Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международная конкурентоспособность / мировая торговля / показатели развитости стран / экономическая школа / методологическая база. / international competitiveness / world trade / indicators of the development of countries / economic school / methodological base.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишура Д.Е.

Как известно, традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений в современных условиях является внешняя торговля. Данная форма международных экономических отношений объединяет государства в общую международную экономическую систему – мировую экономику и глобальный рынок. На сегодняшний день активное участие страны в международной торговле связано со многими важными преимуществами такими, как более эффективное использование ресурсов, имеющихся в стране, участие в мировых достижениях в области науки и техники, более быстрая реструктуризация экономики страны. Таким образом, в статье охарактеризована роль участия страны в международной торговле для формирования и развития ее конкурентоспособности. Международная торговля включает в себя множество различных показателей, которые характеризуют международную торговлю с различных сторон. Самые первые понятия о международной торговле развивались в научных школах экономической теории и в их теориях. Таким образом, в данной статье проводится методологический анализ существующих концепций международной торговли, тесно связанных с развитием понятия конкурентоспособности. Представлено глубокое теоретическое исследование понятий конкурентоспособности в мировой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE STUDY OF COMPETITIVENESS IN INTERNATIONAL TRADE

As it is known, the traditional and most developed form of international economic relations in modern conditions is foreign trade. This form of international economic relations unites states into a common international economic system – the world economy and the global market. Today, the country's active participation in international trade is associated with many important advantages, such as more efficient use of resources available in the country, participation in world achievements in science and technology, faster restructuring of the country's economy. Thus, the article describes the role of a country's participation in international trade for the formation and development of its competitiveness. International trade includes many different indicators that characterize international trade from different sides. The very first concepts of international trade were developed in scientific schools of economic theory and in their theories. Thus, this article provides a methodological analysis of existing concepts of international trade, closely related to the development of the concept of competitiveness. A deep theoretical study of the concepts of competitiveness in the world economy is presented.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ»

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

Мишура Д.Е.

Ростовский государственный экономический университет,

г. Ростов-на-Дону

Аннотация. Как известно, традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений в современных условиях является внешняя торговля. Данная форма международных экономических отношений объединяет государства в общую международную экономическую систему -мировую экономику и глобальный рынок.

На сегодняшний день активное участие страны в международной торговле связано со многими важными преимуществами такими, как более эффективное использование ресурсов, имеющихся в стране, участие в мировых достижениях в области науки и техники, более быстрая реструктуризация экономики страны. Таким образом, в статье охарактеризована роль участия страны в международной торговле для формирования и развития ее конкурентоспособности.

Международная торговля включает в себя множество различных показателей, которые характеризуют международную торговлю с различных сторон. Самые первые понятия о международной торговле развивались в научных школах экономической теории и в их теориях.

Таким образом, в данной статье проводится методологический анализ существующих концепций международной торговли, тесно связанных с развитием понятия конкурентоспособности. Представлено глубокое теоретическое исследование понятий конкурентоспособности в мировой

1

Ссылка для цитирования: Мишура Д.Е. Теоретико-методологические основы исследования конкурентоспособности в международной торговле [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/194-teoretiko-metodologicheskie-osnovy-issledovaniya-konkurentosposobnosti-v-mezhdunarodnoj-torgovle

экономике.

Ключевые слова: международная конкурентоспособность; мировая торговля; показатели развитости стран; экономическая школа; методологическая база.

Первой школой в истории развития экономической мысли является меркантилизм. Данное направление существовало в конце XV - начале XVII вв. Меркантилизм, в свою очередь, подразделялся на ранний и поздний меркантилизм.

Ранний меркантилизм развивался в период конец XV - середина XVI вв. Его представителями являются У. Стаффорд (W. Stafford), Г. Де Сантис (G. De Santis), Г. Скаруффи (C. Skaruffi). В учении раннего меркантилизма деньги выполняли только функцию средства накопления, то есть устанавливался запрет на вывоз золота и серебра за границу [1, 2, 3].

Ранние меркантилисты считали, что главной задачей государства является накопление золота, так как раньше золото отождествлялось с богатством, в связи с этим представители данного направления утверждали, что государство должно как можно больше товаров продавать на внешнем рынке и как можно меньше покупать.

Поздний меркантилизм начал свое развитие в период со второй половины XVI века до начала XVII века. Представителями данного направления являются Т. Ман (T. Mun), А. Серра (Antonio Serra), А. де Монкретьен (Antoine Montchrestien de Watteville) [4].

