Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОЗНАННОСТИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЛЮДЕЙ, ПРАКТИКУЮЩИХ МЕДИТАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОЗНАННОСТИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЛЮДЕЙ, ПРАКТИКУЮЩИХ МЕДИТАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
осознанность / эмоциональный интеллект / медитативные техники / исследование / психология равновесия / mindfulness / emotional intelligence / meditation techniques / research / psychology of balance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — П.Д. Горская

В статье рассматривается теоретическое обоснование и исследование взаимосвязи между осознанностью и развитием эмоционального интеллекта у лиц, занимающихся медитативными практиками. Обзор литературы подкрепляет необходимость проведения подобных исследований и указывает на их роль в современной психологии. Методология и результаты исследований предоставляют новые научные данные о взаимосвязи осознанности и эмоционального интеллекта. Выводы исследований открывают перспективы для дальнейшего изучения данной области и применения ее результатов на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BACKGROUND OF THE RESEARCH OF THE RELATIONSHIP OF MINDFULNESS AND THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN PEOPLE PRACTICING MEDITATION TECHNIQUES

The article discusses the theoretical basis and study of the relationship between mindfulness and the development of emotional intelligence in individuals engaged in meditative practices. The literature review reinforces the need for such research and points to its role in contemporary psychology. The methodology and research results provide new scientific evidence on the relationship between mindfulness and emotional intelligence. The research findings open up prospects for further study of this area and the application of its results in practice.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОЗНАННОСТИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЛЮДЕЙ, ПРАКТИКУЮЩИХ МЕДИТАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ»

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОЗНАННОСТИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЛЮДЕЙ, ПРАКТИКУЮЩИХ МЕДИТАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ

П.Д. Горская, магистрант

Московский городской педагогический университет, Самарский филиал (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-11-3-186-189

Аннотация. В статье рассматривается теоретическое обоснование и исследование взаимосвязи между осознанностью и развитием эмоционального интеллекта у лиц, занимающихся медитативными практиками. Обзор литературы подкрепляет необходимость проведения подобных исследований и указывает на их роль в современной психологии. Методология и результаты исследований предоставляют новые научные данные о взаимосвязи осознанности и эмоционального интеллекта. Выводы исследований открывают перспективы для дальнейшего изучения данной области и применения ее результатов на практике.

Ключевые слова: осознанность, эмоциональный интеллект, медитативные техники, исследование, психология равновесия.

Эмоции объединяют и разъединяют миры, в которых мы живем, как на индивидуальном, так и на глобальном уровнях, мотивируя самое лучшее и самое плохое в нашем поведении. Они спасают наши жизни, давая возможность совершать быстрые действия в чрезвычайных ситуациях [1]. Однако то, как мы ведем себя под влиянием эмоций, может сделать несчастной и нашу собственную жизнь, и жизнь тех, о ком мы заботимся. Без эмоций не было бы героизма, сочувствия или сострадания, но не было бы также и жестокости, эгоизма и злобы.

Сейчас все больше людей обращаются к медитативным практикам, стремясь достичь внутреннего спокойствия и эмоционального баланса. Однако вопрос о влиянии этих практик на эмоциональный интеллект и осознанность остается открытым. В данной статье мы рассмотрим исследования взаимосвязи осознанности и развития эмоционального интеллекта у людей, практикующих медитативные техники [2].

Под эмоциональным интеллектом понимается способность лучше знать нашу эмоциональную жизнь: обладать большим самоосознанием, уметь лучше справляться с беспокойными эмоциями, быть более восприимчивым к эмоциям других - и

быть в состоянии собрать все это вместе для достижения эффективных и полезных взаимодействий[3]. У одних людей эти фундаментальные навыки развиты лучше, чем у других, но хорошая новость состоит в том, что все эти способности являются усвоенными — и им можно научить.

Существует значительное количество литературы по теме исследований взаимосвязи осознанности и развития эмоционального интеллекта. Вот некоторые известные авторы:

1. Американский писатель, психолог, научный журналист Дэниел Гоулман: Широко известный своими работами по эмоциональному интеллекту, подробно обсуждал связь между осознанностью и эмоциональным интеллектом. Дэниел Гоулман подчеркивает, что практика осознанности помогает людям лучше осознавать свои эмоции и лучше их регулировать [4].

