Научная статья на тему 'Государственная политика информационного суверенитета России в условиях современного глобального мира'

Государственная политика информационного суверенитета России в условиях современного глобального мира Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2119
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ИНФОРМАЦИОННОГО СУВЕРЕНИТЕТА / PUBLIC POLICY INFORMATION SOVEREIGNTY / ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / SOVEREIGNTY INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА / INFORMATION SPHERE / ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / GLOBAL INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кучерявый Михаил Михайлович

В статье впервые раскрыто содержание понятий «информационный суверенитет» и «государственная политика информационного суверенитета», определены основные направления их практической реализации с перспективой законодательного закрепления как неотъемлемой части государственного суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации в глобальном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Policy Information Sovereignty Russia in Today’s Global World

The article first disclosed the content of the concepts of “information sovereignty” and “public policy information sovereignty”, the main directions for their implementation with the prospect of legislative recognition as an integral part of state sovereignty and national security of the national security of the Russian Federation in the global world.

Текст научной работы на тему «Государственная политика информационного суверенитета России в условиях современного глобального мира»

Кучерявый М. М.

Государственная политика информационного суверенитета России в условиях современного глобального мира

Кучерявый Михаил Михайлович

Руководитель управления Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) по Северо-Западному федеральному округу (Санкт-Петербург)

Заведующий кафедрой национальной и международной безопасности Северо-Западного института управления — филиала РАНХиГС (Санкт-Петербург) Государственный советник Российской Федерации 1-го класса Кандидат политических наук

РЕФЕРАТ

В статье впервые раскрыто содержание понятий «информационный суверенитет» и «государственная политика информационного суверенитета», определены основные направления их практической реализации с перспективой законодательного закрепления как неотъемлемой части государственного суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации в глобальном мире.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

национальная безопасность, информационная безопасность, государственная политика информационного суверенитета, информационный суверенитет, информационная сфера, глобальное информационное общество

Kucheryavyi M. M.

State Policy Information Sovereignty Russia in Today's Global World Kucheryavyi Mikhail Mikhailovich

The Chief of headquarters in the North-West Federal District of the Federal Service for Technical and Export Control (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Head of the Chair of National and International Security of North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg) State Counsellor 1st Class of the Russian Federation PhD in Political Science

ABSTRACT

The article first disclosed the content of the concepts of "information sovereignty" and "public policy information sovereignty", the main directions for their implementation with the prospect of legislative recognition as an integral part of state sovereignty and national security of the national security of the Russian Federation in the global world.

KEYWORDS

national security, information security, public policy information sovereignty, sovereignty information, the information sphere, the global information society

В современном мире нарастают противоречия геополитического и геоэкономического характера, усиливается конкуренция между отдельными ведущими странами, группами государств и макрорегионами. Данные процессы протекают на фоне вступления человечества в эпоху развития глобального информационного общества в условиях фундаментальных изменений в многополярном мире, оказывающих непосредственное влияние на национальную безопасность Российской Федерации, что обусловлено следующим:

• во-первых, под влиянием факторов глобального развития и причин научно-технологического характера произошли существенные системные изменения в обе-

< >

о о

о спечении национальной безопасности, имеющие институционально-политическое измерение. Они приобрели инновационный, комплексный и динамичный характер. ^ В данных условиях потребовалась качественно новая форма координации сил и ЕЗ средств, обеспечивающих безопасность на всех уровнях. Роль такого координатора была возложена на советы безопасности как важнейшие государственные органы, действующие на национальном и региональных уровнях; о • во-вторых, на современном этапе развития человечество в дополнение к реаль-

со

о ному миру столкнулось с виртуальным миром, который возник и развивается в < глобальном информационном пространстве. Такие изменения привели к тому, что информационная безопасность стала выступать в качестве одного из ведущих х факторов в процессе обеспечения национальной безопасности государства. На международном уровне процессы обеспечения информационной безопасности н- заняли центральное место в усилиях мирового сообщества по обеспечению ^ международной безопасности;

с • в-третьих, в системе информационной безопасности особое место стали занимать политические факторы. Это связано с тем, что политическая сфера является системообразующим элементом современного общества и государства, а также всей системы международных отношений.

