Научная статья на тему 'РЫНOК ТРУДА В СЛОВАКИИ'

РЫНOК ТРУДА В СЛОВАКИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LABOUR MARKET / DEMOGRAPHIC STRUCTURE / AGING FACTOR / UNEMPLOYMENT / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрушова Дагмар

Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOUR MARKET IN SLOVAKIA

Functional - organizational structure of the labour market in developed market economy, contains a blend elements: principles of state policy in the field of employment and unemployment; training system; staff selection system, a system of contracts; Support for the unemployed; system of training and retraining; labour exchanges; employment legislation

Текст научной работы на тему «РЫНOК ТРУДА В СЛОВАКИИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

РЫНОК ТРУДА В СЛОВАКИИ

Дагмар Петрушова

Университет им. Александра Дубчека в Тренчине Факультет социально-економических наук

Словакия

LABOUR MARKET IN SLOVAKIA

Ing. RNDr. Dagmar Petrusovâ, PhD., Alexander Dubcek University of Trencin, Faculty of Social and Economic Relations Slovakia

АННОТАЦИЯ

Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости. ABSTRACT

Functional - organizational structure of the labour market in developed market economy, contains a blend elements: principles of state policy in the field of employment and unemployment; training system; staff selection system, a system of contracts; Support for the unemployed; system of training and retraining; labour exchanges; employment legislation.

Ключевые слова: рынoк труда, демографическая структура населения, коэффициент старения, безработица, занятость

Key words: Labour market, demographic structure, aging factor, unemployment, employment

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы -это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

На динамику рынка труда влияют следующие факторы:

1) демографические (количество населения, удельный вес экономически активного населения, демографическая структура, объемы и направления миграционных потоков);

2) природно-климатические (характер климата, степень обжитости с территории, отдаленность от индустриальных районов);

3) экономические (объем и структура производства, динамика макро- и микроэкономических показателей, структурные сдвиги, уровень инвестиционной активности, степень конкуренции и монополизма, уровень инфляции и др.);

4) социальные (уровень и качество жизни, мотивация

к труду, степень развития профессионального движения и социального партнерства, степень вмешательства государства и социальные процессы);

5) организационные (уровень организации труда, производства и управления, организация работы биржи труда, службы занятости);

6) правовые (законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, банкротство предприятий, миграцию населения, условия найма и увольнения, режим труда и отдыха). [7]

Основными элементами рынка труда, как и других рынков, является спрос, предложение и цена товара. Рынок труда - это рынок ресурсов труда как товара, равноценная цена и количество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Агенты рынка в лице предпринимателя и трудоспособного, экономически активного населения выступает в отношения купли - продажи. В результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда, рынок труда характеризуется как конкурентный.

Таблица 1

Численность населения по возрастным трудоспособным групам в Словакии (в тысячах)

Численность населения в Словакии к 31.12. (лица) индекс* 2014/ 2010

2010 2011 2012 2013 2014

Население 5 421,8 5 392,4 5 404,3 5 410,8 5 415,9 99,8

- моложе трудоспособного

возраста 832,5 831,6 832,6 830,6 829,9 99,6

- трудоспособного

возраста 3 926,9 3 882,4 3 881,1 3 870,0 3 852,9 98,1

- старше трудоспособного

возраста 662,4 678,4 690,7 710,2 733,1 110,6

Коэффициент старения 141,68 82,96 85,51 88,34 91,17 -

Сегодня почти все европейские страны, т.е. и Словакия, переживают длительное понижение рождаемости и, следовательно, старение населения. Показатели рождаемости в большинстве случаев находятся ниже уровня воспроизводства населения, что приводит к сокращению естественного прироста населения, а в некоторых случаях - к естественной убыли. В то же самое время в структуре населения продолжает расти доля экономически и социально неактивных пожилых людей, а численность трудоспособного населения по отношению ко всему населению сокращается. К тому же, иммиграция, которая потенциально могла бы увеличить сокращение численности трудоспособного населения, в большинстве европейских стран остается низкой.

Такие демографические тенденции могут привести к разрушительным последствиям для экономики: сокращение доли трудоспособного населения приводит к сокращению человеческого капитала и, следовательно, может привести к снижению производительности; пенсионная система и система социального страхования могут стать слишком обременительными; забота о растущем пожилом населении может целиком лечь на плечи домохозяйств; рост пожилого населения требует значительного увеличения расходов на здравоохранение.

