Научная статья на тему 'Теоретико-методические основы научных исследований в области международного туризма'

Теоретико-методические основы научных исследований в области международного туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2071
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ОНТОЛОГИЯ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ / ИСТОРИЯ ТУРИЗМА / ВИДЫ ТУРИЗМА / INTERNATIONAL TOURISM / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FIINDAMENTALS / ONTOLOGY / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPARATUS / STANDARDIZATION / CERTIFICATION / HISTORY OF TOURISM / TYPES OF TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гладкий Александр Виталиевич

Раскрыты сущностные характеристики международного туризма. Приведены подходы различных меж:дународных организаций по освещению сущности меж:-дународного туризма. Исследованы основные этапы эволюции развития понятий и терминов, составляющих основу туристических исследований от первоисточников классиков туристической мысли до нормативных документов международных организаций, форумов, конгрессов, деклараций и хартий. Даны определения ключевым понятиям и терминам туристической отрасли: посетитель, субъект туризма, турист, туристические услуги, туристический продукт и проч. Проанализированы основные специализированные виды туризма на основе имеющихся туристических ресурсов, возрастного, профессионального, культурно-религиозного, образовательного состава туристов, их вкусов и предпочтений, целей путешествия, ценового сегмента платёжеспособности, господствующей категории. Раскрыты особенности сертифицирования и стандартизации отдельных видов туризма в рамках ISO. Систематизированы подходы к особенностям ведения статистики туризма, в т. ч. международного на основе стандартных международных классификаций видов туристической деятельности и международных рекомендаций по статистике туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODICAL FUNDAMENTALS OF SCIENTIFIC RESEARCH IN THE FIELD OF INTERNATIONAL TOURISM

The main essential characteristics of international tourism are revealed. The approaches of various international organizations to investigation of international tourism essence are presented. The main evolution stages of the development of concepts and terms that form the basis of tourism investigations from the primary classics sources to the normative documents of international organizations, forums, congresses, declarations and charters were explored. The main defnitions of key concepts and terms of the tourism industry are given. There are: visitor, tourism subject, tourist, tourist services, tourist product and so on. The main specialized types of tourism are analyzed on the basis of available tourist resources, age of tourists, professional skills, cultural and religious peculiarities, education of tourists, their tastes and preferences, travel goals, solvency price segment, the prevailing category of travelling and accommodation. The different features of certifcation and standardization of certain types of tourism within the framework of ISO are disclosed. The different approaches to maintenance of tourism statistics, incl. international one that based on Standard International Classifcation of Tourism Activities as well as on International Recommendations for Tourism Statistics are systematized.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методические основы научных исследований в области международного туризма»

ТУРИЗМ И РЕКРЕАЦИЯ

УДК 379.85

А. В. Гладкий

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

Раскрыты сущностные характеристики международного туризма. Приведены подходы различных международных организаций по освещению сущности международного туризма. Исследованы основные этапы эволюции развития понятий и терминов, составляющих основу туристических исследований от первоисточников классиков туристической мысли до нормативных документов международных организаций, форумов, конгрессов, деклараций и хартий. Даны определения ключевым понятиям и терминам туристической отрасли: посетитель, субъект туризма, турист, туристические услуги, туристический продукт и проч. Проанализированы основные специализированные виды туризма на основе имеющихся туристических ресурсов, возрастного, профессионального, культурно-религиозного, образовательного состава туристов, их вкусов и предпочтений, целей путешествия, ценового сегмента платёжеспособности, господствующей категории. Раскрыты особенности сертифицирования и стандартизации отдельных видов туризма в рамках ISO. Систематизированы подходы к особенностям ведения статистики туризма, в т. ч. международного на основе стандартных международных классификаций видов туристической деятельности и международных рекомендаций по статистике туризма.

Ключевые слова: международный туризм, теоретико-методические основы, онтология, теоретико-методический аппарат, стандартизация, сертификация, история туризма, виды туризма.

Важным этапом любого научного исследования является раскрытие онтологических свойств объекта научного познания, а также историко-диалектических трактовок его сущности. Онтология, как учение о сущности, старается разрешить фундаментальные проблемы существования объекта исследования, развития важнейших его сущностных черт и характеристик.

