Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование изучения «Дискурсивного поворота» освещения национальной политики КНР'

Теоретическое обоснование изучения «Дискурсивного поворота» освещения национальной политики КНР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
16
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / политический дискурс / национальная политика / PRC / political discourse / national policy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Никонов С.Б., Пую Ю.В., Пую Д.А., У Цзиньфань

Статья посвящена обоснованию необходимости изучения опыта работы государства, где межнациональный вопрос имеет важное место для сохранения единства государства. Необходимо понимание, что отношения между нациями составляют основу не только межгосударственных отношений, но и внутренних. Для Китая, несмотря на то, что в стране в составе населения доминируют ханцы, все же национальный состав весьма разнообразен. На территории страны проживает 56 народов. Поэтому межнациональные отношения занимают важное место во внутренней жизни КНР. При этом средства массовой информации могут играть важнейшую роль, как в процессе объединения и сплочения страны, так и служить орудием вражды и отчуждения. Межнациональные отношения в КНР отличались сложностью на всех исторических этапах. Напряжёнными они были не только у ханьцев с другими народами (тибетцами, уйгурами, чжуанами, мяо и пр.), но и у малых народов друг с другом. Основой для подобных конфликтов служили территориальные споры, различия в уровне культуры, положении на социальной лестнице и общественном устройстве. В Российской исследовательской практике пока недостаточно фундаментальных исследований, посвященных дискурсу национальной политики в современных китайских СМИ, эволюции роли и функций прессы в условиях реформ и открытости КНР. Власти КНР использовали различные методы для разрешения подобного рода противоречий, но избираемые ими решения нередко приводили лишь к росту национализма среди «неханьских» национальностей. Не стал исключением и Северо-Восточный Китай. Поэтому современное руководство КПК и КНР рассматривают национальный вопрос как проблему стратегической значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical substantiation of the study of the “Discursive turn” of coverage of the national policy of the PRC

The article is devoted to the rationale for the need to study the experience of the work of the state, where the interethnic issue has an important place for maintaining the unity of the state. It is necessary to understand that relations between nations form the basis of not only interstate relations, but also internal ones. For China, despite the fact that the country’s population is dominated by the Khans, the national composition is still very diverse. 56 peoples live on the territory of the country. Therefore, interethnic relations occupy an important place in the internal life of the PRC. At the same time, the media can play a crucial role, both in the process of uniting and rallying the country, and serve as an instrument of hostility and alienation. Interethnic relations in the PRC have been complex at all historical stages. They were tense not only among the Han people with other peoples (Tibetans, Uighurs, Zhuang, Miao, etc.), but also among small peoples with each other. The basis for such conflicts was territorial disputes, differences in the level of culture, position on the social ladder and social structure. In Russian research practice, there is still not enough fundamental research on the discourse of national politics in modern Chinese media, the evolution of the role and functions of the press in the context of China’s reforms and openness. The PRC authorities used various methods to resolve such contradictions, but the solutions they chose often only led to the growth of nationalism among the “non-Hans” nationalities. Northeast China was no exception. Therefore, the current leadership of the CPC and the PRC regards the national question as a problem of strategic importance.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование изучения «Дискурсивного поворота» освещения национальной политики КНР»

Никонов С.Б.

Доктор политических наук, профессор Кафедры международной журналистики СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университет).

Пую Ю.В.

Доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института философии человека РГПУ имени Герцена, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена.

Пую Д.А.

Кандидат математических наук, Доцент СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университет).

У Цзиньфань

Магистр журналистики.

Санкт-Петербургский государственный университет.

Теоретическое обоснование изучения «Дискурсивного поворота» освещения национальной политики КНР

Введение

В наши дни невозможно представить общественную жизнь без СМИ. Средства массовой информации выполняют различные функции - информационную, познавательную, образовательную, развлекательную, рекреационную. При этом размываются границы телевизионных и печатных жанров, и новости уже нельзя отнести к исключительно информационным формам. На тематику и жанр новостных материалов влияют различные факторы: «конкуренция среди агентств; наличие новостей из других каналов информации; общая линия программы; вынужденное или преднамеренное комбинирование новостей местных и зарубежных, важных и занимательных; хронометраж новостных сюжетов и многое другое» [1]. Характерными чертами современной журналистики являются очень плотно насыщенный информацией контент, высокая скорость реакции журналистов на сообщения при множестве каналов получения информации и их увеличивающейся конкуренции.

