Научная статья на тему 'Агломерационные эффекты при создании и управлении агломерацией'

Агломерационные эффекты при создании и управлении агломерацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1500
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЛОМЕРАЦИЯ / АГЛОМЕРАЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ / АГЛОМЕРАЦИОННАЯ ЭКОНОМИЯ / ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ / АГЛОМЕРАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калашникова Ольга Евгеньевна

В нынешнее время агломерации становятся основными формами территориальной организации, что отвечает положению нашего государства с его размахом территорий, мультинациональностью, многообразием природных и социально-экономических условий. В настоящей статье агломерация рассматривается как наилучшее место для жизни, работы и инноваций, идеальное место для развития и влияния науки, благоприятное место для содержания бизнеса. Все это является результатом грамотного управления агломерацией. При продуманном применении эффекты, полученные от употребления агломерационного потенциала, могут выступить средством решения острых и крупных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Агломерационные эффекты при создании и управлении агломерацией»

информацию о действующих конкурентах: особенности их вида деятельности; профессиональное кадровое обеспечение; деловая репутация и многое другое. Информацию о действующих конкурентов можно получить, анализируя их финансовую и маркетинговую отчетность; анализируя уставные документы, проводя опрос среди целевых покупателей.

Получение данной информации может быть высоко затратным, в связи с этим, прежде всего, менеджерам необходимо определить тот объем информации, который является необходимым для эффективного управления и контроля за предприятием.

Прежде всего, сформированная информационная система должна способствовать определению недостатков финансово-хозяйственной деятельности предприятия и проблем, которые могут возникнуть в будущем. Уже сформированная информационная система не может эффективно функционировать без разработанной системы внутреннего контроля [2]. Внутренний контроль на фармацевтическом предприятии зависит от организационной структуры управления, применяемой формы хозяйствования, технического обеспечения и других факторов.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- в режиме реального времени осуществлять сбор данных и формировать отчеты, которые будут соответствовать российским и международным стандартам;

- создать информационную систему, которая будет удовлетворять требованиям международных стандартов, и способствовать организации работы предприятия в соответствии с данными стандартами.

Список литературы

1. Адамов Н.А. Основы управленческого учета / Н.А. Адамов, Т.М. Рогуленко, Г.А. Амучиева. СПб.: Питер, 2005. 112 с.

2. Галдина А.А. Организация системы внутреннего контроля за финансово-хозяйственными операциями / А.А. Галдина, Л.А. Дубовенко // Финансовые и бухгалтерские консультации, 2004. № 12.

3. КорзоватыхЖ.М., Мишина О.И. Учет затрат на фармацевтическом предприятии с применением прогрессивной системы управления и контроля // Вестник науки и образования. № 05 (29), 2017.

АГЛОМЕРАЦИОННЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРИ СОЗДАНИИ И УПРАВЛЕНИИ АГЛОМЕРАЦИЕЙ Калашникова О.Г.

Калашникова Ольга Евгеньевна - аспирант, кафедра теории и технологий в менеджменте, экономический факультет, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в нынешнее время агломерации становятся основными формами территориальной организации, что отвечает положению нашего государства с его размахом территорий, мультинациональностью, многообразием природных и социально-экономических условий. В настоящей статье агломерация рассматривается как наилучшее место для жизни, работы и инноваций, идеальное место для развития и влияния науки, благоприятное место для содержания бизнеса. Все это является результатом грамотного управления агломерацией. При продуманном применении эффекты, полученные от употребления агломерационного потенциала, могут выступить средством решения острых и крупных проблем.

Ключевые слова: агломерация, агломерационный эффект, агломерационная экономия, потенциал развития, агломерационный проект.

УДК 332.156

Агломерационный эффект давно известен в экономической науке и объясняется тем, что точечно или лаконично расположенные объекты, если они сочетаются, всякий раз действенней, чем находящиеся отдельно, разбросанно [1, 13]. Другими словами, агломерационный эффект - это общая экономическая, деловая, социокультурная и жилая среда города и пригорода в пределах агломерационного ареала, опирающаяся на тесные инфраструктурные связи.

Для более эффективного управления потенциалом агломерации необходимо выявить агломерационные эффекты.

