Научная статья на тему 'Теоретико-концептуальные аспекты изучения феномена информационной безопасности'

Теоретико-концептуальные аспекты изучения феномена информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
223
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СУБЪЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИКА / POLITICAL COMMUNICATION / SECURITY / INFORMATION SECURITY / NATIONAL SECURITY / INFORMATION SECURITY SYSTEM / SUBJECTS OF INFORMATION SECURITY / INFORMATION CONFRONTATION / POWER / STATE / SOCIETY / POLITICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фарниев Сослан Аланович

Статья посвящена теоретико-концептуальным аспектам феномена информационной безопасности. Автор видит своей главной задачей установление понятия и сущности информационной безопасности через призму имеющихся научных источников и собственного видения данной проблемы. Главный вывод заключается в том, что информационная безопасность является одним из важнейших факторов устойчивости политической системы, гарантом целостности и устойчивого развития общества в условиях глобализации. Процесс обеспечения информационной безопасности является одной из наиболее приоритетных задач в практической деятельности органов государственного управления, решению которого должны быть подчинены все направления реализации государственной политики. Теоретико-методологическую основу проведенного исследования формируют такие методы и приемы, как институциональный, этимологический, структурно-функциональный, системный, компаративный и иные подходы. Применение вышеперечисленных методов и научных парадигм позволило автору получить ряд выводов о природе и сущности исследуемого феномена. Таким образом, анализ исследований посвященных проблеме информационной безопасности выявил, что ее поддержание является ключевой функцией государства и представляет собой одну из составляющих устойчивого развития общества. В свою очередь, процесс обеспечения информационной безопасности выступает одной из наиболее приоритетных задач в практической деятельности органов государственного управления, решению которой должны быть подчинены все направления реализации государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND CONCEPTUAL ASPECTS OF THE INFORMATION SECURITY PHENOMENON STUDY

The article is devoted to theoretical and conceptual aspects of the information security phenomenon. The author sees the main task of establishing the concept and essence of information security through the prism of available scientific sources and his own vision of the problem. The main conclusion is that information security is one of the most important factors of stability of the political system, the guarantor of the integrity and sustainable development of society in the context of globalization. The process of ensuring information security is one of the most priority tasks in the practice of public administration, the solution of which should be subordinated to all areas of public policy. The theoretical and methodological basis of the study is formed by such methods and techniques as institutional, etymological, structural and functional, systemic, comparative and other approaches. The application of the above methods and scientific paradigms allowed the author to obtain a number of conclusions about the nature and nature of the phenomenon under study. Thus, the analysis of studies on the problem of information security has revealed that its maintenance is a key function of the state and is one of the components of sustainable development of society. In turn, the process of ensuring information security is one of the highest priorities in the practice of public administration, the solution of which should be subordinated to all areas of public policy.

Текст научной работы на тему «Теоретико-концептуальные аспекты изучения феномена информационной безопасности»

политические науки

Фарниев Сослан Аланович ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ...

УДК 32.019.51

ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© 2018

Фарниев Сослан Аланович, аспирант

Академия труда и социальных отношений (119454, Россия, Москва, ул. Лобачевского, 90, e-mail: farniev@pp.alania.gov.ru)

Аннотация. Статья посвящена теоретико-концептуальным аспектам феномена информационной безопасности. Автор видит своей главной задачей установление понятия и сущности информационной безопасности через призму имеющихся научных источников и собственного видения данной проблемы. Главный вывод заключается в том, что информационная безопасность является одним из важнейших факторов устойчивости политической системы, гарантом целостности и устойчивого развития общества в условиях глобализации. Процесс обеспечения информационной безопасности является одной из наиболее приоритетных задач в практической деятельности органов государственного управления, решению которого должны быть подчинены все направления реализации государственной политики. Теоретико-методологическую основу проведенного исследования формируют такие методы и приемы, как институциональный, этимологический, структурно-функциональный, системный, компаративный и иные подходы. Применение вышеперечисленных методов и научных парадигм позволило автору получить ряд выводов о природе и сущности исследуемого феномена. Таким образом, анализ исследований посвященных проблеме информационной безопасности выявил, что ее поддержание является ключевой функцией государства и представляет собой одну из составляющих устойчивого развития общества. В свою очередь, процесс обеспечения информационной безопасности выступает одной из наиболее приоритетных задач в практической деятельности органов государственного управления, решению которой должны быть подчинены все направления реализации государственной политики.

