Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК, ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК, ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье / самооценка здоровья / здоровьесбережение / девушки / обучающиеся в медицинском вузе. / health / self-assessment of health / health protection / girls studying at a medical university.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Наймушина Алла Геннадьевна, Августа Елена Николаевна, Соловьева Светлана Владимировна, Дуров Алексей Михайлович, Шоломов Игорь Федорович

Представлены результаты контент-анализа статей, опубликованных в российских и международных базах цитирования с 2019 по 2024 годы. Из 76 публикаций, ото-бранных по ключевым словам в e-library.ru, основным критериям соответствовало 13 публикаций. Авторы 3 статей провели комплексное исследование состояния здоровья девушек, обучающихся в медицинском вузе. Остальные публикации включали анкетирование. Определено 4 основных направления оценки здоровья студенток: во-первых, оценки репродуктивного потенциала обучающихся медицинских вузов; во-вторых, стратификация факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний; в-третьих, самооценка здоровья и уровня эмпатии; в-четвёртых, оценка влияния последствий новой коронавирусной инфекции на психоэмоциональное состояние и приверженность к здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Наймушина Алла Геннадьевна, Августа Елена Николаевна, Соловьева Светлана Владимировна, Дуров Алексей Михайлович, Шоломов Игорь Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF RESEARCHING HEALTH STATE OF GIRLS STUDYING AT A MEDICAL UNIVERSITY

The results of a content analysis of articles published in Russian and international citation databases from 2019 to 2024 are presented. Of the 76 publications selected by keywords in e-library.ru, 13 publications met the main criteria. The authors of 3 articles conducted a comprehensive study of the health state of girls studying at a medical university. The remaining publications included questionnaires. Four main directions for assessing the health of female students have been identified: firstly, assessing the reproductive potential of students studying at medical universities; secondly, stratification of risk factors for the development of chronic non-communicable diseases; thirdly, self-assessment of health and level of empathy; fourthly, assessing the impact of the consequences of coronavirus on the psycho-emotional state and commitment to a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК, ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ MODERN ISSUES OF БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2024, T. 8 (2)_2024, Vol. 8 (2)

Дата публикации: 01.06.2024 Publication date: 01.06.2024

DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_02_16 DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_02_16

УДК 612.017.2 UDC 612.017.2

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК, ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

А.Г. Наймушина1, Е.Н. Августа1, С.В. Соловьева1, А.М. Дуров1'2, И.Ф. Шоломов1

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Тюмень, Россия

2Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия

Аннотация. Представлены результаты контент-анализа статей, опубликованных в российских и международных базах цитирования с 2019 по 2024 годы. Из 76 публикаций, отобранных по ключевым словам в e-library.ru, основным критериям соответствовало 13 публикаций. Авторы 3 статей провели комплексное исследование состояния здоровья девушек, обучающихся в медицинском вузе. Остальные публикации включали анкетирование. Определено 4 основных направления оценки здоровья студенток: во-первых, оценки репродуктивного потенциала обучающихся медицинских вузов; во-вторых, стратификация факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний; в-третьих, самооценка здоровья и уровня эмпатии; в-четвёртых, оценка влияния последствий новой коронавирусной инфекции на психоэмоциональное состояние и приверженность к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: здоровье, самооценка здоровья, здоровьесбережение, девушки, обучающиеся в медицинском вузе.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF RESEARCHING HEALTH

STATE OF GIRLS STUDYING AT A MEDICAL UNIVERSITY

А-G. Najmushina1, E.N. Avgusta1, S.V. Solov'yova1, A.M. Durov1,2, I.F. Sholomov1

'Tyumen State Medical University, Tyumen, Russia 2University of Tyumen, Tyumen, Russia

Abstract. The results of a content analysis of articles published in Russian and international citation databases from 2019 to 2024 are presented. Of the 76 publications selected by keywords in e-library.ru, 13 publications met the main criteria. The authors of 3 articles conducted a comprehensive study of the health state of girls studying at a medical university. The remaining publications included questionnaires. Four main directions for assessing the health of female students have been identified: firstly, assessing the reproductive potential of students studying at medical universities; secondly, stratification of risk factors for the development of chronic non-communicable diseases; thirdly, self-assessment of health and level of empathy; fourthly, assessing the impact of the consequences of coronavirus on the psycho-emotional state and commitment to a healthy lifestyle.

