Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты формирования промышленных агломерационных зон'

Теоретико-методологические аспекты формирования промышленных агломерационных зон Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
407
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ТОЧКИ РОСТА / АГЛОМЕРАЦИЯ / ЭФФЕКТ / ПРОМЫШЛЕННАЯ АГЛОМЕРАЦИОННАЯ ЗОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пулатова И. Р.

В статье отмечается, что теории и практике известны целый арсенал территориальных форм организации производства, которые при определенных условиях призваны повысить эффективность региональной экономики до желаемого его состояния. Представляется, что для экономики региона наиболее приемлемым является комбинирование отдельных составляющих из форм территориальной организации промышленного производства, а конкретно промышленных агломерационных зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты формирования промышленных агломерационных зон»

УДК 332.024

теоретико-методологические аспекты формирования промышленных агломерационных зон

и. р. пулатова,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой отраслевой экономики и организации рынка

E-mail: [email protected] Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова, Республика Таджикистан

В статье отмечается, что теории и практике известен целый арсенал территориальных форм организации производства, которые при определенных условиях призваны повысить эффективность региональной экономики до желаемого его состояния. Представляется, что для экономики региона наиболее приемлемым является комбинирование отдельных составляющих из форм территориальной организации промышленного производства, а конкретно - промышленных агломерационных зон.

Ключевые слова: регион, точки роста, агломерация, эффект, промышленная агломерационная зона.

Новые условия хозяйствования и необходимость повышения экономической эффективности региональных хозяйств ставят перед территориями новые задачи. Решение их в первую очередь связано с выбором конкурентоспособной модели регионального развития промышленного сектора экономики, позволяющей максимально использовать существующий потенциал.

Анализируя различные стороны территориальных форм организации промышленного производства, исследователи применяли те понятия и определения, которые, по их мнению, раскрывали суть изучаемой проблемы. Ю. Н. Гладкий и А. И. Чистобоев в зависимости от территориальной освоенности территории выделяют три типа

территориальных структур хозяйства, из которых к данному исследованию имеет отношение второй его тип: равномерно-узловая и агломерационно-узловая структуры в регионах с умеренно интенсивным хозяйственным освоением территории [4].

Исследование природы возникновения производственных отношений на базе промышленности и взаимосвязанных с ним отраслей материального производства в новых условиях хозяйствования, с одной стороны, и поиск эффективных путей производственного обслуживания близ расположенных административных территорий, с другой стороны, уже априори невозможны без возникновения понятия нового формата, вариантом которого может быть промышленная агломерационная зона. На взгляд автора, использование термина «промышленная агломерационная зона» в наибольшей степени соответствует смысловому значению создания своеобразных «пространств развития» и эффективных форм территориальной организации промышленного производства.

Образовавшиеся в результате совмещения решения задач территориальных и отраслевых форм организации промышленного производства промышленные агломерационные зоны получают возможность проводить самостоятельную линию в промышленной политике. Промышленная агломерационная зона -это не простое сочетание предприятий, а агломерация оптимальных точек различного типа. Процессы

агломерирования расширяют состав точек роста промышленности региона. Это дает основание для выделения группы точек роста, представленных промышленными агломерационными зонами. В основу формирования и развития промышленных агломерационных зон должен быть положен баланс интересов территорий, входящих в состав этих зон. Следовательно, предложенная форма агломерирования территорий имеет определенное значение и заслуживает самостоятельного научного анализа. Изучение механизма формирования промышленных агломерационных зон и практики реализации промышленной политики именно в таком ракурсе и являются целью проводимого исследования.

Повышение в перспективе эффективности территориального промышленного производства оправдывает затраты на формирование промышленных агломерационных зон, поскольку предполагается, что именно эти формы организации промышленного производства более приспособлены для решения многих практических задач развития промышленного комплекса актуального пространства. Представляется, что промышленные агломерационные зоны на данный момент являются наиболее подходящей формой и более адекватным понятием применительно к современной экономической ситуации. Такой формат, как промышленная агломерационная зона, в большей степени соответствует состоянию размещения промышленности, уровню его развития и доле в валовом региональном продукте исследуемой территории. Автор полагает, что формирование промышленных агломерационных зон не единственный, но, возможно, самый подходящий метод стабилизации состояния и развития промышленности применительно к нынешней экономической ситуации. За счет него можно добиваться повышения до определенного уровня промышленного развития в регионе.