Становление глобального информационного общества привело к информатизации политической жизни и использованию информационно-коммуникационных технологий не только для достижения заданных политических целей и проведения конкретных политических мероприятий, но и в свою очередь стало фактором трансформации всей политической жизни развитых государств и мирового сообщества в целом.

Комплексный политологический анализ произошедших изменений в глобальном мире определил проблему модернизации системы национальной безопасности Российской Федерации в аспекте ее информационного измерения вследствие влияния следующих условий и факторов:

• во-первых, во время структурного кризиса 1990-х гг., приведшего к резкому ограничению ресурсов и возможностей российского государства, сфера обеспечения национальной безопасности не получила должного развития. Компенсация допущенного отставания осуществляется в наши дни. В данной связи модернизационный подход позволяет решить эту задачу на качественно ином уровне, чем это было возможно два десятка лет назад;

• во-вторых, существенное изменение геополитической картины современного мира, связанное с усилением тенденции перехода к многополярному миру и стремлением Соединенных Штатов Америки и их сателлитов сохранить монополярный мировой порядок в системе международных отношений, увеличивает риски в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации и международной безопасности в целом;

• в-третьих, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий в условиях формирования глобального информационного общества коренным образом усилило значение информационной составляющей в обеспечении национальной безопасности. Инновационное развитие сил и средств обеспечения информационной составляющей национальной безопасности должно стать магистральным «для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства»1. Важную роль в этом процессе в контексте современных международных отношений играет обеспечение информационного суверенитета Российской Федерации.

1 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 г.

Как известно, суверенитет в наше время — это обязательный атрибут государ- о ства. Суверенитет выражается в верховенстве государственной власти по отноше- ^ нию к другим субъектам властных структур внутри государства и независимости ^ на международной арене [5; 6]. Суверенитет распространяется на территорию Е^ государства, которая представляет собой ограниченное государственными грани- ^ цами пространство земли и включает сухопутную, морскую, воздушную составляющие, а также недра. о В наше время государственная территория дополняется и виртуальным инфор- о мационным пространством. Обеспечение безопасности в информационном про- < странстве должно проходить в правовых рамках без нарушения фундаментального ^ принципа прав человека — свободы доступа к информации. В то же время госу- х дарство обязано защитить общество, государство и личность от угроз, исходящих 2 из виртуального пространства. Таким образом, информационный суверенитет пре- н-вратился сейчас в важный компонент государственного суверенитета и его реали- ^ зация непосредственно связана с обеспечением национальной безопасности Рос- щ сийской Федерации.

Необходимо отметить, что в современной политической науке не существует четко очерченных понятий «информационный суверенитет», «государственная политика информационного суверенитета». Последние несколько десятилетий выявили различные подходы ряда исследователей, таких как Н. В. Стариков [9], В. Н. Супрун [10], А. А. Сергунин [8], Э. Г. Соловьев1, И. С. Ашманов2 и др. к целесообразности введения данных понятий в политико-правовой оборот.

Краеугольным камнем научных споров является вопрос: обладает ли «информационный суверенитет» признаками отдельного вида суверенитета или нет.

Понятие «суверенитет» было определено французским мыслителем Жаном Боденом в XIV в. в его труде «Шесть книг о государстве» [1] и характеризовалось как абсолютная и незыблемая власть монарха (суверена) над влиятельными синьорами и парламентами на определенной, четко обозначенной территории. Дальнейшее развитие концепта «суверенитет» относится к периоду XVII-XVIII вв. В трудах философов Томаса Гоббса [2] и Жан Жака Руссо [7] был сделан вывод, что суверен может быть не только единоличным, но и коллективным правителем в лице государства. Суверен выступает гарантом прав народа и его верховным судьей. В Х!Х-ХХ вв. государственный суверенитет определялся как исключительное право на легитимное насилие, это заключение нашло отражение в трудах немецкого ученого Карла Шмитта «Политическая теология. Четыре главы к учению о суверенитете» [11]. К настоящему времени концепт «суверенитет» прошел долгий путь развития и превратился из узкого понятия абсолютной и незыблемой власти монарха в государстве в основополагающую категорию современных международных отношений.

