Научная статья на тему 'Теоретико-методологическая основа изучения самореализации будущих педагогов'

Теоретико-методологическая основа изучения самореализации будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ / SELF-REALIZATION / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / FUTURE TEACHERS / METHODOLOGICAL APPROACHES TO RESEARCH / PHILOSOPHICAL ASPECT OF THE PROBLEM OF SELF-REALIZATION OF PERSONALITY / CULTUROLOGICAL AND ANTHROPOLOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милинис Ольга Артуровна

Статья посвящена исследованию философских и методологических аспектов изучения проблемы профессиональной самореализации будущих педагогов. Автором рассматриваются возможности междисциплинарного синтеза философских и педагогических знаний в методологические ориентиры изучения процесса профессиональной самореализации, отражающиеся в культурологическом и антропологическом подходах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милинис Ольга Артуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and Methodological Basis for the Study of Future Teachers' Self-realization

The article explores philosophical and methodological aspects of studying the problem of professional self-realization of future teachers. The author examines the possibilities of multidisciplinary synthesis of philosophical and pedagogical knowledge in the methodological reference-points of studying the process of professional self-realization, which are reflected in culturological and anthropological approaches.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологическая основа изучения самореализации будущих педагогов»

УДК 378 ББК Ч 481

О. А. Милинис

г. Новокузнецк, Россия

Теоретико-методологическая основа изучения самореализации будущих педагогов

Статья посвящена исследованию философских и методологических аспектов изучения проблемы профессиональной самореализации будущих педагогов. Автором рассматриваются возможности междисциплинарного синтеза философских и педагогических знаний в методологические ориентиры изучения процесса профессиональной самореализации, отражающиеся в культурологическом и антропологическом подходах.

Ключевые слова: самореализация, профессиональная самореализация, будущие педагоги, методологические подходы исследования, философский аспект проблемы самореализации личности, культурологический и антропологический подходы.

О. А. Milinis

Novokuznetsk, Russia

Theoretical and Methodological Basis for the Study of Future Teachers’ Self-realization

The article explores philosophical and methodological aspects of studying the problem of professional self-realization of future teachers. The author examines the possibilities of multidisciplinary synthesis of philosophical and pedagogical knowledge in the methodological reference-points of studying the process of professional self-realization, which are reflected in culturological and anthropological approaches.

Keywords: self-realization, professional self-realization, future teachers, methodological approaches to research, philosophical aspect of the problem of self-realization of personality, culturological and anthropological approaches.

Актуальность проблемы профессиональной самореализации будущих педагогов обусловлена кардинальным обновлением социальноэкономической и политической сфер жизни Российского общества и глобальными изменениями в мировом сообществе. Как зафиксировано в ст. 14 Закона РФ «Об образовании», целью образования является создание условий для самоопределения и самореализации личности. Сложившаяся в настоящее время в практике системы высшего профессионального образования ситуация позволяет не в полной мере реализовать задачи, обозначенные в нормативных документах. Поэтому развитие личности, её творческой индивидуальности, раскрытие и реализация сущностных сил человека становится одной из существенных линий развития системы образования.

В исследовании мы исходили из того, что современное психолого-педагогическое знание © О. А. Милинис, 2011

характеризуется поликонцептуальностью, причем не только по форме, но и по содержанию, что органически предполагает взаимодополняемость педагогических течений и концепций [6].

Разрабатываемая проблема формирования профессиональной самореализации будущих педагогов относится к тому типу проблем, решение которых требует адекватного междисциплинарного подхода. В процессе концептуального построения формирования профессиональной самореализации студентов педагогического вуза в исследовании используются возможности двух последних моделей междисциплинарного синтеза знаний и типов междисциплинарного взаимодействия (отношения) [10]:

• методологическая зависимость, при которой в рамках одной науки воспроизводятся схемы и нормы научного познания, принятые в другой (в педагогических исследованиях чаще всего просматриваются схемы естественнонауч-

ного познания - классические, неклассические, постнеклассические). В последние годы в педагогике активно разрабатываются разнообразные способы гуманитаризации педагогической действительности, культурологические подходы с использованием адекватных этим процессам методов и средств (аксиологический подход, интеграция, диалог и др.);

• отношение «научно-практического взаи-мообоснования», при котором знания разных наук, дополняя друг друга, практически оправдывают (при соблюдении ограничений, накладываемых культурно-историческими условиями) и аксиологически обосновывают (при согласовании ценностных позиций, определяющих смысл разрабатываемых преобразований) предметную специфику каждой из взаимодействующих наук (В. Е. Радионов, М. А. Садовский, С. Ю. Степанов, А. П. Тряпицына) [7; 8; 10; 11].

