Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы эффективного формирования спортивных команд'

Теоретико-методологические основы эффективного формирования спортивных команд Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
314
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / КОМАНДА / ИГРОВЫЕ ЗВЕНЬЯ / ИНТЕГРАЛЬНОИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / SPORTS / TEAM / GAME LINKS / INTEGRATED INDIVIDUAL APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хрусталев Герман Александрович, Губа Владимир Петрович, Ермаков Вячеслав Александрович

Рассмотрены вопросы эффективного формирования состава команды в игровых видах спорта на основе интегрально-индивидуального подхода, обеспечивающего определение перспективности спортсмена по целому комплексу индивидуальных особенностей развития организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хрусталев Герман Александрович, Губа Владимир Петрович, Ермаков Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEORETIKO-METODOLOGICHESKIE OF THE BASIS OF EFFECTIVE FORMATION OF TEAMS

In article questions of effective formation of a team's line-up in game sports on the basis of the integrated individual approach providing determination of prospects of the athlete on the whole complex of specific features of development of an organism are considered.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы эффективного формирования спортивных команд»

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного вуза в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч.11. С.2450-2454.

4. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной культуры // Теория и практика физической культуры. 2013. № 6. С. 12-19.

5. Шестаков М.П., Назаров А.П., Черенков Д.Р. Специальная физическая подготовка хоккеистов: учеб. пособие. М.: СпортАкадемПресс, 2000. 143 с.

Самсыкин Антон Сергеевич, аспирант, volder1968@mail.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма.

LEVEL OF THE GENERAL AND SPECIAL PHYSICAL FITNESS OF HOCKEY PLAYERS

OF 13-15 YEARS

A.S. Samsykin

In article the author gives the indicators reflecting the level of the general and special physical fitness of the hockey players who are engaged at a stage of profound sports specialization. It is revealed that indicators in tests substantially are determined by special physical preparation by the level of technology of possession of the skates and a level of development of high-speed and power qualities.

Key words: general physical preparation, special physical preparation, hockey players, stage of profound specialization.

Samsykin Anton Sergeyevich, graduate student, volderl968@ mail.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

УДК 796.011

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ КОМАНД

Г.А. Хрусталев, В.П. Губа, В.А. Ермаков

Рассмотрены вопросы эффективного формирования состава команды в игровых видах спорта на основе интегрально-индивидуального подхода, обеспечивающего определение перспективности спортсмена по целому комплексу индивидуальных особенностей развития организма.

Ключевые слова: спортивные игры, команда, игровые звенья, интегрально-индивидуальный подход.

Одним из первостепенных условий успешной организации коллективных взаимодействий внутри команды, является наличие объективных показателей характеризующих индивидуальные особенности

спортсменов, анализ которых служит основой для эффективного формирования состава спортивной команды [1].

Анализ научных работ [2, 3], посвященных системе комплектования высококвалифицированных команд в играх без ограничения количества замен, то в первую очередь необходимо отметить то, что на взаимодействия спортсменов обладающих высоким спортивным мастерством особый акцент делается внутри первого игрового звена, что не всегда обеспечивает совместимость игроков с учетом требований и задач, поставленных перед всеми игровыми звеньями.

В настоящий момент все больше и больше специалисты [4, 5] склонны к мнению, что игру выигрывают не первые (сильные звенья), а вторые, третьи или даже четвертые (хоккей) наиболее стабильные.

Вместе с тем в таких играх, как мини-футбол баскетбол и хоккее, такой вечной проблеме, как формирование игровых звеньев отводится не значительное количество времени [6]. В настоящее время, формирование связей в составе игрового звена сводится к постоянному поиску оптимального сочетания игроков на основе субъективных показателей спортивной подготовленности и лишь иногда на основе технико-тактических данных полученных в ходе анализам соревновательной деятельности команды. Все это подталкивает тренера к активной ротации состава в ходе соревновательной деятельности, что в итоге в большинстве случаев приводит к нерациональному распределению игрового времени среди спортсменов всей команды. Как следствие происходит снижению общего темпа игровых действий, так как отмечается низкая реализация потенциальных индивидуальных возможностей игроков не входящих в основное звено.

Цель исследования - теоретически обосновать систему формирования состава спортивных команд в игровых видах спорта.