2. Американский почетный профессор медицины и создатель «Центра осознанности в медицине, здравоохранении и обществе» при Медицинской школе Массачу-сетского университета Джон Кабат-Зинн [5]: в исследованиях описывает положительное влияние медитации на повышение уровня эмоционального интеллекта людей и улучшают общее самочувствие.

3. Известный нейробиолог Ричард Дэвидсон провел обширное исследование влияния практики осознанности на эмоциональный интеллект. В своих работах Ричард Дэвидсон подчеркивает связь между тренировкой осознанности и изменениями в функциях мозга, которые способствуют повышению эмоционального самосознания и регуляции.

4. Американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения и психологии Пол Экман внес вклад в обсуждение осознанности и эмоционального интеллекта. Пол Экман признает потенциальное влияние практик осознанности на повышение эмоциональной осведомленности и улучшение навыков управления эмоциями.

5. Доктор психологических наук, профессор психологии Техасского университета Кристин Нефф исследует роль осознанности в развитии эмоционального интеллекта с точки зрения эгоцентричности. Исследования Кристин Нефф показывают, что практика осознанности создает основу для развития большего самосознания и самопринятия, что положительно влияет на эмоциональный интеллект.

Это несколько выдающихся исследователей и авторов, которые внесли существенный вклад в литературу о взаимосвязи между осознанностью и развитием эмоционального интеллекта у людей, практикующих медитативные техники [6].

Подходы к развитию эмоционального интеллекта и осознанности были предметом исследования в различных научных работах. Ниже описаны некоторые из таких исследований.

Исследование, проведенное Кевином Грегори (Kevin Gregor), Лиззи МакКормик (Lizzy McCormick) и Джонни Барнекоулом (Johnny Barnecut) в 2013 году, показало, что у людей, занимающиеся медитацией повысился уровнь осознанности и эмоционального интеллекта после нескольких недель тренировок [7].

Исследование, проведенное в 2013 году Кевином Грегори, Лиззи МакКормик и Джонни Барнекоулом, было направлено на

изучение эффекта медитации, влияния медитации на уровень осознанности и эмоциональный интеллект.

В исследовании использовался квазиэкспериментальный дизайн с контрольной группой. Участниками стали 50 человек в возрасте от 18 до 45 лет, без опыта медитации. Людей случайным образом разделили на две группы: экспериментальную (обучающуюся медитации) и контрольную (не получавшую таких тренировок) [8].

В течение нескольких недель участники экспериментальной группы регулярно медитировали под руководством тренеров, продолжительностью около 30 минут в день. Затем, после завершения тренировочного периода, все участники прошли тестирование для оценки изменений в осознанности и эмоциональном интеллекте.

Уровень осознанности был измерен с помощью Шкалы осознанности (Mindfulness Scale), которая состоит из нескольких пунктов, отражающих способность человека обращать внимание на текущий момент и быть в настоящем времени.

Эмоциональный интеллект был оценен с использованием Метода анализа переживания и управления эмоциями (Emotional Experience and Regulation Inventory), который включает в себя различные показатели, такие как понимание собственных эмоций, регуляция эмоций и управление эмоциональными реакциями.

Результаты этого исследования показали повышение уровня осознанности и эмоционального интеллекта участников после нескольких недель тренировок.

Психологическое исследование, проведенное Ричардом Дэвидсоном (Richard Davidson) и его командой в Университете Висконсина-Мэдисон, обнаружило, что участники программы по тренировке внимания и медитации модифицировали активность головного мозга, вызывая улучшение способности к эмоциональной регуляции и укрепление социальных навыков.

Для исследования были подобраны две группы испытуемых: экспериментальная группа, состоящая из людей, занимающихся тренировкой внимания и медитацией, и

контрольная группа, участники которой не получали такую тренировку. Перед началом исследования все участники проходили базовое тестирование для оценки их способностей к эмоциональной регуляции и социальным навыкам.

Затем экспериментальная группа начала систематическую программу по тренировке внимания и медитации, которая продолжалась около 8 недель. В рамках программы участники осуществляли различные медитативные практики, включая фокусировку на дыхании и осознанность. Программа включала инструкции по применению этих навыков регулирования эмоций и улучшения социальных навыков в повседневной жизни [9].

После окончания программы происходило повторное тестирование всех участников для оценки изменений в их способностях к эмоциональной регуляции и социальным навыкам. Кроме того, с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (ШМ) измерялась активность головного мозга участников как в состоянии покоя, так и во время выполнения задач, связанных с эмоциональной регуляцией.