Предпосылкой для всестороннего исследования механизма функционирования агломерированных территорий являются теоретические представления об агломерации. Агломерация (от лат. слова agglomerate) означает буквально - присоединять, копить. Концепция агломерации не нова, и усиление значимости агломерации в современных условиях вызвано необходимостью форсирования развития реальных секторов экономики на небольших объединенных территориях. Обсуждение проблем агломерации, т. е. «внешней экономии от масштаба», в научной литературе началось более пятидесяти

лет назад (работы А. Маршалла) и продолжается по настоящее время. Новое в изучении проблемы заключается в появлении возможности моделирования этого процесса. Наиболее четкое моделирование агломерационных процессов показано в работе М. Фуджиты [12], где объяснена агломерация экономической деятельности в пространстве.

Понятие «агломерация» в проведенных исследованиях характеризуется с различных точек зрения. В большинстве экономических словарей она определяется как компактная пространственная группировка городских поселений, объединенных в единое целое интенсивными производственными связями. А промышленная агломерация отражает территориальную концентрацию промышленного производства и трудовых ресурсов. В Большой советской энциклопедии понятие «агломерация» трактуется как «.. .скопление населенных пунктов, главным образом городских, но также и сельских, сближенных, местами срастающихся, объединенных в одно целое интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями» [2].

В своем труде «Теория размещения промышленности» А. Вебер подчеркивает, что кроме основных и единственных факторов размещения (транспортная ориентация и ориентация на трудовые ресурсы) присутствует и третий фактор, который в корне отличается от двух первых. Значение этого фактора возрастает по мере развития промышленности и научно-технического прогресса. Подразумевается именно фактор агломерации. И в реальной действительности агломерация не менее важна при оптимизации структуры промышленности.

Резюмируя приведенные определения, можно заключить, что агломерация как фактор, формирующий единое целое, продолжает оказывать глубокое и всестороннее влияние на экономику региона по мере развития промышленности и научно-технического прогресса.

В своей теории штандартов А. Вебер выделяет две степени агломерации и утверждает: «Концентрация производства в виде простого расширения производственных единиц представляет низшую степень агломерации. Следующая стадия развития агломерации - пространственное сближение однородных производств» [3]. Другими словами, А. Вебер считает простое укрупнение производственных единиц низкой ступенью, а пространственную концентрацию без слияния в одну производственную единицу - высшей ступенью агломерации.

Использование высшей степени агломерации, на взгляд автора, является приемлемой, ибо при многообразии форм собственности и многопод-чиненности совокупности предприятий процесс концентрации является сложной и неразрешимой задачей.

Как отмечают Б. Йоханссон, И Джон, М. Квигли, «...формирование и эффективность агломерации является результатом ее характера как общественного блага: домашние хозяйства и фирмы в одной агломерации сообща разделяют ее выгоды. Агломерации также полагаются на общественные институты, которые соединяют индивидуальные решения» [5]. Мнения ученых сходятся в том, что агломерация является средством достижения целей высокого порядка. Ее результаты должны быть общими для всех участников, составляющих одно целое на конкретной территории, что равносильно общественному благу, созданному и распределенному между всеми членами общества, что отражает экономическую политику в регионе с ее главной целью - повышение благосостояния регионов и страны в целом.

Другие ученые (например И. И. Сигов) агломерацию представляют как «.центр национального значения со специализацией в наиболее прогрессивных отраслях народного хозяйства» [10]. По мнению ученых, агломерация служит главным фактором развития «наиболее прогрессивных отраслей» в регионе, в результате чего он превращается в «центр национального значения», занимая ведущую роль в развитии национальной экономики. Данное определение понятия «агломерация» исходит, как представляется автору, из учета опыта новых индустриальных стран, которые за кратчайший исторический срок достигли экономических высот. Именно оно, на взгляд автора, выпукло отражает роль и значение агломерации в развитии экономики.

