Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

586
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хлестов Евгений Владимирович

Актуальность статьи обусловлена тем, что, несмотря на многочисленные исследования, касающиеся проблематики жизнестойкости, непосредственно исследования касательно жизнестойкости в контексте семейного воспитания в подростковом возрасте проработаны не до конца. Цель. В качестве цели исследования выступает обоснование условий формирования жизнестойкости в процессе семейного воспитания в подростковом возрасте. Методы. В исследовании использовались следующие методы: 1. Организационные (анализ, сравнение и обобщение психологической литературы по проблеме исследования); 2. Эмпирические (психодиагностические методики); 3. Методы количественной и качественной обработки данных Методики исследования: 1. Методика диагностики родительских отношений (ОРО) А.Я. Варга и В.В. Столина; 2. Методика диагностики жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева). Заключение. Проведённое исследование показало, что создание в процессе семейного воспитания таких условий, как принятие и кооперация со своим ребёнком, а также демократический стиль воспитания способствуют формированию жизнестойкости подростков. Результаты. Несмотря на подростковый возраст, в котором в становлении личности большую роль начинают играть сверстники (референтная группа), роль семьи в становлении личности, а именно в формировании жизнестойкости, по-прежнему велика. Было установлено, что в зависимости от стиля родительского воспитания у подростков могут сформироваться определённые свойства личности, которые влияют на формирование жизнестойкости. Например, чрезмерная близость с ребёнком, контроль над ним и строгость способствуют формированию пассивной жизненной позиции, плохой стрессоустойчивости, внутренней нестабильности. И наоборот, если давать ребёнку больше свободы (но не слишком), проявлять сотрудничество и заинтересованность в нём и его делах, то это способствует формированию у него возможности справляться со стрессами активной жизненной позиции, любознательности и трудолюбию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хлестов Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF RESILIENCE OF ADOLESCENTS IN THE PROCESS OF FAMILY EDUCATION

Introduction. The relevance of the article is due to the fact that despite numerous studies related to the issue of resilience, directly research on resilience in the context of family education in adolescence has not been fully developed. Target. The purpose of the study is to study the features of the formation of resilience in the process of family education in adolescence. Methods. The following methods were used in the study: 1. Organizational (analysis, comparison and generalization of psychological literature on the research problem); 2. Empirical (psychodiagnostic methods); 3. Methods of quantitative and qualitative data processing Research methods: 1. Methodology for diagnosing parental relationships (ORO) A.Ya. Varga and V.V. Stolin; 2. Technique for diagnosing resilience (S. Maddy, adapted by D. Leontiev). Conclusion. The study showed that acceptance and cooperation with your child, as well as a democratic parenting style, contribute to the formation of adolescent resilience. Results. Despite adolescence, in which peers (the reference group) begin to play an important role in the formation of the personality, the role of the family in the formation of the personality, namely in the formation of resilience, is still great. It was found that, depending on the style of parenting, adolescents can develop certain personality traits that affect the formation of resilience. For example, excessive closeness with a child, control over him and strictness contribute to the formation of a passive life position, poor stress tolerance, and internal instability. And vice versa, if you give the child more freedom (but not too much), show cooperation and interest in him and his affairs, then this contributes to the formation of his ability to cope with the stresses of an active life position, curiosity and hard work.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Психологические науки Psychological Sciences

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-4-93-105

УДК 37.025/316.6

END-EKNGRP

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. Введение. Актуальность статьи обусловлена тем, что, несмотря на многочисленные исследования, касающиеся проблематики жизнестойкости, непосредственно исследования касательно жизнестойкости в контексте семейного воспитания в подростковом возрасте проработаны не до конца. Цель. В качестве цели исследования выступает обоснование условий формирования жизнестойкости в процессе семейного воспитания в подростковом возрасте.

Методы. В исследовании использовались следующие методы:

1. Организационные (анализ, сравнение и обобщение психологической литературы по проблеме исследования);

2. Эмпирические (психодиагностические методики);

3. Методы количественной и качественной обработки данных Методики исследования:

1. Методика диагностики родительских отношений (ОРО) А.Я. Варга и В.В. Столина;

2. Методика диагностики жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева). Заключение. Проведённое исследование показало, что создание в процессе семейного воспитания таких условий, как принятие и кооперация со своим ребёнком, а также демократический стиль воспитания способствуют формированию жизнестойкости подростков.

