Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗМЕР ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПОМОЩЬ В ОБЛАСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ НЕОБХОДИМЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ -ПРОФЕССИЯ "СИДЕЛКА"'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗМЕР ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПОМОЩЬ В ОБЛАСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ НЕОБХОДИМЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ -ПРОФЕССИЯ "СИДЕЛКА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CAREGIVER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анжелика Дуджакова

Профессиональная подготовка такой профессии, как уход за больным или немощным -«Сиделка», важна не только потому, что связана с «живым материалом» - человеком, когда отсутствие профессионализма может привести к фатальным проблемам. В данной статье приводится разработка проблемы удовлетворения био-психо-социальноых потребностей в связи с профессиональной подготовкой. Было проведено сравнение знаний двух целевых групп: первая - студенты 4-го курса в дисциплине «Воспитание - уход за больным», с последующей сдачи экзамена. Вторая - выпускники «Курса ухода за больным», длительность которого составляет 220 часов, так же с последующей сдачи экзамена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE PREPARATION OF HELPING PROFESSIONS IN SATISFYING NEEDS

Professional training helping professions with regard to the profession of nurse practitioner / ka, is important not only because in the exercise of the profession we work with a «live material» - a man when error in client care can have a fatal outcome. In this paper we developed the issue of satisfying bio-psycho-social needs in relation to professional training. We compare the knowledge of the two target groups of students four-year period of training: tutors - nursing work, which is the school leaving exam. The second group consists of babysitting course graduates, the time range is220 hours and is completed with a final exam

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗМЕР ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПОМОЩЬ В ОБЛАСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ НЕОБХОДИМЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ -ПРОФЕССИЯ "СИДЕЛКА"»

aspekty starnutia a staroby. In. Revue osetrovatel'stva a laboratórnych metodík, 2008, roc. 10, с. 2, s. 52 - 54. ISSN 1335 - 5090.

6. ONDRIOVÁ, I., KOLLÁROVÁ, B. 2006. Fenomén osamelosti v starobe. In. Sestra a lekár v praxi, 2006, roc. 5, c. 11 - 12, s. 35 - 36. ISSN 1335 - 9444.

7. SEDLÁKOVÁ, J. 2003. Kognitívne zmeny v séniu. In.

Sestra, 2003, roc. 2, c. 7-8, s. 28-29. ISSN 1335 - 9444.

8. SUSINKOVÁ, J. 2007. Specifiká osetrovatel'skej starostlivosti o starych ludí. In. Sestra, 2007, roc. 3, c. 9, s. 26 - 27. ISSN 1335 - 9444.

9. SKRLA, P., SKRLOVÁ, M. 2003. Kreativní osetrovatelsky management. Praha: Advent orion s. r. o., 2003. 477 s. ISBN 80-7172-841-1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗМЕР ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПОМОЩЬ В ОБЛАСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ НЕОБХОДИМЫХ _ПОТРЕБНОСТЕЙ -ПРОФЕССИЯ «СИДЕЛКА»

Анжелика Дуджакова

Доктор философских наук Университет св. Кирилла и Мефодия Факультет социальных наук Словакия

THEORETICAL ASPECTS OF THE PREPARATION OF HELPING PROFESSIONS IN SATISFYING NEEDS PhDr. Angelika Dudzäkovä, MPH, Ss. Cyril and Methodius University, Faculty of Social Sciences in Trnava, Slovakia

АННОТАЦИЯ

Профессиональная подготовка такой профессии, как уход за больным или немощным -«Сиделка», важна не только потому, что связана с «живым материалом» - человеком, когда отсутствие профессионализма может привести к фатальным проблемам. В данной статье приводится разработка проблемы удовлетворения био—психо- социальноых потребностей в связи с профессиональной подготовкой. Было проведено сравнение знаний двух целевых групп: первая - студенты 4-го курса в дисциплине «Воспитание - уход за больным» , с последующей сдачи экзамена. Вторая - выпускники «Курса ухода за больным», длительность которого составляет 220 часов, так же с последующей сдачи экзамена.

