Научная статья на тему 'Теоретическо-практическая подготовка студентов к сдаче норматива рывок гири 16 кг в рамках спортивного комплекса ГТО'

Теоретическо-практическая подготовка студентов к сдаче норматива рывок гири 16 кг в рамках спортивного комплекса ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГТО / норматив / упражнение / проблема / подготовка / исследование / TRP / standard / exercise / problem / preparation / research

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И П. Щенкова

В данной статье будет рассмотрен норматив «рывок гири на 16 кг», по желанию заменяющий «подтягивание» в рамках ГТО. Затронута тема комплексной подготовки как среди студентов ПГАТУ, так и преподавателей. Представлена выборка обучающихся с первого по третий курс в ВУЗе в количестве 80 молодых людей в возрасте от 18 до 22 лет без каких-либо медицинских ограничений и противопоказаний. Проанализирована проблема подготовки сдающих. Вместе с этим даны рекомендации для решения сложившейся ситуации, спрогнозирован возможный результат сдачи норматива среди обучающихся ПГАТУ, выявлены возможные стагнационные факторы при подготовке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL TRAINING OF STUDENTS TO PASS THE STANDARD JERK KETTLEBELL 16 KG IN THE FRAMEWORK OF THE SPORTS COMPLEX TRP

This article will consider the standard «jerk weights 16 kg», optionally replacing the «pull – up» in the TRP. The topic of integrated training among the students of PGATU and it’s teachers. A sample of 80 students of the same age category without any medical restrictions and contraindications is presented. The problem of training the teaching staff, as well as the readiness of the examiners themselves, is analyzed. At the same time recommendations for the solution of the current situation are given, the possible result of delivery of the standard among students of PGATU is predicted, possible stagnation factors at preparation are revealed.

Текст научной работы на тему «Теоретическо-практическая подготовка студентов к сдаче норматива рывок гири 16 кг в рамках спортивного комплекса ГТО»

ТЕОРЕТИЧЕСКО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ НОРМАТИВА РЫВОК ГИРИ 16 КГ В РАМКАХ СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА

ГТО

И.П. Щенкова, доцент, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11761

Аннотация. В данной статье будет рассмотрен норматив «рывок гири на 16 кг», по желанию заменяющий «подтягивание» в рамках ГТО. Затронута тема комплексной подготовки как среди студентов ПГАТУ, так и преподавателей. Представлена выборка обучающихся с первого по третий курс в ВУЗе в количестве 80 молодых людей в возрасте от 18 до 22 лет без каких-либо медицинских ограничений и противопоказаний. Проанализирована проблема подготовки сдающих. Вместе с этим даны рекомендации для решения сложившейся ситуации, спрогнозирован возможный результат сдачи норматива среди обучающихся ПГАТУ, выявлены возможные стагнационные факторы при подготовке. Ключевые слова: ГТО, норматив, упражнение, проблема, подготовка, исследование.

Статья теоретически значима для методических работ в ВУЗах, школах, а также для личного пользования. В свою очередь, практическая значимость заключается в правильной подготовке преподавательского состава и обучающихся к сдаче норматива «рывок гири на 16 кг», а также в результативности применяемых техник.

«Всероссийский физкультурно-

спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) - полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации...» - так гласит официальное определение ГТО [1].

В стремлении помочь студентам сдать нужные нормативы на соответствующих уровнях трудности, на базе Пермского ГАТУ, начиная с 2014 года, проводится постоянная подготовка обучающихся к комплексу ГТО.

Цель данной работы - это выявление и решение проблем при сдаче такого норматива, как «рывок гири на 16 кг», проверка уровня подготовленности обучающихся, на примере экспериментальной группы

выявить все недостатки нынешней подготовки к сдаче нормативов и разработать на основе этого более совершенную программу.

Организация исследования. Для исследования были отобраны студенты Пермского ГАТУ первого, второго и третьего курсов в количестве 80 человек, возраст которых составил от 18 до 22 лет. Для того, чтобы показать повышение или наоборот, снижение показателей участники были разделены на 2 группы по 40 человек, первая группа - экспериментальная, вторая - контрольная.

До начала практических исследований всем испытуемым было предложено пройти небольшой опрос на наличие теоретических и практических знаний о нормативе «рывок гири на 16 кг» в рамках ГТО, в том числе и для выявления уровня школьной подготовки. Также на один вопрос «По какой причины вы решили сдавать «Рывок гири на 16 кг», а не «Подтягивание»?» нужно было дать открытый ответ. Результаты опроса представлены на рисунке 1.

Делали ли Вы в школе упражнения "Рывок гири"? Обучали ли шоле технике/правилам сдачи норматива? Вас знакомили с основными нормами/ принципами ГТО?

Ваших школьных знаний

норматива "Рывок гири на 16 Кг"?

достаточно для сдачи 12 гири на 16 Кг"? ^

7« 73 0

+

47 26 7

V A

66 9 5

V *

■12 60 8 \

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% Да Нет Затрудняюсь ответить

Рис. 1. Уровень знаний школьной подготовки обучающихся к сдаче норматива

ГТО «Рывок гири на 16 кг»

На основании опроса выявлены проблемы сдачи норматива «Подтягивание». 91% испытуемых не имели практики, и только 59% опрошенных знают теоретическую часть норматива, 82,5% обучающихся знакомы с нормами/принципами сдачи ГТО, но только 15% считают, что их знаний достаточно для выполнения норматива «Рывок гири на 16 кг».