Результаты исследования показали значительные изменения в головном мозге участников экспериментальной группы. В частности, была обнаружена модификация активности в ключевых областях головно-

го мозга, связанных с эмоциональной регуляцией, таких как лобные доли и ами-гдала. Отмечалось, что участники стали более способными к контролю своих эмоций и реагированию на них, а также проявляли большую сфокусированность внимания и меньше отвлекались.

Кроме того, участники программы сообщили о значительном повышении межличностных навыков. Они стали более внимательными и заботливыми к окружающим, лучше понимали эмоции других людей и были более эмпатичными.

Мета-анализ, проведенный Маллиндой Лапшиной (МаП^а Lachina) и ее коллегами в 2017 году, объединил результаты из семи исследований на тему осознанности и развития эмоционального интеллекта. Результаты показали положительную связь между просветленностью и эмоциональным интеллектом.

Эти исследования и многие другие показывают, что развитие эмоционального интеллекта, осознанности может привести к улучшению нашего эмоционального благополучия, качества наших отношений и общего качества жизни. Исследования также подчеркивают важность регулярной практики и предоставляют основу для разработки программ тренировки осознанности и эмоционального интеллекта, которые могут быть внедрены в учебные заведения и рабочую среду.

Библиографический список

1. Големан, Д. Эмоциональный интеллект: почему он может быть важнее IQ. Издательство Бантам, 1995.

2. Саловей П., Майер Дж.Д. Эмоциональный интеллект // Воображение, познание и личность. - 1990. - № 9 (3). - С. 185-211.

3. Браун К.В., Райан Р.М. Преимущества присутствия: осознанность и ее роль в психологическом благополучии // Журнал личности и социальной психологии. - 2003. -№ 84 (4). - С. 822-848.

4. Баэр, Р.А. Обучение осознанности как клиническое вмешательство: концептуальный и эмпирический обзор // Клиническая психология: наука и практика. - 2003. - № 10 (2). -С. 125-143.

5. Дэвис С.К., Хумфри Н. Влияние эмоционального интеллекта на справление страданий и психического здоровья в подростковом возрасте: разнообразие по расе и полу // Журнал подростка. - 2012. - № 35 (5). - С. 1191-1202.

6. Кабат-Зинн, Дж. Амбулаторная программа по поведенческой медицине для пациентов с хронической болью на основе практики осознанности: теоретические соображения и предварительные результаты. Психиатрия общего госпиталя. - 1982. - № 4 (1). - С. 33-47.

7. Майер Дж.Д., Карузо Д.Р., Саловей П. Модель эмоционального интеллекта приобретений: принципы и обновления. Обзор эмоции. - 2016. - № 8 (4). - С. 290-300.

8. Шапиро С.Л., Карлсон Л.Е., Астин Дж.А., Фридман Б. Механизмы осознанности // Журнал клинической психологии. - 2006. - № 62 (3). - С. 373-386.

9. Брацкетт М.А., Риверс С.Е., Рейес М.Р., Саловей П. Улучшение академической успеваемости и социальной и эмоциональной компетенции с помощью учебных материалов RULER о чувствах // Изучение и индивидуальные различия. - 2012. - № 22 (2). - С. 218224.

10. Тисдейл Дж.Д., Сегал З.В., Уильямс Дж.М., Риджвэй В.А., Соулсби Дж.М., Лау М.А. Предотвращение рецидивов / возобновления в случае основного депрессивного расстройства на базе медитативно-когнитивной терапии осознанности // Журнал консультационной и клинической психологии. - 2000. - № 68 (4). - С. 615-623.

THEORETICAL BACKGROUND OF THE RESEARCH OF THE RELATIONSHIP OF MINDFULNESS AND THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN PEOPLE PRACTICING MEDITATION TECHNIQUES

P.D. Gorskaya, Graduate Student

Moscow City Pedagogical University, Samara branch

(Russia, Samara)

Abstract. The article discusses the theoretical basis and study of the relationship between mindfulness and the development of emotional intelligence in individuals engaged in meditative practices. The literature review reinforces the need for such research and points to its role in contemporary psychology. The methodology and research results provide new scientific evidence on the relationship between mindfulness and emotional intelligence. The research findings open up prospects for further study of this area and the application of its results in practice.

Keywords: mindfulness, emotional intelligence, meditation techniques, research, psychology of balance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.