УДК 159.955.4
Теоретическое мышление младших школьников как основа формирования субъектности
Theoretical thinking of junior school-children as the basis for the formation of subjectivity
Новиков П.В., Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, pet68713266@yandex.ru
Савинова Т.В., Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, stanea2610@yandex.ru
Novikov P., Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evsevyov, pet68713266@yandex. ru
Savinova T., Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evsevyov, stanea2610@yandex. ru
DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.024
Статья подготовлена в рамках сетевого гранта ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» по теме «Психологическое сопровождение рефлексивного развития младших школьников в учебной деятельности».
Ключевые слова: оптимизация личностного развития учащихся, развитие теоретического мышления, компоненты теоретического мышления, диагностика компонентов теоретического мышления, рефлексивная самооценка, субъектная позиция младшего школьника, развитие рефлексивных способностей.
Keywords: optimization of the students' indivudaul development, development of theoretical way of thinking, components of theoretical way of thinking, diagnostics of the components of theoretical way of thinking, reflexive self-assessment, younger student's subject position, development of reflexive abilities.
Аннотация. Цель статьи заключается в исследовании особенностей теоретического мышления младших школьников на современном этапе, рассмотрение его влияния на развитие личностных особенностей и интеллектуальных способностей учащихся. Показана сущность типов эмпирического и теоретического мышления. Охарактеризованы формальные и содержательные мыслительные действия. Особое внимание уделено характеристике рефлексии, являющейся высшим компонентом теоретического мышления. Подчеркивается важность применения надежных и валидных психологических методик для диагностики уровня развития компонентов теоретического мышления. Исследованы типы рефлексии учащихся на способ действия при решении задач. Доказана значимость рефлексивных способностей младших школьников в процессе формирования субъектной позиции учащихся. Авторами показано влияние рефлексивной самооценки учащихся на успешность обучения. Данная статья предназначена практическим психологам сферы образования, педагогам младших классов школы, бакалаврам и магистрантам психолого-педагогического направления.
Abstract. The purpose of the article is to study the features of the younger students' theoretical way of thinking at the present stage, to consider its influence on the development of indivdual characteristics and intellectual abilities of students. The essence of the types of empirical and theoretica way of thinking is shown. Formal and meaningful mental activities are characterized. Particular attention is paid to the characteristics of reflection, which is the highest component of theoretical way of thinking. The importance of implementing reliable and valid psychological methods for diagnosing the level of development of the components of theoretical way of thinking is emphasized. The types of students' reflection on the way of solving problems are investigated. The importance of the reflexive abilities of younger schoolchildren in the process offorming the subjective position of students is proved. The authors show the influence of reflective self-assessment of students on the success of education. This article is intended for practical psychologists in the field of education, teachers of elementary school, bachelors and masters of the psychological and pedagogical direction.
Введение. Новая социальная ситуация развития и ведущая деятельность, в которую оказывается включенным ребенок после дошкольного детства, оказывают огромное влияние на его личность и ее изменение. В этом возрасте ведущей деятельностью становится учебная. Младшие школьники особенно остро воспринимают ситуации, связанные со школой и учебной деятельностью. В начальной школе, в качестве основных новообразований должны появиться анализ, рефлексия, внутренний план действий.
Мы считаем, что основным направлением интеллектуального и личностного развития младших школьников является развитие теоретического мышления, основными компонентами которого и являются центральные новообразования младшего школьного возраста. Теоретическое мышление позволяет человеку эффективно решать как учебные, так и профессиональные задачи, в условиях дефицита времени, неопределенности, в постоянно изменяющемся мире. Поэтому задача развития такого мышления насущная для педагогической практики. Но формировать у обучающихся основные составляющие теоретического мышления «на пустом месте» сложно. Необходимо уже в дошкольном возрасте «закладывать» предпосылки мыслительных, рефлексивных способностей детей.
Образовательная практика и специальные исследования показывают, что дошкольники поступают в школе умея считать, писать и обладая другими учебными навыками, но с недостаточной психологической подготовкой и, прежде всего, «слабым» интеллектуальным развитием. С поступлением в школе, основным процессов в интеллектуальной сфере ребенка становится мышление. Интеллектуализация познавательной сферы учащихся начальной школы связана с влиянием мышления на преобразование других процессов и личность ребенка в целом [5;7].
