам и организационным формам художественных образовательных учреждений» [7, с.6]. Акцент

сделан на сети различных художественных учреждений.

В работе Т.М. Аминова «История профессионального образования в Башкирии начало XVII века - до 1917 года» «система педагогического образования» рассматривается как «совокупность взаимосвязанных учреждений (учебные и научные заведения, органы их управления), по подготовке и переподготовке педагогических кадров для учебно-воспитательных учреждений, общеобразовательных, трудовых, политехнических школ, а также профессионально-технических и специальных учебных заведений, деятельность которых основана на регулируемой материальной и нормативно-правовой базе. В понятие «система педагогического образования» включается совокупность педагогически адаптированных общетеоретических и специальных знаний и практических педагогических навыков, способствующих развитию творческого и профессионального мышления, позволяющих получившим педагогическое образование вести учебно-воспитательную работу в учебных заведениях и учебно-воспитательных учреждениях в соответствии с полученной специальностью» [1, с.82]. В отличие от предыдущего определения, автор расширил содержание данного понятия. Так, система педагогического образования

рассматривается не только как совокупность учреждений и органов управления, но, и как совокупность специальных знаний, практических навыков, способствующих творческому и профессиональному развитию личности. Поскольку данное определение более содержательно, мы взяли его за основу нашего исследования.

Осмысление историко-педагогических

проблем гуманитарного профессионального образования возможно на следующих уровнях: философском, общенаучном, конкретно-научном, технологическом, рефлексивном.

Так, философский уровень в процессе познания предполагает вскрытие общих закономерностей развития изучаемого феномена. Также рассматриваемый уровень способствует развитию научного мышления, в ходе которого осуществляется постановка проблем, поиск новых подходов, методов, накопление, отбор, обработка материалов по проблеме исследования. Исходя из этого, на данном уровне в работе применен цивилизационный подход.

Значительный вклад в развитие рассматриваемого подхода внесли: М.А. Барг, Л.С. Васильев, Г.Б. Корнетов и др. [9;13]. Основываясь на данном подходе, можно изучить историческое развитие системы гуманитарного профессионального образования с 1917 по 1941 годы, возникновение

его теории и практики, эволюцию целей, структуры и управления системой, содержания, форм, методов педагогического процесса. С точки зрения данного подхода, гуманитарное профессиональное образование выступает важной частью общечеловеческой культуры и цивилизации в целом.

Общенаучный уровень предполагает формирование целостного представления о проблеме исследования, а также раскрытие проблемы с помощью объяснений, суждений, теорий и понятий. На данном уровне применен системный (комплексный) подход.

Представители обозначенного подхода В.Г. Афанасьев, Э.Г. Юдин и др. [5;25] предполагают рассмотрение объектов (компонентов) в целостности, структурности, иерархичности, взаимосвязи и движении. Исходя из этого, можно осуществить всестороннее изучение

компонентов, а также рассмотреть в целостности гуманитарное профессиональное образование как сложный социальный организм (сеть учебных заведений, цели, задачи, содержание и методы, органы управления). Также, применяя данный подход, можно проследить развитие связи гуманитарного профессионального образования в регионе и в России.

Конкретно-научный уровень предполагает «совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине» [20, с.89]. Так, на данном уровне нами применен культурологический и аксиологический подходы. Представители культурологического подхода В.Л. Бенин, Л.Н. Коган, В.М. Межуев и др. [8;12;16] рассматривают образование как культурное явление. Благодаря образованию, человечество из поколения в поколение занималось передачей социального опыта, в связи с этим, происходило накопление знаний, духовно-нравственных ценностей, норм. Гуманитарное профессиональное образование направлено на сохранение и дальнейшее развитие культурных ценностей, которые помогают обрести личностный смысл в жизни каждого человека.

Следующий подход, который также рассматривается на конкретно-научном уровне, является аксиологический подход. Обозначенный подход освещается в работах Н.П. Медведева, В.П. Тугаринова и др. [22;20]. С точки зрения аксиологического подхода, гуманитарное профессиональное образование рассматривается как общечеловеческая ценность. Образование является неотъемлемым правом личности, которое закреплено в «Декларации прав человека». Таким образом, гуманитарное

профессиональное образование имеет гуманистический характер, целью которого является гармонично развитая личность.