Актуальность темы исследования

Современные СМИ оказывают значительное влияние на формирование общественного сознания, нравственных и мировоззренческих ориентиров всех поколений. Эта тема включает в себя вопросы истории и перспектив развития информационного телевидения, работы телевизионной редакции, процесса выпуска новостных программ и первых полос печатных изданий политической направленности для выявления факторов популярности и высокого рейтинга телевизионных каналов и газет. Развитие Китая в последние годы привлекло к себе внимание всего мира как в экономической сфере, так и в области культуры. Китайская Народная Республика (далее - КНР) переживает ныне сложный период модернизации и демократизации.

Начатые более трех десятилетий назад и последовательно осуществляемые экономические реформы оказывают сегодня существенное влияние не только на традиционный уклад жизни людей, но и трансформируют все виды и формы социальной жизнедеятельности в политике, экономике, культуре и т.д. Эти процессы весьма серьезно отразились на статусе, ролях и функциях китайских средств массовой информации и коммуникации (далее - СМИ). СМИ, являясь социальным институтом, обеспечивающим важную часть информационного обмена в современном обществе, неизбежно играют значительную роль в процессах, связанных с социальными и политическими изменениями, предстают и продуктом, и стимулятором этих процессов.

Политика, проводимая современным китайским руководством, наце-ленана включение КНР в мировое информационное пространство при со-хранениисвоей национальной специфики. Тенденции к демократизации политической жизни в современном Китае противостояла традиционная приверженность властей сохранить основные рычаги государственного контроля над обществом в своих руках. Эта позиция подкреплялась также опасениями определенной части общества о том, что ускоренная демократизация китайского общества по западным образцам могла бы привести его в состояние политической нестабильности. Очевидно, что в современных условиях исследование роли дискурса национальной политики в современных китайских СМИ, рассмотрение масс-медийного обеспечения политики руководства страны, анализ специфики информационного пространства КНР приобретают особую социально-политическую актуальность.

Об актуальности исследуемой темы в социально-политическом от-

ношении свидетельствуют не только политические документы, но и неоднозначно оцениваемый опыт реформ Китая, в том числе изменение статуса и содержания деятельности самих средств массовой информации КНР. Сегодня, когда реформа все шире и все глубже охватывает все пласты китайского общества, информационное обеспечение внутренней и внешней политики правительства КНР стало особенно актуальной, приобрело не только академический, но и сугубо практический аспект, создало предпосылки для поиска оптимальной модели управления с целью обновления Китайской Народной Республики и укрепления стабильности.

«Дискурсивный поворот» предполагает рассмотрение коммуникативного пространства культуры в качестве синтетического предмета современных знаний о человеке и обществе.

В настоящее время в науке с особой остротой разворачиваются дискуссии относительно перспектив изучения и измерения политической реальности как социокультурного феномена и влияния политического дискурса на развитие социальных процессов как на уровне отдельно взятых культур, так и в общемировом контексте.

Вышеизложенные факты позволяют говорить об актуальности исследуемой проблемы.

Степень разработанности темы

Стоит отметить, что вопросы дискурсанациональной политики в современных китайских СМИ заняли одно из центральных мест в работах многих исследователей. Впервые эта проблема была сформулирована такими китайскими социологами и политиками, как Ван Пинь, Лю Цзюнь, Дин Фань Цзянь, Дэн Цзянь, Ма Ли, Чжан Сяо Гуан, Чжан Яо,Чжоу Тайзи.

Наиболее значительными являются научные работы: Ван Чжань-яна, Е. Хао, Лю Босянь, Лю Цзинлинь, Цуй Баого, Чжан Чжоу, Юй Гомин.

Методы исследования: Исследования основывается на общенаучных принципах познания: объективность, историзм, системность, включая принципы единства логического и исторического в познания и восхождения от абстрактного к конкретному знанию.