Keywords: health, self-assessment of health, health protection, girls studying at a medical university.

Введение. Изучение функционального состояния организма обучающихся медицинских вузов позволяет оценить уровень адаптации к учебной нагрузке и приверженность к здоровьесозидающему поведению в каждом поколении девушек [1]. Очевидно,

что меняющаяся цифровая реальность требует иных подходов для исследования состояния здоровья девушек, и, соответственно, разработок и внедрения инновационных технологий здоровьесбере-жения. Мы решили провести контент-

анализ статей за последние 5 лет, чтобы выявить наиболее перспективные исследовательские концепции российских учёных, дополнив их актуальными зарубежными трендами.

Методы и организация исследования.

Контент-анализ публикаций, посвящённых изучению здоровья девушек, обучающихся в медицинских вузах, в соответствии с поисковым запросом по ключевым словам и словосочетаниям в научной электронной библиотеке e-1ibrary.ru, РиЬМеё с 2019 по 2024 годы.

Критерии оценивания научных статей включали: доступ к полному тексту, ключевые слова и словосочетания поискового запроса, валидные статистические данные

или обоснование методологии исследования. Ключевые слова и словосочетания: здоровье, самооценка здоровья, здоро-вьесбережение, девушки, обучающиеся в медицинском вузе.

Результаты исследования и их обсуждение. Из 76 публикаций, отобранных по ключевым словам поисковой системой научной электронной библиотеки e-1ibrary.ru с 2019 по 2024 годы, основным критериям оценки соответствовало только 13 публикаций. Авторы 3 статей провели комплексное исследование состояния здоровья девушек, обучающихся в медицинском вузе. Основные методы исследования представлены в таблице.

Таблица

Анализ методов исследования публикаций, посвященных исследованию состояния

здоровья девушек

Авторы статьи Методы исследования Статистика

Е.А. Минченкова, Т.А. Густоварова, Л.С. Киракосян [и др.] 2022 Комплексное исследования состояния репродуктивной системы и клинико-анамнестической анализ данных, лабораторные методы исследования Достоверность различия изучаемых признаков оценивалась с помощью углового преобразования Фишера Статистическая значимость признавалась при вероятности >95% (р<0,05) и 99% (р<0,01)

A.В. Мазикина, B.И. Дубяга, ММ .В . Акулина [и др.] 2022 Физическая нагрузка оценивалась на велоэргометре «Ритм-ВЭ-04» в положении сидя в режиме 60 оборотов в минуту, функциональное состояние оценено по данным вариабельности ритма сердца на аппаратно-программном комплексе «Варикард»

A.А. Шестера, B.Ю. Кижунова, П.Ф. Кику [и др.] 2022 Анкетирование, оценка функционального состояния сердечнососудистой системы по систолическому, диастолическому артериальному давлению, частоте сердечных сокращений, анализ капиллярной крови (глюкоза, холестерин), стратификация факторов риска Статистическая обработка результатов 81ай81;юа 13.0, статистически значимое различие оценивали по ^критерию Стьюдента

В 10 статьях авторы использовали только социологические опросы и анкетирование в различных модификациях. Выявлено четыре направления исследования состояния здоровья девушек, обучающихся в медицинском вузе.

Первое направление исследования состояния здоровья посвящено вопросам оценки репродуктивного потенциала обучающихся медицинских вузов. Мы выявили единственное позитивное исследование о приверженности к здоровьесберегающему поведению студенток и высокой информированности о факторах вреда здоровью [2].

По данным Ю.А. Петрова и др. (2020), студентки медицинского вуза пользуются неэффективными и ненадёжными средствами контрацепции и плохо ориентируются в ответах на вопросы о репродуктивном здоровье [3]. О том, что только 10% респондентов пользуются гормональными контрацептивами, сообщили Н.А. Огадерова и др. По данным анкетирования 176 студенток третьего и 184 студенток пятого курса отметили, что барьерный метод был основным способом контрацепции, также использовали прерванный половой акт. Никто из опрошенных респондентов не использовал спермициды или внутриматочные средства контрацепции [4]. Составляя репродуктивный портрет студенток медицинского вуза, С.И. Елгина и др. установили, что студентки 1 -6 курсов недостаточно информированы об инфекциях, передающихся половым путём (ИППП), имеют смутное представление о контрацепции, планируют рождение не более 2 детей [5]. Расширенное комплексное гинекологическое обследование и анкетирование студенток 1 курса в возрасте 18-27 лет также показало низкий уровень грамотности и высокие риски развития хронических заболеваний [6].