Результаты. Несмотря на подростковый возраст, в котором в становлении личности большую роль начинают играть сверстники (референтная группа), роль семьи в становлении личности, а именно в формировании жизнестойкости, по-прежнему велика.

Евгений Владимирович Хлестов

Кубанский государственный университет eugeny-aik.ru@yandex.ru Краснодар, Россия

Было установлено, что в зависимости от стиля родительского воспитания у подростков могут сформироваться определённые свойства личности, которые влияют на формирование жизнестойкости. Например, чрезмерная близость с ребёнком, контроль над ним и строгость способствуют формированию пассивной жизненной позиции, плохой стрессоустойчивости, внутренней нестабильности. И наоборот, если давать ребёнку больше свободы (но не слишком), проявлять сотрудничество и заинтересованность в нём и его делах, то это способствует формированию у него возможности справляться со стрессами активной жизненной позиции, любознательности и трудолюбию.

Ключевые слова: жизнестойкость, стиль семейного воспитания, подростковый возраст, авторитарный стиль воспитания, демократический стиль воспитания, семейные отношения

Для цитирования: Хлестов Е.В. Психологические условия формирования жизнестойкости подростков в процессе семейного воспитания // Педагогика: история, перспективы. 2022. Том 5. № 4. С. 93-105. DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-4-93-105

Original article

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF RESILIENCE OF ADOLESCENTS IN THE PROCESS OF FAMILY EDUCATION

Khlestov Evgeny Vladimirovich

Kuban State University eugeny-aik.ru@yandex.ru Krasnodar, Russia

Annotation. Introduction. The relevance of the article is due to the fact that despite

numerous studies related to the issue of resilience, directly research on resilience in the

context of family education in adolescence has not been fully developed.

Target. The purpose of the study is to study the features of the formation of resilience

in the process of family education in adolescence.

Methods. The following methods were used in the study:

1. Organizational (analysis, comparison and generalization of psychological literature on the research problem);

2. Empirical (psychodiagnostic methods);

3. Methods of quantitative and qualitative data processing Research methods:

1. Methodology for diagnosing parental relationships (ORO) A.Ya. Varga and V.V. Stolin;

2. Technique for diagnosing resilience (S. Maddy, adapted by D. Leontiev). Conclusion. The study showed that acceptance and cooperation with your child, as well as a democratic parenting style, contribute to the formation of adolescent resilience.

Results. Despite adolescence, in which peers (the reference group) begin to play an important role in the formation of the personality, the role of the family in the formation of the personality, namely in the formation of resilience, is still great. It was found that, depending on the style of parenting, adolescents can develop certain personality traits that affect the formation of resilience. For example, excessive closeness with a child, control over him and strictness contribute to the formation of a passive life position, poor stress tolerance, and internal instability. And vice versa, if you give the child more freedom (but not too much), show cooperation and interest in him and his affairs, then this contributes to the formation of his ability to cope with the stresses of an active life position, curiosity and hard work.

Key words: resilience, family parenting style, adolescence, authoritarian parenting style, democratic parenting style, family relationships

For citation: Khlestov E.V. Psychological conditions for the formation of resilience of adolescents in the process of family education. Pedagogy: history, perspectives. 2022. Vol.5. No. 4. PP. 93-105. DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-4-93-105

Актуальность. В настоящее время в жизни современного человека участвует большое количество стрессогенных ситуаций, которые обусловлены политическими, информационными и социально-экономическими аспектами жизни. Такие обстоятельства зачастую приводят к снижению чувства защищенности и нарастанию чувства напряжения. Люди переживают такие ситуации как стрессовые, испытывают тревогу и тратят много внутренних ресурсов на разрешение ситуации, но также люди могут противостоять стрессовым ситуациям и тем самым проявить свою способность к жизнестойкости.