О проблемах психического развития дошкольников, и в частности психологической готовности детей к обучению в школе, мы писали [10]. Необходимо отметить еще один момент, связанный с данной проблемой. Речь идет об учебно-методических материалах, применяемых в практике обучения детей. В настоящее время, в свободном доступе, имеется огромное количество печатных изданий, направленных на психическое развитие детей, в частности, рабочие тетради дошкольников, целью которых является интеллектуальное развитие детей. Данные тетрадочки используются воспитателями,
педагогами-психологами, на развивающих занятиях, в «Малышкиной школе», родителями, в домашних условиях, с целью подготовки детей к обучению в школе. Однако психологический анализ многих таких «материалов», показывает слабый развивающий эффект, того содержания, которое предлагается детям. Кроме того, большинство таких «материалов» не имеют соответствующих рекомендаций (Министерства просвещения РФ, научно-методических советов) и рецензий компетентных специалистов в сфере развивающего обучения. Большинство родителей, как правило, не имеют соответствующей психолого-педагогической подготовки, поэтому данные рабочие тетрадочки должны сопровождаться еще и подробными методическими рекомендациями по работе с ребенком, с учетом его возрастных и индивидуально-психологических особенностей.
Федеральный государственный
образовательный стандарт ориентирован, прежде всего, на личностное развитие дошкольника [14]. Для достижения данной цели важно в педагогической практике обучения и воспитания дошкольников и младших школьников применение обоснованных развивающих психолого-педагогических технологий,
направленных на развитие учебно-познавательной мотивации, мыслительных способностей, механизмов саморегуляции, коммуникативных умений и др. В качестве примера можно привести «Тетради для развития мыслительных способностей дошкольников и младших школьников» А. Зака, рекомендованные Министерством образования и науки РФ [5;6]. Развивающие занятия разработаны для групповой работы в школе. В данных материалах представлены развивающие занятия с игровыми заданиями, разных уровней сложности. Задания выполнена на не учебном материале, направленны на развитие способностей анализировать, планировать, рассуждать, делать умозаключения. Имеется методическое руководство по организации и технологии проведения развивающих занятий с детьми, а также задания для диагностики развития данных мыслительных способностей. К сожалению подобных «материалов», для работы с дошкольниками очень мало.
В настоящее время, концепции развивающего обучения широко представлены в практике дошкольного образования. Исследования В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева показали, что для развития теоретического мышления важное значение имеет развитая способность к творческому воображению [4;7]. По мнению В.В.
Давыдова, воображение, является важнейшим новообразованием дошкольника и выступает как основа будущего теоретического мышления. По нашему мнению, развитие воображения и соответствующих творческих способностей дошкольников является приоритетным направлением развивающей работы в ДОУ, которая будет способствовать и формированию основ, предпосылок субъектных качеств личности дошкольника.
Методология исследования. Наш подход к пониманию и развитию теоретического мышления можно сформулировать следующим образом. Эмпирические исследования показали, что развитие теоретического мышления учащихся более продуктивно решается в русле развивающего обучения. Мы рассматриваем понятие развивающего обучения с позиции научной школы Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их учеников. Развивающее обучение, прежде всего, направлено на развитие личностной, интеллектуальной и творческой составляющей личности ребенка. Мы придерживаемся той позиции, что сущность развивающего обучения состоит в превращении учащегося из объекта в субъекта учебной деятельности и общения [4;12;15;16].
Обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова формирует у младших школьников основные новообразования: анализ, рефлексию, планирование, являющиеся компонентами теоретического мышления.
В образовательной практике исследованы и описаны эмпирическое и теоретическое мышление, имеющие свои особенности [4;8;9;16]. Для эмпирического мышления характерны формально-эмпирические мыслительные
действия (рефлексия, анализ, планирование, абстракция и обобщение), которые ориентированы на внешние, воспринимаемые особенности предметов и выполняемых с ними действий. Эмпирическое мышление не способно проникнуть в сущность явлений, описывает только внешние связи объектов. Эмпирическое мышление формируется у ребенка уже в дошкольном возрасте. Младшим школьникам эмпирическое (рассудочное) мышление обеспечивает успешное поведение в стандартных условиях, но такой «рассудочной интеллект» оказывается «несостоятельным», когда ситуация требует самостоятельного поиска средств и способов деятельности.
Теоретическое мышление опирается на содержательные мыслительные действия, направленные на исследование сущностных и всеобщих особенностей предметов.
