Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы информационного права и информационной безопасности'

Теоретико-методологические основы информационного права и информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
879
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА / МЕТОДОЛОГИЯ ПРАВА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ / INFORMATION / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION SPHERE / METHODOLOGY OF THE THEORY OF THE RIGHT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Белевская Ю.А., Фисун А.П.

Рассматривается актуальная проблема развития терминологического базиса методологии права в информационном обществе. Систематизированы существующие концепции, направления формирования информации как основной категории теории права и объекта правового регулирования общественных отношений материально-энергетических и информационной сферы современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The actual problem of development of terminological basis of methodology of the right in information society is considered. The existing concepts, the directions of formation of information as main category of the theory of the right and object of legal regulation of the public relations material and power and the information sphere of modern society are systematized.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы информационного права и информационной безопасности»

104

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 14 (211). Выпуск 33

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

УДК 34-342

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF INFORMATION LAW

AND INFORMATION SECURITY

Ю.А. Белевская, А.П. Фисун Yu.A. Belevsky, A.P. Fisun

Государственный Университет - Учебно-научно-производственный комплекс, Россия, Орёл, Наугорское шоссе, 29 State University - Educational scientific production complex, Oryol, Naugorskoye Highway, 29

E-mail: furiya_ua@mail.ru; fisun11@yandex.ru

Ключевые слова: информация, информационное общество, информационная сфера, методология права в информационном обществе.

Keywords: information, information society, information sphere, methodology of the theory of the right.

Аннотация. Рассматривается актуальная проблема развития терминологического базиса методологии права в информационном обществе. Систематизированы существующие концепции, направления формирования информации как основной категории теории права и объекта правового регулирования общественных отношений материально-энергетических и информационной сферы современного общества.

Resume. The actual problem of development of terminological basis of methodology of the right in information society is considered. The existing concepts, the directions of formation of information as main category of the theory of the right and object of legal regulation of the public relations material and power and the information sphere of modern society are systematized.

Одним из центральных понятий современного информационного общества, его материально-энергетических и информационной сфер, является понятие «информация», которое, как известно, относится к абстрактным категориям, первичным понятиям, а понимание его содержания рассматривается как от наиболее широкого, общесистемного, философского смысла, в том числе и как свойства материи, воспринимаемые управляющей системой из окружающего внешнего материального мира, из процессов, происходящих в самой системе [Агапов, 1999; Философский словарь, 1991; Белевская, Фисун, 2014], так и до наиболее узкого, технократического и прагматического, отражающего определённые сведения, представленные в той или иной форме, являющиеся объектом создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения, потребления [Берг, 1966], отождествляющего понятия «информация» и «сообщение», в котором информация определяется как существенная для получателя часть сообщения, а сообщение - как материальный носитель информации, один из конкретных элементов конечного или бесконечного множества, передаваемых по каналу связи и воспринимаемых на приеме системы связи некоторым получателем [Берг, 1966].

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 14 (211). Выпуск 33

105

Так, известное содержание понятия «информация», определенное К. Шенноном [Шеннон, 1963; Шеннон, 1978], которое отражает количество непредсказуемого, содержащегося в сообщении. Здесь количество информация есть мера того нового, которое данное сообщение вносит в сферу, окружающую получателя. В работах Хартли и Шеннона информация возникает перед нами лишь в своей внешней оболочке, которая представлена отношениями сигналов, знаков, сообщений друг к другу - синтаксическими отношениями. Количественная мера Хартли-Шеннона не претендует на оценку содержательной (семантической) или ценностной, полезной (прагматической) сторон передаваемого сообщения [Шеннон, 1963; Шеннон, 1978], что зачастую не учитывается современными исследователями, которые используют понятие «информация» без учёта смыла его содержания, отождествляя с понятиями «знания», «данные».

Рассматривая основные положения действующего Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», необходимо отметить, что в части семантики терминологического базиса, в большей степени понятия относятся к документированным, можно сказать, техническим формам представления информации, и не достаточно полно отражают смысловое содержание информации как основного объекта правоотношений в информационной сфере. Об этом свидетельствует, хотя и достаточно высокого уровня общности, определение «информации» как сведений (сообщений, данных) независимо от формы их представления. В тоже время, содержания самого термина «сообщение», «данные», «форма представления» законодателем не определены. Для сравнения, в ранее действующем до 2006 года Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» содержание информации, хотя и было

представлено более низким уровнем общности, ограничивающим смысловое содержание термина информации частными её характеристиками, как объекта реально существующих в науке и практике информационных отношений «...сведения о предметах, объектах, явлениях, процессах, независимо от формы их представления» [ФЗ № 24 от 20 февраля 1995 г.], тем не менее, такое содержание обеспечивало возможность однозначного формирования смыслового содержания информации в рамках реальной действительности и возникающих общественных информационных отношений.

