Д.А. ПАПБА ведущий аналитик Центра общественных технологий*
Теоретико-методологические аспекты изучения интеграционных процессов
Международная интеграция - одно из наиболее распространенных и в то же время противоречивых явлений современного мира. Сравнительно новое по историческим меркам, оно обусловлено усиливающейся взаимосвязью и взаимозависимостью различных государств как в экономическом, так и в политическом отношении.
Изучение феномена интеграции находится на стыке различных гуманитарных дисциплин - политологии, социологии, экономики, международных отношений и др. Несмотря на то, что накоплен значительный теоретико-методологический и эмпирический опыт изучения различных аспектов интеграции, в научной литературе не сложилось единого подхода к определению данного понятия. Во многом это связано с тем, что интеграционные процессы, различающиеся по целям, функциям, типам, нельзя свести к единому знаменателю. С другой стороны, в процессе интеграции государства исходят из собственных национальных интересов и преследуют различные цели. Многоаспектность данной проблемы обусловливает востребованность теоретико-методологического исследования процессов интеграции, выявления закономерностей эволюции интеграционных образований.
Термин «интеграция» (от лат. integratio - восстановление, восполнение, integer - целый) означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в единое целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию1. В политологическом словаре интеграция рассматривается как результат объединения в единое целое каких-либо частей; политическая интеграция представляет собой процесс, ведущий к объединению различных государств и других политических сил, к координации и сближению их деятельности; межгосударственная интеграция связана с формированием наднациональных форм власти, передачей им части суверенитета2.
Проблематика интеграционных процессов нашла свое отражение в работах западных исследователей К. Дойча, Э. Хааса, Б. Балаши, Я. Тинбергена, А. Моравчика 3 и других, выработавших различные концептуальные подходы, выдвинувших идею негативной и позитивной интеграции, давших классификацию и обоснование форм международной интеграции. Среди российских ученых, занимающихся изучением проблем развития экономических и политических интеграционных процессов в европейских странах и на постсоветском пространстве, можно отметить Ю.В.Шишкова, В.Г. Шемятенкова, Л.С. Косикову, Е.И. Пивовара, В. Алчинова4
Современный этап мирового общественного развития характеризуется ростом активности региональной интеграции. Сегодня большинство развитых и развивающихся стран являются участниками тех или иных региональных объединений. Анализ теоретико-методологических аспектов интеграционных процессов предполагает необходимость исследования их адекватности реалиям современного мира.
Наиболее ярким примером сложившейся системы экономической и политической интеграционной группировки на современном этапе является Европейский союз, не имеющий аналогов в мире по степени развития интеграционных процессов практически во всех сферах сотрудничества. В Евросоюзе реализуется модель разноскоростной интеграции, предусматривающая в рамках одной региональной интеграционной группировки применение разными странами-членами различных форм интеграции. Также практически реализуется концепция «интеграции концентрических кругов», в основе которой лежит идея о необходимости углубления интеграции, даже если некоторые члены ЕС на данный момент не в состоянии это сделать. Тем самым образуется «ядро» из наиболее развитых стран (например, зона евро); вокруг него «круги», состоящие из стран с последовательно уменьшающейся глубиной интеграции5.
ЕС выступает в качестве модели международной экономической интеграции, отличительной чертой которой является сознательный отказ стран-участниц от части национального суверенитета в пользу наднационального регулирования. В последние десятилетия происходит укрепление позиций наднациональных органов Евросоюза, прежде всего Европейского парламента и Европейской комиссии.
Важнейшим институциональным экономическим достижением ЕС стало образование Экономического и валютного союза, в рамках которого его участники добровольно делегируют единым органам ряд суверенных
*Папба Давид Автандилович, e-mail: [email protected]
1 См.: Сорокина И.О. Теоретические основы понятия «интеграция» и принципы ее осуществления // Менеджмент в России и за рубежом, 2008, №2 // www.mevrit.ru|articles|2008|2|4931/html
2 См.: Политология: Словарь-справочник / Под ред. М.А. Василик, М.С. Вершинина и др. М., 2001.
