14
УДК 339.924
В. В. Ивченко, Я. В. Деменок
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АДАПТАЦИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКОНОМИКИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ К УСЛОВИЯМ ВТО
Рассматриваются риски и ожидаемые выгоды трансформации российской экономики к условиям ВТО. Дается теоретическое представление процесса адаптации особенностей экономики Калининградской области при участии России в ВТО.
This paper analyses the risks and expected benefits associated with the transformation of the Russian economy in line with the WTO requirements and provides a theoretical framework for the adaptation of the Kaliningrad region's economy to Russia's membership in the WTO.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация, особенности экономики Калининградской области как эксклавной территории России, особые экономические зоны, модель адаптации экономики области к условиям ВТО.
Key words: World Trade Organisation, features of Kaliningrad regional economy as an exclave territory of Russia, special economic zones, a model of economic adaptation to the WTO requirements.
После завершения Второй мировой войны в мировой экономике начали развиваться глобальные процессы, которые продолжаются и в настоящее время. Одним из элементов их проявления стало подписание в 1947 г. международного Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). СССР по различным причинам долгое время не всту-
© Ивченко В. В., Деменок Я. В., 2015
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 3. С. 14—22.
пал в эту организацию. В 1995 г. ГАТТ трансформировался во Всемирную торговую организацию — ВТО (World Trade Organization — WTO), имеющую по сравнению с ГАТТ более расширенные функции. Главная цель ВТО — регулирование торгово-политических отношений между государствами — ее членами и либерализация международной торговли. Ныне в ВТО входит 156 стран, которые охватывают 96 % мирового торгового оборота.
Уже в 1970-х гг. в правящих кругах СССР возникло понимание необходимости вступления страны в ГАТТ. Однако только в 1993 — 1995 гг. был начат этот процесс, который длился почти 19 лет. Пакет документов о присоединении России к ВТО был принят 16 декабря 2011 г. на восьмой Министерской конференции ВТО, а 10 июля 2012 г. Госдума РФ одобрила Протокол о присоединении Росси к ВТО. В том же месяце, 21 июля 2012 г., Президентом РФ В. В. Путиным был подписан федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.». Это был трудный, но крайне важный шаг по дальнейшей интеграции России в мировое экономическое сообщество. Однако следует отметить, что процесс подготовки к вступлению в ВТО вызывал неоднозначную реакцию у российской общественности. Одни специалисты и политики выступали против, достаточно обоснованно указывая на риски и возможные негативные последствия для отдельных сфер деятельности и экономики страны в целом. Другие, опираясь на мировой экономический опыт, столь же убедительно говорили о долгосрочных положительных последствиях для страны от членства в ВТО. При этом те и другие фактически соглашались по двум моментам. Во-первых, в краткосрочной перспективе есть существенные риски и возможные негативные экономические последствия. Во-вторых, на данном этапе нельзя в полной мере оценить эти последствия. И всем очевидно, что требуется огромная работа по их предотвращению.
К настоящему времени вышло достаточно много научно-аналитических публикаций по проблеме последствий для России вступления в ВТО. Среди авторов этих работ в первую очередь следует отметить: О. А. Горбунова, Б. Р. Каллагова, Ю. М. Ипатова, А. П. Исаева, А. К. Не-щерет, М. В. Губанова, Н. А. Чернышеву, С. Ф. Сутырина, В. П. Оболенского. Данная проблематика будет, видимо, еще долгое время вызывать интерес у российского бизнес-сообщества и руководства страны. Одним из аспектов этой проблематики выступает необходимость теоретического осмысления последствий вступления России в ВТО для региональных экономик.
Прежде чем перейти к этому вопросу, имеет смысл хотя бы кратко обобщить соображения о преимуществах присоединения России к ВТО, которые проявились в дискуссиях и официальных документах. Среди них следует выделить: возможности расширения российского экспорта; адаптация российского законодательства к документам ВТО (предполагается принятие свыше 100 нормативных документов); развитие конкурентной среды и качественное законодательное обеспечение рыночных реформ; более совершенное таможенное регулирование и импортные тарифы; приток инвестиций; гармонизация требований
15
системы отечественных стандартов с международными (достижение 70%-ного соответствия); расширение доступа к передовым технологиям, что потребует активизации развития отечественного научно-инновационного потенциала; ослабление дискриминации страны в международной торговле; повышение внешнеторгового и внешнеполитического имиджа России.
