Особенности регулирование межнациональных отношений в современном Китае
Ли Шанцзинь
Исследовано понятие «нация», «национальность», «этнос». В статье рассматривается сущность межнациональных и межэтнических отношений и их роль, значимость, влияние на современное общество. Выявлены основные характеристики категории «межнациональные отношения». Анализируются различия между понятиями межэтнические и межнациональные отношения, определены их ключевые признаки и составляющие. Межэтнические отношения анализируются по двум направлениям, как отношения между разными этническими группами в рамках одного государства и как отношения между разными нациями государствами. Выяснено, что межнациональные отношения отличаются своим глобальным, общекультурным и общеполитическим характером. Представлена характеристика двух ключевых форм развития межнациональных отношений - мирное сотрудничество и этнический конфликт. Рассматривается проблема межнациональных отношений в полиэтническом Китае, определена их специфика. Выяснено, что на территории Китая сегодня проживает 56 народов, основными среди которых являются этнические китайцы - ханцы, а остальные 55 - национальные меньшинства. Проводится изучение причин и последствий межнациональных конфликтов, произошедших в китайском обществе в рамках городов - Тибет и Синьцзян. Анализируются последствия произошедших на территории Китая конфликтов - антикитайского протеста, вспыхнувшего в Тибете 14 марта 2008 года («событие 314») и уйгурского конфликта, вспыхнувшего в Синьцзян-Уйгурском автономном районе в 2009 году. Раскрываются вопросы современного регулирования межнациональных отношений китайским правительством. Определено, что проблема межнациональных отношений в настоящее время стала серьезной проблемой, на разрешение которой должны обратить внимание Центральное Правительство и все граждане, поскольку она наиболее тесно связана с коренными интересами китайской нации. Ключевые слова: межнациональные отношения, межэтнические отношения, нация, этнос, межнациональный конфликт, Китай, китайское общество, государственное регулирование.
Li Shangjin
Features regulation of interethnic relations in modern China The concept of «nation», «nationality», «ethnos» is explored. The article deals with the essence of interethnic and interethnic relations and their role, significance, influence on modern society. The main characteristics of the categories «interethnic relations» are revealed. Analyzed differences between the concepts of interethnic and interethnic relations, their key features and components. Inter-ethnic relations are analyzed in two ways, as the relationship between different ethnic groups in different states. It was found out that interethnic relations are distinguished by their global, general cultural and general political character. A characteristic of two key forms of development of interethnic relations is presented: peaceful cooperation and ethnic conflict. It is found out that there are 56 peoples in China today, among which there are ethnic Chinese - Han people, and the remaining 55 - national minorities. A study is made of the causes and consequences of interethnic conflicts that have occurred in Chinese society within the cities - Tibet and Xinjiang. The consequences of the conflicts on the territory of China - the anti-Chinese protest that erupted in Tibet on March 14, 2008 («event 314») and the Uyghur conflict that erupted in the Xinjiang Uygur Autonomous Region in 2009, are analyzed. The questions of modern regulation of interethnic relations are revealed by the Chinese government. It is determined that the problem of interethnic relations has now become a serious problem for the Central Government and all citizens, since it is most closely connected with the fundamental interests of the Chinese nation.
Key words: interethnic relations, interethnic relations, nation, ethnos, interethnic conflict, China, Chinese society, state regulation.
Проблема отношений между представителями разных этносов и национальностей всегда была одной из приоритетных проблем любого высокоразвитого государства. Прежде всего это связано с необходимостью обеспечения стабильной обстановки в социуме и нормализации общественного климата. Особую важность вопрос межнациональных отношений представляет для полиэтнических стран, в частности, одной из таких сегодня является Китай.
Повышенный интерес именно к Китаю, как многонациональному государству связан с тем, что по статистике, эта страна находится на третьем месте в мире по территории и является самым крупным государством по численности населения. Сегодня на территории Китая проживает около 56 народов, среди которых более 91 % составляют этнические китайцы - ханцы.1 На наш взгляд, именно в связи с этим, в современном Китае должно уделяться повышенное внимание вопросам межнациональных и межэтнических отношений.
Китайское правительство на протяжении всей истории китайского государства проявляло интерес и всячески способствовало положительному взаимодействию этносов и народов, проживающих на территории страны. Однако, несмотря на, казалось бы, гармоничные межнациональные отношения в современном Китае время от времени возникают конфликты между представителями разных национальностей.