Рассуждая о репродуктивном потенциале поколения «2», авторы исследования, посвящённого оценке репродуктивного потенциала студенток медицинского вуза, выявили низкую заинтересованность в рождении детей в оптимальном репродуктивном периоде онтогенеза. Модель

осознанного отказа от рождения детей выбрали 12% респондентов [7].

Второе направление исследований включает стратификацию факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) и связано с оценкой физической подготовленности. Практически во всех исследованиях отмечен низкий уровень физической подготовленности студенток медицинских вузов и отсутствие мотивации к занятиям спортом в свободное от обучения время. По результатам анкетирования 128 студентов (104 девушки) Тихоокеанского государственного медицинского университета определили, что 42,2% девушек придерживались принципов здорового образа жизни. Но также среди девушек наблюдали достоверно более низкую мотивацию к занятиям физической культурой [8]. В более раннем исследовании у студенток этого университета определили, что 8% девушек курили, 11% систематически занимались спортом. В динамическом наблюдении показано, что спустя 3 года обучения имеется тенденция к повышению артериального давления и тахикардии. Сравнительная оценка среднестатистических функциональных и биохимических показателей определила значимое повышение систолического артериального давления (р=0,04) и общего холестерина (р=0,007) у студенток в 2018 г. Отмечено значительное функциональное отклонение - тахикардия в 2015 г. у 27% девушек, в 2018 г. - у 33% девушек [9].

Оценка уровня физической подготовленности и физического состояния студентов медицинского вуза показала неготовность к тестированию по нормативам ГТО. Только 25% студентов смогли выполнить тестовые нормативы. Дозированную физическую нагрузку по велоэргометрической пробе смогли преодолеть 372 девушки из 1131 [10].

Самооценке здоровья девушек, обучающихся в медицинском вузе, посвящено третье направление социологических исследований. По данным анкетирования студентов Астраханского государственного

медицинского университета, главным критерием здоровьесбережения стало отсутствие вредных привычек у 78,8% девушек; на втором месте у 70,1% респондентов был здоровый образ жизни; на третьем месте правильное питание - 68,4%. Авторы исследования не уточнили, что включили в понятие «здорового образа жизни» [11].

По результатам анкетирования В.М. Га-нузин и др. (2020) выявили высокий уровень тревожности среди девушек. Только 14% девушек в свободное от учёбы время занимались спортом; 54% девушек употребляли алкоголь, но при этом 77% девушек считали алкоголь одним из ведущих факторов вреда здоровью; 51% девушек рассказали о том, что начинать половую жизнь можно только после 18 лет [12].

Оценке влияния новой коронавирусной инфекции на здоровье девушек, обучающихся в медицинском вузе посвящено четвёртое направление исследований. При оценке психологического состояния и качества жизни в перерод дистанционного обучения отметили более высокий уровень нервно-психической устойчивости у девушек в период пандемии СОУГО-19 в сравнении с юношами [13]. Основным фактором вреда здоровью в период пандемии и после окончания дистанционного обучения, по мнению студентов, стал дефицит сна на фоне высокой учебной нагрузки. Несмотря на информированность студентов об основных факторах вреда здоровью, мнение об их значимости для каждого решалось индивидуально. Авторами отмечено снижение важности других моментов жизни в сравнении с ценностью здоровья у девушек с 18,5% до 8,4%, р<0,001 [14].

Достаточно сложной оказалась валида-ция поисковых запросов по международным базам данных. Среди 150 статей методом случайного выбора, по ключевым словам определили два направления изучения состояния здоровья девушек, обучающихся в медицинском вузе.

Большая группа исследований посвящена психологическому портрету будущих врачей, эмпатии и самооценке студентов-медиков. Вне зависимости от методов

исследования, во всех отобранных публикациях особое внимание уделено уровню самооценки студентов. Так же, как и в российских публикациях, основной метод изучения состояния здоровья - психологическое тестирование или анкетирование. При использовании шкалы сочувствия к себе Кристин Нефф (Self-Compassion Scale, SCS), эмпатии и самооценки (empathy scale in adults BES-A, self-esteem scale of Toulouse ETES), определена высокая корреляция между SCS-шкалой и шкалой эмпатии, и опосредованная зависимость всех тестов с уровнем самооценки [15].