Учитывая, что содержание рассматриваемых терминов информации прямо или косвенно характеризует общественные информационные отношения значительной части материально-энергетических сфер и видов деятельности личности, общества и государства, в которых информация является объектом этих отношений, возникают сложности однозначного определения содержания информации. Проведённый автором анализ научных взглядов известных учёных и специалистов в этой сфере [Белевская, Фисун, 2014] позволяет утверждать, что в связи со сложностью в формулировании однозначного и относительно полного определения информации как правовой категории, формирование и использование её содержания осуществляют с учётом известных философских категорий информации, для которых каждое определение имеет право на существование, при этом привидение определения понятия к конкретному содержанию, будет некорректным [см. Венцковский, 1982].

С учётом того, что принятое в законодательстве содержание термина «информация», его составляющие признаки и производные термины «сведения», «сообщение», «данные» и другие не определены или неоднозначно определены, а также учитывая известные результаты по определению содержания информации в других науках, автор считает необходимым, при формировании, оценке, определении содержания термина информации учитывать ряд особенностей её формирования, которые можно представить следующими утверждениями:

утверждение 1. Информация рассматривается как определённые знания, имеющие одну ценностную меру по отношению к внешнему, объективному, миру, и другую ценностную меру - по отношению к получателю (субъекту), обладающему определёнными и конкретными накопленными им знаниями, ставящему определённые познавательные цели и задачи. содержание информации определяется исходя из учёта её свойства, своеобразной дуальности, обусловливающей объективное и субъективное формирование её содержания;

утверждение 2. Информация, являясь абстрактной категорией, и не являясь материально-энергетическим объектом окружающего мира, неразрывно связана с материальным носителем, являющимся атрибутом живой и неживой природы, систем естественной и искусственной природы (мозг человека, конкретные материальные носители);

106

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 14 (211). Выпуск 33

утверждение 3. Сложность процесса формирования однозначного и единого понятия информации, в силу существования многообразия и разнообразия содержания термина информации и ее свойств, обусловливает необходимость широкого использование системных подходов и методов накопленных информационной наукой;

утверждение 4. Рассматривая информацию как отражение действительности объектом окружающего мира, можно говорить об информации как об абстрактной категории, существующей самой по себе и, являясь таковой, информация не может быть использована (получение, обработка, передача, хранение, переработка и другое) без наличия материального носителя, как необходимого и достаточного своего атрибута, что предполагает рассматривать содержание информации, только в рамках реальной действительности материально-энергетического мира.

Таким образом, информация, как правовая категория, представляет собой результаты постижения объективного мира правовой действительности независимо от формы воспроизведения в сознании человека раннее пережитого восприятия (представления), зафиксированные на материальном носителе. Использование такого содержания термина информации является оправданным, так как в процессе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения, потребления информации, подавляющее большинство правоотношений возникает именно по поводу информации как тех результатов, которые получены в ходе мыслительного осознания реальной действительности и различных видов деятельности личности, общества и государства как в материально-энергетической сфере, так и в информационной сфере и содержащихся на конкретных носителях (источниках информации).

Наряду с важностью рассмотрения содержания понятия информации как объекта правового регулирования, большое значение отводится источникам информации. Уточняя содержание источников информации, необходимо отметить, что знание содержания и видов источников информации, позволяет реализовать эффективные механизмы обеспечения её заданных качеств, в том числе её безопасности [Гайкович, Ершов, 1995], обеспечение которой неразрывно связано и неотделимо от реализации и обеспечения информационных прав и свобод граждан, обеспечения информационной безопасности современного общества, государства и используемых ими информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) и социотехнических систем (СТС). В силу этого, источники информации является также важным объектов правового регулирования современного, информационного общества и всех его сфер.

Определяя информацию как центральное понятие современного информационного общества и его правового, информационно-телекоммуникационного научнометодологического базиса, мы связываем развитие общественных информационных отношений в информационной сфере прежде всего с обеспечением её информационной безопасности и в целом с обеспечением информационной безопасности современного общества, как первоочередным и важнейшим направлением и видом деятельности личности, общества и государства. При этом эффективным инструментом такой деятельности является достаточное, относительно полное, непротиворечивое законодательство, сформированное и развивающееся на основе относительно полного, непротиворечивого правового теоретикометодологического базиса.