Ключевые слова: политическая коммуникация, безопасность, информационная безопасность, национальная безопасность, система информационной безопасности, субъекты обеспечения информационной безопасности, информационное противоборство, власть, государство, общество, политика.

THEORETICAL AND CONCEPTUAL ASPECTS OF THE INFORMATION

SECURITY PHENOMENON STUDY

© 2018

Farniev Soslan Alanovich, post-graduate student

Academy of Labour and Social Relations (119454, Россия, Москва, ул. Лобачевского, 90, e-mail: farniev@pp.alania.gov.ru)

Abstract. The article is devoted to theoretical and conceptual aspects of the information security phenomenon. The author sees the main task of establishing the concept and essence of information security through the prism of available scientific sources and his own vision of the problem. The main conclusion is that information security is one of the most important factors of stability of the political system, the guarantor of the integrity and sustainable development of society in the context of globalization. The process of ensuring information security is one of the most priority tasks in the practice of public administration, the solution of which should be subordinated to all areas of public policy. The theoretical and methodological basis of the study is formed by such methods and techniques as institutional, etymological, structural and functional, systemic, comparative and other approaches. The application of the above methods and scientific paradigms allowed the author to obtain a number of conclusions about the nature and nature of the phenomenon under study. Thus, the analysis of studies on the problem of information security has revealed that its maintenance is a key function of the state and is one of the components of sustainable development of society. In turn, the process of ensuring information security is one of the highest priorities in the practice of public administration, the solution of which should be subordinated to all areas of public policy.

Keywords: political communication, security, information security, national security, information security system, subjects of information security, information confrontation, power, state, society, politics.

В условиях стремительного развития современных информационных технологий и средств массовой коммуникации возникают новые угрозы для национальной безопасности Российской Федерации. Следует отметить, что обеспечение информационной безопасности на сегодняшний день является не менее важным направлением государственной политики, чем поддержание экономической устойчивости и высоких социальных стандартов. С каждым днем наблюдается все более активное проявление информационного противоборства между Россией и Западом. Подмена очевидных фактов, ложные обвинения, вырывание слов из контекста - вот неполный перечень типичных технологий реализации «медийной агрессии» против нашей страны. В современном мире на аудиторию обрушивается огромный массив информации, что существенно затрудняет отделение истины ото лжи и манипуляции. Можно заметить, результаты хаотизации информационных потоков создают благоприятную почву для управления массами. При помощи соответствующего набора технологий, западным специалистам не составило труда организовать череду «цветных революций», включая так называемую «арабскую весну», «Евромайдан» и т. д. Таким образом, информация в современном мире успешно используется в качестве оружия гибридной войны. Осознание вышеуказанных обстоятельств подталкивает Россию к тому,

чтобы находить решительные и эффективные меры противодействия информационным вызовам современности, дабы они не привели к дестабилизации политической системы под эгидой установления истинной демократии, улучшения условий жизни граждан и более «справедливого» распределения имеющихся природных ресурсов. Отражение данных угроз требует не только выработки соответствующего инструментария, но и глубокого научного осмысления самого феномена информационной безопасности.

Первые работы, в которых была предпринята попытка научного обобщения опыта и формирования основ информационной безопасности, появились в начале 1990-х годов прошлого века. По мнению Э.И. Атагимова и Р.М. Рамазанова, понятие «информационная безопасность» прозвучало на государственном уровне в 1989 году при создании рабочей комиссии по совершенствованию системы национальной безопасности решением Президиума Верховного Совета CCCP. По утверждению других ученых, понятие «информационная безопасность» появилось в российской политической науке в 1990-х гг. ХХ века применительно к защите компьютерной информации: баз данных и компьютерных сетей. [1, с. 15]. В контексте предложенной учеными В.Л. Маниловым, А.А. Стрельцовым интерпретации указанного понятия, в предметном поле политических

Farniev Soslan Alanovich THEORETICAL ...

political sciences

наук под информационной безопасностью понималась способность защиты совокупности процессов обмена информации в институтах политической власти, передачи политической информации, которая структурирует политическую деятельность, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения и использования информации с целью гармоничного развития.

