УДК 316.25 ЛИ Шанцзинь
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова г. Москва, Россия lishangjin@mail.ru
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КИТАЕ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье представлен анализ государственной политики Китая в сфере межнациональных отношений на современном этапе. Определена актуальность и практическая значимость исследования межнациональны« отношений, важность их гармонизации и эффективного регулирования. Охарактеризован этнический состав Китайской Народной Республики. Приводится краткая историческая справка межнациональной ситуации в Китае и особенностей национальной политики, реализуемой китайским правительством. Рассматриваются исторические особенности межнациональной ситуации в Китае. Охарактеризованы ключевые направления политики КПК, задачи и цели. Рассматриваются основные принципы современной концепции национальной политики КПК. Анализируются недавние меры, предпринятые китайским правительством для гармонизации межнациональных отношений в китайском обществе. Описываются некоторые нормативные акты, которые гарантируют равноправие всех граждан по национальному признаку в Китае, обеспечивают их равные права. Определена сущность национального сплочения как одной из ключевых задач национальной политики в современном Китае. Представлены некоторые рекомендации, направленные на совершенствование государственной политики в сфере регулирования межнациональны« отношений. Утверждается, что опыт государственного регулирования межнациональных отношений в Китае может быть использован правительством других государств в целях гармонизации и налаживания межэтнической ситуации в их странах.
Ключевые слова: межнациональные отношения, межэтнические отношения, национальная политика, регулирование межнациональной ситуации, национальное сплочение, китайское правительство, гармонизация межэтнической ситуации, Китайская Народная Республика, национальные меньшинства, национальный признак
Для цитирования: Ли Шанцзинь Межнациональные отношения в Китае и особенности их государственного регулирования на современном этапе. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 5 -2 . с. 130-134.
10.17748/2075-9908-2018-10-5/2-130-134.
DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-5/2-130-134
Shangjin LI
Lomonosov Moscow State University Moscow, Russia lishangjin@mail.ru
INTERETHNIC RELATIONS IN CHINA AND FEATURES OF THEIR STATE REGULATION AT
THE PRESENT STAGE
The article presents an analysis of China's state policy in the sphere of interethnic relations at the present stage. The relevance and practical significance of the study of interethnic relations, the importance of their harmonization and effective regulation are determined. The ethnic composition of the People's Republic of China is characterized. A brief historical background of the inter-ethnic situation in China and the peculiarities of the national policy implemented by the Chinese government have been introduced. The historical features of the interethnic situation in China are considered. The key directions of the CCP's policy, tasks and goals are characterized. The main principles of the modern concept of the CCP's national policy are examined. The recent measures taken by the Chinese government to harmonize inter-ethnic relations in Chinese society are analyzed. Some normative acts that guarantee equality of all citizens on the basis of nationality in China and provide for their equal rights are described. The essence of national cohesion as one of the key tasks of national policy in modern China has been clarified. Some recommendations aimed at improving state policy in the sphere of regulation of interethnic relations are presented. It was found out that the experience of state regulation of interethnic relations in China can be used by the government of other states with the purpose of harmonization and adjustment of the interethnic situation in their countries.
Key words: interethnic relations, national policy, regulation of ethnic situation, national unity, Chinese government, harmonization of ethnic situation, People's Republic of China, national minorities, national identity
For citation: Li Shangjin. Interethnic relations in China and features of their state regulation at the present stage. Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol. 10. No. 5-2. Pp. 130-134. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-5/2-130-134. (in Russ)
Важность гармоничных межнациональных отношений в современном мире сложно переоценить. Прежде всего, они обеспечивают безопасное существование граждан, способствуют экономическому, политическому, социальному и культурному развитию как отдельного государства, так и мирового сообщества в целом [1, с. 23]. В связи с расширением международных границ большое значение сегодня приобретает обеспечение межэтнического и межнационального согласия на разных уровнях. Среди всех высокоразвитых стран, в числе которых прежде всего США, Китай, Россия, большой интерес для нас представляет опыт государственного регулирования межнациональных отношений в Китае. В первую очередь это обусловлено тем, что Китай сегодня является мировым лидером во многих областях - в сфере высоких технологий, в экономической, инновационной отраслях. Во многом это связано с тем, что китайское правительство уже на протяжении нескольких лет активно привлекает в страну высокопрофессиональных специалистов со всего мира. Для их гармоничного сосуществования с китайскими гражданами на государственном уровне была разработана соответствующая политика, которая уже неоднократно подтвердила свою эффективность.
