Ill
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ АУТСОРСИНГА МЕДИЦИНСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В РФ И ЗА РУБЕЖОМ
THEORETICAL
AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF INTRODUCTION OF OUTSOURCING BY MEDICAL INSTITUTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION
О.О. ШРАЙНЕР
Студентка 4-го курса факультета международного бизнеса Омского государственного университета им.
0.0. SHRAINER
Student of the 4th course of the School of International Business of the Omsk F.M. Dostoevsky State University
Научный руководитель: С.И.Ультан - доцент кафедры международных экономических отношений факультета международного бизнеса Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского, канди-
Research supervisor: S.I. Ultan - associate professor of the Department of International Economic Relations at the School of International Business of the Omsk F.M. Dostoevsky State University, Candidate of Economic Sciences, associate professor.
AND ABROAD
i
M
778
АННОТАЦИЯ
Понятие «аутсорсинг» достаточно часто используется в экономической литературе в качестве способа передачи определенных функций организации внешним исполнителям - сторонним специализированным фирмам, то есть аутсорсерам. В Российской Федерации аутсорсинг также используется продолжительное время. В нашей стране, как и во всем мире, система здравоохранения играет важную роль как с социальной,так и с экономической точки зрения. Поэтому проводятся реформы данной сферы, цель которых заключается в повышении эффективности деятельности медицинских учреждений. Так, аутсорсинг позволяет снизить издержки хозяйственной деятельности подобного рода учреждений, оптимизировать их штатную
ABSTRACT
The concept «outsourcing» is rather often used in economic Literature as a way of transfer of certain functions of the organization to external performers - to third-party specialized firms, that is outsourcers. In the Russian Federation outsourcing is also used long time. In our country, as well as around the world, the health system plays an important role both with social, and from the economic point of view. Therefore, reforms of this sphere are undertaken which purpose consists in increase in efficiency of activity of medical institutions are undertaken. So, outsourcing allows to lower expenses of economic activity of this sort of institutions, to optimize their number of staff.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Аутсорсинг, здравоохранение,технология внедрения, Министерство
KEYWORDS
Outsourcing, health care, technology of introduction, Ministry of Health, medical institutions.
Феномен аутсорсинга все чаще привлекает к себе внимание с точки зрения своей эффективности во многих отраслях экономики. Например, применение аутсорсинга актуально в нефтехимической отрасли РФ [1, с. 58-64]. Данный бизнес-процесс функционирует также и в сфере здравоохранения.
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящий период времени не существует определенной технологии внедрения аутсорсинга медицинскими учреждениями в РФ, а ввиду наличия постоянного роста затрат, необходимости повышения качества предоставляемых услуг руководители подобного рода учреждений сталкиваются с задачей, связанной с оптимизацией деятельности медицинской организации на основе внедрения определенного бизнес-про-цесса. Но любое изменение в структуре организации должно сопровождаться обоснованием целесообразности, например, внедрения аутсорсинга. Данное обоснование невозможно представить без создания определенной технологии, которая позволила бы более подробно представить процесс внедрения, каждый шаг этой технологии сопровождается определенной качественной и количественной оценками. Аутсорсинг в сфере здравоохранения получил широкое распространение во многих странах (вначале применялся аутсорсинг непрофильных услуг — клининговая деятельность, услуги бухгалтера, далее, внедрение аутсорсинга профильных услуг — проведение лабораторных исследований).
Сейчас существует множество определений данного понятия, его специфика может обуславливаться сферой применения, страной, в которой происходит внедрение данного процесса. Так, аутсорсинг — это способ передачи различных элементов работы, ранее выполненной в компании, другой
2Я0
сторонней организации. В настоящий период времени важным вектором эффективной работы Министерства здравоохранения РФ являются проекты государственно-частного партнерства (ГЧП). Дадим определение данному понятию. Итак, проект ГЧП — проект, планируемый для реализации совместно публичным партнером и частным партнером на принципах государственно-частного партнерства, муни-ципально-частного партнерства1. Выделим точку зрения Варнавского В.Г., который отмечает, что ГЧП является юридически оформленной системой отношений государственного сектора с юридическими лицами, муниципальными образованиями и гражданами РФ [2, с. 9]. В международной практике существуют следующие формы ГЧП [3, с. 240]: ВОТ, ЭВБО, ВТО и др. Объектами соглашения о ГЧП являются также «объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения и иной деятельности в сфере здравоохранения»2. Достаточно активное внедрение данного процесса наблюдается в странах Евросоюза (например, Германия, Франция), Канаде, США. Относительно информации европейского Центра ГЧП количество подобных проектов до 2013 года в развитых странах составило около 1600 проектов. В разрезе стран Азии, Латинской Америки количество проектов составило 5783 (общая сумма — 2020 млн долл.). Уже в начале XXI века активно обсуждалась концепция на основе ГЧП как основа развития отечественной экономики. Отметим, что в Концепции долгосрочного социально-экономического разви-
1 О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2015 № 224-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 29 (часть I). — Ст. 3.