3Deutsch К".Political Communityand the North Atlanticarea. Princeton, 1957; Haas E. The Uniting of Europe. Political, social and economic forces. Standford University Press, 1958;Balassa B.The Theory of Economic Integration. Homewood, 1961;Moravcsik A.Liberalism and International Relations Theory. Harvard University Center for International Affairs, 1992; ТинбергенЯ.Пересмотрмеждународногопорядка. М., 1980.
4Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001; Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М., 2003; Косикова Л.С. Евразийская стратегия России как форма участия в глобальной экономике. // Евразийская интеграция в XXI веке. М., 2012, с.108-128; Пивовар Е.И.Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. Исторический очерк. СПб., 2008;Алчинов В. Сценарии и модели интеграции в СНГ //www.rau.su/observer/N2l2_2008/060_066.pdf.
5 См.: Алчинов В. Сценарии и модели интеграции в СНГ //www.rau.su/observer/N12_2008/060_066.pdf
прав в сфере экономико-финансового регулирования. На территориях стран-участниц этого союза функционирует единая европейская валюта - евро (в настоящее время в зону евро входят 14 из 27 стран-членов ЕС). В то же время бюджетно-налоговая политика в ЭВС относится к ведению национальных правительств, а наднациональный аспект сводится к мониторингу и рекомендациям со стороны органов Евросоюза.
Трудности, переживаемые Евросоюзом, усугубляются его пространственным расширением и одновременной реализацией курса на углубление интеграции. Последние расширения Евросоюза были продиктованы скорее политическими, а не экономическими соображениями. Так, в 2004 и в 2007 гг. в ЕС вступили государства с очень существенным отставанием в уровне экономического и социального развития, что привело к усилению его неоднородности. В связи с этим осложняется задача поддержания единого темпа интеграции, разработки единого курса, что создает риск возникновения центробежных тенденций в развитии этого интеграционного объединения. Тем не менее представляется, что механизм европейской интеграции, несмотря на сложности и противоречия, обладает достаточными адаптационными возможностями, и в целом пример ЕС указывает оптимальный путь развития интеграционных процессов в современном мире .
В отличие от Европейского союза, где инициатива о создании интеграционной группировки исходила от высших органов власти стран-участниц и интегрирование шло от создания единого рынка к экономическому, валютному и политическому союзу, в Северной Америке интеграция шла снизу вверх, т.е. сотрудничество американских и канадских компаний на микроуровне получило закрепление на межгосударственном уровне. Цель образования Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) - не сближение уровня развития стран-участниц, а реакция на европейскую интеграцию, стремление противопоставить европейскому центру экономической активности свой собственный. Также, в отличие от Евросоюза, создатели НАФТА не ставили цели создания межгосударственных административных органов. НАФТА явилась первым соглашением, которое объединило в один интеграционный блок на равноправной основе развивающуюся страну и два высокоразвитых государства. На современном этапе НАФТА - это зона региональной свободной торговли с совокупным валовым продуктом 10,3 трлн. долл., чья доля в мировом валовом продукте составляет приблизительно 20%.
Можно выделить ряд особенностей данного интеграционного объединения. Во-первых, экономики Канады и Мексики сильно зависимы от американского рынка и особенно уязвимы в периоды экономических спадов в США. Во-вторых, участники североамериканской экономической группировки находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по основным экономическим макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика пока еще заметно отстает от этих стран по базовым показателям. Разница в размерах ВВП на душу населения между Мексикой и США достигает 6,6 раза, а с Канадой - 4,1 раза7. Столь существенный разрыв в уровнях экономического развития стран-членов затрудняет создание единого хозяйственного комплекса.