Результаты исследования. Предложенная модель формирования состава игровых звеньев высококвалифицированных команд, базируется на интегрально-индивидуальном подходе.

Интегрально-индивидуальный подход характеризуется целостной структурой индивидуальных свойств человека: биохимических, соматических, нейродинамических, свойств личности и т. д.

Изучение связи между всеми свойствами индивидуальности человека в настоящее время осуществляется по двум направлениям: 1) знание о составе возможностей индивида; 2) знание свойств индивида которые относятся к одному и тому же, а какие - к разным иерархическим уровням, что обеспечивает целостное представление об индивиде.

Эффективное комплектование спортивной команды, как иерархического уровня, всегда обусловлено необходимостью различий нечто типичного, общее для определенной группы людей, а также

индивидуально своеобразного, неповторимое, присущее только одному человеку.

По нашему мнению основу интегрально-индивидуального подхода к формированию состава игровых звеньев высококвалифицированных спортсменов формируют следующие его уровни: организационно -педагогический, функционально-генетический, индивидуально-

психологический, психо-генетический, социально-психологический (рис.).

Структура интегрально-индивидуального подхода при формировании

состава игровых звеньев высококвалифицированных команд в спортивных играх без ограничения количества замен (мини-футбол,

баскетбол, хоккей)

Организационно-педагогический уровень интегральной

индивидуальности спортсмена подразумевает свой собственный стиль поведения в результате, которого даже самая хорошая и эффективная копия игроков не сможет превзойти оригинал. Это обеспечивается за счет индивидуальных показателей физической, технической и технико-тактической подготовленности спортсмена.

Контактные виды спортивных игр (мини-футбол, баскетбол и хоккей) это, «своеобразное многоборье», где компонентами мастерства являются техника удара или броска, передача, а также ловкость, сила, мужество, чувство партнера, хитрость, интуиция и т. д. Отсюда следует, что для достижения высоких спортивных результатов необходимо формировать игровые звенья команд, с учетом индивидуальных качеств спортсмена акцентируя внимание на яркие черты дарования индивида.

Если говорить о педагогической стороне комплектования игрового звена, то прежде невозможно сводить действия звена к выработке у них

только одного компонента педагогической деятельности (физическая, техническая, технико-тактическая подготовленность), нужно пытаться формировать более важные и ценные индивидуальные качества игроков, что позволит спортсмену раскрыть свой потенциал.

В связи с этим не обязательно, чтобы все игроки одного эвена играли одинаково. Напротив, соперникам гораздо труднее бороться против звена, где все не похожи друг на друга, где каждый играет в своем, неповторимом ключе.

Безусловно, самым важным педагогическим условием формирования звена, является единство понимания игроками общих принципов игры, всей тактики современного мини-футбола, баскетбола и хоккея. Все звено должно одинаково представлять задачи, которые стоят перед ним, одинаково, понимать тактику игры в разных зонах площадки. При этом следует отметить, что в игровом звене, кто-то должен быть техничным, кто-то физически одаренным, психологически устойчивым, только сочетание этих особенностей позволяет рационализировать звено при частой вариации на основе индивидуальных показателей.

Таким образом, подытоживая, следует отметить, что в основу эффективного формирования игровых звеньев в мини-футболе, баскетболе и хоккее должны быть положены педагогические условия специальной интегральной индивидуальности спортсмена, обеспечивающих сопоставимость игроков внутри социальной группы «игровое звено».

Функционально-генетический уровень сводится к системному исследованию межуровневых структур интегральной индивидуальности как отдельно взятых людей, так и контактных социальных групп (игровое звено)

Данное положение реализации инновационной технологии в высококвалифицированных командах представляется в виде такой формы, которая позволяла бы раскрыть достижения каждого игрока его наивысшего уровня готовности в соответствии с его задатками, способностями.

Таких общих методологических посылок функционально-генетического подхода к системному исследованию межуровневых структур интегральной индивидуальности, по меньшей мере, три:

Во-первых, в междисциплинарном системном исследовании взаимодействия и интеграции разноуровневых индивидуальных свойств необходимо учитывать аспекты саморазвития большой системы интегральной индивидуальности и её функционирования.