2 Там же. — Ст. 7.
. ?Я1
тия РФ на период до 2020 года определены основные задачи, выделим следующую — «создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики»1. В рамках здравоохранения эта задача может проявляться в развитии ГЧП в медицинских организациях, которое, например, может оказывать положительное влияние на систему контрольных функций в подобных учреждениях. С точки зрения практического применения аутсорсинга в рамках здравоохранения в соответствии с нормативно-правовыми актами можно выделить следующий документ: «Информация о результатах реализации программных и концептуальных документов, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ, по вопросам развития государственно-частного взаимодействия (государственно-частного партнерства) в здравоохранении за период с даты утверждения документа по сентябрь 2014 года (на основании сведений, представленных субъектами РФ)», в котором приведена краткая характеристика по регионам РФ, внедряющим данную форму ГПЧ. Например, во Владимирской области данная форма взаимодействия бизнеса и медицинских организаций встречается примерно в 61% государственных учреждениях (стирка белья). Расходы на аутсорсинг также увеличились в регионе (в 2013 году — 32 млн рублей, а в 2014 — 33 млн рублей).
Изучив теоретические основы аутсорсинга, необходимо рассмотреть опыт применения данного бизнес-процесса в медицинских учреждениях других стран. Проанализируем функционирование аутсорсинга в рамках здравоохра-
1 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 47. — Ст. 5489.
282
нения, условно разделяя на следующие страны [4, с. 143]: Германия, Великобритания, Австралия. Относительно передаваемых функций на аутсорсинг в рассматриваемых странах существует практика внедрения как для профильных услуг, так и для непрофильных. В Германии аутсорсеру передаются следующие непрофильные услуги: ИТ-поддержка, организация производства (прачечная), транспортировка больных. В список профильных услуг входят следующие передаваемые функции: лабораторные исследования, рентгенология. В Великобритании передаются такие непрофильные функции, как организация производства, стерилизация, транспортировка больных. Физиотерапия, предоставление в домашних условиях определенных медицинских услуг (полное парентеральное питание) входят в список профильных услуг, передаваемых аутсорсеру. В Австралии внедрена передача следующих непрофильных функций: услуги прачечной, ИТ-поддержка. Список профильных услуг следующий: психиатрические службы, рентгенология, аптека, стоматология.
Рассмотрев специфику понятия «аутсорсинг», а также возможные примеры его использования в различных странах, перейдем к анализу определенных моделей внедрения данного процесса. Во-первых, существует модель Pricewaterhousecoopers (PwC), посредством которой можно изучать рынок аутсорсинга и принимать решение о необходимости к переходу на данный процесс. В данной модели используется два показателя, проводящие оценку операции: конкурентная и стратегическая. Отметим отечественную модель, которая предложена Моисеевой Н.К., Малютиной О.Н. и Москвиной И.А. Она используется для изучения возможных преимуществ бизнес-процесса, в соответствии
с этим строится матрица, основывающаяся на следующих показателях: стратегическая важность и уровень проблем-ности процесса.
Немаловажным является и тот факт, что определенные стадии внедрения аутсорсинга должны быть оценены с точки зрения эффективности его применения. Более того, ввиду возможности внедрения аутсорсинга не одной услуги необходимо рассчитывать эффективность по каждой из них. Также необходимо провести количественный ЗАЛГОТ-анализ в рамках внедрения аутсорсинга в сфере здравоохранения. Список показателей, которые могут обосновать целесообразность внедрения аутсорсинга медицинскими учреждениями, можно пополнить методом оценки Курбанова А.Х., Плотникова В.А. Этот метод представляет собой комплексный критерий оценки эффективности внедрения аутсорсинга [5, с. 101-103].
Во-первых, необходимо определить своевременность оказания услуг (услуги) аутсорсером (в соответствии с договором).
к,=Р,/Р,„, (1)
где Ь^ — коэффициент оценки времени оказания услуг аутсорсером в соответствии с договором; Р1 — количество услуг, которые предоставляет сторонняя организация в соответствии с договором в год; Рю — количество услуг, которое требуется организации-заказчику (в год).
Данный коэффициент имеет норматив от Одо 1. Если значение показателя равно единице, значит, услуги оказываются аутсорсером своевременно.
Во-вторых, нужно рассчитать коэффициент соответствия объема услуг, которые оказывает аутсорсер.
= V,/Уг, (2)
284
где Ку — коэффициент соответствия объема оказанных услуг аутсорсером; vf — реальный объем услуг, который был предоставлен сторонней организацией (в год); V — потребность организации-заказчика в услуге (в год).
