Научная статья на тему 'Теоретико-методологические и практические вопросы реализации отношений модификации монополизма в современной экономике России'

Теоретико-методологические и практические вопросы реализации отношений модификации монополизма в современной экономике России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / МОНОПОЛИЗМ / СИСТЕМА / ПОДСИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ОРГАН / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / TRANSFORMATION / MONOPOLISM / SYSTEM / SUB-SYSTEM / STATE REGULATION / COMPETITION / ANTI-MONOPOLY REGULATION / ANTI-MONOPOLY BODY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дёмин М. Б.

Статья посвящена исследованию теоретико-методологических и практических вопросов реализации отношений модификации монополизма в экономике. Раскрываются основные новации Закона «О защите конкуренции» от 26.07.06 и их влияние на правоприменительную практику. Сделаны выводы, имеющие теоретико-методологическое значение в отношении системы отношений трансформации монополизма и ее основной подсистемы государственного регулирования данных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL-METHODOLOGICAL AND PRACTICAL ISSUES OF REALIZATION OF THE MONOPOLISM MODIFICATION RELATIONS IN THE MODERN RUSSIAN ECONOMY

The article is devoted to the research of theoretical-methodological and practical issues of realization of the monopolism modification relations in economy. It explains the basic innovations of the Law On competition support of 26.07.06 and their influence on the legislative practice. It presents conclusions of theoretical-methodological value concerning the monopolism transformation relations system and its key sub-system state regulation of these relations.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические и практические вопросы реализации отношений модификации монополизма в современной экономике России»

УДК 338.24

М.Б. ДЕМИН, кандидат экономических наук, доцент

Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ МОДИФИКАЦИИ МОНОПОЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Статья посвящена исследованию теоретико-методологических и практических вопросов реализации отношений модификации монополизма в экономике. Раскрываются основные новации Закона "О защите конкуренции " от 26.07.06 и их влияние на правоприменительную практику. Сделаны выводы, имеющие теоретико-методологическое значение в отношении системы отношений трансформации монополизма и ее основной подсистемы -государственного регулирования данных отношений.

Функционирование рыночной экономики невозможно без воспроизводства конкурентных отношений. Конкуренция - это генетическая, сущностная черта рыночной системы хозяйствования. В контексте теоретического осмысления экономических процессов учеными отмечается, что конкуренция является базисной экономической категорией. Кроме того, можно утверждать, что существует экономический закон конкуренции. По своему содержанию этот закон является координирующим, поскольку в силу его реализации поведение обособленных экономических агентов приобретает качество согласованности, упорядоченности, что, в свою очередь, делает возможной реализацию иных экономических законов: спроса, предложения, стоимости и т.д. [8].

Вместе с тем в развитии конкуренции отмечаются противоречивые тенденции. В частности, в рамках конкурентных отношений развертывается процесс монополизма, который объективно возникает и ведет к разрушению условий конкуренции, несмотря на то, что сам является имманентным продуктом данных условий. Поскольку разрушение условий конкуренции означает подрыв основ рыночной системы, неизбежно действие экономических сил,

препятствующих такому подрыву, то есть возникновение так называемых "антимонопольных отношений", а точнее, "отношений модификации и трансформации монополизма". Вектором реализации указанных отношений является не уничтожение монополизма, а корректировка его развития в сторону экономически эффективных форм монополизации и монополий, главным образом, инновационных.

Автор полагает, что уместно констатировать действие специфического экономического закона тенденции развития отношений модификации и трансформации монополизма, который, как и закон конкуренции, является координирующим экономическим законом, однако выражает координирующий аспект не частных интересов, а общественных.

К.В. Садченко исследует так называемый "закон отрицания монополии" [5]. Согласно концепции этого автора, "в целом конкуренция в экономике как в большей степени отрицающий монополию процесс есть следствие и подтверждение закона отрицания монополии". По его мнению, "закон отрицания монополии приводит к тому, что монополия относительна и не существует реальной абсолютной монополии каких-либо структур окружающей действитель-

ности". С отдельными положениями, обосновываемыми К.В. Садченко, нельзя не согласиться. Однако, по мнению автора, закон "отрицания монополии", как он сформулирован К.В. Садченко, является элементом, то есть частью экономического содержания закона тенденции развития отношений модификации и трансформации монополизма. Последний предполагает не только невозможность абсолютной монополизации, то есть ее относительность, но и развитие системы экономических отношений, связанных с преобразованием сущности монополизма.

Элементами системы отношений модификации и трансформации монополизма являются:

1) государственное регулирование отношений трансформации монополизма;

2) реализация отношений модификации монополизма посредством общественных организаций;

3) саморегулирование экономических агентов (экономические механизмы, в рамках которых антимонопольные отношения реализуются без видимого государственного или общественного контроля).