В-третьих, НАФТА, в отличие от ЕС, свойственна моноцентричность, т.е. наличие одного центра экономической силы - США, чья экономика в несколько раз превосходит экономики Канады и Мексики, вместе взятые. Это облегчает управление, но создает среду потенциальных конфликтов, так как партнеры США могут оказаться недовольными своим положением. К тому же интеграция между государствами, входящими в объединение, оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом. Уместно вспомнить слова бывшего помощника по экономическим вопросам государственного секретаря США Р. Золика, который считал, что НАФТА - хорошая стратегическая возможность для укрепления экономической мощи, лидерства и всемирного влияния Америки. «НАФТА будет ключевым компонентом в разработке и заключении глобальных, региональных и двусторонних соглашений, служащих американским интересам». Уже тогда, в 1992 г., речь шла об «одном континенте и одной экономике»8.
В то же время ни США, ни Канада, в отличие от Мексики, пока не проявляют стремления к дальнейшему углублению интеграции. Вместе с тем уже в течение нескольких десятилетий крупнейший в мире объем товарооборота приходится на США и Канаду, второй же по величине торговый поток в 2006 г. был обеспечен торговлей между США и Мексикой, которая с 2000 г. сменила Японию в качестве второго торгового партнера сШа9. Во всех трех странах НАФТА растут объемы торговли, потоки прямых иностранных инвестиций. Но связи между странами-участницами этого интеграционного объединения неоднородны, хотя, надо заметить, достижение однородности никогда не было целью этого объединения. Неоднородность проявляется и том, что на долю США в 2011 г. приходилось 85% ВВП и промышленного производства трех стран10, и в существенном разрыве между высокоразвитыми США и Канадой и развивающейся Мексикой.
Таким образом, асимметричность взаимозависимости, обусловленная слабым интеграционным взаимодействием Канады и Мексики и доминирующим положением США, позволяет говорить о том, что факторы экономической выгоды в этом объединении являются единственными, без учета социокультурных особенностей стран и мировой тенденции защиты суверенитета, сохранения самобытности народов. Тем не менее США, Канаде и Мексике необходимо развивать существующее соглашение, переходя к следующему этапу интеграции - таможенному союзу. При этом следует учесть, что некоторые элементы общего рынка (либерализация капиталовложений, меры по сближению стандартов, либерализация в сфере услуг, гармонизация политики в отдельных сферах, например в области охраны окружающей среды) уже введены.
6 См.: Иноземцев В.Л. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль - XXI, 2000, №1, с.26-36.
7 Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), // http://www.ereport.ru/articles/ecunions/nafta.htm
8 Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА): проблемы и перспективы. Научные конференции // США: экономика, политика, идеология, 2003, №4, 5.
9 См.: Фетисов А.С. Добрососедство как пространственный императив // 2009. www.dobrososedstvo.org/k-razmyshleniyu/dobrososedstvo-kak-prostranstvennyj-imperativ.html
10
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), // http://www.ereport.ru/articles/ecunions/nafta.htm
Эффективное развитие интеграционных процессов возможно в случае сближения социально-экономических показателей этих стран, которым предстоит еще много работать для создания единого экономического союза.
Многообразие современных интеграционных моделей можно рассматривать через призму используемых институциональных механизмов интеграции. Если европейская модель основана на жесткой институциональной структуре и обязательности выполнения решений всеми странами-участницами, то азиатская интеграционная модель предоставляет свободу маневра партнерам по объединению.
В последние годы интенсивно развивается интеграционное взаимодействие между странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Специфика интеграционных процессов в АТР определяется особенностями данного региона: его значительными размерами, существенной дифференциацией в уровнях экономического развития, численностью населения, различиями в политической ориентации, историческими и социокультурными особенностями.
Значительное влияние на экономическую ситуацию в АТР оказывает межправительственный форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» - АТЭС, охватывающий широкий круг областей и сфер деятельности, связанных в первую очередь с экономикой. АТЭС создан в 1989 г. как свободный консультативный форум без жесткой организационной структуры на основе принципов открытого регионализма, недискриминации, транспарентности, консенсуса при принятии решений, взаимного уважения и равенства.
