Научная статья на тему 'Теоретико-методические основы концепции устойчивого развития региона'

Теоретико-методические основы концепции устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
941
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинников М.Ю.

Понятие "устойчивое развитие" стало в последнее время достаточно распространенным, сфера его использования продолжает расширяться, что приводит к многообразию его толкований. В этой связи важно определиться, какой смысл мы вкладываем в это понятие, когда говорим об устойчивом развитии региона. Устойчивость является одним из важнейших требований осуществления восходящей траектории развития системы. Какие бы радикальные сдвиги ни происходили в последней, качество устойчивости не дает системе выйти за пределы "конуса допустимости" (допустимые "раскачивания" траектории развития), что, соответственно, позволяет избежать больших потерь и непредвиденных возмущений. При этом, по мере достижения системой более высокого уровня развития, эти пределы расширяются, делая систему более маневренной и гибкой. Однако это происходит лишь в достаточно устойчивой системе…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методические основы концепции устойчивого развития региона»

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

РЕГИОНА

М.Ю. КАЛИННИКОВ Государственный университет управления

В последнее время понятие «устойчивое развитие» стало достаточно распространенным, сфера его использования продолжает расширяться, что приводит к многообразию его толкований. В этой связи важно определиться, какой смысл мы вкладываем в это понятие, когда говорим об устойчивом развитии региона.

Термин «sustainable» (в переводе с английского «sustainable» означает поддерживающий, длительный, устойчивый, непрерывный) обычно использовался в биологической (общей) экологии для обозначения способности экологических систем сохранять свою структуру и функциональные свойства при воздействии внешних факторов.

Устойчивость является одним из важнейших требований осуществления восходящей траектории развития системы. Какие бы радикальные сдвиги ни происходили в последней, качество устойчивости не дает системе выйти за пределы «конуса допустимости» (допустимые «раскачивания» траектории развития), что, соответственно, позволяет избежать больших потерь и непредвиденных возмущений. При этом, по мере достижения системой более высокого уровня развития, эти пределы расширяются, делая систему более маневренной и гибкой. Однако это происходит лишь в достаточно устойчивой системе.

В самом общем виде устойчивость экономической системы (в том числе и региональной) может быть определена как способность сравнительно быстро возвращаться в исходное состояние либо достигать новой, более высокой, точки на траектории развития.

Словосочетание «sustainable development», переведенное как «устойчивое развитие» (УР), привлекло внимание мирового сообщества только после публикации доклада «Наше общее будущее» (1987), подготовленного Комиссией ООН по окружающей среде и развитию («комиссия Брундтланд»), Именно ее выводы и составили концептуальную основу решений, принятых в

рамках Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, о жизненной необходимости для цивилизации выхода на уровень устойчивого развития. Концепция устойчивого развития предполагает, что развитие цивилизации и рост благополучия населения должны сочетаться с сохранением постоянства таких параметров, как физические константы окружающей среды, генофонд, участки всех главных экосистем в нетронутом состоянии и здоровье населения.

Отметим, что в различных источниках определение устойчивого развития трактуется по-разному (табл. 1).

Академик В.А. Коптюг, разрабатывая концепцию устойчивого развития, определил, что оно выступает: а) как динамическое равновесие между общественными и природными подсистемами; б) как стратегия резкого сокращения диспаритета между развитыми и развивающимися экономиками, методами технологического прогресса, рационализации потребления и искоренения бедности1.

Ни одно из приведенных выше определений, по мнению автора, не раскрывает полностью содержания устойчивого развития, отражая лишь отдельные его составляющие. В то же время эти составляющие нельзя рассматривать в отрыве друг от друга, поскольку они теснейшим образом взаимосвязаны. Так, экологические факторы все в большей степени накладывают ограничения на развитие экономики, а экономическое развитие приводит к нарастанию напряженности в сфере экологии, что, в свою очередь, порождает проблемы в социальной сфере. Говоря о содержании перехода на путь устойчивого развития, было бы неправильно сводить эти вопросы к проблемам экологии, хотя и понятно, что без них модель устойчивого развития в принципе нереализуема.

Устойчивое развитие предполагает переход к рассмотрению экономических, социальных и

1 Гуманистические ориентиры России. М.: Институт экономики РАН, 2002 г., с. 97.