В нынешних реалиях человек потребляет большой объем информации, которая может оказывать на него негативное влияние, эту ситуацию усугубляет еще и ускоренный ритм жизни, поэтому проблема поведения человека в трудных ситуациях является актуальной. Требования к самой личности изменилось. Теперь от человека требуется высокий уровень ответственности за собственную деятельность, за ее результат и за проделанный путь к достижению цели. А это значит, что необходим определенный уровень адаптированности личности к новым условиям жизни. Определенный уровень адаптации и приспособленности к психоэмоциональному напряжению помогает человеку сформировать навыки решения трудностей, навыки борьбы с любыми трудными стрессовыми ситуациями. Такое качество в психологической науке определяют как жизнестойкость.

Актуальность нашего исследования определяется малой изученностью вопросов формирования жизнестойкости в процессе семейного воспитания в подростковом возрасте.

Цель исследования - изучить особенности формирования жизнестойкости в процессе семейного воспитания в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: можно предположить, что создание в процессе семейного воспитания таких условий, как

1) использование демократического стиля воспитания,

2)стремление к кооперации и принятие своего ребёнка способствуют эффективному формированию жизнестойкости у подростков.

Методы и организация исследования. Проверка гипотезы исследования была осуществлена при помощи следующих методик: Опросник родительского отношения (ОРО) В.В. Столина и А.Я. Варга; Тест жизнестойкости С. Мадди адаптированный Д.А. Леонтьевым.

В состав выборки исследования вошли 73 подростка в возрасте от 12 до 16 лет, среди них 38 мальчиков и 35 девочек.

Распределение выборки по полу:

Девочки - 35 человека (48%);

Мальчики - 38 человек (52%).

Процедура сбора эмпирических данных

Эмпирической базой исследования выступает МБОУ СОШ № 84 г. Краснодар

Испытуемым были представлены бланки с текстовым стимульным материалом, которые им предстояло заполнить. Сам процесс заполнения бланков проходил в аудиториях с несколькими студентами или группой студентов.

В процессе сбора эмпирических данных возникали проблемы непонимания достаточно простых инструкций и формулировок в методиках. И если отдельные респонденты задавали уточняющие вопросы, то некоторые просто заполняли методики по своему усмотрению или сами того не замечая допускали ошибки, что впоследствии привело к сокращению итоговой выборки.

Приведём краткое описание методик исследования.

Опросник родительского отношения (ОРО) В.В. Столина и А.Я. Варга.

Опросник родительского отношения (ОРО) направлен на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Авторы данной методики понимают отношение родителей к своему ребёнку как систему различных эмоций и чувств, паттернов поведения с ребёнком, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Субшкалы методики:

1) принятие - отвержение ребенка;

2) кооперация;

3) симбиоз;

4) авторитарная гиперсоциализация;

5) «маленький неудачник».

Тест жизнестойкости С. Мадди адаптированный Д.А. Леонтьевым.

Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию Д.А. Леонтьевым опросника HardmessSurvey, разработанного американским психологом Сальва-торе Мадди.

Шкалы теста:

1) Вовлеченность;

2) Контроль;

3) Принятие риска.

Обзор литературы. Понятие «жизнестойкость» ввел в 1996 году С. Мад-ди. Сам автор определяет понятие как «психологическую живучесть» и расширенную эффективность, а также как качество психического здоровья [8].

ТЛ « "

В дальнейшем, заинтересовавшись понятием «жизнестойкость», его исследованием занимались такие отечественные ученные, как Л.А. Александрова, С.А. Богомаз, С.В. Книжникова, Д.А. Леонтьев и другие. Они определили жизнестойкость в качестве ресурса и востребованного потенциала в определённой ситуации.

По мнению С.А. Богомаза, человек, у которого высокий уровень жизнестойкости, стремится следовать в жизни определенным идеальным образам мира. Такое следование позволяет человеку абстрагироваться от незначительных мелочей и сфокусироваться на достижении целей [3].

Д.С. Кошаб и С. Мадди считают, что степень сформированности жизнестойкости оказывает значительное влияние на мысли, поведение и организацию деятельности. То есть, жизнестойкость достаточно важный фактор развития подростков и не менее важным является формирование жизнестойкости у подростков [5].

Опираясь на исследования ряда других авторов, Д. Баумринд определила типы детей, характер которых отвечал определенным стилям родительского воздействия.

