Проблемы XXI века
УДК 342.9
В.Н. Снетков, А.В. Пономаренко ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
На современном этапе развития стало вполне понятно, что в XXI веке та или иная страна может занять достойное место в мире и на равных участвовать в соревновании с другими странами только в том случае, если ее структуры, приоритеты, ценности, институты будут соответствовать требованиям информационного общества.
Безусловно, информатизация — это прорыв в будущее. Все развитые страны считают эту цель приоритетной, подчиняют ей основные ресурсы и усилия. Страны Запада и Япония уже три десятилетия решают проблемы информатизации общества. В последние годы там развернуты соответствующие общенациональные программы, поддерживаемые огромными государственными субсидиями. Из объекта теоретического анализа информатизация превратилась в критерий оценки могущества и фактор выживания той или иной страны в борьбе за экономическое и политическое превосходство, стала важнейшим ориентиром для выработки внутренней и внешней стратегии государства.
Информатизация вступила в стадию индустриализации, что означает создание и развитие крупного машинного производства в информационной сфере. При этом человечество столкнулось с проблемами индустриализации получения и обработки информации, психологическими, экономическими, социальными, правовыми и др. Эти проблемы порождены противоречиями между необходимостью современного использования во всех сферах человеческой деятельности больших объемов информации и невозможностью оперативно
формировать такие объемы с помощью традиционных информационных средств, технологий и систем связи.
К психологическим проблемам следует отнести в первую очередь проблему готовности населения к переходу в информационное общество. Экономические проблемы обусловлены переходом к экономике информационного общества, социальные — коренным изменением образа жизни общества под воздействием информатизации. Правовые проблемы возникают в связи с превращением информации в основные ресурсы развития общества. Появляются новые виды правонарушений, которые свойственны лишь информационной сфере.
Такие проблемы необходимо решать через воспитание и обучение новых специалистов, создание информационно-правового поля жизнедеятельности общества.
В настоящее время в нашей стране ощущается острая нехватка специалистов, способных на достаточно высоком профессиональном уровне разобраться в вышеперечисленных вопросах. В этих условиях следует уделять особое внимание подготовке юристов, в совершенстве владеющих современными информационными технологиями. Данную проблему можно решить в техническом вузе, где существует солидная юридическая и информационно-компьютерная подготовка. Базовой дисциплиной здесь должен стать курс правовой информатики, опирающийся на знания студентов, полученные в вузе по различным дисциплинам.
Учитывая специфику обучения правовой информатике студентов-гуманитариев
в техническом вузе, нужно отметить возможности вуза в их естественнонаучной и технической подготовке силами профилирующих факультетов, что следует использовать для улучшения подготовки гуманитариев по естественным и техническим дисциплинам.
В этой связи назрела необходимость создания фундаментального курса правовой информатики, обеспечивающего с правовых и логико-математических позиций развитие информатизации правовой системы России. В настоящее время ряд авторов предлагают свое видение решения данной проблемы.
В учебнике О.А. Гаврилова «Курс правовой информатики» [1] обобщен многолетний опыт научно-исследовательской и практической работы автора в сфере правовой информатики и кибернетики. Данный учебник, имеющий четкую структуру изложения материала, разделен на общую и особенную части. Для юристов такое деление привычно. В общую часть вошли главы, разъясняющие понятие «информация» в теории права и законодательстве России, понятия «информатизация» и «информационная безопасность» в рамках создания единого информационно-правового пространства, а также специфику и методологические основы правовой информатики. В особенной части учебника, состоящей из восьми глав, раскрыты основные направления информатизации правовой сферы России. В приложениях к учебнику даны необходимые извлечения из федеральных нормативных актов, основные математические понятия и символы, применяемые в курсе, краткий словарь терминов по информатике и вычислительной технике.
Важно отметить, что О.А. Гаврилов убедительно показал на конкретных примерах роль и значение математической логики для формализации нормативных текстов. При этом учебник не перегружен избыточными профессиональными терминами и понятиями, программа курса изложена достаточно ясно и вполне доступно для студенческой аудитории. Автору курса правовой информатики удалось добиться плавного перехода в подаче материала от курса математики к юридическим дисциплинам.