Так, в рамках настоящей статьи нами будут рассматриваться особенности государственной политики Китая в сфере межнациональных отношений на современном этапе развития.
Китайская народная республика (далее - КНР) представляет собой многонациональное государство, одно из самых крупных полиэтнических государств современного мира. На сегодняшний день Китай состоит более чем из 50 различных национальностей, которые являются представителями разных языковых ячеек. Самой большой этнической группой являются этнические китайцы - ханцы, их примерно 92%. Обращаясь к истории, следует отметить, что Китай берет начало своего развития более трех с половиной тысяч лет назад, а китайская цивилизация признана современными историками одной из самых древних [2, с. 44]. Национальная политика в Китае всегда была одним из ключевых направлений государственного развития и сохранения целостности страны [5, с. 87]. Однако для того чтобы стать полноценной цивилизацией, каковой сегодня является Китай, его народу пришлось пройти через очень долгий и тернистый путь. Вне зависимости от времени эта политика всегда преследовала одну и ту же цель - сохранение национальных районов, как неотъемлемой составляющей территории КНР, а также использование мирных средств проведения в них социально-экономического и политического преобразования, что позволит трансформировать традиционно сложившиеся экономические и общественные отношения [4, с. 664].
Обращаясь к истории становления и развития китайской государственности, можно сказать о том, что китайские политики на протяжении целого ряда поколений придавали большое значение межнациональным отношениям в стране. Многие вопросы, которые возникают в сфере межнациональных отношений, зачастую имеют религиозные корни, исторические проблемы обусловлены реальными проблемами, политические - социальными, а международные - связаны со внутренними проблемами государства. Из-за такого многообразия проблемы межнациональных отношений оказываются проблемами повышенной сложности. Они касаются экономического, политического, социального аспектов, затрагивают языки, географию, традиции и психологическое состояние населения в целом.
В последнее время в Китае межнациональные отношения не отличаются позитивным характером, а социальная стабильность не является показательной. Национальные проблемы, существующие в китайском обществе, приобретают более сложный характер. Многие из них отражаются на гражданах государства и приводят к нарушению его целостности, а различные ситуации, касающиеся религиозных вопросов или вопросов традиций, могут провоцировать конфликты между разными народами, распространяться на другие области их жизнедеятельности. Так, одна локальная проблема может легко трансформироваться в проблему глобального масштаба.
На сегодняшний день основным направлением политики КПК является создание безопасной экономической, политической и идеологической основы для того, чтобы
обеспечить необратимость процесса интеграции отдельных национальных районов в единый Китай, чтобы претворить в них политические установки КПК и установить полный контроль со стороны центрального правительства Китая. Основными принципами современной концепции национальной политики КПК являются:
1) обеспечение сохранности государственно-территориального единства КНР и признание равных прав для представителей разных национальностей, реализация их права на районно-национальную автономию в рамках КНР;
2) предоставление возможности свободного развития языка, письменности, религии, культуры любой национальности вне зависимости от того, имеет она автономию или нет;
3) распределение властных полномочий между центральным и местными правительствами, представители которого должны руководствоваться принятыми правилами;
4) признание различий разных уровней социального-экономического и культурного развития этнических групп, которые населяют Китай, а также стремление к их сокращению за счет ускорения экономического и культурного развития национальных районов КНР.