ABSTRACT

Professional training helping professions with regard to the profession of nurse practitioner / ka, is important not only because in the exercise of the profession we work with a «live material» - a man when error in client care can have a fatal outcome. In this paper we developed the issue of satisfying bio-psycho-social needs in relation to professional training. We compare the knowledge of the two target groups of students four-year period of training: tutors - nursing work, which is the school leaving exam. The second group consists of babysitting course graduates, the time range is 220 hours and is completed with a final exam.

Ключевые слова: Уход .Потребности. Условия. Квалификация.

Keywords: Caregiver. Needs. Requirements. Qualification.

ВВЕДЕНИЕ

«Помогающая «(вспомогательная) профессия, что это за профессия? В словаре словацкого языка (2004) слово помогающий означает «дающий помощь»[3], что соответствует профессии «Сиделка или Уход за больным, уход за детьми, уход за престарелым и т.д.» Забота/Уход сопровождают нас всю жизнь, от рождения до смерти, либо в качестве принимающего, либо дающего.

КиЫс^а (2015) пишет:

«Семья даёт своим детям и взрослым «тыл», предоставляя для них всё необходимое» [4,п.80] Забота/ Уход направлена на помощь человеку: гигиена, приготовление пищи и её употребление, отправление естественных нужд, одевание и раздевание, осуществление покупок, помощь при визите к врачу, оформление необходимых документов в учреждениях. Это и есть удовлетворение био- психо -социальных нужд/ потребностей человека. В законе н.448/2008 о социальных органах/службах и в дополнении закона н.. 455/1991 Zb.о предпринимательстве , есть условие о квалифицированном профессиональном уходе/заботе.[7].

В качестве педагога я преподавала в Средней медицинской школе и Педагогической социальной ака-

демии, и до сегодняшнего дня преподаю на аккредитованном курсе «Уход за человеком/больным». Мне известны учебные планы профессиональной подготовки таких специалистов. В статье представлена информация для удовлетворения спиритуальных потребностей/нужд.

СИДЕЛКА - профессионалка по уходу за клиентом и заботе о нём.

Какие критерии она должна исполнять?

Условия квалификации:

- высшее образование в дисциплине «Уход за клиентом или предоставление медицинских услуг»

- полное среднее образование в дисциплине «Уход за клиентом или предоставление медицинских услуг»

- среднее образование в дисциплине «Уход за клиентом или оказание медицинских услуг»

- низшее среднее образование в дисциплине «Уход за клиентом или оказание медицинских услуг»

- выпускник аккредитованного курса (не менее 220 часов) «Уход за клиентом»

Моральные предпосылки:

- деятельность, согласно закону, в этой области может осуществлять физическая особа, выполняющая все юридические предписания. Согласно Миги

(2015):»направленность на иного, является основной составляющей морали. Это означает, что индивидуум свои собственные интересы сочетает с интересами другого человека, и с учётом его прав».[5,п.33].

Отсутствие судимости:

Согласно закону, физическая особа, выполняющая работу по уходу за клиентом, не должна иметь в прошлом судимость. При приёме на работу должна предоставить справку из полиции об отсутствии судимости не менее, чем за три последних месяца. Ответственность за это несёт и работник социальной службы/учреждения.

Сиделка должна иметь способности коммуникации с клиентом, как на речевом, так и письменном и вербальном уровнях, проявлять заботу и интерес к его нуждам, доброжелательность, общительность, терпеливость, сопереживание , гибкость, человечность, организованность, самообладание, способность эффективно действовать в кризисной ситуации.

Образование

Образование по данной профессии можно получить (обучение 4 года с последующим экзаменом):

- Педагогическая и социальная академия бл.Лауры г.Трнава

- Педагогическая и социальная академия св. Марии Горетти г.Чадца

- Католическая средняя педагогическая школа св. Кирилла и Мефодия г.Кошице

- Педагогическая и культурная академия г. Модра

- Частная педагогическая и социальная академия EBG г. Брно

- Частная педагогическая и социальная академия г. Кошице (Сайт:www.minedu.sk)

Согласно Bocakovej (2015):» Важную роль играет

непрерывное образование в течение жизни: курсы квалификации, Академия образования и т.д. Постоянное повышение квалификации и дальнейшего образования, являются, обязательным условием для получение работы на бирже труда»[1,п.105].