Так, в 2008 году 14 марта в Тибете начались беспорядки, в процессе которых тибетскими защитниками были совершены неоднократные попутки потушить олимпийский огонь на территории разных стран по дороге в Китай. В 2009 году 5 июля в Урумчи - столице Синьцзян-Уй-гурского автономного района Китая прогремели массовые беспорядки, в результате которых пострадало много граждан и были зафиксированы даже случаи смертельного исхода. Пожалуй, с этих времен, как китайское правитель-
ство, так и городская администрация, отдельные граждане начали обращать особое внимание на имеющиеся проблемы межнациональных отношений в китайском обществе.2
Во многом ситуация усложняется еще и тем, что в современном Китае с каждым днем увеличиваются миграционные процессы, что обусловлено высокой престижностью получения образования в китайских высших учебных заведениях и построения профессиональной карьеры в китайской компании. Так, в каждом последующем году количество пребывающих в Китай иностранных граждан стремительно увеличивается. Все это повышает актуальность и значимость обеспечения стабильности межнациональных отношений, достижения подлинного равноправия, обеспечения национальной и социальной безопасности. Решение вопросов межнациональных отношений должно решаться как на уровне национальной государственной политики, так и на социальном макро- и микроуровне.
Вообще, как таковые межнациональные отношения в китайском обществе являются предметом пристального изучения учеными, представителями совершенно разных научных областей. Так, данными вопросами сегодня занимаются ученые социально-экономического, социально-политического, правового и гуманитарного направлений.
Обращаясь к ключевому понятию настоящей статьи - «межнациональные отношения» следует отметить, что довольно часто оно отождествляется и используется, как равнозначное с понятием «межэтнические отношения». Однако, в рамках нашего исследования мы разграничиваем данные категории, прежде всего на основании различий в понятиях - нация и этнос.
Следует подчеркнуть, что несмотря на многочисленные исследования до сих пор не существует единого подхода к определению этих двух сложных категорий - «нация» (национальность) и «этнос». На основании проведенного анализа мы предлагаем понимать под нацией прежде всего духовную, культурно-политическую, социально-экономическую общность индустриальной эпохи. В то время как этнос представляет собой группу людей, которая обладает рядом общих субъективных или объективных признаков.3 Разграничивая данные понятия можно отметить, что нация, на наш взгляд, является высшей формой этноса, которая пришла на смену
понятию народности. Если существование этноса имеет место в процессе всей мировой истории, то формирование наций началось в новое, даже новейшее время. Как правило, в категорию «нация» включено одновременно несколько этносов, которые сведены друг с другом на основании ряда исторических причин.
Итак, резюмируя вышесказанное, мы можем сформулировать следующее определение понятию «нация». Нация - это совокупность разных этносов, которые на протяжении относительно длительного времени так или иначе взаимодействовали между собой, в результате чего сформировали новую общность, обладающую единой территорией, экономикой, политическим пространством, суверенитетом, отличающуюся едиными законами, правами и обязанностями для всего населения.4
Теперь мы можем перейти непосредственно к определению сущности самого главного понятия данного исследования - понятия «межнациональных отношений». Так, следуя логике, под межнациональными отношениями следует понимать в первую очередь, как это ни странно - отношения между представителями разных национальностей. В современном мире реализация межнациональных отношений может осуществляться на двух уровнях: 1-й уровень - отношения между разными этническими группами в рамках одного государства; 2-й уровень -отношения между разными нациями государствами.5
Так или иначе, в межнациональных отношениях реализуются интересы разных этнических групп. В свою очередь национальные интересы отличаются двойственной природой. С одной стороны, имеет место необходимость сохранения самобытности, уникальной культуры, с другой же стороны - выдвигается вопрос обогащения и развития культуры, что является естественным результатом межэтнического взаимодействия, достижения общечеловеческих ценностей.
Одной из важнейших и актуальных проблем любого современного полиэтнического и многонационального государства является проблема соблюдения прав этнически и национальных меньшинств. Не обошла сегодня стороной данная проблема и китайское общество.6 Прежде всего, для того, чтобы успешно развивать межнациональные отношения, следует обеспечить соблюдение некоторых важнейших гуманисти-
ческих принципов, а именно: отказаться от любого проявления насилия и принуждения; признать права и свободу человека, как важнейшие ценности, вне зависимости от его национальной принадлежности; быть готовым к мирному урегулированию возникающих противоречий, быть готовым к привлечению третьей (независимой) стороны для выработки компромиссных решений; развивать экономическое и культурное сотрудничество между представителями разных национальностей и этнических обществ.