Несмотря на то, что системный характер исследуемых отношений предполагает необходимость согласованной реализации всех трех обозначенных элементов, мы вряд ли ошибемся, если укажем на особое значение первого элемента, а именно государственного регулирования отношений трансформации монополизма.

Основополагающей функцией государства в сфере экономики является создание и обеспечение реализации легальных институций, то есть правовых норм, санкционированных и обеспеченных государственным принуждением. В этой связи представляется не случайным то, что в экономической теории все чаще анализируются некоторые, изначально юридические, правовые категории. Первым объектом анализа экономической науки в сфере юридической действительности стали, по-видимому, "права собственности", так как именно они наиболее очевидным образом определяют характеристики экономического взаимодействия, влияют на

развитие экономических отношений. В настоящее время в качестве объекта экономических исследований все чаще выступает "право на конкуренцию" и государственно-правовой механизм его реализации. Это связано и с интенсивным развитием институционально-социологического направления экономической науки, которое позволило углубить, конкретизировать и детализировать экономический анализ, увеличить его гносеологический и эвристический потенциал. Для осмысления процессов, развивающихся в экономике России, несомненно, необходим адекватный теоретико-методологический инструментарий, и только исследовательская программа институционально-социологического направления, предполагающая, в частности, междисциплинарный подход, предоставляет такой инструментарий исследователю, пытающемуся постичь истину и адекватно отразить обнаруженные закономерности в научной концепции.

Проблема государственного антимонопольного регулирования является классическим примером проблемы, носящей междисциплинарный, экономико-юридический характер. Данные юридической науки, безусловно, обогащают экономические исследования реализации конкурентных отношений в условиях экономики России.

Государственное антимонопольное регулирование осуществляется в России с начала рыночных преобразований и претерпело значительную эволюцию. Для текущего этапа его реализации наиболее значительным событием, несомненно, явилось принятие Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 "О защите конкуренции" [7]. Охарактеризуем основные новации, содержащиеся в тексте данного нормативно-правового акта. Хотя нормы антимонопольного законодательства представляют собой достаточно целостный массив, в аналитических целях удобно выделить ряд направлений антимонопольного регулирования, регламентируемых Федеральным законом от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции". Такими основными направлениями реализации антимонопольного законодательства или осуществ-

ления антимонопольного регулирования являются: 1) регулирование злоупотребления доминирующим положением как формы монополистических действий; 2) регулирование согласованных действий фирм, ограничивающих конкуренцию; 3) регулирование актов, действий и соглашений органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции; 4) регулирование форм недобросовестной конкуренции; 5) регулирование процессов экономической концентрации на товарных рынках; 6) регулирование естественных монополий. При этом, поскольку естественные монополии регламентируются главным образом иными нормативно-правовыми актами, Федеральный закон от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" не внес каких-либо изменений в их регулирование. Кроме того, отсутствуют существенные изменения в регулировании форм недобросовестной конкуренции.

В отношении регулирования злоупотребления доминирующим положением с принятием закона о конкуренции произошли два основных изменения. Во вступившем в силу Федеральном законе от 26.07.2006 г. ст. 5 посвящена содержательно-нормативной трактовке категории "доминирующее положение". В сравнении с предыдущим Законом, существенно модифицировано понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта. В частности, снижен размер доли хозяйствующего субъекта на рынке с 65% до 50%, начиная с которого компания должна доказать антимонопольному органу, что она не занимает на рынке доминирующего положения.

Особенностью нового закона является включение в практику законоприменения категории коллективного доминирования, констатация которого возможна только при совокупном исполнении или существования пяти условий. Доказательство или опровержение коллективного доминирования потребует использования системного алгоритма, многоступенчатого и тщательного экономического анализа.

В ст. 8 Федерального Закона от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" впервые введена в

юридический оборот категория "согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке". Такие действия должны удовлетворять следующим условиям:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Такими обстоятельствами, в частности, могут быть:

- изменение регулируемых тарифов;

- изменение цены на сырье, используемое для производства товара;

- изменение цен на товар на мировых товарных рынках;

- существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года;

- изменение спроса в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Важной новацией в Федеральном законе от 26.07.2006 г. стало включение процедуры нотификации соглашений. Хозяйствующие субъекты, имеющие намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с данным Федеральным законом, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства (ст. 35). Антимонопольный орган в течение 30 дней со дня поступления всей необходимой для рассмотрения заявления информации принимает решение о соответствии либо несоответствии соглашения требованиям антимонопольного законодательства. Основаниями для отказа в принятии решения о соответствии соглашения или согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства становятся изначально запре-

щенные соглашения и недостоверность предоставленной информации.