При выявлении теоретико-методических основ научных исследований в области туризма, прежде всего, крайне важно выяснить, какие именно сущностные признаки предоставляют нам возможность отнести тот или иной вид человеческой деятельности именно к туристической сфере. Иначе говоря, что сам по себе представляет туризм, а также международный туризм. Разнообразные международные организации относят эту сферу деятельности к различным элементам системы сферы услуг, в частности, к различным компонентам системы международной торговли услугами. В научных исследованиях туристического направления важно выяснить, что собой представляет непосредственно международный рынок услуг в разветвлённой системе узкоспециализированных рынков, а также какое место в ней отведено тем видам деятельности, что тесно связаны с отдыхом и содержательным проведе-

нием досуга в путешествии (что, по определению Всемирной организации туризма ООН (УНВТО), и представляет собой международный рынок туристических услуг или международный рынок туризма).

Целесообразно привести подходы различных международных организаций по освещению сущности международного туризма. Так, по классификации Всемирного банка, туризм и туристические услуги подпадают под категорию нефакторных услуг (сюда же относятся транспортные и нефинансовые услуги). В отличие от этой категории, к факторным услугам, по мнению все тех же специалистов из Всемирного банка, относятся доходы от инвестиций, роялти и лицензионные платежи, а также заработную плату, уплаченную нерезидентом. Тот факт, что транспортные услуги представлены отдельной строкой в классификации, несколько усложняет совокупное представление о сущности международного туризма. Ведь последний невозможно представить без качественного и полноценного транспортного обслуживания туристов. Получается так, что туристическое обслуживание осуществляется в нескольких классификационных группах, что значительно усложняет научные подходы к обобщению, систематизации и оценке сущностных характеристик развития международного туризма в определенных условиях.

Согласно классификации Международного валютного фонда (МВФ), туризм относится к категории путешествий, а также частично в категории транспортных услуг, морских перевозок и т. д. То есть, в МВФ научные подходы к сущности туризма ещё детально не разработаны. Тем самым, эта организация повторяет определённые неточности, выявленные в классификации услуг Всемирного банка [4].

По классификации Всемирной торговой организации (ВТО) отдельно выделяются услуги в области туризма и путешествий. Однако в этой же классификации присутствуют бизнес-услуги (с включением профессиональных и компьютерных), экологические услуги, медицинские услуги, рекреационные, культурные и спортивные услуги, транспортные услуги и т. п. Каждый из этих видов услуг может содержать элементы туристического обслуживания. Например к медицинским услугам можно отнести медицинский туризм, к экологическим — экотуризм и зелёный туризм, к бизнес-услугам — все элементы гостиничной, ресторанной и других видов предпринимательской деятельности, связанной с туризмом. Это значительно затрудняет выделение собственно туристических услуг среди иных сопутствующих видов обслуживания. Таким образом, сущность международного туризма остаётся размытой, распыленной между различными видами человеческой деятельности в области сферы услуг.

Довольно удачной является классификация Комитета ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). По мнению его специалистов, услуги должны быть распределены на пять категорий: финансовые, информационные (коммуникационные), профессиональные (производственные), туристические, социальные. Таким образом, туристические услуги по методике ЮНКТАД почти не пересекаются с другими элементами классификации, разве что имеют к ним касательное отношение, которое можно осуществлять на основе аутсорсинга. Следовательно, именно классификация ЮНКТАД в наиболее полной мере отражает сущность международного туризма и туристических услуг. Она должна быть взята за основу при проведении дальнейших научных исследований [4].

Не менее важным элементом установления сущностных характеристик туризма является анализ его научного определения в рамках существующего понятийно-

терминологического аппарата. Известно, что международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного проживания.