Российские ученые Ю. Уфимцев и Е. Ерофеев полагают, что для обеспечения территориальной целостности страны, сохранения и развития самобытности народов России необходимо развитие инфраструктуры и целенаправленное использование единого российского информационного пространства, а также накопленных информационных ресурсов. Возможность реализации жизненно важных интересов России в информационной сфере во многом определяется ее способностью противостоять воздействию ряда негативных факторов внутреннего и внешнего характера [2, с. 41]. Трудно представить, что построение гражданского общества и социально-правового государства может происходить без развития системы правового регулирования отношений в информационной сфере, защиты законных интересов граждан, общества и государства в развитии российского информационного пространства. В рамках обеспечения конституционных прав и свобод предполагается правовое регулирование информационной деятельности как отдельных граждан, так и органов государственной власти, средств массовой информации, а также организаций, обеспечивающих функционирование средств и систем среды передачи сообщений.

Несомненный научный интерес представляет книга Г. Акопова «Глобальные проблемы и опасности сетевой политики» [3, с. 32]. Исследуя функционирование сетевой политики, автор обращает внимание на ряд опасных политических аспектов сетевой деятельности и определяет как положительные, так и отрицательные последствия стремительной компьютеризации и информатизации современного общества. Предметом исследования Г. Акопова стали такие проблемы современной сетевой политики, как информационное противоборство с использованием глобальной компьютерной сети, опасности сетевого «терроризма» и распространения несанкционированных электронных сообщений («спама») политического и экономического содержания.

В монографии В. Пирумова «Информационное противоборство. Четвертое измерение противостояния» [4, с. 14] анализируются исторические аспекты возникновения и развития информационного противоборства, его основные понятия и определения, а также выражается системное видение современной терминологической базы и некоторые концептуальные положения. Много внимания автор уделяет проблемам информационной войны, информационной борьбы и борьбы с информационной преступностью, а также сущности, содержанию, основным методам воздействия и возможным сценариям ее проведения.

Таким образом, анализ исследований посвященных проблеме информационной безопасности выявил, что ее поддержание является ключевой функцией государства и представляет собой одну из составляющих устойчивого развития общества. В свою очередь, процесс обеспечения информационной безопасности выступает одной из наиболее приоритетных задач в практической деятельности органов государственного управления, решению которой должны быть подчинены все направления реализации государственной политики.

При всем многообразии подходов к определению понятия «информационная безопасность» оно не может рассматриваться фрагментарно. Данный феномен является неотъемлемым свойством и атрибутом информационного общества. Уместно также отнести к характеристике информационной безопасности ее содержательные показатели, которые проявляются по-особенному

на каждом из уровней системы государственного управления: на стратегическом (Правительство РФ); тактическом (федеральные и региональные органы исполнительной власти); оперативном (местные органы исполнительной власти). Анализ современных научных источников показывает, что большинство авторов предлагает рассматривать такие компоненты информационной безопасности, как нормативно-правовой (законы, нормативно-правовые акты и т. д.); административный (действия общего характера, принимаемых органами государственного управления); процедурный уровень (конкретные процедуры обеспечения информационной безопасности); программно-технический (конкретные технические меры обеспечения информационной безопасности).

Мы полагаем, что информационную безопасность следует рассматривать в контексте таких ее признаков как состояние, свойство управления угрозами и опасностями. Через эти признаки обеспечивается избрание оптимального пути их устранения и минимизации влияния негативных последствий, в частности в сфере информационной деятельности государства. Поэтому можно выделить три основных аспекта определения сущности понятия «информационная безопасность»: нормативно-правовой, доктринальный и энциклопедический. Основываясь на данных аспектах, можно выделить объективные и субъективные факторы в контексте информационного развития общества и обеспечения информационной безопасности.

1. Интеллектуальный (психологический) фактор. К нему можно отнести такие характеристики российской политической ментальности и явления негативного характера, которые в совокупности тормозят процессы информационного развития общества и обеспечения информационной безопасности: политический конформизм, социально-политическая апатичность; отсутствие сформированности в общественном сознании информационных потребностей; отсутствие осознанности информационных угроз; низкий уровень правового сознания граждан; падение уровня общего образования и культуры граждан; общая распространенность правового нигилизма.