Однако И. А. Минаковым агломерация представлена как система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных пунктов, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и другими связями, а также общей инфраструктурой [8]. Он считает ее естественным процессом единения экономики территорий под воздействием культурно-бытовых, трудовых ресурсов и общностью инфраструктуры. По мнению автора, это определение является однобоким, ибо характеризует лишь результат, а не процесс «цели - средства - результаты». Поэтому

его сложно принимать в качестве отправной точки при исследовании агломерации, которое включает, в частности, и этап «создание агломерации».

В своем труде А. В. Нелидов трактует агломерацию как территориально-хозяйственное образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты [9]. Он определяет агломерацию прежде всего как «территориально-хозяйственное образование», созданное на базе интеграции промышленного и транспортного потенциалов и населенных пунктов. Включая термин «интеграция» в свое определение, ученый тем самым придает агломерации процессный характер, что близко к истине.

В определении, данном А. А. Угрюмовой, понятие «агломерация» рассматривается как концентрированная форма организации жизнедеятельности большой численности населения на ограниченной территории, объединенная в сложную многокомпонентную динамическую систему интенсивными внутренними связями, и как макрорегиональная форма организации общего экономического пространства страны [11]. Это позволяет представить агломерацию как процесс размещения производительных сил в системе реализации промышленной политики государства.

Среди трудов, посвященных исследованию агломерации и связанных с ней понятий и процессов, немало работ, в которых комплексно проанализированы процесс и масштабы результатов реализации агломерирования.

Например, в сборнике «Сделано в Нью-Йорке», посвященном описательному исследованию производства в промышленном центре США, приводится следующее наблюдение: «Тесно общаясь с подобными себе и со вспомогательными фирмами, существующими для их обслуживания, фирмы удовлетворяют свои изменяющиеся нужды, совместно используя пространство, труд, материалы и услуги. Говоря более кратко, они могут выиграть от существования внешних эффектов». Экономические эффекты считаются внешними в том смысле, что они появляются благодаря сторонним источникам. В результате фирма может удовлетворять свои изменяющиеся потребности при более низких затратах, чем за счет внутренних источников. В свою очередь, внешний источник может находиться в выигрышной ситуации, поскольку он, помимо частичного удовлетворения потребностей данной фирмы, удовлетворяет еще и потребности других

фирм. Таким образом, является очевидным, что внешние эффекты сокращают издержки по ведению бизнеса, так же, как и затраты на труд и транспорт, границу между которыми действительно трудно провести [13].

Если учесть, что предыдущие определения позволяют определить цель агломерации - увеличение внешнего эффекта для всех участников процесса, то можно заключить, что это и есть тот малый результат, которого можно ожидать, начав агломерирование.

Во-первых, такой малый результат отражает максимальную эффективность общественного производства.

Во-вторых, учитывая рассмотренные определения, можно придти к заключению, что агломерация, как правило, рассматривается во взаимосвязи с промышленным производством в различных формулировках, чаще всего в форме промышленной агломерации.

Анализ понятий «агломерационная зона» и «промышленная зона» показывает, что однозначного их определения не существует, поскольку нет единого мнения среди исследователей в определении самого понятия «агломерация». Ввиду этого, опираясь на основные постулаты классической экономической теории, в соответствии с которым основой любой экономической системы является процесс производства, предлагается применить такое понятие, как «промышленная агломерационная зона». Оно в большей мере соответствует целям исследования. Углубленное рассмотрение проблем активизации и стабилизации производственной деятельности в промышленности через призму формирования промышленных агломерационных зон ориентирует исследования на улучшение состояния промышленности конкретных территорий.