Если говорить более конкретно, то межнациональные отношения представляют собой систему различных связей, существующих между разными нациями и народами, функционирующими в пределах единого национально-территориального гражданского сообщества, многонационального государства. Реализация таких отношений происходит по двум основным направлениям:7
s отношения между разными национальностями внутри одного государства (к примеру, в современном Китае это касается отношений между ханьцами, уйгурами, тибетцами и другими национальными общностями);
s отношения между нациями разных государств (к примеру, это касается отношений между китайцами и японцами).
Как уже можно было понять, наибольший интерес для нас в рамках настоящего исследования представляют отношения, возникающие между разными национальностями в пределах одного государства. Представители разных национальностей внутри конкретного общества взаимодействуют в разных направлениях, прежде всего - такое взаимодействие осуществляется по вопросам политики, культуры, науки, искусства, журналистики и прочего. В более узком смысле реализация межнациональных отношений осуществляется на межличностном уровне и затрагивает в первую очередь трудовую, бытовую, семейную и другие сферы, виды коммуникации.
Как нами уже было отмечено, межнациональные отношения могут иметь позитивный и негативный характер. На основании этого выделяют две ключевые формы развития межнациональных отношений - мирное сотрудничество и этнический конфликт.8
Этнический конфликт представляет собой в первую очередь конфликт, возникающий меж-
ду представителями этнических общин, которые проживают в тесной близости в пределах какого-либо государства. Известным русским исследователем А.Р. Аклаевым в рамках научной работы «Этнополитическая конфликтология» было предложено более конкретное и исчерпывающее определение феномена «этнопо-литический конфликт». Так, он предлагает понимать под ним прежде всего столкновение субъектов политики в их попытке реализовать свои интересы и ценности, которые связаны прежде всего с достижением или перераспределением политической власти, определением ее символов, а также группового политического статуса и приоритетов государственной политики, в которых различия по этническому признаку становятся принципом политической мобилизации, и по крайней мере одним из субъектов является этническая группа.9
Межнациональные конфликты могут быть вызваны множеством причин. Наиболее частыми среди них являются - экономические причины; борьба между представителями разных этнических групп за природные и материальные ресурсы; социальные причины, борьба за равноправие в образовании и при приеме на работу; культурно-языковые причины - требованием сохранения родного языка и развития этнической культуры; прошлые исторические взаимоотношения между разными народностями; религиозные причины; неправильное понимание образа жизни и видения мира другого этноса.
Проблема межнациональных отношений довольно часто имеет религиозные корни, историческая проблема зачастую тесно переплетается с реальной проблемой, политическая проблема - с социальной, международная - с внутренними проблемами государства. В результате такого многообразия проблема межнациональных отношений имеет особо сложный характер, поскольку касается экономической, политической, социальной сферы, затрагивает вопрос языка, географии, традиций и психологического состояния населения конкретной страны.
Перейдем непосредственно к рассмотрению особенностей регулирования межнациональных отношений в современном Китае. Как уже было сказано ранее, национальный состав населения Китая сегодня является чрезвычайно разнооб-
разным. В состав китайского общества входит большое количество различных этнических групп. Официально признанными в Китае являются 55 национальных меньшинств, численность которых насчитывает более ста миллионов и составляет 8,4 % от общего числа населения страны. Они расселены на территориях национальных автономий различного административного уровня, занимающих 64 % территории Китая.10 Такая ситуация является особенной в рамках многонационального государства. В связи с этим процесс управления межнациональными отношениями в пределах китайского государства представляет особую сложность. На сегодняшний день наиболее многочисленным национальным меньшинством являются чжуа-ны, численность который составляет 16 миллионов и которые занимают около 1,3 % от общей доли национальных меньшинств, представленных в китайском обществе.11 Помимо этого, нельзя не упомянуть о том, что Китай сегодня является многоконфессиональной страной. Наибольшее количество последователей имеют буддизм, даосизм, ислам, католицизм и христианство. Большинство национальных меньшинств, проживающих на территории Китая, обладают своими религиозными верованиями.
