Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты управления муниципальной собственностью'

Теоретико-методологические аспекты управления муниципальной собственностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
840
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козаков Ефим Михайлович, Шеломенцев Андрей Геннадьевич, Пилюгин Евгений Александрович

Данная статья посвящена вопросам совершенствования механизма управления муниципальной собственностью. Представлена подробная характеристика субъектов и объектов управления муниципальной собственностью. Определено социально-экономическое содержание муниципальной казны, а также рассмотрены источники её формирования. Особое место в работе уделяется организационно-экономическим предпосылкам совершенствования механизма управления муниципальной собственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козаков Ефим Михайлович, Шеломенцев Андрей Геннадьевич, Пилюгин Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to questions of the mechanism of the municipal property management perfection. The detailed characteristic of subjects and objects of the municipal property management is presented. The social and economic maintenance of municipal treasury is certain, and also sources of its formation are considered. The special place in the work is given to organizational-economic preconditions of the mechanism of the municipal property management.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты управления муниципальной собственностью»

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Козаков Е.М., Шеломенцев А.Г., Пилюгин Е.А.

Данная статья посвящена вопросам совершенствования механизма управления муниципальной собственностью. Представлена подробная характеристика субъектов и объектов управления муниципальной собственностью. Определено социально-экономическое содержание муниципальной казны, а также рассмотрены источники её формирования. Особое место в работе уделяется организационно-экономическим предпосылкам совершенствования механизма управления муниципальной собственностью.

При определении подходов к управлению муниципальной собственностью необходимо учитывать тот факт, что ее использование одновременно обусловливается двумя группами факторов: с одной стороны, использование должно быть эффективным с экономической точки зрения; с другой, обеспечивать условия для решения социальных задач жизнедеятельности местного населения. В связи с этим следует различать критерии эффективности управления муниципальной собственностью и рационального ее использования.

Управление муниципальной собственностью осуществляется непосредственно муниципалитетом, либо по доверенности от его лица, в то время как в использовании муниципальной собственности может принимать участие более широкий круг физических и юридических лиц. Последнее обусловливает необходимость оценки последствий использования объектов муниципальной собственности. Однако в настоящее время отсутствуют общепризнанные подходы и к оценке эффективности управления, и к определению последствий ее использования.

Одной из причин этого является то, что муниципальная собственность как экономический институт находится в стадии формирования. Так, в настоящее время устанавливается состав объектов, необходимых муниципалитетам для выполнения их функций; осуществляется их регистрация в установленном законом порядке; определяются полномочия и ответственность собственников и пользователей объектов муниципальной собственности.

Обозначив известный, общепринятый и устоявшийся тезис о том, что термин "собственность" употребляется в двух различных смыслах: в экономическом - как обозначение совокупности экономических отношений, связанных с определенным имущественным комплексом и определенным субъектом экономической деятельности; в юридическом - как обозначение вещного права, права лица на определенную вещь (совокупность вещей), включающего в себя правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться этой вещью (вещами) и истребовать ее из чужого незаконного владения, в настоящей статье мы сосредоточим свое внимание на экономико-правовых положениях.

Долгое время проблема отношений собственности в целом и муниципальной в частности разрабатывалась в сугубо академическом аспекте, исключительно в связи с уточнением понятий. Большинство мнений ученых по рассматриваемой проблематике было изложено ими в своих работах на основе советского гражданского законодательства 20 - 80-х годов. Появление нового гражданского законодательства привело не

только к изменению правового регулирования собственнических отношений, но и к кардинальному пересмотру всех областей законодательства. Потребовались новые, ранее неизвестные правовые предписания. Оказалось, что тот концептуальный запас, который длительное время формировался в условиях господства общенародной формы собственности, оказался исчерпанным. Труды экономистов и правоведов (что вполне соответствовало духу времени) оправдывали необходимость сосредоточения всего фонда государственной собственности в руках государства как единого и единственного собственника, которое не только организует процесс социалистического расширенного воспроизводства, но и осуществляет его через свои хозяйственно-оперативные органы [1 - 3 и др.].