Итак, целесообразно придерживаться следующего определения: промышленная агломерационная зона как особая, упорядоченная и прогрессивная форма территориальной организации промышленного производства и своеобразный формат пространственного развития представляет собой целостное оптимальное территориальное и отраслевое сочетание элементов природного, технического, экономического, социального, инфраструктурного характера в условиях перехода к рыночным отношениям. Эта форма:

- обусловленная общностью основных направлений функционирования этих элементов;

- объединяющая локально, территориально привязанные предприятия промышленности географически близко расположенных административно-территориальных единиц при наличии различных форм технологической и производственной связанности и взаимозависимостей;

- обладающая специализацией и определенным уровнем комплексности;

- обеспечивающая процесс тесного обмена веществ, информации, энергии, продукции, услуг и т. д. с целью усиления конкурентоспособных преимуществ каждого из участников и территорий в целом, так как в нее включены цели, предпосылки, механизмы и требования к созданию и реализации промышленных агломерационных зон, которые позволяют определить отличие от других форм территориальной организации промышленного производства.

Принимая этот вариант определения промышленных агломерационных зон за обобщенный, предложим более комплексные варианты, которые по своей характеристике близки к обобщенному и могут быть взяты за основу при исследовании.

Промышленная агломерационная зона - это система взаимодействующих объектов, между которыми существуют материальные, финансовые и информационные связи, характеризующиеся единством функционального назначения и технологической взаимозаменяемостью, имеющей локальную, территориальную привязку, но не ограниченной ею.

Промышленная агломерационная зона - это совокупность взаимодействующих и тесно взаимосвязанных, относительно автономных локальных и целостных систем, которая отличается возможностью комплексирования и сбалансирования всех своих блоков, сфер, компонентов и элементов, тем самым усиливающих свои конкурентные преимущества.

Исходя из этих определений, можно сформировать цели создания промышленных агломерационных зон.

Формирование и развитие промышленных агломерационных зон нацелены на создание необходимых условий для воспроизводства ресурсного и человеческого капитала на основе повышения эффективности производства, его территориальной специализации и кооперирования, рационального использования ресурсов в условиях перехода к рыночным отношениям и наличия различных форм собственности.

В исследовании основным экономическим каркасом региона, который играет ведущую и важную роль в развитии экономики, выбраны промышленные агломерационные зоны, а опорным каркасом - стратегические «точки и полюсы роста», т. е. ядро выделенной территории и транспортно-логистическая система региона. Определение доминантных составляющих, влияющих на динамику пространственных структур, понимание сложности и ответственности решения таких задач являются необходимыми условиями исследования промышленных агломерационных зон с различной структурой промышленности и внутрирегионального их формирования. В ходе исследования возникает необходимость сравнения результатов промышленного развития выделенных промышленных агломерационных зон, обладающих неодинаковой хозяйственной специализацией. Это означает, что экономическая база промышленных агломерационных зон существенно дифференцирована и находится в прямой зависимости от исторически унаследованного состава отраслей промышленности.

Поэтому, хотя процесс формирования промышленных агломерационных зон в рамках региональной экономики и лишен строгих закономерностей, тем не менее он должен осуществляться с позиции системного подхода с обязательным учетом особенностей и специфики развития региона, подчиняться законам системологии, включающим в свой состав законы саморазвития, трансформации, интеграции, относительности, приоритетов, гармонизации, и системности.

Закон саморазвития при формировании промышленных агломерационных зон выражается в том, что зоны приобретают новые качества и свойства своего функционирования преимущественно за счет собственных ресурсов, адаптации и взаимодействия с внешней средой. Изменения состояния самих промышленных агломерационных зон и состояния региона в целом как результат тесной связи и взаимовлияния с природой отражают действия закона трансформации. В промышленных агломерационных зонах присутствуют множественная система отношений и совокупность элементов. Они меняются в зависимости от конкретных ситуаций. Это доказывает подчиненность их законам интеграции и относительности. Если соблюдение законов приоритетности требует определения в процессах развития промышленных агломерационных зон приоритетных и прорывных направлений, то закон гармонизации диктует необходимость

обеспечения рациональных соотношений не только между приоритетными направлениями промышленных агломерационных зон, но и между сильными и слабыми свойствами их развития.

