Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИЗИНГА НА ПРИМЕРЕ ПАРКА РОССИЙСКИХ АВИАПЕРЕВОЗЧИКОВ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИЗИНГА НА ПРИМЕРЕ ПАРКА РОССИЙСКИХ АВИАПЕРЕВОЗЧИКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LEASING / AIRLINE CARRIER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алибекова Джаннет Низамовна

В свете сложившейся экономической ситуации на рынке авиатехники компании сталкиваются с проблемами банкротства и снижения пассажиропотока. Для решения поставленных проблем предлагается использование смешанных форм лизинга и переориентация на внутренние направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT LEASE ISSUES IN RUSSIAN AIRLINE CARRIERS BUSINESS OPERATIONS

Airline carriers face the problems of bankruptcy and decrease in passenger traffic because of current economic situation. In order to solve these challenges, it is proposed the use of mixed forms of leasing and redirect national destinations.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИЗИНГА НА ПРИМЕРЕ ПАРКА РОССИЙСКИХ АВИАПЕРЕВОЗЧИКОВ»

2. BUCHTOVÄ, B. 2002.Nezamestnanost: Psychologicky, ekonomicky a sociälni problem. Praha: Grada Publishing, 2002. S. 124-130 s. ISBN 80-2479006-8.

3. FILADELFIOVÄ, J. 2007. Zeny, muzi a vek v statistikäch trhu präce. Institut pre verejne otäzky. Bratislava. 2007. ISBN 978-80-88935-91-9.

4. HABÄNIK, J. a kol. 2011. Makroekonomia. Trencin: TnUAD, 2011. ISBN 978-80-8075-509-6.

5. KOISOVÄ, E., MASÄROVÄ, J.2013. Vyvoj trhu präce v regionoch Slovenskej republiky, 2013. In:

Ekonomicky rozvoj a ekonomickâ vykonnosf regiönov. Trencin : TnUAD, 2013. ISBN 978-80-8075-621-5.

6. KUBÎCKOVÂ, D. 2014. Euröpska ùnia a rodinnâ politika ako garant kvality zivota. In Euröpska kohézia v kontexte euröpskej sociâlnej politiky. Brno : Tribun, s.r.o., s. 92-99. ISBN 978-80-263-0709-9

7. RIEVAJOVÂ, E. a kol. 2009. Trh prâce a politika zamestnanosti. Bratislava: EKONÔM, 2009. ISBN 978-80225-2878-8

8. www.statistics.sk

9. www.upsvar.sk

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИЗИНГА НА ПРИМЕРЕ ПАРКА _РОССИЙСКИХ АВИАПЕРЕВОЗЧИКОВ

Алибекова Джаннет Низамовна

студентка 1-го курса магистратуры Российский экономический университет «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

г. Москва

CURRENT LEASE ISSUES IN RUSSIAN AIRLINE CARRIERS BUSINESS OPERATIONS Alibekova Dzhannet, the 1st year master student, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow АННОТАЦИЯ

В свете сложившейся экономической ситуации на рынке авиатехники компании сталкиваются с проблемами банкротства и снижения пассажиропотока. Для решения поставленных проблем предлагается использование смешанных форм лизинга и переориентация на внутренние направления. ABSTRACT

Airline carriers face the problems of bankruptcy and decrease in passenger traffic because of current economic situation. In order to solve these challenges, it is proposed the use of mixed forms of leasing and redirect national destinations.

Ключевые слова: лизинг; авиакомпания. Keywords: leasing; airline carrier.

В настоящее время, в условиях экономического спада и девальвации рубля растет роль лизинга для предприятий различных сфер как инструмента оптимизации расходов и улучшения финансовых показателей.

Являясь альтернативой банковским кредитам, лизинг позволяет инвестировать собственные или привлеченные финансовые средства в приобретение производственного оборудования с последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату. Особенностью отношений по лизингу можно назвать множественность лиц в обязательствах, вытекающих из договоров лизинга. Выгоды от лизинга получают все участники: лизингополучатель, лизингодатель, производитель оборудования, банк. Основными преимуществами лизинга являются льготное налогообложение, в частности уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, долгосрочное инвестирование и большая гибкость условий погашения задолженности. Несмотря на ряд перечисленных плюсов, следует выделить существенный недостаток международных лизинговых отношений - вероятность возникновения валютных рисков.

В условиях экономической нестабильности лизинг остается выгодным финансовым инструментом также на рынке авиатехники. В настоящее время, когда сложно планировать провозную емкость на долгосрочный период, лизинг за счет большей

гибкости и длительности срока заключаемого договора является удобным для авиаперевозчиков, что, однако не означает отсутствие проблем, связанных, например, с лизинговыми платежами.