Безработица является естественным атрибутом рыночной экономики, представляет неравновесие между предложением и спросом рабочей силы. Для повышенного предложения рабочей силы на рынке труда несоздан достаточный спрос. 80% жителей Словацкой Республики воспринимают ситуацию на рынке труда очень чувствительно.[5] Высокий уровень безработицы влияет не только на безработных, но и

отрицательно сказывается на экономической ситуации страны, последствия этого отражаются на жизненном уровне остальных граждан. Безработица нарушает экономическое равновесие в государстве, снижает производительность экономики и потенциальный валовой домашний продукт. Безработицу можем обозначить как «болезнь» экономики, которую нужно лечить. [4]

Не существует общая инструкция для решения отрицательных последствий высокой степени безработицы. Безработица - это длительный неблагоприятный феномен словацкого общества. Нельзя ее решать сразу и только одним инструментом. Отдельные мероприятия должны учитывать конкретные условия, которые влияют на развитие рынка труда, и после основательного анализа их необходимо включить в формирование системных мероприятий.

После образования самостоятельной Словацкой Республики 1.1.1993 года, наше общество оказалось в сложной ситуации. В экономике увеличивались проблемы связанные с либерализацией цен, конверсией военной промышлености, изменением финансовой политики, высоких налогов для малых и средних предпринимателей.

Основная цель в области политики трудовых отношений и занятости населения - создание и обеспечение условий, необходимых для эффективного функционирования рынка труда: для работодателя - удовлетворение потребности в рабочей силе необходимой квалификации, для работника -мотивации к труду и достойной заработной плате и приемлемым условиям труда. [7]

Таблица 2

Экономически активное и неактивное население Словакии в 2010 - 2014 гг.

Экономическая активность населения индекс* 2014/ 2010

2010 2011 2012 2013 2014

Экономически активное

население, тыс. человек 2 706,5 2 680,0 2 706,5 2 715,3 2 721,8 100,6

ЭАН - занятые 2 317,5 2 315,3 2 329,0 2 329,3 2 363,0 102,0

ЭАН - безработные 389,0 364,6 377,5 386,0 358,7 92,2

Экономически неактивное

население, тыс. человек 1 882,8 1 881,0 1 865,3 1 865,0 1 864,3 99,0

ЭНН - студенты 535,3 519,9 495,4 479,0 459,7 85,9

ЭНН - пенсионеры 1 052,1 1 072,1 1 091,0 1 103,1 1 116,7 106,1

ЭНН - лица в декретном

отпуске 124,3 127,7 131,8 126,7 131,3 105,6

Коэффициент занятости

- экономической

активности(%) 59,0 58,8 59,2 59,3 59,4 100,7

Коэффициент

Безработицы (%) 14,4 13,6 14,0 14,2 13,2 91,7

Источник: Статуправление, * самовыработка

С 2010 по 2014 год численность занятых всеми видами экономической деятельности выросла на 0,7 %, численность безработных за данный период сократилась на 1,0 %.

Средяя численность работающих в хозяйстве составила 2 204,6 тыс. человек. Снизилась численность

Источник: Статуправление, * самовыработка

На рынок труда могут влиять такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение по труду растет); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения (при прочих равных условиях предложение по труду сокращается); естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства. [4]

Как показал анализ, рынок труда в Словакии имеет сложную структуру. Происходит углубление его сегментации по ряду критериев: формам собственности (альтернативные формы занятости), фондоемкости и трудоемкости производства (различные темпы высвобождения и качественный состав работников), особенностям технологии производства, квалификации занятых, уровню разделения и обобществления труда, исторически сложившимся формам организации и стимулирования труда, традициям в мотивационном поведении трудящихся. Лучше понять структуру рынка, выявить его устойчивую сегментацию и соответственно выработать дифференцированные способы его регулирования позволит комплексный

занятых в сельском хозяйстве (на 3,0 %), строительстве (на 1,5 %) и торговлие (на 4,1 %). Наибольший рост наблюдается в промышленности (на 0,6 %). Уровень регистрируемой безработицы снизился с 14,4 % на 13,2 % (т.е. на 8,3 %).

Таблица 3

анализ действия факторов, обуславливающих сегментацию. Старение населения затрагивает все сектора экономики. Социальная защита поэтому первостепенное значение для процесса концепции социального обеспечения, демографических характеристик, таких как рождаемость, смертность, возрастной структуры населения, брачности, уровень разводов. [1] Основная миссия социальной политики является интеграция всех ключевых областях, таких как рынок труда, социальной защиты, общественных услуг, равенство возможностей, и другие. [6]

Формирование рынка труда в Словакии, его прогнозирование, является неотъемлимой частью рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.

Литература:

1. BOCÂKOVÂ, O. 2015. Sociâlna politika a sociâlne zabezpecenie. Brno : Tribun, 2015 170 s. ISBN 978-80236-0938-3.

Занятые в хозяйстве СР по отраслям в 2010 - 2014 гг.

