Научная статья на тему 'Теоретическое определение действительного радиуса поворота машинно-тракторного агрегата на базе трактора с полугусеничным движителем'

Теоретическое определение действительного радиуса поворота машинно-тракторного агрегата на базе трактора с полугусеничным движителем Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
312
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Ключевые слова
РАДИУС / ПОВОРОТ / ПОЛУГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ / RADIUS / TURNING MOVEMENT / HALF-TRACK PROPULSOR

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Фасхутдинов Марат Хасанович

Представлена эмпирическая формула для определения теоретического действительного радиуса поворота МТА с полугусеничным движителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Фасхутдинов Марат Хасанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical definition of the valid turning radius of the Machine-tractor assembly on the basis of a tractor with the half-track propulsor

The empirical formula for definition of a theoretical valid turning radius of the machine-tractor assembly with the half-track propulsor is presented.

Текст научной работы на тему «Теоретическое определение действительного радиуса поворота машинно-тракторного агрегата на базе трактора с полугусеничным движителем»

логической системе фактические ресурсы разделяем на основные и резервные (см. таблицу). Для условий теплого у1 сезона введем в граф недостающие ресурсы. Они (2,85 у.э.тр.) поступают в систему извне, в качестве сезонных трудовых ресурсов (рис. 4).

Производственный процесс в условиях сезона-аналога стремится заполучить требуемые ресурсы, т. е. приблизиться к ситуации 2факт > 2треб. В представленном графе (см. рис. 4) явно видно, что это условие для технологической системы соблюдается и соблюдается условие устранения зацикливания системы. В случае, когда процессу необходимы не все резервы системы, часть их может использоваться за ее пределами

Вывод

Проблема разрешения тупиков и зацикливания ресурсов в современных технологических системах производственных процессов растение-

водства в складывающихся погодных условиях позволяет, за счет выделения (буферизации) резервов, управлять технолого-техническими ресурсами и снижать затраты на продукцию. В агрофирме «Борская» за счет сокращения затрат на МТП, связанных с резервной техникой, используемой на стороне, получен годовой экономический эффект в размере 1456 тыс. р.

Список литературы

1. Колчин, В.Ф. Случайные графы / В.Ф. Колчин. — 2-е изд. М.: Физматлит, 2004.

2. Пасин, А.В. Обоснование сезонного использования резервных технологических комплексов / А.В. Пасин, А.Н. Важенин, А.И. Новожилов. — М.: ИД Академии естествознания, 2009.

3. Erdos P., Renyi A., On the evolution of random graphs, Publ. Math. Inst. Hungarian Acad. Sci., Ser. A. 1960. № 5. P. 17-61.

4. Березина, Л.Ю. Графы и их применения: пособие для учителей / Л.Ю. Березина. — М.: Просвещение, 1979.

УДК 631.372

М.Х Фасхутдинов, канд. техн. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Казанский государственный аграрный университет»

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО РАДИУСА ПОВОРОТА МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА НА БАЗЕ ТРАКТОРА С ПОЛУГУСЕНИЧНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ

Параметры поворота МТА — действительный радиус, поворачивающий момент и момент сопротивления повороту, зависят от многих эксплуатационных факторов [1]:

• среднего угла поворота управляемых колес;

• перераспределения нагрузки по осям;

• физико-механических свойств почвы;

• крюкового усилия;

• скорости движения МТА;

• угла уклона местности и др.

Введем коэффициент поворачиваемости Кк, равный отношению действительного радиуса к геометрическому:

*4

К =-Л

К *3

Возможны три случая поворачиваемости: нормальная (Кк = 1), избыточная (Кк < 1) и недостаточная (Кк > 1).

Отношение момента сопротивления повороту к поворачивающему моменту обозначим как фактор сопротивления повороту Км:

к„ = мс'п

M

Очевидно, что коэффициент поворачиваемо-сти есть функция от фактора сопротивления повороту Кк = ХКм).