Хотя официально декларируется лишь консультативный статус АТЭС, в последнее время межправительственный форум фактически превратился в механизм добровольной выработки и применения региональных правил ведения торговли и инвестиционной деятельности. Стратегическая цель объединения - формирование к 2020 г. системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения нового на основе индивидуальных планов действий.
Разнообразный состав участников форума, объединяющего страны с различными экономическими и политическими системами, порождает сильную противоречивость интересов, что сказывается на эффективности деятельности организации. Поэтому развитие интеграционных процессов в рамках АТЭС представляется сложным и неоднозначным, а успех во многом будет зависеть от позиций и приоритетов развитых государств.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе динамично развивается и такая интеграционная группировка, как Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая объединяет почти все государства региона и является своеобразным полем притяжения и для азиатских, и для внерегиональных «игроков». За 40 лет функционирования АСЕАН доказала свою эффективность. Число стран-участниц возросло вдвое. Разрабатываются планы по углублению интеграции: создание к 2015 г. (на пять лет раньше, чем планировалось) единого рынка. Россия подключилась к политическим и экономическим процессам в АТР, принимает полноправное участие в деятельности многосторонних региональных организаций, свидетельством чего стало проведение саммита АТЭС во Владивостоке в сентябре 2012 г.
По мнению экспертов, нынешняя обстановка в регионе в целом благоприятна для России. Но для того, чтобы не остаться в стороне от формирования ведущего мирового экономического и финансового центра, ей необходимо комплексное продвижение в регион. Территориальная близость к странам АТР и богатый ресурсный потенциал Восточной Сибири и Дальнего Востока позволяют воспользоваться растущим спросом стран Азии и осуществить модернизацию экономики регионов на выгодных для России условиях. Подъем дальневосточных регионов России в сочетании с последовательной, целенаправленной активностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе может создать условия для утверждения России в качестве общепризнанной тихоокеанской державы11.
На постсоветском пространстве первым интеграционным объединением, возникшим практически одновременно с распадом СССР, стало Содружество независимых государств (СНГ). Как интеграционной модели СНГ присущи две особенности: во-первых, ярко выраженный асимметричный характер из-за преобладания одного участника - России, во-вторых, реинтеграционный характер его формирования1 .
Главное противоречие интеграционного процесса в рамках СНГ заключается в том, что, несмотря на провозглашенное в его учредительных документах намерение сохранить единое экономическое, социальное, культурное, политическое и информационное пространство, на практике пока не удалось найти оптимальные формы сочетания деклараций и реальных процессов взаимопроникновения экономик, а также стремления участников защитить свою культурную самобытность и идентичность.
Сегодня Содружество сталкивается с многочисленными внутренними экономическими, политическими, культурно-цивилизационными проблемами. В то же время оно остается тем механизмом, который позволяет сближать позиции и вырабатывать единую точку зрения на ключевые проблемы, стоящие перед регионом. Этому способствуют и факторы взаимной притягательности: технологическая общность производства, примерно одинаковый (относительно невысокий по мировым стандартам) технический уровень производства; создание общих транспортной, коммуникационной, энергетической систем; единый язык межнационального общения; сохранившиеся многочисленные родственные связи, что создает благоприятные условия для консолидации этих стран.
На процессе интеграции в СНГ сказывается разная степень подготовленности стран-участниц, а также различные цели, которые ставят перед собой государства. При этом государства, исходя из приоритетов внутреннего развития и внешней политики, определяют форму и масштаб своего участия в Содружестве с тем, чтобы максимально использовать его в интересах укрепления своих экономических и геополитических позиций.
11 См.: Панов А. Интересы России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Перспективы 2020 //http:// russiancouncil. ru/inner/?id_4=1641 #top
12 См.: Назарбаев Н. Как рождается новая Евразия. // Российская газета, 30 ноября 2012 г.
