Теоретическое рассмотрение вероятности совпадения неаккордовых звуков в произведениях
Саидий Саид Болта-Зода НавГПИ
Аннотация: Звук, в который разрешается задержание, не должен быть удвоен в другом голосе. Неаккордовые звуки используются как на сильном времени, звуча одновременно с аккордом и диссонируя ему (задержания) так и на слабом времени, между аккордами. Задержание - это неаккордовый звук, и поступенно переходящий, разрешаясь, в аккордовый тон. Наиболее распространены нисходящие на интервал мелодической малой или большой секунды задержания. Но иногда встречаются и восходящие на малую секунду, реже - на большую секунду задержания. В мелодии фигурационного голоса аккордовые звуки чередуются с неаккордовыми звуками.
Ключевые слова: задержания, предъём, мелодические движение аккорда, восходящие на малую секунду, аккордовые звуки, неаккордовые звуки.
Theoretical consideration of coincidence probability non-
chord sounds in works
Saidiy Said Bolta-Zoda NavSPI
Abstract: The sound into which the retention is resolved must not be doubled in another voice. Non-chord sounds are used both in strong time, sounding simultaneously with the chord and discordant with it (delays), and in weak time, between chords. Detention is a non-chord sound, and gradually passing, resolving, into a chord tone. The most common are descending on the interval of a melodic minor or major second of delay. But sometimes there are also ascending for a small second, less often - for a large second of detention. In the melody of the figurative voice, chord sounds alternate with non-chord sounds.
Keywords: delays, rise, melodic movement of a chord, ascending by a small second, chord sounds, non-chord sounds.
Обогащение аккордовой фактуры мелодическим движением с использованием неаккордовых звуков называется мелодической фигурацией.
В мелодии фигурационного голоса аккордовые звуки чередуются с неаккордовыми звуками. Неаккордовые звуки, как правило, образуют диссонирующие гармонические интервалы с одновременно звучащими аккордовыми тонами и требуют разрешения.
Неаккордовые звуки используются как на сильном времени, звуча одновременно с аккордом и диссонируя ему (задержания), так и на слабом времени, между аккордами (вспомогательные и проходящие неаккордовые звуки). Задержание - это неаккордовый звук, наслаивающийся на аккорд на сильном либо относительно сильном времени, и поступенно переходящий, разрешаясь, в аккордовый тон. Наиболее распространены нисходящие на интервал мелодической малой или большой секунды задержания. Но иногда встречаются и восходящие на малую секунду, реже - на большую секунду задержания. Задержание может быть приготовленным и неприготовленным.
Приготовленное задержание - это неаккордовый звук, представляющий собой задержанный в том же голосе аккордовый звук из предыдущей гармонии. Приготовленное задержание реализуется в трех моментах: приготовлении (аккордовый звук в предыдущей гармонии), собственно задержание (диссонирующий неаккордовый звук) и разрешение (см. Правило голосоведения ниже).
Метрически момент задержания должен приходиться на более сильное время, чем его разрешение.
В неприготовленном задержании отсутствует момент его приготовления в предыдущем аккорде. Неприготовленное задержание называют также апподжиатурой (ит. Appoggiatura).
Правило голосоведения: звук, в который разрешается задержание, не должен быть удвоен в другом голосе, за исключением баса: Задержание не скрывает параллельных октав и квинт.
Проходящие и вспомогательные звуки образуются на слабых долях такта между аккордами. Проходящие неаккордовые звуки образуются поступенным восходящим либо нисходящим мелодическим движением:
Вспомогательные неаккордовые звуки образуются на слабом времени между аккордовым звуком и его повторением при мелодическом движении на интервал секунды вверх или вниз либо на другой интервал:
Предъём-это диссонирующее опережающее вступление звука из следующего аккорда:
Камбиата - это неразрешенный, "брошенный" неаккордовый звук, подобно квинте, переходящей в сексту в аккордах доминанты.
Неаккордовыми называются звуки, не входящие в состав аккорда и линеарно зависимые от его тонов. Неаккордовые звуки служат целям
мелодической фигурации, орнаментально-фигурационного украшения гармонии. Представление о неаккордовых звуках связывается с ощущением длящегося на данном отрезке времени аккорда, на фоне неподвижности которого и как контраст к ней сменяются поступенно, гаммообразно движущиеся тоны, «вес» которых много меньше монолита-аккорда. Подобно аккордовой фигурации (движению по аккордовым звукам), а чаще всего в соединении с ней, неаккордовые звуки детализируют, интенсифицируют звучание аккорда, увеличивая художественную значимость его и позволяя сильнее ощутить его индивидуальную структуру и экспрессию.