Авторитетные родители имеют зачастую инициативных, общительных и добрых детей. Авторитетными считаются те родители, которые способны любить и понимать детей, предпочитают наказаниям объяснения, хвалить. Они требуют от детей осмысленности в поведении, стараются помогать, но также проявляют твердость. Их дети любознательны, способны к обоснованию своей точки зрения, ответственны в обязанностях, энергичны и уверены в себе.

Если же родители руководствуются авторитарным стилем воспитания, то их дети раздражительны и склонны к конфликтам. Такого рода родители считают, что правильно ограничивать ребенка в свободах и подчинять своей воле. Родители авторитарного типа в своей воспитательной практике не оставляют ребенку возможность для избрания вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, отнимают право возражать, даже если ребенок прав. Строгий контроль над поведением ребенка - основа их формирования, которое не идет дальше строгих санкций, выговоров и нередко - физических наказаний. Самый часто наблюдающийся способ дисциплинарного влияния - запугивание и угрозы. Такие родители склонны исключать психологическую близость с детьми и не понимают, что жесткий контроль не дает положительный результат в воспитании. У детей в таком случае формируется лишь механизм внешнего контроля, чувство вины и страха пред наказанием и, если он и появится, то слабый самоконтроль.

В случае снисходительных родителей, дети могут быть импульсивны и агрессивны. Родители с таким стилем воспитания не склонны контролировать своих детей, предоставляют им свободу действий и не требуют высокого уровня самоконтроля. Дети чаще всего испытывают проблемы с дисциплинированностью и поведенческими реакциями. Снисходительные родители в случае проблем с ребенком приходят в отчаяние и реагируют очень остро, резко надсмехаясь над ребенком, а в порывах гнева могут использовать физическое наказание. Они отнимают у детей родительскую любовь, внимание и сочувствие [2].

В статье Е.А. Лапшиной под названием «Характеристика стилей родительского воспитания автор проводит анализ классических стилей родительского воспитания. Автор свидетельствует, что воспитательная работа родителей в семье - это, прежде всего, самовоспитание. Таким образом, каждому родителю необходимо обучаться быть учителем, учиться управлять отношениями с детьми. Усвоение воспитательных, педагогических отношений, зарождающихся между родителями и детьми, имеет особенное значение для предотвращения аномалий в этическом формировании школьников.

Проанализировав литературу, автор отмечает, что проблематика семейного воспитания не имеет конкретных рамок, родители не всегда используют единый стиль воспитания. Мы можем отметить, что отцы, как правило, воспринимаются мальчиками более грубыми и авторитарными, чем матери, так что семейный стиль, в известной мере, компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять или подрывать воздействие друг друга. Стили воспитания используются родителями бессознательно, но их не может не быть. Отсутствие воспитания - тоже стиль. Хаотичное воспитание может оказывать, как и положительное, так и отрицательное влияние на личность ребенка. В некоторых источниках встречаются описания рассудительного и состязательного стилей, но их можно подвергнуть разбору как варианты основных 4 -ех стилей. Чрезвычайно занимательным было и упоминание цивилизованного аспекта в семейном воспитании детей. Так, европейская культурная традиция распространяется из того, что наиболее жёсткие требования нужно предъявлять к дисциплине меньших детей, а по мере взросления ребенка дисциплина обязана гаснуть, и ему следует предоставлять все большую самостоятельность. У некоторых исламских народов (турки, афганцы, курды) воспитание очень строгое, суровое, с заметным упором на наказание. В то же время японцы предоставляют малышам максимум воли, почти не ограничивая их. Приучение к дисциплине причем в весьма строгой форме происходит здесь в контраст европейскому воспитанию с взрослением ребенка, перенимающего нормы и правила поведения старших.

Также некоторые схожие выводы были сделаны Н.И. Беляевой в ее статье «Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка». В ней была рассмотрена роль семейного воспитания на формирование личности ребенка и стили семейного воспитания в работах отечественных и зарубежных авторов. Автор пришла к выводу, что не существует единой классификации стилей семейного воспитания. Большинство их основано на родительском контроле, давлении и эмоциональных компонентах личности. Название стилей у авторов может быть разным, но содержание одинаково. Поэтому для изучения семьи

необходимо учесть содержание семейных отношений, а не название и классификацию стиля воспитания. Автор подошёл к выводу, что на воспитание личностных качеств ребенка сильно влияет образ жизни семьи, уровень культуры и образования, представления о воспитании родителей, взаимодействия в семье. Ребенок перенимает ценности, нормы, традиции семьи, а также имитирует и формирует в себе те качества и черты, которые превалируют у родителей [7].

