Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование модели образовательной среды учреждения ВПО, обеспечивающей современное образование административной элиты'

Теоретическое обоснование модели образовательной среды учреждения ВПО, обеспечивающей современное образование административной элиты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATION ENVIRONMENT / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА / MODEL OF EDUCATION ENVIRONMENT OF INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ / SOCIOCULTURAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Людмила Геннадьевна

В статье обосновывается актуальность рассмотрения образовательной среды вуза в качестве ведущего фактора формирования административно-управленческой элиты. Дается теоретическое обоснование структурно-функциональной модели образовательной среды вуза (Северо-Кавказского института РАНХиГС), указывается на необходимость ее дополнения социокультурной моделью, отражающей культурное своеобразие, традиции жителей Северо-Кавказского федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Людмила Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical basis for the model of educational environment at the institutions of higher education that provide contemporary education to administrative elite

An educational environment is the main factor for providing education in the field of administrative elite’s education. The author suppose that it would be more effective within the framework of structural and functional and sociocultural models.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование модели образовательной среды учреждения ВПО, обеспечивающей современное образование административной элиты»

Л.Г. АНДРЕЕВА кандидат педагогических наук, доцент Северо-Кавказский институт РАНХиГС*

Теоретическое обоснование модели образовательной среды учреждения ВПО, обеспечивающей современное

В современной теории и практике профессионального воспитания ключевое значение приобретает понятие непрерывного образования, которое мыслится как процесс постоянного развития и самоопределения личности в течение всей жизни, как особая политика «не только в

области обучения, но и в сфере организации свободного времени людей, общественных

1

отношений и социокультурных систем» .

Ученые (Е.В. Бондаревская, В.М. Слободчикова, В.А. Ясвин и др.) обуславливают эффективность воспитания его включенностью в социальную действительность, органичным его проникновением в жизнь субъекта воспитания, созданием открытого «университета личности», цель обучения в котором - предоставить каждому индивиду проблемную зону и сферу

деятельности, необходимую для развития его инициативы и формирования его самостоятельного

2

суждения .

Фактором, влияющим на развитие и самоопределение субъекта воспитания, является образовательная среда. По мнению ученых (В.С. Библера, В.М. Слободчикова, В.А. Ясвина и др.3) использование образовательной среды способствует реализации целостного образовательного процесса в высшей школе и позволяет преодолеть разрыв между «учебным» и «реальным».

В контексте данного исследования, направленного на поиск эффективных технологий педагогической поддержки и сопровождения талантливой молодежи, педагогическая среда рассматривается как средство формирования управленческой элиты из числа участников образовательного проекта «Надежды Кавказа». Проект реализуется Северо-Кавказским институтом РАНХиГС в рамках Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом РФ 3 апреля 2012 года и Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, Концепции проекта «Надежды Кавказа» и долгосрочной программы ее реализации.

Проект нацелен на реализацию технологий инновационного образования для формирования и воспроизводства административной элиты Северо-Кавказского федерального округа. Целевая аудитория проекта - студенты вузов - мыслится как субъект инновационной деятельности, способный решать творческие задачи, уметь предвидеть перемены и адаптироваться к ним, готовый к сотрудничеству и сотворчеству.

Площадкой для реализации проекта выступает Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС. Проект реализуется в рамках концепции и программы ее реализации на долгосрочный период и нацелен на элитизацию личности в образовательной среде.

Система педагогической поддержки и сопровождения талантливой молодежи для формирования административной элиты в СКФО - это педагогическая система, которая включает в себя совокупность функциональных и структурных компонентов образовательной среды. В процессе взаимодействия компонентов происходит элитизация личности посредством формирования общекультурных, управленческих компетенций и ее самоопределения.

Образовательная среда образовательного учреждения является пространством для реализации федерального государственного стандарта: создает условия для формирования общекультурных и профессиональных, компетенций, возможность взаимодействия участников образовательного процесса. Вместе с тем, особым образом организованная образовательная среда может стать действенным средством развития личности, наиболее полно раскрывающим ее творческий потенциал, формирующим опыт профессиональной деятельности.

Образовательная среда рассматривается нами

- как совокупность факторов, способствующих профессиональной социализации участников проекта средствами аудиторной и внеаудиторной деятельности, жизненно-профессиональных

* Андреева Людмила Геннадьевна, e-mail: aludgen@yandex.ru

1 Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции). М., 1993, с.11-12, 20.

2 Там же, с. 13.

3 Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991 и др.; Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: Культурные модели школ. М., 1997; Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.