В целом современная политика китайского правительства в плане межэтнических отношений, а также в отношении национальных меньшинств направлена прежде всего на то, чтобы ускорить социально-экономическое и культурное развитие этнических групп, на подтягивание национальных районов до уровня развитых регионов КНР, что должно консолидировать граждан Китая и предотвратить сепаратистские выступления [6, с. 40]. При этом этническая самобытность малых народов отодвигается на второстепенные позиции и всячески нивелируется.
Современное китайское правительство особо важное значение придает сегодня национальному сплочению. Национальное сплочение является основным принципом Китая в решении национальных вопросов, а также ключевым содержанием государственной национальной политики. Китай, являясь многонациональной страной, придает национальному сплочению большую важность [3, с. 154]. В течение нескольких лет китайским государством осуществляется множество мер, направленных на ликвидацию всех неблагоприятных для национального сплочения факторов, производится непоколебимое отстаивание национальной сплоченности, ведется всемерная борьба для достижения общей сплоченности представителей всех национальностей и обеспечения общего расцвета китайской нации и развития.
По результатам проведенного анализа особенностей государственного регулирования межнациональных отношений в современном Китае нами были разработаны некоторые рекомендации, направленные на совершенствование государственной политики в сфере регулирования межнациональных отношений. Среди них:
— создание при автономных районах советов по межнациональным отношениям, в состав которых войдут представители разных национальных меньшинств, населяющих автономный округ, традиционные конфессии, диаспоры и национальные общины;
— внесение изменений на законодательном уровне в акты, регламентирующие деятельность антитеррористических комиссий автономных районов Китая, включение в них положений относительно полномочий по профилактике, предупреждению, локализации и преодоления конфликтных ситуаций, возникающих в области межнациональных и межконфессиональных отношений;
— разработка комплексных, межотраслевых программ, направленных на укрепление гражданского единства, профилактику экстремизма и проявления ксенофобии, содействие этнокультурному многообразию народов КНР, социокультурной адаптации мигрантов;
— проведение мониторинга состояния межнациональных и межэтнических отношений;
— комплексное продвижение сайтов органов местного самоуправления, что позволит повысить их посещаемость и обеспечит дальнейшее привлечение их ресурсов для информационного обеспечения вопросов, которые относятся к сфере межнациональных отношений.
Таким образом, проведенный анализ показал, что межнациональные отношения в современном Китае не отличаются показательной стабильностью и гармоничным характером. В связи с этим большое значение сегодня приобретает изучение особенностей и путей совершенствования государственного регулирования межнациональных вопросов. Правительство современного Китая большое внимание уделяет разработке и реализации действенной государственной национальной политики. Опыт Китая в гармонизации межнациональных отношений может иметь колоссальную практическую пользу для других стран в плане совершенствования их государственной национальной политики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Буяров Д.В. Современный Китай: социально-экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология / Д.В. Буяров // Значение национального вопроса для Китая. - М.: URSS. - 2011. - 143 с.
2. Комарова И.И. Национальные меньшинства в Китае / И.И. Комарова / / Восточный свет. - М.: Мысль. - 2008. - № 1. - 79 с.
3. Манько В.А. Основные нормативные акты, регулирующие осуществление национально-территориальной автономии в КНР / В.А. Манько // Современное право. - 2010. - № 8. - С. 150-155.
4. Муллова А.А. Проблемы автономии в КНР: история и современное состояние / А.А. Муллова // М.: Аллея науки. - 2017. - № 7. - С. 661-665.
5. Супинсун Т.С. Национальная автономия в Китайской Народной Республике как способ разрешения национального вопроса / Т.С. Супинсун // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничеств. - 2012. - 140 с.
6. Чжэн Кай. Национально-территориальная автономия в КНР: законодательное регулирование / Чжэн Кай // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 9. - С. 37-40.
7. Zhao, Jinshan, and Xu Ping. Investigation of Ethnic Cultural Identity in Guangxi Zhuang Autonomous Region / / Journal of South-Central University for Nationalities. - 2014. - № 2. - Pp. 55-59.