Исследование природы промышленных агломерационных зон теоретически привело к тому, что они должны обладать способностями, позволяющими:

- произвести структурную перестройку экономики и промышленности, прежде всего, чтобы добиться повышения конкурентоспособности каждого участника и комплекса в целом;

- кооперироваться с другими зонами и способствовать кооперированию промышленности области во всех сферах деятельности с другими регионами, в особенности в сфере развития инновационной деятельности, чтобы способствовать переводу развития экономики других территорий на интенсивный путь развития;

- внедрять новые формы агломерационных образований и в других областях республики, помогать методологически и практически в создании и реализации наиболее подходящих форм для экономики других областей территориальных образований.

Разработка и реализация таких промышленных агломерационных зон требует всестороннего и глубокого исследования состояния экономики региона и прилегающих территорий.

Например, в процессе исследования природы промышленных агломерационных зон выяснилось, что большое количество населения в них влияет в большей мере, чем другие факторы, на структуру и масштабы производства. Чем меньше численность жителей в центральных населенных пунктах промышленных агломерационных зон, тем ограниченнее набор элементов обслуживающего блока промышленных агломерационных зон. И, наоборот, чем больше жителей в городах и центральных населенных пунктах промышленных агломерационных зон, тем больше увеличивается удельный вес основного и обслуживающих (сфера услуг) блоков в них. Размер, численность населения, расстояние между крупными центрами (городами, населенными пунктами), как правило, предопределяют размещение новых производств и предприятий в промышленных агломерационных зонах.

Исследование возможностей формирования и реализации промышленных агломерационных зон подчиняется методической последовательности и

составляет некую совокупность мероприятий, очередность осуществления которых, на взгляд автора, должна быть следующей:

- комплексный анализ принятой концепции формирования и механизма функционирования промышленных агломерационных зон и прогнозов их развития;

- анализ промышленного потенциала внутренних и внешних факторов развития, динамики промышленного производства промышленных агломерационных зон, характера внутризональных и межзональных связей, уровня эффективности использования производственных мощностей в промышленности зон и других аспектов складывающихся социально-экономических ситуаций;

- определение узких мест в промышленности каждой зоны, являющихся причиной сдерживания стабилизации состояния промышленности или порождающих проблемные ситуации;

- классификация выявленных проблем развития зон по уровню неотложности их решения, взаимосвязанности и взаимозависимости;

- рассмотрение проблем развития промышленности каждой зоны в увязке с общими экономическими и промышленными проблемами региона и страны в целом.

Последовательность анализа возможностей и необходимости формирования промышленных агломерационных зон позволит ясно представить реальную и вероятностную картину состояния реального сектора экономики региона с учетом предложений по традиционному развитию (экстраполяция). Все это даст возможность конкретизировать совокупность основных причин, которые побуждают к формированию и реализации промышленных агломерационных зон.

Приведем практический пример. Исследования, посвященные изучению возможностей и необ-ходимостей выбора конкретных территориальных образований, максимально соответствующих характеристике экономики Согдийской области, позволили выявить следующие причины, по которым желательно сформировать шесть промышленных агломерационных зон на территории региона:

- формирование промышленных агломерационных зон по предложенной схеме позволит уйти от сырьевой модели экономического развития путем уменьшения фрагментарных краткосрочных внутри- и межзональных связей по выпуску конечной готовой продукции;

- решение конкретных проблем промышленности в различных промышленных агломерационных зонах;

- объявление территорий отдельных промышленных агломерационных зон особыми экономическими зонами, что открывает широкий доступ к инвестициям;

- повышение эффективности деятельности промышленности области, оптимальное использование трудового потенциала региона за счет внешнего эффекта промышленных агломерационных зон можно оценить как мощный фактор роста конкурентоспособности и привлекательности для инвесторов.