Гаврилов сделал попытку охватить весь спектр проблем, включая некоторые частные вопросы. Обобщая понятия «информация», «информатизация», «правовая информация»,
он справедливо отметил их возрастающую роль не только в действующем законодательстве, но и в общей теории права. При этом акцент сделан на понятиях информационных правовых отношений и норм. Кроме того, автор всесторонне проанализировал концепцию информатизации правовой сферы России, к которой наряду с компьютеризацией он относит деятельность СМИ, публикацию официальных текстов нормативно-правовых актов, деятельность юридических органов и учреждений по распространению правовой информации, обучение и переобучение кадров, развитие научных исследований. Однако учебник О.А. Гаврилова имеет один существенный недостаток. Как известно, студентам принято преподносить уже устоявшиеся формулировки, отработанные и признанные в большинстве теоретических работ. Между тем автор произвольно ввел понятие «федеральное информационное право», хотя дискуссии по поводу формирования новой отрасли права продолжаются и существует несколько достаточно взвешенных подходов к определению единого информационно-правового пространства.
В учебнике «Информационное право», подготовленном коллективом авторов под редакцией академика РАН Б.Н. Топорнина [2], систематизирован накопленный опыт преподавания в Санкт-Петербургском университете МВД РФ и других вузах по всем направлениям, изучаемым в рамках информационного права. Это позволит проводить подготовку специалистов в области разработки законодательной базы в сфере информатизации, контроля за информационными потоками и т. д.
Следует отметить, что авторы учебника приоритетным направлением развития законодательства Российской Федерации считают решение такой проблемы, как охрана прав человека в условиях формирования информационного общества.
Особое внимание в учебнике уделено вопросам, недостаточно разработанным в законодательстве РФ: реализации права на информацию; формированию эффективной системы информирования общества и совершенствованию функционирования СМИ; совершенствованию законодательства в области предпринимательства, прежде всего в части новых видов деятельности, таких как электронная торговля,
I
Проблемы XXI века
работа, обучение; дальнейшей либерализации рынков информационных продуктов, технологий и услуг; развитию конкуренции; защите персональной тайны; охране интеллектуальной собственности; улучшению сетевого доступа к информационным ресурсам и защите информации в сетях передачи данных. В конце каждой темы имеются контрольные вопросы и список рекомендуемой литературы, а в конце учебника даны примерная программа курса, вопросы к зачету/экзамену и перечень тем для рефератов.
И.Л. Бачило [3] выдвигает идею гиперсистемного правового образования — информационно-компьютерного права, регулирующего сферу, в которой реализуется информационный процесс и происходит информационное обеспечение.
В.А. Копылов [4] отстаивает понятие информационного права как системы норм и отношений, возникающих в информационной сфере, хотя в настоящее время речь следует вести о развитии информационно-электронного права, которое представляется совокупностью правовых норм и институтов, складывающихся по поводу использования информационно-электронных технологий хранения информации, а также развития и применения био- и психокомпьютерных систем.
Известны работы В.Б. Наумова[5], В.Н. Снет-кова, А.В. Пономаренко [6], М.А. Федотова [7], Р.М. Юсупова [8], посвященные рассматриваемой проблеме.
К сожалению, список ученых, работающих в данном направлении, невелик, что вызывает определенные трудности в преподавании правовой информатики.
Кроме того, зачастую эта дисциплина преподается студентам второго курса, но опыт показывает, что они еще не готовы к восприятию данного материала в силу отсутствия знаний по многим отраслевым дисциплинам: уголовному праву, криминалистике, административному праву и некоторым другим. Следовало бы преподавать правовую информатику на четвертом курсе.
В настоящее время возрастает интерес к информационному праву, появились курсы лекций, учебные пособия, охватывающие все направления, изучаемые в области информационного права. Это позволит проводить подготовку специалистов в области разработки законодательной базы в сфере информатизации,
контроля за информационными потоками и т. д. Необходимо понимать, что потеря контроля за информационными потоками на государственном уровне по последствиям может сравниться с разрушением единой энергетической, транспортной и иных систем жизнеобеспечения государства.
Для перехода к информационному обществу наряду с подготовкой специалистов нужно совершенствовать и законодательную базу. Главные направления развития законодательства в информационной сфере сегодня определены. Они в основном соответствуют зарубежной практике правового регулирования информационных отношений и осуществляются в соответствии с международно-правовыми требованиями к обеспечению свободы слова и иных прав и законных интересов граждан в области производства, хранения и распространения информации.
В России интенсивное использование зарубежных технологий опережает реакцию законодателя, которому требуется время для адекватной регламентации в законах и иных нормативно-правовых актах отношений, возникающих в рассматриваемой сфере. Кроме того, очень важно разумно учитывать опыт других государств, которые значительно раньше приступили к освоению информационного пространства, в частности в борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий, и выработке системы эффективных правовых средств этой борьбы.
