Научная статья на тему 'Проблемы развития информационного общества'

Проблемы развития информационного общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4962
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Снетков Виталий Николаевич, Пономаренко Анатолий Васильевич

Рассмотрены две проблемы развития информационного общества в России: подготовка специалистов в сфере информационного права и создание законодательной базы информационного обществаI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article two problems of development of an information society in Russia are considered. The first is a preparation of experts in sphere of the information right, the second creation of legislative base of an information society

Текст научной работы на тему «Проблемы развития информационного общества»

Проблемы XXI века

УДК 342.9

В.Н. Снетков, А.В. Пономаренко ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

На современном этапе развития стало вполне понятно, что в XXI веке та или иная страна может занять достойное место в мире и на равных участвовать в соревновании с другими странами только в том случае, если ее структуры, приоритеты, ценности, институты будут соответствовать требованиям информационного общества.

Безусловно, информатизация — это прорыв в будущее. Все развитые страны считают эту цель приоритетной, подчиняют ей основные ресурсы и усилия. Страны Запада и Япония уже три десятилетия решают проблемы информатизации общества. В последние годы там развернуты соответствующие общенациональные программы, поддерживаемые огромными государственными субсидиями. Из объекта теоретического анализа информатизация превратилась в критерий оценки могущества и фактор выживания той или иной страны в борьбе за экономическое и политическое превосходство, стала важнейшим ориентиром для выработки внутренней и внешней стратегии государства.

Информатизация вступила в стадию индустриализации, что означает создание и развитие крупного машинного производства в информационной сфере. При этом человечество столкнулось с проблемами индустриализации получения и обработки информации, психологическими, экономическими, социальными, правовыми и др. Эти проблемы порождены противоречиями между необходимостью современного использования во всех сферах человеческой деятельности больших объемов информации и невозможностью оперативно

формировать такие объемы с помощью традиционных информационных средств, технологий и систем связи.

К психологическим проблемам следует отнести в первую очередь проблему готовности населения к переходу в информационное общество. Экономические проблемы обусловлены переходом к экономике информационного общества, социальные — коренным изменением образа жизни общества под воздействием информатизации. Правовые проблемы возникают в связи с превращением информации в основные ресурсы развития общества. Появляются новые виды правонарушений, которые свойственны лишь информационной сфере.

Такие проблемы необходимо решать через воспитание и обучение новых специалистов, создание информационно-правового поля жизнедеятельности общества.

В настоящее время в нашей стране ощущается острая нехватка специалистов, способных на достаточно высоком профессиональном уровне разобраться в вышеперечисленных вопросах. В этих условиях следует уделять особое внимание подготовке юристов, в совершенстве владеющих современными информационными технологиями. Данную проблему можно решить в техническом вузе, где существует солидная юридическая и информационно-компьютерная подготовка. Базовой дисциплиной здесь должен стать курс правовой информатики, опирающийся на знания студентов, полученные в вузе по различным дисциплинам.

Учитывая специфику обучения правовой информатике студентов-гуманитариев

в техническом вузе, нужно отметить возможности вуза в их естественнонаучной и технической подготовке силами профилирующих факультетов, что следует использовать для улучшения подготовки гуманитариев по естественным и техническим дисциплинам.

В этой связи назрела необходимость создания фундаментального курса правовой информатики, обеспечивающего с правовых и логико-математических позиций развитие информатизации правовой системы России. В настоящее время ряд авторов предлагают свое видение решения данной проблемы.

В учебнике О.А. Гаврилова «Курс правовой информатики» [1] обобщен многолетний опыт научно-исследовательской и практической работы автора в сфере правовой информатики и кибернетики. Данный учебник, имеющий четкую структуру изложения материала, разделен на общую и особенную части. Для юристов такое деление привычно. В общую часть вошли главы, разъясняющие понятие «информация» в теории права и законодательстве России, понятия «информатизация» и «информационная безопасность» в рамках создания единого информационно-правового пространства, а также специфику и методологические основы правовой информатики. В особенной части учебника, состоящей из восьми глав, раскрыты основные направления информатизации правовой сферы России. В приложениях к учебнику даны необходимые извлечения из федеральных нормативных актов, основные математические понятия и символы, применяемые в курсе, краткий словарь терминов по информатике и вычислительной технике.

Важно отметить, что О.А. Гаврилов убедительно показал на конкретных примерах роль и значение математической логики для формализации нормативных текстов. При этом учебник не перегружен избыточными профессиональными терминами и понятиями, программа курса изложена достаточно ясно и вполне доступно для студенческой аудитории. Автору курса правовой информатики удалось добиться плавного перехода в подаче материала от курса математики к юридическим дисциплинам.