Не получено достоверной разницы по гендерным признакам у 707 (41,83%) лиц мужского пола и 983 (58,17%) лиц женского пола в возрасте от 16 до 27 лет (20,26±1,622 лет) по результатам множественного регрессионного анализа эмпатии и уровня самооценки по тестам Джефферсона и Розенберга, которая составила 102,73±12,64 (p<0,05) (Jefferson Scale of Physician Empathy-Student Version (JSPE-S), the Rosenberg Self-esteem Scale (RSES)). Матрица корреляции между эмпатией и самооценкой так же была значительной (r=0,510, p<0,01), как и коэффициент вариации в окончательный модели регрессии - 15,5% [16].

В исследовании случайно отобранных студентов-медиков, среди 180 респондентов 74,4% имели нормальный уровень самооценки по тесту RSES; 18,9% - низкую самооценку, и только 6,7% тестируемых оценили себя выше остальных. При этом, среди девушек, участвующих в исследовании, большинство страдали от низкой самооценки [17].

Актуальными остаются исследования распространённости факторов риска хронических неинфекционных заболеваний среди студентов. Но валидными среди выбранных 26 публикаций PubMed за период с 2019 по 2024 было только 3, принадлежащих одному автору [18]. В качестве примера приведём результаты двух исследований, которые не могут быть использованы в качестве образца для сравнительной оценки.

Изучение распространённости избыточной массы тела среди студентов-медиков

проведены с 2021 по 2024 гг. Получены противоречивые результаты. Так, в исследовании N. Rai и др. (2023) не выявлено полового диморфизма, показано наличие избыточного веса у 26,22% студентов-медиков (группа из 164 студентов, у 43 из них выявили избыточную массу тела). В другом исследовании, напротив, получены данные о более низкой распространённости избыточного веса у студентов. Так, среди 261 студентов только 32 лица мужского пола и 11 девушек имели избыточную массу тела. Полный текст цитаты статьи также указывает на некорректный способ оценки данных: "Among them, 32 (74,41%) males and 11 (25,58%) females were overweight respectively" [19-20].

В многоцентровом исследовании распространённости основных факторов вреда здоровью у студентов медицинских университетов выявили 12% лиц с избыточной массой тела и 2,3% лиц с ожирением. Мужской пол и курение являлись важными предикторами развития метаболических нарушений здоровья. Лица мужского пола значительно чаще имели избыточный вес и ожирение по сравнению с девушками (25,6%/9,1%; 4,3%/1,9%) (х2=120,05; p<0,001, fi=0,221). Студенты, уделявшие около 1 часа физической культуре (OR: 0,687, 95% CI: 0,498-0,950, p=0,023), проходили ежегодные профилактические медицинские осмотры (OR: 0.616, 95% CI: 0,416-0,913, p=0,016) и имели более низкий шанс развития ожирения [18].

Заслуживает внимание тема, которую не принято обсуждать в публикациях, посвященных здоровьесбережению девушек, обучавшихся в медицинских вузах. Мы встретили всего одну публикацию, освещающую неравные возможности девушек и женщин в достижении высоких карьерных результатов и равной оплаты труда в сравнении с мужчинами [21].

По результатам контент-анализа российских и зарубежных публикаций выявили четыре основных направления изучения

состояния здоровья девушек, обучающихся в медицинских вузах.

1. Оценка репродуктивного потенциала;

2. Стратификация факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний;

3. Самооценка здоровья и уровня эмпатии по результатам социологического анкетирования и психологичесого тестирования;

4. Оценка влияния последствий новой коронавирусной инфекции на психоэмоциональное состояние и приверженность к здоровому образу жизни.