Однако, по версии ООН и УНВТО, туризм охватывает деятельность лиц, путешествующих и осуществляющих пребывание в местах, находящихся за пределами привычной среды обитания, на период не более одного года подряд с целью отдыха, лечения, с деловыми и другими целями. Такая конкретика необходима для того, чтобы выделить сущностные признаки собственно туристической поездки, которые напрямую связаны с туристскими целями. Именно в этом и заключается основная цель исследователя: выявить те сущностные признаки международного туризма, которые соответствуют критериям именно туристической деятельности и чётко отделяют туристическую отрасль от иных сопутствующих и дополнительных видов услуг. Существенным дополнением к вышеизложенным критериям является определение туризма как неприбыльной, некоммерческой деятельности со стороны туриста. То есть, турист «не вправе осуществлять оплачиваемую деятельность в месте, куда уезжает». Это очень существенная и характерная черта туристической деятельности, которая помогает лучше понять его сущность.

Для того, чтобы лучше понять сущностные характеристики развития туризма, недостаточно только раскрыть современные определения этой научной категории. Большое значение имеет также история становления понятий «туризм» и «международный туризм». Её изучение помогает не только осознать логику развития туристической науки. Оно способствует пониманию того, как те или иные характерные черты туристической деятельности, что в настоящее время присутствуют в определении последней, появились в поле зрения учёных и были ими отобраны в качестве безоговорочных и обязательных критериев сущности туристической деятельности.

Для исторического экскурса в понимание сущности туризма, следует более детально ознакомиться с первоисточниками теоретических представлений о туризме. Пригодятся труды швейцарцев Эдуарда Фльолера (Eduard Frôler) и Джозефа Штрад-нера (Joseph Stradner), которые касаются проблем развития гостиничного хозяйства и ускорения туристического развития регионов (1883-1884 гг.). Обязательно следует обратить внимание на формирование туристической терминологии и методики, которые были заложены в трудах этих учёных. Важным и необходимым для разработки сущностных характеристик развития туризма является труд Э. Фльолера «Значение туристической статистики» (1896 г.), монография Дж. Штраднера «Прорыв туризма», где учёные исследуют влияние туризма на местную экономику, развивают теорию периферийного туристического потребления и вводят в научный оборот новые термины «география туризма» и «туристический район». Исходные положения термина «туристическая индустрия» были разрабтаны в 1991 г. в работах Карла Спютса, а в 1924 г. Ре не Бланшар из Франции публикует свой труд «Туризм во Французских Альпах», который содержит также значительные теоретические обобщения туристического понятийно-терминологического аппарата. Среди прочих первоисточников стоит упомянуть также Андреаса Мариотте из Римского университета, который в 1925 г. начинает преподавать дидактические проблемы туризма. В 90-е гг. XX в. Дуглас Пирс ихздает свою известную трилогию «Туризм сегодня», «Туристический развитие» и «Туристические организации». Жан-Пьер Лозато Жиотар в эти же годы издал «Географию туризма», которая четыре раза была переиздана во Франции и переведена в Испании [1; 6].

В начале XX в. и вплоть до начала Второй мировой войны в Германии, Австрии, Швейцарии и других странах одно за другим возникают учебные заведения, институты и университеты, напрямую связанные с развитием туристических исследований. Наиболее известными учёными того времени, с трудами которых обязательно следует ознакомиться при осуществлении научных исследований в области туризма, являются Курт Крафт и Уолтер Ханзикер (Kurt Kraft и Walter Hunzicker) из Швейцарии (разработали теоретические основы современного туризма), Поль Рич и Джост Криппендорф (Paul Risch, Jost Krippendorf), занимающиеся туристическим маркетингом, а также Клод Каспер (Claude Kaspar), которого знают в научном мире как автора фундаментальных исследований во многих областях туризма. Использование их работ значительно усилит гносеологическое значение теоретического раздела научного исследования в отрасли международного туризма [6; 7].

Среди представителей австрийской научной школы исследования туризма следует вспомнить труды таких учёных, как: П. Бернеккер (Р. Bernecker), В. Эднер (W. Edner), Дж. Мазанец (J. Mazanec), Э. Спатт (Е. Spatt), а среди представителей немецкой школы — Г. Вальтершпиеля (G. Walterspiel), Б. Пфистера (В. Pfister) и X. Сай-еманна (Н. Sauermann).

В Советском Союзе теоретические исследования в туристической отрасли развивались весьма умеренно. Теоретические основы сущностных характеристик развития туризма были заложены в научных трудах В. А. Квартальнова, Н. П. Крачило, М. Е. Немоляева, В. К. Федорченко, А. Ю. Александровой.