Каждое государство во многом руководствуется своими собственными институтами, нормами и обычаями. На наших глазах в современном мире сталкиваются и конкурируют множества вариантов и моделей об-щественногоразвития.

Китайская Народная Республика - это одно из крупнейших полиэтнических государств мира. Развитие Китая насчитывает более трех с половиной тысяч лет, а цивилизация многонационального государства является одной из древнейших культур всего мира и имеет очень богатую историю.

В процессе длительного исторического развития и постоянного взаимодействия народы населявшие земли Китая заложили прочные основы многонационального государства. Но на каждом этапе развития страны существовали проблемы национального характера, которые могли очень сильно повлиять на государство, так как китайский народ всегда отличался своим культурным и национальным разнообразием, и очень высокой неоднородностью общества.

На протяжении всей истории развития китайской цивилизации, национальная ситуация в стране всегда отличалась нестабильностью, в том числе и в плане межэтнических отношений. Поэтому национальная политика государства всегда оставалась одним из главных направлений государственного развития и сохранения целостности страны. Китайская Народная Республика прошла ряд этапов развития национальной политики, которые и на сегодняшний день являются актуальными, так как продолжается динамичное развитие страны.

На сегодняшний день основным документом, регулирующим национальную политику в КНР, является: Конституция КНР от 04.12.1982 г.

Проблемы в сфере межнациональных отношений относятся к числу самых сложных в развитии современного государства. Это объясняется многочисленными трудностями в поиске способов их урегулирования и обеспечения стабильного социально-экономического порядка. У Китая, как многонационального государства, за всю его историю накоплен богатый опыт в решении подобных вопросов.

Официально в КНР сегодня насчитывается 56 национальностей. Ха-ньцы составляют более 90% всего населения. Большая часть « неханьцев» проживает на территориях национальных автономий различного административного уровня, занимающих почти 64% территории государства. Народности Китая говорят на различных диалектах, исповедуют практически все мировые религии, имеют различные культуры и традиции.

Межнациональные отношения в КНР отличались сложностью на всех исторических этапах. Напряжёнными они были не только у ханьцев с другими народами (тибетцами, уйгурами, чжуанами, мяо и пр.), но и у малых народов друг с другом. Основой для подобных конфликтов служи-

ли территориальные споры, различия в уровне культуры, положении на социальнойлестнице и общественном устройстве.

Особенность национальной ситуации в Китае состоит в концентрации районов проживания малых народов на западе страны, характеризующемся горным рельефом, скудными водными ресурсами, степным и полупустынным ландшафтом. Следовательно, эти районы отличаются неблагоприятными природными условиями для ведения хозяйственной деятельности ипроживания человека. В то же время из-за слабого развития транспортной инфраструктуры и сложных географических условий находящиеся там ресурсы малодоступны для освоения.

Национальная политика - неотъемлемая часть развития многонациональной страны. Конец ХХ в. показал, что невнимание к национальным проблемам приводит к росту этно-сепаратистских проявлений, а также межэтническим конфликтам. Для такой страны как Китай, обострение национальных проблем грозит распадом государства.

Власти КНР использовали различные методы для разрешения подоб-ногорода противоречий, но избираемые ими решения нередко приводили лишь к росту национализма среди «неханьских» национальностей. Не стал исключением и Северо-Восточный Китай. Поэтому современное руководствоКПК и КНР рассматривают национальный вопрос как проблему стратегической значимости.

Первый и основной принцип государственной национальной политики -равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным движениям.

В теории и на практике следует учитывать, что национальная политика КНР, региональная политика, демографическая политика и другие виды политико-управленческой деятельности тесно взаимосвязаны между собой. В различных системах связи они соотносятся как общее и особенное, целое и часть. Социальные, экономические, языковые, региональные, миграционные, демографические аспекты национальной политики как целостная система представляют собой концентрированное выражение социальной, экономической, языковой, региональной, миграционной, демографической политики.