Технологический уровень предполагает решение практических задач воспитания, обучения, развития личности учащихся, а также проецирование или конструирование

образовательного процесса на область практической действительности. В историко-педагогической науке данный уровень раскрывается во многих теориях и концепциях. Так, например, технологический уровень раскрывается через теорию целостного педагогического процесса Ю.К. Бабанского [20, с.446], В С. Ильина [20, с.446], В.А. Сластенина [20, с.446], концепцию процесса обучения В.В. Краевского [15, с.125], концепцию о логике и структуре историко-педагогического исследования на основе современного понимания целостного педагогического процесса Т.М. Аминова [1, с.32]. Исходя из вышеперечисленных теорий и концепций на данном уровне, в нашем исследовании применена концепция Т.М. Аминова о логике и структуре историко-педагогического исследования на основе современного понимания целостного педагогического процесса.

Согласно концепции, «педагогический процесс есть взаимодействие воспитателя с воспитанниками, каждый из которых «строит» взаимоотношения исходя из собственных потребностей и мотивов. Названный процесс основывается на закономерностях, действующих объективно, независимо от того, известны они педагогу или нет. Из закономерностей, причем не только педагогических, но и социальных, философских, психологических и других, выводятся принципы, или основополагающие правила, требования, предъявляемые к организации педагогического процесса» [1, с.31-33]. В концепции выделены компоненты (цели, задачи, содержание, методы, организационные формы, средства, результат и оценка целостного педагогического процесса), которые необходимо анализировать в историко-педагогических исследованиях. Данные компоненты легли в основу анализа системы гуманитарного профессионального образования, что позволило структурировать исследование.

Рефлексивный уровень, по мнению В. В. Краевского предполагает «умение анализировать собственную научную деятельность, способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования» [14, с.17]. Как видим, рефлексивный уровень

направлен не на усвоение готового знания исследователем, а на его творческий поиск, развитие самостоятельных навыков. Помимо этого, он предполагает взаимодействие научной теории и практики с целью дальнейшего корректирования. Таким образом, все рассмотренные нами методологические уровни и подходы находятся в соподчинении и взаимодействии друг с другом, образуя сложную систему.

Историко-педагогическое исследование, являясь частью педагогической науки, выполняет те же функции, что и педагогика. На сегодняшний день, в педагогической науке можно выделить большое количество различных функций, суть которых принципиально не различается. Различного рода функции рассматриваются в работах В.А. Сластёнина, П.И. Пидкасистого, Г.М. Коджаспировой [11;17;20]. Так, например, Г.М. Коджаспирова выделяет три функции: научно-теоретическую, конструктивно-

техническую и прогностическую [11, с.26]. Данный подход как наиболее содержательный нашел отражение в нашем исследовании.

Научно-теоретическая функция проявляется в описании, объяснении становления и развития гуманитарного профессионального образования. Обозначены и раскрыты основные тенденции, особенности, выявлены этапы развития системы гуманитарного профессионального образования, а также её положительный педагогический опыт и отрицательные стороны.

Конструктивно-техническая функция

проявляется при внедрении результатов историко-педагогического исследования в практику. По мнению В.В. Анисимова, данная функция «переводит теоретические проектные положения в плоскость реальных образовательных конструкций, которые воплощаются на практике» [4, с.27]. Так, на основе вышеназванной концепции Т.М. Аминова, нами были проанализированы компоненты системы гуманитарного профессионального образования, что позволило структурировать исследование.

Прогностическая функция «заключается в том, что, оперативно и гибко отражая новые

социальные тенденции, педагогические явления и педагогические разработки, реализуясь в непосредственном устремлении в будущее, она дает возможность для выявления новых закономерностей, выработки более совершенных концепций, идей, подходов в области обучения и воспитания, теории и истории педагогики» [3, с.65]. Рассматриваемая функция проявляется в прогнозировании и предвидении развития гуманитарного профессионального образования.

В работе использовался комплекс теоретических (анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация, обобщение, сопоставление, экстраполяция, индуктивные и дедуктивные методы); эмпирических (анализ документации учебного процесса); архивно-библиографических (библиографирование,

аннотирование, конспектирование,

рецензирование, цитирование, тезирование, составление плана) и терминологических методов (классификаторы, рубрикаторы и др.). Так, были изучены и проанализированы архивные материалы, историографическая и педагогическая литература. Раскрыты такие понятия, как гуманитарное профессиональное образование, система гуманитарного профессионального образования, подход, метод. Применение обозначенных методов позволило представить целостную картину о развитии гуманитарного профессионального образования в

рассматриваемый период.