В работе [2] получена эмпирическая формула для определения теоретического действительного радиуса поворота МТА с полугусеничным движителем:

P1+

P2

Рз

м {Кх - KM)

(1)

где р1, р2, р3 — постоянные коэффициенты (табл. 1); Кх — предельное значение коэффициента Км, при котором действительный радиус стремится к бесконечности.

Значения коэффициентов р; определены эмпирически (табл. 1).

Вид эмпирической зависимости и значения ее коэффициентов подобраны таким образом, что при малых крюковых нагрузках действительный радиус поворота МТА ненамного превышает геометрический и с увеличением нагрузки на крюке действительный радиус поворота возрастает постепенно (не резко). При больших значениях крюковой нагрузки и с ее ростом значение действительного радиуса поворота МТА начинает резко возрастать, а при значениях К , близких к

46

Вестник ФГОУ ВПО МГАУ №Г20Ю

Значения коэффициентов рі

Таблица 1

яд>м

я;

ят

я

ят

я

ят

я

Т2

Т4

Т6

Рі

Р2 Рз 16

0,025 0

0,025 0,005 14

0,025 0,010

0,025 0,015 12

0,050 0,005

0,075 0,005 10

значению ^х,—стремиться к бесконечности, что означает невозможность процесса поворота МТА.

По формуле (1) подсчитаны значения действительных радиусов поворота МТА на различных агротехнических фонах (слежавшаяся пахота, свежевспа-ханное поле, стерня), при скорости движения МТА V = 1 м/с, а = 14; 27°, Ркр = 0; 2,5; 5,0; 7,5; 10,0 кН.

По результатам этих расчетов построены графики зависимостей теоретического действительного радиуса поворота МТА с полугусеничным движителем от крюковой нагрузки.

Выводы

При крюковых нагрузках от 0 до 6.. .7 кН возрастание действительного радиуса поворота МТА имеет линейный характер, а при больших усилиях на крюке — криволинейный (рис. 1-3).

Чем больше крюковая нагрузка и угол поворота управляемых колес, тем круче кривая зависимости стремится вверх. Это объясняется тем, что в этих

Рис. 1. Зависимость теоретических радиусов поворота Я^‘ МТА от крюковой нагрузки Ркр (фон — слежавшаяся пахота):

-----а = 14°; —А— а = 27°

Рис. 2. Зависимость теоретических радиусов поворота ЯГ' МТА от крюковой нагрузки Ркр (фон — свежевспаханное поле):

К ,м

Д

16

тг 1 1 а —А— а = 27° я™ д \

ятз і яТ6 \ д 2 \ 1

у7-

яТ1 ЯдТ4-

д

яТ6_ д уу

= ^5- А-

Вестник ФГОУ ВПО МГАУ№ 1'2010

10,0 Р ,кН

Рис. 3. Зависимость теоретических радиусов поворота ЯГ' МТА от крюковой нагрузки Ркр (фон — стерня):

-----а = 14°; —А— а = 27°

условиях поворачивающии момент уменьшается, а момент сопротивления повороту МТА начинает резко возрастать.

Также можно отметить, что на стерне длина отрезков теоретических кривых, имеющих линейный характер возрастания, больше, чем на слежавшейся пахоте и свежевспаханном поле. Это объясняется тем, что на тяжелых почвах момент сопротивления повороту МТА больше, чем на легких.

Список литературы

1. Гуськов, В.В. Оптимальные параметры сельскохозяйственных тракторов / В.В. Гуськов. — М.: Машиностроение, 1966. — 195 с.

2. Мачарашвили Н.К. Исследование связей между трактором и машиной и обоснование рационального вида для ас-симетричных машин: автореферат дисс... канд. техн. наук / Н.К. Мачарашвили. — Тбилиси, 1965. — 74 с.

----------------------------- 47

д

д

д

я

я

я

я

я

я

я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.