В современных условиях пересмотру подверглись теоретические концепции, разработанные на базе плановой экономики. Внимание ученых стали привлекать ранее забытые общественные институты гражданского права: частная собственность и ее соотношение с иными видами собственности, приватизация, интеллектуальная собственность, хозяйственные общества и товарищества, ценные бумаги и биржевые сделки, сделки с недвижимостью, другие вещные права и т. п. Однако сегодня можно утверждать, что как в экономической теории, так и в области гражданского права отсутствуют глубокие научные исследования о природе и роли различных форм собственности в условиях рыночной экономики.

Особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства состоят в том, что государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, напротив, характеризуется множественностью субъектов. К их числу относятся как Российская Федерация (федеративное государство) в целом, так и ее отдельные субъекты - республики, края, области, города федерального подчинения, автономные области, автономные округа. Что касается городских и сельских поселений и других муниципальных образований, то в них осуществляются функции местного самоуправления, в связи с чем они не могут считаться государственными образованиями. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Несомненно, однако, что они обладают определенными властными полномочиями, которыми их наделяет закон.

Нынешний объем муниципальной собственности в России остается значительным. Это актуализирует проблему упорядочения ее структуры, обусловливающую низкий уровень управления объектами муниципальной собственности; возникают трудности ее восприятия как формы обладания вещами и благами. В первую очередь из-за специфики субъекта, а также в связи с историческими особенностями муниципальная собственность рассматривается как совокупность специфических отношений, представляющих сложную систему отношений с властью.

Как собственники своего имущества муниципальные образования независимы друг от друга и выступают в гражданских правоотношениях как вполне самостоятельные, равноправные и имущественно обособленные субъекты. Именно поэтому Российская Федерация не отвечает своей казной по обязательствам своих субъектов или муниципальных образований, а последние не отвечают своим имуществом по обязательствам друг друга или Российской Федерации, если только кто-либо из них не принял на себя специальную гарантию (поручительство) по обязательствам другого субъекта.

Проблема урегулирования отношений государственной и муниципальной собственности побуждает к принятию отдельного законодательного акта "О государственном и муниципальном имуществе". Цель закона - четко обозначить возможности госу-

дарства в отношениях собственности, оставляя за ним только то, что ему - государству - нужно объективно, а не в силу субъективных притязаний. Представляется, что в публичной собственности должно находиться только то имущество, которое по своему функциональному назначению необходимо для осуществления соответственно Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями возложенных на них федеральными законами исключительных публичных полномочий. Такое имущество не может быть отчуждено ни в результате приватизации, ни банкротства, ни исполнительного производства. Из закона, а не трехуровневой совокупности правовых норм, должно следовать положение о том, что публичная собственность может находиться либо непосредственно в казне, либо должна быть закреплена на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Все предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, должны быть либо акционированы, либо преобразованы в казенные предприятия, либо ликвидированы .

Наличие муниципальной собственности - это не особенность российского государства. В том или ином объеме она есть у каждого государства, образуя материальную основу существования местных органов власти и одновременно концентрируя те отрасли и сферы деятельности, которые призваны обслужить потребности и интересы людей, непосредственно проживающих в данном муниципальном образовании. Иное дело - объектный состав муниципальной собственности и ее удельный вес в общественном производстве и в использовании общественных благ и услуг. Они у различных государств неодинаковы, так как связаны с воздействием не только экономических, но и политических, экологических и социальных факторов.

Под функциями подразумеваются сферы ответственности местных органов самоуправления, связанные с реализацией их полномочий по управлению объектами муниципальной собственности. Функции могут быть исключительными, совместными и делегированными органами государственной власти местному самоуправлению. Исключительные функции - это реализация органом власти его исключительных полномочий. Совместные функции предполагают участие одновременно муниципалитета и органа государственной власти в реализации их полномочий в сфере управления муниципальной собственностью. Делегированная органом государственной власти местному самоуправлению функция - это функция, которая на основании действующего законодательства и соглашения сторон передана муниципалитету. Под полномочием авторы подразумевают право и обязанность, установленные за органом местного самоуправления действующим законодательством и другими нормативными актами для исполнения возложенных на них функций.

