Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование применения модульной технологии спортивно-оздоровительной направленности в физическом воспитании студентов ссуза'

Теоретическое обоснование применения модульной технологии спортивно-оздоровительной направленности в физическом воспитании студентов ссуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / MODULAR TECHNOLOGY / SPORTS ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астахов Артем Александрович, Егоров Владимир Николаевич, Яшин Алексей Афанасьевич

Рассмотрены основные положения построения технологии спортивнооздоровительной направленности в физическом воспитании студентов ссуза. Сформулированы основные принципы, обосновывающие теоретическую и методологическую направленность технологии спортивно-оздоровительной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астахов Артем Александрович, Егоров Владимир Николаевич, Яшин Алексей Афанасьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL RATIONALE FOR THE USE OF MODULAR TECHNOLOGY SPORTS ORIENTATION PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

The basic provisions of building technology sports orientation in physical education Prospective students.The main principles that justify the theoretical and methodological orientation technology sports orientation.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование применения модульной технологии спортивно-оздоровительной направленности в физическом воспитании студентов ссуза»

УДК796.011.3

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

СТУДЕНТОВ ССУЗА

А.А. Астахов, В.Н. Егоров, А.А. Яшин

Рассмотрены основные положения построения технологии спортивно-оздоровительной направленности в физическом воспитании студентов ссуза. Сформулированы основные принципы, обосновывающие теоретическую и методологическую направленность технологии спортивно-оздоровительной направленности.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, модульная технология, спортивно-оздоровительная направленность.

Современная учебная деятельность студентов средних специальных учебных заведений носит интенсивный характер учебного труда, что приводит к значительным психофизическим перегрузкам и, в конечном итоге, сказывается на качестве усвоения учебного материала. Данное положение ещё усугубляется тем, что большинство студентов нерационально используют режим учебного труда и активного отдыха, у многих из них не сформирована культура поддержания и укрепления психофизического состояния здоровья средствами физической культуры и спорта. В то же время несоблюдение рационального режима учебного труда и активного отдыха студентов может привести к снижению качества профессиональной подготовки, что в целом в дальнейшем скажется на уровне профессиональной готовности будущих специалистов.

Анализ современного состояния физического воспитания в ссузе как педагогического процесса отражает общее снижение ценностных ориентаций у студентов из-за превалирования натаскивания на результат по нескольким видам двигательной активности, что в значительной мере предопределяет низкий уровень знаний и практических навыков в организации занятий конкретным видом спорта, низкую двигательную культуру, несформированность навыков осуществления основ здорового образа жизни [1, 2]. Поэтому в государственной политике, нормативно-правовых документах подчеркивается важность использования средств физической культуры не только для укрепления здоровья, но и для формирования спортивной культуры, мотивации на занятия массовыми видами спорта через различные спортивные секции во внеучебное время

[3].

В связи с вышеизложенным и недостаточным научно-методическим обеспечением педагогических условий проектирования данных

продуктивных спортивно-оздоровительных технологий в учебном курсе «Физическая культура» в среднем специальном учебном заведении возникает необходимость внедрения современных спортивно-оздоровительных технологий в процесс физического воспитания студентов ссуза.

Следует отметить, что спортивно-оздоровительная направленность физического воспитания студентов пока не нашла должного отражения в теоретических и экспериментальных исследованиях. Чаще всего с термином «спортивно-оздоровительная направленность физического воспитания» связывают оздоровительную практику через занятия каким-либо видом спорта, решая при этом следующие основные задачи: укрепление здоровья, коррекция недостатков физического развития; обучение основам техники избранного вида спорта; развитие физических качеств; формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям спортом и здоровому образу жизни; воспитание моральных и волевых качеств [4].

В то же время в содержание задач не входит участие в спортивных мероприятиях, что существенно ослабляет позиции первой части данного термина, сводя, по сути дела, спортивно-оздоровительную подготовку к общефизической. Указанные обстоятельства обусловливают ряд методических проблем, узловые вопросы которых возникают при отборе средств, форм и методов спортивно-оздоровительных занятий, параметров учебно-тренировочной нагрузки для удовлетворения потребности студента в виде спорта и его участию в соревнованиях.

Наблюдается недостаточная изученность структуры и содержания учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов, занимающихся спортивно-оздоровительной подготовкой; научного обоснования стратегии в решении обозначенных выше задач, особенно на младших курсах, исходя из современной организации различных форм активного отдыха как условия успешности профессионального обучения.

В своем исследовании спортивно-оздоровительную подготовку на основе использования средств легкой атлетики мы рассматривали как целостную систему содержания, организации и управления учебно-познавательной деятельностью студентов в сфере физической культуры, условия функционирования которой определяются психолого-педагогическими закономерностями учебно-тренировочной деятельности. В этой связи мы считаем, что существенно повысить уровень двигательной и физической подготовленности студентов может применение модульной технологии.

Для характеристики основных предпосылок построения модульной технологии спортивно-оздоровительной направленности необходимо раскрыть данное понятие.

