8. Морозов Г. О «неэкономических» факторах эффективности экономики // Экономист. 2012. № 4.
9. Неэкономические грани экономики: непознанное взаимовлияние / рук. акад. О.Т. Богомолов. М.: Институт экономических стратегий, 2010.
10. Ойзерман Т.И. Экономика и неэкономические факторы // Вестник Российской академии наук. 2009. Т. 79. № 8.
11. Симонов В.П. Законы и парадоксы асимметричного мира. Современная концепция теория систем. М., 2006.
12. Стиглиц Дж. Информация и смена парадигмы в экономической науке // Мировая экономическая мысль. Сквозь при-
зму веков: в 5 т. / отв. ред. Г.Г. Фетисов. Т. V. Кн. 2. М.: Мысль, 2005.
13. Сухарев О., Стрижакова Е. Новая индустриализация-путь повышения производительности труда в промышленности // Экономист. 2014. № 5.
14. Тауш А. «Разрушительное созидание»? (Рассуждения в духе Шумпетера о некоторых трендах и Лиссабонском процессе в Европе) // МЭ и МО. 2008. № 8.
15. Ясинский Ю.М., Тихонов А.О. Асимметрия информации: смещенные рынки и типы макроэкономической динамики // Экономика и математические методы. 2009. Т. 45. № 3.
Ирина Алексеевна Сушкова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 330.101.541 РЭУ им. Г. В. Плеханова
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ДВИЖУЩИХ СИЛ НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье дается теоретическое обоснование выделения движущих сил неоиндустриализации российской экономики, поскольку именно наличие и состояние движущих сил этого процесса определяет приоритетные направления и сочетание используемых инструментов в реализации политики новой индустриализации. Дано определение движущим силам процесса неоиндустриализации, выделены экономические институты, являющиеся движущимися силами неоиндустриализации, а также исследована их роль и значение в формировании и развитии процессов неоиндустриализации экономики.
Ключевые слова: неоиндустриализация, движущие силы неоиндустриализации, промышленная политика, инновационные процессы, новый технологический уклад, производительные силы, человеческий потенциал.
I.A. Sushkova
THEORETICAL BASIS FOR IDENTIFYING DRIVING FORCES OF THE NEO-INDUSTRIALIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY
The paper presents a theoretical basis for identifying the driving forces of the neo-industrialization of the Russian economy and argues that the presence and condition of the driving forces determine development priorities and combination of tools used in the implementation of the new policy of industrialization. Definition of the driving forces of neo-indus-trialization is given; economic institutions that are the driving forces of neo-industrialization are identified; and their role and importance in the development of the processes of economic neo-industrialization are revealed.
Keywords: neo-industrialization, driving forces of neo-industrialization, industrial policy, innovation processes, new technological way, productive forces, human potential.
Успех процесса неоиндустриализации зависит от того, как и насколько результативно задействованы движущие силы его осуществления. Именно наличие и состояние движущих сил этого процесса определяют приоритетные направления и сочетания используемых инструментов в реализации политики новой индустриализации.
В отечественной экономической литературе есть немало публикаций, посвященных исследованию данных проблем, однако все еще остаются вопросы, требующие объяснения и углубленного исследования. Мы придерживаемся позиции, согласно которой в основе анализа движущих сил процесса неоиндустриализации может быть использовано положение о том, что процесс развития производительных сил исторически связан с по-
явлением машин, с фазой их машинизации или индустриализации, а точнее с общей экономической закономерностью развития материальной основы общества. Преобразователями этой материальной основы являются люди (часть производительных сил). Накапливая знания и опыт, совершенствуясь, люди движут вперед науку, используя новые открытия и изобретения, совершают кардинальные перемены в самих производительных силах и/или в их организации. Тем самым процесс индустриализации каждый раз вступает в новую фазу своего развития. Безусловно, организация движения экономики по пути индустриализации предполагает выстраивание реальной, обоснованной промышленной политики - политики задействования наиболее результативно действующих движущих сил.
