ANALYSIS OF THE PROBLEMS OF FUNCTIONING AND PROPOSAL SOLUTIONS TO IMPROVE THE COMPETITIVENESS OF CHP IN TERMS OF THE WHOSALE POWER MARKET
© 2015
E. M. Lisin, candidate of economic sciences, associate professor of the department of economy of Industry
and organization of enterprises NRU «Moscow Power Engineering Institute», Moscow (Russia) I. A. Anisimova, candidate of economic sciences, docent of the department «Finance and Credit»
Togliatti state university, Togliatti (Russia) A .A. Kocherova, Ph. D. student of the department of economy of Industry and organization of enterprises
NRU «Moscow Power Engineering Institute», Moscow (Russia) W. Strielkowski, Ph. D., associate professor of the Institute of Economic Studies Charles University, Prague
Charles University in Prague, Prague (Czech Republic)
Annotation. District heating provides the minimum specific fuel consumption for the production of heat and electricity, and no matter how improved condensing power plant, the situation does not change, because the causes lie in the field of thermodynamics. However, in the current market conditions CHP often uncompetitive. Every year a large number of thermal power plants is allowed to work only in peak mode or not passing competitive capacity, go to the status of a forced oscillation. Apart from general wear and tear of power plants and heating networks given an established situation in the electricity market explains the effect of various factors limiting the effective use of combined heat and power. This article is devoted to the problems of functioning of thermal power plants in terms of the energy market and the proposed approach to improve their competitiveness.
Keywords: district heating, combined heat and power electricity market, tariff regulation, competitiveness.
УДК 658
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИЙ И МОДЕЛЕЙ КОНТРОЛЛИНГА
© 2015
В. В. Бочкова, старший преподаватель кафедры «Менеджмент организации»
Подольский филиал «Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ)», Подольск (Россия)
Аннотация. Контроллинг в современных жестких условиях конкурентоспособности предприятий должен стать основным инструментом их деятельности. Так как использование контроллинга в предприятии будет способствовать реализации эффективности его деятельности и обеспечения устойчивого развития.
Ключевые слова: концепция, контроллинг, контроль, предприятие, устойчивое развитие, управление.
Построение в Российской Федерации принципиально новых экономических отношений, повышающих самостоятельность коммерческих организаций различных организационно-правовых форм собственности в части реализации политики импортоза-мещения, нацеленной на преодоление кризисной ситуации, сложившейся в условиях экономических санкций, существенным образом повлияли на условия функционирования промышленных предприятий, детерминировав необходимость решения задач обеспечения устойчивого и стабильного финансового развития коммерческих организаций. В сложившихся условиях контроллинг для многих отече-
ственных предприятий необходим для обеспечения их устойчивого развития.
Контроллинг отражает уровень организации производственной и торговой деятельности любого предприятия, а также уровень его системы бухгалтерского учета. Вышеизложенное обуславливает важность и актуальность исследований в области изучения теоретико-методических аспектов контроллинга и их усовершенствования, а также разработки методов реализации данного управленческого инструмента на предприятии. Изучение вопросов контроллинга заслуживает особого внимания, так как в условиях жёсткой конкуренции, в которых ра-
ботают российские предприятия, организация эффективной системы контроллинга становится первостепенной задачей их корпоративного управления. В сложившейся российской практике «контроллинг» отождествляется с созвучным словом «контроль». Однако это созвучие не имеет под собой никакого основания, так как «контроллинг» в переводе с английского означает - управлять, регулировать.
Совершенствование системы контроллинга является неотъемлемым элементом системы управления предприятием. Чтобы приступить к изучению системы контроллинга, обратимся к понятию «управление», сравнив мнения нескольких авторов. Так профессор В.Б. Ивашкевич дает следующее определение понятию управления хозяйствующим субъектом; «Это комбинирование различных производственных и непроизводственных факторов, действий и возможностей предпринимательской деятельности, конечной целью которой является получение прибыли, т. е. превышение доходов над расходами» [1].
Я. В. Соколов пишет: «Управление - это принятие решений, и, как хорошая политика, хорошее управление - это искусство возможного», и отмечает, что «сегодня менеджеры предприятий все чаще приходят к выводу о том, что без использования бухгалтерской информации, без каждодневного знакомства с данными бухгалтерского учета эффективное управление предприятием становится просто невозможным» [2].
С. А. Бороненкова процесс управления хозяйствующим субъектом определяет как непрерывный, целенаправленный социально-экономический и организационно-технический процесс, осуществляемый с помощью различных методов и технических средств для достижения поставленных задач [3].
