Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЗНАЧИМОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЗНАЧИМОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / СТРЕСС / СЕЛЬЕ / МАДДИ / СТАДИИ СТРЕССА / КОНТРОЛЬ / ВОВЛЕЧЁННОСТЬ / ПРИНЯТИЕ РИСКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Походзилова Виолетта Вячеславовна

Данная работа представляет собой обоснование значимости жизнестойкости в контексте современного мира и условиях постоянного воздействия стрессовых факторов на основе анализа теоретических сведений касательно данных феноменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A THEORETICAL OVERVIEW OF THE IMPORTANCE OF RESILIENCE IN THE CONTEMPORARY WORLD

This paper provides a rationale for the importance of resilience in the context of the modern world and the constant exposure to stressors, based on an analysis of theoretical information regarding these phenomena.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЗНАЧИМОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА»

УДК 159.9

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЗНАЧИМОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Походзилова В.В.

Филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе Севастополь, Российская Федерация E-mail: yoflam22@mail.ru

Аннотация. Данная работа представляет собой обоснование значимости жизнестойкости в контексте современного мира и условиях постоянного воздействия стрессовых факторов на основе анализа теоретических сведений касательно данных феноменов.

f Актуальность. Жизнь человека переполнена разнообразными переживаниями, и события, их вызвавшие, могут быть как приятными, так и неприятными, с индивидуальной точки зрения каждого отдельно взятого человека. Многие из условий, в которых происходит жизнедеятельность современного человека (включая информационные, экологические, социально-экономические и т.д.), провоцируют стрессовую реакцию организма [1;8;10]. Так, жизнь людей может быть испещрена довольно длительными периодами действия неблагоприятных факторов, сопровождающихся негативной эмоциональной реакцией, психическим и физическим перенапряжением и др.

Цель. Исследовать некоторые особенности феноменов стресса и жизнестойкости и обосновать значимость последнего с позиции особенностей современного мира. Выводы и заключение. Стресс - неотъемлемая часть счастливой жизни человека, преследующая нас не только в неудачах, но и в удачливых событиях. Стресс разделяется на «полезный» (эустресс) и «вредный» (дистресс), причём последний не имеет положительных качеств с точки зрения физического и психического здоровья. Способностью противостоять негативному влиянию стресса - основная функция жизнестойкости. Изучением данного феномена занимался С. Мадди, который привёл три структурных компонента жизнестойкости: вовлечённость, контроль и принятие риска. Психолог также отмечал, что жизнестойкость является не избеганием стресса, но напротив, его принятием и умением справиться. Принимая во внимание особенности настоящего этапа развития человечества, включающий постоянные стрессы, информационный шум, избыток негативных новостей и т.д., мы можем заключить, что жизнестойкость является важной составляющей в нормальной жизнедеятельности современного человека.

i'K Ключевые слова: жизнестойкость, стресс, Г. Селье, С. Мадди, стадии стресса, контроль, вовлечённость, принятие риска.

Ганс Селье, выдающийся научный деятель ХХ века, разработал учение о стрессе в разрезе исследования «общего адаптационного синдрома». Согласно определению Г. Селье, стресс - это «неспецифическая реакция организма человека на любое требование извне» [9]. Общий адаптационный синдром позволяет организму приспосабливаться к изменяющимся условиям сре-

ды, и состоит из трёх стадий: стадии тревоги (непонимания организма ситуации, запуск механизмов совладания), стадии резистентности - устойчивого сопротивления факторам, вызвавшим стрессовую реакцию, стадию истощения (резкое снижение резервов организма). Более наглядно представление этапов стресса изображено на блок-схеме (рис. 1).

Рис. 1. Стадии (фазы) общего адаптационного синдрома

Основная функция стресса как реакции организма на неблагоприятные воздействия извне заключается в формировании устойчивой адаптации. Стресс позволяет привести тело в состоянии готовности и мобилизации, однако постоянный эмоциональный стресс пагубно сказывается на состоянии организма. Учитывая распространение разнообразных новостей (зачастую не касающихся отдельного индивида напрямую), складывается такое положение, при котором человек получает новую информацию, не касающуюся его, и не имеет возможности как-либо на неё повлиять; при этом, тело реагирует на такое воздействие стрессом. Получается, что при нормальной жизнедеятельности стресс -это, во-первых, адаптация организма, а во-вторых - повышение возможностей исправления ситуации; но в случае, когда событие не имеет прямого влияния на человека и он никак не может повлиять на ход развития событий, стрессовая реакция работает против организма, запуская процессы, направленные на действия, которые не последуют.

