Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПОДРОСТКОВ'

ВЛИЯНИЕ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
223
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Забавников Максим Александрович, Крылов Алан Алексеевич

Настоящая работа основывается на понятии эмоционального интеллекта как основного элемента эффективной коммуникации и развития личности, а также на потенциале использования данной концепции для управления социальными процессами. Рассматривается вопрос влияния эмоционального интеллекта на производительность труда и на профессиональную эффективность людей. Приводятся результаты исследования изменения эмоционального состояния и развития эмоционального интеллекта подрастающего поколения в условиях военно-политических конфликтов. Учитывая негативные последствия конфликтов указанного типа на целостное развитие подростков, обсуждаются возможные методы корректировки их состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Забавников Максим Александрович, Крылов Алан Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF MILITARY CONFLICTS ON THE EMOTIONAL INTELLIGENCE OF ADOLESCENTS

In this article, is based on the concept of emotional intelligence as the main element of effective communication and management process. The question of the influence of emotional intelligence on labor productivity and on the professional efficiency of people is considered. The results of the study of changes in the emotional state and development of the emotional intelligence of the younger generation in the context of military social conflicts. In order to possibly correct the negative consequences of socio-military conflicts on the integral development of a teenager, taking into account the observed trends and existing risks, possible methods for correcting their condition are given.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПОДРОСТКОВ»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

УДК 159.9

DOI: 10.31249^рг/2023.02.08

М.А. Забавников, А.А. Крылов*

ВЛИЯНИЕ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Настоящая работа основывается на понятии эмоционального интеллекта как основного элемента эффективной коммуникации и развития личности, а также на потенциале использования данной концепции для управления социальными процессами. Рассматривается вопрос влияния эмоционального интеллекта на производительность труда и на профессиональную эффективность людей. Приводятся результаты исследования изменения эмоционального состояния и развития эмоционального интеллекта подрастающего поколения в условиях военно-политических конфликтов. Учитывая негативные последствия конфликтов указанного типа на целостное развитие подростков, обсуждаются возможные методы корректировки их состояния.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; экономика и управление; подростки; военный конфликт; Россия.

Для цитирования: Забавников М.А., Крылов А.А. Влияние военных конфликтов на эмоциональный интеллект подростков // Экономические и социальные проблемы России. - 2023. - № 2. - С. 130-139.

* Забавников Максим Александрович, магистрант Педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (Тамбов, Россия). E-mail: zabavacritic@gmail.com

Zabavnikov Maxim, Master's Student, Pedagogical Institute at the Derzhavin Tambov State University (Tambov, Russia). E-mail: zabavacritic@gmail.com

Крылов Алан Алексеевич, практикующий психолог, педагог (Тамбов, Россия). E-mail: Duplet20000@yandex.ru

Krylov Alan, Practicing Psychologist, Teacher (Tambov, Russia). E-mail: Duplet20000@yandex.ru

© Забавников М.А., Крылов А. А., 2023

130

M.A. Zabavnikov, A.A. Krylov The impact of military conflicts on the emotional intelligence of adolescents

Abstract. In this article, is based on the concept of emotional intelligence as the main element of effective communication and management process. The question of the influence of emotional intelligence on labor productivity and on the professional efficiency of people is considered. The results of the study of changes in the emotional state and development of the emotional intelligence of the younger generation in the context of military social conflicts. In order to possibly correct the negative consequences of socio-military conflicts on the integral development of a teenager, taking into account the observed trends and existing risks, possible methods for correcting their condition are given.

Keywords: emotional intelligence; economics and management; teenagers; military conflict; Russia.

For citation: Zabavnikov M.A., Krylov A.A. The impact of military conflicts on the emotional intelligence of adolescents // Economic and Social Problems of Russia. - 2023. - N 2. - P. 130-139.

Введение

Эмоциональный интеллект человека, недавно ставший предметом научных исследований, в настоящее время привлекает внимание ученых разных областей, включая психологию, нейробиологию, педагогику и менеджмент. Он рассматривается как важный аспект личностного развития, оказывающий влияние на качество жизни, успех в карьере и личные отношения. Вместе с этим он представляет собой особый ресурс социально-экономического развития компаний и территорий, общественного прогресса в целом.