Заключение. Контент-анализ полных текстов статей, посвященных анализу факторов определяющих состояние здоровья девушек, обучающихся в медицинском вузе, показал актуальность разработки комплексной программы изучения психофизиологических, хронобиологических и социальных параметров адаптации в меняющейся цифровой реальности. На наш взгляд, объективная оценка репродуктивного потенциала нового поколения не должна сводиться только к информированности девушек о хронических заболеваниях и способах контрацепции. Для девушек, обучающихся в медицинском вузе, низкий уровень стрессоустойчивости и нарушение цикла «сон-бодрствование» являются патогномоничным синдромом, предопределяющим развитие десинхроноза [22-23]. Но остаётся неясным, в какой мере данное состояние зависит от распространённости позднего хронотипа в популяции, и зависит ли развитие десинхроноза от выбора профессии. В настоящее время мы заканчиваем обработку данных, полученных в результате проспективного исследования адаптационного потенциала человека. Пока мы не выявили достоверной корреляционной зависимости профессиональных факторов риска и хронобиологической составляющей нарушения состояния здоровья студентов тюменских вузов [1, 24].

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Naimushina, A. G. Conditions for the formation of health-preserving behavior of students / A. G. Naimushina, A. M. Durov // Theory and Practice of Physical Culture. - 2023. - № 1. - P. 16. URL: http://www.teoriya.ru/en/diana1977%40yandex.ru (дата обращения: 14.04.24)

2. Попова, Н. М. Анализ репродуктивного здоровья студенток Ижевской государственной медицинской академии / Н. М. Попова, Д. Л. Жукова, А. С. Шамарова // Modern Science. -2020. - № 10 (1) - С. 255-262.

3. Петров, Ю. А. Отношение студентов медицинского вуза к проблеме охраны репродуктив-тивного здоровья / Ю. А. Петров, А. Д. Купина // Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2020. - Т. 16. - № 2(87). - С. 22-31. DOI: 10.33029/1816-21342020-16-1-22-31.

4. Особенности контрацептивного поведения у девушек-студенток медицинских вузов / Н. А. Огадерова, Е. А. Свидинская, М. Б. Агеев, Е. А. Соснова // Архив акушерства и гинекологии им.

B.Ф. Снегирева. - 2023. - Т. 10. - № 2. -

C. 145-154. DOI: 10.17816/2313-8726-2023-10-2145-154.

5. Репродуктивный портрет студентов медицинского вуза / Елгина С. И., Михальцова О. Ю., Журин Н. В. [и др.] // Медицина в Кузбассе. -2023. - Т. 22. - № 4. - С. 69-72. DOI: 10.24412/ 2687-0053-2023-4-69-72.

6. Федеральная инновационная площадка: репродуктивное здоровье девушек-студенток медицинского университета в современных условиях / Минченкова Е. А., Густоварова Т. А., Киракосян Л. С. [и др.] // Consilium Medicum. -2022. - Т. 24. - № 7. - С. 485-489. DOI: 10.26442/20751753.2022.7.201915.

7. Репродуктивный потенциал поколения Z -есть ли надежда? / В. Н. Покусаева, Д. А. Авчин-никова, Т. Ю. Фридман, В. В. Плешков // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2023. - Т. 22. - № 3. - С. 7582. DOI: 10.37903/vsgma.2023.3.11.

8. Анализ отношения студентов-медиков к образу жизни, физической культуре и спорту / Шестёра А. А., Сорокин Н. С., Каерова Е. В. [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 5(207). - С. 499-503. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p499-503.

9. Особенности состояния здоровья студентов высшего медицинского учебного заведения / Шестера А. А., Кижунова В. Ю., Кику П. Ф. [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2020. - Т. 28.

- № 3. - С. 400-404. DOI: 10.32687/0869-866X-2020-28-3-400-404.

10. Физическое состояние студентов-медиков и его влияние на уровень физической подготовленности / Мазикина А. В., Дубяга В. И., Акулина М. В. [и др.] // Человек. Спорт. Медицина. - 2022. - Т. 22. - № 3. - С. 23-29. DOI: 10.14529/hsm220303.

11. Кубекова, А. С. Анализ самооценки здоровья студентов медицинского университета / А. С. Кубекова, И. Р. Шагина, Т. А. Смахтина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2019. - № 10. - С. 83-86. DOI: 10.23672/SAE.2019.10.38998.

12. Оценка качества жизни студентов и их приверженности здоровому образу жизни / В. М. Ганузин, А. Т. Барабошин, Г. С. Маскова, Е. В. Шубина // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. - 2020. - № 1(4). -С. 382-388.