На Украине над проблематикой сущности туризма работают такие учёные, как А. А. Бейдик, О. А. Любицева, Б. П. Яценко, Л. Агафонова, В. К. Евдокименко, М. И. Долишний, В. И. Карсекин, В. С. Ковешникова. Туризм в раках концепции формирования социальных институтов рассматривается в научных трудах И. М. Ми-нич, В. С. Пазенко, Ю. И. Яковенко. Поэтому при проведении научных исследований в отрасли международного туризма в рамках анализа сущностных характеристик и эволюции развития последнего, прежде всего, рекомендуется использовать вышеизложенные современные научные источники [1; 6; 7]. Опора на современные научные труды в области теории туризма, а также на исследования приведённых выше ученых существенно обогатит теоретический раздел научного исследования по установлению сущностных характеристик развития туристической отрасли. Это поможет разработать уникальный научный инновационный продукт, который будет цениться на рынке международного туризма.

Не меньшее внимание учёные и исследователи должны уделить в своих научных работах концептуальным положениям сущности других устоявшихся понятий и терминов, напрямую связанных с теоретико-методическими основами формирования инновационного продукта на рынке международного туризма. Так, кроме собственно определения туризма и раскрытия сущности этой научной категории, требуют более детального изучения и онтологического исследования такие понятия и термины, как:

- субъект туризма (турист, который удовлетворяет свои рекреационные потребности и характеризуется определёнными чертами, свойствами и состояниями (физиологическими, психологическими, экологическими, экономическими, социальными и т. д.);

- посетитель (лицо, осуществляющее путешествие в любое место, находящееся за пределами привычной среды обитания, на срок не более 12 месяцев подряд,

без занятия оплачиваемой деятельностью из источников посещаемой страны с любой целью);

- турист (лицо, которое осуществляет путешествие по своей стране или в иную страну с незапрещенной законом страны пребывания целью на срок от 24 часов до одного года без осуществления любой оплачиваемой деятельности и с обязательством покинуть страну или место пребывания в указанный срок) [4; 8].

Не менее важно в научном исследовании выяснить сущность устойчивых понятий туристической отрасли. Это могут быть такие понятия как:

- туристический продукт (предварительно разработанный комплекс туристических услуг, который объединяет не менее двух таких услуг и реализуется или предлагается для реализации по определённой цене, в состав которой входят услуги перевозки, услуги размещения и другие туристические услуги, не связанные с перевозкой и размещением (услуги по организации посещений объектов культуры, отдыха и развлечений, реализации сувенирной продукции и т. п.);

- характерные и сопутствующие туристические услуги и товары (предоставление и производство первых существенно сократится без их реализации туристам, а вторых — несущественно).

Важно чётко определить сущность продвижения туристического продукта как комплекса мероприятий, направленных на создание и подготовку к реализации туристического продукта или туристических услуг (организация рекламно-ознакоми-тельных путешествий, участие в специализированных выставках, ярмарках, издание каталогов, буклетов и т. д.). Необходимо различать сущность мест предоставления и мест продажи туристических услуг (первое — это страна, на территории которой непосредственно предоставляются туристические услуги, а второе — это страна, в которой зарегистрирован тот субъект хозяйствования, который собственно и реализует туристический продукт) [8].

Наконец, в теоретико-методическом разделе научного исследования в области международного туризма следует точно выяснить сущность предоставления гостиничных услуг. Гостиница по определению представляет собой предприятие любой организационно-правовой формы и формы собственности, которое состоит из шести и более номеров и предоставляет услуги по временному проживанию с обязательным обслуживанием. При этом гостиничная услуга состоит в действиях (операции) предприятий по размещению потребителя путём предоставления номера (места) для временного проживания в гостинице, а также состоит в иной деятельности, связанной с размещением и временным проживанием. Гостиничная услуга состоит из основных и дополнительных услуг, предоставляемых потребителю в соответствии с категорией отеля. При этом, аналогичными средствами размещения называют предприятия любой организационно-правовой формы собственности, состоящие из номеров, которые предоставляют ограниченные гостиничные услуги, включающие ежедневную заправку кроватей, уборку комнат и санузлов.