Особенно актуальным является изучение эмоционального интеллекта в условиях военных конфликтов, когда человек сталкивается с экстремальными ситуациями, угрозами для жизни, потерей близких и дома. Военные действия могут негативно повлиять на эмоциональный интеллект, прежде всего подростков, находящихся на стадии формирования личности [Иванова, 2022, с. 28]. С другой стороны, развитие эмоционального интеллекта может помочь людям в стрессовых ситуациях эффективно справляться с эмоциональными испытаниями и решать возникающие проблемы. К тому же повышение уровня эмоционального интеллекта снижает вероятность появления посттравматического стрессового расстройства и других психических проблем [Эмоциональный интеллект: проблемы ... , 2004, с. 15].

Таким образом, изучение эмоционального интеллекта является важной научной задачей, имеющей вполне конкретное практическое значение.

131

Эмоциональный интеллект: история и современная трактовка

Термин «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence) был введен в научный оборот американскими психологами Питером Саловеем (Peter Salovey) и Джоном Майером (John D. Mayer). В 1990 г. они предложили определение эмоционального интеллекта как «способность к восприятию, пониманию, использованию и управлению собственными эмоциями и эмоциями других людей» [Salovey, Mayer, 1990, p. 187]. В 1997 г. вышла книга американского исследователя Дэниела Гоулмана (Daniel Goleman) «Эмоциональный интеллект», в которой автор развил концепцию эмоционального интеллекта и представил ее широкой публике [Гоулман, 1997].

Однако определение и концепция эмоционального интеллекта не являются универсальными и до сих пор не получили единой и четкой формулировки. Различные авторы и исследователи выделяют разные составляющие эмоционального интеллекта и дополняют их новыми аспектами.

Например, Д. Гоулман в своей книге определяет эмоциональный интеллект как «способность управлять своими и чужими эмоциями для достижения целей» [Гоулман, 1997, с. 21]. Он выделяет пять компонентов эмоционального интеллекта: самоуправление, самосознание, мотивация, эмпатия и социальные навыки.

Другой известный исследователь эмоционального интеллекта - американский психолог Ричард Бойатцис (Richard E. Boyatzis) - предлагает следующее определение: «Эмоциональный интеллект - это способность понимать и управлять собственными эмоциями, понимать эмоциональные потребности других и умение взаимодействовать с другими на эмоциональном уровне» [Boyatzis, 2000, p. 6]. Он выделяет четыре области, которые включаются в понятие эмоционального интеллекта: самосознание, управление эмоциями, социальное сознание и социальные навыки.

Помимо вышеупомянутых авторов, многие другие ученые и эксперты в области психологии и лидерства внесли свой вклад в определение эмоционального интеллекта и его составляющих. Например, в 1983 г. американский психолог Говард Гарднер (Howard Gardner) выдвинул теорию множественного интеллекта, в которой выделил восемь его видов, включая «эмоциональный интеллект». Последний определяется как способность понимать собственные эмоции, контролировать их и использовать для достижения целей [Гарднер, 2007, с. 68].

Несмотря на разнообразие определений, большинство исследователей согласны с тем, что эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни человека, оказывает существенное влияние на его психическое и физическое здоровье, а также на отношения и успехи в работе и личной жизни. Признается, что ключевыми компонентами эмоционального интел-

132

лекта являются эмпатия1, социальная компетентность и самоуправление. Развитие эмоционального интеллекта зависит от многих факторов, включая как внутренние для человека, так и внешние. К их числу относится:

1. Генетика: генетические факторы частично определяют способность человека к распознаванию эмоций и управлению ими. Некоторые исследования показывают, что гены могут влиять на склонность к проявлению определенных эмоций, таких как страх или тревога.

2. Социальное положение: семейное окружение, в котором происходит формирование личности, непосредственно влияет на эмоциональный интеллект. Родители, которые занимаются воспитанием своих детей и с вниманием относятся к их эмоциям, учат понимать и управлять своими эмоциями, тем самым способствуют развитию у детей эмоционального интеллекта.

3. Социальное окружение: общение с другими людьми также влияет на развитие эмоционального интеллекта, развивая социальную компетентность и эмпатию.

4. Личностные качества: некоторые личностные качества, такие как открытость к новым идеям и готовность к саморазвитию, прямо связаны с уровнем эмоционального интеллекта.

5. Практика: как и для любого другого навыка, регулярная практика позволяет улучшить способность распознавать и управлять эмоциями, развивать эмпатию и социальную компетентность.

