Научная статья на тему 'Мониторинг состояния здоровья студентов медицинского вуза'

Мониторинг состояния здоровья студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
состояние здоровья / мониторинг / студенты / двигательная активность / безопасный уровень здоровья / группы здоровья. / health status / monitoring / students / physical activity / safe level of health / health groups.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Доронцев Александр Викторович, Петина Эльмира Шамильевна, Кудинов Анатолий Александрович, Порубайко Людмила Николаевна

В период 2013-2021 годы нами проводился мониторинг состояния здоровья у студентов лечебного факультета Астраханского государственного медицинского университета. За период обучения в вузе уменьшалась доля студентов первой и второй групп здоровья, увеличивалась доля обучающихся третьей и четвертой групп здоровья. Безопасным уровнем здоровья обладали всего 16,7–24,7% обучающихся. Двигательная активность студентов, имеющих безопасный уровень здоровья, составляла не менее восьми часов в неделю. Экономическая составляющая здоровья студентов на 100 человек, имеющих безопасный уровень здоровья, приходилось 243,6 дней нетрудоспособности. Материалы. Материалом для исследования послужили официальные протоколы медицинских осмотров, результаты функциональных проб, показатели контрольных нормативов, данные поликлиники Астраханского ГМУ о временной нетрудоспособности студентов. Методы исследования. Для оценки уровня здоровья использовались функциональные пробы, инструментальный медицинский осмотр. Математическая обработка полученных данных осуществлялась по общепринятой методики вариационной статистики. Научная новизна. Выявлен безопасный уровень здоровья студентов, который имел достоверную корреляцию с дополнительными занятиями в группах спортивного совершенствования. Результаты. Мы проводили мониторинг уровня здоровья 1526 студентов лечебного факультета АГМУ (2013-2021 гг.). Методическую основу определения уровня здоровья составлял подход, предложенный Г.Л. Апанасенко, на основе которого были выделены четыре группы здоровья студентов. Заключение. Исследования показали, что снижение безопасного уровня здоровья наблюдается у студентов старших курсов, растет количество студентов с хроническими заболеваниями, отнесенных по результатам медосмотра к специальным медицинским группам «А» и «Б». Практические рекомендации. Повышение уровня здоровья студентов необходимо осуществлять дополнительными занятиями, двигательной активностью на всех курсах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Доронцев Александр Викторович, Петина Эльмира Шамильевна, Кудинов Анатолий Александрович, Порубайко Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical university students’ health state monitoring

In the period 2013-2021 we monitored the health status of students at the Faculty of Medicine of the Astrakhan State Medical University. During the period of study at the university, the proportion of students in the first and second health groups decreased and the proportion of students in the third and fourth health groups increased. Only 16.7–24.7% of students had a safe level of health. The physical activity of students with a safe level of health was at least eight hours a week. The economic component of student health: per 100 people with a safe level of health, there were 243.6 days of disability. Materials. Official protocols of medical examinations, results of functional tests, indicators of control standards, data from the Astrakhan State Medical University clinic on temporary disability of students (2013-2021). Research methods. To assess the level of health, functional tests and instrumental medical examination were used. Mathematical processing of the obtained data was carried out using the generally accepted methodology of variation statistics. Scientific novelty. A safe level of student health was revealed. It had a significant correlation with additional classes in sports improvement groups. Results. We have been monitoring the health of the Medicine Faculty students. The methodological basis for determining the level of health was approach proposed by G. D. Apanasenko. Based on it four groups of students were identified. Conclusion. Research has shown that a decrease in the safe level of health is observed among senior students; the number of students with chronic diseases assigned to special medical groups “A” and “B” based on the results of a medical examination is growing. Practical recommendations. Additional physical activity classes must carry out increasing the level of students’ health in the all years of study.