В статье А.А. Кузнецовой рассматривается история, роль и особенности семейного воспитания. Автор затронул весьма важную и актуальную проблемы, а именно «Угасание родительской заинтересованности и инициативы». Она говорит о том, что современные родители часто склонны перекладывать ответственность за воспитание своих детей на третьих лиц, посвящая минимум времени и внимания семейному общению. Это способно привести к серьезным нарушениям психики ребенка, который не получает достаточно внимания от матери и отца. Вследствие этого ребенок ощущает себя брошенным и ненужным, замыкается в себе и способен отказаться от общества в целом. В итоге ребенок чувствует затруднения в поиске своего жизненного пути, поэтому очень важно донести до родителей необходимость приобрести знания о семейном воспитании и благополучия [6].

В статье за авторством М.Л. Исаченкова, Т.К. Прогацкой, М.А. Фельк и И.А. Калабина под названием «Проблемы и трудности семейного воспитания: взгляд современных родителей» проводится исследование проблем и трудностей семейного воспитания, с которыми сталкиваются современные родители.

Проведённый авторами анализ данных позволяет выделить наиболее распространенные, независимо от демографических характеристик респондентов и возраста детей, проблемы: отсутствие психологических знаний об особенностях развития ребенка, взаимодействие детей с гаджетами и цифровым миром, трудности во взаимопонимании и построении эффективной коммуникации.

Была выявлена тревожная тенденция доверия родителей к советам анонимных интернет-пользователей, поиска советов о воспитании и здоровье детей у людей, не обладающих специальными знаниями. Сопоставление данных анализа российских и зарубежных ресурсов показывает различие в обсуждаемых родителями проблемах: ментальное здоровье детей, проблема буллинга (ребенка обижают или ребенок стал обидчиком), проблема определения гендерной идентичности в подростковом возрасте. В качестве общих, обсуждаемых как российскими, так и родителями за рубежом выделены проблемы с дисциплиной в школе, помощь с домашним заданием, истерики, общение со сверстниками, проблемы с игровой зависимостью, родительский контроль и т. д.

Авторы подчёркивают, что важно сохранить для родителей возможность обсуждать свои проблемы. Зачастую родителям просто хочется знать, что они не одиноки и другие пользователи сталкиваются со схожими трудностями. Но также необходимо развивать просветительские ресурсы с достоверной информацией для родителей, делать доступным консультирование и поддержку родителей профессионалами [4].

Результаты. В ходе корреляционного анализа (г-критерий Пирсона) по методике «Тест-опросник родительского отношения» А.Я.Варга, В.В.Столинаи «Тест жизнестойкости» С. Мадди.

Была выявлена статистически значимая (г= 0,772, p< 0,01) сильная прямая связь показателей «Принятие — отвержение» и «Вовлечённость». Данный результат свидетельствует о том, что подростки, у которых в семье преобладает положительное отношение к ребёнку, получают искренне удовольствие от выполняемой деятельности, стремятся познать что-то новое.

Выявлена статистически значимая (г= 0,695, p< 0,01) сильная прямая связь показателей «Кооперация» и «Вовлечённость». Подобный результат показывает, что сотрудничество и заинтересованность взрослого в делах ребёнка помогает сформировать у него стремление к вовлечённости в происходящее вокруг, получению удовольствия от деятельности.

Была установлена статистически значимая (г= -0,33, p< 0,01) сильная обратная связь показателей «Симбиоз» и «Вовлечённость». Данный результат показывает, что чрезмерное единение с ребёнком способно подавить в нём стремление к открыванию чего-то нового, а также лишает удовольствия от выполняемой деятельности.

