логической системе фактические ресурсы разделяем на основные и резервные (см. таблицу). Для условий теплого у1 сезона введем в граф недостающие ресурсы. Они (2,85 у.э.тр.) поступают в систему извне, в качестве сезонных трудовых ресурсов (рис. 4).
Производственный процесс в условиях сезона-аналога стремится заполучить требуемые ресурсы, т. е. приблизиться к ситуации 2факт > 2треб. В представленном графе (см. рис. 4) явно видно, что это условие для технологической системы соблюдается и соблюдается условие устранения зацикливания системы. В случае, когда процессу необходимы не все резервы системы, часть их может использоваться за ее пределами
Вывод
Проблема разрешения тупиков и зацикливания ресурсов в современных технологических системах производственных процессов растение-
водства в складывающихся погодных условиях позволяет, за счет выделения (буферизации) резервов, управлять технолого-техническими ресурсами и снижать затраты на продукцию. В агрофирме «Борская» за счет сокращения затрат на МТП, связанных с резервной техникой, используемой на стороне, получен годовой экономический эффект в размере 1456 тыс. р.
Список литературы
1. Колчин, В.Ф. Случайные графы / В.Ф. Колчин. — 2-е изд. М.: Физматлит, 2004.
2. Пасин, А.В. Обоснование сезонного использования резервных технологических комплексов / А.В. Пасин, А.Н. Важенин, А.И. Новожилов. — М.: ИД Академии естествознания, 2009.
3. Erdos P., Renyi A., On the evolution of random graphs, Publ. Math. Inst. Hungarian Acad. Sci., Ser. A. 1960. № 5. P. 17-61.
4. Березина, Л.Ю. Графы и их применения: пособие для учителей / Л.Ю. Березина. — М.: Просвещение, 1979.
УДК 631.372
М.Х Фасхутдинов, канд. техн. наук, доцент
ФГОУ ВПО «Казанский государственный аграрный университет»
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО РАДИУСА ПОВОРОТА МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА НА БАЗЕ ТРАКТОРА С ПОЛУГУСЕНИЧНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ
Параметры поворота МТА — действительный радиус, поворачивающий момент и момент сопротивления повороту, зависят от многих эксплуатационных факторов [1]:
• среднего угла поворота управляемых колес;
• перераспределения нагрузки по осям;
• физико-механических свойств почвы;
• крюкового усилия;
• скорости движения МТА;
• угла уклона местности и др.
Введем коэффициент поворачиваемости Кк, равный отношению действительного радиуса к геометрическому:
*4
К =-Л
К *3
Возможны три случая поворачиваемости: нормальная (Кк = 1), избыточная (Кк < 1) и недостаточная (Кк > 1).
Отношение момента сопротивления повороту к поворачивающему моменту обозначим как фактор сопротивления повороту Км:
к„ = мс'п
M
Очевидно, что коэффициент поворачиваемо-сти есть функция от фактора сопротивления повороту Кк = ХКм).
В работе [2] получена эмпирическая формула для определения теоретического действительного радиуса поворота МТА с полугусеничным движителем:
P1+
P2
Рз
м {Кх - KM)
(1)
где р1, р2, р3 — постоянные коэффициенты (табл. 1); Кх — предельное значение коэффициента Км, при котором действительный радиус стремится к бесконечности.
Значения коэффициентов р; определены эмпирически (табл. 1).
Вид эмпирической зависимости и значения ее коэффициентов подобраны таким образом, что при малых крюковых нагрузках действительный радиус поворота МТА ненамного превышает геометрический и с увеличением нагрузки на крюке действительный радиус поворота возрастает постепенно (не резко). При больших значениях крюковой нагрузки и с ее ростом значение действительного радиуса поворота МТА начинает резко возрастать, а при значениях К , близких к
46
Вестник ФГОУ ВПО МГАУ №Г20Ю
Значения коэффициентов рі
Таблица 1
яд>м
я;
ят
я
ят
я
ят
я
Т2
Т4
Т6
Рі
Р2 Рз 16
0,025 0
0,025 0,005 14
0,025 0,010
0,025 0,015 12
0,050 0,005
0,075 0,005 10
значению ^х,—стремиться к бесконечности, что означает невозможность процесса поворота МТА.
По формуле (1) подсчитаны значения действительных радиусов поворота МТА на различных агротехнических фонах (слежавшаяся пахота, свежевспа-ханное поле, стерня), при скорости движения МТА V = 1 м/с, а = 14; 27°, Ркр = 0; 2,5; 5,0; 7,5; 10,0 кН.
По результатам этих расчетов построены графики зависимостей теоретического действительного радиуса поворота МТА с полугусеничным движителем от крюковой нагрузки.
Выводы
При крюковых нагрузках от 0 до 6.. .7 кН возрастание действительного радиуса поворота МТА имеет линейный характер, а при больших усилиях на крюке — криволинейный (рис. 1-3).
Чем больше крюковая нагрузка и угол поворота управляемых колес, тем круче кривая зависимости стремится вверх. Это объясняется тем, что в этих
Рис. 1. Зависимость теоретических радиусов поворота Я^‘ МТА от крюковой нагрузки Ркр (фон — слежавшаяся пахота):
-----а = 14°; —А— а = 27°
Рис. 2. Зависимость теоретических радиусов поворота ЯГ' МТА от крюковой нагрузки Ркр (фон — свежевспаханное поле):
К ,м
Д
16
тг 1 1 а —А— а = 27° я™ д \
ятз і яТ6 \ д 2 \ 1
у7-
яТ1 ЯдТ4-
д
яТ6_ д уу
= ^5- А-
Вестник ФГОУ ВПО МГАУ№ 1'2010
10,0 Р ,кН
Рис. 3. Зависимость теоретических радиусов поворота ЯГ' МТА от крюковой нагрузки Ркр (фон — стерня):
-----а = 14°; —А— а = 27°
условиях поворачивающии момент уменьшается, а момент сопротивления повороту МТА начинает резко возрастать.
Также можно отметить, что на стерне длина отрезков теоретических кривых, имеющих линейный характер возрастания, больше, чем на слежавшейся пахоте и свежевспаханном поле. Это объясняется тем, что на тяжелых почвах момент сопротивления повороту МТА больше, чем на легких.
Список литературы
1. Гуськов, В.В. Оптимальные параметры сельскохозяйственных тракторов / В.В. Гуськов. — М.: Машиностроение, 1966. — 195 с.
2. Мачарашвили Н.К. Исследование связей между трактором и машиной и обоснование рационального вида для ас-симетричных машин: автореферат дисс... канд. техн. наук / Н.К. Мачарашвили. — Тбилиси, 1965. — 74 с.
----------------------------- 47
д
д
д
я
я
я
я
я
я
я