Научная статья на тему 'Государственная политика информационного суверенитета России в условиях современного глобального мира'

Государственная политика информационного суверенитета России в условиях современного глобального мира Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1464
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА / INFORMATION SPHERE / ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / GLOBAL INFORMATION SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / STATE SOVEREIGNTY / ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / INFORMATION SOVEREIGNTY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ИНФОРМАЦИОННОГО СУВЕРЕНИТЕТА / STATE POLICY OF INFORMATION SOVEREIGNTY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кучерявый Михаил Михайлович

В статье впервые раскрыто содержание понятий «информационный суверенитет» и «государственная политика информационного суверенитета», определены основные направления их практической реализации с перспективой законодательного закрепления как неотъемлемой части государственного суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации в глобальном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Policy of Information Sovereignty of Russia in the Conditions of the Modern Global World

In the article the content of the concepts “information sovereignty” and “state policy of information sovereignty” is first-time disclosed. The main directions of their practical realization with prospect of legislative fixing as integral part of the state sovereignty and national security of the Russian Federation in the global world are defined.

Текст научной работы на тему «Государственная политика информационного суверенитета России в условиях современного глобального мира»

>

к <

Кучерявый М. М.

Государственная политика информационного суверенитета России

в условиях современного глобального мира

<

- Кучерявый Михаил Михайлович

^ Руководитель управления Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) по

> Северо-Западному федеральному округу (Санкт-Петербург)

5 Заведующий кафедрой национальной и международной безопасности Северо-Западного института

s управления — филиала РАНХиГС (Санкт-Петербург)

^ Государственный советник Российской Федерации i класса

^ Кандидат политических наук

i szfo@fstec.ru

н РЕФЕРАТ

^ В статье впервые раскрыто содержание понятий «информационный суверенитет» и «го-

^ сударственная политика информационного суверенитета», определены основные на-

правления их практической реализации с перспективой законодательного закрепления как неотъемлемой части государственного суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации в глобальном мире.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

информационная сфера, глобальное информационное общество, информационная безопасность, национальная безопасность, государственный суверенитет, информационный суверенитет, государственная политика информационного суверенитета

Kucheryavyi M. M.

State Policy of Information Sovereignty of Russia in the Conditions of the Modern Global World

Kucheryavyi Mikhail Mikhailovich

The Chief of headquarters in the North-West Federal District of the Federal Service for Technical and Export Control (Saint-Petersburg, Russian federation)

Head of the Chair of national and international Security of north-West institute of Management — branch of the russian Presidential Academy of national Economy and Public Administration (Saint-Petersburg) State Counsellor 1st Class of the russian federation PhD in Political Science szfo@fstec.ru

ABSTRACT

In the article the content of the concepts "information sovereignty" and "state policy of information sovereignty" is first-time disclosed. The main directions of their practical realization with prospect of legislative fixing as integral part of the state sovereignty and national security of the Russian Federation in the global world are defined.

KEYWORDS

information sphere, global information society, information security, national security, state sovereignty, information sovereignty, state policy of information sovereignty

В современном мире нарастают противоречия геополитического и геоэкономического характера, усиливается конкуренция между отдельными ведущими странами, группами государств и макрорегионами.

Как считает крупный российский специалист в области геополитики С. Караганов: «Я, к сожалению, абсолютно уверен, что взятый американцами курс на сдерживание России в духе „холодной войны" и даже на отбрасывание (не надо путать со

сдерживанием ядерным) наклевывался уже в течение последних полутора лет. Это < началось, когда США поняли, что Россия не пойдет, как там надеялись, в русле * общезападной политики. Этот курс стал совершенно очевидным уже весной — ^ осенью прошлого года»1. к

Данные процессы протекают на фоне вступления человечества в новую фазу ^ развития. Современное очень серьезное обострение российско-американских ^ отношений происходит в условиях фундаментальных изменений в глобальном ¡Ё мире, связанных со становлением глобального информационного общества и оказывающих непосредственное влияние на национальную безопасность Российской ^ Федерации. ^

Во-первых, под влиянием факторов глобального развития, а также причин на- х учно-технологического характера произошло преображение процессов обеспечения ^ национальной безопасности. Они приобрели инновационный, комплексный и ди- ^ намичный характер. В данных условиях потребовалась качественно новая форма ^ координации сил и средств, обеспечивающих безопасность на всех уровнях. Роль ц такого координатора была возложена на советы безопасности как важнейшие го- ^ сударственные органы, действующие на национальном уровне. Таким образом, ^ произошли существенные системные изменения в обеспечении национальной без- д опасности, имеющие институционально-политическое измерение.