Таблица 1

Различные трактовки понятия «устойчивое развитие»

№ Содержание понятия

Г «Развитие, позволяющее на долговрембнной основе обеспечивать стабильный экономический рост, не приводя к деградационным изменениям природной среды. При этом особо фиксируется то обстоятельство, что выход на уровень УР позволяет рассчитывать на удовлетворение потребностей как 'настоящего времени, так и будущих поколений'»1;

2 «Развитие, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей ныне живущих людей, и для будущих поколений сохраняется возможность удовлетворять свои потребности»2;

3 «Стабильное, сбалансированное социально—экономическое развитие общества в пределах хозяйственной емкости биосферы, обеспечивающее эффективную динамику благосостояния нынешнего поколения и способность будущих поколений удовлетворять собственные потребности»3;

4 «Поступательное движение страны (региона) по избранной стратегической траектории, обеспечивающей достижение объективно прогрессивной системы общественных целей»4;

5 «Процесс, обозначающий новый тип функционирования цивилизации. По существу, ставится задача не столько оптимального управления природно—ресурсными элементами биосферы, сколько — всей совокупностью природно—социокультурного потенциала, находящегося в распоряжении социума»5;

6 «Это теоретическая и эмпирическая модель функционирования региона, при которой создается и реально действует социальная систелш гибкого реагирования на возникающие опасности и угрозы путем их локализации для дальнейшего безопасного развития»''.

В материалах конференции ООН im окружающей среде и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. 1 Экологический энциклопедический словарь. 2000. С. 697.

' Экологические аспекты устойчивого развития теплоэнергетики России. 4.1. 2000. С. 5.

4 Л.чи/кшов Н. Т., Исляев P.A. Основные положения концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития.. Спб, 1995. С, 102-103.

3 Ващекип H.H. , Лось В. А. Устойчивое развитие: мнение ученых. М: 2002. С. 42.

6 Власов Р.Г. Регионы России: внутрирегиональная политика, устойчивое развитие и безопасность. 1997. С. 30.

экологических процессов как системы, и в основе этого, сточки зрения автора, заложены следующие принципы:

1) обеспечение экологической безопасности и сохранности природных ресурсов;

2) признание необходимости достижения высоких темпов экономического роста как промежуточного показателя развития;

3) повышение качества жизни и рост благосостояния населения как приоритетное направление развития;

4) признание необходимости учитывать интересы будущих поколений, их право на здоровую среду обитания и ресурсы для развития. Таким образом, автор предлагает такое определение, которое наиболее полно отражает сущность рассматриваемого понятия:

Устойчивое развитие - это такое развитие экономической, политической, социальной и экологической сфер с присущим им, в качестве внутренних характеристик, стремлением к равновесию и сокращению диспаритета, которое обеспечивает сбалансированное, поступательное движение региона в целом, следствием чего должно явиться улучшение жизни людей.

По существу это новый тип общественного развития, при котором достижение стабильного со-

циально—экономического состояния в стране или регионе должно создавать надежные предпосылки устойчивого развития в долгосрочном будущем. Основа этого — создание в регионах собственных региональных доктрин и программ устойчивого регионального развития.

В концепции РАН определено, что для устойчивого развития экономики необходимо выполнение ряда системных принципов:

1) система должна находиться в окрестности траектории устойчивого развития, где ее основные макропоказатели сбалансированы;

2) существует эффективный механизм, который способен парировать все возможные возмущения и удерживать систему в указанной окрестности (динамического равновесия);

3) ресурсы системы распределяются между ее элементами достаточно эффективно, чтобы не вызывать внутри нее антагонистических противоречий;

4) в систему поступает достоверная информация о ее состоянии и состоянии внешней среды, управляющая подсистема способна эту информацию переработать и принимать разумные решения;

5) разумное решение принимается с учетом текущего и возможных, будущих состояний системы, прошлое воспринимается как опыт;

6) в иерархической системе обработка информации и принятие решений рационально распределены между всеми ее элементами;

7) система находится в достаточно гармонических отношениях с внешней средой;

8) механизмы преемственности и изменчивости системы обеспечивают плавную адаптацию к внешним условиям.

В настоящее время выделяются, по меньшей мере, три подхода к выявлению сущности устойчивого развития региональных систем. В первом случае речь идет об интегральной устойчивости территориальных систем с точки зрения сбалансированности их подсистем, стабильности динамики показателей, позитивности структурных изменений. Второй подход связан с устойчивым развитием в региональном контексте с точки зрения безопасности. И в третьем случае в качестве ведущего критерия устойчивого развития выступает уровень достижения экологической безопасности2.