Поздние меркантилисты создали теорию торгового баланса, который обеспечивался при помощи активной внешней торговли. Богатство у представителей данной школы отождествлялось с избытком товаров, который в

2

Ссылка для цитирования: Мишура Д.Е. Теоретико-методологические основы исследования конкурентоспособности в международной торговле [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/194-teoretiko-metodologicheskie-osnovy-issledovaniya-konkurentosposobnosti-v-mezhdunarodnoj-torgovle

дальнейшем на внешнем рынке превращался в деньги. Под избытком поздние меркантилисты понимали разницу между стоимостью вывезенных из страны товаров и ввезенных в страну.

Данная разница обеспечивалась двумя способами: должен был производиться вывоз исключительно готовых изделий, так как, продавая готовую продукцию, можно получить больше денег, чем от продажи сырья, также нельзя было ввозить в страну предметы роскоши; наличие посреднической торговли, в связи, с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом действовал принцип: в одной стране покупать дешевле, в другой продавать дороже.

Для обеспечения в стране активного торгового баланса, государство вводило пошлины на иностранные товары, ограничивая таким способом импорт, и поощряло экспорт, платя премии за организацию производства товаров, которые имели высокий спрос на внешнем рынке.

Во второй половине XVIII века возникла классическая школа политической экономии. Основателями школы являются А. Смит (A. Smith), Д. Рикардо (D. Ricardo). Представители — это Ж.-Б. Сэй (Jean-Baptiste Say), Дж. Ст. Милль (J. St. Mill), Т. Мальтус (T. Malthus), К. Маркс (K. Marx), до разработки марксизма [5, 6] результаты учения данной школы признают революционными, так как они актуальны и на сегодняшний день.

Во времена перехода к крупному машинному производству ведущих стран А. Смитом был поднят вопрос о рациональной международной торговле. В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая посвящена критике меркантилизма, он предположил, что кроме продажи товаров на внешнем рынке, для государства может быть выгодна также и их покупка. Также автор предпринял попытку, определить какие товары выгоднее

3

Ссылка для цитирования: Мишура Д.Е. Теоретико-методологические основы исследования конкурентоспособности в международной торговле [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/194-teoretiko-metodologicheskie-osnovy-issledovaniya-konkurentosposobnosti-v-mezhdunarodnoj-torgovle

импортировать, а какие товары лучше отправлять на экспорт.

Данный подход получил название - теория абсолютных преимуществ. Ее суть состоит в том, что стране необходимо определить в производстве какого товара у нее имеются абсолютные преимущества и далее стране необходимо специализироваться на производстве именно этих товаров для получения большей выгоды.

В своей теории А. Смит показал, что страны заинтересованы в развитии международной торговли, так как у них появляется возможность выиграть независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами.

Главной заслугой Д. Рикардо является то, что он сформулировал теорию сравнительных преимуществ. В ней автор так же, как и Смит доказал взаимовыгодность ведения международной торговли. В своей теории Риккардо показал, что несоблюдение принципа А. Смита, то есть отсутствие у страны абсолютных преимуществ в производстве каких-либо товаров, не является препятствием для ведения взаимовыгодной торговли.

Другими словами, Д. Рикардо считал, что, при условии, если у разных стран есть сравнительные преимущества в производстве разных товаров, то между этими странами международная торговля будет взаимовыгодна.

Научная школа институционализма возникла в первой половине XX века. Основными представителями данного направления являются: Т. Веблен (T. Veblen), У. Митчелл (W. Mitchell), Дж. Коммонс (J. Commons), Дж. Гэлбрейт (J. Galbraith) [7].

В учениях данной школы основная роль принадлежит институтам, которые также, по мнению представителей данного направления, выступают на рынке международной торговли.

4

Ссылка для цитирования: Мишура Д.Е. Теоретико-методологические основы исследования конкурентоспособности в международной торговле [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/194-teoretiko-metodologicheskie-osnovy-issledovaniya-konkurentosposobnosti-v-mezhdunarodnoj-torgovle

Теории общественного выбора, международной интеграции и новой теории международной торговли, по мнению представителей школы институционализма, основаны на прогнозах. Они предполагают, что экономика влияет на политический выбор страны. Развитие экономики основано на технологическом прогрессе, что способствует минимизации транзакционных издержек в системе распределения товаров и развитию региональных рынков.

