Идеи и смыслы
Руслан ТАМБИЕВ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
В статье выделяются отличительные признаки государственной власти. Рассматриваются политическая, государственная и общественная формы власти.
The distinctive signs of state power are allocated in this article. Political, state and public forms of power are considered. Ключевые слова:
политическая впасть, государственная впасть, ресурсы власти, влияние, принуждение; political power, state power, resources of power, influence, compulsion.
Власть — одно из центральных понятий политической науки. Так, для М. Вебера «политика... означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, между группами людей, которые оно в себе заключает»1. В самом общем виде власть представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. По мнению С. Ханнинена, власть — это способность действовать с определенными последствиями под влиянием программ, технологий, рациональностей. А. Демидов добавляет, что она преобразует человеческую энергию из скалярной, ненаправленной, в векторную, направленную величину, превращает ее в действие, способное к реализации цели2.
В самом общем виде процесс властвования включает в себя принятие политических решений и проведение этих решений в жизнь через последовательные действия по мобилизации необходимых ресурсов и нейтрализации действий оппозиции. Реализация политических решений в жизнь связана с таким явлением, как влияние, т.е. использование власти для направления деятельности других субъектов. Выделяют три формы влияния: принуждение, когда власть осуществляется вопреки воле управляемых; убеждение, когда задача, цель властвования принимается, разделяется подвластными; стимулирование (создание стимулов, материальная выгода).
В основе принуждения лежит сила, насилие или угроза использования негативных санкций в случае отказа повиноваться. Под силой как источником подчинения, влияния, понимают способность субъекта непосредственно воздействовать на объект или его окружение через намеренное воздействие на тело, психику или ограничение потенциальных действий объекта. Насилие есть самый эффективный в краткосрочной перспективе метод. Однако он малоэффективен в качестве основного метода сохранения власти в течение длительного периода. Воздействие на психику объекта возможно как при помощи запугивания, так и манипуляции, т.е. скрытого влияния на объект, не осознаваемого последним. Д. Истон определяет манипуляцию следующим образом: «Когда Б не осознает намерения А оказать на него влияние, а А способен заставить Б действовать в соответствии со своими желаниями, то мы можем сказать, что имеем дело со случаем манипуляции»3.
ТАМБИЕВ Руслан Алиевич — соискатель Невинномысского государственного гуманитарнотехнического института fatia56@mail.ru
1 Вебер М. Политика как призвание и профессия // Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. 2. - М., 1997, с. 12.
2 Демидов А.И. Учение о политике: философские основания. — М., 2001.
3 Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. — М., 2001, с. 292.
В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, выделяют основные виды власти. Так, Х. Хекхаузен выделяет шесть видов власти: власть вознаграждающая, принуждающая, нормативная, референтная, экспертная и информационная1. Политическая власть является также разновидностью власти. Она охватывает все виды властных отношений в сфере политики, выражает способность субъекта обеспечить подчинение объекта в сфере политики. Политическая власть представляет собой специализированный, организационно-правовой, институционализированный тип власти. Как пишет французский политолог Ж.М. Денкен, она осуществляет политический выбор и обнаруживает коллективную волю, которая противопоставляется индивидуальным волям2.
Довольно остро в политической науке стоит вопрос о соотношении политической и государственной власти. Специальный анализ политической власти как способа социального общения людей усложняется наличием «смежного» понятия «влияния», образующего вместе с категорией власти целый категориальный блок. Один из патриархов чикагской школы бихевиоризма Ч. Мерриэм еще в 1934 г. писал о том, что категория «власть» имеет целую «семью» родственных понятий. «В семье власти явно насчитывается больше одного члена, и важно понять поэтому взаимоотношения между ее отдельными сочленами. Политическая власть даже не может претендовать на старшинство в этой компании, хотя и предъявляет часто свои права на закрепленное титулом превосходство. Братья и сестры власти столь многочисленны и агрессивны, что в каждый момент они могут объединиться против обладателя короны, и если они это сделают, то царствование высшего авторитета может быть поставлено под угрозу». Далее, отмечал он, кроме официальной власти государства существуют и другие «полюса силы», связанные с существующими параллельно иными источниками влияния: лоббистскими группами, партиями, корпорациями, масс-медиа и даже гангстерскими кланами. «Управление государством — это вещь,
1 Политология (проблемы теории). — СПб., 2000, с. 112—113.
2 Там же, с. 113.
далеко не всецело принадлежащая только самой себе, а являющаяся лишь одной из нескольких систем контроля, каждая из которых обладает своим механизмом и организацией, а когда представляется случай, то пытается и оказать влияние на официальный курс государственного управления»3. Таким образом, различаются государственная (или публичная) власть и неофициальное влияние в качестве двух основных силовых полюсов на политическом поле.