Совокупность необходимых для этого знаний включает в себя философские знания (философский уровень), общенаучную методологию (общенаучный уровень), конкретно-научную методологию (конкретно-научный уровень), методику и технику (технологический уровень) исследования [5].

Исходя из того, что «сущность основных педагогических понятий и терминов можно наиболее содержательно охарактеризовать только с учетом их исходного философского значения» [9], первыми среди методологических ориентиров для нас являются положения философии в её методологической функции.

Идеи самореализации личности через самосовершенствование берут своё начало в философских системах древности, при этом специфические характеристики каждой эпохи (экономические, социальные, политические) накладывали на это понятие свой отпечаток. Так, например, по мнению Л. А. Коростылёвой, идея самореализации имеет давнюю историю в философии [4]. В качестве высшей ценности самореализация трактуется в философии Упанишад (с

VIII в. до V в. до н. э.) и в даосизме (У1-У вв. до

IX в.). На Западе учение о самореализации восходит к Аристотелю и Платону, представляя собой не только теоретический анализ этого феномена, но и практические рекомендации путей и способов индивидуального самоосуществле-ния. По мнению Аристотеля, самореализация человека - это реализация сущности, которая имеется изначально. Представители идеалистической философии (Г. Гегель, И. Кант, И. Фих-94

те) рассматривали самореализацию абстрактно, как «саморазвитие абсолютной идеи» [2]. В философии экзистенциализма и персонализма проблема самореализации занимала центральное место (А. Камю, Ж. П. Сартр, К. Ясперс, Э. Фромм, Э. Мунье и др.).

Понятие «самореализация» как центральное понятие начинает рассматриваться в современной философии в конце 70-х - начале 80-х гг. XX в. В ряде работ по социальной философии, указывает Л. А. Коростылёва, самореализация становится предметом специального исследования, начинает разрабатываться понятийный аппарат, с помощью которого самореализации личности придаётся статус философской проблемы (Л. И. Антропова, Т. А. Ветошкина). В начале 90-х гг. исследователи (А. В. Шинкин,

A. А. Идинов, В. И. Муляр, Н. Н. Бабыкина, Л. А. Цырева) предприняли попытку раскрыть сущность самореализации. В связи с этим, исследователь Л. А. Цырева отмечает, что несмотря на разноплановость работ, в них обнаруживается общая позиция - представление о сущностных силах человека. Поэтому самореализация с этой точки зрения определяется как раскрытие в деятельности человека его сущностных сил. Отметим, что у авторов, употребляющих понятие сущностной силы, нет единства мнений по вопросу о том, что включить в его содержание. Многие отечественные и зарубежные философы (М. М. Бахтин, Г. С. Батищев, Н. А. Бердяев,

B. С. Библер, М. К. Мамардашвили, В. С. Соловьев, С. Л. Франк, В. Франкл и др.) сущность самореализации связывают с поиском человеком смысла жизни, своего предназначения.

По мнению современных исследователей, в философии сложилась определенная совокупность взглядов на самореализацию как духовнопрактическую деятельность, направленную на раскрытие сущности человека, его потенциальности, поиск им смысла жизни, выполнение высшего предназначения. Необходимо отметить, что многие философы указывают на междисциплинарность и межпарадигмальность данной проблемы. Таким образом, философский аспект рассмотрения проблемы самореализации много-сторонен и затрагивает обширный культурный пласт.

Компонентами концептуального пространства, позволяющего исследовать проблему профессиональной самореализации будущих педагогов, на философском уровне исследования нами были избраны культурологический и антропологический подходы.