С учетом такой постановки проблемы развития методологии теории права современного общества [Белевская, Фисун, 2014], рассмотрения основных направлений государственной политики в информационной сфере и действующего законодательства [ФЗ №2446-1 от 5 марта 1992 г.; ФЗ № 149 от 27 июля 2006г.; ФЗ № 57 от 27 мая 1996 г.; ФЗ № 61 от 31 мая 1996 г.], в том числе Конституции России и других нормативных правовых актов конституционного законодательства, можно сделает вывод о том, что в современных условиях проблема правового регулирования информационной сферы современного информационного общества может быть сведена к решению проблемы обеспечения информационной безопасности личности, общества, государства, используемых ими ИКТ СТС, его информационной сферы. Отсюда, в качестве приоритетных направлений деятельности государственной политики в сфере формирования и развития правового регулирования деятельности личности, общества и государства в информационной сфере и сфере обеспечения информационной безопасности можно выделить:

- решение задач, направленных на реализацию, соблюдение и обеспечение информационных прав, интересов личности в информационной сфере;

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 14 (211). Выпуск 33

107

- совершенствование правовых механизмов регулирования общественных информационных отношений во всех материально-энергетических сферах и видах деятельности, и, в целом в информационной сфере;

- защита национальных духовных ценностей, норм морали и общественной нравственности от разрушающего воздействия информационных угроз.

Направление государственной политики по обеспечению информационной безопасности личности в рамках решения первоочередной задачи соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, является ведущим. А обеспечение информационной безопасности информационного общества в целом, его информационной сферы, человека и гражданина, должно быть важнейшей тенденцией постоянного и регулярного развития и совершенствования всех частных отраслей права, их теоретико-методологических основ, и, в целом, теории права информационного общества.

Список литературы References

1. Агапов А. Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. - М.:Юрист,1997.-344 с.

Agapov A. B. Osnovy gosudarstvennogo upravleniya v sfere informatizatsii v Rossiyskoy Federatsii. - M.:Yurist,1997.-344 s.

2. Бачило И. Л. Информация - объект права // НТИ.- Серия 1.-1999. - № 8. - С. 26-34. Bachilo I. L. Informatsiya - ob"yekt prava // NTI.- Seriya 1.-1999. - № 8. - S. 26-34.

3. Белевская Ю.А., Фисун А.П. Теоретические основы права современного общества и обеспечение информационной безопасности: монография / Ю.А. Белевская, А.П. Фисун. - Орел: ГУ-УНПК, 2014. - 461 с.

Belevskaya YU.A., Fisun A.P. Teoreticheskiye osnovy prava sovremennogo obshchestva i obespecheniye informatsionnoy bezopasnosti: monografiya / YU.A. Belevskaya, A.P. Fisun. - Orel: GU-UNPK, 2014. - 461 s.

4. Берг А.И. Информация и управления. - М.: Экономика, 1966. - 63 с.

Berg A.I. Informatsiya i upravleniya. - M.: Ekonomika, 1966. - 63 s.

5. Венцковский Л.Э. Философские проблемы развития науки.- М.: Наука, 1982. - 190 с. Ventskovskiy L.E. Filosofskiye problemy razvitiya nauki.- M.: Nauka, 1982. - 190 s.

6. Гайкович В.Ю., Ершов Д.В. Основы безопасности информационных технологий. - М.: МИФИ, 1995. - С. 13.

Gaykovich V.YU., Yershov D.V. Osnovy bezopasnosti informatsionnykh tekhnologiy. - M.: MIFI, 1995. - S. 13.

7. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. №24464 / / Российская газета. - 1992. -

6мая.

Zakon Rossiyskoy Federatsii ot 5 marta 1992 g. №24464 / / Rossiyskaya gazeta. - 1992. - 6maya.

8. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20февраля 1995 г. № 24-ФЗ // Российская газета. - 1995. - 22 февраля.

Federal'nyy zakon «Ob informatsii, informatizatsii i zashchite informatsii» ot 20fevralya 1995 g. № 24-FZ // Rossiyskaya gazeta. - 1995. - 22 fevralya.

9. Федеральный закон от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ // Правовая система Гарант; Об архитектурной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ О государственной охране: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».

Federal'nyy zakon ot 27 iyulya 2006g. № 149-FZ / / Pravovaya sistema Garant; Ob arkhitekturnoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 27 maya 1996 g. № 57-FZ O gosudarstvennoy okhrane: Federal'nyy zakon ot 31 maya 1996 g. № 61-FZ «Ob oborone».

10. Философский словарь. - М., 1991.

Filosofskiy slovar'. - M., 1991.

11. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М.: Изд. иностр. лит., 1963. Шеннон К. Имитационное моделирование систем - искусство и наука.- М.: Мир, 1978. - 470с.

Shennon K. Raboty po teorii informatsii i kibernetike. M.: Izd. inostr. lit., 1963. Shennon K. Imitatsionnoye modelirovaniye sistem - iskusstvo i nauka.- M.: Mir, 1978. - 470s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.