Теоретическое мышление начинает развиваться в начальной школе. Учебная деятельность является основным фактором, развивающим это мышление. Теоретическое мышление позволяет эффективно действовать в неопределенных и нестандартных ситуациях, позволяет проникать в сущность предметов и явлений и тем самым понять закон их существования [4].
Эффективность освоения учебной деятельности зависит от типов мышления, которые сформировались у школьников. Решение задач в учебной деятельности школьниками может осуществляться эмпирическим способом (методом проб и ошибок), когда ребенок в процессе решения не выделяет и не осознает способа решения задач, ориентируется на яркие, внешние стороны задачи. В таком случае каждая задача определенного класса решается как новая, не похожая на решенные задачи.
При наличии теоретического мышления у учащегося, при решении задач применяется теоретический способ решения. Сформированные содержательные мыслительные действия позволяют учащемуся проанализировать условия и требования в одной задаче и установить общий способ решения других задач данного класса. В этом случае в процессе решения задачи учащийся выделяет в ней существенные условия и на этой основе успешно решает все задачи этого класса. У школьника формируется понимание, осознание общего способа решения задач определенного класса.
Таким образом, охарактеризованные типы мышления имеют своеобразную структуру и проявляются в различных способах решения задач.
Сложность разработки и решения рассматриваемой нами проблемы усугубляется разными мнениями психологов-исследователей о возрастном периоде развития теоретического мышления обучающихся. Одни авторы указывают на подростковый возраст, специфический для развития рефлексии, как высшего компонента теоретического мышления. Другие ученые-исследователи полагают, что теоретические, содержательные мыслительные действия можно развивать уже в начальной школе. Так С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что при усвоении теоретических знаний в процессе систематического целенаправленного обучения мышление обучающихся приобретает рефлексивный характер, приходит к все более совершенному осознанию своих собственных операций [13]. Д.Б. Эльконин отмечал, что школьник в конце начальной школы может сознательно рассуждать и управлять своими
мыслительными процессами [16].
Психологические исследования, проведенные отечественными учеными, показали большие потенциальные возможности детей и показали, что развитие теоретического мышления у младших школьников в педагогической практике возможно [4;8;12].
В 90-е годы прошлого века была внедрена в образовательную практику технология развития теоретического мышления средствами учебной деятельности в рамках экспериментального обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Было доказано, что к концу начальной школы, обучение по данной системе формирует у большинства детей рефлексивные умения [4]. Рефлексивное развитие школьников содействует превращению учащихся из объекта в субъект учебной и познавательной деятельности, что положительно сказывается на следующих этапах обучения школьников. Развитие рефлексивного мышления учащихся способствует и становлению творческой личности, что очень актуально и востребовано в современном быстро меняющемся образовательном пространстве и производственной сфере.
Если в 90-е годы прошлого века развитие рефлексивных способностей младших школьников продуктивно осуществлялось только в рамках экспериментального обучения, то сегодня, с учетом динамичных изменений, происходящих в обществе, в образовательной системе и возросшими требованиями к подготовке учащихся, успешная практика развития рефлексивного мышления учащихся должна осуществляться в каждой школе. На решение данной проблемы нацелен и ФГОС НОО [14].
Однако, сегодня, проблема развития теоретического мышления у учащихся остается насущной. Рассматривая процесс развития теоретического мышления, мы говорим о развитии рефлексивного мышления. Рефлексия, являясь высшим элементом этого мышления, объединяет в себе и анализ и планирование. В процессе решения интеллектуальных (учебных) задач рефлексия помогает обучающемуся фиксировать обобщенные ориентиры и считать их основаниями своего действия. Если для ребенка характерна формальная рефлексия (при функционировании эмпирического мышления), то в процессе решения задачи школьник выделяет внешние, несущественные, но яркие привлекающие его внимание признаки и считает их основаниями своих действий. В таких случаях можно говорить, что мышление следует за восприятием ребенка.
Рефлексивное (теоретическое) мышление коренным образом меняет всю личность школьника. Рефлексивность как новое качество, приобретаемое в начальной школе, помогает адекватному самовосприятию, прогнозировать свое поведение, определять «зоны» своего незнания. Рефлексия - это способность оценивать результаты своей деятельности и особенности своей личности. Подчеркнем, что учащийся как субъект учебной деятельности должен обладать такими качествами и компетенциями как умение самостоятельно «добывать», обновлять и применять знания на практике, рефлексивной самооценкой, потребностью в саморазвитии. Важным фактором достижения младшими школьниками высоких учебных результатов является сформированная рефлексивная самооценка. Особенность рефлексивной самооценки состоит в способности находить различия своих действий с определенным образцом, находить пути и способы их выявления и исправления [1].