В 30-х гг. XX века шведские экономисты Эли Хекшер (Eli Filip Heckscher) и Бертиль Олин (Bertil Gotthard Ohlin) сформулировали теорию Хекшера-Олина. Определенный вклад в развитие данной теории внес и американский экономист П. Самуэльсон (P. Samuelson) [8].

Сущность данной теории состоит в том, что страна экспортирует те товары, на производство которых она использует в основном избыточный фактор. Авторы выделяют три основных фактора: труд, капитал и земля. Но теория Хекшера-Олина является двухфакторной, так как в ней сравниваются только два фактора из трех. Из этого следует, что одни товары являются трудоемкими, а другие - капиталоемкими. Различные страны в разной степени наделены трудом и капиталом. Поэтому в стране, где рабочая сила в изобилии, а капитал недостаточен, рабочая сила будет относительно дешевой, а капитал дорогим, и наоборот. Каждая из этих стран будет экспортировать относительно более дешевую продукцию для производства, в большей степени используя "дешевый фактор производства".

Таким образом, в различных школах экономической теории уже доказывалась выгодность ведения международной торговли для стран. Каждая школа определяла свои условия для успешной внешней торговли.

Ключевым понятием на сегодняшний день в современном мире является

5

Ссылка для цитирования: Мишура Д.Е. Теоретико-методологические основы исследования конкурентоспособности в международной торговле [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/194-teoretiko-metodologicheskie-osnovy-issledovaniya-konkurentosposobnosti-v-mezhdunarodnoj-torgovle

конкурентоспособность, так как именно она является показателем развитости стран. Однако на сегодняшний день экономическая наука не имеет общепринятой трактовки понятия «конкурентоспособность».

Конкурентоспособность обычно понимается, как противостояние субъектов на рынке товаров и услуг. ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) понимает под конкурентоспособностью наличие у компаний, отраслей, регионов и наций способности обеспечить сравнительно высокий доход и уровень заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.

Давая определение понятию «конкурентоспособность», большинство авторов опираются на термин «конкуренция», определяя его как экономическое соревнование.

Например, М. Портер (M. Porter) под конкурентоспособностью понимает свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений [9].

М. Гельвановский говорит, что в самом общем смысле конкурентоспособность - это обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования [10].

Впервые наиболее полные теоретические представления о причинах конкуренции были в работах экономистов классической школы.

Так, например, А. Смит утверждал, что « конкуренция - это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущностью которого является борьба конкурентов за относительные преимущества».

А. Смит выделял пять главных условий конкуренции: конкуренты должны

6

Ссылка для цитирования: Мишура Д.Е. Теоретико-методологические основы исследования конкурентоспособности в международной торговле [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/194-teoretiko-metodologicheskie-osnovy-issledovaniya-konkurentosposobnosti-v-mezhdunarodnoj-torgovle

производить свои действия независимо друг от друга; число конкурентов (потенциальных или уже имеющихся) должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные подходы; экономические субъекты должны обладать достаточным количеством знаний о рыночных возможностях; должна быть свобода действия в соответствии с этими знаниями; необходимо достаточно времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев [11].

Нужно также принять во внимание тот факт, что А. Смит первым определил конкуренцию как эффективное средство регулирования.

Дж. Стюарт Милль (J. Stuart Mill) определял конкуренцию, как единственный регулятор цен, ренты и заработной платы, в связи с этим Дж. Стюарт Милль утверждал, что конкуренция является законом, устанавливающим правила этого регулирования [12].

Заслуга данного ученого заключается в том, что он разработал понятие «экономия на масштабах», разработал уравнение международного спроса, выделил «не конкурирующие группы на рынке», дал тройственную классификацию ценовой эластичности спроса, также разработал понятие «альтернативные издержки».

Одним из важнейших представителей неоклассической школы является А. Маршалл (A. Marshall). Он изучал рынок с позиций совершенной конкуренции, которая, в свою очередь, предполагает свободный доступ покупателей и продавцов и отсутствие решающего влияния участников рынка на его динамику (уровень цен).

В классической модели, которая получила название «Крест Маршалла», обоснован процесс автоматического установления равновесия на рынке с

7

Ссылка для цитирования: Мишура Д.Е. Теоретико-методологические основы исследования конкурентоспособности в международной торговле [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/194-teoretiko-metodologicheskie-osnovy-issledovaniya-konkurentosposobnosti-v-mezhdunarodnoj-torgovle

помощью совершенной (чистой конкуренции) и действия законов предельной полезности.