Мы не согласны с К.С. Гаджиевым, что «государство является главным и единственным носителем политической влас-ти»4. Во-первых, потому что субъектами (акторами) политической власти могут являться не только государство, но и политические партии и организации, правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления), групповое и индивидуальное лидерство, личная власть, отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдума и даже толпа (охлос). Множественность субъектов власти позволяет говорить, по крайней мере, о двух разновидностях политической власти: государственной и общественной.
Во-вторых, в условиях первобытнообщинного строя политическая власть (вожди, старейшины) уже существовала, но не было государственной власти, реализация которой предполагает специальный, обособленный от общества аппарат.
Американский социолог и политолог Д. Ронг, разработавший концепцию «разделения зон влияния», следуя американской бихевиористской традиции, во многом разъясняет механизм взаимоотношения центров власти и полюсов влияния. Во-первых, власть представляет собой социальное взаимодействие (интеракцию) властвующих и подвластных, в рамках которого они оказывают влияние друг на друга и постоянно «оборачиваются», т.е. меняются ролями. В некоторых случаях одни полюса влияния воздействуют на центр власти, а в других измерениях последние устанавливают свою зону контроля. Таким образом, между различными политическими агентами (государственными и негосударственными) происходит разделение сфер влияния и распределения
3 Memam Ch. Political Power. - N.Y., 1964, p. 91-92.
4 Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. - М., 1997, с. 85.
зон контроля над теми или иными ресурсами. Во-вторых, важным элементом концепции Ронга является различение двух основных форм осуществления власти: «интегральной», при которой используется лишь однополюсный, централизованный контроль, и «интеркурсивной», допускающей множественность полюсов влияния и разделения сфер контроля между сторонами1.
Польский политолог Е. Вятр выделяет характерные черты государственной власти. Эта власть осуществляется с помощью обособленного аппарата на определенной территории, на которую распространяется государственный суверенитет, и имеет возможность обратиться к средствам организованного законодательного инсти-туированного насилия. «Государственная власть представляет собой наивысшее, наиболее полное выражение политической власти — является политической властью в ее наиболее развитом виде»2.
Для понимания как самой природы властного общения, так и специфики современных отношений между людьми по поводу государственной власти, необходимо коснуться и вопроса о ее происхождении. Нередко упускается из виду, что политическая власть в ее современной форме как власть государственнопубличная имеет не такую уж длительную историю (всего около 5 тысячелетий) по сравнению с догосударственными (т. н. потестарными, от позднелатинского potestas — власть) сегментированными структурами управления и саморегулирования, существовавшими начиная с появления в эпоху позднего (или верхнего) палеолита кроманьонского человека (homo sapiens).
В пользу того, что видовое понятие государственной власти по объему значительно уже, чем родовая категория «власть», свидетельствует и появление в современной истории органов «надгосударственной» власти в лице законодательных (Европарламент) и исполнительных (Комиссия европейских сообществ) институтов, полномочия которых распространяются на территорию почти полутора десятка европейских стран. Итак, можно сделать предварительный вывод о том,
1 Wrong D. Some Problems in Defining // American Journal of Sociology, 1968, vol. 73, № 6, p. 674—681.
2 Вятр Е. Социология политических отношений. - М., 1979, с. 166.
что категория «власть» в широком смысле включает в себя и догосударственную (по-тестарную), и государственную (публичную), а возможно, даже и «надгосударственную» (постгосударственную) формы властной организации и общения людей.
Особой формой власти является общественная власть. Она формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.
Власть как социальное явление выполняет ряд функций. Основные функции политической власти в социальной системе формируются в процессе реализации потребности управления, регулирования общественных отношений. Одна из важнейших функций политической власти заключается в сохранении социальной целостности через выстраивание приоритетов, соответствующих ценностям данной культуры, и жесткое следование им, через реализацию потребностей и интересов социальных групп, осуществляющих властные функции. Другая функция заключается в осуществлении регулирования социальных отношений, поддержании стабильности функционирования социального организма.
Первые две функции тесно взаимосвязаны, что позволило французскому политологу Ф. Бро утверждать, что любая государственная власть имеет своей задачей «обеспечить порядок... сохранить статус-кво общества, реформировать его или революционизировать»3.
Государство обеспечивает установление единого социального порядка, что позволяет положить конец атомизации общества и избежать «войны всех против всех». Французский политолог А. Турен отмечал, что накопление и концентрация национальных ресурсов также является функцией государственной власти; что политическая (государственная) власть есть средство от «спонтанности» потребления к «искусственности» накопления4. Таким образом, власть государства является воплощением социальной связи, обеспечивающей объединение политического сообщества.
3 Бро Ф. Политология / Политология вчера и сегодня. Вып. 2. — М., 1990, с. 33.
4 Панарин А.С. Политология. Западная и Восточная традиция. — М., 2000, с. 130.