Гаврилов сделал попытку охватить весь спектр проблем, включая некоторые частные вопросы. Обобщая понятия «информация», «информатизация», «правовая информация»,

он справедливо отметил их возрастающую роль не только в действующем законодательстве, но и в общей теории права. При этом акцент сделан на понятиях информационных правовых отношений и норм. Кроме того, автор всесторонне проанализировал концепцию информатизации правовой сферы России, к которой наряду с компьютеризацией он относит деятельность СМИ, публикацию официальных текстов нормативно-правовых актов, деятельность юридических органов и учреждений по распространению правовой информации, обучение и переобучение кадров, развитие научных исследований. Однако учебник О.А. Гаврилова имеет один существенный недостаток. Как известно, студентам принято преподносить уже устоявшиеся формулировки, отработанные и признанные в большинстве теоретических работ. Между тем автор произвольно ввел понятие «федеральное информационное право», хотя дискуссии по поводу формирования новой отрасли права продолжаются и существует несколько достаточно взвешенных подходов к определению единого информационно-правового пространства.

В учебнике «Информационное право», подготовленном коллективом авторов под редакцией академика РАН Б.Н. Топорнина [2], систематизирован накопленный опыт преподавания в Санкт-Петербургском университете МВД РФ и других вузах по всем направлениям, изучаемым в рамках информационного права. Это позволит проводить подготовку специалистов в области разработки законодательной базы в сфере информатизации, контроля за информационными потоками и т. д.

Следует отметить, что авторы учебника приоритетным направлением развития законодательства Российской Федерации считают решение такой проблемы, как охрана прав человека в условиях формирования информационного общества.

Особое внимание в учебнике уделено вопросам, недостаточно разработанным в законодательстве РФ: реализации права на информацию; формированию эффективной системы информирования общества и совершенствованию функционирования СМИ; совершенствованию законодательства в области предпринимательства, прежде всего в части новых видов деятельности, таких как электронная торговля,

I

Проблемы XXI века

работа, обучение; дальнейшей либерализации рынков информационных продуктов, технологий и услуг; развитию конкуренции; защите персональной тайны; охране интеллектуальной собственности; улучшению сетевого доступа к информационным ресурсам и защите информации в сетях передачи данных. В конце каждой темы имеются контрольные вопросы и список рекомендуемой литературы, а в конце учебника даны примерная программа курса, вопросы к зачету/экзамену и перечень тем для рефератов.

И.Л. Бачило [3] выдвигает идею гиперсистемного правового образования — информационно-компьютерного права, регулирующего сферу, в которой реализуется информационный процесс и происходит информационное обеспечение.

В.А. Копылов [4] отстаивает понятие информационного права как системы норм и отношений, возникающих в информационной сфере, хотя в настоящее время речь следует вести о развитии информационно-электронного права, которое представляется совокупностью правовых норм и институтов, складывающихся по поводу использования информационно-электронных технологий хранения информации, а также развития и применения био- и психокомпьютерных систем.

Известны работы В.Б. Наумова[5], В.Н. Снет-кова, А.В. Пономаренко [6], М.А. Федотова [7], Р.М. Юсупова [8], посвященные рассматриваемой проблеме.

К сожалению, список ученых, работающих в данном направлении, невелик, что вызывает определенные трудности в преподавании правовой информатики.

Кроме того, зачастую эта дисциплина преподается студентам второго курса, но опыт показывает, что они еще не готовы к восприятию данного материала в силу отсутствия знаний по многим отраслевым дисциплинам: уголовному праву, криминалистике, административному праву и некоторым другим. Следовало бы преподавать правовую информатику на четвертом курсе.

В настоящее время возрастает интерес к информационному праву, появились курсы лекций, учебные пособия, охватывающие все направления, изучаемые в области информационного права. Это позволит проводить подготовку специалистов в области разработки законодательной базы в сфере информатизации,

контроля за информационными потоками и т. д. Необходимо понимать, что потеря контроля за информационными потоками на государственном уровне по последствиям может сравниться с разрушением единой энергетической, транспортной и иных систем жизнеобеспечения государства.

Для перехода к информационному обществу наряду с подготовкой специалистов нужно совершенствовать и законодательную базу. Главные направления развития законодательства в информационной сфере сегодня определены. Они в основном соответствуют зарубежной практике правового регулирования информационных отношений и осуществляются в соответствии с международно-правовыми требованиями к обеспечению свободы слова и иных прав и законных интересов граждан в области производства, хранения и распространения информации.