Более того, в настоящее время в промышленном комплексе региона слабо поставлена переработка используемого сырья. Предпочтительность при выборе местоположения объектов хозяйствования будет определяться по степени максимальной экономии затрат и по комплексу взаимосвязанности и взаимообусловленности производств.

Все эти причины наглядно доказывают необходимость скорейшего формирования и реализации совокупности промышленных агломерационных зон на территории области. Известно, что различные варианты промышленных агломерационных зон позволяют рассчитывать на эффекты разного масштаба, определение которых связано с некоторыми методическими тонкостями.

Совокупность преимущества от концентрации экономической деятельности впервые была описана английским экономистом А. Маршалом еще в конце XIX в. Он заметил, что в местах концентрации производства каждая отдельно взятая фирма в явной или неявной форме пользуется выгодами от наличия развитой инфраструктуры, обширного рынка сбыта продукции как внутри смежных производственных циклов, так и на местном потребительском рынке, от сокращения транспортных издержек в силу близости контрагентов, доступности рабочей силы, разного уровня квалификации и др. Эти выгоды А. Маршалом обозначены термином «агломерационный эффект» [7].

Агломерационный эффект - экономическая выгода от территориальной концентрации производств и других экономических объектов в относительно близких друг от друга пунктах. Например, в одном районе предприятия, пользующиеся услугами высокопроизводительного «центролита», сокращают свои издержки на использование литых заготовок, на транспортировку и т. д. [1].

Эффективность экономики регионов, территориально-производственных комплексов, промышленных узлов, территориально-производственных систем зависит прежде всего от концентрации производительных сил - агломерационного эффекта. Хотя агломерация считается дорогостоящей формой территориальной организации производства, тем не менее ее высокая эффективность, приносящая очевидную экономическую выгоду, доказана мировой практикой.

Источниками агломерационной экономии должны выступать прежде всего минимальные затраты на транспортировку и рабочую силу. Одним из основных параметров эффективности результатов агломерационного процесса является сокращение транспортных издержек. Этот параметр принят во внимание при формировании различных вариантов агломерационных образований. Снижение значения транспортных издержек в агломерационных образованиях по сравнению со средним значением этого показателя по стране и отдельным регионам характеризует эффективность этого процесса. Именно низкие транспортные издержки позволят перемещать и оптимально разместить вновь создаваемые фирмы и предприятия вблизи друг друга. Насколько агломерация выгоднее ориентации на транспортные и трудовые издержки, можно определить отношением выгоды агломерации к количеству общей производственной массы. Такими показателями могут выступать несколько параметров, одним из которых является индекс агломерации. Этот показатель рассчитывается как величина экономии от агломерации на единицу продукции.

Проводя свое исследование, А. Вебер пришел к выводу, что «.экономия от агломерации ведет к отклонению пунктов размещения производства, от пунктов транспортных минимумов и рабочих пунктов, в тех случаях когда эта экономия покрывает дополнительные затраты на транспорт и рабочую силу, возросшие вследствие перемещения промышленности в пункты агломерации» [6]. Другими словами, процессу агломерации свойственно «перемещение промышленности в пункты агломерации». Главной причиной этого, по мнению ученых-регионоведов, является то, что агломерация приведет к тому, что внешние эффекты сократят издержки по ведению бизнеса, так же, как и затраты на труд и транспорт. Очевидно, что уважающий себя предприниматель стремится перемещать свое предприятие в ближайшие пункты агломерации, чтобы увеличить не толь-

ко свои доходы от «внешнего эффекта», но и создать базу для дальнейшего развития и расширения.

Чем больше субъектов рыночной экономики рационально и оптимально концентрируются в одном месте, тем больше возможностей ориентироваться на использование «агломерационного эффекта». И такая возможность предоставляется при формировании промышленных агломерационных зон на базе географически близко расположенных административно-территориальных единиц. Географическая близость расположения административно-территориальных единиц, образующих промышленные агломерационные зоны, опосредует переход от использования внешних источников сырья к максимальному вовлечению внутренних сырьевых ресурсов.