13. Психологическое состояние и качество жизни студентов северного вуза во время и после периода дистанционного обучения в первую волну COVID-19 / М. А. Попова, А. Э. Щербакова, А. С. Лакомкина, В. В. Чистова // Вестник психофизиологии. - 2022. - Т. 2. - № 1. - С. 5765. DOI: 10.34985/h3721-4674-8529-s.

14. Поздеева, А. Н. Особенности приверженности студентов медицинского вуза к здоровому образу жизни в период распространения новой коронавирусной инфекции / А. Н. Поздеева, М. С. Гурьянов // Общественное здоровье. -2023. - Т. 3. - № 2. - С. 4-12. DOI: 10.21045/27821676-2023-3-2-4-12.

15. Mediating Effects of Self-Esteem on the Relationship Between Self-Compassion and Empathy Among Vietnamese University Students / Tran M. A. Q., Ha T. A., Chau N. N. T. [et al] // J Ration Emot Cogn Behav Ther. - 2022. - Vol. 10.

- P. 1-15. DOI: 10.1007/s10942-022-00484-w.

16. The Positive Association Between Empathy and Self-Esteem in Chinese Medical Students: A Multi-Institutional Study / Huang L., Thai J., Zhong Y. [et al] // Front Psychol. - 2019. - Vol. 10. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01921.

17. Status of self-esteem in medical students at a college in Kathmandu: A descriptive cross-sectional study / Shrestha B., Yadav S., Dhakal S. [et al] // F1000Res. - 2021. - Vol. 10. - P. 1031. DOI: 10.12688/f1000research.72824.2.

18. Prevalence and associated factors of overweight and obesity among medical students from the Western Balkans (South-East Europe Region) / Ilic M., Pang H., Vlaski T. [et al] // BMC Public Health. -

2024. - Vol. 24(1). - P. 29. DOI: 10.1186/s12889-023-17389-7.

19. Overweight among Medical Students in a Medical College / Rai N., Bhattarai B., Rai P. [et al] // JNMA J Nepal Med Assoc. - 2023. - Vol. 61(268).

- P. 938-940. DOI: 10.31729/jnma.8365.

20. Overweight among Medical Students of a Medical College / Bhattarai A., Chapagain S., Shrestha S. [et al] // JNMA J Nepal Med Assoc.

- 2024. - Vol. 62(270). - P. 79-81. DOI: 10.31729/ jnma.8305.

21. Ibrahim, D. Female Medical Students' Experiences of Sexism during Clinical Placements: A Qualitative Study / D. Ibrahim, R. Riley // Healthcare (Basel). - 2023. - Vol. 11(7). - P. 1002. DOI: 10.3390/healthcare11071002.

22. Полторак, М. С. Оценка уровня стрессо-устойчивости у студентов медицинского вуза / М. С. Полторак, В. Л. Гром, Е. В. Сарчук // Juvenis Scientia. - 2019. - № 4. - С. 4-7. DOI: 10.32415/jscientia.2019.04.01.

23. Фотопериодическая устойчивость хроно-типа у студентов северного медицинского вуза /

0. Н. Рагозин, Е. Ю. Шаламова, Ю. А. Петрова, П. Б. Татаринцев // Медицинская наука и образование Урала. - 2019. - Т. 20. - № 3(99). - С. 7277.

24. Наймушина, А. Г. Профессиональная самоидентификация личности. Здоровьесбережение студентов индустриального университета: монография / А. Г. Наймушина. - Тюмень: ТИУ, 2020. - 160 с.

REFERENCES

1. Nacmushina A.G., Durov A.M. Conditions for the formation of health-preserving behavior of students. Theory and practice of Physical Culture, 2023, no. 1, p. 16. Available at: http://www. teoriya.ru/en/diana1977%40yandex.ru (accessed 14.04.24)

2. Popova N.M., Zhukova D.L., Shamarova A.S. Analysis of the reproductive health of female students of the Izhevsk State Medical Academy. Modern Science, 2020, vol. 10, no. 1, pp. 255-262. (in Russ.)

3. Petrov Yu.A., Kupina A.D. Attitude of medical high school students to the problem of the reproductive health protection. Pediatric and Adolescent Reproductive health, 2020, vol. 16. no. 2(87). pp. 22-31. DOI: 10.33029/1816-21342020-16-122-31. (in Russ.)