Культурологический подход, реализующий гуманистическую установку в понимании социальной функции человека, осуществляется в контексте общефилософского понимания культуры. В настоящее время в философии определились направления, рассматривающие культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, как специфический способ человеческой деятельности, как процесс творческой самореализации сущностных сил личности. Данные направления нашли своё отражение в содержании и структуре профессиональнопедагогической культуры: аксиологическом,

технологическом и личностно-творческом её компонентах (И. Ф. Исаев) [1]. Культурологический подход, в этой связи, позволяет рассматривать формирование культуры самореализации будущего педагога в различных сферах профессионально-педагогической деятельности как на общекультурном фоне социума, так и в рамках профессионально-педагогической культуры. Ценности в структуре профессиональнопедагогической культуры выступают в качестве основы для выявления динамики ценностных ориентаций студентов, их самореализации в педагогической деятельности. Рассмотрение технологического компонента профессиональнопедагогической культуры будущих педагогов через использование понятия «способ деятельности» приводит к необходимости включения в структуру их профессиональной самореализации способов и приёмов, наполняющих механизм её осуществления и отражающихся в понятии «профессиональное педагогическое самосознание». Признание личностно-творческой природы культуры (В. С. Библер, И. Ф. Исаев, Л. Н. Коган, А. Н. Леонтьев и др.) открывает широкие возможности использования в процессе формирования культуры профессиональнопедагогической самореализации будущих педагогов на уровне их творческой активности взаимодействия таких категорий, как «культура» и «личность», «культура» и «творчество», «культура» и «свобода», «диалог культур», «творческая индивидуальность», «индивидуальный стиль самореализации» и др.

Антропологический подход в качестве методологического ориентира на философском уровне выбран нами в силу того, что областью рассмотрения философской антропологии являются не результаты и способы деятельности, а сущность человека как субъекта, продуктивная сила его деятельности, творческая способность, присущая человеческой активности (А. Белый, М. Бубер, М. Хайдегтер, А. Швейцер, М. Шелер и др.). Сама же антропология представляет собой учение об этой сущности, выясняющее и описывающее соотношение человека и созданных его деятельностью отношений, что имеет немаловажное значение для раскрытия сущностных особенностей профессиональной самореализации будущих педагогов. Важной также для определения и обоснования её сущности и структуры является центральная идея родовой и индивидуальной «незавершенности» человека, его «открытости» для мира, для возможностей действовать, его способность осуществлять выбор. Человек, по М. Шелеру, это существо, превосходящее само себя и мир, а его сущность - в движении, в постоянном духовном преобразовании себя, в актах выхода за свои пределы, в самостроительстве и самовоспитании [6]. Особо важным для нас является использование в рамках философской антропологии её педагогического аспекта, выраженного различными психолого-педагогическими теориями (П. П. Блонский, А. П. Болтунов, К. Н. Вент-цель, П. Ф. Каптерев, К. Д. Ушинский и др.). Их основной идеей является мысль о том, что человек, прежде всего и больше всего есть то, что «получается ... от его самодеятельности» [3].

Таким образом, методологические ориентиры исследования формирования профессиональной самореализации будущих педагогов включают в себя такие ключевые методологические подходы, как культурологический и антропологический (философский уровень), при этом в контексте исследования процесса формирования профессиональной самореализации будущих педагогов невозможно учесть все аспекты выявленной совокупности методологических ориентиров.

Список литературы

1. Исаев И. Ф., Ситникова М. И. Творческая самореализация учителя: культурол. подход: учеб. пособие. М., Белгород: Изд-во БелГУ, 1999. 224 с.

2. Каган М. С. Философия культуры. Каган. СПб.: Петрополис, 1996. 416 с.

3. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.

704 с.

4. Коростылёва Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005. 222 с.

5. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 400 с.

6. Макарова Л. Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: монография: в 2 ч. М., Тамбов. Ч. 1. 243 с. Ч. 2. 144 с.

7. Радионов В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: учеб. пособие.

С.-Петерб. гос. техн. ун-т. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1996. 140 с.: ил.

8. Садовский М. И., Семенов С. Ю. Новые технологии социально-педагогической работы // Новые ценности образования. Инноватор, 1995. Вып. 3. С. 113-119.

9. Сластенин В. А. Некоторые проблемы педагогических исследований // Сибирский педагогический журнал (научно-теоретическое издание). № 1. 2006. С. 25-35.

10. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций; Рос. акад. наук, Ин-т психологии, Ин-т рефлексив. психологии сотворчества. М.: Наука, 2000. 173 с: ил.

11. Тряпицына А. П. Методологические предпосылки педагогической теории образования: The Emissia. Offline Letters // Электронный научно-педагогический журнал. URL: http: //www.emissia.spb.su/offline/a831.htrn/ (дата обращения 01.06.2001).

Рукопись поступила в редакцию 25.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.