Эти понятия и термины прописаны как в научной литературе [4; 8], так и действующем законодательстве [5]. Учёному-исследователю следует связать данные термины и понятия с объектом своего исследования, выделить те из них, что непосредственно связаны с тематикой научной работы и придерживаться в своих исследованиях чётко установленных стандартов понятийно-терминологического аппарата.

Следует отметить, что термины и понятия, которые были приведены выше, были заимствованы из международных законодательных документов и основываются на широком использовании научных разработок Международного союза официальных туристских организаций (Дублин, 1950 г.; Лондон, 1957 г.), Конференции ООН по международному туризму (Рим, 1963 г.), Конгресса Всемирной Туристской организации (УНВТО) в Маниле в 1986 г., Межпарламентской конференции по туризму (Гаага, 1989 г.) [2] и других международных форумов (документ «Акапулько» Всемирной совещания по туризму 1982 г., Хартии туризма, конкретно её раздела «Кодекс туризма» 1985 г. [9], Осакской декларации по туризму 1994 г., Глобального этического кодекса туризма в Сантьяго, 1999 г.) [3]. Учёный-исследователь, занимающийся подготовкой научных трудов, обязательно должен ознакомиться с международным опытом определения сущностных характеристик и эволюции развития туризма и обобщить этот опыт применительно к тематике собственного исследования. Указанные выше международные нормативно-правовые акты являются основополагающим инструментарием регулирования туристической деятельности. Они регламентируют не только сущностные признаки туристической деятельности, но также определяют принципы развития туристической отрасли, права и обязанности туристов и турпредприятий, а также вопросы сотрудничества различных стран, регионов и организаций по вопросам регулирования развития международного туризма. На концептуальные положения этих нормативно-правовых актов обязательно должен опираться научный исследователь при написании своей научной работы.

Согласно закону [5], организационными формами туризма является международный и внутренний туризм. Также существуют такие виды туризма, которые были установлены в зависимости от категорий самих туристов, целей их путешествия и объектов посещения: детский, молодёжный, семейный, для лиц пожилого возраста, для инвалидов, культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, спортивный, религиозный, экологический (зелёный) сельский, подводный, горный, приключенческий, охотничий, автомобильный, самодеятельный и т. п. Учёным, которые готовят свои научные работы, обязательно следует выяснить онтологическую сущность каждого из этих видов туризма применительно к конкретному туристическому предприятию, организации или территории, которые исследуются в научной работе. Необходимо отделить друг от друга различные виды туризма, развитые на данной территории, или те из них, на которых специализируется конкретная организация (туроператор, турагентство, посредническая структура и т. п.). Проанализировав, таким образом, туристический профиль своего объекта исследования, целесообразно чётко разделить специализированные виды туризма на основе имеющихся туристических ресурсов, возрастного, профессионального, культурно-религиозного, образовательного состава туристов, их вкусов и предпочтений, целей путешествия, ценового сегмента платёжеспособности, господствующей категории. Все эти моменты существенно влияют на выбор стратегии формирования инновационного продукта на рынке международного туризма, поскольку определяют приоритетные направления деятельности туристического предприятия (или отдельного туристического региона), механизмы формирования спроса на туристические услуги, ценовую политику, особенности формирования прибыли предпринимателя.

Так, детский и молодёжный туризм охватывают специфический сегмент ту-робслуживания, который существенно ограничен во времени (происходит во время

каникул) и характеризуется преобладанием активных видов отдыха (познавательные экскурсии, детские лагеря, робинзонады, пешеходный туризм, велосипедный туризм, спелеотуризм, водный туризм, рафтинг, каякинг, альпинизм, скалолазание, маунтинбайкинг, лыжные прогулки, сноубординг, теннис, гольф, катание на роликах, бег трусцой, конные прогулки, рыбалка, охота, скейтбординг, кайтинг, виндсерфинг, прыжки с парашютом, парапланеризм, водные лыжи, автогонки, мотогонки, геоке-шинг) [5]. Он тесно связан со спортивным туризмом, а также с подводным, горным, приключенческим, охотничьим, автомобильным, самодеятельным. Хотя последними из перечисленных выше видов туризма часто пользуются и люди пожилого возраста, которые имеют больше времени на осуществление туристической поездки.