Во-вторых, следует исходить из того, что важнейшими характеристиками межуровневых структур интегральной индивидуальности игроков являются особенности их морфологии, определяющие специфику их содержания и функций, синхронизм и диахронизм в саморазвитии и функционировании.

В-третьих, межуровневые структуры интегральной

индивидуальности, с одной стороны, испытывают на себе влияние

внутренних и внешних условий конкретной деятельности, с другой, -обладают своим особым детерминирующим потенциалом относительно процессуальных и результативных компонентов конкретной деятельности (индивидуальной и совместной), а также становления личности человека.

Именно отсюда проблема исследования функционально-генетических межуровневых структур индивидуальных свойств человека приобретает особую актуальность для спортивной практики, а именно для эффективного формирования игровых звеньев высококвалифицированных команд в спортивных играх без ограничения количества замен.

Теоретическими и экспериментальными предпосылками конкретизирующих предмет функционально-генетического исследования межуровневых структур интегральной индивидуальности являются:

- функционирование и развитие межуровневых структур;

- собственное время большой системы интегральной индивидуальности;

- соотношение внутренних и внешних условий в функционировании и развитии межуровневых структур индивидуальных свойств человека;

- индивидуальный стиль деятельности как системообразующий фактор интегральной индивидуальности;

- взаимодействие интегральных индивидуальностей людей в совместной деятельности.

Поэтому очень важно при формировании состава игровых звеньев учитывать функциональные и генетические предпосылки индивидуальности каждого спортсмена во многом позволяющих добиться высоких спортивных результатов.

Индивидуально-психологический уровень. Успешность

соревновательной деятельности в спортивных играх определяется показателями индивидуальных психологических свойств личности.

В связи с этим выделяют три аспекта индивидуальных психологических свойств:

- процессе развития складывается симптомокомплексы проявлений, характеризующих отдельные свойства личности;

- развитие индивидуальных свойств заключается в изменении интенсивности и частоты их проявления;

- с возрастом развитие индивидуальности заключается в возникновении новых связей между индивидуальными свойствами.

При реализации индивидуально-психологического подхода при формировании игровых звеньев высококвалифицированных команд необходимо постоянно учитывать особенности более высокие иерархические уровни - межличностный статус.

Рациональность комплектования состава игровых звеньев с позиции индивидуально-психологического и межличностного взаимодействия является абсолютно необходимым условием методического обеспечения учебно-тренировочного процесса.

В результате формирования состава игровых звеньев на основе взаимодействия субъекта с субъектом на индивидуально-психологическом уровне складываются определенные межличностные отношения - деловые, эмоциональные, ценностно-ориентационные.

Согласно выше сказанному, эффективность взаимодействия в предметной деятельности определяется не только свойствами субъекта, но и межличностными отношениями в конкретной социальной группе.

Психо-генетический уровень интегральной индивидуальности характеризуются взаимодействием факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам.

Отсюда следует, что при комплектовании состава высококвалифицированных команд встает задача поиска биологических, «природных», основ межиндивидуальной вариативности психологических черт: когнитивных процессов, личностных характеристик, моторики и т. д.

Процесс ведения игровых действий в спортивных играх происходит в коллективной форме, при условиях понимания ответственности каждого за успешность действий коллектива. Иногда создаются модели соперничества и сотрудничества для достижения целей отдельной личности и коллектива.

Во-первых, понятие «биологическое» излишне широко: оно включает в себя спектр признаков, относящихся к разным системам организма, разным уровням его организации, к состоянию подготовленности, характеристикам телесной конституции, и многое другое, имеющее очень разное отношение к человеческой психике.

Во-вторых, одновременно с излишне широким содержанием понятия «биологическое», оказывается суженным (если его понимать буквально) второй член этой пары понятий - «социальное». В подавляющем большинстве работ и обсуждается роль собственно социальных (точнее, социально-психологических) факторов: общения, труда, коллектива и т. д.

Таким образом, парадигма «наследственное и средовое», и, по-видимому, только она, удовлетворяет всем условиям, необходимым для экспериментального исследования факторов, формирующих межиндивидуальную вариативность.

Социально-психологический уровень характеризуется тем, что индивидуальные психологические свойства человека выражаются в деятельности общественных классов и социальных групп.