Суверенитет перестал быть государственно-центричным и наполнился демократическим смыслом:

• во внутренней политике — защита прав народа, а не только правителей;

• во внешней политике — обеспечение равноправия всех государств в сфере международных отношений.

Попытки представителей ряда политических теорий отрицать ценность концепта «суверенитет» в эпоху глобализации являются несостоятельными и угрожают подорвать сложившиеся к настоящему времени принципы и нормы международного

1 Суверенитет государств и концепция «ответственности по защите»: эволюция международной ситуации и интересы России [Электронный ресурс] : мат-лы междунар. науч.-практич. конф. 2013, 30 октября. Ш_: http://www.dipacademy.ru/31.10.13.shtml

2 Ашманов И. : интервью // Российская газета. 2013. 23 мая. № 6085.

о права, которые являются эффективным инструментом обеспечения стабильного ^ развития всего мира.

^ В конце XX в. началось мощное развитие информационно-коммуникационных тех-ЕЗ нологий, резко возрастает роль информационного фактора во всех сферах жизнеде-^ ятельности государства, что наполняет понятие «суверенитет» новым содержанием: • во-первых, обеспечение безопасности народов страны, а не только правящей о верхушки во внутренней политике;

о • во-вторых, обеспечение независимой политики всех государств в международ-< ном сообществе (во внешней политике).

В ходе проведенного исследования автором проделана работа по систематизации х содержания понятия «суверенитет» по его видам: внешний и внутренний, и аспектам: 2 государственный, национальный и народный. Раскроем содержание данных понятий. н- В целом понятие суверенитет означает состояние независимости государственен ной власти от какой-либо иной власти.

Внутренний суверенитет — верховенство и полнота государственной власти по отношению ко всем другим учреждениям в политической системе общества.

Внешний суверенитет — независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами.

Государственный суверенитет — это качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую сущность; такое политико-юридическое свойство государственной власти, которое означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие во внешнем мире. В свою очередь основными видами государственного суверенитета являются: экономический, идеологический, дипломатический, военный, юридический.

Наряду с государственным суверенитетом используются такие понятия, как национальный и народный суверенитет.

Национальный суверенитет — полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни.

Народный суверенитет — верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу.

Охарактеризуем основные элементы, составляющие структуру государственного суверенитета.

Экономический суверенитет — это верховенство государства во внутренних экономических делах и обеспечение экономического равноправия страны среди всех государств мирового сообщества. Если внутри государства не обеспечиваются контрольные функции над своей экономикой, то ее будут контролировать другие зарубежные представители, которые в любой момент смогут обрушить экономику страны или сделать страну сырьевым придатком другого государства или союза государств. В настоящее время развитие подобной ситуации наблюдается на территории Украины.

Идеологический суверенитет определяется наличием своей государственной идеологии, языка и культуры. Если государство не в состоянии иметь собственную идеологию, то обществу такой страны легко можно навязать любую чуждую культуру, что может привести к потере самого государства. Именно с потерей идеологического суверенитета начался распад такой мощной державы, как Союз Советских Социалистических Республик.

Военный суверенитет — безусловное обеспечение безопасности граждан своей страны, общества от внутреннего врага и надежная защита своего государства от внешнего военного нападения. Ослабление военного суверенитета СССР привело к выводу войск из Германии, Польши, Венгрии, краху Организации Варшавского договора и, как следствие, к развалу мощной структуры вооруженных сил великой державы.