Законодательные инициативы на современном этапе должны затрагивать два основных направления регулирования в информационной деятельности общества: информационное экономическое право (регулирует порядок осуществления в информационной сети электронной экономической деятельности: электронной торговли, интернет-банкинга, электронного консалтинга, электронного рекламинга, интернет-страхования и т. д.) и информационное гуманитарное право (регулирует порядок осуществления в информационной сети электронной гуманитарной деятельности по обеспечению государством реализации информационных прав физических лиц, в том числе путем создания и функционирования систем электронного администрирования).
Одним из направлений является внедрение и развитие так называемых систем электронного правительства (управления), которые существуют
более чем в 30 странах мира. На необходимость принятия соответствующей концепции и развития системы электронного правительства уже неоднократно указывалось в работах различных авторов, ведущих специалистов по информационному праву, и это возымело действие. Предполагается к 2017 году поэтапно выдать всем дееспособным гражданам России пластиковую карту, с помощью которой можно будет совершать большинство уведомительных, регистрационных и платежных операций через инфоматы. В рамках этой системы реализация прав граждан на оказание им публичных услуг осуществляется органами государства с помощью глобальных компьютерных сетей. В частности, уже сейчас граждане получают возможность через специальные сайты государственных органов в сети Интернет получать доступ к соответствующей публичной информации об их деятельности, обращаться с жалобами, направлять заявки на выдачу всевозможных справок, разрешений, оказание услуг социального характера. Указанная система должна способствовать упрощению диалога между обществом и властью, повышать эффективность и адресность государственного и муниципального управления.
Другим направлением выступает обеспечение государством информационных прав граждан, в том числе на свободный оборот незапрещенной (находящейся в открытом доступе) информации, ее сбор, обработку и распространение в электронной форме.
Необходимо также создание и совершенствование сетевого законодательства, регулирующего
сетевые безналичные расчеты для подготовки перехода к электронным деньгам, сетевое взаимодействие для дистанционного заключения договоров, сетевое разрешение споров в виртуальных процессах и мн. др.
Приоритетным направлением развития законодательства Российской Федерации должна стать проблема охраны прав человека в условиях формирования информационного общества. Особое внимание следует уделять вопросам, недостаточно разработанным в законодательстве РФ: реализации права на информацию; формированию эффективной системы информирования общества и совершенствованию функционирования СМИ; совершенствованию законодательства в области предпринимательства, прежде всего в части новых видов деятельности, таких как электронная торговля, работа, обучение; дальнейшей либерализации рынков информационных продуктов, технологий и услуг, развитию конкуренции; защите персональной тайны; охране интеллектуальной собственности; улучшению доступа к информационным ресурсам по каналам телекоммуникаций и защите информации в сетях передачи данных.
Естественно, информация, превращаясь в основные ресурсы развития общества, должна быть защищена государством. Законодательство обязано стоять на страже интересов граждан, обеспечивать правовую защиту на всех уровнях взаимодействия в новых условиях жизнедеятельности информационного общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаврилов, О.А. Курс правовой информатики [Текст]: учеб. для вузов / О.А. Гаврилов.— М.: Норма, 2000. - 197 с.
2. Бачило, И.Л. Информационное право [Текст]: учебник / И.Л. Бачило, В.Н. Лопатин, М.А. Федотов; под ред. Б.Н. Топорнина. — СПб.: Юрид. центр «Пресс», 2001. — 789 с.
3. То же. — Изд. 2-е, изм. и доп. — 2005. — 821 с.
4. Копылов, В.А. Информационное право [Текст]: учебник / В.А. Копылов. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003. — 512 с.
5. Наумов, В.Б. Право и Интернет [Текст]: очерки теории и практики / В.Б. Наумов. — М.: Кн. дом «Университет», 2002. — 432 с.
6. Снетков, В.Н. Власть в обществе и информационная политика [Текст]: монография / В.Н. Снетков, А.В. По-номаренко. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. - 247 с.
7. Федотов, М.А. Право массовой информации в Российской Федерации [Текст] / М.А. Федотов. — М.: Междунар. отношения, 2002. — 624 с.
8. Юсупов, Р.М. Научно-методические основы информатизации [Текст] / Р.М. Юсупов, В.П. Заболотский. — СПб.: Наука, 2000. — 455 с.