Обоснование выделения движущих сил процесса неоиндустриализации может быть выстроено в соответствии с системно-функциональным подходом. Это позволит учесть все плюсы и минусы сложившейся ситуации в российской экономике.
Общий системный кризис, распространившийся на всю мировую экономику, экономические санкции, осложнившие и без того непростую ситуацию для России, выдвинули задачи новой индустриализации на первый план. Причем решение этих задач России приходится осуществлять в усложнившихся условиях для получения новых кредитных источников, привлечения новых инвестиционных потоков, доступа к новым технологиям. Кроме того, масштабность российской экономики, ее техническое состояние и общие условия мировых экономических связей диктуют необходимость комплексного решения проблемы преобразования производительных сил страны, системности в их индустриальном совершенствовании.
Для этого предстоит в качестве приоритетов выделить основные, так называемые системные точки преобразования производительных сил страны, которые позволят шаг за шагом внедрять эффективные технологии, шире использовать уникальные материалы, принципиально менять производство и логистику движения его результатов, создавать приборы, машины и механизмы, составляющие основу прогресса в разных отраслях и сферах хозяйства. В качестве одной из таких системных точек преобразования производительных сил следует признать движущие силы реализации процесса новой индустриализации.
Системность решаемых задач требует формирования целой системы движущих сил реализации процесса новой индустриализации. В эту систему входят такие силы, которые позволяют комплексно воздействовать на разные стороны хозяйственной системы, стимулировать общий эффект развития. В отечественной экономической науке уже есть определенные наработки в этом направлении. Можно назвать выдвинутую профессором С. Губановым стратегию неоиндустриального консенсуса России и предложенную профессорами В. Дасковским и В. Киселевым программу управляемой инновационной реконструкции народного хозяйства. Согласно этим разработкам основной упор в народном хозяйстве России предстоит сделать на системные преобразования, направленные на планомерную интеграцию экономической системы, на формирование цепочек добавленной стоимости и сектора, крупных вертикально интегрированных корпораций [1; 2, с. 41].
В соответствии с системно-функциональной методологией к результативно действующим движущим силам процесса неоиндустриализации можно отнести те экономические институты, интерес которых лежит в сфере развития научно-технических знаний и открытий и применение которых определяет индустриальные перемены в производительных силах страны. Реальные результаты их функционирования в обновленном варианте завершаются изменениями в производственных отношениях в направлении формирования нового технологического уклада. Исходя из значимости каждой из составляющих в системе движущих сил неоиндустриализации, следует выстраивать логику их исследования.
Важным в обосновании выделения движущих сил неоиндустриализации является тот факт, что реально
движущие силы этого процесса объявляют себя через действия субъектов (участников процесса обновления), действие и результаты действия каждого из выделенных экономических институтов опосредуются действием субъекта неоиндустриализации. Они напрямую связаны с результатами этого процесса и тесно взаимодействуют в ходе его осуществления. Уровень интеллекта субъекта, его знания и опыт, реальность поставленных целей, заинтересованность в их достижении делают движущие силы реально действующими, определяют уровень их эффективности. Экономическая наука утверждает, что экономику можно признать инновационно выстроенной, соответствующей стадии неоиндустриализации только в том случае, если в достаточной степени оптимизировано действие субъекта экономики и эффективны результаты этого действия.
Опираясь на представленное методологическое обоснование, можно дать определение движущим силам процесса неоиндустриализации. Если движущими силами любого экономического процесса являются определенные стимулы, направленные на оптимизацию инновационных процессов, в ходе их задействования субъектами, обладающими научно-техническими знаниями и опытом организации получения желаемых, просчитанных, научно выверенных эффектов, то в качестве движущих сил неоиндустриализации российской экономики в современных условиях можно признать такие экономические институты, как:
- государство (как субъекта хозяйствования);
- рынок (рыночные субъекты: государственные и частные предприятия);
- транснациональные корпорации: (промышленные (ТНК) и финансовые (ТНБ);
- человеческий потенциал;
- интересы [3, с. 133-134].