4. Ogaderova N.A., Svidinskaya E.A., Ageev M.B., Sosnova E.A. Peculiarities of contraceptive behavior among female medical students. V.F. Snegirev

Archives of Obstetrics and Gynecology, 2023, vol. 10, no. 2, pp. 145-154. DOI: 10.17816/2313-87262023-10-2-145-154. (in Russ.)

5. Elgina S.I., Mikhaltsova O.Yu., Zhurin N.V. et al. Reproductive portrait of medical university students. Medicine in Kuzbass, 2023, vol. 22, no. 4, pp. 69-72. DOI: 10.24412/2687-0053-2023-4-69-72. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Minchenkova E.A., Gustovarova T.A., Kirako-syan L.S., Krikova A.V., Dmitrieva E.V. Federal innovation platform: reproductive health of 1st year students of Smolensk State Medical University. ConsiliumMedicum, 2022, vol. 7 (24), pp. 485489. DOI: 10.26442/20751753.2022.7.201915. (in Russ.)

7. Pokusaeva V.N., Avchinnikova D.A., Fridman T.Yu., Pleshkov V.V. Reproductive potential of generation Z - is there any hope? Vestnik Smo-lenskoy Gosudarstvennoy Medicinskoy Akademii, 2023, vol. 22, no. 3, pp. 75-82. DOI: 10.37903/ vsgma.2023.3.11. (in Russ.)

8. Shestera A.A., Sorokin N.S., Kaerova E.V., Zhuravskaya N.S., Okun B.V., Sturova E.V. Analysis of the attitude of medical students to the way of life, physical culture and sport. Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2022, no. 5(207), pp. 499-503. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5. p499-503. (in Russ.)

9. Shestera A.A., Kizhunova V.Yu., Kiku P. F., Kuzmina T.N., Sturova E.V. The characteristics of health condition of students of medical university.

The problems of social hygiene, public health and history of medicine, 2020, vol. 28, no. 3, pp. 400404. DOI: 10.32687/0869-866X-2020-28-3-400-404. (in Russ.)

10. Mazikina A.V., Dubyaga V.I., Akulina M.V., Proshlyakov V.D., Kulikova N.A. Physical status of medical students and its influence on the level of physical fitness. Human. Sport. Medicine, 2022, vol. 22, no. 3, pp. 23-29. DOI: 10.14529/hsm22 0303. (in Russ.)

11. Kubekova A.S., Shagina I.R., Smakhtina T.A. Analysis of the self-assessment of health of students of medical university. Humanities, social-economic and social sciences, 2019, vol. 10, pp. 83-86. DOI: 10.23672/SAE.2019.10.38998. (in Russ.)

12. Ganuzin V.M., Baraboshin A.T., Maskova G.S., Shubina E.V. Assessment of the quality of life of students and their commitment to a healthy lifestyle. Social Sciences and Humanities: Theory and Practice, 2020, no. 1(4), pp. 382-388. (in Russ.)

13. Popova M.A., Shcherbakova A.E., Lakomkina A.S., Chistova V.V. Psychological state and quality

of life of northern university students during and after the period of distance learning during the first wave of COVID-19. Psychophysiology News, 2022, vol. 2, no. 1, pp. 57-65. DOI: 10.34985/h3721-4674-8529-s. (in Russ.)

14. Pozdeeva A.N., Gur'yanov M.S. Peculiarities of commitment of students of a medical university to a healthy lifestyle during the spread of a new corona-virus infection. Public health, 2023, vol. 3, no. 2, pp. 4-12. DOI: 10.21045/2782-1676-2023-3-2-412. (in Russ.)

15. Tran M.A.Q., Ha T.A., Chau N.N.T., Dang T.A.N., Ngo V.T. Mediating Effects of Self-Esteem on the Relationship Between Self-Compassion and Empathy Among Vietnamese University Students. J Ration Emot Cogn Behav Ther, 2022, vol. 10. pp. 1-15. DOI: 10.1007/s10942-022-00484-w.

16. Huang L., Thai J., Zhong Y., Peng H., Koran J., Zhao X.D. The Positive Association Between Empathy and Self-Esteem in Chinese Medical Students: A Multi-Institutional Study. Front Psy-chol, 2019. Vol. 10. DOI: 10.3389/fpsyg.2019. 01921.