Таким образом, неаккордовые звуки уже самим фактом своего существования предполагают наличие коррелятивного явления - аккорда. Однако предложение в качестве коррелята именно аккорда является условным (момент условности есть, следовательно, и в самом термине неаккордовые звуки), так как функцию коррелятивного понятия может выполнять не только аккорд, но и, например, интервал, созвучие. Не случайно в других языках то же самое гармоническое явление именуется иначе - «негармонические» тоны (англ. - nonharmonic tones), «мелодические» звуки (итал. - note accidentali melodiche), «украшающие», или «орнаментальные» (итал. - note ornamentali), - хотя все эти понятия совершенно точно соответствуют друг другу.
Условность термина ясна и из исторического генезиса явления неаккордовых звуков. В эпоху полифонии строгого письма (XV-XVI вв.) четко выявлены основные формы неаккордовых звуков (задержания, проходящие, вспомогательные, камбиаты, предъем) и органный пункт; строго выполняются их ограничения как видов диссонирующих созвучий. Но и эти формы исторически не были первыми. С самого начала нового, организованного европейского многоголосия (параллельный органум IX-X вв.) - раньше, чем можно говорить о собственно аккордах, - уже встречаются, в сущности, все главнейшие виды «неаккордовых» диссонансов.
Здесь-то и выявляется сущность этого рода гармонических явлений. Задержания, проходящие, вспомогательные звуки существуют как противоположность не только аккордам, но и вообще опорным гармоническим созвучиям (в частности, и аккордам), то есть в противопоставлении не только трезвучиям, но двузвучиям квинты, кварты, октавы (так, например, апподжиатуры и вспомогательные к октаве в переходе к трио из скерцо фортепианного квинтета Д.Шостаковича, ц. 53, перед темой gis-moll, тем не менее являются «неаккордовыми» - совершенно такого же качества, как и при аккордах). Некоторые виды неаккордовых звуков (например, вспомогательные, предъемы) могут функционировать даже в одноголосии, то есть даже не образуя никаких диссонирующих одновременных созвучий.
Таким образом, сущность неаккордовых звуков - в их линейно-мелодических свойствах (отсюда одно из их названий), в способности мелодически обвивать выдерживаемое созвучие, фигурировать его, орнаментировать секундовыми тонами («подвижные» неаккордовые -проходящие и вспомогательные - в эпоху генерал-баса, как уже говорилось, иногда объединялись общим наименованием «транзиты», то есть «передвигающиеся»). Связь неаккордовых звуков с мелодической текучестью и с мелодическими рисунками - иначе говоря, их мелодическая природа - придает дополнительно особую важность проблеме этих линейных тонов. В рассматриваемом смысле, вероятно, было бы правильнее называть задержания, проходящие и прочие подобные звуки не «неаккордовыми», а линейными тонами (подразумевая под линией движение секундовой линии). Родственное, с точки зрения противоречия основной аккордовой структуре, явление - органный пункт - еще естественнее объясняется как неподвижная линия и тем самым логично составляет пару к неаккордовым звукам. Различные рисунки линий в сочетании с различными положениями их относительно опорного созвучия (как бы с различными способами «прикрепления» линии к звукам аккорда) и создают основные различия между неаккордовыми звуками, то есть различные основные виды и разновидности неаккордовых звуков.
Исходя из определения сущности неаккордовых звуков (линейных тонов), мы получаем основные критерии их классификации. Это:
1. Секундовость как природа линии (что связано со свойством большой и малой секунды стирать след предшествующего звука и благодаря этому давать выразительный эффект «перелива» одного звука в другой, отчего и происходит впечатление собственно линии).
2. Диссонантность, возникающая при движении линии, как противоречие, требующее специальных приемов согласования со стоящим созвучием, то есть приведения звучания к гармоническому порядку.
3. Наличие двух способов создания линии: основного - плавного движения по секундам (до слияния в гармоничном звучании) и особого - скачкового движения (прерывающего собственно линию); причем скачковость сама возможна в двух видах - до диссонанса и после диссонанса (последнее из-за отсутствия эффекта гармонического слияния, разрешения диссонанса грозит внести дисгармонию).
4. Существенное различие между диссонансами линии, в зависимости от того, подчеркиваются ли они благодаря появлению в момент вступления созвучия-устоя (либо иногда благодаря его повторению) или, наоборот, вуалируются, стушевываются благодаря вытеснению на неакцентируемые метрические доли.
5. Возможность разных форм мелодических (линейных) рисунков путем различных комбинаций линейных диссонансов.
В строгом смысле слова задержанием называется продление звука предшествующего аккорда в пределах последующего, в состав которого он не входит. Соответственно задержание состоит из трех моментов (см. пример 18): приготовления, задержания и разрешения (секундовым ходом). Продление выражается лигой либо точкой, долгой нотой (то есть средствами, показывающими, что речь идет об одном звуке, не повторяющемся и не берущемся в момент вступления последующего аккорда).