Кроме того, А. Маршалл сформулировал концепцию равновесной цены, которая является результатом конкурентной борьбы субъектов рынка, трактовал конкуренцию с поведенческих позиций и связывал её с борьбой за редкие экономические блага, в результате которой достигается оптимальное разделение труда и обеспечивается эффективность экономики.

К современным теориям конкурентоспособности относятся идеи М. Портера. В 1990 г. была разработана теория конкурентных преимуществ профессором Гарвардского университета М. Портером.

М. Портер описывал конкурентоспособность страны с помощью «ромба конкурентоспособности». В основе данной теории лежат четыре наиболее существенных фактора, которые можно представить в виде ромба (национального ромба, как называл его автор) и которые являются детерминантами конкурентных преимуществ. Страна имеет конкурентное преимущество только тогда, когда у нее есть не один, а все элементы ромба. К основным детерминантам конкурентных преимуществ относятся следующие: условия для факторов; условия для спроса; взаимосвязанные и поддерживающие отрасли; формирование фирменной стратегии и соперничества.

Факторные условия - наделенность страны (фирмы) следующими факторами производства: человеческие ресурсы, физические ресурсы, инфраструктура, ресурс знаний, денежные ресурсы.

Условия спроса определяются тремя составляющими: структура внутреннего спроса, величина и характер роста внутреннего спроса, интернационализация спроса.

8

Ссылка для цитирования: Мишура Д.Е. Теоретико-методологические основы исследования конкурентоспособности в международной торговле [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/194-teoretiko-metodologicheskie-osnovy-issledovaniya-konkurentosposobnosti-v-mezhdunarodnoj-torgovle

Поддерживающие отрасли - это отрасли-поставщики, имеющие связи с производителями при поставке комплектующих изделий, полуфабрикатов и т.д.

Взаимосвязанные отрасли - это отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими технологиями (например, производство фотоаппаратов и пленок, производство компьютеров и программного обеспечения).

Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты подразумевают наличие мотивации и эффективной структуры, делает возможным создание и удержание конкурентного преимущества.

Стратегия фирмы оживляет, реализует все предшествующие компоненты. Насколько рационально управление фирмой, настолько структура фирмы соответствует национальному менталитету.

Еще одна современная теория конкурентоспособности была разработана американским экономистом П. Кругманом Krugman). Взгляды П. Кругмана по поводу конкурентоспособности страны основаны на классической теории Д. Рикардо (теория сравнительных преимуществ, прежде всего) и ее поздних неоклассических расширениях, осуществленных в рамках традиционных для данного теоретического направления предпосылок модели совершенной конкуренции и общего равновесия [13].

Эта концепция заключается в том, что конкурентоспособность страны зависит от относительной производительности факторов, что, в свою очередь, влияет на состояние торгового баланса, обменного курса и, соответственно, влияет на благосостояние страны, все это отражает состояние национальной экономики, а это система саморегулируемая. В условиях развитой экономики и

9

Ссылка для цитирования: Мишура Д.Е. Теоретико-методологические основы исследования конкурентоспособности в международной торговле [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/194-teoretiko-metodologicheskie-osnovy-issledovaniya-konkurentosposobnosti-v-mezhdunarodnoj-torgovle

фиксированного валютного курса, государство может регулировать национальную валюту, девальвация которой способна выровнять дефицит баланса, но это одновременно приведет к инфляции и в долгосрочном периоде обернется нулевым результатом. Поэтому, по мнению П. Кругмана, конкурентоспособность страны, в отличие от конкурентоспособности фирмы, явление в реальности не существующее, использовать теоретически это понятие бессмысленно и политически вредно.

В 1995 году М. Трейси (М. Тгеасу) и Ф. Вирсема (Р. Wiersema) представили свою теорию, сущность которой заключается в том, что компания должна выявить, чем она привлекает потребителей и тщательно изучить эти моменты. Авторы теории предложили превратить уникальную ценность компании в долгосрочную стратегию. Для этого компании было рекомендовано выбрать одну из трех "ценностных дисциплин", постоянно совершенствовать производственные процессы, продукты или методы обслуживания клиентов. Выбор должен быть максимально продуманным, в противном случае, говорят авторы концепции, фирма потерпит неудачу [14].

Недостаток этой концепции заключается в строгой специализации стратегии и необходимости сделать точный выбор, что довольно сложно сделать в условиях рыночной экономики.