административной элиты

ситуаций, обеспечивающих вхождение целевой группы в образ жизни, деятельности, мышления и профессионального поведения управленца;

- как система взаимодействующих субъектов, включенных в проект и нацеленных на достижение цели, и миссии проекта образовательного проекта;

- как духовная общность участников проекта, возникшая на основе ценностей;

- как динамическая целостность, объединенная предметным содержанием деятельности, информационным полем, территориально.

Принципы, положенные в основу проектирования образовательной среды, отражены в структурно - функциональной модели. Структура образовательной модели Северо-Кавказского института многокомпонентная. Ее первый блок «Нормативно-методическая база» составляют стандарты, концепции, примерные и рабочие программы ВПО, ДПО, СДО, которые устанавливают нормативные требования к качеству подготовки в виде требований к компетенциям выпускника, требования к знаниям, умениям и навыкам, условиям реализации программ, цели и задачи обручения и воспитания; планы, положения и регламенты, организующие процесс получения образовательных услуг в содержательном аспекте и регламентирующие деятельность участников образовательного процесса.

Второй блок «Разработчики дидактического обеспечения процесса образования» объединяет компоненты среды, генерирующие основную информацию как по отдельным дисциплинам, ВПО, так и по программам, модулям, темам ВПО, СДО, ДПО. Компоненты этого блока генерируют информацию и представляют ее в качестве завершенного продукта.

Третий блок «Информационные ресурсы» объединяет структуры, обеспечивающие хранение, систематизацию и своевременного обновление информации, предоставляющие доступ к ней. В этот блок включены библиотека, предоставляющая доступ к информационному ресурсу учебного процесса на бумажных и электронных носителях, сайты вуза и его партнёров, сообщества в социальных сетях. Эти компоненты среды также обеспечивают визуализацию и интерактивную поддержку участников образовательного процесса.

Четвертый блок «Организаторы учебной и внеучебной деятельности» представлен компонентами среды, выполняющими функции организации, регулирования учебного процесса и мониторинга качества предоставляемых услуг. В контексте реализуемого проекта это проектная группа, администрация сайта «Надежды Кавказа», факультеты очной, заочной форм обучения, повышения квалификации, отдел СДО.

Структура образовательной среды вуза

Проект «Надежды Кавказа» интегрирован в образовательную среду вуза и опирается в своей реализации на ее компоненты. В основу моделирования процесса педагогического сопровождения участников проекта «Надежды Кавказа», ориентированного на самоопределение личности в процессе практик-ориентированного обучения, положен механизм личностно ориентированного взаимодействия субъектов деятельности, отношений и общения и условий, обеспечивающих качество обучения.

Студенты, участники проекта, включены в три целевые группы. Это студенты, обучающиеся в Северо-Кавказском институте-филиале РАНХиГС по направлениям подготовки бакалавриата «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Экономика», «Юриспруденция» и «Торговое дело» и студенты других вузов, участники подпроекта «Нулевой километр - начало пути» и желающие быть включенными в состав участников проекта.

Достижение цели проекта - формирование управленческих компетенций у участников проекта, командообразование, трудоустройство - возможно при соблюдении ряда условий. Цель будет достигнута, если

1. Будут созданы возможности для получения знаний, формирования умений и навыков командной работы;

2. Будет организовано творческое взаимодействие участников проекта;

3. Будут применяться эффективные технологии;

4. Все участники проекта будут объединены совместной социально-значимой деятельностью.

Выбор стратегии и тактик, форм деятельности моделировался с учетом специфики социокультурного пространства, оказывающего влияние на чувства, мысли, духовные устремления личности, возрастные ценностные приоритеты, т.е. все то, что в личностной структуре интегрируется и осознается как собственное «Я». При этом мы исходили из того, что основным субъектом воспитательной среды выступает студенческая молодежь с ярко-выраженной мотивацией к социально-значимой деятельности и лидерскими качествами, нуждающаяся в педагогическом сопровождении и поддержке.

Характерными чертами этой возрастной группы (17-23 года) являются активное отношение к действительности, стремление к самопознанию, самоопределению и самоутверждению в качестве субъекта социальной жизни. Вместе с тем в силу недостаточного жизненного опыта, неразвитости навыков самовоспитания и отсутствия общественной направленности мотивов активной деятельности студентам, в большинстве своем, присуща определенная неустойчивость, неготовность брать на себя ответственность за происходящее, склонность видеть причину неудач вне себя. Все это характерно для экстернального локуса контроля.

Участие в проекте начинается с регистрации на сайте Процедура регистрации на сайте является для субъекта этапом вхождения в проект. Регистрация на сайте проекта предполагает заполнение анкеты, в которой участник проекта сообщает сведения о себе: ФИО, дата рождения, место учебы и уровень образования, участие в студенческом самоуправлении, волонтерской деятельности.