Рефлексивная самооценка выступает важнейшим условием формирования
субъектности личности младшего школьника и становления его учебной деятельности, определяет его отношение к людям и к самому себе, позволяет делать адекватный выбор в самых различных жизненных ситуациях. Недостаточно развитая рефлексивная самооценка младших школьников свидетельствует о
несформированности важнейшего
новообразования - рефлексии, что проявляется в неспособности понять и принять «позицию школьника», проанализировать свою учебную деятельность, неадекватном самовосприятии, отсутствии самостоятельности [1].
В исследовании показано, что рефлексивная самооценка необходима для осмысления всех этапов и компонентов учебной деятельности. Без осознания способа решения задач, при отсутствии умения организовать свой учебный процесс, объективно оценить свои результаты школьники не сумеют присвоить тех познаний, которые они добывают [2]. Являясь компонентом самосознания самооценка существенным образов влияет на личность и меняет поведение и деятельность школьников.
Материалы и методы исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе одной из СОШ гор. Саранска Республики Мордовия. В нашем исследовании принимали участие ученики 3-го класса в количестве 25 человек. Цель исследования - изучение рефлексивных способностей учащихся в процессе решения не учебных задач.
Использовалась методика «Ряды» [9]. Учащиеся обследовались индивидуально. Процедура исследования включала решение восьми задач. Бланк с задачами представлен на рисунке 1. В данной методике нечетные задачи №№ 1, 3, 5, 7 решаются одним способом: проявляется закономерность возрастания ряда, а четные задачи №№ 2, 4, 6, 8 построены по другому способу решения: проявляется закономерность убывания ряда. Чтобы решить задачу, школьнику нужно понять логику построения ряда и продолжить его. Для решения данных задач школьнику необходимо применять мыслительные действия сравнения, анализа, обобщения, абстрагирования, рефлексии.
Методика исследования состояла из двух частей. В первой части надо было решить задачи,
во-второй классифицировать правильно решенные задачи. В зависимости от того как учащийся классифицировал решенные задачи и объяснял свою группировку можно выделить следующие уровни рефлексивного развития: 1. формальная рефлексия: когда учащийся группирует задачи по внешним (несущественным) признакам; 2. содержательная рефлексия: когда учащийся объединяет задачи по способу их решения; 3. развивающаяся рефлексия: учащийся выделяет и обосновывает только один способ решения, не выделяя другой; 4. неопределенная рефлексия: учащийся проводит классификацию задач и по способу решения, и по внешним признакам и считает все «группы задач важные».
Рисунок 1. - Бланк к методике «Ряды»
Результаты исследования. Результаты исследования уровней развития рефлексии представлены на рисунке 2. Согласно полученным данным мы видим, что смогли правильно решить задачи и выделить способ решения задач только 16% детей. Для них характерна содержательная рефлексия, способность выделять существенные признаки, осознавать и фиксировать свои действия при решении. В процессе решения дети «узнавали» задачи, говорили, что в третьей задаче, как и в первой прибавляется (возрастает); в шестой задаче убывает (уменьшается) как в четвертой и т.д. 68% учащихся правильно решенные задачи сгруппировали по внешним признакам (формальная рефлексия). Наблюдение за процессом решения задач такими детьми показало, что их внимание привлекают внешние
признаки задач (точки, палочки, цифры и др.). Как правило учащиеся этой группы объединяли задачи №№ 3 и 6 («они на елочку похожи»); №№ 4 и 5 («у них прямоугольник из палочек состоит»); №№ 7 и 8 («и здесь и там цифры»). На дополнительный вопрос психолога: «А решаются они одинаково» «Способ решения у них похожий?», отвечали «да у них все одинаково». У этих детей восприятие существенно влияет на процесс решения. 12% учащихся группировали решенные задачи и по способу решения и по внешним признакам. Эти дети объединяли задачи №№ 1, 3, 5; №№ 2, 4; №№ 4, 5; №№ 7, 8. Ответы учащихся этой группы показывают, что выделение способа решения задач в содержательной группировке в полной мере не осуществляется. (Задачи №№1 и 3: «похожие, у них как бы точки надо рисовать». Задачи №№2 и
4: «у них четырехугольники, только в № 4 он разрушается»).