Выявлена статистически значимая (г= -0,686, p< 0,01) сильная обратная связь показателей «Авторитарная гиперсоциализация» и «Вовлечённость». Полученный результат показывает, что строгость и чрезмерный контроль над ребёнком может подавить в нём стремление к получению удовольствия от выполняемой деятельности.

Была выявлена статистически значимая (г= -0,617, p< 0,01) сильная обратная связь показателей «Маленький неудачник» и «Вовлечённость». Данные, которые были получены, позволяют сделать вывод, что если родители поддерживают ребёнка в ситуациях неудачи, ценят его способности и таланты, то это помогает сформировать у него стремление к вовлечённости в происходящее вокруг, получению удовольствия от деятельности.

Выявлена статистически значимая (г= 0,731, p< 0,01) сильная прямая связь показателей «Принятие» и «Контроль» у подростков. Данный результат свидетельствует о том, что подростки, у которых в семье преобладает положительное отношение к ребёнку, сами выбирают свой жизненный путь, чувствуют, что могут контролировать свою жизнь.

Выявлена статистически значимая (г= 0,672, p< 0,01) сильная прямая связь показателей «Кооперация» и «Контроль» у подростков. Подобный результат показывает, что сотрудничество и заинтересованность взрослого в делах ребёнка помогает сформировать у него стремление к борьбе за результат, не бросать важные для себя дела.

Выявлена статистически значимая (г= -0,323, p< 0,01) сильная обратная связь показателей «Симбиоз» и «Контроль». Данный результат показывает, что если давать ребёнку больше свободы и не обременять его чрезмерно своим вниманием, то у него будет формироваться стремление к борьбе за результат, установка самому выбирать свой жизненный путь.

Выявлена статистически значимая (г= -0,588, p< 0,01) сильная обратная связь показателей «Авторитарная гиперсоциализация» и «Контроль». Полученный результат показывает, что строгость и чрезмерный контроль над ребёнком

может подавить в нём стремление к самостоятельному выбору деятельности, а также сформировать в нём пассивную жизненную позицию, чувство, что он не способен самостоятельно влиять на свою жизнь.

Выявлена статистически значимая (г= -0,598, p< 0,01) сильная обратная связь показателей «Маленький неудачник» и «Контроль». Подобный результат свидетельствует о том, что если родители не ценят стараний и трудов их детей, то это может подавить в них стремление к достижениям, сформировать пассивную жизненную позицию.

Была выявлена статистически значимая (г= 0,713, p< 0,01) сильная прямая связь показателей «Принятие — отвержение» и «Принятие риска». Полученный результат показывает, что если родители не принимают своего ребёнка, преобладает эмоционально отрицательное к нему отношение, то это вызовет у него избегание ситуаций, связанных с риском, стремление к комфорту и пассивному образу жизни.

Выявлена статистически значимая (г= 0,65, p< 0,01) сильная прямая связь показателей «Кооперация» и «Принятие риска». Подобный результат свидетельствует о том, что сотрудничество и заинтересованность взрослого в делах ребёнка помогает сформировать у него активную жизненную позицию, стремление к активному усвоению знаний через полученный новый жизненный опыт.

Выявлена статистически значимая (г= -0,279, p< 0,01) умеренная обратная связь показателей «Симбиоз» и «Принятие риска». Данный результат свидетельствует о том, что если давать ребёнку больше свободы и не проводить с ним чрезмерно много времени, то это способствует формированию активной жизненной позиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выявлена статистически значимая (г= -0,724, p< 0,01) сильная обратная связь показателей «Авторитарная гиперсоциализация» и «Принятие риска». Подобный результат свидетельствует о том, что демократичное отношение к ребёнку, отсутствие необоснованно жёстких рамок и правил способствует формированию активной жизненной позиции, стремлению к активному усвоению знаний через полученный новый жизненный опыт.

Выявлена статистически значимая (г= -0,442, p< 0,01) сильная обратная связь показателей «Авторитарная гиперсоциализация» и «Жизнестойкость». Данные результаты показывают, что строгость и чрезмерный контроль над ребёнком может способствовать тому, что подростку будет тяжело справляться со стрессами, они будут негативно сказываться на его деятельности и внутренней стабильности.