Текст научной работы на тему «Мониторинг состояния здоровья студентов медицинского вуза»

УДК 378. 9.610

Мониторинг состояния здоровья студентов медицинского вуза

Доронцев А.В.1*, Петина Э.Ш.1, Кудинов А.А.2, Порубайко Л.Н.3

1 Астраханский государственный медицинский университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0001-5837-9912, aleksandr.doroncev@.rambler.ru*

ORCID: 0000-0002-2802-4309, Elmira-penina66@mail.ru 2Волгоградская государственная академия физической культуры

г. Волгоград, Россия ORCID: 0000-0002-8775-5726, kudinov9910@rambler.ru 3Кубанский государственный медицинский университет г. Краснодар, Россия ORCID: 0000-0002-8 775-5726, porubaiko50@mail.ru

Аннотация: В период 2013-2021 годы нами проводился мониторинг состояния здоровья у студентов лечебного факультета Астраханского государственного медицинского университета. За период обучения в вузе уменьшалась доля студентов первой и второй групп здоровья, увеличивалась доля обучающихся третьей и четвертой групп здоровья. Безопасным уровнем здоровья обладали всего 16,7-24,7% обучающихся. Двигательная активность студентов, имеющих безопасный уровень здоровья, составляла не менее восьми часов в неделю. Экономическая составляющая здоровья студентов на 100 человек, имеющих безопасный уровень здоровья, приходилось 243,6 дней нетрудоспособности. Материалы. Материалом для исследования послужили официальные протоколы медицинских осмотров, результаты функциональных проб, показатели контрольных нормативов, данные поликлиники Астраханского ГМУ о временной нетрудоспособности студентов. Методы исследования. Для оценки уровня здоровья использовались функциональные пробы, инструментальный медицинский осмотр. Математическая обработка полученных данных осуществлялась по общепринятой методики вариационной статистики. Научная новизна. Выявлен безопасный уровень здоровья студентов, который имел достоверную корреляцию с дополнительными занятиями в группах спортивного совершенствования. Результаты. Мы проводили мониторинг уровня здоровья 1526 студентов лечебного факультета АГМУ (2013-2021 гг.). Методическую основу определения уровня здоровья составлял подход, предложенный Г.Л. Апанасенко, на основе которого были выделены четыре группы здоровья студентов. Заключение. Исследования показали, что снижение безопасного уровня здоровья наблюдается у студентов старших курсов, растет количество студентов с хроническими заболеваниями, отнесенных по результатам медосмотра к специальным медицинским группам «А» и «Б». Практические рекомендации. Повышение уровня здоровья студентов необходимо осуществлять дополнительными занятиями, двигательной активностью на всех курсах обучения.

Ключевые слова: состояние здоровья, мониторинг, студенты, двигательная активность, безопасный уровень здоровья, группы здоровья.

Для цитирования: Доронцев А.В.*, Петина Э.Ш., Кудинов А.А., Порубайко Л.Н. Мониторинг состояния здоровья студентов медицинского вуза. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): .

Medical university students' health state monitoring

Aleksandr V. Dorontsev1 *, Elmira Sh. Petin1, Anatoliy A. Kudinov2, Lyudmila N.

Porubayko3

1Astrakhan State Medical University Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0001-5837-9912, aleksandr.doroncev@.rambler.ru* ORCID: 0000-0002-2802-4309, Elmira-penina66@mail.ru 2Volgograd State Academy of Physical Culture Volgograd, Russia ORCID: 0000-0002-8775-5726, kudinov9910@rambler.ru 3Kuban State Medical University Krasnodar, Russia ORCID: 0000-0002-8 775-5726, porubaiko50@mail.ru

Abstract: In the period 2013-2021 we monitored the health status of students at the Faculty of Medicine of the Astrakhan State Medical University. During the period of study at the university, the proportion of students in the first and second health groups decreased and the proportion of students in the third and fourth health groups increased. Only 16.7-24.7% of students had a safe level of health. The physical activity of students with a safe level of health was at least eight hours a week. The economic component of student health: per 100 people with a safe level of health, there were 243.6 days of disability. Materials. Official protocols of medical examinations, results of functional tests, indicators of control standards, data from the Astrakhan State Medical University clinic on temporary disability of students (2013-2021). Research methods. To assess the level of health, functional tests and instrumental medical examination were used. Mathematical processing of the obtained data was carried out using the generally accepted methodology of variation statistics. Scientific novelty. A safe level of student health was revealed. It had a significant correlation with additional classes in sports improvement groups. Results. We have been monitoring the health of the Medicine Faculty students. The methodological basis for determining the level of health was approach proposed by G. D. Apanasenko. Based on it four groups of students were identified. Conclusion. Research has shown that a decrease in the safe level of health is observed among senior students; the number of students with chronic diseases assigned to special medical groups "A" and "B" based on the results of a medical examination is growing. Practical recommendations. Additional physical activity classes must carry out increasing the level of students' health in the all years of study.

Keywords: health status, monitoring, students, physical activity, safe level of health, health groups.