Агломерационный эффект является следствием пространственно-отраслевой оптимизации промышленного, инвестиционного, инфраструктурного, предпринимательского и внешнеэкономического потенциала региональной экономики и возникает в результате совместного пользования услугами всех элементов инфраструктуры, строительной индустрии и фондами отраслей материального производства. Развитие агломераций стимулирует трансформацию отраслевой структуры секторов экономики и способствует развитию коммерческих, административных, финансовых, транспортных, торговых и других услуг, тем самым обеспечивая становление агломераций на интенсивной основе.

Территориальные различия в использовании основных фондов различных отраслей промышленности и возможности оптимизации структуры, появление новых производств результируют территориальную дифференциацию агломерационного эффекта. Агломерационные эффекты обычно классифицируют по следующим признакам:

- производственная агломерационная эффективность;

- коммуникационная агломерационная эффективность;

- зональные или комплексные производственные эффекты - возможности комплексирования объектов как промышленности, так и объектов инфраструктуры;

- локальные и глобальные строительные эффекты - снижение капитальных и эксплуатационных затрат, развитие строительной индустрии в силу возникновения потребностей населения и мира бизнеса в строительстве.

Агломерационную экономию составляет совокупность локальных эффектов. К основным видам эффекта агломерации относятся:

- эффект масштаба на транспорте;

- эффект урбанизации;

- эффект локализации;

- эффект масштаба производства и другие;

- внутри- и межзональный эффект, выражающийся в производительности общественного труда и увеличении удельного веса произведенных зональных продуктов;

- эффект реструктуризации экономики агломерационной зоны и сопредельных территорий;

- изменение соотношений «экспорт - импорт»;

- повышение уровня благосостояния населения внутри- и межзональных территорий вследствие повышения и обогащения уровня занятости населения зон и прилегающих территорий.

Эти составляющие возрастания эффективности становятся возможными в результате формирования промышленных агломерационных зон, где производственные усилия будут направлены на рациональное применение всех ресурсов:

- природных;

- социально-демографических;

- производственно-технических;

- научно-технологических;

- финансово-экономических.

Эффект от максимальной консолидации названных составляющих ресурсов в рамках промышленных агломерационных зон позволит создать определенные уровни импульсирования инвестиционных, инновационных, инфраструктурных, предпринимательских, внешнеэкономических прорывов, способствующих:

- достижению конкурентоспособности промышленного комплекса региона;

- повышению производительности труда;

- повышению уровня благосостояния населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Максимальная реализация агломерационного

эффекта зависит от активизации межхозяйственной и межотраслевой кооперации на основе концентрации на компактной и инфраструктурно обеспеченной территории разнопрофильных и разномасштабных объектов, которые в то же время находятся под воздействием не одного, а целого ряда факторов. Наличие большого количества накопленных основных фондов, опытных квалифицированных кадров и развитой производственной инфраструк-

туры можно отнести к главным условиям развития промышленности в форме агломерационных образований.

Эффективность агломерации объектов может быть выражена:

- в комплексном использовании локализованных природных ресурсов;

- в капитализации территории;

- в повышении эффективности использования инвестиций и инфраструктуры.

В конечном итоге это позволит обеспечить:

- повышение значения коэффициентов выпуска готовой продукции;

- безотходность производств в агломерированных территориях;

- значительный рост прибыли.

Следовательно, агломерирование территорий в

отличие от классической группировки производств и предприятий позволяет наиболее эффективно использовать региональные преимущества. Суммарный эффект от группирования промышленных предприятий в составе промышленных агломерационных зон путем оптимизации структуры промышленности также снизит расходы на 10-15 %. Это больше, чем даст полная реструктуризация промышленности на территории всего региона. Совместное использование инфраструктуры позволяет создать более полный набор объектов, укрупнить и улучшить экономические показатели их работы.