Таким образом, следует отметить, что эффективное управление предприятием может быть достигнуто посредством последовательности решений, сформированных на основании изучения информации о результатах деятельности предприятия, достоверно и своевременно отражающих состояние и поведение управляемых параметров. Совершенствование системы управления предприятием в динамичных условиях XXI века, опирающееся только на внутренние ресурсы, достижимо при внедрении контроллинга деятельности бизнесединиц предприятия.
Под концепцией контроллинга следует понимать совокупность суждений о его функциональном разграничении, институциональном оформлении и инструментальной вооруженности в контексте целей предприятия, релевантных контроллингу, и целей
контроллинга, вытекающих из целей предприятия
[4].
Концепция контроллинга является стержнем, вокруг которого должны быть объединены основные элементы организации и управления деятельностью предприятия, а именно:
- все категории бизнес-процессов и их затраты;
- центры ответственности предприятия;
- системы планирования и бюджетирования, формируемые на основе центров ответственности предприятия;
- система управленческого учета, построенная на основе центров ответственности и их бюджетов;
- система стратегического управления, основанная на анализе цепочки ценностей, анализе стратегического позиционирования и анализа затратооб-разуещих факторов;
- информационные потоки (документооборот), позволяющий оперативно фиксировать текущее состояние выполнения бюджетов центров ответственности;
- мониторинг и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- выявление причин отклонений и формирование управляющих воздействий в рамках центров ответственности [5].
В экономической литературе сформировались следующие концептуальные подходы к построению системы контроллинга на предприятии:
а) концепция, ориентированная на систему учёта, определяющая контроллинг как организационные мероприятия по обеспечению эффективного документооборота в рамках управленческого учета;
б) концепция, ориентированная на информационную систему, определяющая контроллинг как координационную функцию информационно-аналитической системы, обеспечивающую оптимизацию информационных потоков системы управления;
в) концепция, ориентированная на систему управления:
- посредством обеспечения процессов планирования и контроля за деятельностью бизнес-единиц предприятия;
- посредством координации деятельности системы управления по достижению целенаправления менеджмента предприятия;
г) концепция, ориентированная на стратегию развития предприятия, определяющая контроллинг как информационно-аналитическую поддержку стратегического управления;
д) концепция, ориентированная на формирование образа мышления руководителей нацеленного на
эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в длительной перспективе.
Мы же полагаем, что современные условия развития мировой экономики в основу концепции контроллинга должны положить философию устойчивого развития предприятия при сбалансированном подходе к экономическим, социальным, экологическим аспектам его деятельности.
В связи с вышеобозначенным, в своем исследовании мы придерживаемся концепции, ориентированной на стратегию устойчивого развития предприятия. Поэтому основные постулаты концептуальных подходов к контроллингу можно представить следующим образом:
- извлечение прибыли посредством рентабельности бизнеса;
- диверсификация производственной деятельности предприятия должна осуществляться при росте рентабельности бизнеса;
- рост доходности не должен превышать для предприятия допустимые уровни бизнеса;
- сбалансированный подход к экономическим, социальным, экологическим аспектам деятельности.
Цель организации системы контроллинга на предприятии, по нашему мнению, может быть определена как в широком, так и в узком смысле слова.
В широком смысле система контроллинг организуется в системе управления промышленным предприятием для обеспечения повышения его конкурентоспособности и достижения сбалансированной эффективности бизнеса.
В узком смысле слова система контроллинга реализуется для осуществления контроля за повышением эффективности управленческих решений по экономному и рациональному использованию ресурсов предприятия с целью обеспечения максимальной прибыли и рентабельности.
Целевая задача контроллинга - построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений [6].
В построении системы контроллинга, прежде всего, нуждаются собственники бизнеса, так как внедрение этой системы позволит им:
а) выбрать эффективные варианты альтернативного вложения капитала;
б) разработать индикаторы (КР1-ключевые показатели эффективности деятельности), способствующие оценке результативности деятельности менеджмента предприятия.
Функции контроллинга обычно осуществляются внутрифирменной службой контроллинга. Контроллинг проводится внутри промышленного предприятия его же специалистами и организуется по
желанию менеджмента промышленного предприятия для получения информации, необходимой для управленческих решений [7, 8].
Обратимся к понятию «контроллинг», систематизируем точки зрения различных авторов, Ю. В. Варняков пишет, что в экономической зарубежной и отечественной литературе определения контроллинга очень различаются друг от друга: под ним понимают инструментарий, сферу организации, область задач или информационную систему, управленческую концепцию. Нельзя не отметить крупный вклад немецких учёных Швайцера, Штробеля, Крю-гера, Хана и другие в развитие теории контроллинга. Некоторые из наиболее распространенных определений контроллинга в работах немецких ученых приведены в таблице 1 [9, с. 17-18].
Контроллинг - это регулярный и непрерывный бизнес-процесс, обеспечивающий эффективность деятельности предприятия в соответствии с принятыми управленческими решениями, его менеджментом.