Кроме того, М. Треси и Ф. Вирсема, как и их предшественники, рассматривали конкуренцию как битву, в которой «победитель получает все», становится, в конечном счете, монополистом и начинает вести соответствующую политику на рынке [14].

Прикладные аспекты конкурентоспособности субъектов хозяйствования рассмотрены в работах Р.А. Фатхутдинова. Импортозамещение, инновации,

10

Ссылка для цитирования: Мишура Д.Е. Теоретико-методологические основы исследования конкурентоспособности в международной торговле [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/194-teoretiko-metodologicheskie-osnovy-issledovaniya-konkurentosposobnosti-v-mezhdunarodnoj-torgovle

эффективность системы управления, управление качеством продукции, тактический маркетинг, с точки зрения Р.А. Фатхутдинова, являются главными инструментами обеспечения конкурентоспособного положения. Автор обращает внимание на факторы конкурентоспособности, среди которых он выделяет качество продукции, цену продукта, расходы в сфере потребления товара, факторы синергетичности и времени [15].

Для определения модели управления конкурентоспособностью необходимо рассмотреть: кто является субъектом и объектом конкурентоспособности; какие факторы влияют на рост конкурентоспособности различных экономических систем; какие элементы экономической системы имеют свойство конкурентоспособности; что представляет собой конкурентоспособность как объект управления; каковы возможности управления конкурентоспособностью (целенаправленного воздействия на ее элементы); каков круг задач, требующих решения в процессе управления ростом конкурентоспособности экономических систем; каковы методы и средства решения задач, связанных с управлением ростом конкурентоспособности.

Литература

1. Благих, И. А. История экономических учений : учебник для академического бакалавриата / И. А. Благих, А. Н. Дубянский ; под редакцией А. Н. Дубянского. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 611 с.Вапр

2. Гловели, Г. Д. История экономических учений : учебное пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 777 с.

3. История экономических учений: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Толкачев [и др.]; под редакцией С. А.

11

Ссылка для цитирования: Мишура Д.Е. Теоретико-методологические основы исследования конкурентоспособности в международной торговле [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/194-teoretiko-metodologicheskie-osnovy-issledovaniya-konkurentosposobnosti-v-mezhdunarodnoj-torgovle

Толкачева. — Москва: Издательство Юрайт, 2015. — 511 с.

4. Бородкин А.В. История экономической мысли и экономических учений: учебное пособие / А.В. Бородкин. - Ярославль: ООО «ПКФ «СОЮЗ-ПРЕСС», 2021. - 154 с.

5. История экономических учений: учебник для бакалавров. Отв. ред.: Шапкин И.Н., Квасов А.С. - М.: Юрайт. - 2016. - 492 с.

6. Мальтус Т. Сочинения [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cde.osu.ru/.

7. Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 480 с.

8. Самуэльсон П. Экономика. В 2 т. - М.: Алгон, 1992. - Т. 2, гл. 40, 41.

9. Гуржий Н. Н. Практические аспекты стратегической модели М. Портера // Вопросы структуризации экономики. - 2012. - №2. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskie-aspekty-strategicheskoy-modeli-m-portera.

10. Гельвановский М. И. Конкурентоспособность: микро-, мезои макроуровни. Вопросы методологии // Высшее образование в России. - 2006. -№10. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-mikro-mezoi-makrourovni-voprosy-metodologii.

11. Маккреди К. Богатство народов Адама Смита. - Попурри, 2010. - 160

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Балашова М. А., Трошкин М.И., Балашова А.М. Об уместности применения понятия "конкурентоспособность" // Baikal Research Journal. - 2021. - №2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-umestnosti-primeneniya-ponyatiya-konkurentosposobnost.

12

Ссылка для цитирования: Мишура Д.Е. Теоретико-методологические основы исследования конкурентоспособности в международной торговле [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/194-teoretiko-metodologicheskie-osnovy-issledovaniya-konkurentosposobnosti-v-mezhdunarodnoj-torgovle

13. Krugman P., Obstfeld, M.. International economics: Theory and policy (4th ed.). New York: Harper Collins, 2003

14. Симакова Е.К. Теории конкуренции в истории экономических учений: Основные подходы // Вестник государственного и муниципального управления. 2016. - №4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7teorii-konkurentsii-v-istorii-ekonomicheskih-ucheniy-osnovnye-podhody.

15. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Маркетинг, 2011. - 576 с.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE STUDY OF COMPETITIVENESS IN INTERNATIONAL TRADE

Mishura D.E.