Вероятно, в зависимости от этапа индустриализации производительных сил страны движущими силами его организации и стимулирования можно назвать и другие экономические институты, действующие в силу своей содержательной структуры и ресурсных возможностей в качестве стимулов и рычагов.
При выделении перечисленных экономических институтов в качестве движущих сил неоиндустриализации мы исходили из возможности системных усилий данных субъектов решать сложнейшие задачи технического и технологического обновления производства, средств связи, транспорта и других сфер хозяйства. Каждая из выделенных движущих сил процесса неоиндустриализации решает свои, специфические задачи, но в системе, в сочетании с другими институтами, она может ускорить, повысить эффективность решаемых задач, системно перестроить логистические связи, значительно улучшить организацию товарных и денежных потоков.
Исследование роли и значения каждой из движущих сил в формировании и развитии процессов неоиндустриализации экономики предполагает:
- во-первых, учет возможности каждого из выделенных экономических институтов с использованием имеющихся в национальной экономике ресурсов осуществлять конкретную хозяйственную деятельность по производству и организации движения благ;
- во-вторых, четкое определение места каждой из движущих сил в структуре возможностей совокупного экономического потенциала национальной экономики,
которые могут быть использованы в данное время и в данных производственных процессах.
В структуре движущих сил реализации процесса неоиндустриальных преобразований выделяется общее, объединяющее действие всех, участвующих в стимулировании и организации новых преобразований в производительных силах - это согласованно действующие интересы всех участников этих перемен. Именно интерес работает как стимул. В силу природной противоречивости интересов разных субъектов, интерес становится весьма эффективным двигателем этих перемен. Кроме того, через интерес выражаются новые формирующиеся производственные отношения, свойственные отдельным ступеням поступательного развития нового технологического уклада.
Согласование интересов экономических институтов -участников процесса неоиндустриализации достигается путем разрешения их противоречий в ходе формирования инновационной социально ориентированной экономической системы. Безусловно, в первую очередь речь идет о разрешении основного противоречия - противоречия между государственными институтами, выразителями интересов общества, и самостоятельными рыночными субъектами (предприятиями), через интересы которых наиболее полно проявляются коллективные и личные интересы работников предприятий. Сам факт возникновения и разрешения этого противоречия становится своего рода механизмом, способным не только обеспечивать возможности самоорганизации и эффективного саморазвития промышленных предприятий, но и стимулировать их стремление к инновациям, к интеграции производства, к кооперации собственности и промышленных капиталов в расчете на крупномасштабное увеличение затрат при переоснащении производства. Срабатывает такой механизм, как выбор рационального соотношения между процессом инновационно-интеграционного развития экономики и процессом государственного участия в его организации. Проявление действия этого механизма существенно зависит от отраслевых особенностей, характера реализуемых целей, уровня социально-экономического развития страны, зрелости социально-политической системы.
В системе движущих сил осуществления неоиндустриального развития российской экономики в сложившихся условиях главной движущей силой становится государство. Государство в экономике - это субъект регулирования, стимулирования, организации и управления. Как экономический институт государство представляет собой планово-системное единство стратегических целей, средств и источников их достижения, промышленной политики в целом и механизма ее реализации. В этом качестве государство выполняет функцию главного арбитра между трудом и капиталом. По своему содержанию данный институт включает эффективные социально-экономические рычаги преодоления несовершенства системы управления и регулирования, сложившиеся инструменты стимулирования, способы организации функционирования нормативно-правовой среды, методы стратегического планирования использования и аккумулирования ресурсов и потенциалов.