Индивидуальный стиль деятельности как типичного явления характеризует массовые социальные санкции и социальные оценки. Высокая социальная санкция или оценка определяется оценкой коллективных действий человека в зависимости от его положительного или отрицательного отношения к социальной норме.

Шкала социальных оценок, применяемая коллективом, может быть более широкой или более узкой, более жесткой и косной или более

динамичной. От широты шкалы социальных оценок зависит диапазон допускаемых или поощряемых коллективом индивидуальных различий в применении социальных норм деятельности. Чем шире шкала социальных оценок, тем больше зона неопределенности деятельности.

В конечном счете, формирование индивида определяется не только воздействиями коллектива на человека, но и активным взаимодействием индивидуальности и коллектива.

Таким образом, зона неопределенности целей, создаваемая шкалой социальных оценок, - предпосылка не только для формирования индивидуального стиля деятельности, но и для развития коллектива. Оптимальное развитие индивидуальности возможно лишь в высокоразвитом, сплоченном коллективе, с широкой шкалой социальных оценок, с коллегиальным, демократическим стилем управления.

Список литературы.

1. Алиев Э.Г., Андреев С.Н., Губа В.П. Мини-футбол (Футзал): учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Физическая культура» и специальности «Физическая культура и спорт». М.: Советский спорт, 2012. 549 с.

2. Губа В.П., Родин А.В. Модернизация теории и методики спортивных игр // Теория и практика физической культуры. 2010. № 4. С. 16-19.

3. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения: учебник. М.: Академия, 2004. 520 с.

4. Хрусталев Г.А., Губа В.П. Концепция управления соревновательной деятельностью высококвалифицированных команд в спортивных играх // Теория и практика физической культуры. 2015. № 6. С.101-104.

5. Хрусталев Г.А. Теоретико-методологические основы моделирования соревновательной деятельности в спортивных играх: дис. ...д-ра пед. наук. Тула, 2013. 375 с.

6. Макаров Ю.М. Методология формирования игровой деятельности у юных спортсменов в игровых видах спорта: дис. ...д-ра пед. наук. СПб., 2013. 325 с.

Хрусталев Герман Александрович, д-р пед. наук, доц., ^егтапхг4@ттаИ.ги, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Губа Владимир Петрович, д-р пед. наук, проф., Заслуж. работник высш. школы РФ, smolguba67@mail. ги, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Ермаков Вячеслав Александрович, д-р пед. наук, проф., 1т1к егтакоу'алшИги, Россия, Тула, Тульский государственный университет

TEORETIKO-METODOLOGICHESKIE OF THE BASIS OF EFFECTIVE FORMATION

OF TEAMS

G.A. Khrustalyov, V.P. Guba, V.A. Ermakov

In article questions of effective formation of a team's line-up in game sports on the basis of the integrated individual approach providing determination of prospects of the athlete on the whole complex of specific features of development of an organism are considered.

Key words: sports, team, game links, integrated individual approach.

Khrustalyov Herman Aleksandrovich, doctor of pedagogical Sciences, associate professor, germanxr4@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Guba Vladimir Petrovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, honored worker of the higher school of the Russian Federation, smolguba67@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Ermakov Vyacheslav Aleksandrovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, tmfk ermakov@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.42

СОЧЕТАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК И СРЕДСТВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ В ТРЕНИРОВКЕ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ

ДИСТАНЦИИ

И.Г. Хурамшин, С.С. Русакова

Представлено содержание тренировочных нагрузок и средств восстановления работоспособности бегунов. Значение разработанного содержания заключается в увеличении интенсивности тренировочного процесса с помощью перераспределения средств направленных на восстановительные мероприятия и включением этих средств в специальную подготовку.

Ключевые слова: легкая атлетика, бег на средние дистанции, подготовительный период, тренировочные нагрузки, средства восстановления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время легкая атлетика характеризуется резким увеличением объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Достижение высоких результатов предполагает проведение нескольких тренировочных занятий в день, а, следовательно, существенное увеличение физических и психоэмоциональных нагрузок. Применение в тренировочном процессе бегунов на средние дистанции групп спортивного совершенствования нагрузки другой направленности (воздействие на другие мышечные группы, изменение интенсивности нагрузки, выполнение нагрузки в новых условиях, изменение характера отдыха) может активно влиять на психические процессы, снижая нагрузку после монотонной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.