Во-вторых, в наши дни произошла информатизация всей системы национальной безопасности. Одновременно человечество столкнулось с созданием в дополнение к реальному миру, существующему испокон веков в физическом пространстве, мира, который возник и развивается в виртуальном информационном пространстве. Такие изменения привели к тому, что информационная безопасность стала выступать в качестве одного из важных и ведущих факторов системных изменений в структуре и содержании национальной безопасности в целом. На международном уровне процессы обеспечения информационной безопасности в мировом сообществе заняли центральное место в усилиях человеческого сообщества по поддержанию международной безопасности.

В-третьих, в системе обеспечения информационной безопасности особое место занимают политические факторы. Это связано с тем, что политическая сфера является системообразующим элементом современного общества и государства, а также всей системы международных отношений. Возникновение информационного общества привело к информатизации политической жизни, к использованию информационно-коммуникационных технологий не только для достижения заданных политических целей и проведения конкретных политических мероприятий, но, в свою очередь, стала фактором трансформации всей политической жизни обществ развитых государств и мирового сообщества в целом.

В данных условиях проблемы обеспечения национальной безопасности приобретают для Российской Федерации жизненно важный характер. В связи с этим требует модернизации и система национальной безопасности нашей страны.

Во-первых, во время структурного кризиса 1990-х гг., приведшего к резкому ограничению ресурсов и возможностей, сфера обеспечения национальной безопасности не получила должного развития. Компенсация допущенного отставания осуществляется в наши дни. В данной связи модернизационный подход позволяет решить эту задачу быстрее и на качественно ином уровне, чем это было возможно два десятка лет тому назад.

Во-вторых, существенное изменение геополитической картины современного мира, связанное с усилением тенденции перехода к многополярному миру и стрем-

1 Мир становится все менее прозападным : интервью с С. Карагановым // Российская газе-та.2014. 24 апреля. С. 1, 10.

к <

< лением США и их союзников сохранить мировой порядок, сложившийся в период X монополярной системы международных отношений, увеличивает риски в обеспе-^ чении национальной безопасности Российской Федерации и международной без-к опасности в целом.

1 В-третьих, стремительное развитие информационно- коммуникационных техно-^ логий, создание глобального информационного пространства коренным образом с усилили значение информационной составляющей в обеспечении национальной =Ц безопасности. Инновационное развитие сил и средств обеспечения информаци-^ онной составляющей национальной безопасности должно стать магистральным

2 направлением модернизации всей системы национальной безопасности.

х Однако такая модернизация требует наряду с созданием серьезной технологической базы и эффективного политико-правового обеспечения. Важную роль в этом процессе, в контексте современных международных отношений, играет обеспече-^ ние информационного суверенитета Российской Федерации. Остановимся в нашей о статье более подробно на данной проблеме.

^ Как известно, суверенитет в наше время — это обязательный атрибут государ-^ ства. Он проявляется в верховенстве государственной власти по отношению к дру-о гим субъектам властных отношений внутри государства, а также на международной арене. Суверенитет в наиболее общем виде обнаруживается в качестве свойства государственной власти, которое выражается в верховенстве, самостоятельности и независимости. Суверенитет распространяется на территорию государства, которая представляет собой ограниченное государственными границами пространство земли, в которое входят сухопутная, морская, воздушная составляющие, а также недра. В наше время государственная территория дополняется и виртуальным информационным пространством. Важной составляющей государственного суверенитета в ХХ! в. становится его обеспечение в информационном пространстве. Данный процесс должен проходить в правовых рамках без нарушения фундаментального принципа прав человека — свободы доступа к информации. В то же время государство обязано обеспечивать безопасность общества, государства и личности от угроз, исходящих из виртуального пространства. Таким образом, информационный суверенитет превратился в наши дни в важный компонент государственного суверенитета, и его реализация непосредственно связана с обеспечением национальной безопасности Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в современной политической науке не существует четко очерченных понятий «информационный суверенитет», «государственная политика информационного суверенитета». Последние несколько десятилетий выявили различные подходы исследователей к целесообразности введения в политико-правовой оборот данных понятий. В работах ряда исследователей, таких как Н. В. Стариков, В. Н. Супрун, А. А. Сергунин, Э. Г. Соловьев, И. С. Ашманов и др., даны различные подходы к целесообразности введения данных понятий в политико-правовой оборот.