Активизация действия данной движущей силы отражается в повышении роли государства в формировании крупных экономических структур, способных с успехом решать проблемы концентрации капитала,
способствовать перемещению инвестиционных потоков в сферу высоких технологий. В условиях обострения кризисных проявлений в экономике на государство ложится ответственность за всестороннюю поддержку мелкого и среднего бизнеса и возрождение государственной собственности, ее интеграцию с частной собственностью, за непосредственное участие укрупненных капиталов в организации и эффективном развитии производства в отраслях, обеспечивающих переход к реальному становлению отечественного производства высоких технологий. Функционирование государства в качестве движущей силы станет более успешным при условии, если в экономической системе должным образом оно реализует свои системные функции, а экономика - свои. Но при этом нужна подлинная демократизация общества, когда активно и результативно работают общественные организации, ключевые руководящие посты занимают честные люди, ответственные, готовые отстаивать общегосударственные интересы, а бизнес направляет инвестиционные потоки на возрождение внутренних источников развития, служит делу и процветанию Отечества.
Успешное функционирование государства в качестве движущей силы неоиндустриализации способствует активному включению крупного капитала в качестве стимула к развитию инноваций, если интересы крупного бизнеса и государства совпадают при реализации крупных инвестиционных проектов. Вместе с тем нельзя не учитывать, что включение крупного капитала в процессы неоиндустриализации отечественной экономики опосредуется общим уровнем развития современного капитализма и в первую очередь организационно-экономических форм интеграции производства. Речь в данном случае идет о наличии вертикально интегрированных международных корпораций (ТНК) с полным технологическим циклом производства наукоемкой конечной продукции с высокой долей добавленной стоимости и крупнейших финансовых корпораций (ТНБ), предназначенных для обслуживания крупного промышленного капитала.
В мировом хозяйстве ТНК и ТНБ все активнее становятся основными движущими силами экономического развития. В последние годы и в российской экономике именно крупные корпорации выполняют функцию движущей силы новой индустриализации. Такой вывод строится на том основании, что они осуществляют высококонцентрированное и диверсифицированное производство, сосредоточивают в своих руках соответствующие такому производству накопления инвестиционных ресурсов, создают новые возможности для маневра в условиях кризисов и для реализации масштабных экономических проектов общемирового значения и тем самым становятся институтами индустриального развития.
Основой становления крупных вертикально интегрированных структур в качестве движущей силы неоиндустриального развития страны стали процессы интеграции собственности и производительного капитала. Такие структуры, сформированные на базе интеграции и кооперирования, приобретают способность успешно конкурировать с зарубежными ТНК за сбыт своей конечной продукции на внутреннем и внешнем рынке, наращивать наукоемкое производство, повышать качество продукции и увеличивать агрегированный мультипликатор добавленной стоимости.
Однако интересы таких структур не должны расходиться с интересами нации. Государственные крупные корпорации, участвуя в крупных инвестиционных проектах, должны ориентироваться на переход от бюджетного (безвозмездного) финансирования к финансированию за счет собственных доходов. В данном случае речь идет о строгой регламентации бюджетных средств, вложенных в такие корпорации, и о гарантированном их возвращении в государственный бюджет в виде налогов и ссудных процентов. Такой механизм гарантий и регла-ментаций будет работать на развитие самих корпораций и на увеличение доходов государственного бюджета. Он станет надежной основой превращения вертикальной интеграции на уровне собственности, труда и капитала в мотив социально-экономического развития страны, в эффективно действующий фактор достижения адекватного сложившимся на каждом этапе индустриализации новым условиям хозяйствования, сочетания самостоятельности субъектов и целостности развивающейся экономической системы.