Таким образом, мы видим, что более половины учащихся, принимавших участие в исследовании, в процессе решения задач не смогли выделить способ решения. Для большинства школьников решающих задачу, основным процессом становится получение
результата. То, что ученик делает в момент решения, какие действия он совершает, не является предметом его рассмотрения. Внимание учащегося, решающего задачу, в первую очередь привлекают второстепенные, несущественные признаки, на основе которых впоследствии и объясняется «схожесть» задач.
Распределение учащихся по типам рефлексии на способ действия
□ Формальная рефлексия □ Содержательная рефлексия ^ Неопределенная рефлексия и Развивающаяся рефлексия
Рисунок 2. - Распределение учащихся по уровням рефлексивного развития
Заключение. Быстрый темп развития современного общества оказывает прямое влияние на образовательную систему. Резко возросли требования к подготовке подрастающего поколения. Современный человек вынужден все время обучаться и самообразовываться. Развивающее обучение оптимизирует процесс психического развития учащихся и способствует формированию обучающихся как субъектов образовательной практики. В рамках развивающего обучения особая роль отводится концепции теоретического мышления. В педагогической психологии и образовательной практике проблематика, связанная с развитием теоретического мышления, занимает одно из центральных мест. По нашему мнению, важнейшим направлением психического развития детей начальной школы является развитие рефлексивного теоретического мышления, как надежной основы развития всей личности младшего школьника.
Предпосылки теоретического мышления необходимо закладывать в дошкольном детстве. В начальной школе теоретическое мышление развивается под влиянием учебной деятельности. Но сама учебная деятельность должна быть сформирована в соответствии с основными принципами развивающего обучения.
Рефлексивное мышление - это, прежде всего результат развитых мыслительных действий анализа, абстрагирования, планирования, рефлексии, обобщения.
Наше исследование выявило большой процент учащихся, для которых характерен эмпирический тип мышления, формально-эмпирические мыслительные действия (рефлексия, анализ, планирование, абстракция и обобщение), которые ориентированы на внешние и частные особенности предметов и выполняемых с ними действий.
Чтобы целенаправленно и систематически осуществлять процесс развития теоретического мышления психологу (педагогу) необходимо иметь набор надежных, валидных психодиагностических методик. Мы считаем, что для установления уровня развития теоретического мышления у обучающихся необходимо использовать диагностические методики, сконструированные как на учебном, так и не учебном материале. В отечественной психологии накоплен определенный опыт диагностики теоретического мышления младших школьников [3;6;8;9;11].
Для эффективного развития мыслительных способностей учащихся учителю необходимо хорошо знать их психологическую
характеристику. Являясь сложным и трудоемким психологической подготовки педагогов, который
процессом, рефлексивное развитие младших необходимо постоянно совершенствовать.
школьников подразумевает высокий уровень
Литература:
1. Брич О.В. Рефлексивная самооценка как компонент учебно-познавательной компетенции учащихся / О.В. Брич // Вестник науки. - 2020. - Т. 5. -№ 11 (32). - С. 28-32.
2. Васильева Т.Ю. Приемы рефлексивной технологии с целью формирования самооценки и самоконтроля на уроках в начальной школе / Т.Ю. Васильева // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. - 2015. - № 8. -С. 42-45.
3. Гуружапов В.А. К вопросу о предметной диагностике теоретического мышления детей в развивающем обучении / В.А. Гуружапов. -Психологическая наука и образование. - 1997. - № 4. -С.103-106.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Москва: ИНТОР, 1996. - 544 с.
5. Зак А. Интеллектика для дошкольников. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Учебное издание / А. Зак. - Москва: Интелектика-Центр, 2005. - 80 с.
6. Зак А. Интеллектика 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Учебное издание / А. Зак. - Москва: Интеллектика-Центр, 2007. - 96 с.
7. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход / В.Т. Кудрявцев. - Дубна, 1997. - Часть 1. - 174 с.
8. Максимов Л.К. Формирование математического мышления у младших школьников: учебное пособие по спецкурсу / Л.К. Максимов. -
Москва: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1987. - 96 с.
9. Новиков П.В. Диагностика рефлексии у учащихся младших классов: пособие к спецкурсу / П.В. Новиков. - Мордовский государственный педагогический институт: Саранск, 1999. - 75 с.