Дипломатический суверенитет — это возможность государства проводить неза- о висимую международную политику. Дипломаты свою деятельность сообразуют ^ всегда с военной мощью государства и развитой экономикой. ^

Юридический суверенитет — это закрепление статуса суверенного государства ез

о

в законодательной форме и признание его странами мирового сообщества. Закрепляя законное право на существование государства, он является одним из главных показателей его суверенности.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что утрата или ослабление любого из данных основных элементов (группы элементов) государственного суверенитета постепенно приведет к краху государства в целом.

В конце XX — начале XXI вв. значительно усилились процессы глобализации во всех сферах деятельности мирового сообщества, при этом многократно возрос информационный обмен с использованием информационно-коммуникационных технологий как внутри страны, так и за ее пределами. Здесь уместно процитировать академика А. И. Берга: «Информация пронизывает все поры жизни и общества» [3]. Таким образом, в эпоху становления и дальнейшего развития информационного общества мы приходим к пониманию необходимости выделения в структуре государственного суверенитета обособленной ее части и определении его таким понятием, как информационный суверенитет.

В современном мире использование новейших информационно-коммуникационных систем в экономике, политике, военном деле, дипломатии, культуре и других сферах человеческой деятельности приводит все к большей зависимости национальной безопасности страны от обеспечения ее информационной безопасности. Прозрачность государственных границ для информационных потоков в эпоху глобализации и возрастания их объемов ведет к возникновению принципиально новой ситуации, связанной с информационной безопасностью. Создаются предпосылки для возможных нарушений при сборе, накоплении, обработке и распределении информации, что, в свою очередь, может привести к снижению требуемого уровня информационной безопасности личности, общества и государства.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации сказано: «Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для обеспечения суверенитета и территориальной целостности России»1. Созданная глобальная информационная сфера привносит в информационный суверенитет и информационную безопасность новые черты: динамизм, быстрый обмен информацией и получение ее о событиях в мире в любой точке через сеть Интернет; информационная сфера прозрачна, не существует четких границ для потока информации, поэтому в глобальной информационной сфере национальная безопасность и государственный суверенитет требуют принятия дополнительных организационных и технических мер.

При анализе проблемы информационного суверенитета принципиальное значение имеет рассмотрение и изучение проблемы угрозы информационному суверенитету. В общем понимании угроза — это потенциальная возможность нарушения защиты чего-либо или кого-либо. Следствием информационных угроз является ущерб жизненно важным интересам человека, общества и государства в информационной сфере [4].

Основные источники угроз информационному суверенитету следует разделить по источнику их происхождения на две большие группы: внешние и внутренние угрозы.

о

1 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации : утверждена Президентом Российской Федерации В. Путиным 9 сентября 2000 г. № Пр-1895. Гл. 1. Ст. 1. иЯ1_.: http://www.rg.ru/OFICIAL/DOC/MIN_AND_VEDOM/MIM_BEZOP/DOCTR.SHTM

Внешние угрозы:

деятельность политических, экономических, военных, разведывательных и др. структур в информационной сфере, направленных против суверенной власти

<

g («холодная информационная война»

о

• доминирование ряда стран в информационном пространстве с целью ущемления национальных интересов России и вытеснения ее с рынка информационно-коммуникационных технологий;

• деятельность международных террористических организаций;

• разработка странами Запада во главе с США концепций информационного противоборства и др.

Внутренние угрозы:

• отставание России по уровню и темпам информатизации от ведущих стран Запада и США;

• недостаточный уровень развития отечественного сектора науки и производства в области информационно-коммуникационных технологий;

• недостаточная координация со стороны федеральных органов государственной власти процессов информатизации в регионах;

• несовершенство нормативно-правовой базы и др.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сформулировать понятие «информационный суверенитет» как верховенство и независимость государственной власти при формировании и реализации информационной политики в национальном сегменте и глобальном информационном пространстве. Принципиальное значение для обеспечения информационного суверенитета имеет государственная информационная политика.