Важной задачей многонационального государства является оптимизация межнациональных отношений, т.е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений. Главное в содержании национальной политики

- отношение к национальным интересам с учетом их: общности, расхождения, столкновения. Общность коренных интересов отдельных субъектов межнациональных отношений и общенациональных интересов в масштабе государства имеет объективные основания. Расхождение интересов связано с объективно имеющимися специфическими условиями и потребностями развития национально-этнических общностей. При переплетении национальных и политических интересов их расхождение может перерастать в столкновение, конфликт. В этих условиях необходима координация национальных интересов как предпосылка их реализации, в чем и заключается смысл национальной политики. Ее главным назначением является управление интересами и через интересы национальностей.

Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам [2].

Необходимым условием действенной, эффективной национальной политики является ее научность, что предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, научно-экспертную проработку вопросов, связанных с регулированием межнациональных отношений.

В практическом осуществлении национальной политики в регионах необходим дифференцированный подход. Национальная политика должна охватывать все уровни и формы национальных отношений, включая межличностные отношения.

Можно выделить следующие аспекты национальной политики: территориальный, демографический, экономический, социальный, культурный, социолингвистический, конфессиональный, психологический.

Национальная политика в Китае сочетает в себе целый комплекс экономических и политических мер, направленных на сохранение единства страны. КНР является унитарным государством и основной закон государства не дает отдельным народам и территориям права на выход из состава страны.

Основной вектор национальной политики китайского правительства направлен на национальные районные автономии. В 1984 г. в Китае был принят Закон о национальных районных автономиях.

В китайской историографии трактовка национальных проблем страны рассматривается всецело под влиянием официальной идеологии. Китайские авторы, изучая национальную политику КПК, как правило, отмечают некоторые регионы.

Китайские эксперты подчёркивают, что наиболее серьёзную угрозу национальной политике представляют регионы Тибета и Синьцзяна [3, 4].

Определённую роль в «сепаратистских» настроениях там играют наличие у тибетцев и уйгуровсвоего языка и религии, географические особенности расположения этих районов, а также их поздняя интеграция с Китаем. Большинство других национальностей КНР, отмечают исследователи, не настолько сильны в своих этнических языках. Даже такие многочисленные народности, как чжуан, маньчжуры, хуэй и монголы, используют общенациональный язык КНР - путунхуа (или, как его называют западные источники, мандаринский диалект). Большинство из них были интегрированы в Китай несколько веков назад и поэтому уже сильно китаеизированы. Тибет и Синьцзян вошли в его состав относительно недавно, оба этих района весьма удалены от Пекина. Кроме того, подчёркивают китайские учёные, Синьцзян и Тибет испытываютвлияние извне и сепаратистские настроения в них поддерживаются внешними силами. Далай-лама в «изгнании» стал подобием духовного лидера тибетского движения, а уйгуры подвержены влиянию радикального ислама и тюркского национализма.

Национальная политика многонационального государства, ставящего перед собой цель стабильного развития, в долгосрочной стратегии направлена на превентивное воздействие на возможные факторы межнациональных территориальных, экономических, социальных, культур-но-языковыхконфликтов. Важность гармоничных межнациональных отношений в современном мире сложно переоценить [5].

В связи с расширением международных границ большое значение сегодня приобретает обеспечение межэтнического и межнационального согласия на разных уровнях.

Обращаясь к истории становления и развития китайской государственности, можно сказать о том, что китайские политики на протяжении целого ряда поколений придавали большое значение межнациональным отношениям в стране. Многие вопросы, которые возникают в сфере межнациональных отношений, зачастую имеютрелигиозные корни, исторические проблемы обусловлены реальными проблемами, политические -социальными, а международные - связаны со внутренними проблемами государства. Из-за такого многообразия проблемы межнациональных отношений оказываются проблемами повышенной сложности. Они касаются экономического, политического, социального аспектов, затраги-

вают языки, географию, традиции и психологическое состояние населения в целом.

Многие из них отражаются на гражданах государства и приводят к нарушению его целостности, а различные ситуации, касающиеся религиозных вопросов или вопросов традиций, могут провоцировать конфликты между разными народами, распространяться на другие областиих жизнедеятельности. Так, одна локальная проблема может легко трансформироваться в проблему глобального масштаба.