Особенности СНГ как интеграционного объединения проявились и в том, что с середины 90-х гг. на постсоветском пространстве широкое распространение получила концепция разноскоростной интеграции. Наряду с ней возникло и понятие разноформатной интеграции, которое означает, что цели и формы интеграции могут быть у разных стран разными. Многоуровневая и разноскоростная интеграция в рамках Содружества не противоречит интересам входящих в него государств. Именно опыт СНГ позволил создать такие форматы, как Союзное государство России и Белоруссии, Организация Договора о коллективной безопасности, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, а также интеграционный проект Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. Помимо перечисленных интеграционных группировок можно назвать и альтернативные интеграционные образования - Организацию за демократию и экономическое развитие - ГУАМ, Содружество демократического выбора. В целом многоформатная и разноскоростная интеграция - одна из моделей, приемлемых для стран СНГ, обладающая своей спецификой и в то же время учитывающая опыт других интеграционных объединений.
В сфере экономики СНГ функционирует значительно ниже своих возможностей. Обладая 16,4% мировой территории, около 5% мирового населения, 20 % мировых запасов нефти, 40% природного газа, 25% угля, 10% производства электроэнергии, Содружество занимает всего лишь 2% в мировом объеме торговли1 . Во многом это последствия перехода от административно-командной к рыночной экономике, разновекторности и различной степени экономической и политической зрелости стран-участниц, а также определенного противодействия со стороны внешних акторов. По сравнению с другими крупными интеграционными группировками Содружество в экономическом плане гораздо слабее.
Однако потенциал этого объединения весьма велик, в частности в гуманитарной сфере. Во многом сохранились образовательные, культурные и научные связи, близкие контакты между людьми, общие культурные и социальные традиции, важно наличие русского языка как языка межнационального общения. Именно гуманитарная сфера имеет больше шансов на успех, а гуманитарное сотрудничество может выступать индикатором полноценности интеграционного взаимодействия.
Таким образом, исследование теоретико-методологических аспектов интеграции связано с осмыслением реальных интеграционных процессов, направлено на то, чтобы выявить общие тенденции их развития. Успешный интеграционный опыт Евросоюза послужил толчком к возникновению интеграционных группировок в других регионах мира. Однако ни одна из существующих моделей интеграции не была создана по чисто европейскому образцу. Интеграционные процессы - сложное и многомерное явление, поэтому та или иная модель региональной интеграции не может быть автоматически перенесена на другие регионы, обладающие своими экономическими, политическими и культурными особенностями. Каждой интеграционной структуре присущи свои способы регулирования межгосударственных взаимодействий, в рамках которых формируются, функционируют и развиваются экономические, политические, информационные, культурные взаимосвязи. Знание основных закономерностей интеграционного процесса, использование опыта успешных интеграционных объединений позволяет выработать адекватную стратегию развития, способствующую стабильности различных форм интеграции в современном мире.
ПапбаД.А. Теоретико-методологические аспекты изучения интеграционных процессов. Статья посвящена анализу межгосударственных интеграционных процессов. В ней рассматриваются условия успешной интеграции, тенденции развития новых форм сотрудничества, которые могут привести к углублению и расширению интеграционных взаимодействий в рамках общего цивилизационного поля.
Ключевые слова: интеграция, сотрудничество, интеграционные объединения, геополитическое пространство, ЕС, СНГ, НАФТА, АСЕАН, АТР, АТЭС.
Papba D.A. Theoretical and methodological aspects of the study of integration processes. The article analyzes the processes of interstate integration. It discusses the conditions for success full integration as well as the trends of new forms of cooperation that could lead to the deepening and broadening of the integrative interactions with in general civilization field.
Key words: integration, cooperation, integrative associations, geopolitical space, EU, CIS, NAFTA, ASEAN, Asia-Pacific, APEC.
13 См.: Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия, 4 октября 2011 г.