По мнению автора, с позиций теории управления проблема устойчивого развития выглядит следующим образом. Переход региона от существующего развития к устойчивому осуществляется управляемо, в соответствии с выбранной схемой развития.

В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию говорится: «Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации»3.

Реализация стратегии экологически приемлемого устойчивого социально—экономического роста в регионе предполагает, во-первых, переход от чисто экономических приоритетов развития регионов к социально-экономическим, предусматривающим равнозначное рассмотрение экологических, социальных и экономических критериев, а для отдельных регионов экологические критерии должны стать приоритетными. Во-вторых, предполагается формирование адаптивного природопользования, предусматривающего развитие социально-экономической системы в соответствии с возможностями природной среды4.

2 Блецхин И.Я. Стратегия устойчивого развития реп юнальных систем./ СПб, 2001. С.5.

3 Концепция перехода РФ к устойчивому развитию. / Российская газета. 9 апреля, 1996.

4 Татаркин А.И. Региональная стратегия устойчивого социально—экономического роста. / Екатеринбург, 1998. С. 116.

Для Российской Федерации основными негативными факторами, преодоление которых является необходимым условием для перехода на путь устойчивого развития, были и остаются высокая энер-го— и ресурсоемкость экономики, нерациональное использование природных ресурсов, нарушение земель, загрязнение окружающей среды и пр.

Переход к устойчивому развитию — долговременный и сложный процесс достижения гармоничного взаимодействия общества и природы. До сих пор никаких реальных мер по переходу к устойчивому развитию в Российской Федерации не предпринято. Принятые документы, втом числе Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, нуждаются в дальнейшей проработке.

Устойчивое функционирование и развитие региональной системы как относительно обособленной подсистемы государства в системе национальной экономики обеспечивается благодаря взаимодействию общегосударственных и региональных органов управления, атакже различных форм межрегиональных отношений. При этом переход к устойчивому развитию региональных систем должен учитывать, по нашему мнению, следующие положения:

• обеспечение рыночного разделения интересов — за основу должны быть приняты интересы потребителей, а не производителей;

• учет принципов социальной справедливости при освоении ресурсов региона (в том числе прав коренных малочисленных народов Севера и сохранение условий для традиционного природопользования в регионах нефтегазодобычи);

• экологизация экономики региона — создание новой региональной модели хозяйствования, учитывающей допустимую антропогенную нагрузку на окружающую среду, реконструкцию региональной промышленной системы и осуществление хозяйственной деятельности с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем и пр.;

• повышенное внимание следует уделять транспортной инфраструктуре как отрасли, создающей общие благоприятные условия жизнедеятельности. В частности, транспорт должен рассматриваться не только как отрасль, перевозящая грузы и людей, а как межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования;

• актуальность принципа опережающего развития (финансирования) транспортной инфраструктуры дополняется сегодня новыми представлениями о капитализации террито-

рий. Именно капитализация территорий, которая предполагает стоимостную оценку не только ее фактических (сегодняшних) ресурсов всех видов, но и потенциальных, в наибольшей мере влияет на инвестиционную, геополитическую, социально-культурную привлекательность регионов и обеспечивает их экономический рост. Уровень транспорт-но-инфраструктурного освоения территории является наиболее весомым фактором их капитализации. Благодаря территориальной капитализации существенно повышается влияние транспорта на экономический рост через мультипликативный эффект инвестиций и внутреннего потребления;

• уменьшение разрыва в уровне жизни населения регионов, искоренение бедности и нищеты, формирование социально справедливого общества, развитие межрегионального и международного сотрудничества, без чего переход к устойчивому развитию невозможен;

• формирование стабильного экономического развития, сохранение имеющихся невозобновимых ресурсов и природных систем, не подрывающих природно—ресурсного потенциала региона, развитие технологий по использованию возобновимых, попутных и вторичных ресурсов;

• создание системы экономических стимулов и механизмов, способствующих разработке и внедрению при производстве продукции новых технологий, внедрению хозяйственных стратегий, не нарушающих устойчивости биосферы и сохраняющих биоразнообразие;

• осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

• необходимо переходить от сметного принципа формирования бюджета к планированию бюджета, ориентированного на конечные цели, когда эффективность затрат будет определяться по приросту значимых для потребителей индикаторов жизнеобеспечения;

• гуманитарный крен в стратегиях развития изменил наработанные при развитом социализме схемы регионального развития. Это выражается в четырех «отказах» от:

1) старого понимания «комплексности» как самодостаточности региона (в условиях расширяющихся «свободных экономических пространств»). Самодостаточность региона становится архаизмом;

2) выравнивания социально-экономического развития территорий;

3) проектирования развития, когда субъектом развития выступает территория, а не сообщество;

4) представления о социально-экономическом росте как индустриальном освоении природной среды.