Таким образом, применение различных концептуальных подходов, методов позволит избежать одномерного, линейного рассмотрения историко-педагогических фактов и их толкования. Дополняя друг друга, они дают возможность целостно рассмотреть историко-педагогическое исследование. Обращение к теоретическим и методологическим основам гуманитарного профессионального образования советской Башкирии будет способствовать более полному, глубокому пониманию и выявлению тенденций, особенностей развития края, позволит критически осмыслить и заимствовать положительный опыт прошлого для дальнейшего развития и совершенствования современной системы профессионального образования.

Литература:

1. Аминов Т.М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века - до 1917 года / Т.М. Аминов. - М.: Наука, 2006.

2. Аминов Т.М. Теоретические и методологические основы историко-педагогического исследования / Т.М. Аминов // Педагогический журнал Башкортостана. - 2007. - № 2(9). - С. 42-62.

3. Амирова Л.А. Соискателю о прогностической функции педагогического диссертационного исследования / Л.А. Амирова, А.Ф. Амиров // Педагогический журнал Башкортостана. - 2013. - № 5(48). - С. 64-71.

4. Анисимов В.В. Развитие теории и практики начального профессионального образования в России:

дисс ... д-ра пед. наук / В.В. Анисимов. - М., 2000. -385 с.

5. Афанасьев В.Г. Системность и общество / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1980. - 368 с.

6. Башкирская энциклопедия; под ред. М.А. Ильгамова: в 7 т. - Уфа: Научн. изд-во «Башкирская энциклопедия». - 2009. - Т. 1. - 624 с.

7. Беляева И.Г. Развитие среднего специального художественного образования в России во второй трети XIX - начале XX веков.: дисс. ... канд. пед. наук / И.Г. Беляева. - Смоленск, 2012. - 202 с.

8. Бенин В.Л. Педагогическая культурология: курс лекций / В.Л. Бенин. - Уфа, 2004. - 515 с.

9. Васильев Л.С. Всемирно-исторический процесс: концептуальный анализ / Л.С. Васильев // Преподавание истории в школе. - 1993. - № 3. - С. 2-7.

10. Гончикова М.Ц. История становления и развития системы профессионального музыкального образования в Республике Бурятия (1923-1991 гг.): дисс. . канд. ист. наук / М.Ц. Гончикова. - Улан-Удэ, 2011. - 187 с.

11. Коджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. - М.: Кнорус, 2010. - 744 с.

12. Коган Л.Н. Социология культуры / Л.Н. Коган. - Екатеринбург, 1992. - 119 с.

13. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход / Г.Б. Корнетов // Педагогика. - 1995. - № 3. - С. 23-29.

14. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - 2-е изд., стер. - М.: Издат. центр «Академия», 2008. - 400 с.

15. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 352 с.

16. Межуев В.М. Размышления о культуре и культурологии: культурология в контексте современного гуманитарного знания / В.М. Межуев // Культурологический журнал. - 2010. - № 2. - С. 1-6.

17. Педагогика: учеб. пос. для студ. педаг. вузов и педаг. колледжей; под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 576 с.

18. Педагогический энциклопедический словарь; гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

19. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.

20. Сластёнин В.А. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М., 2002. - 576 с.

21. Ташлова Ю.С. Педагогические детерминанты модернизации высшего юридического образования в России первой трети XX века: дисс. ... канд. пед. наук / Ю.С. Ташлова. - Тверь, 2012. - 167 с.

22. Тенчурина Х.Ш. Становление и развитие профессионально-педагогического образования (последняя треть XIX - начало 90-х годов XX века): дисс. ... д-ра пед. наук / Х.Ш. Тенчурина. - М., 2002. -449 с.

23. Хужин Р.А. Становление и развитие высшего физкультурного образования в России во второй половине XIX - начале XXI веков: дисс. . канд. пед. наук / Р.А. Хужин. - Уфа, 2008. - 209 с.

24. Чернецов М.Б. Становление и развитие экономического образования в высшей школе России XIX- начала XX века: дисс. ... канд. пед. наук / М.Б. Чернецов. - Пенза, 2006. - 257 с.

25. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э.Г. Юдин. - М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 444 с.

Сведения об авторе:

Ерёмина Анастасия Игоревна (г. Уфа, Россия), аспирант кафедры педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, e-mail: [email protected]

Data about the author:

A. Eryomina (Ufa, Russia), post-graduate student at the pedagogy department of the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.