Совсем другой профиль и совершенно иные основные виды туризма будут представлены для категории людей престарелых и инвалидов. Их туристическая деятельность преимущественно имеет лечебно-оздоровительное назначение и может обеспечиваться государством в рамках социальной помощи пожилым лицам и лицам, имеющим различные группы инвалидности. Иногда этот вид туризма называют инклюзивным, т. к. он связан с существенным ограничением возможностей туристов передвигаться по туристическому маршруту и пользоваться разнообразной туристической инфраструктурой. Инклюзивный туризм включает наличие специальных удобств, созданных для инвалидов на пляжах, в гостиницах и на транспорте (что особенно важно для инвалидов на колясках, которые стремятся отдыхать и ездить на экскурсии, наравне людьми без особых потребностей).

Культурно-познавательный и религиозный туризм не имеет существенных возрастных и физиологических ограничений, как перечисленные выше виды туризма. Он связан с посещением выдающихся памятников природы, истории, культуры, архитектуры, а также с посещением мест, где родились выдающиеся личности, культурные, политические, военные деятели или состоялись знаменательные события, с ними связанные. В варианте религиозного туризма это получило характер и специфические черты паломничества ко святым местам.

Сущностные признаки экологического (зелёного) и сельского туризма довольно часто путают. Если первый связан с посещением природных нетронутых человеком и, зачастую, природоохранных территорий, то второй — посвящён поездкам в сельскую местность, где турист хочет окунуться в сельский быт, почувствовать этнический колорит и традиции села, попробовать сельскую кухню, научиться выполнять простую сельскую работу (например, уход за домашними животными) и др.

Каждый из приведённых видов туризма имеет разработанный и тщательно подготовленный сертификат стандартизации в рамках ISO (Международной организации по стандартизации — International Standards Organization). Эта организация разработала общепринятые стандарты туристического обслуживания и развития туристической индустрии, а также отдельных видов туризма и сервисов, которые предлагаются в их рамках. Вот лишь несколько из подобных примеров: ISO 13810: 2015 (en) — стандарт сервиса промышленного туризма, ISO 21101 — стандарты приключенческого туризма, ISO 18513: 2003 (en) — стандарты гостиничного сервиса в туризме, ISO 13009: 2015 (en) — стандарты пляжного туризма, ISO 17680: 2015 (en) — стандарт использования процедур талассотерапии в лечебно-оздоровительном туризме, ISO 14785: 2014 (en) — стандарт разработки информационных офисов и стоек регистрации в гостиницах (в оригинале: reception) в туризме. Более подробно о

стандартах в области туризма можно узнать по ссылке [ 10]. В научной работе следует обязательно учитывать предварительно разработанные стандарты в области туризма различного профиля. На их основе учёные-исследователи могут разработать эффективную стратегию формирования инновационного продукта на рынке международного туризма, а также ввести необходимые стандарты для достижения конкретных результатов от её реализации. Стандарты ISO должны составлять основу для определения сущностных характеристик развития определённого вида туризма в рамках обоснованного учёным объекта исследования.

Как видно, сущностные характеристики туризма глубоко отличаются по видам. При написании научной работы следует обязательно учитывать видовое разнообразие туризма, специфические качества и свойства каждого вида, различать их профиль, функциональное назначение, связь со спецификой туристического контингента, профилем конкретного предприятия и территории, которые выступают объектами исследования. Именно в этом и раскрываются специфические черты исследуемого объекта научного познания. Именно эти аспекты и следует положить в основу онтологического понимания сущности видового разнообразия туристической деятельности.