10. Новиков П.В. Пути оптимизации готовности дошкольников к обучению в школе / П.В. Новиков // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 1 (138). - С. 192-199.
11. Оценка без отметки; под редакцией Г.А. Цукерман. - Москва - Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. - 136 с.
12. Репкин В.В. Что такое развивающее обучение / В.В. Репкин, Н.В. Репкина. - Москва: Авторский клуб, 2015. - 140 с.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х томах. - Т.1 / С.Л. Рубинштейн. - Москва: Педагогика, 1989. - С. 429-430.
14. ФГОС начального общего образования [Электронный ресурс] / Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373, с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г. / Министерство образования и науки РФ. - Режим доступа: ЬИ//81аМа11Ыи/ги/са1а1о&афх?Са1а1о£;И=959
15. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. - Томск: «ПЕЛЕНГ», 1993. - 270 с.
16. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Москва: Педагогика, 1989. -560 с.
References:
1. Brich O.V. Reflexive self-assessment as a component of educational and cognitive competence of students / O.V. Brich // Bulletin of Science. - 2020. -V. 5. - № 11 (32). - P. 28-32.
2. Vasilyeva T.Yu. Techniques of reflective technology for the purpose of forming self-esteem and self-control at lessons in elementary school / T.Yu. Vasilyeva // Primary School: Problems and Prospects, Values and Innovations. - 2015. - № 8. - P. 42-45.
3. Guruzhapov V.A. To the question of the subject diagnostics of the theoretical thinking of children in developing education / V.A. Guruzhapov. -Psychological science and education. - 1997. - № 4. -P.103-106.
4. Davydov V.V. Theory of developing education / V.V. Davydov. - Moscow: INTOR, 1996. - 544 p.
5. Zak A. Intelligence for preschoolers. Notebook for the development of mental abilities. Educational edition / A. Zak. - Moscow: Intellectika-Center, 2005. -80 p.
6. Zak A. Intelligence grade 1. Notebook for the development of mental abilities. Educational edition / A. Zak. - Moscow: Intellectika-Center, 2007. - 96 p.
7. Kudryavtsev V.T. Developed childhood and developing education: a cultural-historical approach / V.T. Kudryavtsev. - Dubna, 1997. - Part 1. - 174 p.
8. Maksimov L.K. Formation of mathematical thinking in younger schoolchildren: a textbook for a special course / L.K. Maksimov. - Moscow: MOPI im. N. K. Krupskaya, 1987. - 96 p.
9. Novikov P.V. Diagnosis of reflection in primary school students: a guide to a special course / P.V. Novikov. - Mordovia State Pedagogical Institute: Saransk, 1999. - 75 s.
10. Novikov P.V. Ways of optimizing the readiness of preschoolers to study at school / P.V. Novikov // Kazan Pedagogical Journal. - 2020. - № 1 (138). - S. 192-199.
11. Rating without mark; edited by G.A. Zuckerman. - Moscow - Riga: Pedagogical Center "Experiment", 1999. - 136 p.
12. Repkin V.V. What is developmental education / V.V. Repkin, N.V. Repkin. - Moscow: Author's Club, 2015. - 140 p.
13. Rubinstein S.L. Fundamentals of general psychology: in 2 volumes. - T.1 / S.L. Rubinstein. -Moscow: Pedagogy, 1989. - S. 429-430.
14. GEF of primary general education [Electronic resource] / Approved. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 6, 2009 N 373, as amended and supplemented on November 26, 2010, September 22, 2011,
December 18, 2012, December 29, 2014, May 18, December 31, 2015 December 11, 2020 / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. -Access mode: htt//standart/edu/ru/
catalog.aspx?Catalogld=959
15. Tsukerman G.A. Types of communication in education / G.A. Zuckerman. - Tomsk: "PELENG", 1993. - 270 p.
16. Elkonin D.B. Selected psychological works / D.B. Elkonin. - Moscow: Pedagogy, 1989. - 560 p.
5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред
(19.00.07 - Педагогическая психология)
Сведения об авторах:
Новиков Петр Васильевич (г. Саранск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, факультета психологии и дефектологии МГПУ им. М.Е. Евсевьева, e-mail: pet68713266@yandex.ru
Савинова Татьяна Викторовна (г. Саранск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, факультета психологии и дефектологии МГПУ им. М.Е. Евсевьева, e-mail: stanea2610@yandex.ru