17. Shrestha B., Yadav S., Dhakal S., Ghimire P., Shrestha Y., Singh Rathaure E. Status of self-esteem in medical students at a college in Kathmandu: A descriptive cross-sectional study. F1000Res, 2021, vol. 10, p. 1031. DOI: 10.12688/f1000researc h.72824.2.

18. Ilic M., Pang H., Vlaski T., Grujicic M., Nova-kovic B. Prevalence and associated factors of overweight and obesity among medical students

from the Western Balkans (South-East Europe Region). BMC Public Health, 2024, vol. 24(1), p. 29. DOI: 10.1186/s12889-023-17389-7.

19. Rai N., Bhattarai B., Rai P., Pathak A., Sahani S.K., Gurung P. Overweight among Medical Students in a Medical College. JNMA J Nepal Med Assoc., 2023, vol. 61(268), pp, 938-940. DOI: 10.31729/jnma.8365.

20. Bhattarai A., Chapagain S., Shrestha S., Yadav P., Ratna B. Overweight among Medical Students of a Medical College. JNMA J Nepal Med Assoc., 2024, vol. 62(270), pp. 79-81. DOI: 10.31729/jnma. 8305.

21. Ibrahim D., Riley R. Female Medical Students' Experiences of Sexism during Clinical Placements: A Qualitative Study. Healthcare (Basel), 2023, vol. 11(7), p. 1002. DOI: 10.3390/healthcare11071002.

22. Poltorak M.S., Grom V.L., Sarchuk E.V. Assessment of level of stress resistance in students of medical university. Juvenis Scientia, 2019, no. 4, pp. 4-7. (in Russ.)

23. Ragozin O.N., Shalamova E.Yu. Petrova Yu.A., Tatarintsev P.B. Photoperiodic stability of the chro-notype in students of a northern medical university. Medical science and education of Urals, 2019, vol. 20, no. 3(99), pp. 72-77. (in Russ.)

24. Najmushina A.G. Professional self-identification of a person. Health protection of an industrial university students: a monograph. Tyumen: Tyumen Industrial University, 2020. 160 p. (in Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Алла Геннадьевна Наймушина - доктор медицинских наук, профессор кафедры биологии, Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, e-mail: all6239@yandex.ru. Елена Николаевна Августа - кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры медицинской деонтологии с сетевой секцией биоэтики ЮНЕСКО, Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, e-mail: orex22.07@yandex.ru.

Светлана Владимировна Соловьева - доктор медицинских наук, доцент, зав. кафедры биологии, проректор по молодёжной политике и региональному развитию, Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, e-mail: svsolov@mail.ru.

Алексей Михайлович Дуров - доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры биологии, Тюменский государственный медицинский университет; Тюменский государственный университет, Тюмень, e-mail: amdurov@mail.ru.

Игорь Федорович Шоломов - кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедры медицинской деонтологии с сетевой секцией биоэтики ЮНЕСКО, советник при ректоре, Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, e-mail: sholomov@tyumsmu.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Alla G. Najmushina - Doctor of Medical Sciences, Professor ofthe Department of Biology, Tyumen State Medical University, Tyumen, e-mail: all6239@yandex.ru.

Elena N. Avgusta - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Medical Deontology with UNESCO Bioethics Network Section, Tyumen State Medical University, Tyumen, e-mail: orex22.07@yandex.ru.

Svetlana V. Solov'yova - Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Biology, Vice-Rector for Youth Policy and Regional Development, Tyumen State Medical University, Tyumen, e-mail: svsolov@mail.ru.

Aleksej M. Durov - Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Biology, Tyumen State Medical University, University of Tyumen, Tyumen, e-mail: amdurov@mail.ru.

Igor F. Sholomov - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Medical Deontology with UNESCO Bioethics Network Section, Tyumen State Medical University, Tyumen, e-mail: sholomov@tyumsmu.ru.

Для цитирования: Теоретико-методологические аспекты исследования состояния здоровья девушек, обучающихся в медицинском вузе / Наймушина А. Г., Августа Е. Н., Соловьева С. В. [и др.] // Современные вопросы биомедицины. - 2024. - Т. 8. - № 2. DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_02_16

For citation: Najmushina АО., Avgusta E.N., Solov'yova S.V., Durov A.M., Sholomov I.F. Theoretical and methodological aspects of researching health state of girls studying at a medical university. Modern Issues of Biomedicine, 2024, vol. 8, no. 2. DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_02_16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.