В современном Китае обнаруживается пять автономных районов - Синьцзян-Уйгурский автономный район, Внутренняя Монголия (расположенная в северной части Китая), Нинся-Ху-эйский автономный район (территориально находящийся на севере центральной части Китая), Тибетский автономный район (западная сторона Китая), Гуанси-Чжуанский автономный район (южная часть Китая). Каждая из национальных автономий разделена на три уровня по площади и количеству населяющих ее национальных меньшинств: автономные районы, автономные округа и автономные уезды. На сегодняшний день в Китае обнаруживается 30 автономных округов и более 120 автономных уездов.12
Вообще, создание национальных районных автономий является главным способом решения Центральным Правительством Китая этнических и национальных проблем. Так, районная автономия призвана согласовывать и регулировать процессы институционализации и легализовать этнические вопросы в Коммунистической партии Китая. Кроме того, в соответствии с
Конституцией Китайской народной Республики, на основании «Закона о региональной этнической автономии» и других взаимосвязанных законов, право каждого этноса на участие в управлении государственными и местными делами закреплено на юридическом уровне. К примеру, абсолютно все граждане, достигшие 18-ти летнего возраста, имеют право принимать участие в голосовании и быть избранными. Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей (далее ВСНП) выделяются места для представителей этнических меньшинств их каждой провинции. Каждая этническая группа, проживающая в определенной общине, должна иметь своего представителя в Народном Конгрессе. При этом ряж ключевых должностей в автономных регионах, которые призваны регулировать политику региональной автономии, может быть занят исключительно представителями определенной этнической группы.
Однако, как свидетельствует реальная практика, за последние несколько лет в направлении реализации такой политики возникло ряд существенно важных вопросов. Так событие, произошедшее в Лхасе в 2008 году и событие, возникшее в Урумчи в 2009 году, вместе с некоторыми вспышками (активизацией) терроризма в последнее время, неблагоприятно повлияли на гармоничном развитии межнациональных отношений и социальную стабильность китайского общества. Так, многие китайские ученые, политики и широкая общественность обеспокоена ситуацией межнациональных отношений современного китайского общества. Многими учеными даже были поставлены под сомнения национальные различия и районные национальные автономии Китая, предложено внесение изменений в национальную политику, прежде всего, с целью содействия сотрудничеству представителей разных национальностей.
Итак, предлагаем обратиться к анализу основных направлений современных межнациональных отношений Китая и изучению самых острых из существующих сегодня проблем национального и этнического характера.
Первой и, пожалуй, одной из наиболее серьезных в межнациональном плане является проблема Тибета. По мнению центрального правительства и всего китайского населения Тибетский автономный район является неотъемлемой
частью Китая.13 Вопреки желанию большинства людей о счастливой жизни, стабильности в единстве, некоторые люди, в частности - сепаратисты, имеют ряд скрытых мотивов относительно отделения района. Однако же, современная китайская политика направлена прежде всего на предотвращение такого рода ситуаций проявления сепаратистских тенденций.
Самой известной проблемой в последнее время являются массовые антикитайские протесты, которые вспыхивают каждый раз с новой мощностью и силой в Тибете. Одним из последних является протест 2008 года, который был назван «событием 314».14 Так, в марте этого года в Тибетском автономной районе и провинции Цинхай вспыхнули крупнейшие тибетские протесты. После этого китайским правительством был учрежден день освобождения тибетцев от крепостного рабства в качестве ответного действия. Также после тибетских протестов 2008 года китайское правительство значительно усилило внимание к вопросам патриотического воспитания. Помимо всего прочего в Тибет были направлены служащие и войска. Одним из негативных и, пожалуй, существенных последствий произошедших протестов стало уменьшение туристического потока в данный район.
Второй проблемой межнациональных отношений в современном китайском обществе является проблема уйгуров в Синьцзян-Уйгурс-ком автономном районе. На сегодняшний день Синьцзян представляет собой регион, в котором мирно проживает большое количество и разнообразие этнических групп. Так, данный регион представлен 55 разными этническими группами, среди которых 13 коренных. Китайское правительство в решении национальных вопросов и регулировании национальных отношений данного региона предпочитает придерживаться ключевого принципа национального равенства, сплочения, расцвета и развития всех национальностей. В связи с этим в 1984 году было вынесено постановление о создании в районах компактного проживания национальных меньшинств Института национальной районной автономии.15
Распределение национальных меньшинств по территории Китая называется - большим смешанным проживанием и компактным проживанием небольшими группами. На сегодняшний день абсолютно между всеми националь-
ностями существуют тесные связи. Так, ханьцы не отделимы от других национальных меньшинств, в то время, как они сами не отделены от ханьцев. Такая государственная идеология китайского правительства является своеобразной гарантией национального сплочения.