В структуре движущих сил новой индустриализации особое место занимает такой экономический институт, как человеческий потенциал, становящийся реальным фактором, определяющим содержание неоиндустриальных перемен страны. Связано это с тем, что роль и действенность других элементов системы движущих сил неоиндустриализации опосредуются качеством человеческого потенциала. Именно от качества человеческого потенциала зависит уровень развития производства, а стало быть, и уровень хозяйствования предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. Человек, его знания, опыт, талант определяют характер кооперационных процессов в хозяйственной системе страны, гарантии в ресурсообеспечении, достижения в научно-технологическом обновлении производства, в организации деятельности крупных торгово-промышленных комплексов, в повышении их конкурентоспособности. Результаты деятельности ТНК и ТНБ всецело определяются структурой и качеством сформированного ими трудового коллектива. Человеческий потенциал, с его качественными и количественными показателями, определяет уровень развития государства, его возможности и способность установить общественный строй, организовать функционирование экономических институтов, поддерживать и стимулировать уровень производства и потребления, уровень жизни населения. Образованное, обеспеченное жизненными благами, имеющее доступ к культурным ценностям население заинтересовано в развитии собственного государственного устройства, в обеспечении его безопасности и перспективах развития.
Чтобы провести индустриализацию России в новых условиях и на новой технико-технологической основе, прежде всего нужна новая идеология, главной идеей которой является российский человек, его уровень жизни, образованность, обустроенность, защищенность, уровень квалификации, обеспеченность работой. В этом случае новая индустриализация выступает средством реализации этой идеи, способом создания такой социально-экономической системы, в которой человек будет действовать и в своих интересах, и в интересах общества [4, с. 17].
Место и значение человеческого потенциала в неоиндустриальном развитии экономики определяется
рядом факторов, среди которых можно выделить следующие:
- качественные показатели его участия в производстве (производительность труда);
- количественные показатели его задействования в создании ВВП (потребительские расходы);
- доля участия его в распределении созданной стоимости (заработная плата).
Участие человеческого потенциала в создании «умной» экономики, располагающей уникальными технологиями, включает принятие решений по созданию равных возможностей для субъектов хозяйствования в организации инновационной диверсификации народного хозяйства и повышении эффективности экономики на основе четырехкратного подъема производительности труда; для населения - в реализации своих способностей, расширении доступа к материальным и культурным ценностям. Решить эти проблемы непросто для российской экономики.
В сложившихся условиях оптимизация человеческого потенциала способна изменить действие стимулов и регуляторов индустриализации в структуре механизма ее осуществления, активизировать действие других движущих сил, вывести национальную экономику по результатам инновационной модернизации на передовые рубежи мирового хозяйства, способствовать приумножению богатства нации. Для этого необходимо:
- ускорить создание сети образовательных учреждений по подготовке специалистов по конкретным рабочим профессиям;
- существенно улучшить условия работы и обеспечить повышение оплаты труда, увеличить свободное время;
- сделать доступными материальные блага, жилье, качественное образование и медицинское обслуживание, детские и спортивные учреждения, объекты культуры и отдыха;
- гарантировать социальную и правовую защищенность.
Нельзя не учитывать, что эти меры, с одной стороны, являются мерами обеспечения развития самого человека, условий его жизни, труда и отдыха. Именно они задают закономерную направленность на создание условий для активного развития и оптимизации человеческого потенциала. С другой стороны, эти меры становятся составной частью политики неоиндустриализации. Их реализация в процессе формирования «умной» экономики стимулирует расширение производства и экспорта новейших технологий и продуктов инновационной деятельности предприятий. Эти меры реализуются через увеличение инвестиций в преумножении человеческого потенциала, включая значительное повышение квалификации и оплаты труда производственного персонала, регулярное обновление знаний специалистов, укрепление здоровья и улучшение морального и нравственного климата трудового коллектива.
Стимулирующая сила данного экономического института в направлении перехода к неоиндустриальному этапу развития в наибольшей степени проявляет себя при условии обновления материально-технической и технологической базы науки и образования. Важно обеспечить при этом повышение престижа научного и педагогического труда на основе значительного увеличения его оплаты и существенного увеличения финансирова-