Прошедшие с момента принятия страны в ВТО годы еще не показали ощутимых положительных результатов. Это вполне объяснимо, так как вступление любой страны в эту организацию требует определенного переходного периода, что связано со всесторонней подготовкой и адаптацией национальных экономик к требованиям ВТО. При этом весьма важны выявление точек риска и осуществление мероприятий по предупреждению или ликвидации некоторых негативных последствий. Данная деятельность уже имеет достаточно четко выраженный характер проявления — на федеральном и региональном уровнях.
Опираясь на результаты анализа проблемы возможных негативных последствий, проделанного государственными органами и различными экспертами, ее структуру обобщенно можно представить в виде схемы (рис. 1). Она выявила девять блоков наиболее уязвимых сфер экономической деятельности, требующих защиты от иностранной конкуренции при участии России в ВТО.
Рис. 1. Структуризация наиболее уязвимых сфер экономической деятельности, требующих защиты от иностранной конкуренции при участии России в ВТО
Блок 1. В краткосрочной перспективе усиление конкуренции иностранных производителей на внутреннем рынке России может привести к спаду ряда промышленных и сельскохозяйственных производств. Это, в свою очередь, способно вызвать некоторый рост безработицы и обострение социальных проблем.
Блок 2. Сельскохозяйственное производство является одной из самых уязвимых сфер деятельности при участии РФ в ВТО. Возможно увеличение импорта сельхозпродукции, с которым российским сельхозпроизводителям на первом этапе сложно будет конкурировать. Ситуация отягчается тем, что во исполнение условий ВТО государственная поддержка данного сектора должна быть ограничена.
Блок 3. Серьезную конкурентную угрозу в новых условиях будет испытывать машиностроение в широком диапазоне отраслей, которые и в настоящее время находятся на невысоком уровне. Тут назрела необходимость принятия поддерживающих законодательных актов о научно-техническом развитии, стандартизации и системе госзакупок.
Блок 4. Металлургия и в настоящее время испытывает сильное давление иностранной конкуренции на международных и внутренних рынках страны. При снижении импортных пошлин оно еще больше усилится. Например, подсчитано, что снижение ставок ввозных импортных пошлин в среднем до 5 % на стальные трубы может привести к росту импорта труб на 40 % при миллиардных долларовых потерях для российских корпораций.
Блок 5. В новых условиях серьезные испытания предстоит выдержать отечественному самолетостроению. По принятым Россией обязательствам предусматривается значительное снижение в течение семи лет ввозных импортных пошлин на иностранные самолеты. Это неминуемо приведет к снижению цен на зарубежные самолеты, что станет угрозой для отечественной авиапромышленности. Например, на широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты импортные пошлины за этот период должны снизиться с 20 до 7,5 %.
Блок 6. Участие в ВТО несет для страны определенные угрозы в социальной сфере. Усиление иностранной конкуренции на первом этапе может привести к сокращению объемов выпуска продукции в некоторых отраслях хозяйства и даже закрытию отдельных предприятий. Особенно это опасно для градообразующих предприятий моногородов. Следствием такого положения может стать временный рост безработицы. Для смягчения этой негативной тенденции должны предусматриваться крупномасштабные государственные программы.
Блок 7. Сфера услуг РФ, куда прежде всего относятся банки, страховые компании и негосударственные пенсионные фонды, по оценкам экспертов, еще недостаточно развита, чтобы конкурировать с аналогичными зарубежными предприятиями. Очевидно, что в переходный период потребуются значительные усилия государства и финансового сектора, чтобы поднять конкурентоспособность этой сферы.
Блок 8. Особого внимания и усилий требует от России обслуживание внешнего долга при ее участии в ВТО. По оценкам экспертов, на первом этапе членства в этой организации можно ожидать некоторого ухудшения торгового и платежного баланса страны, учитывая наличие значительного государственного внешнего долга. В результате возможно обострение проблемы с его обслуживанием.
Блок 9. Участие России в ВТО вызывает серьезные проблемы в интеграционных процессах и взаимодействии стран — членов СНГ. Видимо, ряд многосторонних соглашений, ранее подписанных РФ, придется
17
18
пересматривать. В этом же аспекте необходимо рассматривать Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. В 2009 г. эти страны заявили готовность одновременно стать членами ВТО. Однако члены ВТО выступили против, полагая, что каждая из этих стран должна вступать в данную организацию по отдельности. Сейчас готовится к вступлению Казахстан. С Беларусью ситуация складывается сложнее, так как переговоры по вопросу ее вступления в ВТО были заморожены еще в 2005 г. по политическим мотивам со стороны ЕС и США.