6. Обучение: обучающие программы и курсы, особенно специализированные, помогают повысить уровень эмоционального интеллекта.

Целенаправленное развитие эмоционального интеллекта возможно по следующим направлениям:

- обучение управлению эмоциями: освоение техник релаксации, управления стрессом и т.д.;

- совершенствование распознавания и управления эмоциями: например, путем регулярной медитации, йоги или других практик осознанности (mindfulness);

- развитие эмпатии: сознательное применение практик активного слушания, выражения понимания и поддержки других людей;

- расширение социальных навыков: эффективного общения, проявления эмпатии и разрешения конфликтов.

В настоящее время представления об эмоциональном интеллекте широко используются в менеджменте, психологии, образовании, медицине и других областях. Многие организации предлагают тренинги и программы развития эмоционального интеллекта для своих сотрудников, представляющие собой различные тренировки по управлению эмоциями, улучшению межличностных коммуникаций и способам решения проблем.

1 Умение понимать и чувствовать эмоции других людей.

133

Значение эмоционального интеллекта человека для экономики

Существует множество исследований, свидетельствующих о том, что высокий уровень эмоционального интеллекта положительно влияет на производительность труда.

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта могут быстро адаптироваться к переменам, лучше работать в команде и справляться со стрессом на рабочем месте. Более того, высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет эффективно общаться с коллегами и руководителями, что повышает качество работы и производительность труда [Рудаков, Рудаков, 2022, с. 105].

Другая корреляция между эмоциональным интеллектом человека и производительностью его труда проявляется в способности к решению проблем и креативности. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта часто более открыты к новым идеям, готовы рассматривать вопросы с разных точек зрения и лучше справляются с нестандартными задачами. Это закономерно повышает производительность труда и эффективность бизнес-процессов.

В целом повышение уровня эмоционального интеллекта человека способствует росту его производительности труда благодаря улучшению самоуправления, облегчению сотрудничества и коммуникации с коллегами, а также развитию способности к решению проблем и креативности. Одновременно высокий уровень эмоционального интеллекта сотрудников позитивно влияет на экономику предприятия за счет формирования комфортной внутренней среды (улучшению коммуникации внутри предприятия и отношений между сотрудниками, уменьшению количества непродуктивных конфликтов). Кроме того, он помогает сотрудникам лучше понимать потребности и желания клиентов, а также находить новые пути их удовлетворения. Более высокая клиентоориентированность компании способствует увеличению объема ее продаж и росту прибыли [Гордеева, Казак, 2021, с. 137].

Уровень эмоционального интеллекта населения также влияет на экономическое развитие страны и проявляется в следующем:

• эффективности управления бизнесом: эмоциональный интеллект руководителей организации во многом определяет их способности к коммуникации и сотрудничеству, что отражается на производительности и прибыли компаний;

• появлении инноваций и реализации творческого потенциала личности: высокий уровень эмоционального интеллекта человека связан с его креативностью, что выражается в создании и использовании новых идей и решений [Шкирмонтова, Шульман, 2021, с. 6].

• успехи в международных отношениях: лидеры с высоким уровнем эмоционального интеллекта лучше понимают эмоции других людей, что позволяет влиять на них в целях достижения желаемых соглашений или решений [Грязнов, 2023, с. 193].

134

• уменьшении уровня коррупции и количества случаев дестабилизирующего поведения: людям с высоким уровнем эмоционального интеллекта свойственно более этичное поведение и более развитые социальные навыки, что повышает уровень доверия в обществе.

Изменение уровня эмоционального интеллекта человека

Повседневная жизнь, включая личные отношения и общение в социальных сетях, способствует развитию эмоционального интеллекта человека. Повышение его уровня особенно стимулирует совместная практическая деятельность (например, работа в команде, участие в проектах, проведение презентаций и переговоров). Ключевым в данных случаях является осознанное управление человеком своими эмоциями и умение эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в различных ситуациях [Сучкова, 2022, с. 166].

Особым случаем являются экстремальные ситуации (авария на дороге, пожар или кризис на работе), которые вызывают эмоциональный стресс и требуют быстрого принятия решений. С одной стороны, в них непосредственно проявляется эмоциональный интеллект личности. С другой стороны, критические ситуации могут привести к росту уровня эмоционального интеллекта человека.