В течение последних нескольких лет Синьцзян является источником серьезных проблем этнополитического характера. Так, за последние пять лет на территории автономии произошло несколько этнических конфликтов, практически каждый из которых связан с уйгурами. К примеру, в 2013 году в июне 16 уйгуров погибло в результате взрыва, который произошел в округе Аксу, в апреле этого же года в процессе столкновения между этническими уйгурами и полицией погиб 21 человек, включая 15 полицейских.
Среди всех конфликтов, когда-либо возникающих в данном районе, пожалуй, самым серьезным и известным является столкновение, произошедшее 5 июля 2009 года в столице Синь-цзяне городе Урумчи. В этот день несколько тысяч жителей вышли на демонстрацию протеста против притеснения со стороны китайского большинства. Как свидетельствует официальная статистика, в общей сложности в процессе данных событий 197 человек было убито, 1721 человек ранен, в том числе зафиксировано 156 случаев гибели невинных людей. Основной причиной конфликта послужила гибель двоих уйгуров во время столкновений рабочих на фабрике игрушек в провинции Гуандун. Как сообщают китайские СМИ, столкновения были спровоцированы из-за домогательств со стороны рабочих-уйгуров к девушке ханьской национальности, на помощь которой пришли рабочие-ханьцы. Официальными властями данный инцидент в Гуандуне рассматривался лишь в качестве предлога к тому, что произошло в Урумчи. Ответственность за беспорядки была возложена на «Международный уйгурский конгресс», который, по мнению китайских властей, хочет отделить Синьцзян от Китая, не учитывая желания всех народов Синьцзяна. При этом, нельзя не уточнить тот факт, что китайские власти попытались всячески ограничить подачу информации относительно конфликта под предлогом защиты людей от «излишнего стресса». Так, на момент столкновений были заблокированы сотовая связь (БМБ-переписка), а также заблоки-
рован доступ к сети Интернет.
Говоря о межнациональных отношениях современного Китая, Генеральный секретарь Си Цзиньпин в рамках заседания Центральной конференции по этнической работе в сентябре 2014 года акцентировал внимание на том, что отношения между китайскими и разными другими этническими группами похожи на отношения между разными семьями и членами семьи. Межнациональные отношения выступают в качестве отношений между различными членами большой семьи. После образования Китайской Народной Республики за эти 65 лет национальная концепция и политический курс партии являются правильными. Путь, который выбран Китаем для решения этнических проблем (с учетом китайской специфики) является правильным, а межнациональные отношения страны носят, в основном, гармоничный характер.16 В рамках заседания также было отмечено, что особо важным является правильное понимание главного течения межнациональных отношений страны и работа в направлении светлой стороны национального единства, умение сплочения массы и укрепление контактов, обменов между разными этническими группами.
За последние несколько лет в процессе реализации развития западного Китая (так называемая политика китайских властей, направленная на обеспечение ускоренного развития западных регионов страны), Центральное Правительство и Приморская область Китая инвестировали значительные средства в территории, в которых проживает наибольшее количество национальных меньшинств. Было запущено несколько крупнейших проектов, которые стали привлекательными для многих восточных стран и китайской рабочей силы из центральной части Китая. Во многом это также оказало влияние на изменение экономических и социальных структур в западном регионе, поскольку обмен между китайцами и западными этническими меньшинствами вступил в новый исторический период. На протяжении последних нескольких лет в Китае также отмечается учащение работы по разъяснению специфических особенностей национальных культур и пропаганда политики национального равенства среди китайского населения.
Таким образом, межнациональные отношения отличаются своим глобальным, общекуль-
турным и общеполитическим характером. Они затрагивают сферу экономики, политики, общества, географии, традиций, психологического состояния, поднимают ряд языковых вопросов. Любое полиэтническое и многонациональное государство имеет проблемы, касающиеся сферы межнациональных отношений и Китай в этом не является исключением. На основании проведенного анализа можно сказать о том, что регулирование межнациональных отношений является одним из приоритетных направлений в деятельности правительства современного китайского государства.
Литература
1. Аклаев А.Р. Этнологическая конфликтология: анализ и менеджмент: учебное пособие. М.: Дело, 2005. С. 89.
2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Либроком, 2008. 440 с.
3. Выступление Генерального секретари Си Цзиньпина на заседании Центральной конференции по этнической работе в сентябре 2014 года http://news.xinhuanet.com/politics/2014-09/ 29/c_1 1 12683008.htm дата обращения: (2.04.2018).