Развитие агломераций связано, в первую очередь, с агломерационной экономией -экономией расходов в процессе сращивания разнообразных видов деятельности в одном месте, отказом от дублирования функций на территориях членов агломераций. Экономическая выгода от увеличения площади и численности жителей города дает результат лишь до конкретных пределов - пока увеличивающиеся транспортные издержки на поставку товаров, сырья и пассажиров будут рентабельны при таких затратах производства и не приведут к ухудшению качества среды. Экономический эффект агломерирования предопределен перспективой сомкнуть в границах территориально ограниченных агломерационных ареалов большую часть производственных и иных связей.

Пространственная организация ресурсов в экономике способствует значительному повышению их эффективности, что прослеживается при формировании агломерации. Агломерация включает в себя планирование и бюджетирование социальной [20, 38], транспортной, экологической, инженерной инфраструктур, исходя из общих необходимостей. Это делает возможным оптимизацию землепользования, обнаружения новых территорий, исключения дублирования. Формирование агломерационного сообщества как формы межмуниципального сотрудничества предоставляет шанс более рационально образовать территорию в схеме «город-пригород», создает лучшие условия и наиболее результативное совместное использование земель агломерации. Эффект роста экономики регионов за счет ускорения развития пригородных зон крупных агломераций приведен в таблице 1.

Таблица 1. Эффект роста экономики регионов за счет ускорения развития пригородных зон

крупных агломераций

Что происходит в пригородах, если ускоряется сообщение с центром агломерации? Почему это происходит? Каков результат? Экономические эффекты

Увеличение заработной платы местными работодателями Рост конкуренции за кадры с центром агломерации Рост доходов населения Рост доходов бюджета

Переезд бизнеса из центра в пригороды Более низкая цена аренды офисов Рост доходов населения Рост доходов бюджета

Переезд людей из центра в пригороды Возможность быстро доехать до центра агломерации, но жить в более комфортной среде 1) Рост цен на недвижимость 2) Рост инвестиций и выручки в сфере потребительских услуг 1) Рост доходов бюджета 2) Рост ВРП (валового регионального продукта)

Механизмом использования агломерационных эффектов является агломерационный проект - инвестиционный проект (или группа проектов) по развитию транспортной, коммунальной или социальной инфраструктуры, реализация которого приводит к возникновению значительных внешних экономических эффектов за счет усиления связности и взаимодействия между муниципальными образованиями, входящими в городскую или сельскую агломерацию. Например, создание скоростной платной автомагистрали между Тулой и Новомосковском.

Агломерационные эффекты от реализации агломерационных проектов делятся на эффект от роста добавленной стоимости в экономике (за счет расширения рынков сбыта и поставок, рынка труда, капитала в результате улучшения транспортной связности или повышения эффективности функционального использования территории) и эффект от оптимизации бюджетных расходов (за счет совместного использования инфраструктуры различными муниципалитетами).

Агломерационные проекты различаются по масштабу использования агломерационного эффекта:

- Межрегиональные (социально-экономический эффект выходит за пределы региона, в котором реализуется проект);

- Межмуниципальные (социально-экономический эффект выходит за пределы муниципалитета, в котором реализуется проект).

Схема расчетов экономических эффектов от агломерационных проектов представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Схема расчетов экономических эффектов от агломерационных проектов [3]

Создание агломерации как самостоятельного объекта управления позволит получить определенные инфраструктурные и социально-экономические эффекты [4, 142]:

- оптимизацию социально-экономической структуры территории, а также размещение инфраструктурных объектов;

- создание единых рынков (труда, недвижимости, капитала и т.д.);

- совместное использование поселениями агломерации потенциала территории (ресурсного, демографического, промышленного, инновационного, культурного, образовательного и т. п.).

В качестве важнейших эффектов, полученных регионом от формирования и развития на его территории агломераций, выделим:

- усиление конкурентоспособности экономики региона и гарантия притока ресурсов развития;

- возможность регулирования внутренней миграции из поселений-спутников в ядро;

- возможность выхода региона и агломерации на мировой рынок в качестве важного узла товарных, финансовых, технологических, культурных обменов;

- возможность оптимизации транспортной и инженерной инфраструктуры;

- формирование оптимального природно-экологического и расселенческого каркаса;

- возможность оптимизации системы землепользования;

- возможность регулирования развития ядра агломерации, предотвращение сбоев в работе инфраструктуры.