Rostov State University of Economics,

Rostov-on-Don

Annotation. As it is known, the traditional and most developed form of international economic relations in modern conditions is foreign trade. This form of international economic relations unites states into a common international economic system - the world economy and the global market.

Today, the country's active participation in international trade is associated with many important advantages, such as more efficient use of resources available in the country, participation in world achievements in science and technology, faster restructuring of the country's economy. Thus, the article describes the role of a country's participation in international trade for the formation and development of its competitiveness.

International trade includes many different indicators that characterize

13

Ссылка для цитирования: Мишура Д.Е. Теоретико-методологические основы исследования конкурентоспособности в международной торговле [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/194-teoretiko-metodologicheskie-osnovy-issledovaniya-konkurentosposobnosti-v-mezhdunarodnoj-torgovle

international trade from different sides. The very first concepts of international trade were developed in scientific schools of economic theory and in their theories.

Thus, this article provides a methodological analysis of existing concepts of international trade, closely related to the development of the concept of competitiveness. A deep theoretical study of the concepts of competitiveness in the world economy is presented.

Keywords: international competitiveness; world trade; indicators of the development of countries; economic school; methodological base.

References

1. Blagikh, I. A. History of Economic studies: textbook for academic bachelor's degree / I. A. Blagikh, A. N. Dubyansky ; edited by A. N. Dubyansky. — Moscow : Yurayt Publishing House, 2022. — 611 p.Vapr

2. Gloveli, G. D. History of economic studies : a textbook for bachelors / G. D. Gloveli. — 2nd ed., reprint. and add. — Moscow : Yurayt Publishing House, 2015. — 777 p.

3. The history of economic studies: textbook and workshop for academic undergraduate studies / S. A. Tolkachev [et al.]; edited by S. A. Tolkachev. — Moscow: Yurayt Publishing House, 2015. — 511 p.

4. Borodkin A.V. The history of economic thought and economic teachings: a textbook / A.V. Borodkin. - Yaroslavl: LLC "PKF "SOYUZ-PRESS", 2021. - 154 p.

5. The history of economic studies: a textbook for bachelors. Ed.: Shapkin I.N., Kvasov A.S. - M.: Yurayt. - 2016. - 492 p.

6. Malthus T. Essays [Electronic resource] // Access mode: https://cde.osu.ru /.

7. Yadgarov Ya.S. History of economic doctrines: textbook. - M.: SIC INFRA-M, 2016. - 480 p.

14

Ссылка для цитирования: Мишура Д.Е. Теоретико-методологические основы исследования конкурентоспособности в международной торговле [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/194-teoretiko-metodologicheskie-osnovy-issledovaniya-konkurentosposobnosti-v-mezhdunarodnoj-torgovle

8. Samuelson P. Economy. In 2 vols. - M.: Algon, 1992. - Vol. 2, ch. 40, 41.

9. Gurzhiy N. N. Practical aspects of M. Porter's strategic model // Issues of structuring the economy. - 2012. - No.2. -Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskie-aspekty-strategicheskoy-modeli-m-portera .

10. Gelvanovsky M. I. Competitiveness: micro, meso and macro levels. Methodology issues // Higher education in Russia. - 2006. - №10. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-mikro-mezoi-makrourovni-voprosy-metodologii .

11. McCredie K. Adam Smith's Wealth of Nations. - Medley, 2010. - 160 s

12. Balashova M. A., Troshkin M.I., Balashova A.M. On the relevance of the concept of "competitiveness" // Baikal Research Journal. - 2021. - No. 2. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-umestnosti-primeneniya-ponyatiya-konkurentosposobnost .

13. Krugman P., Obstfeld, M.. International economics: Theory and policy (4th ed.). New York: Harper Collins, 2003

14. Simakova E.K. Competition theory in the history of economic studies: Basic approaches // Bulletin of State and Municipal Administration. 2016. - No. 4. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/teorii-konkurentsii-v-istorii-ekonomicheskih-ucheniy-osnovnye-podhody.

15. Fatkhutdinov R.A. Competitiveness of an organization in a crisis: economics, marketing, management. M.: Marketing, 2011. - 576 p.

15

Ссылка для цитирования: Мишура Д.Е. Теоретико-методологические основы исследования конкурентоспособности в международной торговле [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/194-teoretiko-metodologicheskie-osnovy-issledovaniya-konkurentosposobnosti-v-mezhdunarodnoj-torgovle

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.