В завершение необходимо отметить, что учёным, которые готовят свои научные работы в области международного туризма, следует более детально проанализировать историю развития туризма с использованием первоисточников, аналитических записок и официальных документов различных международных мероприятий, в т. ч. различных стандартов и регламентов, а также статистических данных. Известно, что начало систематическому учёту туристских потоков было положено в первой половине XX в. Именно тогда формируется статистика путешествий, закладываются основы стандартизации и сертификации, которые, правда, ещё не имели самостоятельного значения. В 1937 г. в статистическом учёте появился термин «международный турист», введённый Лигой Наций, а затем усовершенствованный Международным союзом официальных туристических организаций (МСОТО) в Дублине в 1950 г., и утвержденный в 1953 г. Статистической комиссией ООН. Уже после этого, в 1963 г. на конференции ООН по международным путешествиям и туризму, состоявшейся в Риме, была принята рекомендация употреблять в статистике такие термины, как «посетитель», «турист» и «экскурсант». Позже, в 1978 г., Статистическая комиссия ООН приняла «Временные директивы по статистике международного туризма» [8].

В 80-х гг. XX в. УНВТО в сотрудничестве со Статистическим отделом Секретариата ООН осуществила широкомасштабные статистические исследования международного туризма для выработки предложений по модификации применяемой в туризме терминологии и классификаций, а также для интеграции информации о туризме в систему национального учёта. Эти события, равно как и Международная конференция по статистике путешествий и туризма, состоявшаяся 1991 г. в Оттаве, заложили основы формирования системы туристической информации, согласованной с системой национального учёта, а на их основе — использование международных мероприятий и документов, стандартов и регламентов.

Так, учёным-исследователям, которые готовят научные работы по международному туризму, обязательно пригодятся «Рекомендации по статистике туризма» и Стандартная международная классификация видов туристской деятельности (SICTA — Standard International Classification of Tourism Activities), которые были приняты в 1993 г. на 27-й сессии секретариата ООН. Годом позже, под эгидой той же орга-

низации, был создан новый вариант «Международных рекомендаций по статистике туризма» (IRTS-2008 — International Recommendations for Tourism Statistics), который был одобрен и утверждён в 2008 г., а опубликован в 2010 г. [8].

IRTS-2008 содержит систему внутренне последовательных определений, концепций, классификаций и показателей, которые рекомендованы к практическому применению во всём мире и соответствуют определениям и классификациям, содержащимся в системе национальных счетов (СНС), платёжном балансе, статистике международной торговли услугами, статистике домохозяйств и миграций и т. п. Стандарты IRTS-2008 применяются для описания и анализа сферы туризма на разных уровнях, поддающихся измерению в рамках наблюдения, содержащих ссылки на Классификацию основных продуктов и Международную стандартную отраслевую классификацию видов экономической деятельности. По стандартам IRTS-2008 осуществляется подсчёт физических (количественных) показателей въездного и выездного туризма в масштабе отдельных стран, регионов и мира [8].

Основные стандарты IRTS-2008 и УНВТО включают в себя понятие «туризм», которое связывают с подкатегориями понятия «путешествия». IRTS-2008 определяет «путешествие» как деятельность путешественников, т. е. лиц, перемещающихся между различными географическими пунктами с любой целью и в течение любого срока. В отличие от них, «посетитель» имеет конкретное основное место назначения, находящееся за пределами его обычной среды. В этом месте и заканчивается (или приостанавливается) его путешествие. Международный посетитель при этом имеет пункт своего назначения в другой стране и находится в ней не более одного года. А международный турист, по стандартам IRTS-2008 и УНВТО, осуществляет минимум одну ночёвку в средствах размещения в посещаемой стране во время своего визита. В стандартах IRTS-2008 также расписаны понятия однодневного посетителя, привычной среды и места жительства, национальность посетителя, а также содержатся сведения о других международных путешествиях, которые не учитываются в статистике международного туризма (иммигранты беженцы, дипломаты, транзитные пассажиры) [4; 8].