Финансовые трудности мировой индустрии авиаперевозоквкупесоснизившимсяпассажиропотоком (в 3-м квартале 2015 года наблюдается снижение мирового пассажиропотока на 6 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года [5]) привели к сокращению спроса на авиатехнику. Тем не менее в исследовании рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») отмечается, что многие производители авиационного оборудования останавливать и уменьшать производство не планируют. Так авиастроительная компания «Airbus» уверена в стабильном росте спроса на пассажирские самолеты в ближайшие годы, и намерена увеличить производство оборудования для последующей сдачи его в лизинг. Согласно данным «Росавиации» за январь-июль 2015 года пассажиропоток России остался таким же как в прошлом году за счет внутренних рейсов. Перевозки по международным направлениям в январе-феврале сократились на 14,5 % (до 4,9 миллиона человек) [6]. Темпы роста авиаперевозок России значительно превышают общемировые. Однако финансовые результаты российских авиакомпаний столь же не стабильны, как и в целом по миру.

Необходимо отметить также, что главной причиной банкротства ряда российских авиакомпаний является

то, что подавляющее число лизинговых договоров было заключено в валюте. До начала кризиса и введения санкций российские лизинговые компании для поставок воздушных судов отечественным авиакомпаниям привлекали финансирование в валюте из-за рубежа. Лизингодатель перекладывает валютные риски на перевозчиков, то есть лизингополучателей. Осуществлять выплаты за лизинг перевозчики также были вынуждены в валюте, а выручку получали при этом в рублях. На фоне обесценивания национальной валюты рублевый эквивалент лизинговых платежей существенно увеличился (снижение рубля с начала 2015 года по отношению к доллару составило около 40%). К тому же из-за ослабления рубля сильно упала покупательная способность населения, и авиакомпании задумались о сокращении либо замораживании на текущем уровне уже существующих провозных емкостей. В качестве примера можно привести банкротство одной из крупнейших национальных авиакомпаний страны - «Трансаэро».

Следующей значимой проблемой для парка российских авиаперевозчиков является применение экономических санкций, введенных ЕС. Ряд европейских контрагентов сообщили об отказе выполнять свои обязательства перед авиакомпаниями - были аннулированы договоры лизинга, технического обслуживания и страхования воздушных судов. В данной связи прекратил осуществление своей деятельности первый российский «лоукостер» «Добролет» (авиапарк компании насчитывал восемь воздушных судов) [4].

Тем не менее отмечается тенденция развития российского рынка авиализинга с применением новых схем, предполагающих отношения участников в смешанных формах операционного и финансового лизинга. В настоящее время основными авиакомпаниями, арендующими имущество в лизинг,

продолжают оставаться такие крупные российские авиаперевозчики как «Аэрофлот», «Ютэйр», «S7 Airlines», «Уральские авиалинии».

Складывающаяся на российском рынке ситуация полнакакрисков,такивозможностей,всвязиснепростой экономической и внешнеполитической обстановкой в целом. Это может оказать положительное влияние на развитие лизинговых отношений для участников, готовых обновить свой парк авиатехники, а также переориентироваться на внутренние направления, при соответствующей государственной поддержке.

Литература:

1. Колчина Е.А., Юдина М.В. Международные экономические санкции против России: ожидание и эффективность// Экономика, социология и право, 2016 - №9

2. Колчина, Е.А. Резервы эффективного развития внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий: диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05. - Саратов, 2005. - 185 с.

3. Евстигнеева, И. С. Современное правовое регулирование авиационного лизинга в Российской Федерации: Монография - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014 - [Электронный ресурс] - режим доступа // http://znanium.com/catalog. php?bookinfo=513847

4. Добролет (Аэрофлот) - авиакомпания дискаунтер [Электронный ресурс] - режим доступа // http://dobrolet.today/

5. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) [Электронный ресурс] - режим доступа// http://www.iata.org/

6. Федеральное агентство воздушного транспорта. Росавиация [Электронный ресурс] - режим доступа //http://www.favt.ru/

_ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Борисова Маргарита Иннокентьевна

Доцент, кандидат экономических наук Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева

г. Москва

Воронцова Раиса Федоровна

Доцент

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева

г. Москва

ECOLOGICAL REFORMATION

Borisova Margarita, Docent, candidate of economic Sciences, associate professor, Russian Timiryasev State Agrarian University, Moscow

Vorontsova Raisa, Associate professor, Russian Timiryasev State Agrarian University, Moscow АННОТАЦИЯ

В статье излагается видение подходов к разработке реально воспринимаемой обществом и поддерживаемой государством экологической программы. ABSTRACT

In the article is expounded the vision of approach to elaboration of really perceived by society and supported by state authorities ecological program.

Ключевые слова: экологический менеджмент; экология; экологический коллапс; природообустройство. Key words: ecology; environmental management; ecological collapse; environmental engineering.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.