For citation: Aleksandr V. Dorontsev*, Elmira Sh. Petin, Anatoliy A. Kudinov, Lyudmila N. Porubayko. Medical university students' health state monitoring. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): .

Введение

Здоровье в современном обществе представляет собой наивысшую ценность, характеризует гармоничность внутреннего мира человека, его взаимоотношения с

окружающей средой [5; 6]. Состояние здоровья зависит от адаптации организма к внешним воздействиям, величины границ его компенсаторно-приспособительных возможностей [1; 2; 3; 4]. В настоящее время, к сожалению, состояние здоровья студентов вуза постоянно снижается, несмотря на совершенствование организационных и педагогических основ процесса физического воспитания [6]. Поиску путей повышения состояния здоровья студентов медицинского вуза и посвящена данная работа.

Результаты и обсуждение

Мы проводили мониторинг уровня здоровья 1526 студентов лечебного факультета АГМУ (2013-2021 гг.), г. Астрахань, Россия. Методическую основу определения уровня здоровья составлял подход, предложенный Г.Л. Апанасенко, на основе которого были выделены четыре группы здоровья студентов, каждой из них соответствовали определенные показатели физического развития, резервных возможностей систем организма, физической работоспособности и мотивационно-ценностных установок.

Комплексная оценка состояния здоровья студентов включала уровни функционального состояния и гармоничность физического развития. За период обучения в вузе у юношей уменьшалась доля студентов первой группы здоровья (с 14,4% до 9,6%), второй группы (с 55,2% до 49,4%), увеличивалась доля обучающихся третьей (с 25,9% до 34,0%) и четвертой (4,5% до 7,0%) групп здоровья. Аналогичные изменения в структуре групп здоровья выявлены нами у студенток вуза.

На рисунке 1 представлена структура уровней соматического здоровья студентов: средний уровень соматического здоровья имели на первом курсе обучения - 37,2% студентов, втором курсе - 36,7%, третьем - 37,7%, четвертом - 38,5%. В зависимости от курса обучения к уровню ниже среднего было отнесено от 16,3% до 20,0% контингента, выше среднего - от 15,5% до 17,6% студентов. Только 5,2-8,6% контингента (в зависимости от курса обучения) имели высокий уровень соматического здоровья, низкий уровень здоровья был выявлен у каждого пятого (от 19,5% до 21,3%) студента.

В представленной выборке безопасным уровнем здоровья обладали всего 16,724,7% обучающихся, причем данный показатель у юношей несколько выше, чем у девушек, но за период обучения в вузе уменьшилась численность этого контингента. Студенты, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, по результатам соматического здоровья превосходили обучающихся, которые вели малоактивный образ жизни.

□ низкий уровень

кУрс □ ниже среднего

; ■ □ средний выше среднего высокий

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Рис. 1. Структура контингента студентов 1-4 курсов медицинского вуза с различными

уровнями соматического здоровья

Учебная программа предусматривала проведение занятий по физической культуре в объеме четырех часов в неделю (1-2 курсы) и двух часов в неделю (3-4 курсы). Однако этого количества часов явно недостаточно для изменения функционального состояния студентов, имеющих уровень здоровья ниже среднего и средний, поэтому процент данного контингента оставался стабильным на протяжении всего периода обучения в вузе, а доля студентов с низким уровнем здоровья за период обучения в вузе постоянно увеличивалась (с 21,4% до 29,5%). В настоящее время необходимо повышать роль самостоятельных занятий физическими упражнениями и постепенно переводить систему физического воспитания студентов из состояния управления в самоуправление.

Часто снижение двигательной активности является не только результатом изменения уровня здоровья, но одновременно его причиной. По нашим данным, двигательная активность студентов, имеющих безопасный уровень здоровья, составляла не менее восьми часов в неделю (зафиксирован минимальный показатель нетрудоспособности - 1,82 дня). Заболеваемость студентов снижалась на 0,36 дней в год с увеличением продолжительности занятий физическими упражнениями на один час в неделю. Экономическая составляющая здоровья студентов на 100 человек, имеющих безопасный уровень здоровья, приходилось 243,6 дней нетрудоспособности, с низким уровнем соматического здоровья - 643,2 дня.