2. Динамичность информационной сферы. Усложняет процессы образования информационного права на всех его этапах: и на этапе формирования, и на этапе формулировки, и на этапе реализации государственной политики. Этот фактор приводит к несовершенству законодательства, регламентирующего информационную сферу общественных отношений, и неэффективной его реализации. Основными факторами динамичности преобразований в информационной сфере являются: стремительное развитие информационной сферы; стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий; повышенная сложность и разнообразие общественных отношений в информационной сфере; новизна информационных отношений и отсутствие опыта их правового регулирования; отсутствие общепринятых вариантов поведения в информационной сфере, выработанных обществом.

3. Повышение социального значения информационных процессов. Определяет приоритетность организационно-обеспечительной деятельности государства в информационной сфере как основы дальнейшего развития общества. Это подтверждается следующими факторами: проницательность информационных процессов; создание широких информационно-коммуникативных возможностей; возникновение дополнительных возможностей саморазвития субъектов; возникновение новых особо опасных угроз общественной безопасности; беспрецедентное повышение общего значения всех составляющих информационной безопасности [5, с. 40].

4. Экономический фактор. Создает экономическую основу информационного развития общества и государства и материально-технические возможности вне-

398

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 3(24)

политические науки

Фарниев Сослан Аланович ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ...

дрения информационно-коммуникационных технологий. Обобщенные факторы экономического характера, определяющие результативность процесса обеспечения информационной безопасности: отсутствие стабильного роста экономики; низкий уровень обеспеченности широких слоев населения всеми необходимыми для развития материально-техническими средствами; низкий уровень обеспеченности аппарата государства современными информационно-коммуникационными средствами; недостаточность финансирования сферы образования и науки.

5. Технический фактор. Составляющие этого фактора характеризуют техническое развитие и современность средств обработки информации, определяет уровень технической готовности к развертыванию информационных процессов. Основными из них являются: неразвитость сети скоростного Интернета; несовершенство информационных ресурсов; устарелость автоматизированных систем обработки информации.

6. Политико-идеологический фактор. Определяет уровень общественной осознанности необходимости решения социальных проблем и проблем информационной сферы. К нему можно отнести: отсутствие постоянной, независимой от конкретных политиков, стратегии позиционирования РФ на мировой арене; отсутствие реальной, последовательной и взвешенной государственной программы социального развития; неправовой характер деятельности государственной власти; приоритетность политической целесообразности над правовой; бюро-кратизированность аппарата государства; неразвитость гражданского общества; неразвитость информационных связей между государством и обществом и т. д. [6, с. 75].

Данное понимание правового аспекта информационной безопасности добавляет ему системности (сочетание под правовым углом зрения экономических, идеологических, специально-юридических, организационных рычагов обеспечения), объективно обусловленное междисциплинарным характером информационной безопасности и правовым характером деятельности современного государства. Подтверждением этой позиции является и популяризация современными российскими специалистами исключительно комплексного решения проблем информационной безопасности РФ. Системность подхода к обеспечению информационной безопасности предопределяет и необходимость широкого взгляда на политико-правовые гарантии законности в информационной сфере и позволяет интерпретировать их как наличие действенного, эффективного, взвешенного информационного законодательства и, что особенно актуально для РФ, отражает интеграционное направление государственной политики и объективные условия ее реализации [7]. Таким образом, можно утверждать, что информационная безопасность представляет собой состояние такое состояние информационной системы, в котором она может противостоять влиянию внутренних и внешних рисков на ее устойчивое воспроизводство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Атагимова Э.И. Некоторые аспекты законодательного уровня обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации. 2014. № 2. С. 14-19.

2. Информационная безопасность России / Ю.С. Уфимцев, Е.А. Ерофеев и др. М.: Издательство «Экзамен», 2003. 205 с.

3. Акопов Г.Л. Глобальные проблемы и опасности сетевой политики. Ростов н/Д: РостИздат, 2004. 208 с.

4. Пирумов В.С. Информационное противоборство. Четвертое измерение противостояния. М.: «Оружие и технологии», 2010. 220 с.

5. Артемов А.В. Информационная безопасность. Курс лекций. М.: Академия безопасности и выживания, 2017. 161 с.

6. Кормич Б.А. Информационная безопасность: организационно-правовые основы: учеб. пособие. М.: Кондор, 2004. 384 с.

7. Нестеров С.А. Основы информационной безопасности. Учебное пособие - 3-е изд., стер. СПб.: Лань, 2017. 324 с.

Статья поступила в редакцию 17.07.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.