В России интенсивное использование зарубежных технологий опережает реакцию законодателя, которому требуется время для адекватной регламентации в законах и иных нормативно-правовых актах отношений, возникающих в рассматриваемой сфере. Кроме того, очень важно разумно учитывать опыт других государств, которые значительно раньше приступили к освоению информационного пространства, в частности в борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий, и выработке системы эффективных правовых средств этой борьбы.

Законодательные инициативы на современном этапе должны затрагивать два основных направления регулирования в информационной деятельности общества: информационное экономическое право (регулирует порядок осуществления в информационной сети электронной экономической деятельности: электронной торговли, интернет-банкинга, электронного консалтинга, электронного рекламинга, интернет-страхования и т. д.) и информационное гуманитарное право (регулирует порядок осуществления в информационной сети электронной гуманитарной деятельности по обеспечению государством реализации информационных прав физических лиц, в том числе путем создания и функционирования систем электронного администрирования).

Одним из направлений является внедрение и развитие так называемых систем электронного правительства (управления), которые существуют

более чем в 30 странах мира. На необходимость принятия соответствующей концепции и развития системы электронного правительства уже неоднократно указывалось в работах различных авторов, ведущих специалистов по информационному праву, и это возымело действие. Предполагается к 2017 году поэтапно выдать всем дееспособным гражданам России пластиковую карту, с помощью которой можно будет совершать большинство уведомительных, регистрационных и платежных операций через инфоматы. В рамках этой системы реализация прав граждан на оказание им публичных услуг осуществляется органами государства с помощью глобальных компьютерных сетей. В частности, уже сейчас граждане получают возможность через специальные сайты государственных органов в сети Интернет получать доступ к соответствующей публичной информации об их деятельности, обращаться с жалобами, направлять заявки на выдачу всевозможных справок, разрешений, оказание услуг социального характера. Указанная система должна способствовать упрощению диалога между обществом и властью, повышать эффективность и адресность государственного и муниципального управления.

Другим направлением выступает обеспечение государством информационных прав граждан, в том числе на свободный оборот незапрещенной (находящейся в открытом доступе) информации, ее сбор, обработку и распространение в электронной форме.

Необходимо также создание и совершенствование сетевого законодательства, регулирующего

сетевые безналичные расчеты для подготовки перехода к электронным деньгам, сетевое взаимодействие для дистанционного заключения договоров, сетевое разрешение споров в виртуальных процессах и мн. др.

Приоритетным направлением развития законодательства Российской Федерации должна стать проблема охраны прав человека в условиях формирования информационного общества. Особое внимание следует уделять вопросам, недостаточно разработанным в законодательстве РФ: реализации права на информацию; формированию эффективной системы информирования общества и совершенствованию функционирования СМИ; совершенствованию законодательства в области предпринимательства, прежде всего в части новых видов деятельности, таких как электронная торговля, работа, обучение; дальнейшей либерализации рынков информационных продуктов, технологий и услуг, развитию конкуренции; защите персональной тайны; охране интеллектуальной собственности; улучшению доступа к информационным ресурсам по каналам телекоммуникаций и защите информации в сетях передачи данных.

Естественно, информация, превращаясь в основные ресурсы развития общества, должна быть защищена государством. Законодательство обязано стоять на страже интересов граждан, обеспечивать правовую защиту на всех уровнях взаимодействия в новых условиях жизнедеятельности информационного общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаврилов, О.А. Курс правовой информатики [Текст]: учеб. для вузов / О.А. Гаврилов.— М.: Норма, 2000. - 197 с.

2. Бачило, И.Л. Информационное право [Текст]: учебник / И.Л. Бачило, В.Н. Лопатин, М.А. Федотов; под ред. Б.Н. Топорнина. — СПб.: Юрид. центр «Пресс», 2001. — 789 с.

3. То же. — Изд. 2-е, изм. и доп. — 2005. — 821 с.

4. Копылов, В.А. Информационное право [Текст]: учебник / В.А. Копылов. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003. — 512 с.

5. Наумов, В.Б. Право и Интернет [Текст]: очерки теории и практики / В.Б. Наумов. — М.: Кн. дом «Университет», 2002. — 432 с.

6. Снетков, В.Н. Власть в обществе и информационная политика [Текст]: монография / В.Н. Снетков, А.В. По-номаренко. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. - 247 с.

7. Федотов, М.А. Право массовой информации в Российской Федерации [Текст] / М.А. Федотов. — М.: Междунар. отношения, 2002. — 624 с.

8. Юсупов, Р.М. Научно-методические основы информатизации [Текст] / Р.М. Юсупов, В.П. Заболотский. — СПб.: Наука, 2000. — 455 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.