Ещё одна возможность получения квалификации, закончить аккредитованный курс «Уход за клиентом» ,срок обучения которого 220 часов с последующим экзаменом. Аккредитация осуществляется комиссией при Министерстве социальных проблем и семьи Словацкой республики. В настоящее время существует 74 субъекта, имеющих аккредитацию.

ЦЕЛЬ исследования

Цель исследования - определить знания студентов по теме : «Удовлетворение био-психо-социальных потребностей»

Были поставлены следующие задачи:

1-ая: Предположение, что студенты знают теоретические основы данной темы

2-ая задача: Ученики средних школ получат лучшие теоретические знания по сравнению со слушателями.

МЕТОДЫ

Мы использовали вопросник, где ,кроме демографических данных, задали открытые и закрытые вопросы, которые дали бы возможность оценить уровень знания по этой теме. На вопросы отвечали студенты 3-его курса, изучающие дисциплину «Воспитание - уход за клиентом» в Педагогической и социальной академии в г. Трнава и выпускники «Курса ухода за клиентом», при Словацком Красном Кресте г. Трнава.

В графике 1 указан пол ответчика.

Из графы следует, что большинство опрашиваемых женского пола ,что оправдывает название СИДЕЛКА.

Графа 1 Пол ответчика

Источник: основное исследование, собственная Студенты средней школы - возраст до 19 лет. На разработка курсе ухода за больным - возраст колеблется от 20

В следующем графике указывается возраст. до 60 лет.

График 2 Возраст

ИТОГИ новным потребностям»

ВТОРОЙ вопрос: «Напишите, что относится к ос- Ответы приведены в графике 3

120 100

80 60

40 20

lllliJ.ll

г

¿г

I

КО

' / / / У /

0

График 3 Основные потребности/нужды

Источник: основные исследования, собственные сять . разработки Вопрос номер 4: «Напишите, что относится к удов-

Студенты средней школы написали семь основных летворению спиритуальных нужд» нужд/потребностей, слушатели курсов написали де-

График 4 Удовлетворение спиритуаольных потребностей

Источник: основное исследование, собственные разработки

Студенты средней школы работали только с тремя спиритуальными нуждами, слушатели курса спири-туальные потребности характеризовали, как потреб-

ность надежды, любви ,добра, морали.

Следующий ВОПРОС: «Удовлетворение спириту-альных потребностей у клиента осуществляет только священник?»

График 5 Обеспечение спиритуальных нужд священником

Источник: основное исследование, собственные разработки

Все ученики средней школы уверены, что только священник может удовлетворить спиритуальные нужды.

ДИССКУСИЯ

Целью исследования было определить уровень знаний студентов по теме :» Удовлетворение био-пси-хо- социальных потребностей»

В опросе приняли студенты 4-го курса , изучающие «Воспитание - уход за клиентом»» в Педагогической

и социальной академии в г. Трнава, в количестве 45 человек и выпускники «Курса ухода за клиентом» при Словацком Красном Кресте в г. Трнава, в количестве 55 человек.

Были поставлены следующие задачи: «Удовлетворение потребностей».

Задача номер 1 : Заключение: студенты имеют теоретические знания.

Для получения квалификации «Сиделка» эта тема одна из основнвых. У студентов хорошие знания по теме « Удовлетворение основных потребностей», чего

нельзя сказать о знании «других» потребностей клиен-

Задача номер 2: студенты средней школы достигнут лучшие теоретические знания по сравнению со слушателями курса.

Эта задача не подтвердилась! Слушатели курса показали лучшие знания по данной тематике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Знаем ли мы , как подготовить человека к работе с человеком? Независимо от того в каких условиях будет это происходить! Теоретические знания у наших студентов есть. Но вопрос, смогут или сумеют ли они применить в своей непростой работе? Хоть много об этом говорим, однако при этом часто возникают недоразумения. Slovak (2010) пишет: «можно констатировать, что особа в молодом возрасте, у которой не было открытого, доверительного диалога, при возникновении тяжёлых жизненных ситуациях, имеет тенденцию к изолированности от общества»[6 п.345]. А поэтому мы должны подготовить наших студентов к открытому диалогу, коммуникации/общению и пониманию потребностей клиента в социальной сфере.