Резюмируя проведенный анализ, можно утверждать, что положительные последствия от членства России в ВТО носят преимущественно долгосрочный характер. При этом в краткосрочной перспективе следует учитывать новый негативный международный фактор — события на Украине и введение США и ЕС экономических санкций против России, что противоречит правилам ВТО. Названный фактор может осложнить дальнейшую адаптацию РФ в системе этой организации. Конкретные последствия участия России в ВТО проецируются и непосредственно проявляются на экономике субъектов РФ, в частности на особенностях хозяйства эксклавного региона — Калининградской области.
Особенности экономики Калининградской области РФ в значительной степени определяются ее географической оторванностью от основной части страны, приморским положением и, главное, — функционирующей тут моделью экономики, основанной на принципах особых экономических зон. В регионе сейчас наблюдается уникальная ситуация, когда в экономике субъекта РФ одновременно действуют два федеральных закона об ОЭЗ с различными критериями.
Первый федеральный закон № 13-Ф3 «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» (от 22.01.1996 г.) основывался на таможенных льготах и фактически был ориентирован на развитие импортозамещающей экономики. Он сыграл большую положительную роль. Благодаря ему регион выжил в суровый кризисный период 1990-х гг. и обеспечил подъем экономики в начале 2000-х на основе быстрого развития импортозамещающих производств. Появилось несколько тысяч новых рабочих мест, значительно сократилась безработица. Успехи этой модели можно увидеть из следующих данных. К 2005 г. в Калининградской области:
— производство телевизоров из импортных комплектующих изделий достигло в удельном весе по стране 44 %;
— производство пылесосов из импортных комплектующих — 35 %;
— производство дверей с применением импортных комплектующих — 10 %;
— производство рыбных консервов (преимущественно из импортного рыбного сырья) — свыше 40 %.
Однако в процессе переговоров России о вступлении в ВТО к началу 2000 г. для российских законодателей стало очевидным, что закон № 13-Ф3 входит в прямое противоречие с требованиями ВТО. Это касалось, прежде всего, принятого таможенного режима в ОЭЗ в части товаров, перемещаемых из ОЭЗ на остальную таможенную территорию страны (или их импортных компонентов) и произведенных в ОЭЗ, которые в полном объеме должны облагаться таможенными и налоговыми платежами.
В связи с этим было принято решение о приведении российской нормативно-законодательной базы в соответствие с требованиями международно-правовых актов, используемых в системе ВТО. В результате разрабатывается и принимается новый федеральный закон об ОЭЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (№ 16-ФЗ от 10.01.2006 г.). В данном законе предусмотрен механизм представления налоговых льгот для резидентов ОЭЗ при условии привлечения ими в экономику области определенных инвестиций. При этом учитывалось, что к моменту выхода закона большинство предприятий области работало по старому закону № 13-Ф3. Поэтому в новом законе предусмотрен переходный период и действие старого закона для адаптации этих предприятий до 2016 г. Руководящие органы ВТО согласились с этим. К сожалению, как показало время, данный период оказывается недостаточным для технологического перестроения под новый закон и условия ВТО. Это обусловлено, главным образом, острой нехваткой инвестиционных ресурсов. В данном направлении бизнесу и региональному Правительству предстоит большая работа.
Некоторые эксперты отмечают вероятность того, что переход России к исполнению своих обязательств перед ВТО по проведению таможенной политики может на какой-то период негативно сказаться на структуре и функционировании хозяйственного комплекса Калининградской области. Анализ, проведенный экспертным сообществом региона, позволил дать предварительный прогноз снижения уровня ставок ввозных таможенных пошлин для основных групп товаров при участии России в ВТО (см. табл.). Предварительные оценки свидетельствуют, что следует ожидать значительного ужесточения конкуренции на внутреннем рынке области и России с иностранными товарами.
19
Прогнозируемое снижение уровня ставок ввозных таможенных пошлин на переходный период для основных групп товаров по Калининградской области при вступлении России в ВТО
Снижение таможенных пошлин по группам товаров, % Переходный период
1. Телерадиоаппаратура — с 20 до 15 До 2015 г.
2. Автомобили — с 25 до 15 До 2019 г.
3. Подъемно-транспортное оборудование — с 13 до 5 До 2015 г.
4. Компьютеры, средства их производства и элементная база — отменены полностью До 2015 г.