На сегодняшний день основным направлением политики КПК является создание безопасной экономической, политической и идеологической основыдля того, чтобы обеспечить необратимость процесса интеграции отдельных национальных районов в единый Китай, чтобы претворить в них политические установки КПК и установить полный контроль со сто-роныцентрального правительства Китая.

При этом этническая самобытность малых народов отодвигается на второстепенные позиции и всячески нивелируется.

Современное китайское правительство особо важное значение придает сегодня национальному сплочению. Национальное сплочение является основным принципом Китая в решении национальных вопросов, а такжеключевым содержанием государственной национальной политики. Китай, являясь многонациональной страной, придает национальному сплочению большую важность [6].

Заключение

Таким образом, проведенный анализ показал, что межнациональные отношения в современном Китае не отличаются показательной стабильностью и гармоничным характером. В связи с этим большое значениесе-годня приобретает изучение особенностей и путей совершенствования государственного регулирования межнациональных вопросов.

В Российской исследовательской практике пока недостаточно фундаментальных исследований, посвященных дискурсу национальной политики в современных китайских СМИ, эволюции роли и функций прессы в условиях реформ и открытости КНР. В настоящее время некоторые ученые и специалисты в области китайской журналистики уже начали исследование этой темы [7].

Новизна исследования заключается в выявлении содержания, ключе-выхнаправлений и тенденций функциональной деятельности информационного телевещания (печатных) интернет СМИ в КНР, в частности, в

дискурсе национальной политики в процессе масс-медийного сопровождения основных направлений внутренней и внешней политики Китая в современных условиях, включая системное изучение ее качественных. изменений под влиянием происходящих в китайском обществе полити-ческихи социально-экономических преобразований.

Список литературы:

1. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. /Э.Г. Багиров. - М.: Искусство, 1978. С. 6.

2. Бердяев Н.А. Проблемы национальности. Восток-Запад. Судьбы России. - М.: 1990. С. 118

3. Ли Шанцзинь Межнациональные отношения в Китае и особенности его государственного регулирования на современном этапе // Социальные и гуманитарные науки. 2020. № 10. С. 130-134.

4. Ло Ю. Влияние уровня законности на экономическое развитие Китая // Экономические исследования. 2016. № 7. С. 119-124.

5. Си Цзиньпин: Китай будет продвигать культурную мягкую силу [Электронный ресурс] // China Daily. // URL: http://www. chinadaily.com.cn/china/2014-01/01/content_17208354.htm (Дата публикации: 07.05.2022)

6. Манько В.А. Основные нормативные акты, регулирующие осуществление национально- территориальной автономии в КНР / В.А. Манько // Современное право. 2010. № 8. С. 150-155.

7. Lisha Fu. The Taiwan issue in the mass media of the Fujian Province. / Lisha, Fu; Safonova, Olga D .; Nikonov, Sergey; Labush, Nikolai; Zhao, Yonghua. in: Revista inclusiones, Volume 7, Especial, 01.2020. P. 372-385.

Bibliography

1. Bagirov E.G. Essays on the theory of television. /E.G. Bagirov. - M.: Art, 1978. Р. 6.

2. Berdyaev N.A. Problems of nationality. East-West. The fate of Russia. - M.: 1990. Р. 118

3. Li Shangjin Interethnic relations in China and features of its state regulation at the present stage // Social and Humanitarian Sciences. 2020. № 10. P. 130-134.

4. Lo Yu. Influence of the level of legality on the economic development of China // Economic Research. 2016. № 7. Р. 119-124.

5. Xi Jinping: China will promote cultural soft power [Electronic resource] // China Daily. // URL: http://www.chinadaily.com.cn/

china/2014-01/01/content_17208354.htm (05.07.2022)

6. Manko V.A. Basic regulations governing the implementation of national-territorial autonomy in the PRC / V.A. Manko // Modern Law. 2010. № 8. P. 150-155.

7. Lisha Fu. The Taiwan issue in the mass media of the Fujian Province. / Lisha, Fu; Safonova, Olga D .; Nikonov, Sergey; Labush, Nikolai; Zhao, Yonghua. in: Revista inclusiones, Volume 7, Especial, 01.2020. P. 372-385.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.