Как уже отмечалось, формирование эмоционального интеллекта начинается в детском возрасте. Важным этапом в развитии эмоционального интеллекта является подростковый период. Именно в это время формируются навыки эмоционального регулирования, эмпатии и социального восприятия, которые будут использоваться в дальнейшей жизни, а также происходит осознание социальной идентичности [Гусейнов, 2022, с. 352]. Одной из особенностей подросткового периода является усиление эмоциональных реакций на события и увеличение их частоты, обусловленные спецификой деятельности мозга (развитие лимбической системы, которая отвечает за эмоции и мотивацию, а также активизация областей мозга, связанных с социальным восприятием и пониманием других людей) [За-бара, Кремешкова, Лебедева, 2021, с. 137]. Подростки часто испытывают бурные эмоции, такие как гнев, страх, тревога и неуверенность, и важно научиться управлять ими [Андронникова, 2005, с. 93]. Кроме того, повышается значимость социального окружения для развития эмоционального интеллекта. Общение с родителями, друзьями и педагогами может помочь подросткам совершенствовать навыки коммуникации и решения конфликтов, управления эмоциями и самосознания [Плотникова, 2022, с. 90]. В то же время негативное социальное окружение или отсутствие поддержки могут затруднить или исказить развитие эмоционального интеллекта личности [Сидорова, 2021, с. 77].

Развитие эмоционального интеллекта в направлении формирования этически и морально адекватной личности позволяет подросткам стать

135

более эмоционально стабильными. Напротив, патологическое его протекание может сделать состояние подростка более тревожным, а его самого -сложно идущим на контакт, замкнутым в себе и неспособным на командную работу [Клементинская, Назарова, 2022, с. 14].

Большое значение в современных условиях приобретает формирование у подростков толерантности [Лубовский, 2022, с. 219]. Сталкиваясь с разнообразными мировоззренческими взглядами и культурными различиями, им необходимо научиться принимать и уважать те из них, которые не являются деструктивными для общества.

Эмоциональный интеллект подростков в условиях военных конфликтов

Специальная военная операция (СВО) является значимым явлением для российской действительности и сказывается на разных сторонах жизни общества, включая изменение эмоционального интеллекта людей. В настоящей работе представлены результаты изучения связи между СВО и развитием эмоционального интеллекта подростков.

Исследование проводилось с помощью нескольких методов: анкетирование школьников (в анкете задавались вопросы, нацеленные на определение уровня эмпатии, самопонимания, способности к переживанию собственных эмоций) и контент-анализ записей участников социальной сети «ВКонтакте» (выявление изменений в публикуемой информации после начала СВО, а также корреляции между позицией по отношению к СВО и эмоциональным состоянием). Изучались записи, сделанные в период до 24 февраля 2022 г. и после (с 1 января 2022 г. до 1 июля 2022 г.). При этом особое внимание уделялось эмоциональному «окрасу» записей и их контексту. Среднее количество постов на одного школьника в исследовании составило 11,6. Для сопоставления данных психоэмоционального состояния на текущий момент и до начала СВО был проведен анализ исследований других авторов по этой тематике [Шубина, 2022, с. 220].

Для опроса использовалась следующая выборка: 200 человек в возрасте от 14 до 18 лет (42 школьника - 14 лет; 58 школьников - 15 лет; 51 школьник - 16 лет; 45 школьников - 17 лет; шесть школьников - 18 лет), обучающихся в 15 средних учебных заведениях города Тамбова. Анкета включала 54 вопроса, большая часть из которых была направлена на оценку эмоционального интеллекта (т.е. управление своими эмоциями, эмпатию и управление эмоциями других людей). Также был блок вопросов, посвященный социальному самочувствию школьников.

В результате анкетирования были получены следующие данные: у 54% опрошенных подростков (86% из группы не поддерживающих СВО) наблюдается снижение уровня эмоционального интеллекта по отношению к периоду до начала СВО. Причем среди школьников, которые не поддерживают СВО (диапазон ответов от нейтрального до отрицательного), на-

136

блюдается более высокий уровень дизадаптации и снижение уровня эмоционального интеллекта по сравнению с состоянием до начала СВО. Например, отвечая на вопросы блока социального самочувствия, они отмечали, что до СВО их настроение было лучше, а друзья лучше понимали. Более того, средние показатели уровня эмоционального интеллекта подростков города Тамбова, определенные в рамках проведенного исследования, ниже среднего значения для подростков, выявленных другими исследователями в 2021 г. и предыдущие годы [Каргинова, 2017; Рузавина, 2021].