Краеугольным камнем научных споров является понимание того, обладает ли «информационный суверенитет» признаками отдельного вида суверенитета или нет.

Понятие «суверенитет» было введено французским мыслителем Ж. Боденом в XIV в. в труде «Шесть книг о государстве» и характеризовалось как абсолютная и незыблемая власть монарха (суверена) над влиятельными синьорами и парламентами на определенной, четко обозначенной территории. Дальнейшее развитие концепта «суверенитет» относится к периоду XVN-XVШ вв. В трудах философов Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо делался вывод о том, что суверен может быть не только единоличным, но и коллективным правителем в лице государства. Суверен выступает гарантом прав народа и его верховным судьей. В Х1Х-ХХ вв. государственный

< >

о о

суверенитет определялся как исключительное право на легитимное насилие, это < заключение нашло отражение в трудах немецкого ученого Карла Шмитта «Полити- * ческая теология. Четыре главы к учению о суверенитете». К настоящему времени ^ концепт суверенитета прошел долгий путь развития и превратился из узкого по- к нятия абсолютной и незыблемой власти монарха в государстве в основополагаю- ^ щую категорию современных международных отношений. ^

Суверенитет перестал быть государственно-центричным и наполнился демокра- ¡Ё тическим смыслом: во внутренней политике — это защита прав народа, а не только правителей, во внешней — обеспечение равноправия всех государств в сфере ^ международных отношений. Попытки представителей ряда политических теорий ^ отрицать ценность концепта суверенитета в эпоху глобализации являются несо- х стоятельными и угрожают подорвать сложившиеся к настоящему времени принци- ^ пы и нормы международного права, которые являются эффективным инструментом ^ обеспечения стабильного развития всего мира. ^

В конце XX в. произошло мощное развитие информационно-коммуникационных ц технологий, и резко возросла роль информационного фактора во всех сферах жизнедеятельности государства, что наполнило понятие «суверенитет» новым содержанием:

• во-первых, обеспечение безопасности народа страны, а не только правящей верхушки во внутренней политике;

• во-вторых, обеспечение независимой политики всех государств в международном сообществе (во внешней политике).

В ходе исследования рассматриваемого вопроса автором проделана определенная работа по систематизации содержания понятия «суверенитет» по его видам (внешний и внутренний) и аспектам (государственный, национальный, народный). Дадим краткую характеристику данных понятий.

В целом, понятие «суверенитет» означает состояние независимости государственной власти от какой-либо иной власти. Внутренний суверенитет — это верховенство и полнота государственной власти по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества. Внешний — независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами.

Государственный суверенитет — это качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую сущность, такое политико-юридическое свойство государственной власти, которое означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие вовне. В свою очередь, основными видами государственного суверенитета являются: экономический, идеологический, дипломатический, военный, юридический.

Наряду с государственным суверенитетом используются такие понятия, как народный суверенитет и национальный суверенитет. Национальный суверенитет — полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни. Народный суверенитет — верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу.

Охарактеризуем основные элементы, составляющие структуру государственного суверенитета.

Экономический суверенитет — это верховенство государства во внутренних экономических делах и обеспечение экономического равноправия страны среди всех государств мирового сообщества. Если внутри государства мы не обеспечим контрольные функции над своей экономикой, то ее будут контролировать другие зарубежные представители, которые в любой момент смогут обрушить экономику страны или сделать страну сырьевым придатком другого государства или группы государств. В настоящее время мы это наблюдаем с Украиной.

>

<

о

Идеологический суверенитет определяется наличием своей государственной X идеологии и культуры. Если государство не в состоянии иметь собственную идеологию, то обществу такой страны легко можно навязать любую чуждую культуру, что может привести к потере самого государства. Именно с потерей идеологического (культурного) суверенитета начался распад такой мощной державы, как СССР, затем рухнул экономический суверенитет (жизнь страны по талонам и на западные кредиты).