Модуль представляет собой определенный объем учебной информации, необходимой для выполнения определенной деятельности. Он включает несколько модульных единиц, каждая из которых содержит описание одной законченной операции или приема. Для того чтобы знания студента были мобильными, он должен уметь обрабатывать накопленные знания, уметь добывать новые и использовать те или иные в своей практической деятельности. Модуль [5, 6] может быть представлен как учебный материал, состоящий из нескольких компонентов:

- точно сформулированная учебная цель;

- список необходимого оборудования и материалов;

- список смежных учебных элементов;

- собственно учебный материал в виде краткого конкретного текста с использованием иллюстраций;

- практические занятия для обработки необходимых навыков, относящихся к данному учебному материалу;

- контрольная (проверочная) работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном учебном элементе.

Компоненты учебного элемента не являются жестко фиксированными и могут варьироваться в зависимости от конкретной дисциплины или раздела.

В связи с вышеизложенным можно отметить, что сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующих до консультативно-координирующих.

Термин «модульная технология» связан с двумя понятиями: модуль, одно из значений которого - функциональный узел и технология - наука о способах реализации сложного процесса путем разделения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур, которые выполняются относительно однозначно и позволяют достичь запланированных результатов.

Таким образом, под модульной технологией можно понимать реализацию процесса обучения путем разделения его на систему «функциональных узлов» - профессионально значимых действий и операций, которые выполняются обучаемыми более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированных результатов обучения.

Применение модульных технологий обучения позволяет разрешить объективные противоречия между деятельностью учения и профессиональной деятельностью; между быстро меняющимися потребностями в образовании и жесткой фиксированностью содержания и

структуры традиционных образовательных программ; между необходимостью ориентирования содержания обучения на личностные качества обучаемого и ограниченными возможностями традиционных программ обучения.

Однако анализ практики применения модульных технологий обучения в России показывает, что их применение бессистемно, эмпирически, вне связи с принятыми концепциями модульного обучения недостаточно продуктивно.

Образовательный потенциал модульных технологий обучения эффективно реализуется, если их проектирование и реализация ведется на основе системно-деятельностного подхода, требующего соблюдения определенной совокупности условий, когда:

- модульное обучение понимается как подготовка к определенной деятельности в контексте среды, где эта деятельность будет выполняться;

- модульное обучение рассматривается как целенаправленная система, где цели определяют предполагаемый результат, выраженный в конкретных профессиональных действиях;

- отбор содержания обучения осуществляется на основе анализа деятельности специалистов, которую рассматривают как совокупность совершаемых операций и действий;

- содержание обучения моделируется в виде модульных программ, имеющих гибкую структуру, которая состоит из модульных блоков, адекватных содержанию выделенных операций. Каждый модульный блок структурируется на модульные единицы, ориентируемые на формирование умений, выполнение выделенных действий;

- предусматривается система управления, включающая блоки контроля, сравнения и регулирования процесса модульного обучения;

- подготовка процесса модульного обучения включает обязательную оценку начального уровня знаний и умений обучаемых, выяснение их мотивов, личных планов и прошлого опыта. В соответствии с этим осуществляется адаптация модульных программ обучения к потребностям и возможностям обучаемых, выбираются методы, средства обучения;

- в процессе реализации модульного обучения с помощью выбранных методов и средств создаются условия, приближенные к реальным, для которых готовят обучаемых. Преподаватель регулярно отслеживает и фиксирует в соответствующих формах трудности, ошибки, пробелы в обучении и корректирует свои действия;

- оценка результатов производится в процессе обучения и в конце обучения. На основании полученных результатов реализуется обратная связь.

Благодаря тому, что данная технология предполагает использовать как базовые, так и вариативные модули, а модуль, в свою очередь, имеет

базовый и вариативный компоненты, такое строение модуля придает ему качества мобильности и четкость.

По результатам многочисленных опросов современные подростки довольно высоко ставят ценность здоровья. В такой ситуации становится все более необходимым делать акцент на формировании у школьников активисткой культуры здоровья, напрямую связанной с занятиями спортом и предполагающей:

• интерес к спорту и оздоровлению, потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты;

• знания в области оздоровления, спортивной подготовки и организации спортивных соревнований;

• умение использовать эти знания для эффективной организации спортивной подготовки, успешного выступления в соревнованиях;

• спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;

• стремление индивида вовлечь в занятия спортом свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т. д.).

Исходя из вышеизложенного мы определили цели модульной технологии: во-первых, способствовать освоению студентами основных социальных норм, необходимых им для полноценного существования в современном обществе; во-вторых, способствовать развитию позитивного отношения подростков к базовым ценностям современного российского общества; в-третьих, способствовать приобретению студентами нового ценностно-окрашенного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.