Занятые в хозяйстве СР по отраслам индекс* 2014/ 2010

2010 2011 2012 2013 2014

Словакия - итого 2 151 930 2 192 549 2 191 250 2 176 053 2 204 646 102,4

Сельское хозяйство 94 539 96 120 95 305 92 346 91 744 97,0

Промышленность 450 658 452 006 449 126 445 301 453 535 100,6

Строительство 179 551 173 040 175 254 178 575 176 785 98,5

Торговля 327 585 344 777 340 924 138 551 314 306 95,9

2. BUCHTOVÄ, B. 2002.Nezamestnanost: Psychologicky, ekonomicky a sociälni problem. Praha: Grada Publishing, 2002. S. 124-130 s. ISBN 80-2479006-8.

3. FILADELFIOVÄ, J. 2007. Zeny, muzi a vek v statistikäch trhu präce. Institut pre verejne otäzky. Bratislava. 2007. ISBN 978-80-88935-91-9.

4. HABÄNIK, J. a kol. 2011. Makroekonomia. Trencin: TnUAD, 2011. ISBN 978-80-8075-509-6.

5. KOISOVÄ, E., MASÄROVÄ, J.2013. Vyvoj trhu präce v regionoch Slovenskej republiky, 2013. In:

Ekonomicky rozvoj a ekonomickâ vykonnosf regiönov. Trencin : TnUAD, 2013. ISBN 978-80-8075-621-5.

6. KUBÎCKOVÂ, D. 2014. Euröpska ùnia a rodinnâ politika ako garant kvality zivota. In Euröpska kohézia v kontexte euröpskej sociâlnej politiky. Brno : Tribun, s.r.o., s. 92-99. ISBN 978-80-263-0709-9

7. RIEVAJOVÂ, E. a kol. 2009. Trh prâce a politika zamestnanosti. Bratislava: EKONÔM, 2009. ISBN 978-80225-2878-8

8. www.statistics.sk

9. www.upsvar.sk

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИЗИНГА НА ПРИМЕРЕ ПАРКА _РОССИЙСКИХ АВИАПЕРЕВОЗЧИКОВ

Алибекова Джаннет Низамовна

студентка 1-го курса магистратуры Российский экономический университет «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

г. Москва

CURRENT LEASE ISSUES IN RUSSIAN AIRLINE CARRIERS BUSINESS OPERATIONS Alibekova Dzhannet, the 1st year master student, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow АННОТАЦИЯ

В свете сложившейся экономической ситуации на рынке авиатехники компании сталкиваются с проблемами банкротства и снижения пассажиропотока. Для решения поставленных проблем предлагается использование смешанных форм лизинга и переориентация на внутренние направления. ABSTRACT

Airline carriers face the problems of bankruptcy and decrease in passenger traffic because of current economic situation. In order to solve these challenges, it is proposed the use of mixed forms of leasing and redirect national destinations.

Ключевые слова: лизинг; авиакомпания. Keywords: leasing; airline carrier.

В настоящее время, в условиях экономического спада и девальвации рубля растет роль лизинга для предприятий различных сфер как инструмента оптимизации расходов и улучшения финансовых показателей.

Являясь альтернативой банковским кредитам, лизинг позволяет инвестировать собственные или привлеченные финансовые средства в приобретение производственного оборудования с последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату. Особенностью отношений по лизингу можно назвать множественность лиц в обязательствах, вытекающих из договоров лизинга. Выгоды от лизинга получают все участники: лизингополучатель, лизингодатель, производитель оборудования, банк. Основными преимуществами лизинга являются льготное налогообложение, в частности уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, долгосрочное инвестирование и большая гибкость условий погашения задолженности. Несмотря на ряд перечисленных плюсов, следует выделить существенный недостаток международных лизинговых отношений - вероятность возникновения валютных рисков.

В условиях экономической нестабильности лизинг остается выгодным финансовым инструментом также на рынке авиатехники. В настоящее время, когда сложно планировать провозную емкость на долгосрочный период, лизинг за счет большей

гибкости и длительности срока заключаемого договора является удобным для авиаперевозчиков, что, однако не означает отсутствие проблем, связанных, например, с лизинговыми платежами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовые трудности мировой индустрии авиаперевозоквкупесоснизившимсяпассажиропотоком (в 3-м квартале 2015 года наблюдается снижение мирового пассажиропотока на 6 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года [5]) привели к сокращению спроса на авиатехнику. Тем не менее в исследовании рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») отмечается, что многие производители авиационного оборудования останавливать и уменьшать производство не планируют. Так авиастроительная компания «Airbus» уверена в стабильном росте спроса на пассажирские самолеты в ближайшие годы, и намерена увеличить производство оборудования для последующей сдачи его в лизинг. Согласно данным «Росавиации» за январь-июль 2015 года пассажиропоток России остался таким же как в прошлом году за счет внутренних рейсов. Перевозки по международным направлениям в январе-феврале сократились на 14,5 % (до 4,9 миллиона человек) [6]. Темпы роста авиаперевозок России значительно превышают общемировые. Однако финансовые результаты российских авиакомпаний столь же не стабильны, как и в целом по миру.

Необходимо отметить также, что главной причиной банкротства ряда российских авиакомпаний является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.