Многие современные исследования прибегают к термину «парадокс стресса» [7], заключающийся в том, что всё происходящее в жизни человека в той или иной мере является стрессом. То есть, счастливая жизнь не приравнивается отсутствию стресса, точно так же как и отсутствие стресса не гарантирует счастли-

вую жизнь. Всё указывает на то, что счастье людей заключается в наполненности их жизней активностями, интересными для них делами и переживаниями. Кроме того, в случае, если источники стресса совпадают с источниками смысла (например, затруднение в любимом деле), то в этом случае благополучность (в виде способности справиться с такими ситуациями) растёт.

Попытки человека разрешить жизненные неурядицы, несомненно, обуславливаются его личностными характеристиками. Одной из интегральных характеристик человека, рассматриваемой в данной связи, является жизнестойкость. Термин «жизнестойкость» был введён американскими психологами С. Кобеса и С. Мадди и объяснялся как психологическая живучесть и расширенная эффективность человека, которая взаимосвязана с мотивами преобразования стрессогенных событий его жизнедеятельности. Психологи также указывали на то, что жизнестойкость выступает в качестве показателя психического здоровья личности [2; 3; 4]. Позднее, в рамках разрабатываемой С. Мадди модели, жизнестойкость выступает как «убеждения человека, позволяющие ему оставаться активным и препятствующим отрицательным последствиям стресса» [6], и в данной связи была предложена концепция, содержащая триединство компонентов: вовлечённость, контроль и приятие риска (рис. 2).

Рис. 2. Компоненты жизнестойкости в концепции С. Мадди

Контроль представлен в виде убеждённости человека в том, что он способен повлиять на происходящее вокруг себя посредством борьбы, включающей в себя стратегии деятельности в определённой ситуации. Вовлечённость выступает в качестве убеждённости человека в том, что ему интересна реальная деятельность, которая даёт возможность найти что-либо значимое для себя. Принятие риска заключается в том, что человек готов принять всё происходящее как опыт, вне зависимости от его результата (будет ли он отрицательным или положительным).

Описывая структурные компоненты жизнестойкости, С. Мадди [5] приходит к важному для понимания всей разрабатываемой им концепции выводу: жизнестойкость - это не избегание стресса и его отрицание, это способность признать его наличие в данной ситуации и умение преобразовать последнюю в свою пользу. Также в теоретических материалах указывается на то, что человек, у которого выражена жизнестойкость, умеет видеть в трудностях не проблему, а задачу.

Современный этап развития, который проходит человечество, является довольно стрессогенным (пандемия, экономические кризисы и т.д.), что соотносится и с таким феноменом, как жизнестойкость. Способ-

ность человека иметь силы справляться со вставшими на его пути проблемами - одна из важных в наше время. Умение здраво оценивать ситуацию, принимать и видеть решение существенно изменяет жизнь человека к лучшему.

Таким образом, стресс - неотъемлемая часть счастливой жизни человека, преследующая нас не только в неудачах, но и в удачливых событиях. Стресс разделяется на «полезный» (эустресс) и «вредный» (дистресс), причём последний не имеет положительных качеств с точки зрения физического и психического здоровья. Способностью противостоять негативному влиянию стресса - основная функция жизнестойкости. Изучением данного феномена занимался С. Мадди, который привёл три структурных компонента жизнестойкости: вовлечённость, контроль и принятие риска. Психолог также отмечал, что жизнестойкость является не избеганием стресса, но напротив, его принятием и умением справиться. Принимая во внимание особенности настоящего этапа развития человечества, включающий постоянные стрессы, информационный шум, избыток негативных новостей и т.д., мы можем заключить, что жизнестойкость является важной составляющей в нормальной жизнедеятельности современного человека.

Литература

1. Благосостояние личности в условиях кризиса социально-экономической системы региона / В.П. Чичканов, А.А. Куклин, С.А. Охотников, И.В. Коробков // Уровень жизни населения регионов России. 2020. Т. 16, № 3. С. 49-58.

2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. / Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2006. 18 с.

3. Леонтьев Д.А. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала / Личностный потенциал: структура и диагностика / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. М.: Смысл, 2011. 680 с.

4. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости / .Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. М.: Смысл, 2006.

5. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения / С. Мадди // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 87-101.

6. Мадди С.Р. Теории личности: сравнительный анализ / С. Мадди. СПб.: Питер, 2002. 567 с.

7. Новикова Н.А. Стресс и жизнестойкость / Н.А. Новикова // Психологические проблемы смысла жизни и акме : сборник материалов XXVI Международного симпозиума, Москва, 13-14 апреля 2021 года. Москва, 2021. С. 95-102.