В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, а также оборудование, транспортные средства и иные средства производства, предметы бытового и потребительского характера. В состав публичного имущества входят и принадлежащие публично-правовым образованиям ценные бумаги, в частности акции приватизированных предприятий, ставших акционерными обществами, вклады в банках и

Это соответствует Концепции реформирования предприятий и иных коммерческих организаций, ут-всрждснной постановлением Правительства РФ от 30 октября 1997 г. (СЗ РФ. 1997. № 44. Ст. 5087).

других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры.

В совокупности объектов муниципальной собственности выделим муниципальную казну. В русле социально-экономического содержания муниципальная казна получила в литературе следующую трактовку. Это система отношений, складывающаяся в результате владения, пользования, распоряжения и управления имуществом муниципального образования, экономическими и финансовыми объектами местного самоуправления, а также по поводу присвоения сообществом людей данного поселения общественных благ и услуг в целях воспроизводства [4, с. 52].

Обозначим социально-экономическое содержание казны в следующих аспектах:

• в социальном', основное предназначение казны, представляющей не частный, а публичный интерес, заключается в максимально возможном в данных конкретных условиях удовлетворении интересов населения - Российской Федерации в целом, субъекта Федерации, муниципального образования, поселка в составе муниципального образования, вплоть до отдельного индивида;

• в экономическом: казна состоит из двух частей - финансовой и имущественной. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями ;

• в пространственном: в Российской Федерации по мере развития федеративных отношений и разграничения полномочий государственной и муниципальной власти значение и самостоятельность казны на всех уровнях управленческой иерархии в экономико-географическом пространстве страны будут неизбежно возрастать;

• в управленческом', порядок управления денежными средствами государственных и муниципальных бюджетов, а также дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений, в целом можно считать относительно урегулированным. В то же время управление казенным имуществом не имеет надлежащей правовой регламентации.

В литературе [5] приводятся убедительные данные, насколько по-разному решаются в практике управления проблемы учета казенного имущества, в том числе изменения его стоимости в разных субъектах Федерации и муниципальных образованиях.

Объекты казны делятся на две категории - финансовую и нефинансовую (имущественную).

К финансовым объектам относятся муниципальный бюджет, а также средства внебюджетных фондов.

К нефинансовым (имущественным) объектам казны относятся недвижимость и движимое имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, включая: жилой и нежилой фонды, земельные участки и иные природные ресурсы местного значения; предприятия (имущественные комплексы), объекты инженерной инфраструктуры; машины, станки и иное оборудование, ценные бумаги, запасы сырья и материалов; объекты интеллектуальной собственности; программные продукты и информационные базы данных; архивные фонды и др.

В целях унификации и единообразия учета имущества муниципального сектора представляется целесообразным, во-первых, реестр имущества муниципальных субъ-

"Иное государственное имущество" будем именовать "казенным имуществом".

ектов разделить на два самостоятельных реестра: 1) реестр имущества, переданного в оперативное управление; 2) реестр казенного имущества муниципального образования. Во-вторых, необходимо разработать нормативно-правовые документы, регламентирующие единый порядок отражения изменения стоимости казенного имущества.

Конкретные перечни имущества, являющегося публичной собственностью, формируются органами местного самоуправления. Муниципальная собственность может находиться либо непосредственно в казне соответствующего муниципального образования (о чем сказано выше), либо должно быть закреплено на праве оперативного управления соответственно за муниципальными предприятиями или учреждениями.

При этом в настоящее время в научной литературе продолжается обсуждение перспектив института собственности "на праве хозяйственного ведения". Появление категории "хозяйственного ведения" было связано с тем, что на начальном этапе реформирования экономических отношений в России государство сохраняло определяющую роль в экономической жизни и, в частности, в отношениях собственности. Теперь предполагается по существу завершить реформирование экономической системы, для чего оставить в государственной и муниципальной собственности только то имущество, которое непосредственно призвано обеспечить публичные полномочия государства и муниципальных образований. По мнению авторов, управление таким имуществом в принципе невозможно обеспечить через категорию "хозяйственного ведения" ввиду постоянно сохраняющегося риска утраты данного имущества через банкротство, исполнительное производство и т.п.