Норматив рассматриваемого коэффициента определяется значением от 0 до 1. В случае соответствия объема оказанных услуг значение будет равно единице.
В-третьих, необходимо определить коэффициент качества.
к = 1х1+ХХ2-£Х3 ^
4 ХХ1+ХХ2+ХХ3+ХХ4'
где Кч — оценка качества обслуживания; хх — отличная оценка; х2 — хорошая оценка; х3 — удовлетворительная оценка; х4 — неудовлетворительная оценка.
Если значение рассматриваемого показателя находится в интервале от 0,8 до 1,0, то это означает отличное качество, если в интервале от 0,6 до 0,8 — хорошее, если — от 0,4 до 0,6, то это говорит об удовлетворительном качестве, неудовлетворительное качество определяется в случае, если значение коэффициента находится в интервале от 0 до 0,4.
В-четвертых, нужно рассчитать коэффициент экономичности предоставления услуг аутсорсером.
Ке=пе/пеЬ, (4)
где Ке — коэффициент экономичности предоставления услуг; пе — реальные затраты, которые связаны с выполнением функций организацией (рублей в год); пеЬ — выделенные финансовые ресурсы на работу аутсорсера (рублей в год).
Приемлемое значение коэффициента находится в интервале от 1 и более.
В итоге после расчета вышеперечисленных четырех коэффициентов можно определить комплексный критерий оценки эффективности внедрения аутсорсинга.
К^К'хК^хК'хК^ (5)
где Кк — комплексный критерий оценки эффективности внедрения аутсорсинга; х, у, ъ, к — весовые коэффициенты значимости критериев К^ Ку, Кч, Ке соответственно (то есть х + у + г + к = 1).
После проведенных расчетов коэффициентам необходимо присвоить весовые значения (на основе метода экспертных оценок) (см. табл. 1).
Та б л и ц а 1
Расчет весовых коэффициентов показателей
Показатель Оценка значимости критерия по десятибалльной системе экспертом Среднее значение оценки значимости критерия Весовой коэффициент
Э1 Э2 ... Эп
х1 г11 г12 г1п ХГ2п/П = У1 уЛ
х2 г21 г22 г2п ХГ2п/П = У2 у2/ь
хт гт1 гт2 гтп ХГ2п/П = Ут Ут/Ь
- т п / к=1 ¡=1 / 1,00
Источник: составлено автором данной работы.
Так, для организации метода экспертных оценок необходимо провести совещание специалистов. Им необходимо
286
оценить значимость каждого показателя по десятибалльной системе. Далее эти оценки экспертов усредняются. Затем для нахождения весовых коэффициентов усредненная оценка по каждому коэффициенту делится на общую сумму усредненных значений. Также нужно оценить комплексный критерий. Так, например, интервал от 0,8 до 1,0 говорит о незначительных отклонениях, таким образом, результативность процесса (в нашем случае — функционирование аутсорсинг-проекта) смещается на некоторую величину от ранее запланированной. Иная ситуация наблюдается в случае, когда интервал от 0,0 до 0,2, то есть произошли отклонения, которые в значительной степени могут повлиять на деятельность организации, важно принять меры для восстановления результативности. Далее необходимо разработать технологию внедрения аутсорсинг-проекта учреждениями, которые функционируют в сфере здравоохранения, а также определить необходимый инструментарий на каждом этапе внедрения данной формы взаимодействия в рамках ГЧП (см. рис. 1).
Представленную технологию можно разделить на три стадии, каждая из которых состоит из определенных этапов. Первая стадия начинается с того, что учреждение определяет необходимость внедрения аутсорсинга. Далее важно определить способы решения поставленных задач, для этого можно использовать, например, модель Р\уС, модель Моисеевой Н.К., Малютиной О.Н. и Москвиной И.А. На основе использованной модели принимается решение об аутсорсинге или инсорсинге. В случае выбора услуг сторонней организации переходим ко второй стадии внедрения аутсорсинг-проекта. Здесь проводится экспертная поддержка внедрения. После этого
706 ТОМ
287
Анализ ирОцСССОа (классификация услуг на профвльвые н непрофильные)
Ж
I стадия
Определенна исполнителе поставленных Лшач
Модель Рп С, Моисеевой В.К., Малютиной О.Н. и Москвиной И.Л.
Аутсорсинг
З7
-А—
Экспертная поддержка
ь л Сирен ии
«г
Изучение рынка йугсорсиагй
Аалв илнанлх факторов
РЕЗТ-аналщ, $Я?ОТ-аияив
II стадия
Количественная оценка
целесообразности инедреннн а^тсорснши
Расчет комплексного критерия оценки эффективности внедрения аутсорсинга;
^ К* х Ку х Кф х яс™.