Выявлена статистически значимая (г= -0,286, p< 0,01) умеренная обратная связь показателей «Симбиоз» и «Жизнестойкость». Данный резуьтат свидетельствует о том, что если давать ребёнку больше свободы и не проводить с ним чрезмерно много времени, то он научится лучше справляться со стрессами и они не будут негативно сказываться на результатах его деятельности и душевном равновесии.

Выводы. В ходе теоретического анализа и эмпирического исследования было установлено, что, несмотря на подростковый возраст, в котором в становлении личности большую роль начинают играть сверстники (референтная груп-

па), роль семьи в становлении личности, а именно в формировании жизнестойкости, по-прежнему велика.

Также было установлено, что в зависимости от стиля родительского воспитания у подростков могут сформироваться определённые свойства личности, которые влияют на формирование жизнестойкости. Например, чрезмерная близость с ребёнком, контроль над ним и строгость способствуют формированию пассивной жизненной позиции, плохой стрессоустойчивости, внутренней нестабильности. И наоборот, если давать ребёнку больше свободы (но не слишком), проявлять сотрудничество и заинтересованность в нём и его делах, то это способствует формированию у него возможности справляться со стрессами активной жизненной позиции, любознательности и трудолюбию.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Полученные данные свидетельствуют о том, что принятие и кооперация со своим ребёнком, а также демократический стиль воспитания способствуют формированию жизнестойкости подростков.

Заключение. Проведённое исследование показало, что принятие и кооперация со своим ребёнком, а также демократический стиль как значимые условия воспитания подростка в семье способствуют формированию жизнестойкости подростков.

Теоретический анализ, проведенный в рамках нашего исследования, показал, что феномен жизнестойкости рассматривается отечественными и иностранными авторами с разных сторон и содержит в себе такие элементы, как: включённость, контроль, принятие риска. Чем лучше развита жизнестойкость, тем рациональнее человек ведет себя в тех или иных нестандартных ситуациях.

Жизнестойкость развивается на протяжении всей жизни, и для этого есть следующие предпосылки: сформированная самооценка и принятие себя, поддержка семьи, тёплые отношения, самообладание, чувство юмора и другие факторы, повышающие жизнестойкость.

В подростковом возрасте проявляются личностные структуры, связанные с элементами жизнестойкости: поиск смысла существования, формирование самооценки на основе осознанной рефлексии, формирование своего мнения касательно различных жизненных ситуаций и своей позиции к собственной жизни.

Одним из ведущих показателей, оказывающих воздействие на формирование и развитие жизнестойкости подростка, выступает семья и характер отношений в семье. Кроме того, процессы в семье могут как стимулировать, так и тормозить формирование жизнестойкости подростков. Для формирования элемента контроля требуется поощрение собственной инициативы ребенка, его готовности к освоению задач возрастающей сложности на пределе своих возможностей. Богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды важны для развития принятия риска.

Негативное влияние на формирование жизнестойкости оказывает тип семейных отношений. Гиперопека, грубость, эмоциональное неприятие ребенка, конфликты приводят к слабоволию, неспособности защищаться, плохо развитой самооценке и уровню запросов. Все подобные дефекты в воспитании негативно сказываются на развитии личности, а также способны привести к проблемам в сфере коммуникации у подростка в будущем.

По итогам эмпирического исследования можно сделать следующие значимые выводы:

- чрезмерное единение с ребёнком способно подавить в нём стремление к открыванию чего-то нового, а также лишает удовольствия от выполняемой деятельности;

- чрезмерный контроль над ребёнком может подавить в нём стремление к получению удовольствия от выполняемой деятельности, а также подавить в нём стремление к самостоятельному выбору деятельности, сформировать в нём пассивную жизненную позицию и чувство что он не способен самостоятельно влиять на свою жизнь;

- сотрудничество и заинтересованность взрослого в делах ребёнка помогает сформировать у него стремление к борьбе за результат, не бросать важные для себя дела;

- демократичное отношение к ребёнку, отсутствие необоснованно жёстких рамок и правил способствует формированию активной жизненной позиции, стремлению к активному усвоению знаний через полученный новый жизненный опыт;

- строгость по отношению к ребёнку может способствовать тому, что подростку будет тяжело справляться со стрессами, они будут негативно сказываться на его деятельности и внутренней стабильности;

- если давать ребёнку больше свободы и не проводить с ним чрезмерно много времени, то он научится лучше справляться со стрессами, и они не будут негативно сказываться на результатах его деятельности и душевном равновесии.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Полученные данные свидетельствуют о том, что принятие и кооперация со своим ребёнком, а также демократический стиль воспитания способствуют формированию жизнестойкости подростков.