От муниципальной собственности следует отличать собственность общественных организаций, являющихся конкретными юридическими лицами. Вместе с тем использование понятия "муниципальная собственность" не означает, что она бесконтрольно принадлежит всем и каждому на данной территории. Осознание этой истины и создает предпосылки для ее эффективного использования.

Особо следует остановиться на проблеме разграничения функций между органами государственного управления и местного самоуправления, которая в последние годы приобрела особую актуальность. По нашему мнению, учитывая опыт управления объектами публичной собственности на муниципальном и региональном уровнях, можно сформулировать следующие принципы разграничения функций:

• ответственность за принятие (непринятие) конкретных решений в сфере использования объектов муниципальной собственности;

• обеспечение эффективности осуществления функций и полномочий;

• согласование региональных и местных интересов;

• открытость и информационная прозрачность принятия решений и их результатов;

• определение границ ответственности и полномочий, определяемых нормативными правовыми актами.

Дальнейшее формирование муниципальной собственности как экономико-правового института и ее социально-ответственное использование будут зависеть, с одной стороны, от развития законодательной базы, ее неукоснительного применения, а также устранения в ней внутренних противоречий; с другой - от социально-экономической результативности использования объектов муниципальной собственности на практике.

Опыт свидетельствует о том, что простое изменение форм собственности путем приватизации муниципального имущества далеко не всегда приводит к повышению

эффективности его использования, которая зависит от самого широкого круга социальных, экономических и политических факторов. Поэтому выбор формы использования объектов муниципальной собственности в организационном плане не может сводиться к их массовой приватизации либо к формальному заключению соглашения на их использование (например, с арендатором муниципального имущества).

Учитывая социально-экономическую природу муниципальной собственности, ее использование должно анализироваться, с одной стороны, как предпринимательство; с другой - как деятельность, направленная на достижение социальных целей. В конечном счете, использование муниципального имущества - это предпринимательство, которое должно обеспечивать решение социальных задач. Подобный вид предпринимательства определяется как требованиями современного рыночного хозяйствования, так и необходимостью создания нормальных условий жизнедеятельности населения.

Правовые отношения, сформировавшиеся между муниципалитетами и объектами его собственности, в настоящее время не в полной мере "работают" в экономическом плане. Это обстоятельство сдерживает дальнейшее развитие обращения объектов муниципальной собственности, приводит к их физическому и моральному износу и, как следствие, сдерживает социально-экономическое развитие территорий. Поэтому исключительно важной задачей является поиск новых организационно-экономических механизмов, охватывающих различные способы как отчуждения собственности, так и присвоения результатов ее использования. Здесь необходимо учитывать отраслевые особенности объектов собственности, существующие социальные, экологические и финансово-экономические ограничения, а также социально-культурные факторы.

Выбор того или иного организационно-экономического механизма должен опираться на:

• стратегию развития конкретного муниципального образования исходя из возможностей расширения его конкурентных преимуществ;

• существующую институциональную базу в этой сфере на территории и в регионе;

• поддержание конкурентной среды на соответствующем рынке товаров, работ и услуг;

• обеспечение реального контроля над эффективностью использования муниципальной собственности.

По экономическим результатам и социальным последствиям выбор вариантов использования объектов муниципальной собственности в отличие от государственной собственности характеризуется не только масштабами, темпами, продолжительностью и порядком принятия соответствующих решений, но и содержанием конкретных механизмов, обеспечивающих учет интересов всех сторон, включая администрацию муниципального образования, местное сообщество, предпринимателей, общественные организации и др.

Темпы изменений в технологии, экономике, социальной сфере и т.п. требуют постоянного совершенствования применяемых механизмов использования муниципальной собственности на основе инновационного подхода.

Под управлением собственностью муниципального образования подразумевается социально-экономическая деятельность органов местного самоуправления по реализации правомочий владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в интересах населения. Правомочия определяются рамками компетенции, установленной уставом конкретного муниципального образования. Управление муници-

пальной собственностью является предметом ведения органов местного самоуправления, гарантированным Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и законодательными актами соответствующего субъекта Федерации.