8. Семенова А.О. Профессиональное выгорание личности в профессиях «человек-человек» посредством формирования коммуникативной компетентности / А.О. Семенова, З.В. Борлакова // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-2. С. 370-373.

9. Стресс без дистресса / Г. Селье ; общ. ред. Е. М. Крепса. Москва : Прогресс, 1982. 124 с.

10. Чербиева С.В. Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов / С.В. Чербиева, С.Н. Бостанова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 12(178). С. 445451.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Походзилова В.В. Теоретический обзор значимости жизнестойкости в условиях современного мира / В.В. Походзилова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 6. С. 44-49.

Сведения об авторе

Походзилова Виолетта Вячеславовна

студент бакалавриата факультета психологии Филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе г. Севастополь, Российская Фередация E-mail: yoflam22@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 6, pp. 44-49.

A THEORETICAL OVERVIEW OF THE IMPORTANCE OF RESILIENCE IN THE CONTEMPORARY WORLD

Pokhodzilova V.V.

M.V. Lomonosov Moscow State University Branch in Sevastopol Sevastopol, Russian Federation E-mail: yoflam22@mail.ru

Abstract. This paper provides a rationale for the importance of resilience in the context of the modern world and the constant exposure to stressors, based on an analysis of theoretical information regarding these phenomena.

Relevance. The human life is full of a variety of experiences, and the events causing them can be both pleasant and unpleasant, from the individual point of view of each person. Many of the conditions in which modern humans live (including informational, environmental, socio-economic, etc.) provoke stress reactions of the body [1;8;10]. Thus, people's life can be riddled with rather long pe-

riods of adverse factors, accompanied by negative emotional reactions, mental and physical overstrain, etc.

Goal. To investigate some features of stress and resilience phenomena and to substantiate the significance of the latter from the point of view of the features of the modern world. Conclusions and conclusion. Stress is an integral part of happy human life, haunting us not only in setbacks but also in fortunate events. Stress is divided into "beneficial" (eustress) and "harmful" (distress), with the latter having no positive qualities in terms of physical and mental health. The ability to withstand the negative effects of stress is a core function of resilience. This phenomenon was studied by S. Muddy, who cited three structural components of resilience: engagement, control and risk taking. The psychologist also noted that resilience is not the avoidance of stress, but rather its acceptance and coping skills. Taking into account the peculiarities of the present stage of human development, including constant stress, information noise, excess of negative news, etc., we can conclude that resilience is an important component in the normal life activities of modern man.

R Keywords: resilience, stress, G. Sellier, S. Muddy, stages of stress, control, involvement, risk taking.

fp References:

1. Personal well-being in the crisis of the socio-economic system of the region / V.P. Chichkanov, A.A. Kuklin, S.A. Okhotnikov, I.V. Korobkov // Living standards of the Russian regions. - 2020. - T. 16, № 3. - C. 49-58.

2 Leontiev D.A. The Meaningful-Life Orientation Test (LLS). 2nd ed. - M.: Sysl, 2006. - 18 c. Leontiev D.A., Rasskazova E.I. Resilience as a Component of Personal Potential / Personal Potential: Structure and Diagnosis. Moscow: The Meaning, 2011. 680 c.

4. Leontiev D.A., Rasskazova E.I. Resilience Test. - M.: The Meaning, 2006.

5. Muddy S. Meaning-Building in Decision-Making Processes // Psychological Journal. 2005. T. 26, № 6. C. 87-101.

6. Muddy S.R. Theories of personality: a comparative analysis: [translated from English]. SPb: Peter, 2002. 567 c.

7. Novikova N. A. Stress and Resilience / N. A. Novikova // Psychological Problems of Meaning and Acme: Proceedings of XXVI International Symposium, Moscow, 13-14 April 2021. - Moscow: Psychological Institute of Russian Academy of Education. 2021. - C. 95-102.

8. Semenova A. O. Professional burnout personality in professions "man-human" through communicative competence formation / A. O. Semenova, Z. V. Borlakova // Problems of Modern Pedagogical Education. - 2023. - № 78-2. - C. 370-373.

9. Stress without Distress : [translation from English] / G. Selye ; ed. by E.M. Kreps. - Moscow : Progress, 1982. - 124 c.

10. Cherbieva S. V. Empirical study of educational stress among students / S. V. Cherbieva, S. N. Bostanova // Uchenye zapiski universitet P. F. Lesgafta. - 2019. - № 12(178). - C. 445-451.

Information about the author Pokhodilova Violetta Vyacheslavovna

undergraduate student of the Faculty of Psychology Branch of Lomonosov Moscow State University in Sevastopol Sevastopol, Russian Federation E-mail: yoflam22@mail.ru

Поступила в редакцию 05.06.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.06.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.