5. Санитарно-техническое оборудование из пластмасс — с 20 до 6,5 До 2017 г.
6. Мебель с 20 до 10 До 2018 г.
7. Молоко, сливки, сливочное масло — с 25 до 20 До 2015 г.
8. Готовая продукция из рыбного сырья — с 15 до 12,5 До 2015 г.
Примечание. Уровень ставок может меняться в соответствии с изменениями структур групп товаров.
20
Показатели таблицы свидетельствуют, что ранее имевшийся положительный эффект от действия первого Закона об ОЭЗ, связанного с исключительными таможенными преференциями для хозяйства области, в условиях ВТО утрачивается. Возникает необходимость теоретического осмысления будущего развития экономики региона как эксклав-ной территории в новых условиях. При этом уместно сказать, что такое развитие Калининградской области с позиций системного подхода должно характеризоваться не чем иным, как положительными изменениями функционирования региональной экономической системы. В условиях возрастающей жесткой конкуренции они могут проявиться только при решительном переходе от существующего к новому, более высокому уровню инновационно-технологического роста региона.
С теоретических позиций один из вариантов процесса развития экономики эксклавной территории при переходе к условиям ВТО может быть представлен некоторой информационно-логической моделью (рис. 2). Она в определенной мере служит предпосылкой для дальнейшего программного оформления мероприятий, обеспечивающих устойчивое повышение конкурентоспособности различных секторов хозяйства региона.
При построении информационно-логической модели вводятся следующие допущения:
— модель охватывает весь период выхода экономики региона на уровень исполнения обязательств России при ее участии в ВТО;
— разрабатывается комплексная программа, определяются необходимые источники ее финансирования, обеспечивающие техническое переоснащение и адаптацию предприятий региона к условиям ВТО;
— предполагается дополнительный рост объема производства и реализации продукции в регионе от осуществления мероприятий по адаптации экономики к условиям ВТО;
— в переходный период предполагается появление некоторой зоны временного замедления (т-п) или даже спада роста экономики региона;
— проводится постоянный региональный мониторинг осуществления мероприятий по адаптации экономики к условиям ВТО;
— формируется региональный рынок научно-инновационной продукции, обеспечивающий повышение конкурентоспособности предприятий региона.
Безусловно, информационно-логическая модель дает сугубо общее представление о переходе экономики Калининградской области как эксклавной территории России к работе в новых условиях. Это сложный и достаточно длительный процесс. При этом надо сказать, что на федеральном и региональном уровнях уже многое делается в этом направлении. Однако для конкретизации данной деятельности и успешного управления этим комплексным процессом необходимо осуществление всеобъемлющей федеральной программы перехода хозяйства региона на условия работы в ВТО.
21
С
Рис. 2. Информационно-логическая модель процесса развития экономики Калининградской области при переходе на условия работы ВТО
22
Список литературы
1. Об Особой экономической зоне в Калининградской области : федеральный закон № 13-Ф3 от 22.01.1996 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-пра-вовой базы «КонсультантПлюс».
2. Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой базы «КонсультантПлюс».
3. Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации от 16 ноября 2011 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой базы «КонсультантПлюс».
4. О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой базы «Консультант-Плюс».
5. Горбунов О. А. ВТО: основы функционирования и проблемы присоединения России : монография. М., 2008.
6. Западов А. Импорт в отсрочку // Калининградская правда. 2014. 9 июля.
7. Ипатов Ю. М., Исаев А. П., Нещерет А. К., Губанова М. В. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность : учебное пособие. СПб., 2010.
8. Ивченко В. В. Выстоять в условиях ВТО // Калининградская вечерка. 2012. 1 сент.
9. Каллагов Б. Р. Вступление России в ВТО: вариантность эффекта участия. Владикавказ, 2008.
10. Оболенский В. П. Обязательства России в ВТО: плюсы и минусы // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 2.
11. Чернышева Н. А. Россия в ВТО: проблемы и перспективы : учебное пособие. М., 2013.
12. Присоединение России к ВТО: основные обязательства, возможные последствия : монография / под рук. С. Ф. Сутырина. СПб., 2012.
Об авторах
Владислав Васильевич Ивченко — д-р экон. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
Яна Валерьевна Деменок — бакалавр, МГИМО — университет МИД России, Москва.
E-mail: [email protected]
About the authors
Prof. Vladislav Ivchenko, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: [email protected]
Yana Demenok, Bachelor, MGIMO University, Moscow. E-mail: [email protected]