Основными предпосылками, предопределяющими необходимость совершенствования механизмов управления муниципальной собственностью, являются:

1) недостаточное участие общественности в управлении муниципальной собственностью, что объясняется закрытостью информации относительно коммерческого использования большинства объектов муниципальной собственности;

2) отсутствие информационной прозрачности в деятельности органов местного самоуправления в сфере использования муниципального имущества, что часто обусловливается контрпродуктивной позицией в этой сфере чиновников администраций муниципальных образований;

3) несовершенство законодательной базы, обусловленное существующими противоречиями нормотворческой деятельности на муниципальном и региональном уровнях;

4) неудовлетворительное кадровое обеспечение, связанное с отсутствием специального образования и соответствующей подготовки у специалистов и руководителей, отвечающих за управление муниципальной собственностью;

5) недостаточный уровень финансового обеспечения, как правило, вызванный дефицитом местного бюджета и неурегулированностью межбюджетных отношений между муниципалитетом и субъектом Федерации;

6) низкий уровень учета и контроля над использованием муниципальной собственности, связанный со стихийным характером передачи на баланс муниципалитета объектов социальной и инженерной инфраструктуры приватизированными предприятиями.

7) обобщение и анализ данных предпосылок позволил сформулировать основные направления совершенствования организационно-экономических механизмов управления муниципальной собственностью.

Участие местного сообщества в управлении муниципальной собственностью означает, что население совместно с представителями местной власти участвует в принятии решений и разработке социально-экономической политики, непосредственно влияющей на эффективность использования объектов муниципальной собственности. В соответствии с действующим законодательством муниципальная собственность является собственностью местного сообщества, в то время как на практике местные сообщества практически не вовлечены в процессы принятия решений и распоряжения объектами собственности.

В связи с этим предлагается создание специальных механизмов и процедур принятия решений, которые будут способствовать совместной работе граждан и представителей администраций муниципальных образований, обеспечивающих повышение социально-экономической результативности. Таким образом, может быть задействован потенциал местного населения в механизмах управления муниципальной собственностью.

Необходимо широкое внедрение в практику таких форм непосредственного участия населения, как:

• местные референдумы,

• правотворческие инициативы граждан,

• публичные слушания,

• социологические опросы граждан,

• стимулирование обращения граждан в органы местного самоуправления,

• создание общественных наблюдательных советов,

• иные формы.

Развитие информационной системы должно базироваться на следующих основных принципах:

• обеспечение унифицированной системы идентификации объектов, находящихся в муниципальной собственности;

• усиление ответственности за полноту и достоверность информации, предоставляемой руководителям администрации муниципального образования и общественности, об использовании объектов муниципальной собственности;

• обеспечение свободного доступа к информации общественных организаций и местного сообщества;

• систематическое обновление информации;

• обеспечение сохранности информации об объектах муниципальной собственности и эффективности их использования;

• постоянное совершенствование программного обеспечения на основе современных систем управления базами данных;

• оперативный анализ данных о состоянии муниципальной собственности, эффективности ее использования, структуре действующих правоотношений, динамике поступления и использования денежных средств;

• прогнозирование тенденций развития муниципальной экономики и выработка решений о составе собственности и изменении форм и методов ее использования;

• создание баз данных и обеспечение сбора, ведения и контроля достоверности первичной информации;

• переход на электронные стандарты документооборота внутри структур представительной и исполнительной властей муниципального образования.

Кадровое обеспечение нами рассматривается как в отношении должностных лиц исполнительной власти муниципального образования, так и в отношении управляющих объектами собственности, и включает: специальную подготовку кадров в области управления муниципальной собственностью; систематическое повышение квалификации сотрудников органов представительной и исполнительной власти; периодическую аттестацию должностных лиц исполнительной власти; включение квалификационных требований в контракты с лицами, управляющими муниципальной собственностью; вознаграждение за работу и др.