Государственная информационная политика имеет основной целью реализацию национальных интересов государства в области безопасности в информационной сфере.

В свою очередь под информационной сферой понимается «совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений»1.

Данная политика реализуется в информационно-технологической, информационно-психологической и информационно-политической сферах. Информационный суверенитет предполагает наличие:

• в информационно-технологической сфере («цифровой» суверенитет) — собственного технологического цикла, программно-аппаратной платформы, поисковой и навигационной систем, сетевого оборудования и средств защиты информации отечественного производства, национального сегмента сети Интернет и социальных сетей, национальной платежной системы и др.;

• в информационно-психологической сфере («ментальный» суверенитет) — национальной идеи, высокого уровня информационной культуры и образованности общества;

• в информационно-политической сфере («властный» суверенитет) — внятной информационной политики, правительства народного доверия, патриотически настроенной элиты, прогосударственных средств массовой информации, устойчивой национальной валюты и др.

Составной частью и принципиально важным базовым элементом информационной политики является государственная политика информационного суверенитета.

1 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации : утверждена Президентом Российской Федерации В. Путиным 9 сентября 2000 г. № Пр-1895. Гл. 1. Ст. 1. URL.: http://www.rg.ru/OFICIAL/DOC/MIN_AND_VEDOM/MIM_BEZOP/DOCTR.SHTM

Государственная политика информационного суверенитета представляет собой о

деятельность государства по осуществлению самостоятельной информационной ^

политики на основе существующих законов страны и норм международного права ^

в информационной сфере с целью обеспечения верховенства информационной ^

безопасности личности, общества и государства внутри страны и ее независимо- ^ сти в глобальном информационном пространстве.

Государственная политика информационного суверенитета достигается деятель- о

со

ностью государства по следующим направлениям: о

1. Определение геополитических информационных интересов страны в условиях < глобализации всех сфер деятельности человечества (экономика, политика, идео- ^ логия, дипломатия, вооруженные силы, культура и образование). х

2. Создание нормативно-правовой базы, гарантирующей информационный суве- 2 ренитет личности и общества, а на международной арене — участие в создании ни развитии норм международного права в обеспечении информационного суве- ^ ренитета государства. щ

3. Образование национальных (государственных и социальных) защищенных информационных сетей и систем, способных безопасно взаимодействовать с глобальным информационным пространством.

4. Создание собственных сил и средств в области информационно-коммуникационных технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Образование информационных войск, оснащенных современными средствами информационно-коммуникационных технологий для достижения целей и решения задач информационного противоборства.

6. Проведение широкой международной дипломатической деятельности по обеспечению информационного суверенитета страны на международной арене.

7. Контроль как внутренних информационных потоков страны, так и поступающих извне с целью ограничения информации, пропагандирующей чуждые ценности. Таким образом, считаем необходимым сделать следующие выводы.

На основе комплексного политологического анализа политических процессов в современном глобальном мире, оказывающих непосредственное влияние на национальную безопасность Российской Федерации, автором предложено дальнейшее развитие концепта «государственный суверенитет» с введением в его содержание новых категорий политической науки: «информационный суверенитет» и «государственная политика информационного суверенитета».

Впервые раскрыто содержание категории «информационный суверенитет». В отличие от ряда исследователей автор статьи включил в его содержание кроме известного информационно-технологического («цифрового») суверенитета два новых элемента: информационно-психологический («ментальный») и информационно-политический («властный») суверенитеты.

В статье автором предложен механизм практической реализации «информационного суверенитета» в виде «государственной политики информационного суверенитета» и сформулированы ее основные направления.

Введенные автором статьи новые категории позволяют в теоретическом аспекте внести существенный вклад в развитие политической науки, а в практическом аспекте — предложить пути решения проблемы модернизации системы национальной безопасности Российской Федерации в целях обеспечения ее безопасности в современном глобальном мире.