«Этика любви к жизни, это, чтобы мы как- то и чем-то были людьми для людей. Откройте глаза, когда какой-то человек потребует немного времени, приятельства, участия, общения, немного работы какого -либо человека. Возможно это одинокий человек, больной или всеми забытый».

Альберт Швейцер

Литература:

1. BOCÂKOVÂ, O. 2015. Sociâlna politika a sociâlne zabezpecenie. Brno: Tribun EU, 2015, 170 s. ISBN 978-80-263-09338-3.

2. BUSOVÂ, B., BEDNÂRIK, R., BRICHTOVÂ, L., REPKOVÂ, K. 2011. Starostlivosf o dlhodobo chorych starsich l'udi - prehl'ad foriem pomoci. Institüt pre vyskum prâce a rodiny. Bratislava, 2011

3. Kolektiv autorov. 2004. Synonymicky slovnik slovenciny. Bratislava: VEDA, 2004, 100 s. ISBN: 8022408018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. KUBÎCKOVÂ, D. 2015. Rodina, jej podstatnâ dimenzia pri formovani osobnosti cloveka. In Supplement vybranych dimenzii sociâlnej problematiky. Brno : Tribun, 2015. ISBN 978-80-263-0929-1.

5. MURA, L. 2015. Etika pre pomähajüce profesie. Brno: Tribun EU, 2015, 133 s. ISBN 978-80-263-0812-6.

6. SLOVÂK, P. 2010. Etické aspekty komunikâcie s dospievajücimi z pohl'adu pomähajücej profesie. In MÂTEL, A. - SCHAVEL, M. - MÜHLPACHR, P. - ROMAN, T. 2010. Aplikovanâ etika v sociâlnej prâci a d'alsich pomähajücich profesiâch. Zbornik z medzinârodnej vedeckej konferencie. Bratislava : VSZaSP sv. Alzbety. 413 s. ISBN 978-80-89271-89-4, s. 344-353.

7. Zbierka zâkonov. Zâkon c. 448/2008 o sociâlnych sluzbâch a o zmene a doplneni zâkona c. 455/1991 Zb. o zivnostenskom podnikani (zivnostensky zâkon) v zneni neskorsich predpisov.

САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ -НЕОТДЕЛИМАЯ ЧАСТЬ ЛЕЧЕБНОГО _И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЛЕЧЕНИЯ

Ивета Петрикова - Росинова

Доктор педагогических наук Александр Дубчек университета в г. Тренчин

Факультет здоровья Словакия

SPA TREATMENT - AN INTEGRAL PART OF CURATIVE AND PREVENTIVE CARE

PaedDr. Iveta Petrfkova - Rosinova, PhD. MHA, Doctor of Education, Alexander Dubcek University in Trencin, Faculty of Health, Slovakia АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы санаторного-курортного лечения,его значение в лечебной и профилактической практике. Развитие трендов в санаторном лечение в Европе и место словацких курортов на европейском рынке. ABSTRACT

The paper deals with spa treatment. It highlights the importance of spa treatments, whether in treatment or preventive care. It emphasizes developments in European spas and points to the position of Slovak spas in the European market.

Ключевые слова: Санаторное лечение. Профилактическое лечение. Пациент. Клиент. Здоровье. Key words: Spa treatment. Medical care. Preventive care. Patients. Clients. Health.

Санаторно-курортное лечение относится к одним из «старых» методов терапии, исходящего из опыта применения лечебных факторов природных источников воды, грязи или климатических условий. Основной частью современного санаторного лечения является использования лечебных свойст природных лечебных источников, физикальной медицины, реабилитации, здоровой пищи (правильного питания), психотерапии и фармакотерапии (по показаниям), всё это реализует-

ся, как комплексное санаторно-курортное лечение [1].

Отдельные лечебные средства современной бальнеологии и климатотерапии представляют компоненты современного санаторного лечения [8]. Кроме санаторного лечения, у нас существует, так называемая, санаторная реабилитация,при которой комбинируются средства современной бальнеотерапии, климатотерапия с реабилитационной медициной. Санаторное лечение- процесс, ограниченный по времени, в этот период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.