4. Гарри И. Тибетский вопрос // Вестник БНЦ СО РАН. Улан-Удэ, 2013. № 3 (11). С. 161-165.
5. Гарри И.Р. Тибетский буддизм в современных реалиях Китая // Улан-Удэ: Вестник Бурятского государственного университета. 2015. С. 160-163.
6. Дикарев А.Д. Демографические проблемы национальных меньшинств Китайской Народной Республики. М.: Издательство «Восточной литературы» РАН, 1996. 345 с.
7. Жуков В.И. Большой этнологический словарь. М.: Изд-во Рос. гос. соц. ун-та; Омега-Л, 2011. 922 с.
8. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Академия, 2008. 320 с.
9. Кузьмин С.Л. Тибетское государство: исторические факты и международное право // Eurasia: statum et legem (Евразия: государство и право). 2015. № 1 (4). С. 148-157.
10. Лавровский Н.А. Политология: учебное пособие. Томск: ТУСУР, 2003. 344 с.
11. Магомедтагиров А.М. Проблемы совершенствования практики применения законодательства для противодействия экстремизму // Законодательство и право. 2010. № 5. С. 34-36.
12. Международные акты о правах человека // Сборник документов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. 784 с.
13. Мехтиев Р.Э. Межнациональные отношения на исходе XX столетия: проблемы теории и политики. Б.: Азернешр, 1995. 222 с.
14. Мосина В.В. Этническая политика как инструмент предотвращения межэтнической напряженности и конфликтов в регионе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2012. № 3. Т.12. С. 54-58.
15. Нации и национализм / Б. Андерсон. М.: Праксис, 2002. 418 с.
16. Садохин А.П. Этнология: учеб. пособие. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Альфа-М; ИН-ФРА-М, 2012. 350 с.
17. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.
18. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: ИПРАН Академический Проект, Екатеринбург. 2000. 320 с.
19. Сыроежкин К.Л. Современный Синьц-зян и его место в казахско- китайских отношениях. Алматы: Фонд Евразии, 1997. 350 с.
20. Сыроежкин К.Л. Этносоциальный фактор развития Синьцзяна // Проблемы Дальнего Востока. 1990. № 2. С. 32-41.
Ссылки:
1 Кузьмин С.Л. Тибетское государство: исторические факты и международное право // Eurasia: statum et legem (Евразия: государство и право). 2015. № 1 (4). С. 148-157.
2 Кузьмин С.Л. Тибетское государство: исторические факты и международное право // Eurasia: statum et legem (Евразия: государство и право). 2015. № 1 (4). С. 148-157.
3 Мехтиев Р.Э. Межнациональные отношения на исходе XX столетия: проблемы теории и политики. Б.: Азернешр, 1995. 222 с.
4 Нации и национализм / Б. Андерсон. М.: Праксис, 2002. 418 с.
5 Нации и национализм / Б. Андерсон. М.: Праксис, 2002. 418 с.
6 Аклаев А.Р. Этнологическая конфликтология: анализ и менеджмент: учебное пособие. М.: Дело, 2005. С. 89.
7 Аклаев А.Р. Этнологическая конфликтология: анализ и менеджмент: учебное пособие. М.: Дело, 2005. С. 89.
8 Там же.
9 Аклаев А.Р. Этнологическая конфликтология: анализ и менеджмент: учебное пособие. М.: Дело, 2005. С. 89.
10 Кузьмин С.Л. Тибетское государство: исторические факты и международное право // Eurasia: statum et legem (Евразия: государство и право). 2015. № 1 (4). С. 148-157.
11 Там же.
12 Кузьмин С.Л. Тибетское государство: исторические факты и международное право // Eurasia: statum et legem (Евразия: государство и право). 2015. № 1 (4). С. 148-157.
13 Гарри И.Р. Тибетский буддизм в современных реалиях Китая // Улан-Удэ: Вестник Бурятского государственного университета. 2015. С. 160-163.
14 Кузьмин С.Л. Тибетское государство: исторические факты и международное право // Eurasia: statum et legem (Евразия: государство и право). 2015. № 1 (4). С. 148-157.
15 Сыроежкин К.Л. Современный Синьц-зян и его место в казахско- китайских отношениях. Алматы: Фонд Евразии, 1997. 350 с.
16 Выступление Генерального секретари Си Цзиньпина на заседании Центральной конференции по этнической работе в сентябре 2014 года http://news.xinhuanet.com/politics/2014-09/ 29/c_1 1 12683008.htm дата обращения: (2.04.2018).