8. Wang F., Yamagishi T. Group-based trust and gender differences in China / / Asian Journal of Social Psychology. - 2005. - № 8. - Pp. 199-210.
9. Wei L. Rethinking the orgin, formation and development of Uyghur / / Ethno-National ies. - 1999. - № 4. - Pp. 83-88.
10. Й# К&ЕЯЙШЯМйЙГОЯ
(Comparative Study of Bai Xi and Ethnic Regional Autonomy Models - Taking China's Regional National Autonomy as the Center, Jilin University Doctoral Dissertation / China Knowledge Network). - 2007. - № 12.
REFERENCES
1. Buyarov D.V. Sovremennyj Kitaj: Social'no-ehkonomicheskoe razvitie, nacional'naya politika, ehtnopsihologiya. D. V. Buyarov. Znachenie nacional'nogo voprosa dlya Kitaya. [Socio-economic development, national policy, ethnopsychology. D.V. Buyarov. The Importance of the national question for China.]. M.: URSS. 2011. 143 p. (in Russ.).
2. Komarova I.I. Nacional'nye men'shinstva v Kitae. I. I. Komarova. Vostochnyj svet [Ethnic Minorities in China. I.I. Komarova. Eastern Light]. M.: Thought. 2008. № 1. 79 p. (in Russ.).
3. Man'ko V.A. Osnovnye normativnye akty, reguliruyushchie osushchestvlenie nacional'no-territorial'noj avtonomii v KNR. V.A. Man'ko. Sovremennoe pravo [Main regulations governing the implementation of national-territorial autonomy in the PRC. V.A. Manko. Modern Law]. 2010. № 8. Pp. 150-155. (in Russ.).
4. Mullova A.A. Problemy avtonomii v KNR: istoriya i sovremennoe sostoyanie. A.A. Mullova. [The problems of autonomy in the PRC: history and current state. A.A. Mullova]. M.: Alleya nauki. 2017. № 7. Pp. 661-665. (in Russ.).
5. Supinsun T.S. Nacional'naya avtonomiya v Kitajskoj Narodnoj Respublike kak sposob razresheni-ya nacional'nogo voprosa. T.S. Supinsun. Rossiya i Kitaj: istoriya i perspektivy sotrudnichestv [National autonomy in the People's Republic of China as a way to resolve the national issue. T.S. Supinsun. Russia and China: history and prospects for cooperation]. 2012. 140 p. (in Russ.).
6. CHzhehn Kaj. Nacional'no-territorial'naya avtonomiya v KNR: zakonodatel'noe regulirovanie. CHzhehn Kaj. Konstitucionnoe i municipal'noe pravo [National-territorial autonomy in the PRC: legislative regulation. Zheng Kai. Constitutional and municipal law]. 2008. № 9. Pp. 37-40. (in Russ.).
7. Zhao, Jinshan, and Xu Ping. 2014. Investigation of Ethnic Cultural Identity in Guangxi Zhuang Autonomous Region. Journal of South-Central University for Nationalities. 2: 55-59.
8. Wang F, Yamagishi T (2005) Group-based trust and gender differences in China. Asian Journal of Social Psychology. 8: 199-210.
9. Wei L (1999) Rethinking the orgin, formation and development of Uyghur. Ethno-National Stud-ies1999(4): 83-88.
10. --^SE&Eagfcfc^^tt*^
(Comparative Study of Bai Xi and Ethnic Regional Autonomy Models - Taking China's Regional National Autonomy as the Center, Jilin University Doctoral Dissertation, China Knowledge Network). 2007. № 12.
Информация об авторе:
Ли Шанцзинь, аспирант, социологический факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия lishangjin@mail.ru
Получена: 01.10.2018
Information about the author:
Shangjin Li, Postgraduate Student, Sociological Faculty,Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia lishangjin@mail.ru
Received: 01.10.2018