Вниманию участника проекта предлагается календарь, где отражены мероприятия проекта: вебинары, лекции, социальные акции «Академии успеха» и аннотации к ним. Каждый присоединившийся к мероприятию получает задание, в котором оговариваются сроки выполнения, критерии оценки. Успешно справившийся с заданием получает документ, подтверждающий участие в мероприятии, с указанием компетенции или части компетенции, сформированной в процессе обучения.

На сайте ведется просветительская работа. Она осуществляется в пяти блогах и в мероприятиях, отраженных в календаре: история того или иного праздника, события; обсуждение книги, кинофильма (подбор материала отражает логику образовательной деятельности в рамках проекта).

Процесс формирования управленческих компетенций осуществляется в рамках внеаудиторной работы. Участники проекта из числа студентов Северо-Кавказского института вовлечены в работу по организации и проведению мероприятий, включенных в план работы вуза. Их работу планируют, организовывают, курируют лица, ответственные за проведение мероприятия на уровне вуза: заведующие кафедрами, преподаватели, руководители структурных подразделений. Каждому участнику предлагается выбрать ту или иную роль: руководителя мероприятия, организатора мероприятия или его участника и решить организационные задачи в рамках мероприятия. Степень участия и уровень сформированности компетенций подтверждается документально. Подтверждающие документы: сертификаты, рекомендательные письма, дипломы и грамоты размещаются в портфолио и доступны для работодателей. Студенты, обучающиеся в других вузах, размещают информацию об участии во внеаудиторной деятельности в портфолио и документально подтверждают ее.

В портфолио размещается информация о научных, спортивных, творческих достижениях участников проекта, волонтерском движении и документально подтверждается.

Отдельным блоком проекта идет участие в программе дополнительного профессионального образования «Руководитель XXI века». В рамках программы участники проходят обучение по следующим направлениям: «Развитие управленческого потенциала»; «Деловое общение»; «Мотивационный менеджмент»; «Управление человеческими ресурсами»; «Индивидуальные ресурсы управления»; «Подготовка и реализация управленческого решения»; «История государственного управления на Северном Кавказе». По содержанию каждого из семи модулей сдается экзамен.

Содержание модулей в той или иной мере отражено в логике проектной деятельности, которой студенты занимаются в рамках летней школы. Объединяясь в команды для написания социального проекта, студенты формируют навыки написания и защиты социальных проектов.

По результатам каждого модуля сдается экзамен и слушателю курсов дается подтверждающий документ. В зависимости от количества модулей и, соответственно, часов, отведенных на прохождение модуля, выдается документ о профпереподготовке или повышении квалификации, который также размещается в портфолио.

Летние школы собирают участников проекта для формирования навыка командной проектной работы и волонтерской деятельности. Тематика проектов ориентирована на решение насущных проблем региона. Проектные решения публикуются в сборнике и представляются для ознакомления и рецензирования представителям региональных и муниципальных органов власти.

Проект нацелен на работу с региональными работодателями, поэтому в ходе его реализации намечен ряд мероприятий, в которых принимают участие представители государственных и муниципальных органов власти, предприятий и организаций.

Северо-Кавказский институт осуществляет сопровождение участников проекта после их трудоустройства в рамках ассоциации выпускников.

Логика проекта предусматривает этапность в формировании компетенций и личностных качеств. Этапы формирования управленческих компетенций и личностных качеств представлены в следующей последовательности: мировоззрение, командообразование, опыт управленческой деятельности.

В современной российской элитологии в настоящее время доминирует структурно-функциональная модель, ориентирующаяся на анализ социально-статусных и деятельностных особенностей элит, однако она начинает дополняться социокультурной моделью, учитывающую цивилизационное своеобразие, народные традиции и архетипы российского общества. Именно этот аспект нашел отражение в содержании проекта «Надежды Кавказа».

Андреева Л.Г. Теоретическое обоснование модели образовательной среды учреждения ВПО, обеспечивающей современное образование административной элиты. В статье обосновывается актуальность рассмотрения образовательной среды вуза в качестве ведущего фактора формирования административно-управленческой элиты. Дается теоретическое обоснование структурно-функциональной модели образовательной среды вуза (Северо-Кавказского института РАНХиГС), указывается на необходимость ее дополнения социокультурной моделью, отражающей культурное своеобразие, традиции жителей Северо-Кавказского федерального округа.

Ключевые слова: образовательная среда, модель образовательной среды вуза, структурно-функциональная модель, социокультурная модель.

Andreeva L.G. Theoretical basis for the model of educational environment at the institutions of higher education that provide contemporary education to administrative elite. An educational environment is the main factor for providing education in the field of administrative elite's education. The author suppose that it would be more effective within the framework of structural and functional and sociocultural models.

toy words: education environment, model of education environment of institution of higher education, structural and functional model, sociocultural model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.