Рассмотрение Министерством здрав« нравевня
Подготовка и оку ж танин в конкурса
Звклщч^ нне яутсорОшг-
кантракпа
-------
Ис полнел не контрактных обязательств
III стадия
Совершенстве ванне механизмов реал талан ф та кии и
Оценка результатов работы аутспрсе ра
Анализ шппнкшнх проблем н поиск решения ! \
Рис. 1.Технология внедрения аутсорсинга Источник: разработано автором данной работы.
288
анализируются факторы влияния. Данный анализ основывается на проведении, например, ЗАЛГОТ-анализа. Далее необходимо рассчитать комплексный критерий оценки эффективности внедрения аутсорсинга Курбанова А.Х., Плотникова В.А. У этого критерия имеется оценка уровней результативности процессов при внедрении аутсорсинга. В случае отрицательного ответа необходимо принять решение о выполнении услуг собственными силами. В случае положительного — переходить на услуги аутсорсера. Даже при положительном решении медицинскому учреждению необходимо отправить заявку с этим решением на рассмотрение Министерству здравоохранения. Оно выносит окончательный вердикт в рамках использования услуг аутсорсера. В случае положительного решения учреждение проводит подготовку документации и конкурса среди возможных аутсорсеров, после проведения конкурса заключается аутсорсинг-контракт. В противном случае учреждение выполняет услугу собственными силами. На третьей стадии происходит непосредственное внедрение аутсорсинга организацией. Необходимо провести оценку самой работы сторонней организации. В случае возникновения проблем важно их проанализировать, а также по возможности усовершенствовать механизм реализации функций аутсорсера.
Аутсорсинг как способ передачи какой-либо организацией на основании договора конкретных бизнес-процессов на обслуживание сторонней фирмой, которая специализируется в данной области, играет важную роль и в сфере здравоохранения, так как позволяет обеспечить более качественные услуги, а также в определенной степени снизить издержки.
, ?Я9
Библиографический список
1. Зверева К.В., Ультан С.И. Аутсорсинг как новая форма взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса нефтехимического комплекса в России. Современный вектор: мировая экономика, менеджмент и маркетинг [Электронный ресурс]: сборник трудов международного научно-практиче-ского форума (Омск, 27-29 апреля 2016 г.) / [отв. ред. О.С. Ел-кина]. — Электрон, текстов, дан. — Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2016. — http://www.fmb.omsu.omskreg.ru/. С. 58-64.
2. Варнавский В.Г., Клименко A.B., Королев В.А. Государственно-частное партнерство: теория и практика. — М.: ГУ-ВШЭ, 2010. — 287 с.
3. Шрайнер 0.0. Аутсорсинг в рамках государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения // Актуальные вопросы экономических наук. - 2017. - № 56. - С. 239-244.
4. Guimaräes С.M., José Crespo de Carvalho Strategie outsourcing: a lean tool of healthcare supply chain management // Strategic Outsourcing: An International Journal. — 2013. — Vol. 6. — I. 2. — pp. 138-166.
5. Курбанов A.X., Плотников В.А. Аутсорсинг: история, методология, практика: Монография. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 112 с.
Bibliographicallist
1. ZverevaK.V.,UltanS.I.Autsorsingkaknovayaformavzaimodeistviya malogo, srednego i krupnogo biznesa neftekhimicheskogo kompleksa vRossii. Sovremennyi vektor: mirovaya ekonomika, menedzhment i marketing [Elektronnyi resurs]: sbornik trudov mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma (Omsk, 27-29 aprelya 2016 g.) / [otv. red. O. S. Elkina]. — Elektron, tekstov. dan. — Omsk: Izd-vo Om. gos. un-ta, 2016. — http://www.fmb.omsu. omskreg.ru/, S. 58-64.
790
2. Varnavskii V.G., Klimenko A.V., Korolev V.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: teoriya ipraktika. — M.: GU-VShE, 2010 — 287 s.
3. Shrainer O.O. Autsorsing vramkakh gosudarstvenno-chastnogo partnerstva vsfere zdravookhraneniya // Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk. - 2017. - №56. - S. 239-244.
4. Guimarâes C.M., José Crespo de Carvalho Strategic outsourcing: a lean tool of healthcare supply chain management // Strategic Outsourcing: An International Journal. — 2013. — Vol. 6. — I. 2. — pp. 138-166.
5. Kurbanov A.Kh., Plotnikov V.A. Autsorsing: istoriya, metodologiya, praktika: Monografiya. - M.: INFRA-M, 2012. - 112 s.
Контактная информация:
ФГБОУВПО«Омскийгосударственныйуниверситетим. Ф.М. Достоевского», факультет международного бизнеса.
E-mail: [email protected]
Contact links:
Omsk F.M. Dostoevsky State University, School of International
Business.
E-mail: [email protected]