Контроллинг, являясь одной из функций управления предприятием, имеет целевую направленность, определенное содержание, приемы, инструменты и методы реализации.
По нашему мнению, система контроллинга -это политика и процедуры, принятые менеджментом предприятия, направленные на реализацию стратегических целей предприятия, предусматривающие практическую выполнимость стратегических целей посредством регулярного мониторинга следования стратегии, обеспечивающие сохранность ресурсов предприятия посредством предотвращения и обнаружения фактов злоупотреблений и ошибок.
Эффективность системы контроллинга прямо пропорционально зависит от корпоративной культуры и дисциплины. Процесс делегирования полномочий и распределения ответственности в системе контроллинга целесообразно осуществлять на уровне коллегиальных органов и структурных подразделений.
Ответственность коллегиальных органов заключается в определении (утверждении) политики управления бизнес-процессами. Структурные подразделения несут ответственность за управление вверенными им бизнес-процессами, согласно установленным нормам, обеспечивающим результаты деятельности. Выполнение принципов системы контроллинга, соблюдение которых повысит доверие к ней как руководства, так и работников предприятия, является важным аспектом функционирования данной системы предприятия. Представим схематично на рисунке 1 контроллинговую среду предприятия.
Таблица 1 - Наиболее распространённые определения контроллинга среди немецких ученых
Автор и его работа Определение
Schweizter F. Controlling-Konzeption. München: Verlag Franz Vahlen, 1992. 642 c. Контроллинг - совокупность задач, предмет которых - надежное обеспечение информацией и координация управления предприятием для оптимального достижения всех целей
Strobel. Controlling. Stuttgart: Poeschel, 1978. 317 c. Контроллинг - управленческо-аналитическая, планово-расчетная и информационная деятельность, служащая повышению качества управления
Krueger. Controlling. München: Verlag Franz Vahlen. 1979. 587 c. Контроллинг - система согласованных друг с другом мероприятий, принципов, целей, методов и технологий, которые служат внутрифирменному управлению и контролю, ориентированному на получение прибыли
Hahn D. Controlling. München: Verlag Franz Vahlen. 1987. 193 c. Контроллинг - философия управления, заключающаяся в ориентированных на результат планирования и контроля и реализуемая с помощью согласования целей и анализа их достижения на основе данных управленческого и бухгалтерского учета
Weber J. Einfuehrung in das Controlling, 7. Aufl., Stuttgart: Poeschel, 1998. 255 c. Контроллинг - поддерживающая процесс выработки решений концепция для целенаправленного управления предприятием на основе специфических процессов, структур и систем
Действия руководтва предприятия
Осведомленность
Контр о л ш шг бизнес-риски
Информащюнная система контр о л Л1 иг а
Контроллинговые действия
Рисунок 1 - Контроллинговая среда предприятия
Контроллинговая среда, включающая позицию осведомлённости и действий руководства, направленна на то, чтобы руководители предприятий в явном виде сообщали своим подчиненным требования в отношении честности и уважения этических норм. Важно также уделять внимание компетентности. Руководство обязано анализировать, какие качества требуются для выполнения тех или иных работ. Также к факторам контроллинговой среды относятся такие, как философия руководства, организационная структура, полномочия и ответственность, практика и политика в отношении человеческих ресурсов.
Третья составляющая контроллинговой среды - оценка бизнес-риска как процесс выявления рисков, их возможных последствий на деятельность предприятия и реагирование на них.
Четвертая составляющая системы контроллинговой среды - информационная система.
Пятая составляющая системы контроллинга -контроллинговые действия. Под ними понимаются политика и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются. Процедуры контроллинга обеспечиваются:
- арифметическим контролем правильности произведенных действий;
- установлением ограничения на круг лиц, вносящих изменения в информационные ресурсы и базы данных;
- сопоставлением внутренних данных с внешними источниками информации;
- проведением регулярного сравнительного анализа фактических и запланированных результатов финансово-хозяйственной деятельности;
- мониторингом средств контроллинга, процесса оценки качества функционирования системы контроллинга.
Контроллинг в условиях присущей предпринимательской деятельности неопределенности имеет большое значение не только для предприятия в целом, но и для менеджеров различных уровней управления.
Целью построения системы контроллинга на предприятии является построение регулярного и непрерывного бизнес-процесса, направленного на реализацию управленческих воздействий на объекты управления с максимальным обеспечением эффективности деятельности предприятия. Для достижения цели перед системой контроллинга ставятся задачи, требующие решения:
- оптимизации организационной структуры управления предприятием;
- построение эффективной системы учёта и контроля операций и результатов деятельности предприятия;
- реализация комплексной системы планирования, учета, контроля и анализа деятельности предприятия;
- разработка мотивационных инструментов для работников предприятия, повышающих эффективность работы предприятия;
- автоматизация бизнес-процессов предприятия;
- повышение управляемости бизнес-единиц и усиление контроля за их деятельностью;
- существенное сокращение времени на принятие управленческих решений;
- достижение высокого качества результативности при минимизации затрат.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ивашкевич В. Б. Практикум по управленческому учету и контроллингу. М. : Финансы и статистика, 2004.159 с.