Военный суверенитет — безусловное обеспечение безопасности граждан своей страны, общества от внутреннего врага (терроризм, наркомания) и надежная защита своего государства от внешнего военного нападения. Потеря военного суверенитета СССР привела к выводу войск из Германии, Польши, Венгрии, краху Организации Варшавского договора, дезорганизации, пожалуй, самой мощной и сильной структуры вооруженных сил страны путем растаскивания ее по бывшим республикам, что и ускорило дальнейший развал великой державы.

Дипломатический суверенитет — это возможность государства проводить неза-^ висимую международную политику. Дипломаты свою деятельность сообразуют ° всегда с мощной военной силой государства и сильной экономикой.

Юридический суверенитет — это закрепление статуса суверенного государства в законодательной форме и признание его странами мирового сообщества. Данный юридический суверенитет является одним из главных показателей суверенности, закрепляя законное право на существование государства.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что утрата или ослабление любого из данных основных элементов (группы элементов) государственного суверенитета может постепенно привести к краху государства в целом.

В конце XX — начале XXI в. значительно усилились процессы глобализации во всех сферах деятельности мирового сообщества, при этом многократно возрос информационный обмен с использованием информационно-коммуникационных технологий как внутри страны, так и за ее пределами. Здесь уместно процитировать слова академика А. И. Берга: «Информация пронизывает все поры жизни и общества». Таким образом, в эпоху становления и дальнейшего развития информационного общества мы приходим к пониманию необходимости выделения в структуре государственного суверенитета обособленной ее части и определения его понятием «информационный суверенитет».

В современном мире использование новейших информационно-коммуникационных систем в экономике, политике, в военном деле, дипломатии, культуре и других сферах человеческой деятельности приводит ко все большей зависимости национальной безопасности страны от обеспечения ее информационной безопасности. Прозрачность государственных границ для информационных потоков в эпоху глобализации и возрастания их объемов ведет к возникновению принципиально новой ситуации, связанной с информационной безопасностью: создаются все большие предпосылки для возможных нарушений при сборе, обработке и анализе информации, что, в свою очередь, может привести к снижению требуемого уровня информационной безопасности личности, общества и государства.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации сказано: «Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для обеспечения суверенитета и территориальной целостности России»1. Глобальная информационная сфера приносит в информационный суверенитет и инфор-

1 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации В. Путиным 9 сентября 2000 г., № Пр-1895). Гл. 1. Ст. 1 [Электронный ресурс]. Ш1_: http://www.rg.ru/OFICIAL/DOC/MIN_AND_VEDOM/MIM_BEZOP/DOCTR.SHTM

мационную безопасность новые черты: динамизм, быстрый обмен информацией < о событиях в мире и получение ее в любой точке через Интернет; информацион- * ная сфера прозрачна, не существует четких границ для потока информации, по- ^ этому в глобальной информационной сфере национальная безопасность и госу- к дарственный суверенитет требуют принятия мер по дополнительной защите (ор- ^ ганизационных и технических). ^

При анализе проблемы информационного суверенитета принципиальное значе- ¡Ё ние имеет рассмотрение и изучение проблемы угрозы информационному суверенитету. В общепринятом понимании угроза — это потенциальная возможность, ^ создающая некие условия для возникновения опасности, нанесения ущерба жиз- ^ ненно важным интересам личности, общества, государства. х

Основные источники угроз информационному суверенитету следует разделить ^ по виду их происхождения на две большие группы: внешние и внутренние. ^

Внешние угрозы: ^

• деятельность в информационной сфере политических, экономических, военных, ц разведывательных и других структур, направленных против суверенной власти ^ («холодная информационная война»); ^

• доминирование ряда стран в информационном пространстве с целью ущемления д национальных интересов России и вытеснения ее с рынка информационно-коммуникационных технологий;

• деятельность международных террористических организаций;

• разработка странами Запада, во главе с США, концепций информационного противоборства и др.

Внутренние угрозы:

• отставание России по уровню и темпам информатизации от ведущих стран Запада и США;

• недостаточный уровень развития отечественного сектора науки и производства в области информационно-коммуникационных технологий;

• недостаточная координация со стороны федеральных органов государственной власти процессов информатизации всех сторон деятельности в регионах;

• несовершенство нормативно-правовой базы и др.