В процессе реализации технологии спортивно-оздоровительной направленности предполагается решение следующих задач:

- мобилизации необходимых для осуществления спортивно-оздоровительной деятельности школьников кадровых, материально-технических, финансовых, средовых ресурсов;

- мотивирования студентов к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;

- формирования и развития подростковых общностей и коллективов, совместно участвующих в спортивно-оздоровительной деятельности;

- обучения студентов способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности;

- помощи студентов в осуществлении ими самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивно-оздоровительной направленности.

Разработка концептуальных положений технологии спортивно-оздоровительной направленности физического воспитания студентов

предполагает формирование принципов, обосновывающих ее теоретическую и методологическую направленность.

Принцип кулътуросообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность студентов должна основываться на общечеловеческих ценностях физической культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими спортивным и здоровьесберегающим традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация студентов и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в спортивно-оздоровительной деятельности, содержанием которого являются обмен ценностями здорового образа жизни и гуманистического понимания телесности, спорта (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования).

Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и студентом. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике замысел — реализация — рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет, — главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если ему некто предварительно задал то, к чему он должен прийти, и он в этом не может ничего изменить, то для него нет проектирования. Он может программировать свои шаги, может составлять план исполнения, но собственно проектировать он в таком случае ничего не будет.

В логике действия данного принципа в программе предусматриваются спортивно-оздоровительные социальные и экзистенциальные проекты.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника, предполагает самоопределение в спортивно-оздоровительной деятельности - процесс формирования человеком осмысленного и ответственного отношения к собственной телесности.

Основная идея примерной программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности студентов состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на фактор, в данном случае составляющий гармоническую личность - это укрепление здоровья студента через регулярные занятия избранным видом спорта. Именно поэтому внеурочная деятельность строится вокруг доступных и довольно синтетических видов спортивных занятий.

На основе модульной технологии была создана унифицированная спортивно-оздоровительная программа, основанная на последовательном прохождении 5 модулей в течение учебного года.

1-й модуль - «Входной» - вводное занятие (1 час), правила соревнований, история развития легкой атлетики.

2-й модуль - «Формирование нормальных морфо-функциональных свойств опорно-двигательного аппарата».

3-й модуль «Увеличение аэробной производительности организма».

4-й модуль «Усиление анаэробной производительности организма».

5-й модуль «Стимуляция иммуномодулирующих процессов в организме».

Программа является модульной и состоит из 3 автономных модулей (общим объёмом 70 внеурочных часов занятий и 31 аудиторных), каждый из которых предполагает организацию определённого направления спортивно-оздоровительной деятельности студентов.

Предусмотренные программой занятия могут проводиться на базе одного отдельно взятого курса и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких курсов. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со студентами (в расчёте -4 часа в неделю), так и возможность организовывать занятия крупными блоками - «интенсивами» (например соревнования).

Список литературы

1. Дворкин Л.С., Чермит К.Д., Давыдов О.Ю. Физическое воспитание студентов: учеб. пособие. М.: Феникс, 2008. 704 с.

2. Горелов A.A., Лотоненко A.B., Румба О.Г. Двигательная активность и здоровье студенческой молодёжи России // Культура физическая и здоровье: науч.-метод. журнал. Воронеж: ВГПУ, 2010.

№ 2 (27). С. 4-8.

3. Лубышева Л.И. Феномен спортивной культуры в аспекте социально-педагогического анализа // Культура физическая и здоровье. 2012. № 3. С. 5-11.

4. Казина Э.М. Адаптация и здоровье: учеб. пособие. Кемерово, 2003. 146 с.

5. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного

обучения: метод. пособие. М.: Народ. образование, 1996. 157 с.

6. Ярошенко И.П. Опыт модульного преподавания // Специалист. 1999. С. 17-18.

Астахов Артем Александрович, аспирант, astah_88@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Яшин Алексей Афанасьевич, д-р биол. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

THEORETICAL RATIONALE FOR THE USE OF MODULAR TECHNOLOGY SPORTS ORIENTATION PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

A.A. Astakhov, V.N. Egorov, A.A. Yashin

The basic provisions of building technology sports orientation in physical education Prospective students.The main principles that justify the theoretical and methodological orientation technology sports orientation.

Key words: students, physical education, modular technology, sports orientation.

Astakhov Artem Alekseevich, a graduate student, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Vladimir Nikolayevich Egorov, PhD. ped. Sciences, Professor., [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Alexei Afanas'evich Yashin, Dr. biol. Sciences, Professor., [email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК 378.014.3

СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНИКАХ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Г.А. Баранова

Раскрыто содержание эмоционально-ценностного компонента начального образования, сущность понятий «ценность», «эмоции». Показаны способы представления эмоционально-ценностного компонента содержания образования в учебниках для начальной школы.

Ключевые слова: эмоционально-ценностный компонент начального образования, ценность, эмоции, дидактические показатели, учебный материал, текст, вопросы, задания.

Современное начальное образование наряду с когнитивным развитием должно ориентироваться на приобщение учащихся к общественно значимым ценностям, на развитие их эмоциональной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.