Проведенное исследование имеет следующие перспективы. Полученные результаты можно использовать школьными психологами для диагностики состояния формирования жизнестойкости путём изучения стиля родительского воспитания и особенностей семейных взаимоотношений. Также, опираясь на результаты исследования, можно составлять лекции для родительских собраний для просветительской работы с родителями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Александрова Ю.В. Психологическая помощь в преодолении семейных проблем / Ю.В. Александрова. - М.: Смысл, 2000. - 196 с.

2. Бельгибаева Г.К. Особенности стилей родительского воспитания / Г.К. Бель-гибаева. - Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - №8 - С. 53-56.

3. Богомаз С.Л. Общая психология / С.Л. Богомаз. - Москва: Пресс. - 2003. - 198 с.

4. Исаченкова М.Л. Прогацкая Т.К., Фельк М.А., Калабина И.А. Проблемы и трудности семейного воспитания: взгляд современных родителей / М.Л. Исаченкова, Т.К. Прогацкая, М.А. Фельк, И.А. Калиба. - Комплексные исследования детства. - 2022. - № 2, С. 104 - 114.

5. Кошаб Д.С. Предпосылки жизнестойкости / Д.С. Кошаб, С. Мадди. - Журнал практической психологии. - 1999. - № 2. - С. 117-124.

6. Кузнецова А.А. История, роль и особенности семейного воспитания / А.А. Кузнецова. - Обучение и воспитание: методики и практика. - 2016. - С. 48-53.

7. Лапшина Е.А. Характеристики стилей родительского воспитания / Е.А. Лапшина. - Психология и образование. - 2017. - № 9. - С. 15-18.

8. Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений / С. Мадди. -Психологический журнал. - 2005. - № 6. - C. 101-113.

REFERENCES

1. V. Alexandrova. Psychological help in overcoming family problems. Moscow: The meaning, 2000. 196 с.

2. Belgibaeva G.K. Features of parenting styles. G.K. Belgibaeva. International Journal of Experimental Education. 2016. №8. P. 53-56.

3. Bogomaz S.L. General psychology. S.L. Bogomaz. Moscow: Press. - 2003. - 198 p.

4. Isachenkova ML Progatskaya T.K., Felk MA, Kalabina IA Problems and difficulties of family education: the view of modern parents. ML Isachenkova, T.K. Progatskaya, MA Felk, IA Kaliba. Complex Research of Childhood. 2022. № 2, P. 104 - 114.

5. Koshab D.S. Prerequisites for resilience. D.S. Koshab, S. Muddy. Journal of Practical Psychology. 1999. № 2. P. 117-124.

6. Kuznetsova A.A. History, role and features of family education. A.A. Kuznetsova. Education and upbringing: methods and practice. 2016. P . 48-53.

7. Lapshina E.A. Characteristics of parenting styles. E.A. Lapshina. Psychology and education. 2017. № 9. P. 15-18.

8. Muddy S. Meaning-making in decision-making.S. Muddy. Psychological Journal. 2005. № 6. P. 101-113.

Информация об авторе: Хлестов Евгений Владимирович, студент, Кафедра педагогики и психологии, Кубанский Государственный Университет Краснодар, Россия

Научный руководитель: Игнатович Светлана Сергеевна канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Кубанский государственный университет Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0003 -0479-6117 ssign67@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Khlestov Evgeny Vladimirovich, student, Department of Pedagogy and Psychology. Kuban State University Krasnodar, Russia

Supervisor: Svetlana Sergeevna Ignatovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor in the Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University Krasnodar, Russia

https://orcid.org/0000-0003 -0479-6117 ssign67@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 26.07.2022

Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 22.08.2022

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.08.2022

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflictsof interests

Хлестов Е.В.2022 © «Педагогика: история, перспективы» 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.