Высокий статус концепции устойчивого развития еще не является гарантией эффективного осуществления мер по ее реализации. Принципиальное значение здесь будет иметь именно региональный уровень: переход к новой парадигме управления связан с комплексной оценкой социально-экономического и экологического состояния региона и разработкой новых критериев обновления региональной социально—экономической стратегии на основе принципов устойчивого развития.

Чтобы учесть вышеназванные положения, необходим единый методический подход в сочетании с аппаратом, позволяющим: 1) проводить ретроспективный комплексный анализ состояния региона (компонентов и их связей); 2) оценивать это состояние; 3) моделировать дальнейшее развитие региона. Также следует учитывать, что генеральные направления развития экономики в значительной мере определяются такими факторами, как обеспеченность региона транспортно-коммуникационной сетью, ресурсно—сырьевой и хозяйственный потенциал региона, его социокультурными и историческими особенностями.

Таким образом, устойчивое развитие регионов можно представить как комплекс составляющих (табл. 2).

Из вышесказанного вытекают следующие выводы:

Таблица 2

Составляющие понятия «устойчивое развитие»

1. Основой устойчивого развития региона является комплексный подход, то есть рассмотрение всех сфер жизнедеятельности региона как системы взаимосвязанных компонентов.

2. Стратегия устойчивого развития региона должна исходить из особенностей его ресурсного потенциала (причем само понятие «ресурс» здесь следует трактовать в самом широком смысле, подразумевая выгодное транспортно-географическое положение, сырьевые ресурсы, благоприятный климат, уникальные природные и историко-культурные объекты и пр.).

3. Устойчивое развитие должно обеспечивать социально-территориальную справедливость, снижение степени неопределенности

хозяйственной деятельности. При этом стоит отметить, что большую роль в решении данной задачи играет транспортный комплекс. 4. Одной из основных проблем устойчивого развития региона следует считать определение перспективных направлений развития исходя из целесообразности использования того или иного ресурса (и путей его использования).

Не стоит забывать, что для реализации выбранной регионом стратегии необходима ясная политика стратегического управления устойчивым развитием. Она выступает в качестве направляющего вектора и без нее невозможно достичь выбранной цели.

SWVisttWZtS: WSTCWK/l!

В Издательском доме «Финансы и Кредит» вышла в свет монография доктора экономических наук профессора кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного технического университета - УПИ Илышева Анатолия Михайловича и доктора экономических наук, профессора кафедры менеджмента Челябинского института Российского торгово-экономического университета Лаврентьевой Ирины Викторовны «Стратегия включения репродуктивного труда в экономику России». В ней впервые в научной литературе представлены на высоком теоретико-методологическом и прикладном уровне результаты многолетних исследований авторов по комплексной проблеме государственно-общественной и экономико-правовой легитимизации домашнего репродуктивного труда по воспитанию детей - будущего человеческого капитала страны. Предлагается не на словах, а на деле признать репродуктивный труд общественно-полезным: оплачивать его как труд (а не в форме унижающих человеческое достоинство мизерных пособий), организовать статистический учет производимых в домашнем репродуктивном секторе затрат и достигаемых результатов, отражать репродукционные затраты на национальных счетах, реализовать систему мер по оказанию всесторонней поддержки репродуктивным работникам, разработать долговременную стратегию перехода от суженного к простому, а затем и к расширенному воспроизводству человеческого капитала страны. Книга A.M. Илышева и И.В. Лаврентьевой насыщена богатым фактологическим и статистическим материалом, тщательно выполненными расчетами, она хорошо иллюстрирована. Ориентировочная цена книги объемом 23 п.л. (с учетом затрат на пересылку наложенным платежом) - 150 руб. Заказ можно направить по электронной почте: lamia@mail.ru либо astra@chicomm.chel.su, либо intelectaudit@r66.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.