Таким образом, на основании изложенного можно сформулировать понятие информационного суверенитета как верховенство и независимость государственной власти при формировании и реализации информационной политики в национальном сегменте и глобальном информационном пространстве. Принципиальное значение для обеспечения информационного суверенитета имеет информационная политика.

Информационная политика — реализация национальных интересов государства в области безопасности в информационной сфере, «представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений»1. Данная политика реализуется как в информационно-технологической, так и в информационно-психологической сферах.

Информационный суверенитет предполагает наличие:

• в информационно-технологической сфере («цифровой» суверенитет) — собственного технологического цикла, программно-аппаратной платформы, поисковой и навигационной систем; сетевого оборудования и средств защиты информации отечественного производства; национального сегмента Интернет и социальных сетей, национальной платежной системы и др.;

Там же.

>

к

• в информационно-психологической сфере («ментальный» суверенитет) — на-X циональной идеи, высокого уровня информационной культуры и образованности

общества, внятной информационной политики, правительства народного доверия, патриотически настроенной элиты, пронациональных СМИ и др.;

• в информационно-политической сфере («властный» суверенитет) — внятной информационной политики, правительства народного доверия, патриотически-настроенной элиты, национальных СМИ, устойчивой национальной валюты и др.

Составной частью и принципиально важным базовым элементом информационной политики является государственная политика информационного суверенитета — деятельность государства по осуществлению самостоятельной информаци-^ онной политики на основе существующих законов страны и норм международного права в информационной сфере с целью обеспечения верховенства информационной безопасности личности, общества и государства внутри страны и ее независимости в глобальном информационном пространстве.

Государственная политика информационного суверенитета достигается деятельностью государства по следующим направлениям:

• определение геополитических информационных интересов страны в условиях глобализации всех сфер деятельности человечества (экономика, политика, идеология, дипломатия, вооруженные силы, культура и образование);

• создание нормативно-правовой базы, гарантирующей информационный суверенитет личности и общества, а на международной арене — участие в создании и развитии норм международного права в обеспечении информационного суверенитета государства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• образование национальных (государственных и социальных) защищенных информационных сетей и систем, способных безопасно взаимодействовать с мировым (глобальным) информационным пространством;

• создание собственных сил и средств в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

• образование информационных войск (частей и соединений), оснащенных суперсовременными средствами ИКТ, для выполнения задач в ходе проведения операций по информационному противоборству;

• проведение широкой международной дипломатической деятельности по обеспечению информационного суверенитета страны на международной арене;

• контроль информационных потоков, как внутри страны, так и поступающих извне с целью ограничения информации, пропагандирующей чуждые ценности. Таким образом, считаем необходимым сделать следующие выводы. Информационный суверенитет представляет собой важный компонент государственного суверенитета, связанный с реализацией последнего в виртуальном информационном пространстве. Для теоретического анализа и разработки практических рекомендаций по обеспечению национальной безопасности в информационно-политическом измерении считаем целесообразным ввести в политическую науку новые категории: «информационный суверенитет» и «государственная политика информационного суверенитета». Первостепенной научной задачей представляется также определение основных направлений реализации политики информационного суверенитета.

Информационный суверенитет — это верховенство и независимость государственной власти при формировании и реализации информационной политики. Верховенство реализуется в национальном сегменте, а независимость — в глобальном информационном пространстве.

В рамках современной политической науки информационный суверенитет, по мнению автора, необходимо рассматривать как совокупность трех основных со-

к <

ставляющих: цифровой, ментальной и властной. В данной связи определенный <

научный интерес представляет введение и разработка таких новых понятий, как *

«ментальный суверенитет» и «властный суверенитет». ^

Материалы круглого стола, организованного «Российской газетой», на тему «Суверенное государство в условиях глобализации»1 показали озабоченность ведущих

политологов и юристов страны тем, как суверенитет переживает трансформирующее ^

воздействие глобализации. В частности, отмечалось различное понимание самого ¡Ё понятия «суверенитет» и предлагались новые формулировки суверенитета, например,

энергетический суверенитет. ^

В этой связи выделение такого вида суверенитета, как «информационный суве- ^

ренитет», по мнению автора, имеет право на жизнь, но при этом требуется уточ- х

нение пределов данного понятия и определения его сочетания с другими видами ^

суверенитета, а также построения иерархии степени их влияния на национальную ^

безопасность в условиях глобального мира. ^

1 Российская газета. № 4163. 2006. 6 сент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.