Выводы. Таким образом, исследование сущностных характеристик и эволюции развития туризма по видам является неотъемлемой составной частью работы учёного-исследователя в рамках теоретико-методического анализа особенностей формирования международного туризма. Основываясь на первоисточниках классиков туристической мысли, отталкиваясь от работ современных учёных и практиков, исследуя особенности действующего законодательства, нормы и принципы сертификации и стандартизации различных видов туристической деятельности, а также изучая документы международных организаций, форумов, конгрессов, деклараций и хартий, включая мировой опыт управления туристическим бизнесом различных коммерческих организаций, учёные могут разработать эффективный и действенный инструментарий формирования инновационного продукта на рынке международного туризма. Учёт всех вышеупомянутых и подробно охарактеризованных составных частей сущностных характеристик и эволюции развития туризма является залогом успеха на пути к подготовке и написанию научной работы, а последняя будет отличаться существенной новизной, актуальностью, практической значимостью, общественной и коммерческой привлекательностью.

Псковский регионологический журнал № 3 (31)72017 Литература

1. БосовсъкаМ. В. 1нтеграцшш процеси в туризм. Кшв, 2015. 832 с.

2. Гаазька декларащя Мйжпарламентсько! конференцп по туризму: Мйжнародний документ вщ 14.04.1989 (3i змшами та доповненнями). [Электронный ресурс]: URL: http://zakon3.rada.gov.ua/ laws/show/995_904

3. Глобальннй етичннй кодекс туризму: Млжнародний документ вщ 01.10.1999 (3i змшами та доповненнями). [Электронный ресурс]: URL: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/983_001

4. МалъсъкаМ. П., АнтонюкН. В. М1жнародний туризм i сфера послуг. Кшв, 2008. 661 с.

5. Про туризм: Закон Украши № 324/95-ВР ввд 15.09.1995 (3i змшами та доповненнями). [Электронный ресурс]: URL: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/324/95-Bp

6. Ткаченко Т. I. Сталий розвиток туризму: теор1я, методолопя, реалп б1знесу. Кшв, 2009. 537 с.

7. Ткаченко Т. /., Мельниченко С. В., БойкоМ. Г. и др. Стратепчний розвиток туристичного б1знесу / За заг. ред. А. А.Мазараю. Кшв: КНТЕУ, 2010. 596 с.

8. Транснационализация туристического бизнеса: эволюция и современность / Под ред. В. В. Банду-рина. М.: ИНИОН РАН, 2006. 376 с.

9. Харття туризму: Млжнародний документ ввд 01.01.1985 (3i змшами та доповненнями). [Электронный ресурс]: URL: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/995_640

10. ISO Online Browsing Platform (ОВР). [Электронный ресурс]: URL: https://www.is0.0rg/0bp/ui/#search

Об авторе

Гладкий Александр Виталиевич — доктор географических наук, профессор кафедры рекреации и туризма, Киевский национальный торгово-экономический университет, академик Национальной академии туризма Российской Федерации, г. Киев, Украина.

E-mail: Gladkey_alex@univ.kiev.ua

A. Gladkey

THEORETICAL AND METHODICAL FUNDAMENTALS OF SCIENTIFIC RESEARCH IN THE FIELD OF INTERNATIONAL TOURISM

The main essential characteristics of international tourism are revealed. The approaches of various international organizations to investigation of international tourism essence are presented. The main evolution stages of the development of concepts and terms that form the basis of tourism investigations from the primary classics sources to the normative documents of international organizations, forums, congresses, declarations and charters were explored. The main definitions of key concepts and terms of the tourism industry are given. There are: visitor, tourism subject, tourist, tourist services, tourist product and so on. The main specialized types of tourism are analyzed on the basis of available tourist resources, age of tourists, professional skills, cultural and religious peculiarities, education of tourists, their tastes and preferences, travel goals, solvency price segment, the prevailing category of travelling and accommodation. The differentfeatures of certification and standardization of certain types of tourism within the framework of ISO are disclosed. The different approaches to maintenance of tourism statistics, incl. international one that based on Standard International Classification of Tourism Activities as well as on International Recommendations for Tourism Statistics are systematized.

Key words: international tourism, theoretical and methodological fundamentals, ontology, theoretical and methodological apparatus, standardization, certification, history of tourism, types of tourism.

About the author

Prof. Alexander Gladkey, Department of Tourism and Recreation, Kiev National University of Trade and Economics, Academician of the National Academy of Tourism of Russian Federation, Kiev, Ukraine.

E-mail: Gladkey_alex@univ.kiev.ua

Статья поступила в редакцию 30.05.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.