Использованная литература
1. Саидий, Саид Болта-Зода. Оценка характеристик волнообразных голосов в хоровом пении. Science and Edukatific journal 3 (3), 865 - 871
2. Саидий, Саид Болта-Зода. Некоторые аспекты формирования и развития музыкального воздействий с ее последствиями на развитии ребёнка. Science and education. Scientific Journal ISSN 3 (12), 2181-0842
3. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивные методы формирования музыкальных знаний детей в дошкольных организациях на основе современных методик. Science and Education Scientific journal 3, 851-857
4. Саидий, Саид Болта-Зода. Методы и приёмы развития исполнительской техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. Science and education. Scientific Journal 3 (3), 897-903
5. Саидий, Саид Болта-Зода. Музыка как дискурс управления многоголосной музыки. Science and Education 3 (3), 845-850
6. Саидий, Саид Болта-Зода. Национальные инструменты Узбекистана. История музыкальных инструментов: дутар и уд. Science and Education 3 (3), 858864
7. Саидий, Саид Болта-Зода. Вокально-хоровые песни, обработка народных песен и развития мастерства учащихся. Science and education. Scientific Journal 3 (4), 1200-1205
8. Саидий, Саид Болта-Зода. Методика развития творчества педагогов в академическом классе эстрадной ударной техники концерт-спектакль. Science and education. Scientific Journal 3 (4), 930-936
9. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивные методы обучения творчеству русских композиторов классе фортепиано в детской музыкальной школы. Science and education. Scientific Journal 4 (4), 1605-1611
10. Саидий, Саид Болта-Зода. Продвижение новых принципов творческого фортепианного исполнительства в профильных школах искусств и культуры. Science and education. Scientific Journal 4 (3), 1612-1617
11. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивная методика обучения жанрам, созданных на народные лады, учащимся музыкальных и художественных школ. Science and education. Scientific Journal 4 (7), 1618-1624
12. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерпретация современных методов работы с малоуспеваемыми музыкантами. SCIENCE AND Science and education. Scientific Journal 3 (3), 1193-1199
13. Саидий, Саид Болта-Зода. Основы современного педагогического творчества по сфере хора. Дирижёр как оптимально управляющий голосом хора в музыкальном театре. Science and edukation scientific jurnal 3 (ISSN 2181-0842), 918
14. Саидий, Саид Болта-Зода. Методы и приёмы обучения игры на фортепиано. Science and edukation scientific jurnal 3 (3), 911
15. Саидий, Саид Болта-Зода. Способы обогащения уроков игры на фортепиано передовым зарубежным опытом. Sciense and edukation scientific journal 3 (ISSN 2181-0842), 904
16. Саидий, Саид Болта-Зода. Современные методы развития исполнительской техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. Sciense and edukation scientific journal 3 (3), 891 - 898
17. Саидий, Саид Болта-Зода. Современные методы работы детьми с ограниченными возможностями обучения по музыке. Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 879
18. Саидий, Саид Болта-Зода. Национальные инструменты Узбекистана. История музыкальных инструментов: дутар и уд. Science and Edukatific journal 3 (3), 858
19. Саидий, Саид Болта-Зода. Музыка как дискурс управления многоголосной музыки. Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 845
20. Саидий, Саид Болта-Зода. Подготовка специалистов по прикладной музыке. Методы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин на основе сольфеджирования макомов. Science and Education 3 (3), 924-929
21. Саидий, Саид Болта-Зода. Conseption of militariy musical instruments in the Temurid Era. Evropean Journal of Molekular & Clinikal Medicine 7 (7), 70027010
22. Саидий, Саид Болта-Зода. Влияние музыки на личность и психику ребёнка. Вестник интегративной психологии, 217-220
23. Саидий, Саид Болта-Зода. Вокально-хоровые песни, обработка народных песен и развития мастерства учащихся. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 1200
24. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерпритация современных методов работы с малоуспеваемыми музыкантами. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 1193
25. Саидий, Саид Болта-Зода. The Peculiarity of Psychological Counseling and Motivation for Studying Music at the University. Procedia of Philosophical and Pedagogical Sciences ISSN 2795-546X 1 (1), 37-43
26. Саидий, Саид Болта-Зода. Основные направления и тенденции развития будущих учителей по направление музыки. Science and Education 3 (8), 204-210
27. Саидий, Саид Болта-Зода. Интерактивная методика обучения жанрам, созданных на народные лады, учащимся музыкальных и художественных школ. Science and Education 3 (4), 1618-1624
28. Саидий, Саид Болта-Зода. Основы управления музыкального диктанта по сольфеджио. Science and Education 3 (3), 825-830
29. Саидий, Саид Болта-Зода. Продвижение новых принципов творческого фортепианного исполнительства в профильных школах искусств и культуры. Science and Education 3 (4), 1612-1617
30. Саидий, Саид Болта-Зода. Технологии формирования и развития вокально-хорового мастерства учащихся через народные песни. Science and education. Scientific Journal 3, 831