Литература

1. Боден Ж. Шесть книг о государстве // Антология мировой политической мысли : В 5 т. Т. 2. М., 1999. С. 689-695.

о 2. Гоббс Т. Избранные произведения : в 2 т. Т. 1. М., 1964. 448 с.

3. Кибернетика — неограниченные возможности и возможные ограничения. Современное

" состояние. М. : Наука, 1980. 208 с.

^ 4. Кучерявый М. М. Эскиз системного подхода к формированию понятийного аппарата ин-

> формационной безопасности / Кучерявый М. М. [и др.] // Информатизация и связь. 2012.

о № 9. С. 22-24.

щ 5. Политическая наука : слов.-справ. / сост. проф. И. И. Санжаревский. Тамбов, 2010.

о 6. Политология : слов. / сост. В. Н. Коновалов. РГУ, 2010.

§ 7. Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре : трактаты / пер. с фр. М. : Канон-пресс-Ц,

™ Кучково поле, 1998. 416 с.

^ 8. Сергунин А. А. Суверенитет: эволюция концепта [Электронный ресурс]. URL: http://www.

х politex.info/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1.

< 9. Стариков Н. В. Дефицит государственного суверенитета [Электронный ресурс]. URL:

^ http://nstarikov.ru/blog/6047.

tz 10. Супрун В. Н. Теоретико-правовые основы информационного суверенитета : дис. ... канд.

^ юрид. наук. Харьков : Харьковский национальный университет внутренних дел, 2010.

° 11. Шмитт К. Политическая теология. М. : Канон-пресс-Ц, 2000. С. 7-98.

References

1. Bodin J. The Six Books of a Common-weal [Shest' knig o gosudarstve] // the Anthology of world political thought [Antologiya mirovoi politicheskoi mysli]. In 5 vol. Vol. 2. M., 1999. P. 689-695.

2. Hobbes T. Chosen works [Izbrannye proizvedeniya]. In 2 vol. Vol. 1. M., 1964. 448 p.

3. Cybernetics — unlimited opportunities and possible restrictions. Current state [Kibernetika — neogranichennye vozmozhnosti i vozmozhnye ogranicheniya. Sovremennoe sostoyanie]. M. : Science [Nauka], 1980. 208 p.

4. Kucheryavyi M. M. Sketch of system approach to formation of a conceptual framework of information safety [Eskiz sistemnogo podkhoda k formirovaniyu ponyatiinogo apparata infor-matsionnoi bezopasnosti] / Kucheryavyi M. M. [etc.] // Informatization and Communication [Informatizatsiya i svyaz']. 2012. N 9. P. 22-24.

5. Political science [Politicheskaya nauka] : dictionary reference / comp. prof. Sanzharevsky I. I. Tambov, 2010.

6. Political science [Politologija] : dictionary / comp. V. N. Konovalov. RSU [RGU], 2010.

7. Rousseau J. J. On the social contract [Ob obshchestvennom dogovore] ; treatises / translation from French. M. : Canon-press-C [Kanon-press-Ts], Kuchkovo field [Kuchkovo pole], 1998. 416 p.

8. Sergunin A. A. Suverenitet; evolution of a concept [Suverenitet: evolyutsiya kontsepta] [Electronic resource]. URL: http://www.politex.info/index.php? option=com_frontpage&Itemid=1.

9. Starikov N. V. Deficit of the State Sovereignty [Defitsit Gosudarstvennogo Suvereniteta] [Electronic resource]. URL: http://nstarikov .ru/blog/6047.

10. Suprun V. N. Theoretical legal basis of information sovereignty [Teoretiko-pravovye osnovy informatsionnogo suvereniteta] : dissertation. Kharkov : Kharkov National University of Internal affairs [Khar'kovskii natsional'nyi universitet vnutrennikh del], 2010.

11. Schmitt C. The Political Theology [Politicheskaya teologiya]. M. : Kanon-press-C [Kanon-press-Ts], 2000. P. 7-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.