Но нельзя утверждать, что существует константность роста прибыли от агломерации. Если для одних отраслей важное значение имеет агломерация объектов, то для других - эффективное рассредоточение. По достижению максимальной прибыли от агломерации можно объединить две более близко расположенные промышленные агломерационные зоны. Такая политика позволит повысить специализацию отдельных промышленных агломерационных зон. Или можно также применить и другую политику, суть которой заключается в разделении промышленной агломерационной зоны на две отдельные с целью приближения экономики менее развитых территорий к уровню участников промышленных агломерационных зон.

Подробный анализ достижения агломерационных эффектов, включая результаты проведенного исследования, показывает, что результат агломерационных процессов включает как минимум три вида выгод от осуществления этого процесса.

Во-первых, агломерационные процессы позволяют отраслям в целом получать выгоды, так как все форматы агломерации обеспечивают углубление отраслевой специализации. Тем самым параллельно увеличивается значение внутреннего эффекта масштаба.

Во-вторых, у отдельных фирм будут широкие возможности приобретать сырье у различных специализированных поставщиков в пределах агломерированных территорий, экономя на низких транзакционных издержках.

В-третьих, выигрыш отдельные фирмы могут получить дополнительно за счет доступности и оперативности информации за счет пространственной близости в пределах агломерации.

Агломерационный эффект в регионах областного уровня - со сложившейся структурой промышленности может быть получен в результате оптимизации не только отраслей специализации, но и комплек-сирующих (сопутствующих) отраслей и отраслей инфраструктуры за счет устранения неэффективных дублирующих элементов производства и инфраструктуры и выборе оптимального их местоположения.

Особая роль при формировании агломераций отводится транзакционным издержкам. Транзакци-онными издержками называются затраты на поставку. Обычно внутри агломерированных территорий транзакционные издержки более низки, нежели чем когда продукт поставляется покупателями извне. Условия рыночных отношений повышают значимость агломерации, выгода от которых выражается как в увеличении разнообразия товаров в результате чувствительности некоторых транзакционных издержек к расстоянию, так и в снижении транзакционных и транспортных издержек с увеличением близости. Крупные инвестиционные компании стремятся направить потоки инвестиций в такие системы, где транзакционные издержки минимальные.

Следует отметить, что увеличение эффективности в зависимости от близости и связей обеспечивается благодаря агломерационным процессам. Использование агломерационных процессов в современных условиях позволит ускорить развитие территории и притягивание инвестиционных пото-

ков. Агломерации могут обеспечить выгоды не только большим городским ареалам, но и нескольким объединенным административно-территориальным единицам в регионе.

Список литературы

1. Большой экономический словарь / под ред. А. И. Азрилияна. M.: Институт новой экономики. 2009.

2. Большая советская энциклопедия. 3-е издание. Т. 1. M. 1969-1978.

3. Вебер А. Теория размещения промышленности / под ред. Н. Н. Баранского. M.: Книга. 1926.

4. Гладкий Ю. Н., Чистобоев А. И. Основы региональной политики: учебник. - СПб.: Изд-во Mихайлова В. А. 1998.

5. ЙоханссонБ., ДжонМ. Квигли. Агломерации и сети: эффекты в пространственной экономике // Пространственная экономика. 2008. № 4.

6. Липец Ю. Г., Пуляркин В. А., Шлихтер С. Б. География мирового хозяйства. M. 1999.

7. Маршалл А. Принципы политической экономии. M. 1983.

S. Минаков И. А., Неуйман С. К. Экономическая география и регионалистика. M.: Колос. 2002.

9. Нелидов А. В. Mетодология формирования и управления стратегиями развития территориально-производственных образований. СПб. 2003.

10. Сигов И. И. Типология региональных систем (в соавторстве с С. П. Слуцким и Л. П. Совершаемой). СПб. 2007.

11. Угрюмова А. А. Социально-экономические проблемы устойчивого экономического развития агломераций (на примере Mосковской агломерации) . M. : Изд. ВШПП. 2004.

12. Fujita M. Monopolistic Competition Model of Spatial Agglomeration: A Differentiated Product Approach // Regional Science and Urban Economics. 1988. № 18, pр. 87-124.

13. Hall M. Made in New York. Cambridge MA: Harvard University Press. 1959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.