Законом быи расширен круг субъектов, подпадающих под существующий в антимонопольном законодательстве в настоящее время запрет соглашений или согласованных действий органов исполнительной власти, в результате чего возникает ограничение конкуренции. В перечень органов и организаций, на которые распространяется указанный запрет, включен Центральный банк Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды (за исключением случаев таких соглашений, установ-ленныгх федеральным законом).

Новацией является введение ст. 18, предусматривающей особенности отбора финансовых организаций. Субъекты естественных монополий, органы власти, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды обязаны отбирать финансовые организации путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона для оказания следующих фи-нансовыгх услуг:

- привлечение денежных средств юридических лиц во вклады;

- открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам;

- предоставление кредита;

- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания юридических лиц;

- выщача банковских гарантий;

- услуги на рынке ценных бумаг;

- услуги по договору лизинга;

- страхование имущества;

- личное страхование, в том числе медицинское;

- негосударственное пенсионное страхование;

- страхование ответственности.

Опираясь на зарубежный опыт регулирования участия государства в общих правилах функционирования рынка, впервые в Закон введено "революционное положение", предусматривающее общий запрет на избирательное предоставление преимуществ хозяйствующим

субъектам со стороны органов власти и местного самоуправления.

Одной из наиболее значимых новаций закона стало определение понятия государственной помощи как особой разновидности антиконкурентных действий органов власти.

В ст. 4 Закона "О защите конкуренции" дано следующее определение: "государственная или муниципальная помощь - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке".

Важно отметить, что в Федеральный закон от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" внесены положения, связанные с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Важен включенный в действующий закон акцент законодателя в отношении нераспространения норм данного закона на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо если приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции.

Из практики контроля антимонопольными органами исключено предварительное согласование каждого приобретения голосующих акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций путем согласования норм закона о конкуренции с законами о хозяйственных обществах, а также посредством исключения из сферы антимонопольного контроля случаев приоб-

ретения незначительных пакетов акций (долей), не приводящих к перераспределению влияния между участниками хозяйственного общества. Контроль над приобретением акций осуществляется лишь в случае, когда приобретение может вести к горизонтальному или вертикальному ограничению конкуренции.

В процедурном плане контроля экономической концентрации введена двухступенчатая схема рассмотрения заявления как для предварительных согласований, так и для уведомлений для селекции на первом этапе сделок, не оказывающих существенного влияния на конкуренцию.

С целью ускорить получение заключения антимонопольных органов по сделке установлены нормы того, что хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно проводить анализ рынка, оценивать положительный эффект от сделки. Также в необходимых случаях они могут предоставлять антимонопольным органам предложения по модификации сделки (структурные и поведенческие меры) с доказательством того, что предлагаемые меры, однажды примененные, способны восстановить условия конкуренции, нарушенные в результате совершения сделки либо иных действий.

При этом антимонопольные органы оценивают предлагаемые участниками сделки меры на предмет того, смогут ли они восстановить условия эффективной конкуренции. В случае положительного вывода данные обязательства включаются в положительное решение антимонопольного органа в качестве требований, определяющих условия совершения сделки.

Также было введено законодательное закрепление обязанности хозяйствующего субъекта раскрывать (декларировать) определенную законом информацию, в том числе о реальных выгодоприобретателях (бенефициариях), об участвующих в сделках оффшорных компаниях.

Предварительный контроль осуществляется до совершения сделки или проведения реорганизации и заключается в рассмотрении антимонопольными органами ходатайств хозяйствующих субъектов о даче согласия на ее совершение. Важнейший аспект предварительно-

го анализа заключается в выявлении истинных владельцев акций, реальных собственников активов. В ст. 9 приводится достаточно подробное толкование категории "группа лиц". Выделяются 14 содержательных положений, идентифицируя которые, можно выделить группу субъектов, относящихся к категории "группа лиц".

Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. детализирует регулирование процедур, связанных с необходимостью для хозяйствующего субъекта получать предварительное разрешение антимонопольного органа на совершение отдельных видов сделок и действий. В Закон включен важный исчерпывающий перечень документов и сведений (ст.ст. 31-34), которые хозяйствующий субъект обязан предоставлять в антимонопольный орган для получения разрешения на отдельные виды сделок и действий. Законодатель достаточно подробно расписал процедуру принятия антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, выдачи антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление.

В Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. внесены изменения, направленные на значительное увеличение пороговых значений критериев контроля экономической концентрации, начиная с которых о сделках и иных действиях необходимо уведомить антимонопольный орган либо до их совершения, либо после. Стоимость активов для хозяйствующих субъектов увеличена до 3 млрд рублей, введены новые критерии контроля экономической концентрации - оборотные показатели (объем суммарной выручки 6 млрд рублей) в совокупности с показателями рыночной концентрации. При этом критерии устанавливаются для каждого участника сделки, чтобы исключить рассмотрение сделок, где один из участников - мелкая компания. Данная новация приведет к снижению административной нагрузки на хозяйствующих субъектов, связанной с необходимостью получения предварительного разрешения на совершение сделок и действий, а также к снижению нагрузки, не связанной с за-

щитой конкуренции, на антимонопольный орган. Это позволит ему сосредоточиться на реализации своих основных функций: контролировать состояние конкуренции на товарных рынках и в предупредительном порядке реагировать на ее возможное ограничение.

Введение вышеперечисленных новаций и некоторых других, безусловно, ведет к дальнейшему совершенствованию механизма антимонопольного регулирования. И все же в сфере реализации антимонопольного законодательства остается нерешенным множество практических проблем.

Так, в теории отраслевых рынков при исследовании монополистического поведения компаний, имеющих рыночную власть, в первую очередь рассматривают вопросы, касающиеся возможности установления монопольно высокой (низкой) цены как источника повышения монопольных прибылей. В то же время в реальной практике рассмотрения дел, связанных со злоупотреблениями доминирующим положением хозяйствующими субъектами на рынке, выявление фактов установления монопольно высокой цены - редкое явление (около 5%), поскольку данный признак менее формализован, чем договорные условия, более сложен в анализе, особенно при поиске сравнительной базы для сопоставления и прогнозирования монопольной прибыли в условиях потенциальной конкуренции.

В завершение хотелось бы обратить внимание еще на некоторые положения. Реализация антимонопольного законодательства, безусловно, не исчерпывает экономического содержания отношений модификации монополизма, развитие которых связано с действием более широкого круга юридических норм, в том числе норм уголовного и административного права, устанавливающих ответственность за нарушение конкурентного законодательства, а также норм, направленных на поддержку малого предпринимательства, защиту прав потребителей, защиту прав работников в рамках трудового договора.

Государственное антимонопольное регулирование осуществляется не только собственно

антимонопольными органами, то есть Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными подразделениями, но и иными государственными органами, а именно: другими министерствами и ведомствами при осуществлении денежно-кредитной, налоговой, иной политики, органами прокуратуры, суда. Успешность антимонопольной политики зависит, таким образом, от согласованности действий всех звеньев государственного механизма.

Теоретическое исследование системы государственного регулирования отношений модификации монополизма, являющейся подсистемой системы указанных отношений, предполагает выделение в ней взаимосвязанных элементов. По мнению автора, уместно выделение элементов, прежде всего, соответствующих основным направлениям государственного регулирования отношений трансформации монополизма, а именно: 1) регулирование злоупотребления доминирующим положением как формы монополистических действий; 2) регулирование согласованных действий фирм, ограничивающих конкуренцию; 3) регулирование актов, действий и соглашений органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции; 4) регулирование форм недобросовестной конкуренции; 5) регулирование процессов экономической концентрации на товарных рынках; 6) регулирование естественных монополий. Так как автор придерживается точки зрения, что государственное регулирование отношений трансформации монополизма не исчерпывается реализацией собственно антимонопольного законодательства, возможно и даже необходимо выделение и иных элементов.

Список литературы

1. Демин М.Б. Проблемы развития отношений модификации и трансформации монополизма в условиях глобализации // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. -2007. - № 1.

2. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. - 2-е изд., перераб. - М.: Омега-Л, 2006.

3. Маркс К. Капитал. Т.1. Процесс производства капитала. - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1978.

4. Никеров Г.И. Антимонопольное регулирование США: 115-летний опыт и его итоги // Государство и право. - 1999. - № 6.

5. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач / Кол. авторов; автор проекта и координатор исследований А.Ю. Юданов. - М.: Финансовая компания "ИН-ТРАСТ"; КНОРУС, 2007.

6. Садченко К.В. Законы экономической эволюции. -М.: Дело и Сервис, 2007.

7. Супоницкая И.М. Монополии и антимонополистическое движение в США в конце XIX в. - М., 1991.

8. Федеральный Закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 "О защите конкуренции".

9. Хасанова А.Ш. Конкурентные отношения и их реализация в рыночной экономике: вопросы теории и методологии. - Казань, 1999.

10. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. -М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", изд-во "Гном-Пресс", 1998.

В редакцию материал поступил 16.08.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.