В результате управляемое развитие агломерации обеспечивает возможность:

- усовершенствовать систему разделения труда на основе диверсификации экономики и специализации;

- упорядочить транспортную схему;

- оптимизировать и комплексно развивать землепользование;

- сформировать природно-экологический каркас;

- реализовывать крупные инфраструктурные объекты (логистические узлы, аэропорты, энергетические мощности и т. п.);

- рационализировать и комплексно совершенствовать коммунальную инфраструктуру;

- сбалансированно развивать образовательную, торгово-развлекательную, социальную инфраструктуру.

Таким образом, создание агломераций делает возможным решения ряда проблем крупного города за счет его разгрузки, приблизить уровень развития окружающих поселений к городу. Крупный город встречает в агломерации свое дополнение и параллельно приобретает новые возможности для решения своих проблем, таких как размещение производства, расселение людей, создание мест массового отдыха, устройство сложных транспортных сооружении и объектов коммунального хозяйства (аэропортов, сортировочных станций, станций водоснабжения, очистных сооружений и т.п.). При этом в процессе агломерирования формируется развитое городское пространство, которое приводит к закреплению полноценного городского уровня жизни на территории агломерации, растет число поселений, обладающих наиболее привлекательной средой в социальном отношении. Ослабление диспропорции в исследовании территории агломерации между городским центром и пригородами и укрепление агломерационных связей за счет формирования новых производств на новых территориях создает более комфортную среду для развития бизнеса, обеспечивает повышение качества жизни.

Список литературы

1. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2003. 520 с.

2. Сапожников Г.Н. Агломерации в экономике, их назначение и развитие // Дискуссия, 2015. № 11 (63). С. 38-45.

3. Методические подходы к определению агломерационных проектов. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/dbd5e12d-2ecd-41af-аЬ5а098598а6а979/Д1_1_1_Чистяков_ПА.ра# (дата обращения: 01.05.2017).

31

4. Волчкова И.В., Минаев Н.Н. Теория и практика управления развитием агломераций: монография. Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2014. 234 с.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ

Сейтов Д.А.

Сейтов Дмитрий Александрович - студент магистратуры, кафедра маркетинга в АПК, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Пушкин

Аннотация: в статье анализируются современные методы продвижения товаров. Ключевые слова: маркетинг, методы, стратегии продвижения товаров, рынок.

Любые организации производят какие-либо продукты, почти все думают, как увеличить рост реализации произведенных продуктов в долгосрочный период. Каждой организации приходится делать многое для увеличения продаж своей продукции.

На сегодняшний день в маркетинге существуют два базовых понятия: продвижение товара на рынок и распространение товара на рынке. Между ними существует ряд принципиальных различий.

Продвижение товара на рынок начинается, по сути, с момента его создания и подразумевает начало рекламной деятельности до того, как он поступил на рынок. Распространение товара активно осуществляется в то время, когда он хорошо знаком потенциальному потребителю.

Отталкиваясь от вышеназванных определений, существуют две основных стратегии продвижения товара на рынок: стратегия «толкай» и стратегия «тяни», которые могут быть использованы на внутреннем рынке.

Метод «толкай» состоит в совершенствовании способов торговли. Например, продажа товаров пассивного спроса на дому или с доставкой на дом.

Метод «тяни» заключается в интенсивном влиянии на спрос через средства массовой информации, то есть активное использование всех видов рекламы.

Большинство международных фирм используют сочетание двух вышеназванных методов [4, 275-276].

Основными современными методами продвижения товаров на рынок являются:

- реклама;

- интернет маркетинг;

- прямой маркетинг;

- телемаркетинг;

- маркетинг взаимоотношений;

- поддержка сбыта;

- печатные материалы.

Реклама должна осведомлять потребителя о новом продукте. Должна указывать ряд преимуществ данного продукта по сравнению с другими. Должна вызвать интерес к товару и желание его купить.

Результат от рекламной деятельности будет зависеть от объёма выделенных на неё средств и от эффективности их использования.

Интернет маркетинг - это маркетинговая и коммерческая деятельность в сети интернет, затрагивающая все элементы комплекса маркетинга.

Целью интернет маркетинга является извлечение выгоды, посредством максимального удовлетворения той части целевой аудитории, которая является интернет-пользователями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.