Заключение

Системный подход к оценке уровня здоровья позволяет рассматривать его основные динамические характеристики в их целостности и с учетом индивидуального физического потенциала каждого студента, его склонностей, способностей, личностных качеств, осознанного поведения. Педагогу особенно важно приобщать обучающихся к

здоровому образу жизни, формировать у них положительную мотивацию к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В настоящее время необходимо повышать роль самостоятельных занятий физическими упражнениями и постепенно переводить систему физического воспитания студентов из состояния управления в самоуправление.

Список литературы

1. Доронцев А.В., Порубайко Л.Н., Ермолина Н.В., Доронцева К.А. Методические аспекты развития физических качеств и функциональных резервов с применением силовых тренажеров. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(4): 19-25.

2. Гусев А.В., Болдов А.С. Система физического воспитания в вузах и пути выхода из кризиса. Спортивные игры в физическом воспитании и спорте: материалы международной научно-практической конференции (Смоленск, 24-26 декабря 2009 года). Смоленск. 2009: 237-241

3. Завалишина С.Ю., Махов А.С. Физиологически оправданный вариант формирования здорового образа жизни молодежи средствами физического воспитания. Теория и практика физической культуры. 2020; 7: 15.

4. Золотова М.Ю. Использование средств физической культуры в самостоятельной работе студентов в рамках урока. Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи: материалы VI международной научно-практической конференции (Махачкала, 21 декабря 2015 года). Махачкала: НИЦ «Апробация». 2015: 16-17.

5.Касаткин А.А. Мотивы оздоровительной деятельности студенток в процессе обучения в вузе. Теория и практика физической культуры. 2012; 6: 10-13.

6. Науменко Ю.В. Концепция управления оздоровительной деятельности образовательных организаций, ориентированных на комплексное формирование социально-культурных феноменов "Здоровье и здоровый образ жизни ": монография. Саратов: Элист. 2023: 268-346

References

1. Aleksandr V. Dorontsev, Lyudmila N. Porubayko, Natalya A. Ermolina, Kseniya A. Dorontseva. Methodological aspects of physical qualities development using strength training trainers. Pedagogiko-psihologicheskie imediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(4): 19-25 [In Russ., In Engl.].

2. Gusev A.V., Boldov A.S. The system of physical education in universities and ways out of the crisis. Sportivnye igry v fizicheskom vospitanii I sporte: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Smolensk, 24-26 dekabrya 2009 goda) [Sports games in physical education and sports: materials of the international scientific and practical conference (Smolensk, December 24-26, 2009)]. Smolensk. 2009: 237-241 [In Russ.]

3. Zavalishina S.Yu., Makhov A.S. A physiologically justified option for the formation of a healthy lifestyle of youth by means of physical education. Teoriya Ipraktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2020; 7: 15 [In Russ., In Engl.].

4. Zolotova M.Y. The use of physical culture in the independent work of students in the framework of the lesson. Sovremennye problemy razvitiya obrazovaniya I vospitaniya molodezhi: materialy VI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Mahachkala, 21 dekabrya 2015 goda) [Modern problems of the development of education and upbringing of

youth: materials of the VI International scientific and practical conference (Makhachkala, December 21, 2015)]. Makhachkala: SIC "Approbation". 2015: 16-17 [In Russ.].

5. Kasatkin A.A. Motives of health-improving activity of female students in the process of studying at a university. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2012; 6: 10-13 [In Russ., In Engl.].

6. Naumenko Yu.V. Koncepciya upravleniya ozdorovitel'noj deyatel'nosti obrazovatel'nyh organizacij, orientirovannyh na kompleksnoe formirovanie social 'no-kul'turnyh fenomenov "Zdorov'e I zdorovyj obraz zhizni: monografya [The concept of management of recreational activities of educational organizations focused on the integrated formation of socio-cultural phenomena "Health and a healthy lifestyle": monograph]. Saratov: Elist. 2023: 268-346 [In Russ.]

Статья поступила в редакцию: 13.02.2024

Доронцев Александр Викторович — кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом 121, e-mail: aleksandr.doronceva.rambler.ru Петина Эльмира Шамильевна - преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом 121, e-mail: Elmira-penina66@mail.ru

Кудинов Анатолий Александрович - доктор педагогических наук, профессор, Волгоградская государственная академия физической культуры, 400005, Россия, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, дом 78, e-mail: kudinov9910@rambler.ru Порубайко Людмила Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный медицинский университет, 350063, Россия, г. Краснодар, ул. Митрофана Седина, дом 4, e-mail: porubaiko50@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.