Все это говорит о том, что СВО негативно влияет на развитие эмоционального интеллекта подростков, даже не находящихся непосредственно в зоне конфликта, что предполагает необходимость применения определенных мер нивелирования такого эффекта.

Одним из важных способов профилактики нарушений в развитии эмоционального интеллекта подростков в кризисной ситуации является укрепление эмоциональной связи родителей и окружающих людей (прежде всего, школьных учителей) с ребенком. Также полезно заниматься с подростками физически активными видами деятельности и поддерживать их здоровый образ жизни [Андреева, 2012, с. 58], контролировать время, проводимое ими в Интернете и за компьютером, стимулировать участие в общественной жизни (в спортивных, творческих или благотворительных мероприятиях).

Непосредственно на театре военных действий дети и подростки подвержены различным стрессовым ситуациям. Для того чтобы защитить и сохранить эмоциональный интеллект ребенка в этих условиях, следует:

• обеспечить его безопасность (используя укрытия, бункеры или другие защитные меры);

• создать устойчивую обстановку (родители и другие взрослые могут дать ребенку чувство уверенности, ощущение стабильности и предсказуемости);

• обсудить СВО и ее последствия (помочь понять, что происходит вокруг, и объяснить, как действовать в случае опасности);

• поддерживать интересы ребенка (предложить заняться чем-то, что ему интересно и приятно, чтобы уменьшить уровень стресса);

• учить стратегиям управления эмоциями (чтобы справиться с чувствами тревоги, беспокойства и страха).

Корректировка проблем в развитии эмоционального интеллекта подростков, возникающих в связи с военными действиями, является более сложной задачей и часто требует помощи специалистов (психологов или психотерапевтов) по работе с детьми и подростками [Зорина, 2021, с. 301]. В целом для повышения уровня эмоционального интеллекта подростков необходимо терпение, время и практики. Каждый подросток уникален, поэтому важно найти тот метод, который лучше всего подходит для конкретного случая.

137

Заключение

Развитие эмоционального интеллекта является важной составляющей полноценного развития личности. Низкий уровень эмоционального интеллекта или его искажение может привести к нарушениям в психологическом и эмоциональном благополучии подростка, а также повлиять на его результаты в учебе и социализации. Повышение уровня эмоционального интеллекта человека способствует достижению успеха в профессиональной деятельности, развитии лидерских качеств и предпринимательских способностей. Одновременно это благоприятно сказывается на социально-экономической динамике - как на уровне отдельных компаний, так и регионов.

Особенно важно обеспечить развитие эмоционального интеллекта в период формирования личности. Для предотвращения возможных проблем родители и педагоги должны оказывать подросткам соответствующую поддержку: помогать им воспринимать и управлять своими эмоциями, овладевать социальными практиками. В этих целях следует использовать специальные методы, способствующие развитию эмоционального интеллекта личности.

Начало СВО оказало определенное негативное влияние на развитие эмоционального интеллекта подростков в России, что определяет необходимость осуществления специальных профилактических мероприятий. В случае если в условиях военных действий подросток уже столкнулся с проблемами в развитии эмоционального интеллекта, следует обращаться к специалистам для проведения профессиональной коррекции. Ранняя диагностика и лечение эмоциональных проблем позволяют избежать серьезных последствий и обеспечить полноценное развитие личности.

Список литературы

1. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 57-65.

2. Андронникова О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. - Новосибирск, 2005. - 213 с.

3. Гарднер Г. Структура разума: Теория множественного интеллекта. - Москва : Изд. дом «Вильяме», 2007. - 801 с.

4. Гордеева Е.В., Казак Ю.М. Эмоциональный интеллект и лидерские способности руководителя // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 3-1. - С. 136-139.

5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - Москва : Хранитель, 1997. - 478 с.

6. Грязнов С.А. Влияние интеллекта руководителя на эффективность управленческой деятельности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. -№ 1-1. - С. 192-194.

7. Гусейнов А.Ш. Эмоциональный интеллект в аспекте личностной зрелости // Общение в эпоху конвергенции технологий : сб. науч. трудов. - 2022. - № 1. - С. 351-354.

138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.