Особую роль в совершенствовании механизмов управления муниципальной собственностью играет финансовое обеспечение, источниками которого являются средства бюджета, внебюджетные средства и иные финансовые ресурсы муниципального образования. Основными направлениями финансирования являются:

проведение мероприятий по инвентаризации собственности, построению информационной системы по наличию объектов муниципальной собственности и их использованию;

• предпродажная подготовка объектов к приватизации;

• реструктуризация муниципальных предприятий, осуществляющаяся в соответствии с законодательством о муниципальной собственности, финансово-экономических основах местного самоуправления и другими нормативно-правовыми актами;

• содержание и текущий ремонт объектов муниципальной собственности;

• приобретение новых объектов муниципальной собственности, а также реконструкция и модернизация действующих.

Нормативы распределения средств, поступающих от управления муниципальной собственностью, ежегодно утверждаются в составе статей бюджета. В целом все доходы от использования муниципальной собственности необходимо сосредоточить, с тем чтобы большая часть доходов не распылялась, а направлялась на формирование и дальнейшее развитие муниципального хозяйства и решение приоритетных задач эффективного управления муниципальной собственностью.

Учет и контроль в сфере управления муниципальной собственностью должен быть сконцентрирован на:

• обеспечении учета объектов в соответствии с действующим законодательством;

• проверке целевого и эффективного использования имущества, а также контроле над его сохранностью;

• организации учета всех видов доходов от использования объектов и контроля над их расходованием;

• осуществлении контроля на основе критериев оценки социально-экономической результативности его использования;

• обеспечении общественного контроля.

Мониторинг результатов управления муниципальной собственностью включает:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проверку целевого и эффективного использования имущества, а также контроль над его сохранностью;

• методическое обеспечение контроля оценки социально-экономической эффективности использования муниципальной собственности;

• организацию общественного контроля.

Сроки и критерии контроля устанавливаются исполнительно-распорядительным органом и утверждаются представительными органами власти.

Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что центральное направление дальнейшего совершенствования организационно-экономического механизма заключается в усилении его социальной составляющей. Понятие "социально ориентированный механизм" в нашей литературе еще не получило широкого распространения, хотя понятие механизма давно и широко используется в экономической теории и практике.

Особенности социально ориентированных механизмов использования собственности в теоретическом аспекте состоят, во-первых, в преобладающем значении социальных результатов при решении проблем собственности; во-вторых, в парадигме функционирования механизма на основе гармоничного единства социальной, организационной, финансовой, инвестиционной и экономической составляющих намечаемых мероприятий в сфере собственности.

Актуальность проблемы упорядочения структуры муниципальной собственности в России, а также значимость вопроса совершенствования механизма управления этим видом собственности обусловлены тем, что в настоящее время доля муниципального имущества в нашей стране по-прежнему остаётся весьма существенной.

В связи с формированием социально ориентированных механизмов управления муниципальной собственностью серьезное значение приобретают теоретические вопросы управленческой деятельности, включая работу с управленческим персоналом органов местного самоуправления и муниципальных предприятий. С учетом этого было сформулировано следующее определение: социально ориентированный механизм управления муниципальной собственностью - это совокупность действий органов местного самоуправления по обеспечению результативного использования объектов муниципальной собственности на основе социальных приоритетов долгосрочного социально-экономического развития территории.

Особую важность в последние годы приобрела проблема разграничения функций между органами государственного управления и местного самоуправления. Поэтому нами были определены основные функции органов местной власти в сфере управления муниципальной собственностью, что позволило внести ясность в распределение полномочий и ответственности всех уровней власти по отношению к пользованию муниципальным имуществом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Венедиктов A.B. Государственная социалистическая собственность. М.; 1948.

2. Карасс A.B. Право государственной собственности. М., 1954.

3. Корнеев С.М.: Право государственной социалистической собственности в СССР. М.: Изд. Моск. ун-та, 1964.

4. Рябцев А.Н. Имущественный комплекс крупнейшего города: проблемы формирования и развития. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 1999.

5. Хайретдинова Г.И. // http://www.miopfo.rn/main/7icH1885.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.