Для анализа ситуации были выбраны 10 случайных школ Перми и Пермского края для того, чтобы посмотреть учебные программы предмета «Физическая культура» именно с 10 по 11 класс, так как нужное нам упражнение разрешено проводить только с 16 лет. Согласно исследуемым данным, ни в одном из общеобразовательных учреждений нет рывка гири. Основными же нормативами стали: бег на 60 и 100 метров, подтягивание из виса на высокой перекладине, прыжок в длину с места и кроссовый бег на 3 км.

Согласно данным Пермского ГАТУ среди 60 человек первого и второго курса, только 30 человек сдавали подтягивание, все остальные выбирали альтернативу. И согласно открытому вопросу в анкете, основными ответами студентов были «Сложно», «Неинтересно», «Не получается», что также оголяет проблему школ в преподавании такого упражнения, как «Подтягивание».

На основании вышесказанного, стоит вынужденно констатировать тот факт, что

в школах низкая физическая подготовка обучающихся нормативу «Рывок гири», а заинтересованность студентов в основном нормативе «Подтягивание» находится на очень низком уровне, несмотря на то, что упражнение со школы знакомое. Выявленные факторы далее будут применены к испытуемой группе для повышения показателей сдачи норматива.

Перед началом исследования, были проведены замеры сдачи норматива студентами, результаты которых представлены в рисунке 2. Методико-практическая работа на протяжении семестра (3 месяцев) велась только с экспериментальной группой, вторая группа занималась в штатном режиме.

Для успешного прохождения норматива ГТО «Рывок на 16 кг» даны следующие критерии: для бронзы - 21 повторение, для серебра - 25 повторений, для золота - 43 повторения [2].

Двум группам преподавалась одна и та же информация о параметрах и особенностях норматива, однако экспериментальной группе были добавлены дополнительные учебные материалы, основываясь на введении дополнительных упражнений, выполняемых под присмотром преподавателя для повышения качества сдачи:

- Махи гири со сменой рук. Данное упражнение нацелено на то, чтобы студенты научились «выключать» кисть из работы при подъеме гири наверх.

- Броски гири через голову. Упражнение способствует выработке баланса и нужной амплитуды для выполнения норматива.

- Жонглирование гирями. Нацелено на то, чтобы обучить мышцы вовремя напрягаться и расслабляться.

- Протяжка гири и рывок двумя руками, а также махи гири двумя руками, что по-

лезно для укрепления и разработки групп мышц, задействованных при выполнении норматива [3].

По итогу в конце испытательного срока была проведена сдача нормативов, результаты которой можно рассмотреть на рисунке 2.

12

1

21

16

I

19

14

20

20

14

0

КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ

ВО ВРЕМЯ ПЕРВЫХ ПОСЛЕ 3 МЕСЯЦЕВ ГРУППА ВО ВРЕМЯ ГРУППА ПОСЛЕ 3 ЗАМЕРОВ ПРИ СДАЧЕ ПОДГОТОВКИ ПЕРВЫХ ЗАМЕРОВ ПРИ МЕСЯЦЕВ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВА СДАЧЕ НОРМАТИВА

| Сдали на золото

| Сдали на серебро ■ Сдали на бронзу

Не сдали

6

4

3

2

2

Рис. 2. Сравнительные данные сдачи норматива «Рывок гири на 16 кг» 2 групп

до и после проведенных занятий.

Результаты исследования. На основании данных таблицы, можно сделать вывод о том, что введение дополнительных упражнений положительно повлияло на динамику сдачи упражнения среди студентов. Выбранный курс подготовки также привел к тому, что экспериментальная группа сдала норматив в полном составе. Вместе с этим наблюдается значительное увеличение качества сдачи, что показывают уровни выполнения на золото, серебро и бронзу. Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп показал действительный эффект проведенных практик.

Методические рекомендации. Нужно отметить увеличение качества сдачи норматива «Рывок гири на 16 кг» при введении дополнительных упражнений и пра-

вильном подходе. Но также в ходе исследования выявились значительные проблемы - отсутствие должной физической подготовки в школах, недостаточность нужных знаний у сдающих альтернативу, слабый уровень преподавания такого упражнения, как «Подтягивание», в следствие чего наблюдается низкая заинтересованность сдающих при выборе основного упражнения. Выход из ситуации - донести до обучающихся еще на стадии школьного обучения правильную информацию о подтягиваниях, мотивировать сдачу именно данного упражнения в комплексе ГТО, а также ввести хотя бы в 10-11 классах сдачу норматива по желанию «Рывок гири», что приведет к осознанному выбору в дальнейшем, а также увеличит качество сдачи.

Библиографический список

1. ВФСК ГТО. - 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gto.ru/ (Дата обращения 19.11.2019).

2. НОРМЫ ГТО. - 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gto.rU/norms#tab_men (Дата обращения 19.11.2019).

3. Дворкин, Л. С. Тяжелая атлетика в 2 т. Том 1: учебник для академического бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 380 с.

THEORETICAL AND PRACTICAL TRAINING OF STUDENTS TO PASS THE STANDARD JERK KETTLEBELL 16 KG IN THE FRAMEWORK OF THE SPORTS

COMPLEX TRP

I.P. Schenkova, Associate Professor, Senior Lecturer

Perm State Agrarian and Technological University named after academician D.N. Pryanishnikova (Russia, Perm)

Abstract. This article will consider the standard «jerk weights 16 kg», optionally replacing the «pull - up» in the TRP. The topic of integrated training among the students of PGATU and it's teachers. A sample of 80 students of the same age category without any medical restrictions and contraindications is presented. The problem of training the teaching staff, as well as the readiness of the examiners themselves, is analyzed. At the same time recommendations for the solution of the current situation are given, the possible result of delivery of the standard among students of PGATU is predicted, possible stagnation factors at preparation are revealed. Keywords: TRP, standard, exercise, problem, preparation, research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.