2. Банк С. В. Управленческий учет материальных запасов // Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 14. С. 54-57.
3. Бороненкова С. А. Управленческий анализ: Учебное пособие. М. : Финансы и статистика, 2002. 384 с.
4. Воротников С. А. Научно-методические основы построения системы контроллинга на предприятиях химической промышленности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. ВОРОНЕЖ, 2006. С. 120.
5. Концепция контроллинга и функционально-стоимостной анализ - Стратегическое планирова-ние....(дата обращения 29.12.2014).
6. Контроллинг (Что? Зачем? Кому? Как?) Стратегическое планирование (дата обращения 29.12.2014).
7. Волков А. Г., Батова В. Н. Эволюция концепции контроллинга в аспекте системного развития организации // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 299-303.
8. Головина О. И. Теоретические подходы к формированию контроллинга как компонента управления предприятиями пищевой промышленности // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 48-51.
9. Варняков Ю. В. Учетно-аналитическое обеспечение контроллинга в холдингах: Монография. М. : Издательство «Пропект», 2008. 160 с., С.17-18.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL SUBSTANTIATION OF THE CONCEPTS AND MODELS CONTROLLING
© 2015
V. V. Bochkova, senior teacher of the Department «Management of organization»
Podolsk branch Moscow state engineering University (MAMI)», Podolsk (Russia)
Annotation. Controlling in hard conditions the competitiveness of enterprises should become the main tool of their activities. As the use of in controlling the activities of enterprises will promote the efficiency of its operations and sustainable development.
Keywords: concept, controlling, enterprise, sustainable development, management, monitoring.
УДК 336.025
РИСКИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ И ИХ ОЦЕНКА
© 2015
Н. Н. Быкова, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. С переходом России на рыночные отношения процесс совершенствования ее налоговой системы находится в постоянном движении. При этом возникает необходимость найти разумные решения, позволяющие согласовать интересы как налогоплательщиков, так и государства, для достижения общей цели экономического развития страны, в том числе в условиях финансового кризиса. При реализации поставленной задачи возникают понятия налоговых рисков и определения факторов возникновения налоговых рисков, так как от этого во многом зависят меры по управлению рисками участниками налоговых правоотношений.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, налоговая система, риск, налоговый риск, управление налоговыми рисками, налогоплательщики, государство, налоговая нагрузка.
Рыночная экономика подразумевает развитие свободной предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. В свою очередь, любая предпринимательская деятельность обязательно связана с возникновением рисков.
Под риском, в общем смысле, понимается вероятность возникновения любого рода потерь, убытков, недопоступления (неполучения) планируемых доходов, прибыли, что обусловлено спецификой тех или иных явлений природы или неправильных, а часто и незаконных действий человека.
Как у хозяйствующих субъектов, так и у уполномоченных органов государственной власти и муниципальных образований закономерно возникает вопрос о правильном толковании понятия «налоговый риск». Данный вопрос на сегодняшний день является достаточно острым и дискуссионным, и обусловлено это многими факторами, в том числе и различиями в подходе к самому процессу налогообложения. Указанные различия вытекают из противоположных точек зрения тех, кто платит налоги, и тех, кто их собирает (контролирует).
Для выработки теоретических основ реальной оценки налоговых рисков необходимо сопоставить указанные точки зрения, рассмотреть экономиче-
скую и правовую природу налоговых рисков, их место и значение в системе управления налоговыми отношениями, выяснить причины возникновения налоговых рисков и возможные пути их снижения [1, с. 134].
Существует правило: чем ниже налоговая нагрузка, тем выше налоговые риски. Заметим, что термин «налоговый риск» еще не установлен в действующем российском налоговом законно-дательстве, что и определило дискуссионность данного вопроса.
С точки зрения налогоплательщика, налоговый риск - это вероятность возникновения дополнительных налоговых обязательств для него: доначисления ему налогов (сборов), пеней и штрафов в ходе налоговой проверки. Такие обстоятельства могут быть связаны с возникшими разногласиями между налогоплательщиками и налоговыми органами в трактовке налогового законодательства или же признанием сделки недействительной (притворной или мнимой), которые могут обернуться для хозяйствующего субъекта действительным и, скорее всего, существенным возрастанием налогового бремени.
Налоговый риск с точки зрения государства -это вероятность недополучения налоговых платежей